5) радикальшсть змш фiнaнcoвoгo, техн ¡много. орган ¡зад1йного управл1нського характеру.
Ви сновки. Перспектив ни ми напрямками удосконалення техшчно'1 иол ¡тики щодо оновлення буд1вельно1 1 колшжм техн1ки е забезпечення тюноТ сшвпрац1 з виробниками, використання рвних форм фшансування, а також формування ращонально1 структури парку техшки, що дозволить у вщсутнють необхщного обсягу швестицш забезпечити потреби в основних фондах зал1зничного транспорту \ прийнятний р1вень його
конкурентоспроможносгл
Сучасний етап розвитку буд1вельного комплексу зал13ничного транспорту
характеризуемся активнпм оновленням ¡нновацшно-швестицшних процесш, яю набувають особливо важливого значения. Без актив1заци таких процесш неможливо полшшити фшансовий стан украшських зал1зниць.
Таким чином, окреслено значения буд1вництва, як ключового виду дшльжигп з&шзничного транспорту у реалтцп майбутнього гaлyзi, його проблеми, як! потрйно вирилити та принципи функщонування, яга необхщно впровадити для виходу галуз1 на конкурентний ртень
СПИСОК Л1ТЕРАТУРИ
1 Закон Украши «Про швестицшну Д1ЯЛЬН1СТЬ» №1561-XII (1561-12) в¡д 18.09.91
[Електронний ресурс]. — Режим доступу http://www.zakon.rada.gov.ua/go/1560-12
2 Дпкань В. Л. Мехашзм створення зал1знично-транспортно-промислово*1 Групи в сучасних умовах розвитку залпничного транспорту Украши / В Л Дикань, М.В. Кондратюк // Вюник економши транспорту 1 промисловостг - 2009. -№ 26. - С. 13-18.
3 Каличева Н € Забезпечення ефективного розвитку зал13ничного транспорту через оновлення основних фонд1в колшного господарства / Н. 6 Каличева // Вюник економши транспорту 1 промисловост1 — № 33. - 2011-С. 45-49.
4. Кфдша О.Г. Методолог ¡чш аспекти i нвести Ц1ЙН0-1НН0ваД1ЙН0Г0 розв итку залвничного комплексу Украши: монограф1я / О.Г. Юрдша. - X : УкрДАЗТ, 2011. - 312 с.
5. Стратегия предприятия и стратегический менеджмент: учебное пособие / [Соболев Ю.В., Дикань В Л . Дейнека А Г и др.]. - Харьков: ООО «Отлант». 2002. - 416 с.
6 Назаренко ГЛ. Еконо\пка { оргашзац1я 1нновац1йно'1 д1яльносп на залвничному транспорт: навчальний поабник / ГЛ. Назаренко, Ю.М Уткша п1д ред. В Л. Диканя - Харкш, 2011. - 222 с.
7 Чупир О М. Методолопчш аспекти управлшня розвитком будтельного потенщалу зал1зничного транспорту Украши: монограф ¡я / О М Чупир, Укр. держ. акад. зал1знич трансп -Харкт УкрДАЗТ, 2012 -391 с
Рецензент д.е.н., професор УкрДУЗТДейнека О.Г. Експерт редакцтноХ колегп к.е.н., доцент УкрДУЗТ Токмакова I. В.
УДК 339.138:656.073
МАРКЕТИНГО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
ТРАНЗИТНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Елагин И).В.. н.э.н., доцент, Букин Е. Амагистр (УкрГУЖТ)
В статье рассмотрены роль и целесообразность использования логистики в качестве базовой методологии организации транзитных направлений и маршрутов. В итоге можно сделать вывод, что сфера применения логистики постоянно расширяется и от объекта и масштабов применения логистики как ,методологии зависит не только величина эффекта, а также возможности и перспективы эксплуатации и развития тех или иных транзитных маршрутов.
© Елагин Ю В ,
Букин Е.А. Вкннк економпси транспорту 1 промисловосп № 54. 2016
237
Маркетинго-логистическая концепция организации транзитных маршрутов позволяет сокращать затраты и дает возможность получения значительных конкурентных преимухцеств перед другими участниками транспортного рынка.
Ключевые слова: маркетинг-логистические подходы, транспортная система, транзитные перевозки.
МАРКЕТИНГО-ЛОГ1СТИЧН1 ШДХОДИ ДО ОРГАНВАЦИ ТРАНЗИТНЫХ
ПЕРЕВЕЗЕНЬ
Слагт Ю.В., к.е.н., доцент, Букш С.О., магктр (УкрДУЗТ)
У cmammi розглянуто роль та дощльтсть використання лоястики в я кос mi базово! методологИ' оргаюзацИ транзитник напрямтв i маршрутхв. У тдсумку можно зробити висновок, що сфера застосування логистики постхйно розишрюеться i eid об'екта та масхитабхв застосування лог1стики як методологи залежить не пильки величина ефекту, а також можливостх та перспектива експлуатацхХ й розвитку тих чи тших транзитних маршрутхв.
Маркетинго-лог1стична концепция оргаюзацИ' транзитних маршрутхв дозволяе скорочувати витрати та дае можливхсть отримання значних конкурентних переваг перед imumtu учасниками транспортного ринку.
Ключовг слова: маркетинго-лог'хсти чш тдходи, транспортна система, транзитт перевезення.
MARKETING LOGISTICS APPROACHES IN THE TRANSIT
EJagin Yu. V., Candidate of economics sciences, associate Professor, Bukin E.A., post-graduate student (USURT)
The article describes the role and feasibility of using logistics as a core methodology' for the organization of transit lines and routes. As a result, it can be concluded that the scope of logistics is constantly expanding and from the object and scope of application of logistics methodology depends not only on the magnitude of the effect, as well as the opportunities and prospects for the operation and development of various transit routes.
The main purpose of the application of marketing and logistics methodology - ensxire the availability and provision of transport services and resources of the railway company's customers with specified e fficiency and the lowest possible cost.
Marketing and logistics concept enables the organization of transit routes to reduce costs and gives the possibility of obtaining long-term competitive advantage over other participants in the transport market.
Keywords: marketing and logistics approaches, the transport system, transit
Постановка проблемы. Глобализация экономики, расширение Европейского союза (ЕС), снятие торговых санкций с Ирана, структурные изменения во внешней торговле, вызванных политическим курсом РФ по максимальному ограничению транзита через Украину и блокированием транзита своей территорией, ведут к ускоренному развитию транспортного рынка и новых транспортных связей в направлении Азия-Европа. В то же время, транзит грузоперевозок через Украину постоянно снижается на протяжении 5 последних лет. что приводит к значительной потери
прибыли от грузовых перевозок ПАО «У кр зал изн ы ця ».
Происходит сокращение перевозок грузов ПАО «Укрзализныця» , как во внутреннем, так и в международном сообщении. Грузы, следовавшие из России, в последние годы формировали более половины объема транзитных перевозок через украинскую территорию. Удельный вес российско-украинских грузов в международных перевозках по территории Украины достигал 70% от всего объема международных перевозок в Украине.
Ана?из последних исследований и
BicHHK економпси транспорту i промисловосп № 54, 2016
публикаций. Исследованием транспортной системы Украины, транспортной ЛОГИСТИКИ И отдельных ее составляющих занимается широкий круг ученых, а частности В.Л Дикань [1], Д.К. Прейгер. О.В. Собкевич, О Ю. Емельянова [4], В.И Сергеев [5], Г Д. Эйтутис [3] и др. Однако специфика применения маркетинго-
логистических подходов как инструмента и средства практического повышения
эффективности и конкурентоспособности железнодорожных транзитных перевозок не получила значительного освещения
Целью статьи является исследование роли и возможностей применение маркетинго-логистических подходов как инструмента и средства практического повышения
эффективности и конкурентоспособности железнодорожных транзитных перевозок.
Изложение основного материала. Предприятия железнодорожного транспорта Украины в 2015 году сократили перевозку грузов по сравнению с 2014 годом на 10% - до 345,5 млн тонн, грузооборот железнодорожного транспорта за отчетный период сократился по сравнению с 2014 годом на 7,5% - до 194,32 млрд т/км. Наибольшие темпы падения у транзита, который в 2015 г. снизился на 18% до 24,2 млн.т., внутренние перевозки снизились на 12%, экспорт - на 9,6%, импорт - на 1,5%.
Объемы перевозок транзитных грузов ПАО «Укрзализныця» продолжают падать и в 2016 году. Первый квартал 2016 года отмечен наименьшими показателями за всю историю государства. Для того чтобы исправить ситуацию, железнодорожники проводят работу по поиску новых грузов По информации Департамента коммерческой работы ПАО «Укрзализныця». транзитные перевозки в январе—марте текущего года составляли 1.3— 1,5 млн.т в месяц. Это практически вдвое ниже, чем в соответствующий прошлогодний период. Еще больше разнятся показатели в сравнении с экономически успешными годами (2008, 2011), когда транзитные перевозки доходили до 6 млн.т в месяц.
На развитие транзитных потоков через Украину все большее влияние оказывают внешние факторы: геополитические и геоэкономические, которые недостаточно учитываются в транспортной политике Украины.
Анализ настоящих геополитических и геоэкономических тенденций развития показывает, что наиболее вероятный сценарий -весьма значительный рост перевозок между
Европой и Азией. Этот рост будет результатом интеграции стран Центральной и Юго-Восточной Азии и сопредельных территорий в мировой и региональный транспортные рынки, которые больше не будут ограничиваться движением между Дальним Востоком и Западной Европой территорией России, возможны сразу несколько новых транзитных маршрутов для грузоперевозок из Европы в Азию (Грузию, Азербайджан, Казахстан. Узбекистан, Китай), что ведет к ускоренному развитию транспортного рынка и новых транспортных связей в направлении Азия - Европа.
Эти обстоятельства указывают на необходимость диверсификации в организации и развитии транзитных перевозок в Украине, прежде всего в направлении Балтика - Черное море.
Перспективным направлением
диверсификации транзитных грузопотоков может стать маршрут "украинские порты Черного моря-западные погранпереходы " В отличие от направления на Казахстан и Китай, в данном случае речь идет больше о навалочных грузах - в первую очередь, железорудном сырье и угле. Основными потребителей этих грузов являются металлургические заводы Восточной Европы.
Еще одно актуальное транзитное маршрут в направлении Азия - Европа это Транскавказский маршрут TRACECA (Transport Corridor Europe Caucasus Asia) , который проходит через такие страны как Киргизия, Туркменистан. Узбекистан, казахский порт Актау и далее Грузию, украинские порты Черного моря и через западную границу в Польшу (второе ответвление - через Молдову и Румынию).
Сейчас альтернативный маршрут «Шелкового пути» в обход России через Грузию. Азербайджан и Казахстан не стал экономически эффективным. Запуск первого контейнерного поезда по этому пути состоялся 15 января 2016 г. В составе поезда было 20 контейнеров (часть с металлической заготовкой, часть - пустых). Предполагалось, что пустых вагонов пойдет до границы с Китаем (ж/д узел Достык) под погрузку и возвращение, время в пути составит 11-12 суток. Поезд проследовал на пароме в Грузию, оттуда в Азербайджан, потом снова на пароме в Казахстан ( при этом паромы эксплуатируемые в Каспийском море не предназначены для транспортировки поездов) и уже через его территорию в Китай. Фактически время в пути составило 15 суток, поезд на границе с Китаем (ж/д узел Достык) простоял в
BicHHK економпси транспорту i промисловосп № 54, 2016
ожидании грузов в обратном направлении более двух месяцев, а 7 апреля поезд с порожними контейнерами был отправлен со станции Достык (Казахстан) и вернулся в Украину порожним 17 апреля. Стоимость перевозки по данному маршруту предварительно оценивается в 5,5 тыс.$ за ТЕи, что значительно выше чем на перевозку по сухопутному жд маршруту через Россию и тем более морским путем. Для такого маршрута, который более дорогой, чем аналогичные маршруты особую важность приобретает полнота загрузки поезда в обоих направлениях, а также минимизация логистических и технологических затрат на протяжении всего маршрута Обеспечить решение этих задач должна качественная маркетинго-логистическая подготовка маршрута.
Логистика является базой сквозного управления транспортными потоками, базируясь на прогнозировании рыночного спроса на товары и услуги, планировании и регулировании, учете, анализе и контроле деятельности подразделений транспортной компании на всех этапах перевозки. В логистической системе объектом управления являются материальные, товарные и денежные (финансовые) потоки, а предметом управления - организационно-экономический механизм управления этими потоками (прогнозирование, планирование, регулирование и другие механизмы управления). При этом логистика выступает как метод управления логистической системой транспортной компании. Логистическое управление в области перевозок включает также маркетинговые этапы подготовки организации перевозок по транзитному маршруту:
- анализ состояния и динамики спроса на транспортные услуги,
- выявление и изучение предпочтений потенциальных клиентов;
- оценку внешней среды и уровня конкуренции на транспортном рынке,
определение емкости рынка транспортных услуг и рыночной доли данного маршрута;
проведение сегментации рынка, выявление существующих и перспективных сегментов рынка транспортных услуг,
- тарифную политику;
рекламную деятельность и стимулирование спроса на перевозки в районах тяготения данного маршрута.
Таким образом за счет детального анализа рынка предоставляемых услуг, основанного на
маркетинговых принципах работы, можно привлечь грузоотправителей, повысить заполняемость состава и снизить затраты, себестоимость перевозок и тарифы на маршруте .
Формирование логистической цепочки транспортировки и выстраивание системы управления осуществляется, с одной стороны, на основе предполагаемых параметров
грузопотоков, которые рассчитываются на основе прогнозов спроса на транспорные услуги, а с другой стороны, должны быть учтены стратегические цели развития и существующие ограничения.
Главная цель применения маркетинго-логистической методологии — обеспечить наличие и предоставление транспортных ресурсов и услуг клиентам железнодорожной компании с заданной эффективностью и с минимально возможными затратами.
Логистические принципы организации движения по транзитному маршруту позволят оптимизировать использовавание провозных мощностей и минимизировать временные и стоимостные затраты маршрута. Эффективной для клиентов будет такая транспортно-логистическая система, которая позволяет, по сравнению с существующими способами перевозок уменьшить транспортно-
логистические затраты и повысить стоимостную конкурентоспособность транспортируемых
грузов, за счет более организационно и технологически оптимального процесса перевозки.
В этих условиях понятие «формирование эффективной транспортно-логистической
системы» включает в себя:
- выбор видов транспорта в системе доставки грузов,
- обоснование оптимальных режимов взаимодействия видов транспорта в начально-конечных и стыковых пунктах,
- рационального соотношения между провозными платежами и временем перевозки,
а также других экономических, технологических параметров, направленных на снижение транспортно-логистических затрат на перевозку грузов [2].
Выводы. В статье рассмотрены роль и целесообразность использования логистики в качестве базовой методологии организации транзитных направлений и маршрутов В итоге можно сделать вывод, что сфера применения логистики постоянно расширяется и от объекта и масштабов применения логистики как
В1сник економпси транспорту 1 промисловосп № 54, 2016
240
методологии зависит не только величина эффекта, а также возможности и перспективы эксплуатации и развития тех или иных транзитных маршрутов.
Маркетин го-логистическая концепция организации транзитных маршрутов позволяет сокращать затраты и дает возможность получения значительных конкурентных преимуществ перед другими участниками транспортного рынка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Дикань В Л Основи лопстично! ¡нтеграцн при формуванш логютичних систем через утворення територ ¡ал ьно-пром ис л ового кластера / В Л. Дикань // Мшнародний техшко-економ1чний журнал «Украшсью зал1знищ». липень 2014. - №9(15). - С.23-26.
2 Елагин Ю.В. Роль логистики как методологии развития национальной транспортной системы транзитних стран [Текст] / Ю.В. Елагин. // Вюник економ 1 км транспорту 1 промисловость - 2015. - Вип. 50. - С. 176-180.
3 Ейтулс Г.Д Стратегш реформування заизниць Украши на основ1 репоналшци транспортного обслуговування [Текст]: дис. д.е.н.: 08.00.03 / Г. Д. Ейтулс. - К., 2010.
4 Прейгер Д К. Стратепчш напрями розвитку транспортно1 галуз1 Украши у пicля кризовий перюд [Текст] / Д.К Прейгер, О.В. Собкевич. О.Ю Смельянова. - К. Н1СД. 2011 -48 с.
5 Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов [Текст] / под редакцией В.И. Сергеева - М : ИНФРА-М, 2005 - 976 с.
Рецензент д. э. н., профессор УкрГУЖТ Кирдина Е.Г. Эксперт редакционной коллегии к. э. н., Ооцент УкрГУЖТ Боровик Ю. Т.
УДК 656.033.9.005(477)
МЕТОДОЛОГ1ЧН1 ШДХОДИ ДО ФОРМУВАННЯ ПОРТОВИХ ЗБОР1В
У МОРСЬКИХ ПОРТАХ
Жихарева В.В., д.е.н., професор (ОНМУ)
У стстит розглянупп переваги, недолгки / можлшзоат сполучення рпних принцитв ц1ноутворення для формування рхвня портових збор1в. Запропоновано врахування /нвестищйно складово! у ставках портових зборгв на основ! адекватно! оцгнки вартостг активов для подалыиого фгнансування о кремах елеменпив портовог инфраструктуры. Сформульовано принципы формування портових зборт, ям дозволять тдвищити конкурентоспроможтсть портового господарства Украгни в умовах жорстког конкуренцИ' на ринку стивЮор них послуг.
Ключов1 слова: морськг порти, щноутворення, портов! збори, тарифи, спишдорний
ринок.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ДО ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТОВЫХ
СБОРОВ В МОРСКИХ ПОРТАХ
Жихарева В.В., д.э.япрофессор (ОНМУ)
В статье рассмотрены преимущества, недостатки и возможности сочетания различных принципов ценообразования для формирования уровня портовых сборов. Предложен учет инвестиционной составляющей в ставках портовых сборов на основе адекватной оценки стоимости активов для дальнейшего финансирования отдельных элементов портовой инфраструктуры. Сформулированы принципы формирования портовых сборов, которые позволят повысить
© Жихарева В В.
В1сник економпси транспорту 1 промисловосп № 54. 2016
241