УДК 339.1
МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ НА РЫНКЕ РЕКЛАМНЫХ УСЛУГ
Е.С. Доржиева Научный руководитель - Н. А. Золотарева
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Российская Федерация, 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
E-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросам стратегического маркетинга. Особое внимание обращается на маркетинговую стратегию и деятельностьрекламных агентств. На основе расчёта емкости рынка и конкурентного анализа, определяется положение рынка рекламных услуг, как обоснование необходимых стратегий развития организаций.
Ключевые слова: маркетинг, исследование, стратегия, анализ рынка, рекламные услуги MARKETING STRATEGY IN THE MARKET OF ADVERTISING SERVICES
E.S. Dorzhiyeva The research supervisor - N. A. Zolotareva
Buryat State University of Dorzhi Banzarov 24a, Smolin Str., Ulan-Ude, Republic of Buryatia, 670000, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Article is devoted to questions of strategic marketing. Special attention is paid on the marketing strategy and activity of advertizing agencies. On the basis of calculation of market capacity and the competitive analysis, the provision of the market of advertizing services as justification of necessary development strategies of the organizations is defined.
Keywords: marketing, research, strategy, analysis of the market, advertizing services
Стратегический маркетинг - это сфера управленческой деятельности, состоящая в реализации перспективных целей компании через осуществление изменений в организации. Маркетинговая стратегия - элемент стратегии деятельности предприятия, направленный на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям [4].
Актуальность темы исследования состоит в том, что маркетинговая стратегия предприятия оказывает огромное влияние на ведение деятельности, в целом. Объектом исследования является стратегический маркетинг в организациях.
Для обоснования и разработки стратегии рекламного агентства необходимо провести анализ рынка рекламы, анализ состояния рынка рекламных услуг, поэтому для примера, мы рассчитаем емкость рынка рекламных услуг в городе Улан-Удэ [1].
Из расчёта емкости рынка видно, что рынок обладает большим потенциалом роста и не используется компаниями максимально полно. Для рынка рекламных услуг в г. Улан-Удэ необходимо проведение образовательных кампаний и рекламных акций по привлечению неохваченной аудитории и формирования более частого пользования услугами.
1. SWOT-анализ. Наиболее известный из всех методов анализа конкурентных позиций. Заключается в учете преимуществ, недостатков, угроз и возможностей. Этот анализ обычно используется в сочетании с одним из последующих методов анализа конкурентной среды. Такой подход позволяет получить наиболее полную характеристику окружения.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 3
2. SPACE-анализ основывается на мнении, что конкурентоспособность продукции и финансовая сила предприятия являются основополагающими факторами стратегии развития фирмы, а преимущества отрасли и стабильность рынка имеют значение в масштабах отрасли.
3. PEST-анализ позволяет выявить экономические, политические, социальные и технологические факторы окружающей среды, которые оказывают влияние на предприятие.
4. Конкурентная модель по М. Портеру позволяет охарактеризовать состояние конкуренции в отрасли [2].
Емкость рынка рекламных услуг г.Улан-Удэ в млрд руб.
Также существуют различные методы конкурентного анализа рынка, самые известные из них:
Рассмотрим рынок рекламных услуг в городе Улан-Удэ при помощи анализа «5 сил» Портера. Данный метод определяет уровень конкуренции и привлекательность ведения бизнеса в отрасли.
Анализ уровня конкуренции в отрасли по модели «5 сил конкуренции» Майкла Портера проводился путем анализа пяти внешних сил: рыночной властью поставщиков; рыночной властью покупателей; властью существующих конкурентов; угрозой появления новых конкурентов; угрозой появления товаров-субститутов [3].
Конкурентный анализ основывается на данных, полученных с помощью экспертного опроса, на основании которых были получены следующие выводы (см. табл.):
Таблица 1
Оценка внешних сил рынка рекламных услуг города Улан-Удэ
Параметр оценки Оценка параметра (0-6)
Оценка угрозы со стороны товаров-заменителей 2,75
Уровень внутриотраслевой конкуренции 3,4
Оценка угрозы входа новых игроков 2,8
Оценка угрозы ухода потребителей 4
Оценка угрозы со стороны поставщиков 4,6
Общий индекс рыночной силы составляет 3,51
Такое положение можно интерпретировать как среднее (от 2,54 до 4). То есть, уровень конкуренции на рынке рекламных услуг в городе Улан-Удэ средний.
На втором этапе проводится анализ возможностей и угроз в текущей конкурентной ситуации, а также разрабатываются возможные компенсационные мероприятий. Данный анализ основывается на сравнения и критической оценки всех пяти сил, их значений и составляющих их детерминант. Результаты второго этапа приведены в табл. 2.
Диагностика конкурентной среды показала, что рынок рекламных услуг города является высококонкурентным. Таким образом, для разработки стратегии развития предприятиям на данном рынке необходимо руководствоваться следующих аспектов:
• выявление и освоение новых рынков в пределах государства или зарубежного рынка для уже существующих продуктов
• освоение новых рыночных сегментов на существующих рынках
• высокую конкурентную борьбу.
Таблица 2
Возможности, угрозы и компенсационные мероприятия по модели «5 сил» м. Портера
Возможности Угрозы Компенсационные мероприятия
Большое значение заказов для поставщиков Издержки смены поставщиков у компаний в отрасли; Влияние цены ресурса на стоимость услуг или их дифференцирование Заключение долгосрочных контрактов с поставщиками сырья
Высокая концентрация покупателей; Большой объем закупок покупателями (у фирмы) Сильное влияние покупателей на качество/внешний вид товара Чаще предлагать помощь дизайнера при работе с клиентом, чтобы иметь большее влияние на внешний вид товара.
Рост отрасли; Узнаваемость торговой марки Высокие постоянные издержки Оптимизировать издержки компании за счёт торгово-административным издержкам.
Организациям следует придерживаться стратегии концентрированного роста и конкурентной стратегии развития:
• усиление позиций на рынке, посредством развития продукта;
• улучшить качество обслуживания клиентов.
Стратегия развития продукта (услуг) должна быть нацелена на повышение качества оказания услуг и производства товаров, за счёт повышения кадрового профессионализма
Развитие продукта в такой среде может быть ключевым фактором развития самой организации посредством того, что в Республике Бурятия не задействован интернет-маркетинг, в полной мере. А для привлечения незадействованной части рынка можно использовать рекламу в интернете, таргетинговую рекламу на различных маркет-платформах в социальных сетях.
Библиографические ссылки
1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гар-дарика, 1998. - 296 с.
2. Дэй Д. Стратегический маркетинг. - М.: ЭКСИО-Пресс, 2004. - 640 с.
3. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 1990. - 736 с.
4. Стратегический маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд./ Р.А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2003. - 347 с.: ил.- (Серия «Учебник для вузов»)
© Доржиева Е.С., 2019