Куцулова Фатима Абдулкадыровна
Ст. препод. ДГУ
Маркетинг в налообложении
Аннотация: Статья посвящена внедрению в сферу налогообложения маркетинговых принципов и стратегий. Статья раскрывает новейшие тенденции совершенствования налоговой политики, где маркетинг становиться инструментом решения многих проблем системы налогообложения в современном экономическом мире.
Ключевые слова: рыночная философия налогового функционирования, налоговая культура, налоговая пропаганда, добросовестный налогоплательщик, позиционирование в налогообложении, PR-технологии в налогообложении.
Kutsulova F.A. Marketing in taxation
Abstract: This article is devoted to introduction in the sphere of taxation marketing strategies. The article reveals the latest trends in the improvement of the tax policy. Marketing become a tool for solving many problems of taxation in the modern economic world.
Key words: market philosophy functioning of the tax, the tax culture, tax propaganda, conscientious tax-payer, positioning in taxation, PR-technologies in taxation.
Современные условия функционирования и развития налогового механизма в русле оптимизации налоговой нагрузки, требуют внедрения новых форм и методов реализации налоговой политики. В данном аспекте, интересным и перспективным является процесс приспособления и использования маркетинговых принципов и стратегий в систему налогообложения.
Несмотря на то, что ранее маркетинг в налогообложении воспринимался как чужеродный элемент, в современном экономическом мире, маркетинговая концепция в налогообложении закрепляет и развивает свои позиции. Идеология маркетинга, проникая в систему налогообложения, дополняет ее структуру свежими идеями рыночной философии налогового функционирования. [1]
Маркетинг как концепция подразумевает концентрацию внимания системы управления на проблемах производства продукции с учетом нужд и потребностей потребителя, исследованиях его состава и предпочтений, сегментировании рынка, позиционирования, рационального использования ресурсного потенциала предприятий, корректировки деятельности с учетом изменений внешней среды и т.д. [2]
Начальный этап внедрения маркетинговых стратегий подразумевает использование системы исследований. Исследования в маркетинге представляют собой сбор, обработку и анализ полученных данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал предприятий. [3]
Проводя аналогии, отметим, что процесс оптимизации налоговой нагрузки так же должен стартовать с процесса исследований включающих в себя: исследование финансовой устойчивости налогоплательщика, степени воздействия уровня налоговой нагрузки на ту или иную отрасль, рыночные позиции того или иного вида предпринимательской деятельности, исследование производственного и налогового потенциала предпринимательских структур ит.д. Так почему же в рамках налогового администрирования не использовать проверенные уже вековой мировой практикой, маркетинговые методы проведения указанных выше исследований. Кроме того, полученные в результате исследований данные позволят, наконец, создать в отечественной налоговой практике действующий институт налогового прогнозирования. К примеру, исследования могут выявить те или иные реакции сферы предпринимательства на изменения налогового бремени. На налоговые возможности региона, по мнению Багомедова М.А., оказывает существенное воздействие этноэкономика [5, с. 7-10].
Кроме того, практика маркетинга, подразумевающая сегментирование рынка, вполне может использоваться при дифференциации налоговой нагрузки по отраслям и видам предпринимательской деятельности. [6, с. 229-236]
Мощным рычагом повышения налоговой культуры и налоговой пропаганды в среде налогоплательщиков, можно обозначить такой маркетинговый инструмент как РК-технологии. Так как, цели
и задачи PR-технологий — это активные действия по достижению доброжелательного общественного мнения в отношении реализуемой деятельности, сохранение положительной репутации в соответствующей общественной среде, создание в обществе чувства ответственности и заинтересованности.
В данном аспекте в дополнение к PR-технологиям, могут использоваться элементы конверсионного маркетинга. Конверсионный маркетинг — направлен на преодоление негативного отношения потребителей к тому или иному товару. Соответственно с его помощью можно преодолеть спорные и негативные ситуации во взаимоотношении государства и налогоплательщиков. [4]
Активная пропаганда имиджа добросовестного налогоплательщика, продвижение идей о важности процесса налогообложения для развития современного общества и его социально-экономического устройства позволят существенно повысить налоговую дисциплину.
Маркетолог Дэвид Аакер утверждал, что: «Позиционирование - это процесс создания образа и ценности у потребителей из целевой аудитории таким образом, чтобы они понимали, зачем существует компания или бренд по отношению к конкурентам»[1]. Позиционирование налоговой службы как государственной структуры действующей исключительно на благо своего народа - позволит решить проблему справедливости налогообложения в умах многих налогоплательщиков. Устрашающие лозунги, прошедших ранее рекламных акций затрагивающих налоговую тематику: «Заплати налоги и спи спокойно» не дали существенных результатов именно по причине, отсутствия действенного инструмента маркетингового позиционирования глобальной значимости налогов для государства и общества.
Вместе с тем, в процесс оптимизации налоговой нагрузки может быть внедрена маркетинговая технология, описывающая стадии реакции покупателя на предлагаемые продавцом товары или услуги -«AIDA» аббревиатура от английского:
(A)«Attentюn»-«Внимание» (привлечение внимания достигается применением множества рекламных инструментов и т. д.),
(I) «Interest» - «Интерес» (появляющееся у аудитории побуждение, желание воспринять информацию, узнать о товаре, услуге),
(D) «Desire» - «Желание» решение" (волевые целенаправленные импульсы, возникающие у потребителей - купить товар, запросить информацию, дополнительные сведения о нем и др.),
(A) «Action» - «Действие» (демонстрация потенциальному клиенту необходимых шагов для получения желаемого, акт покупки товара или услуги).
Аналогично маркетинговой технологии, любые действия в рамках налогового администрирования по оптимизации налоговой нагрузки должны в первую очередь, вызвать внимание налогоплательщиков, затем их отклик и интерес к проводимым налоговым реформам, затем желание им следовать и в конечном итоге, действовать в рамках проводимых мер оптимизации реализуя свои права и обязанности налогоплательщика.
Литература:
1. Aaker, D., "Building Strong Brands", Free Press; December, 1995.
2. А.Лаффер «Экономическая теория уклонения от налогов» (T h e Economics of t h e Tax Revolt, 1979.
3. Игнатущенко Н.А., Новикова Н.М. Налоги и налогообложение. Изд-во МГОУ, 2011 г.
4. Эриашвили Н.Д., Косов М.Е., Осокина И.В., Староверова О.В. Налоговый процесс. Изд-во: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
5. Багомедов М.А. Проблемные регионы в России: их формирование на Cеверном Кавказе и безопасность развития // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 1. С. 6-12.
6. Ахмедуев А.Ш. Стратегические направления развития малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. № 1. С. 226-238.