Научная статья на тему 'Маркетинг в профессиональном образовании'

Маркетинг в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. А. Танцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг в профессиональном образовании»

тие такая форма внеурочной деятельности, как работа проблемного кружка. Такая организация учебной деятельности позволяет систематизировать работу с одаренными детьми, повысить уровень подготовки обучающихся.

Можно сказать, что произошло не просто принятие ФГОС, а благодаря ранее проведенной работе педагогического коллектива были созданы условия для их принятия, творческого переосмысления и внедрения в педагогическую практику. Потому проблемы, возникающие в т. ч. и в организации внедрения новых педагогических технологий, в первую очередь технологии исследовательской деятельности, решаются в рабочем порядке. Хотя строящаяся система далека

от идеала, но она, как живой организм, развивается, преодолевая проблемы роста, о чем свидетельствует в частности вышеуказанный проект, к реализации которого мы приступили в текущем году. Конечной целью является введение на поля Кузбасса новой кормовой культуры и научное обоснование технологических приемов возделывания клевера паннонского в одновидовых и смешанных посевах Кузнецкой лесостепи, обеспечивающих высокую продуктивность семян и кормовой массы; повышение качества подготовки выпускников профессионального лицея, посредством широкого практического применения технологии исследовательской деятельности в самом широком смысле этого слова.

МАРКЕТИНГ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

А. А. Танцев, канд. пед. наук, заслуженный учитель РФ, ведущий научный сотрудник Института развития образовательных систем Российской академии образования, г. Томск

Одной из основных проблем современного профессионального образования выступает проблема экономики образования. Сегодня мы можем говорить о существенном разрыве между формирующимися рыночными характеристиками системы образования и некоммерческим статусом образовательных учреждений. Гражданский кодекс РФ определяет некоммерческий статус образовательных учреждений. Некоммерческий характер сферы образования обусловлен природой отрасли и функциями, которые она выполняет. Однако в общественно-экономической жизни РФ и экономике образования идут процессы, которые диктуют необходимость использования коммерческих возможностей образования.

В связи с этими процессами возникает проблема широкого использования маркетинга образовательных услуг. Маркетинг как концепция деятельности фирмы на рынке прочно вошел в практику производственной и коммерческой сфер, где он решает задачу увеличения прибыли. Маркетинг образования - это относительно новая, поисковая сфера маркетинга, формирующаяся как научная дисциплина. Миссия маркетинга в образовании (в полной мере в профессиональном образовании) - реализация стратегии роста ценности личности человека.

Рассмотрим ряд определений понятия «Маркетинг»:

1) по мнению Ф. Котлера, «Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной

на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» [1];

2) «... маркетинг - это производственная и коммерческая политика, нацеленная, - как считает В.Н. Фомин, - на получение максимальной прибыли на основе изучения рынка, создания конкурентоспособной продукции и ее полной реализации» [2];

3) «Образовательный маркетинг - определение и создание структуры вариативных образовательных потребностей, организация всех ресурсов учебного заведения для удовлетворения их с большей моральной и материальной прибылью для учебного заведения и потребителя» [3].

Анализ данных определений показывает, что маркетинг мыслится как вид деятельности; производственная и коммерческая политика, определение и создание потребностей. Кроме того, у других авторов маркетинг выступает в качестве принципа, функции, комплекса. Мы полагаем, что маркетинг в сфере образования можно рассматривать как:

- принцип, ориентирующий работников и должностных лиц образовательного учреждения на использование средств и методов маркетинговой деятельности в управлении образовательными услугами.

- функцию, воздействие, направленное на изменение внешней и внутренней среды с целью достижения социально-экономического эффекта;

- организационный механизм, интегрирующий человеческие, пространственно-временные и материально-технические факторы деятельности образовательного учреждения в действенный маркетинговый комплекс.

Для управления маркетингом образовательных услуг необходимо понимание сущности коммерческого и некоммерческого маркетинга.

«Некоммерческий маркетинг - это организационный механизм, реализуемый некоммерческой организацией (фондом, ассоциацией, движением и т. п.) и физическими лицами в конкурентной среде, основанный на принципах классического маркетинга и направленный на достижение целей, не предполагающих получение прибыли. Принципиальное отличие некоммерческого маркетинга от коммерческого маркетинга состоит в том, что:

во-первых, некоммерческий маркетинг охватывает очень широкий круг областей человеческой деятельности: политика, государственное управление; здравоохранение, образование, спорт, религия, благотворительная деятельность, оборона и безопасность, наука и т. п.;

во-вторых, некоммерческий маркетинг способствует более полному и эффективному удовлетворению таких первостепенных и жизненно важных потребностей членов общества, как потребность в самопознании и саморазвитии, потребность в реализации гражданских прав и свобод, потребность в участии в управлении государством, потребность в безопасности, потребность в здравоохранении,потребность в образовании, социальных и культурных ценностях и др.;

в-третьих, некоммерческий маркетинг способствует решению проблемы установления взаимосвязей между интересами трех различных групп некоммерческих субъектов: государственных, негосударственных и физических лиц» [4]. Некоммерческий маркетинг, чьё функциональное содержание является не менее насыщенным, чем у коммерческого маркетинга, способствует созданию благоприятного имиджа учреждения, росту государственной поддержки и, в конечном итоге, развитию личности обучающегося, студента, слушателя.

Образовательная услуга неотделима от ее носителя, преподавателя. В силу жизненного опыта и этики педагогам трудно дается осознание того, что оказываемые ими образовательные услуги тоже подвержены закономерностям рынка. Измерение своих достижений только педагогическими критериями не всегда служит достижению социально-педагогической эффектив-

ности. Уровень профессионализма и маркетинговой ориентации административного и педагогического персонала является ключевым фактором в реализации системы маркетинга как организационного механизма управления образовательным учреждением. Формирование маркетинговой культуры персонала учреждения профессионального образования, адаптация администрации и преподавателей к рыночным условиям социально-экономической среды могут быть эффективными при использовании конкретных технологий образовательного маркетинга, таких как анализ спроса на услуги, воздействие на спрос через рекламу, цену, доступность, выбор сегментов образовательного рынка.

Система обучения образовательному маркетингу должна стать нормой для персонала любого образовательного учреждения. В свою очередь для реализации конкретных маркетинговых функций необходимо создание службы маркетинга на том или ином уровне и соотнесение ее деятельности с действующим законодательством. Деятельность службы маркетинга должна быть ориентирована на личность как единственного конечного потребителя образовательных услуг.

В задачи службы маркетинга учреждения профессионального образования могут входить: изучение рынка и перспектив его развития, изучение деятельности конкурентов, тактики и стратегии их воздействия на потребителей; формирование спроса на образовательные услуги; создание эффективной системы реализации этих услуг; выявление потребностей клиентов; обеспечение условий для устойчивой реализации услуг и т. д.

В качестве функций служб маркетинга в учреждении профессионального образования можно рассматривать следующие функции:

1. Участие в разработке стратегии развития образовательного учреждения.

2. Анализ конкурентных ситуаций, прогнозирование конъюнктуры спроса и предложения.

3. Сегментация образовательного рынка.

4. Разработка технологий образовательного маркетинга.

Кроме интеграции человеческих ресурсов, маркетинг как подход в управлении профессиональным образованием должен интегрировать и специальные технологии для реализации своих целей.

Первоосновной, на наш взгляд, является анализ образовательного рынка и рынка труда, то есть совокупности существующих и потенциальных производителей и потребителей образова-

тельных услуг. Анализ образовательного рынка и рынка труда позволяет провести его сегментацию с использованием определенных критериев (культурный и образовательный уровень потребителей, экономические параметры потребителей, их демографические и личностные характеристики и т. д.).

На основе анализа рынков труда и образования (маркетинговых исследований) необходимо определение миссии и стратегии учреждения, а так же целей как конкретных конечных состояний, которые необходимо достичь на том или ином этапе развития.

Безусловно, анализ образовательного рынка, а для учреждений профессионального образования - и рынка труда требует серьезной исследовательской работы, соответствующей ей координации и руководства, а также серьезных финансовых затрат. На основе маркетинговых исследований необходимо сосредоточить ресурсы учреждения (информационные, материально-технические, финансовые) на образовательных услугах в определенных сегментах рынков труда и образовательных услуг.

Универсальным принципом при использовании маркетингового подхода в управлении профессиональным образованием должен быть принцип «педагогизации» внешней среды, широкого развития связей с этой средой, с общественностью.

Образовательные учреждения объективно нуждаются в особенно разветвленных и интенсивных связях с социальной, экономической, индустриальной и управленческой средой.

Система управления профессиональным образованием, находящимся в условиях конкуренции, должна предполагать создание вокруг учреждений благоприятного климата, развитие связей с общественностью, педагогизацию окружающей среды, инициирование создания тех или иных сообществ, работающих в интересах участников образовательного процесса и их учредителей. В идеале образовательное учреждение должно становиться центром консолидации других социальных институтов (культурно-просветительных, социально-реабилитационных, психологических, служб занятости и т. д.). В широком смысле слова развитие связей с общественностью предполагает развитие обмена информацией и в свою очередь оценку образовательного учреждения группами людей, общественными и государственными институтами.

Достижение доброжелательного и заинтересованного отношения общественности к образовательному учреждению, достижение положи-

тельной репутации во внешней среде являются важнейшими факторами развития самого учреждения.

С точки зрения теории маркетинга коммуникации (называемые также комплексом средств продвижения), по определению Ж. Ж. Ламбена, представляет собой «Совокупность сигналов, исходящих от субъекта (производителя) в адрес различных аудиторий: своего персонала, клиентов, потребителей, поставщиков, управленческих органов и т. д.» [5]. Задача - сделать продукт известным и нужным потребителю. В качестве основных средств коммуникации с внешней средой можно рассматривать связи с общественностью (пропаганду) и рекламу.

В качестве форм развития связей с общественностью можно рассматривать такие формы, как:

- участие в выставках (ярмарках);

- участие в научных конференциях, семинарах, симпозиумах и т. д.;

- организация связей с выпускниками образовательного учреждения;

- организация системы связей с органами власти и управления, лоббирование интересов образовательного учреждения;

- сотрудничество с родительской общественностью;

- широкое взаимодействие со СМИ;

- прямой маркетинг (WEB - страница, электронная почта, выступления на радио, телевидении и т. д.);

- кооперация между образовательными учреждениями;

- активное взаимодействие с социальными партнерами (предприятиями, организациями, заинтересованными в деятельности образовательного учреждения).

Важное средство коммуникации образовательного учреждения с внешней средой - это реклама. Спектр форм прямой и непрямой рекламы достаточно широк. Он может включать в себя:

- регулярные публикации в прессе об учреждении;

- теле-, радиоклипы;

- информационные листки, брошюры, буклеты, плакаты;

- пакеты других рекламных и агитационных документов;

- щитовую рекламу;

- логотипы, фирменную символику образовательного учреждения, фирменные бланки, канцтовары;

- организацию конкурсов, лотерей, розыгрышей;

- распространение сувенирной продукции учреждения и т. д.

Проведение рекламной компании образовательным учреждением должно опираться на учет факторов, влияющих на потребителей образовательных услуг.

К этим факторам можно отнести потребительские ориентации и настроения, которые в свою очередь определяются социальной стратификацией, стилем жизни, сложившимися моделями потребления, психологическими установками населения.

В настоящее время в условиях развития рынка образовательных услуг, конкуренции и борьбы за потребителя этих услуг, разрабатываются различные маркетинговые стратегии управления профессиональным образованием, различные управленческие подходы. Однако каждая из

этих стратегий в конечном итоге должна быть направлена на получение не только экономической эффективности, но прежде всего должна решить задачи педагогического характера, создавая оптимальные условия для развития личности обучающихся.

Литература

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1992. -С. 47.

2. Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. - М.: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 2000. - С. 213.

3. Глазунов А. Т., Зиновьева И. В. Образовательный маркетинг в НПО: проблемы, опыт, перспективы. - М.: ИРПО МО РФ, 2000. - С. 3.

4. Андреев С. Н., Мельниченко Л. Н. Основы некоммерческого маркетинга. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - С. 14.

5. Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива, пер. с франц. - СПб: Наука, 1996.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О. Г. Ачкасова, заведующая библиотекой ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово Н. В. Сушенцова, методист

Настоящая статья является продолжением цикла статей по информа-ционно-библиотеч-ной деятельности при переходе учреждений довузовского профессионального образования на ФГОС нового поколения, начало которому было положено в предыдущем номере журнала.

Умение осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного саморазвития, использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности - это часть требований к конкурентоспособному выпускнику в условиях реализации ФГОС нового поколения в учреждениях довузовского профессионального образования. Форми-

рование этих компетенций не возможно без участия библиотеки, при этом важно наличие в библиотеке учреждения профессионального образования читального зала, обеспечивающего доступ к ресурсам удаленного доступа и сети Интернет. Анализ профессиональных источников периодических изданий, сети Интернет, ГОСТов системы информационно-библиотечной и издательской деятельности позволил выявить, что однозначной общепринятой формулировки не существует и подобные читальные залы принято называть электронными читальными залами.

Электронный читальный зал (ЭЧЗ) - структурное подразделение библиотеки, обеспечивающее пользователю доступ к информационным ресурсам на электронных носителях, базам дан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.