Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

МАРКЕТИНГОВО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ / МАРКЕТИНГОВО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щетинина Е.Д., Кочина С.К.

Актуальность исследования обусловлена нарастанием в сложившихся социально-экономических и политических условиях диспропорций регионального промышленного развития и необходимостью изучения этого процесса с целью воздействия и управления им. В статье рассматривается понятие региональной промышленной политики; приводится классификация основных ключевых факторов, оказывающих влияние на промышленный комплекс региона, а также раскрыта их сущность. Обосновано, что для успешного функционирования регионального промышленного комплекса необходимо проводить маркетингово-диагностический скрининг ключевых факторов. Для этого был выявлен ранг по каждому фактору. Проведена такая процедура на примере основных промышленных отраслей Белгородской области (с 2014 по 2018 гг.). Выявлено, что введённые антироссийские экономические санкции, непроработанность нормативно-правовых актов и, в целом, государственная политика негативно влияют на определённые отрасли регионального промышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щетинина Е.Д., Кочина С.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING AND DIAGNOSTIC SCREENING OF REGIONAL INDUSTRIAL COMPLEX DEVELOPMENT FACTORS

The relevance of the study is due to the growing imbalances in regional industrial development in the prevailing socio-economic and political conditions and the need to study this process in order to influence and manage the name. Classification of the main key factors affecting the industrial complex of the region is given, as well as their essence is disclosed. It is justified that for the successful functioning of the regional industrial complex, it is necessary to conduct marketing and diagnostic screening of key factors. For this, the rank for each factor was identified. This procedure was carried out on the example of the main industrial sectors of the Belgorod region (from 2014 to 2018). It was revealed that the introduced anti-Russian economic sanctions, the inefficiency of regulatory legal acts, and, in general, state policy negatively affect certain sectors of the regional industrial complex.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

УДК 332.02

E.D. Schetinina, S.K. Kochina

MARKETING AND DIAGNOSTIC SCREENING OF REGIONAL

INDUSTRIAL COMPLEX DEVELOPMENT FACTORS

The relevance of the study is due to the growing imbalances in regional industrial development in the prevailing socioeconomic and political conditions and the need to study this process in order to influence and manage the name. Classification of the main key factors affecting the industrial complex of the region is given, as well as their essence is disclosed. It is justified that for the successful functioning of the regional industrial complex, it is necessary to conduct marketing and diagnostic screening of key factors. For this, the rank for each factor was identified. This procedure was carried out on the example of the main industrial sectors of the Belgorod region (from 2014 to 2018). It was revealed that the introduced anti-Russian economic sanctions, the inefficiency of regulatory legal acts, and, in general, state policy negatively affect certain sectors of the regional industrial complex.

Keywords: region, industrial complex, regional industrial policy, key factors, marketing and diagnostic screening

Е.Д. Щетинина1, С.К. Кочина2

МАРКЕТИНГОВО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Актуальность исследования обусловлена нарастанием в сложившихся социально-экономических и политических условиях диспропорций регионального промышленного развития и необходимостью изучения этого процесса с целью воздействия и управления им. В статье рассматривается понятие региональной промышленной политики; приводится классификация основных ключевых факторов, оказывающих влияние на промышленный комплекс региона, а также раскрыта их сущность. Обосновано, что для успешного функционирования регионального промышленного комплекса необходимо проводить марке-тингово-диагностический скрининг ключевых факторов. Для этого был выявлен ранг по каждому фактору. Проведена такая процедура на примере основных промышленных отраслей Белгородской области (с 2014 по 2018 гг.). Выявлено, что введённые антироссийские экономические санкции, непроработанность нормативно-правовых актов и, в целом, государственная политика негативно влияют на определённые отрасли регионального промышленного комплекса.

Ключевые слова: регион, промышленный комплекс, региональная промышленная политика, ключевые факторы, маркетинго-во-диагностический скрининг

DOI: 10.36807/2411-7269-2020-4-23-32-38

Факторы развития промышленности существенно меняются под влиянием новых тенденций в мировом хозяйстве и сообществе, конкуренции, информатизации и прочих. Меняется важность или приоритетность той или иной группы факторов [1]. Указанные факторы влияют на:

- структуру региональной промышленности;

- рентабельность отраслей и производств;

- устойчивость функционирования промышленных предприятий;

1 Щетинина Е.Д., заведующая кафедрой маркетинга, доктор экономических наук, профессор; Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, г. Белгород

Schetinina E.D., Head of Marketing Department, Doctor of Economics, Professor; Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod

E-mail: schetinina@inbox.ru

2 Кочина С.К., доцент кафедры теории и методологии науки, кандидат экономических наук, доцент; Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, г. Белгород

Kochina S.K., Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Science, PhD in Economics, Associate Professor; Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod

E-mail: swetakochina@yandex.ru

- уровень кооперации и специализации.

Задачей настоящей работы является рассмотрение методологических подходов к оценке и анализу совокупности условий промышленного развития на уровне региона в современных условиях, их ранжирование и способы обеспечения.

Посылка и гипотеза состоит в том, что диагностика промышленного развития в регионе невозможна без маркетингового инструментария исследований и прогнозов [2]. Суть в том, что рассмотрение в процессе анализа только классических факторов (труд, земля, капитал, информация и предпринимательская активность) явно недостаточно, так как сегодня экономическая успешность зависит и определяется и другими детерминантами, имеющими отношение к коммуникациям, сетевым ресурсам сбыта и маркетинга, нематериальным активам, корпоративности, как особой форме управления и геополитике [3]. Последняя выражается в жёстких или мягких условиях внешней торговли, применяемых санкциях, международных договорённостях и партнёрстве, формах контрактации и т.д.

Систематизацию и уточнение факторов развития промышленных предприятий исследовали многие авторы, в том числе в связи с потенциалом регионального развития и его конкурентоспособностью (З.А. Насаров, А.А. Воронов, В.Ф. Катичев, Ю.Я. Еленева, А.В. Техов, А.В. Бабкин, А.Е. Карлик, А.И. Татаркин, Л.В. Краснюк, С.В. Кузнецов и др.). Так, А.В. Техов делит их на внешние и внутренние, прямые и косвенные, основные и второстепенные. Он же предлагает оценивать их эффективность по ряду показателей [4].

По идее, каждый регион имеет свою промышленную политику, рамочно очерченную на макроуровне, и, тем не менее, имеющую специфические черты и отличия. Но имеется ли она у страны и регионов - большой вопрос. Между тем наличие региональной промышленной политики (РПП) - ключевой фактор стратегического развития промышленного комплекса данного субъекта, обеспечения необходимой инфраструктуры, создания долгосрочных и взаимовыгодных партнёрских связей с отечественными и зарубежными организациями и т.п. [5], [6].

Под РПП мы будем понимать совокупность нормативно-законодательных, организационных, экономических и иных мер, направленных на устойчивое развитие промышленного комплекса субъекта, обеспечение производства конкурентоспособной продукции, повышение инвестиционной и инновационной активности и привлекательности.

РПП определяется исходя из направлений и темпов социально-экономического развития субъекта, величины и состава его бюджета, параметров внутренней конкурентной среды, экологической обстановки, материально-технического и ресурсно-сырьевого потенциала, наличия и уровня развитости инфраструктуры, энергообеспеченности, а также с учётом инвестиционной и инновационной политики данного региона [7].

Вдобавок к вышесказанному, мы предлагаем РПП позиционировать и строить с учётом регионального маркетинга.

Региональная промышленная политика имеет главную цель - повышение экономического потенциала региона, развитие его материальной и производственной инфраструктуры, в которую, прежде всего, входит: обеспечение развития отраслей производства товаров и услуг. В конечном счёте, её цель сводится к обеспечению конкурентоспособности промышленных предприятий [8].

Иными словами, РПП объединяет все факторы, способные оказывать влияние на промышленный комплекс в целом [9].

Деление на старые и новые условно, но, тем не менее, позволяет учесть изменения в структуре факторов (Табл. 1). Далее о каждом факторе подробнее.

Таблица 1 - Классификация факторов региональной промышленной политики

Традиционные факторы Новые факторы

Государственная политика Инвестиционный климат Качество и наличие рабочей силы Инновационная активность Производственно-сбытовой маркетинг Основные фонды Законодательная база Институциональная среда Социализация Кластеризация Коллаборация Сетизация Социальный маркетинг Неосязаемые активы Импортозамещение Развитие информационной среды региона Создание регионального бренда

Раскроем сущность традиционных факторов:

- влияние мер и инструментов проведения государственной политики в области развития промышленного сектора;

- наличие привлекательных финансовых, социально-экономических, политических, географических и организационно-правовых условий для привлечения зарубежных и отечественных инвесторов;

- численность специалистов конкретной специализации, уровень образования и квалификации, уровень профпригодности и профориентированности;

- число промышленных предприятий, занимающихся научно-техническими разработками, внедрением инноваций в массовое производство;

- наличие развитой системы распределения продукции, обслуживания, стимулирования сбыта, товарной и ценовой политики промышленного предприятия;

- степень оснащения промышленного предприятия основными фондами, применение современного прогрессивного оборудования и средств производства;

- действующие нормативно-правовые акты (законы, распоряжения, регламенты), препятствующие (или способствующие) развитию регионального промышленного комплекса;

- система политических, социальных, юридических, контрольно-надзорных правил и норм, определяющая перспективы и возможности деятельности региональных промышленных предприятий.

С развитием промышленного сектора в регионах одних только традиционных факторов мало для оценки уровня РПП и сравнения с зарубежными предприятиями [10]. Поэтому были выявлены новые факторы, заключающиеся в следующем:

- процесс интеграции промышленного сектора в социальную среду данного региона;

- предпосылки и условия для возникновения промышленных кластеров [11];

- наличие и развитие партнёрских отношений с представителями зарубежного и отечественного промышленного комплекса;

- создание региональной сетевой структуры, т.е. совокупности промышленных экономических узлов, характеризующейся их устойчивой кооперацией;

- формирование концепции согласования и увязывания интересов субъектов регионального промышленного сектора и потребителей;

- формирование положительного имиджа предприятия, разработка корпоративной культуры, определение миссии и стратегии деятельности, оформление патентов;

- нацеленность на выпуск отечественной промышленной продукции, способной конкурировать с зарубежными компаниями, что, в конечном счёте, позволит снизить (даже устранить) импортозависимость;

- создание совокупности информационных условий существования РПП (обеспеченность информационными ресурсами с достаточным уровнем качества и прогрессивности, т.е. в целом региональной информационной инфраструктуры);

- возможности для создания регионального бренда, что позволит усилить конкуренцию между субъектами, а также будет способствовать развитию данного рынка [12].

Помимо вышеуказанных факторов, представляется возможным выявить ещё один существенный фактор - достаточную ёмкость рынка, так как, в частности, РПП ориентирована на внутренний спрос области [13]. Но на сегодняшний момент по ряду промышленных товаров она падает в связи с пандемией.

Для эффективной оценки регионального промышленного комплекса на основе тех или иных статистических показателей необходимы, во-первых, наличие механизма сбора и хранения достоверной и своевременной информации; во-вторых, комплексная методика, применяемая к их оценке [14], [15]. Для реализации данного процесса необходимо совершенствовать методический инструментарий, способствующий более эффективной диагностике показателей отраслей промышленности.

В связи с этим предлагаем следующее содержание маркетингово-диагностического скрининга регионального промышленного комплекса:

1) проведение анализа требований к предприятию (выпускаемая продукция, цена, качество как набору свойств, сервис, доставка, снабжение запасными частями и т.п.);

2) выявление наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на результативность предприятия;

3) оценка факторов на их соответствие общерегиональным значениям [16].

Это позволяет нам произвести ранжирование факторов РПП по степени важности

и ценности для достижения стратегических целей всего регионального промышленного комплекса, что, в свою очередь, позволит выявить наиболее перспективные направления промышленности, а также наиболее значимые факторы, являющиеся барьерами для развития данной отрасли (Табл. 2) [17].

Таблица 2 - Оценка ключевых факторов региональной промышленной политики

Традиционные факторы Ранг (важность) Новые факторы Ранг (важность)

Государственная политика 0,1 Социализация 0,05

Инвестиционный климат 0,22 Кластеризация 0,1

Качество и наличие рабочей силы 0,08 Коллаборация 0,12

Инновационная активность 0,21 Сетизация 0,11

Производственно-сбытовой маркетинг 0,09 Социальный маркетинг 0,09

Основные фонды 0,07 Неосязаемые активы 0,14

Законодательная база 0,11 Импортозамещение 0,12

Институциональная среда 0,12 Развитие информационной среды региона 0,1

Создание регионального бренда 0,17

Итого 1,0 Итого 1,0

Нами предлагается провести опрос ведущих промышленных предприятий с выставлением значимости вышеперечисленных факторов (по десятибалльной шкале). На основе полученных данных определяется средневзвешенный уровень ключевых факторов РПП (Формула 1):

где Уфакт - уровень ключевых факторов региональной промышленной политики; п - число факторов; а - значимость для промышленного предприятия.

Проведём данный маркетингово-диагностический скрининг на примере Белгородской области.

Наиболее развитые отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка, горнодобывающая промышленность, производство одежды, металлургия, производство стройматериалов, обработка древесины и производство изделий из дерева, пищевая промышленность (Табл. 3).

Таблица 3 - Индексы производства по отдельным видам экономической деятельности (в процентах к предыдущему году) [18]

Направление промышленного производства Года

2015 2016 2017 2018 2019

Индекс промышленного производства 103,3 102,3 105,0 102,4 103,6

Добыча полезных ископаемых 102,1 101,2 101,9 102,5 99,7

Обрабатывающие производства 104,2 102,7 106,9 102,7 105,4

Производство пищевых продуктов 103,4 101,7 107,6 106,9 109,3

Производство напитков 132,2 104,6 90,9 103,5 75,6

Производство одежды 142,5 140,1 113,3 91,7 135,2

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели 93,0 73,2 153,0 81,5 159,5

Производство химических веществ и химических продуктов 98,9 145,0 111,4 64,1 102,7

Производство резиновых и пластмассовых изделий 151,2 99,1 109,4 95,9 117,3

Производство металлургическое 103,3 99,3 106,1 103,6 101,1

Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 112,8 101,7 115,3 97,1 105,5

Производство машин и оборудования, не включённых в другие группировки 122,5 105,7 73,9 108,0 127,1

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 102,0 103,0 101,6 102,6 97,2

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 98,7 110,0 93,7 86,3 125,8

Агрегированный индекс производства по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "Водоснабжение; водо-отведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений".

Если сравнивать 2018 г. и 2019 г., то мы видим, что практически по всем направлениям промышленной отрасли наблюдается рост индекса промышленного производства (ИПП). Особенно это заметно по следующим направлениям: "Производство одежды" -ИПП вырос на 43,5; "Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели" - на 78; "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - на 39,5. Исключением из такой тенденции является "Производство напитков" - ИПП снизился на 27,9 (по этой отрасли снижение наблюдается с 2016 г.).

В целом же, за 2019 г. значения ИПП по отдельным отраслям промышленного производства достигли значений посткризисного периода (это 2015 г.) или же значительно их превзошли.

Рассмотрим, какую долю привносят основные отрасли промышленного комплекса в объём ВРП (Табл. 4).

Таблица 4 - Структура ВРП Белгородской области по видам экономической деятельности (в текущих ценах; в процентах к итогу)

Направление промышленного производства Года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014 2015 2016 2017 2018

Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство 20,2 20,7 19,3 18,1 18,2

Добыча полезных ископаемых 12,4 10,4 11,0 14,8 19,4

Обрабатывающие производства 17,4 18,8 20,7 19,7 18,7

Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха 3,3 2,9 2,7 2,3 1,7

Строительство 6,6 7,0 7,0 6,4 5,2

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 17,2 16,1 15,2 14,4 13,8

Итого промышленность 77,1 75,9 75,9 75,7 77

Остальные виды деятельности (суммарно) 22,9 24,1 24,1 24,3 23

Анализируя динамику доли промышленного сектора в ВРП, можем отметить, что свою позицию улучшило направление "Добыча полезных ископаемых"; резко уменьшили свои доли в развитии регионального продукта такие направления промышленного комплекса, как "Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха" (с 3,3 - в 2014 г. до 1,7 - в 2018 г.) и "Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов" (с 17,2 - в 2014 г. до 13,8 - в 2018 г.). Важно заметить, что суммарно все указанные в Табл. 4 направления промышленного производства намного превосходят суммарные значения всех остальных направлений деятельности (Рис. 1). Например, за 2018 г. сумма доли промышленного комплекса в общем уровне ВРП составило 77 %, и, в целом, динамика положительная.

Рис. 1 - Доля основных направлений промышленного сектора в ВРП Белгородской области за 2018 г.

Проанализируем, каким образом ключевые факторы РПП повлияли на промышленный комплекс Белгородской области за рассматриваемый период. С 2014 по 2018 гг. "Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство" утратили свои позиции в общем объёме ВРП. Здесь ключевыми факторами выступили жёсткая государственная политика в отношении таких предприятий, а также политика импортозамещения (введение антироссийских санкций, ответные меры нашего государства на такую "агрессивную политику" со стороны зарубежных партнёров, нехватка запасных частей импортного производства - всё это усугубило положение такого рода предприятий).

"Добыча полезных ископаемых" и "Обрабатывающие производства", наоборот, увеличили свои доли в ВРП. Объясняется это благоприятным инвестиционным климатом Белгородской области, коллаборацией с зарубежными компаниями, инновационной активностью крупнейших представителей данного направления: АО "Лебединский горнообогатительный комбинат", АО "Стойленский горно-обогатительный комбинат", АО "ОЭМК" [19].

Спад доли в ВРП такого направления, как "Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов" связан с ужесточением нормативно-правовых актов, а также с недостатком квалифицированного персонала.

Таким образом, проведённое исследование позволило определить, в каких отраслях регионального промышленного комплекса Белгородской области есть слабые стороны. Это поможет эффективно принимать управленческие решения в данном направлении; будет способствовать развитию региональных программ поддержки отстающих отраслей; повышению инвестиционной привлекательности и усилению инновационной активности [20].

Список использованных источников

1. Боровикова Н.В. Современное состояние региональной промышленной политики России // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2016. - № 26. - С. 31-35.

2. Филобокова Л.Ю., Вдовиченко М.М Региональная промышленная политика и механизм её управления // Экономика в промышленности. - 2017. - Т. 10. - № 1. - С. 7581.

3. Зайнашева З.Г., Рахманов А.Р. О роли региональной промышленной политики // Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2017. - № 1-1. - С. 146-148.

4. Техов А.В. Факторы развития промышленных предприятий // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2013. - № 1(27). - С. 155-160.

5. Маммаев Р.А., Мудунов А.С. Особенности формирования промышленной по-

литики на региональном уровне // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. -

2017. - № 4. - С. 14-19.

6. Горячева Т.В. Особенности региональной промышленной политики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. - 2010. - № 2. - С. 60-67.

7. Хамзатов В.А., Дикарева И.А. Некоторые подходы к разработке региональной промышленной политики // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 5(28). - С. 347-352.

8. Авдеев И. О перспективах развития региональной промышленной политики // Стандарты и качество. - 2017. - № 12. - С. 62-65.

9. Быстров А.В., Есина А.Р., Свирчевский В.Д. Факторы динамики промышленного производства // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

- 2019. - № 4(106). - С. 5-16.

10.Керефов М.А., Ашхотов Э.Ю. Анализ состояния и развития региональных предприятий отраслей промышленного комплекса // Экономика и предпринимательство. -2014. - № 11-4(52). - С. 210-213.

11.Калинина В.В. Кластерный анализ состояния промышленности регионов РФ // Экономика в промышленности. - 2016. - № 3. - С. 259-269.

12.Войтоловский Н.В., Подшивалова М.М. Анализ основных направлений формирования и реализации региональной промышленной политики // Статистика, учёт и аудит.

- 2013. - № 3(50). - С. 5-10.

13.Пономарёва Т.Н., Дубино Н.В. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: подходы к оценке и выбору показателей // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. - 2016. - № 1. - С. 178-184.

14.Butorina O., Oborin M., Kutergina G., Osipova M. Methodology of investment cycle analysis in the regional economy: territorial and industrial aspects // Regional science inquiry. -

2018.-Vol. 10,- №2.-PP. 97-110.

15.Галямов Ю.Ю. Механизмы управления региональным промышленным комплексом: проблема эффективности взаимодействия участников // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2012. - № 1(17). - С. 145-148.

16.Ershov Y.S. Interregional differentiation and donating and recipient regions: diversity of assessments and conclusions // Regional research of Russia. - 2020. - Vol. 10. - № 1. -PP. 20-28.

17.Morgan R.E., Miocevic D., Herhausen D. Capability-driven industrial firms: considering resources, capabilities, and competencies for marketing developments // Industrial marketing management. - 2019. - Vol. 83. - РР. 1 -7.

18.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// belg.gks.ru/enterprises_production (дата обращения: 30.10.2020).

19.Толстолуцкая Н.М. Совершенствование инвестиционной составляющей региональной промышленной политики Белгородской области // Устойчивое развитие науки и образования. - 2017. - № 12. - С. 34-37.

20.Кулаговский Е.В. Оценка потенциала промышленных комплексов и разработка стратегий их экономического развития // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2016. -№ 5(101). - С. 136-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.