Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ '

МАРКЕТИНГ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинг / пандемия / тенденции / рынок / бизнес / marketing / pandemic / trends / market / business

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К.С. Кислякова, Е.Д. Султанович, E.Г. Корепанова

Изучен и проанализирован маркетинг и рынок во время появления и действия пандемии. Выявлены проблемы и пути их преодоления крупного и малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING IN A PANDEMIC

Marketing and the market during the onset and action of the pandemic were studied and analyzed. The problems and ways to overcome them for large and small businesses are identified.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ »

УДК 339.138

МАРКЕТИНГ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

*

К. С. Кислякова , Е. Д. Султанович Научный руководитель - E. Г. Корепанова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: kislyakovakris@mail.ru

Изучен и проанализирован маркетинг и рынок во время появления и действия пандемии. Выявлены проблемы и пути их преодоления крупного и малого бизнеса.

Ключевые слова: маркетинг, пандемия, тенденции, рынок, бизнес.

MARKETING IN A PANDEMIC

K. S. Kislyakova*, E. D. Sultanovich Scientific supervisor - E. G. Korepanova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: kislyakovakris@mail.ru

Marketing and the market during the onset and action of the pandemic were studied and analyzed. The problems and ways to overcome them for large and small businesses are identified.

Keywords: marketing, pandemic, trends, market, business.

Под пандемией подразумевают болезнь, принявшую массовый, повальный характер, поражающую значительную часть всего населения, первоначально, почти всё население. Она характеризуется распространением инфекционного заболевания на территории всей страны, территории сопредельных государств, а иногда и многих стран.

С конца 2019 года пандемией в мире является коронавирус(СОУТО-19). Он несет реальную угрозу не только для жизни людей, но и для бизнеса. Страдают целые отрасли, в некоторых существенное падение спроса и продаж, другие на грани существования. Больше всего влияния вирус оказал на такие отрасли, как:

- туристические услуги;

- отельный бизнес и бронирование апартаментов;

- розничная торговля непродуктовой группы ;

- импорт в разных сферах;

- рекламный бизнес;

- образование;

- ивенты;

- сфера развлечений и спорта;

- отдельные B2B направления (например полный коллапс в сфере доставки питания в образовательные учреждения, платформы для туризма и пр.), [1].

На мировую экономику сильнее влияет число людей, которые боятся COVID-19, чем число заболевших. Страх меняет поведение людей. И он меняет поведение тех, кто

Секция «Маркетинг и коммерциализация космоса»

принимает решения. Люди отказываются совершать покупки в интернет магазинах, из-за чего страдает данная сфера услуг. Многие компании отменяют крупные мероприятия и фестивали. Боязнь вируса меняет предложение и спрос в мировой экономике.

На предложении сказывается приостановка производства в Китае, что снижает и общемировое производство. Сегодня доля Китая в мировой обрабатывающей промышленности составляет около 25%. В 2003 году, когда свирепствовала атипичная пневмония, этот показатель у КНР был всего 11%. Сегодня Китай — это звено в глобальных цепочках поставок. Так что остановка производства в КНР снизит экономическую активность в мире, а также повлияет на производительность других компаний, входящих в цепочки поставок,[2].

Также страх понизил спрос на определенные услуги. В Китае люди перестали ходить в торговые центры, кинотеатры и т. д. Спрос на путешествия упал во всем мире. А спрос на сетевые компьютерные игры в КНР вырос на 40% в годовом исчислении. Людям, находящимся все время дома с семьей, нужно на что-то отвлечься. Из-за этого происходит повышается спрос на онлайн- развлечения. Это одно из ключевых отличий нынешней ситуации от времен атипичной пневмонии. Рост онлайн-экономики снижает влияние эпидемии на спрос. Эффект в целом негативный, но он слабее, чем в прошлом, благодаря Amazon, Netflix и онлайн-играм. Влияние на спрос той или иной компании зависит от того, чем она торгует [3].

Корпорации и малый бизнес терпят огромные убытки, но кто-то находит в себе силы быть гибким и придумывать, как на COVID-19 можно заработать. Многие компании начинают продажу необходимых товаров при данном положении (пандемии): маски и антисептики. Например, уже появились дизайнерские маски, таких брендов как «Off-white», «Bella Potemkina» , «INSHADE» и т.д.

Хорошая маркетинговая стратегия предполагает разработку мер реагирования на изменяющуюся рыночную среду. Существуют некоторые возможности правильных действий в кризис, которые можно использовать и сейчас. Компаниям важно сейчас действовать гибко, у нее есть шанс выйти из кризиса. Рано или поздно, наступит тот день, когда пандемия закончится и тогда тот бизнес, который смог аккумулировать определенные ресурсы для этого дня, сможет быстро опередить конкурентов,[4].

Первое, что приходит на ум предпринимателям и топ менеджерам, когда они видят падающий график спроса, в связи с изменившейся внешней средой - это сократить расходы и дождаться лучших времен. В зависимости от рынка кто-то поднимает или опускает (чтобы увеличить объем продаж) цены на продукцию. Со стратегической точки зрения, полностью закрывать маркетинг в это время - ошибочно, потому что спрос вернется.

Другое дело, что маркетинг бывает разный. Некоторые исследования показывают, что организации, увеличившие маркетинговые бюджеты во время рецессии, не потеряли в доходах, или потери были минимальными. Но по прошествии спада прибыль таких компаний выросла, в отличие от организаций, сокращающих расходы в кризисный период [5].

Падение спроса допускает возможность снижения затрат на активную рекламу, но стимулирует к созданию ресурсной подушки для быстрого старта после кризиса. Речь идет о маркетинговых ресурсах, которые можно использовать в долгосрочной перспективе. Здесь необходимо задуматься о возможностях для повышения уровня рентабельности инвестиций в маркетинг (ROI), пересмотру каналов продвижения. Если говорить конкретно, то, можно сделать следующее:

- Использовать снижение спроса и соответственно стоимости услуг специалистов, чтобы наконец-то сделать или обновить сайт, приложение.

- Включить полноценное производство контента. Как правило, на это всегда нет времени, а сейчас можно сделать существенный запас публикаций, видео, постов, инфографики на будущее.

- Пересмотреть потребительские предпочтения аудитории и обновить продуктовые линейки, с учетом ослабления конкурентов и их ниш.

- Поработать над качеством продукции, поскольку после завершения периода рецессии, привычная стоимость при высоком качестве будут преимуществом.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: в кризисные периоды особо важно сфокусироваться на инструментах повышения доверия, коммуникации и программах лояльности, чтобы удержать аудиторию, которая в такие дни начинает более тщательно изучать альтернативы и считать деньги. Также при высоком падении спроса в условиях пандемии компаниям, которые терпят большие убытки в данный момент возможно следует рассмотреть возможность переход на другие рынки. Например, в данный период полностью перейти в режим онлайн, так как сейчас на это высокий спрос.

Библиографические ссылки

1. Маркетинг в период коронавируса - vc.ru — интернет-издание о бизнесе, стартапах, инновациях, маркетинге и технологиях [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/u/239846-sergiy-konoplitsky/112687-marketing-v-period-koronavirusa (дата обращения: 23. 03. 20).

2. Маркетинг в эпоху коронавруса - Украинская служба информации [Электронный ресурс]. URL: https://usionline.com/2020/03/17/dizajnerskie-maski-i-virusnye-slogany-marketing-v-epohu-koronavirusa/ (дата обращения: 23. 03. 20).

3. Влияние коронавируса на маркетинг - Пикабу — русскоязычное информационно-развлекательное сообщество [Электронный ресурс]. URL: https://pikabu.ru/story/o_vliyanii_ koronavirusa_na_marketing_7292092 (дата обращения: 23. 03. 20).

4. Как бренды реагируют на коронавирус - Новостной ресурс AdIndex.ru [Электронный ресурс]. URL: https://adindex.ru/publication/reporting/2020/03/16/280089.phtml (дата обращения: 24.03.2020).

5. Как бизнес отреагировал на коронавирус - vc.ru — интернет-издание о бизнесе, стартапах, инновациях, маркетинге и технологиях [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/ marketing/104847-pr-dlya-it-kompaniy-koronavirus-i-b2b-marketing-v-2020-godu (дата обращения: 25.03.2020).

© Кислякова К. С., Султанович Е. Д., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.