МАРКЕТИНГ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (SMM) КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА НА ON-LINE ПЛАТФОРМЕ
Гришкина Ю.Э., студент
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), г. Москва, Россия
Аннотация. В статье рассматривается маркетинг в социальных сетях (SMM), как один из основных инструментов продаж на базе интернета. Раскрывается понятие smm и его значимость в современной онлайн-торговле. Анализируются задачи маркетинга в социальных сетях, его отличительные характеристики, а также раскрывается суть продвижения через социальные сети.
Ключевые слова: маркетинг, маркетинг в социальных сетях, ключевые показатели эффективности, социальные сети, стратегия SMM, реклама, таргетирование, товар, услуга, бизнес, целевая аудитория, таргетированная реклама.
THE SOCIAL MEDIA MARKETING (SMM) AS THE MAIN TOOL OF DOING BUSINESS ON-LINE PLATFORM
Y. E. Grishkina, Student
Moscow Lomonosov State University, Moscow, Russia
Abstract. The article focuses on social media marketing (SMM), as one of the main sales tool on the internet- based services. The concept of smm and it's value in the modern online-sales is described. It analyses the smm's aims and it's distinctive descriptions. The principle of promotion on the basis of social media networks is also discovered.
Key words: SMM, KPI, marketing, social media platform, the strategy of smm, publicity, targeting, goods, service, business, core audience, targeted advertising.
Интернет стал неотъемлемой частью жизни эта аудитория значительным образом
современных людей, которые ежедневно не отличается от другой, так как с большим
только обращаются к его ресурсам для поиска желанием и чаще делится своими эмоциями,
нужной им информации, но и проводят большое советами, интересами и т.д. Маркетинг в
количество времени в социальных сетях с целью социальных сетях стал отличаться от
общения, поиска новых друзей, и слежением за привычного маркетинга.
новостями и рекламными объявлениями. Так появился Social Media Marketing (SMM) -
Количество интернет-пользователей на комплекс мероприятий по продвижению в
сегодняшний день оценивается в свыше чем социальных сетях1 или процесс привлечения
миллиард человек. внимания аудитории к бренду, который
В современном мире уникальным каналом проходит на базе социальных платформ.
коммуникации, который позволяет проводить Основная цель SMM - привлечение целевой
долгосрочную коммуникацию в формате аудитории с помощью ненавязчивого
диалога с пользователями, являются социальные размещения информации определенной
сети. Более того, стоит отметить, что большой тематики в социальных сетях.
процент людей выходит в Интернет именно для Стратегии SMM направлены на вовлечения
того, чтобы общаться, слушать музыку, потребителя в бренд, то есть на
смотреть видео и читать новости в социальных информирование его о существовании скидок,
сетях. Поэтому очевидно, что такая активная и -
массовая среда как социальные сети привлекла1 1 Текст предоставлен издательством внимание маркетологов. Изначально стратегииhttp://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=5978005 маркетинга в социальных сетях были такими же,Маркетинг в социальных сетях / Дамир Халилов: Манн, как и везде, но, когда маркетологи заметили, чтоИванов и Фербер; Москва; 2013
акций, новых коллекций и т.д., что нередко находит отклик у пользователей социальных сетей, ежедневно проверяющих новостную ленту хотя бы в одной из популярных социальных сетей. Информативность, краткость и креативность рекламы вознаградится продавцу быстрым откликом, ведь какой-то процент пользователей сети запомнит информации, зайдет на сайт или вовсе сразу закажет продукцию или поедет за ним в магазин, а другой процент пользователей расскажет о заинтересовавшей его продукции или просто поделится ею с друзьями, что уже является реакцией на стратегию 8ММ.
У маркетинга в социальных сетях есть ряд преимуществ, например, эффект «сарафанного радио», который иначе называется вирусным маркетингом, характеризующимся
непосредственным участием аудитории в распространении информации, рекламы о продукте, разговорам о нем и т.д. Иными словами, пользователи сетей самостоятельно распространяют информацию и часто сами становятся рекламодателями, так что задачей маркетолога в данном случае является выявление интересов аудитории, понимание поведенческих мотивов для распространения этой информации и формирование на основе этого вирусный контент.
Еще одной причиной удобства использования социальных сетей является возможность таргетирования информации, то есть способность направлять свою кампанию на конкретный сегмент целевой аудитории. Это возможно благодаря тому, что регистрируясь в социальных сетях, люди заполняют свои личные данные, которыми могут пользоваться маркетологи.
Стоит отметить, что основным механизмом взаимодействия является не рекламный формат, а составление интересного контекста, представляющего ценность для пользователей. Более того, несомненным преимуществом маркетинга в социальных сетях является высокая вероятность получения обратной связи, которая выражается в позиционировании
вопросов и получения на них ответов, в выражении покупателями своего мнения и их участии в опросах.
SMM= продвижение. Основными задачи, которые выполняет маркетинг в социальных сетях являются регулярное наполнение страниц бренда информацией, демонстрация сильных сторон и преимуществ товара или услуги, поиск целевой аудитории, популяризация бренда, управление репутацией, а также коммуникация с пользователями и превращение
интересующихся пользователей в клиентов.
КР1 или ключевые показатели эффективности - это то, что позволяет следить за успешностью продаж, рекламы и т.д. как в бизнесе, так и в 8ММ. Однако, КПЭ (ключевые показатели эффективности) в бизнесе и в 8ММ различаются. Итак, если в бизнесе отслеживается увеличение продаж, числа клиентов, посетителей, звонков и прибыли, то в 8ММ нужно следить за увеличением охвата публикаций, то есть за количеством пользователей, которые увидели рекламный пост, а также учитывать степень вовлечения аудитории, количество переходов на сайт, чисто подписчиков, а также упоминаемость бренда.
При составлении стратегии ведения бизнеса и построения маркетинговой компании на базе социальных сетей необходимо устанавливать контрольные сроки, месяц, 3 месяца или пол года, для того, чтобы понять, работает ли ваша стратегия, что нужно улучшить, что оставить и т.д. Также необходимо анализировать исходные данные и правильно определять тип бизнеса, а также что то вы продвигаете. Например, физический ли товар, услугу или место. К физическим товарам относятся, например, телефоны, книги, машины, к услугам можно отнести услуги визажиста, юриста, а к месту кафе, спорт-зал, торговый центр и т.д. Так, продвигая товары нужно делать упор на их потребительские свойства, продвигая услуги, показывать экспертность, публикуя статьи и работы этих специалистов, а что касается продвижения места, то тут делается упор на обратную связь с уже существующими
клиентами, посетившими это заведение. Именно комментарии и положительные отзывы эффективнее всего помогают улучшать узнаваемость какого-либо места.
Более того, в стратегию 8ММ входит анализ частоты публикаций, так как если вы будете публиковать информацию раз в неделю или реже, то больших, а главное, быстрых результатов по продвижению бренда достичь будет почти невозможно. На сегодняшний день, требуется выставлять от 15 до 30 постов в месяц, чтобы привлекать и удерживать целевую аудиторию. Однако здесь необходимо помнить о том, что максимально выгодное количество постов в месяц тоже варьируется в зависимости от типа продвигаемого товара или услуги.
Основными инструментами 8ММ являются публикация контента, общение с целелевой аудиторией, таргетированная реклама, а также инструменты аналитики.
Однако стоит отметить, что как и всего, у 8ММ есть сильные и слабые стороны. К сильным относится стоимость, она относительно низкая, большая аудитория, нацеленность на целевых посетителей, а также эффективная отчетность. К слабым же сторонам можно отнести трудность фильтрации качественного трафика, отсутствие возможности привлечения массовой аудитории по узкоспециализированным направлениям,
недостаток инструментов для контроля рекламы и предварительного анализа ее эффективности [6]. Причем, когда при фильтрации трафика речь идет как о том, чтобы реклама была грамотна и информативна, так и о том, то ее не должно быть слишком много, ведь в противном случае она станет считаться «спамом».
8ММ-деятельность иногда путают со SMO. Однако это два абсолютно разных направления работы, спроектированных на достижение одной цели - продвижение бренда. В отличие от SMO маркетинг в социальных сетях не предполагает какой-либо работы непосредственно с сайтом компании, его наполнением, трансформацией и оптимизацией. Вся работа ведется на внешней площадке и заключается в общении с
потенциальной аудиторией, привлечении на сайт новых пользователей социальной сети и будущих клиентов, а также в сглаживании конфликтов, возникающих вокруг
компании/бренда/продукта за счет грамотных ответов на негативные отзывы/комментарии2.
Теперь рассмотрим особенности работы, которую выполняют smm- менеджеры. Итак, специалист в области маркетинга в социальных сетях должен ежедневно осуществлять мониторинг основных социальных площадок, следить за новостями и новшествами, касающимися как медиа-ресурсов, так и прав потребителей в интернет-пространстве. Более того, smm- менеджер работает с комментариями, отвечая на них и проводя мониторинг того, что интересно потребителям, что им нравится, а что нет, а также побуждает пользователей сети продолжать обсуждение продукта. Безусловно, деятельность специалиста по smm направлена на наращивание аудитории путем таргетирования и рекламы. Также важно анализировать реакцию пользователей соц сетей на продукт и их заинтересованность в нем. Основной задачей менеджера по продажам является продажа товара или услуги, поэтому так важно, чтобы товар олицетворял желания клиентов. Из задач, которые стоят перед каждым smm-менеджером можно сделать вывод о том, что эту профессию могут успешно освоить лишь общительные люди, умеющие быть всегда в курсе событий, формировать позитивный и интересный контент и поддерживать связь с подписчиками. Эти все качества должны быть дополнены знаниями операционных систем и владением инструментами social media.
Первоначальным действием, которое должен осуществить smm-специалист, является проведение мониторинга платежеспособности и среды базирования целевой аудитории. Далее нужно проанализировать конкурентов, оценить их деятельность, их плюсы, минусы и т.д.
2 FB.ru:http://fb.ru/article/132950/menedjer-smm-perechen-neobhodimyih-znaniy-obyazannosti-smm-menedjera
Необходимо также помнить о том, что правильно сформированные ключевые фразы или тезисы - это один из главных инструментов привлечения внимания пользователей социальных сетей. Ключевые фразы являются фундаментом построения рубрик, регулярных публикаций на определенную тематику. Таким образом, в названии рубрики должен фигурировать ключевой тезиз, для того, чтобы еще быстрее привлекать внимание целевой аудитории.
Грамотный специалист по SMM знает, что для достижения максимального отклика, а, следовательно, для получения, большей прибыли, эффективнее всего использовать все основные, самые популярные социальные сети, то есть размещать на их площадках информацию и постоянно делать публикации. Основными соцсетями на сегодняшний день, если рассматривать российский рынок, являются Facebook, Instagram, VK и Одноклассники. Причем успешная стратегия smm призывает к ведению всех 4 социальных сетей. Необходимо уделять внимание каждой социальной сети, так как это позволяет увеличивать вероятность продвижения бренда или услуги на более широкие массы пользователей.
На основании всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что маркетинг в социальных сетях - это современный инструмент продвижения бизнеса, товаров и услуг на базе социальных сетей. SMM дал возможность менее затратно и, в некоторых случаях, более эффективно продвигать свои товары и услуги благодаря популяризации интернета и социальных сетей, пользователей которых с каждый днем становится все больше, в результате чего огромное количество людей сталкивается с рекламой и передает информацию другим пользователям сети, тем самым распространяя информацию о продукте. Задачи увеличить узнаваемость бренда и охват просмотров, а в лучшем случае реализовывать продукцию, которые стоят перед smm-менеджерами являются осуществимыми в относительно короткие сроки благодаря тому,
что в социальных сетях люди более открыты, они готовы получать новую информацию и готовы делиться ею.
Список использованных источников:
1. Виды вирусного маркетинга. URL: http://shkolabiznesa.com/setevoy-marketing/vidi-virusnogo-marketinga.
2. Малахов А. Facebook не грузится. Популярность сети в России одна из самых низких в Европе. - URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1591 130.
3. Рынок SMM в России может вырасти больше чем в 5 раз. URL: http://smm-blogs.ru/smmfan/rynok_smm_v_rossii_mozhet_vyr asti.html.
4. Науменко Т.В. Маркетинг и маркетинговые коммуникации в системе современной экономики / Киров: Общество с ограниченной ответственностью Интеллект-бизнес-групп, 2016, № 3. - 5 стр.
5. Серновиц Э. Сарафанный маркетинг: как умные компании заставляют о себе говорить. М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013г. - 240 стр.
6. Дамир Халилов Маркетинг в социальных сетях - Москва: Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2013 г. - 376 стр.
7. Яблонских А.В. Особенности подготовки текстов для эффективного PR-продвижения сайтов Интернет-СМИ: Дисс. канд. филол. наук. М., 2010. - 276 стр.
8. Яблонских А.В. PR-возможности социальных медиа. URL: http://www.venture-news.ru/2011/02/08/pr-vozmozhnosti-socialnyh-media.html.
9. "Маркетинг в России и за рубежом" №6 год - 2006 // «Интегрированные маркетинговые коммуникации» Голова А.Г. - 3 стр.
10. Sernovitz A. Word of Mouth Marketing. How Smart Companies Get People Talking. N.Y.: Pressbox. 2011.
11. Науменко Т.В., Гринюк А.И. Проблема модели экономического человека в современном научном пространстве / Проблемы современной экономики. 2016. №3(59). С. 39-42.
12. Науменко Т.В. Наша задача -формирование новых элит / Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. Т. 1. №1. С. 4-5.
13. Науменко Т.В. Институциональное поле современного Китая /Вестник Академии. 2017. №1. С. 86-91.
14. Науменко Т.В. Маркетинговые коммуникации как институт современной экономики / Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т.1. №3. С. 27-32.
15. Богомолов А.И., Невежин В.П.
16. Богомолов А.И., Невежин В.П. Виртуальная экономика против цифровой.
Экономика и управление: теория и практика.
2018. Т. 4. № 1. С. 92-97.
17. Науменко Т.В., Коваженков М.А. Проблема формирования и развития модели национальной экономической системы / Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 3. №5. С. 24-28.
18. Богомолов А.И., Невежин В.П. Цифровая экономика и подготовка специалистов на основе информационно-образовательных технологий. - Хроноэкономика. 2018. № 1(9). С. 14-17
Измерение и анализ детерминированных и
случайных экономических процессов.
Экономика и управление: проблемы, решения.
2018. Т. 5. № 5. С. 14-19.
V V