Научная статья на тему 'Маркетинговая компонента управления образовательным процессом в регионе'

Маркетинговая компонента управления образовательным процессом в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговая компонента управления образовательным процессом в регионе»

Поэтому на первом этапе данным структурам должен быть изменен правовой статус с переводом их на полный хозяйственный расчет.

Также необходимо проведение конкурсного отбора подрядчиков для технического обслуживания жилищного фонда, уборки придомовой территории, санитарной очистки, проведения капитального ремонта. В перспективе это должны осуществлять управляющие компании.

Сегодня же это, как правило, муниципальные предприятия с четко очерченной географией своей деятельности, со старой системой организации и оплаты труда, не стимулирующей увеличение объемов производства и повышения качества предоставляемых услуг. Поэтому необходимо данные предприятия перевести на полный хозрасчет, одновременно активно привлекая частные предприятия к выполнению данного комплекса работ. Деятельность предприятий тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения населенных пунктов необходимо регулировать также через систему ценообразования, так как данные предприятия являются монополистами.

Подводя черту всему вышеизложенному, можно сказать, что процессы на рынке жилищно-коммунальных услуг должны быть прогнозируемы и управляемы, в связи с этим возникает необходимость функционирования еще органа управления на региональном уровне - на структуры координирующих деятельность всех субъектов рыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере региона.

В целом, проблема эффективного управления муниципальной собственностью заслуживает специального и глубокого исследования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Пивоваров В. Ф. Проблемы территориального управления муниципальным хозяйством. -http://www.infokniga.ru/ellibr/municipal

2. Аксенов Л. Ф., Болдырева И.А., Ершов И.В. и др. Реформирование жилищно-коммунального комплекса на современном этапе.- Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2002.

Е.К. Задорожняя

МАРКЕТИНГОВАЯ КОМПОНЕНТА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В РЕГИОНЕ

Согласно международному опыту, отрасль образования характеризуется ограниченными возможностями коммерциализации и преобладанием государственного сектора в системе взаимодействия с негосударственным. Указанные императивы особенно выражены в условиях Российской Федерации.

Переход к децентрализованной системе образования, недостаточное финансирование образовательной отрасли, развитие рынка образовательных услуг создают необходимость выработки новой системы управления образованием в условиях рыночной трансформации, основанной на применении экономических методов и инструментов.

В данном контексте образование является перспективной «нишей» для развития маркетинга как одного из направлений, связанных с управлением. Система образования в России за последние годы претерпела ряд существенных трансформационных модификаций, которые реструктуризировали ее имманентное содержание. Указанные процессы являются следствием изменения социально-экономичес-

ких условий, ведущих к развитию множества негосударственных образовательных учреждений в различных областях и уровнях образования. Развитие конкурентного рыночного пространства в данной сфере является катализатором применения маркетингового подхода в управлении образовательным процессом в регионе.

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при решении любых задач на потребителя. Реализация указанного подхода в управлении образовательным учреждением предполагает изучение и формирование стратегии и тактики взаимоотношений субъектов рынка образовательных услуг, образовательных учреждений, организаций-потребителей, личностей обучающихся, посреднических структур, которые производят, покупают и потребляют эти услуги.

Согласно Е.Б. Карпову, М.Б. Дементьеву и ряду других авторов, под маркетингом образовательных услуг понимается управление предложением образовательных услуг учебного заведения, ориентируемым на требования рынка труда, с активным формированием спроса на прогрессивные образовательные услуги и обеспечение трудоустройства подготовленных специалистов.

В данном контексте необходимо рассматривать региональный рынок образовательных услуг в функциональном взаимодействии с региональным рынком труда. С точки зрения системных позиций, региональная система образования является открытой системой и находится под влиянием регионального рынка труда. Региональный рынок труда включает «выход» указанной системы, и поэтому основной целью управления образовательным пространством региона является перемена входных и выходных параметров в соответствии с изменениями на рынке труда. Применение маркетинговой концепции в управлении образовательной системой региона подразумевает ориентацию деятельности образовательных учреждений в условиях развития рыночных отношений как на непосредственного потребителя образовательной услуги, так и на рынок труда в регионе, так как «выход» системы образования является «входом» регионального рынка труда. В экономической литературе, в некоторых нормативных документах встречаются различные трактовки предмета и сторон рыночной сделки в рассматриваемой сфере. Например, А.А. Браверманом было выдвинуто утверждение, что «субъектами рыночных отношений здесь выступают вузы... и предприятия, являющиеся потребителями молодых специалистов». По сути, аналогичной точки зрения придерживались и разработчики нового нормативного акта в области платного образования в Российской Федерации.

В действительности развитие системы образования пошло по пути создания рынка образовательных услуг не на «выходе» системы (т.е. между вузом и предприятием), а на «входе» (между абитуриентом и его родителями - с одной стороны и вузом - с другой стороны). Иначе говоря, акты купли-продажи в данной сфере в реальности происходят не между вузом и предприятием по поводу приобретения «молодого специалиста как товара», а между вузом и гражданином по поводу получения последним образовательной услуги как товара. В этой связи возникают структурные диспропорции между рынком труда и рынком образовательных услуг.

Рис. 1. Координация интересов субъектов рыночного пространства на региональном рынке труда и рынке образовательных услуг

Для региональных рынков образовательных услуг характерны нестабильность, отсутствие жесткого позиционирования отдельных хозяйствующих субъектов, несущественные входные барьеры. В условиях нарастания кризисных явлений в образовательной отрасли актуальность приобретают проблемы выработки реше-

ний, обеспечивающих развитие образовательных учреждений, устранение структурных диспропорций в системе взаимодействия региональной системы образования и рынка труда в регионе, удовлетворение запросов непосредственных потребителей образовательных услуг. Такие решения должны приниматься на основе применения концепции маркетинга.

Активизация использования маркетинговых технологий в модели подготовки специалиста с высшим образованием является действенным инструментом согласования социально-экономических интересов образовательных учреждений, потребителей образовательных услуг, субъектов рынка труда в регионе. Координация интересов субъектов на рынке труда и рынке образовательных услуг, представленная на рис. 1, в рамках которой должны решаться следующие задачи:

• формирование эффективной системы государственного регулирования региональной образовательной деятельности в условиях рынка, развития негосударственного сектора;

• учет региональных особенностей в образовательной политике региона;

• развитие функционального взаимодействия с другими уровнями управления многоукладной образовательной системы;

• диверсификация образовательных программ в соответствии с параметрическими характеристиками регионального рынка образовательных услуг, обеспечение дальнейшее трудоустройство выпускников;

• развитие инфраструктуры регионального рынка образовательных услуг.

Развитие рыночного пространства в русле маркетинга открытых систем (открытого маркетинга) должно приносить прибыль и/или другие дополнительные блага не только участникам акта обмена, но и обществу в целом, по крайней мере, значительно более широким слоям, группам, чем сами участники сделки. В маркетинговое целеполагание, тем самым, включается социально значимый внешний эффект, возникающий в тех случаях, когда решение или сделка затрагивает интересы, содействует удовлетворению потребностей посторонних для данной сделки людей, общественных слоев или групп.

Такой эффект образовательной сделки - это общее повышение уровня образованности населения, работников, следующий за этим рост благосостояния, снижение социальной напряженности и др. (это является наиболее важным принципом в связи со спецификой процессов реструктуризации экономики региона, когда возникает социальная и экономическая напряженность отношений в обществе). Определение специфики образовательных услуг региона, экономической природы и сфер их распространения, диверсификация в соответствии с региональными воспроизводственными потребностями позволят стабилизировать социально-экономические отношения в обществе.

В самом общем виде услуга как таковая может быть определена как любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой и которая в основном неосязаема и не приводит к завладению чем-либо. Образовательная услуга - это субпонятие, особый аспектный инвариант услуги как таковой вообще и может быть определена как некое полезное действие, направленное на удовлетворение человеческих потребностей.

Таким образом, «продукция» образовательной отрасли в полной мере обладает такими специфическими свойствами, как неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость. Последнее свойство и неотделимость ее от источника обуславливают территориальную локализацию услуг.

Учебные заведения взаимодействуют с потребителями образовательных услуг в системе региональных и локальных рынков с присущими им параметрическими характеристиками (спрос, предложение, цена конкретной услуги и др.).

Развитие территориально-локализованного рыночного пространства в сфере образования и функционирование образовательных учреждений как субъектов товарно-денежных отношений создают предпосылки для адаптации системы управления к рыночным условиям посредством применения маркетинговых инструментов.

Главными задачами образовательного маркетинга в регионе на настоящий момент являются:

• исследование рынка труда для определения наиболее востребованных профессий;

• изучение рынка образовательных услуг, запросов потребителей этих услуг;

• привлечение потенциальных потребителей образовательных услуг;

• создание в образовательных учреждениях условий для постоянной адаптации к социальному запросу;

• организация управления образовательными учреждениями для максимального удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг;

• учет геополитического положения региона для определения оптимальной стратегии в маркетинговой политике.

Внедрение маркетинговой составляющей в управление образовательным процессом в регионе воплощается в степени перехода от производственно -сбытовой ориентации к рыночной, маркетинговой ориентации. С этой точки зрения рыночно-ориентированный подход определяется как образ экономических действий, который избирается системой управления по данным анализа рыночных условий в направлении достижения поставленных целей с учетом ограниченных ресурсов в рамках договорных отношений между субъектами рынка и при ограниченном вмешательстве государства.

Рыночная ориентация системы управления образовательным учреждением представляет собой полиаспектную деятельность, в рамках которой должны решаться задачи по определению ассортимента и диверсификации оказываемых образовательных услуг с учетом потребностей общества, научно-технического прогресса; по формированию ценовой политики образовательного учреждения, находящегося под значительным влиянием регионального рынка; образовательным учреждениям необходимо активно вести коммуникативную деятельность, направленную на конкретные целевые группы потребителей.

Соответственно, продвижение и продажи образовательных услуг децентрализованы, стратегические и тактические решения принимаются органами, компетентными в конъюнктуре образовательных услуг, в вопросах региональной экономики, процессы и технологии оказания услуг гибки, легко переналаживаемы.

В современных условиях развитие образовательных учреждений во многом зависит от платежеспособного спроса на образовательные услуги, насколько ассортимент предлагаемых образовательных услуг отвечает запросам потребителей. Маркетинговая компонента управления образовательным учреждением позволит определить указанные параметры и сформулировать необходимые изменения в соответствии с рыночными сигналами. Таким образом, конкурентное рыночное положение образовательного учреждения зависит как от применения маркетинговых технологий, так и от специфики технологических процессов оказания услуг, обуславливающих способность к технологическим изменениям.

При применении маркетингового подхода одним из приоритетов выбора критериев управления образовательным процессом является повышение качества услуги. В то же время без внимания остается внутренняя система организации, которая представляет собой совокупность методов и технологий обслуживания.

Таким образом, современная трансформация социально-экономических условий и функционирование образовательных учреждений в регионально-стратифицированной экономической среде создают предпосылки для адаптации системы управления, совершенствования организационно-экономического механизма. В этой связи актуализируются проблемы внедрения маркетинговых технологий в контур управления, которые позволят определить диспозиции того или иного образовательного учреждения по отношению к региональному рынку образовательных услуг в контексте сочетания интересов экономических субъектов регионального рынка труда.

Решение практических задач по разработке и применению маркетинговых технологий управления образовательным процессом сопряжено с необходимостью определения способности к изменениям образовательной деятельности в соответствии со сложившимся потенциалом экономического развития. Таким образом, совершенствование образовательных технологий как целенаправленной организации образовательной деятельности на основе применения маркетинговой компоненты управления даст образовательным учреждениям возможность достижения конкурентных преимуществ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг.- М: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез, 2000.- С. 165.

2. Менеджмент, маркетинг и экономика образования / Под ред. Егоршина.- Н. Новгород: НИМБ, 2001.- С. 289.

3. Чухломин В.Д. Ценообразование на образовательные услуги с учетом факторов внутренней среды организации // Маркетинг в России и за рубежом. № 6 (38). 2003.- С. 107-111.

4. Сагинов К.А. Маркетинг образовательных услуг региона // Маркетинг в России и за ру-

бежом. № 5 (37). 2003.- С. 126.

5. Щербина А.В. Конкуренция на региональном рынке профессионально-образовательных

услуг: факторы, механизмы, регулирование (на материалах Ростовской области).- Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2003.- С. 13.

6. Кудрявенкова О.Л. Формирование механизма позиционирования образовательных услуг

на региональном рынке: организационно-экономический аспект: Автореф. дис. канд. экон. наук. 08.00.05.- Ростов н/Д, 2003. С. 12.

Е.А. Кобец

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность предлагаемой потребителям продукции является необходимым условием успешной деятельности каждого предприятия и отражает одно из важнейших свойств рынка - его конкурентность. Многообразие научных публикаций по вопросам конкуренции как в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.