Научная статья на тему 'Маркетинг в электроэнергетике'

Маркетинг в электроэнергетике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1001
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ / ПРОДАЖА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зарипов Ирек Вазирович, Терегулов Тагир Рафаэлович

В статье анализируется исследование вопросов внедрения концепции маркетинга взаимодействия на российские электроэнергетические предприятия. В рамках рассмотрения данной темы определена сущность концепции маркетинга взаимодействия, рассмотрена специфика реализации концепции на рынке электроэнергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг в электроэнергетике»

Литература

1. Яковлева А. Ю. Факторы и модели формирования и развития инновационных экосистем. Москва, 2012. 39 с.

2. Эрдэнэбат С. Развитие предпринимательской деятельности в Монголии. Улан-Батор, 2015. 15 с.

3. Иванова А. В. Формирование предпринимательской экосистемы университета. Екатеринбург, 2012. 63 с.

Маркетинг в электроэнергетике Зарипов И. В.1, Терегулов Т. Р.2

'Зарипов Ирек Вазирович / 2апроу 1гек У/лггоугек — студент;

2Терегулов Тагир Рафаэлович / Teregulov Tagir Rafaelovich - кандидат технических наук, доцент, кафедра электромеханики, факультет авионики, энергетики и инфокоммуникаций, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа

Аннотация: в статье анализируется исследование вопросов внедрения концепции маркетинга взаимодействия на российские электроэнергетические предприятия. В рамках рассмотрения данной темы определена сущность концепции маркетинга взаимодействия, рассмотрена специфика реализации концепции на рынке электроэнергетики.

Ключевые слова: маркетинговые исследования, электроснабжение, продажа электрической энергии.

Электроэнергетика как отрасль имеет специфические особенности, накладывающие свой отпечаток на маркетинговые исследования. Следует заметить, что маркетинговым исследованиям в электроэнергетике по разным причинам не уделяется должного внимания.

В связи с реформированием электроэнергетики монополизм предприятий отрасли уменьшается, развиваются новые технологии, возникают альтернативные варианты электроснабжения и теплоснабжения. Поэтому можно говорить о внутриотраслевой конкуренции предприятий электроэнергетики и о конкуренции альтернативных видов энергии.

При том же самом объеме электропотребления предприятия электроэнергетики заинтересованы в уменьшении потребляемой мощности и ее использовании вне пиковых нагрузок и особенно в ночное время. Этой цели можно достичь при оптимальном установлении и применении системы тарифов. В этой связи изучение особенностей электропотребления групп потребителей и отдельных крупных потребителей с целью согласования экономических интересов потребителей электроэнергии и энергоснабжающих организаций должно стать важнейшим направлением маркетинга в электроэнергетике [1].

Появление и развитие концепции маркетинга взаимодействия обусловлено рядом качественных изменений, происходящих в реальной практике бизнеса:

1) стремительное расширение сферы услуг;

2) изменения в области управления качеством - переход компаний к комплексным программам управления качеством вызывает необходимость вовлечения в эти программы и поставщиков, и клиентов, что требует установления долгосрочных отношений со всеми субъектами инфраструктуры маркетинга;

Таким образом, появление концепции маркетинга взаимодействия знаменует новый этап развития теории маркетинга, инициированный глобальными изменениями условий функционирования компаний [2].

Торговля может осуществляться напрямую (электростанция продает энергию крупному потребителю) или через систему посредников, в качестве которых могут быть специализированные распределительные предприятия.

Сбыт — неотъемлемый элемент процесса маркетинга, так как является завершающей, наиболее ответственной стадией обеспечения потребителя необходимым для него товаром. Основными методами сбыта являются:

а) торговые системы, включающие централизованный и децентрализованный сбыт;

б) собственная или внешняя формы организации продажи (форма сбыта);

в) прямой и непрямой сбыт через торговые посреднические предприятия (пути сбыта) [3].

В заключение хотелось бы сказать, что разработка грамотных хозяйственных решений невозможна без знания экономических законов, наличия конкретных экономических знаний, навыков, умения использовать их на практике.

Литература

1. Кретов И. И. Маркетинг на предприятии: практическое пособие / И. И. Кретов. М.: Финстатинформ, 2001. 181 с.

2. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / под ред. проф. В. А. Алексунина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. 614 с.

3. Голубков Е. П. Организация и контроль маркетинга / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом, 2003. № 6. С. 109.

Сельскохозяйственные организации как социально-экономические

системы Баташева М. А.1, Баташева Э. А.2

'Баташева Милана Аматовна / ВМаяНеуа Ыйапа АтаХоупа — студент, профиль: бухгалтерский учет анализ и аудит;

2 Баташева Эльза Аматовна / ВаХа5кеуа Ека АтаХоупа — ассистент, кафедра философии, Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: авторами рассматриваются понятие систем и их значение. Также важность системного подхода к сельскохозяйственной организации, его подсистем и целевых ориентиров. Ключевые слова: сельское хозяйство, организация, система, подсистема.

Обеспечение эффективного развития сельскохозяйственных организаций в динамичных условиях рыночной экономики обусловливает необходимость их глубокого исследования как сложных социально-экономических систем. С одной стороны, это продиктовано объективными требованиями учета многогранных взаимоотношений субъектов хозяйствования с внешними системами и надсистемами, а с другой - сложными внутрисистемными взаимосвязями, трансформирующимися под действием факторов среды окружения.

Анализ научной экономической литературы показал, что в наиболее общем виде под системой понимается «объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе». Значительный вклад в формирование и развитие отечественной теории организаций внесли работы таких ученых как А. П. Анохина, В. И. Вернадского, И. В. Блауберга, Ю. А. Урманцева, В. С. Тюхтина, В. Н. Садовского, Ф. Е. Темникова, В. С. Дружинина и др.

При этом разное семантическое наполнение категории «система» не опровергает общепринятые основные характеристики любой системы. Считаем, что к основным значимым характеристикам любой системы следует относить наличие: множества элементов и частей самой системы; устойчивых связей между элементами (частями) этой системы; интегративных свойств, которые присуще системе как целому; целостности в существовании и развитии этой системы [3, с. 32].

Применительно к аграрному сектору с позиции системного подхода сельскохозяйственную организацию следует рассматривать как сложную с четко выраженным управлением социально-экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных между собой и внешней средой различными связями функционально-структурных подсистем (компонент), объединенных единством главной цели для всех элементов [1, с. 67].

Результаты проведенного исследования позволяют выделить основные структурно -функциональные подсистемы сельскохозяйственной организации, каждая из которых состоит из отдельных взаимосвязанных между собой элементов [1, с. 73]. Так, производственно -техническая подсистема представляет комплекс предметов и средств труда, включающий машинно-тракторный парк, поголовье животных, земельные ресурсы, растениеводческие, животноводческие и другие подразделения, осуществляющие непосредственно производственный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.