Научная статья на тему 'Маркетинг в деятельности региональных банков'

Маркетинг в деятельности региональных банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ МАРКЕТИНГ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК БАНКОВСКИХ УСЛУГ / BANK MARKETING / REGIONAL BANKING MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хурумова Т.Г., Цуциева О.Т.

Проведено исследование развития банковского маркетинга на региональном рынке, подчеркивается значимость и необходимость выработки маркетинговой стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING IN REGIONAL BANKS

A study of bank marketing in the regional market, highlights the importance and the need to develop a marketing strategy.

Текст научной работы на тему «Маркетинг в деятельности региональных банков»

Проблемы экономики и менеджмента

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

УДК 339.138

Т.Г. Хурумова

канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой маркетинга, ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет»

О. Т. Цуциева

канд. экон. наук, доцент, кафедра международных экономических отношений, ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет»

МАРКЕТИНГ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БАНКОВ

Аннотация. Проведено исследование развития банковского маркетинга на региональном рынке, подчеркивается значимость и необходимость выработки маркетинговой стратегии.

Ключевые слова: банковский маркетинг, региональный рынок банковских услуг.

O.T. Tsutsieva, North-Ossetian State University

N.G. Hurumova, North-Ossetian State University

MARKETING IN REGIONAL BANKS

Abstract. A study of bank marketing in the regional market, highlights the importance and the need to develop a marketing strategy.

Keywords: bank marketing, regional banking market.

Очевидно, что неотъемлемой частью организационной структуры современного банка является использование маркетинговой стратегии и техники продаж. При этом маркетинг следует рассматривать не только и не столько как акт реализации продукта, а как философию банка [1].

Отметим, что содержание и цели маркетинговой деятельности банка в значительной степени меняются под влиянием, во-первых, усиливающейся конкуренции на финансовых рынках, во-вторых, меняющихся отношений между банками и клиентурой.

При этом маркетинговая стратегия банка предполагает первоочередную ориентацию не на свой продукт как таковой, а на реальные потребности клиентуры, что в свою очередь предполагает тщательное изучение рынка, анализ меняющихся потребностей и предпочтений потребителей банковских услуг. Результатом такого исследования является разработка приоритетных форм финансового обслуживания клиентов.

Таким образом, современная маркетинговая философия банка ориентирована на качественно новый уровень отношений с клиентами, предполагающий разработку адресных услуг, т.е. предназначенных определенной группе клиентов. В свою очередь, принципиальным является проведение тщательных и систематических исследований степени удовлетворенности клиентов качеством банковского продукта и необходимости внедрения новых банковских продуктов, изучение потребителей банковских услуг

№ 2 (18) - 2013

67

Проблемы экономики и менеджмента

в регионе функционирования конкретного банка [2].

Из-за неразвитости в Республике Северная Осетия-Алания (РСО-Алания) специальных маркетинговых фирм и высокой стоимости услуг маркетинговых центров, отсутствие специально подготовленных специалистов по маркетингу в региональных банках не дает возможности в получении объективной информации для разработки стратегии развития ряда региональных банков.

С целью оценки маркетинговой деятельности в банках Северной Осетии было проведено исследование с опросом фактических и потенциальных клиентов банков, руководителей банков, наблюдение, мониторинг упоминаний банков в СМИ. В ходе проведения исследования было опрошено 311 человек. Общее количество респондентов представлено 5 возрастными категориями:

Таблица 1 - Возрастная структура респондентов

Возрастная категория респондентов Количество респондентов Удельный вес в общем объеме респондентов

1) От 18 до 25 лет 70 22%

2) От 25 до 30 лет 60 19%

3) От 30 до 45 лет 90 29%

4) От 45-55 63 20%

5) Свыше 55 лет 28 9%

Всего 311 100%

Наибольшую группу составили лица в возрасте от 30 до 45 лет - 29%, наименьшую - свыше 55 лет - 9%.

Наибольшее число респондентов - государственные служащие (31%), 20% - работники некоммерческой организации и 16% - коммерческой.

□ Гос служащий;

□ Военнослужащий;

□ Работник коммерческой структуры;

□ Работник некоммерческой организации;

□ Частный предприниматель;

□ Студент;

□ Сотрудник бюджетной сферы

□ другое (пенсионер, водитель)

Рисунок 1 - Сфера занятости респондентов

68

№ 2 (18) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

По уровню доходов преобладали 2 группы респондентов: от 5 до 10 тысяч рублей в месяц - 39% (120 человек) и от 10 до 20 тысяч рублей - 39% (117 человек).

Анализ частоты использования банковской услуги клиентами показал, что (за исключением коммунальных платежей и обслуживания пластиковых карт) преобладает разовое пользование теми или иными услугами. Из них наиболее популярными услугами являются открытие и ведение банковских счетов и кредитование (табл. 2).

Таблица 2 - Частота использования банковской услуги клиентами

1 раз Ежемесячно Ежегодно от случая к слу- по необходимости 2-5 раз 6-10 раз 3-5 раз в месяц очень часто 2-3 раза в год

1) открытие и ведение банковских счетов 56 11 9 2 6 1

2) вклады денежных средств 49 29 12 5 4 2 1

3) переводы денежных средств 29 19 18 3 1 6 2 1 2

4) обслуживание пластиковых карт 16 32 6 2 2 2

5) коммунальные платежи 12 42 4 2 1

6) кредитование 56 13 14 4 1

7) обмен валюты 34 20 18 6 2 3 5 3

8)другое 1

Принципиальной в рамках данного исследования являлась оценка респондентами частоты выхода рекламы банков.

200

250

□ Классик Эконом Банк

□ Связь-банк

□ Арт-банк

□ Россельхозбанк

■ Адамон-банк

□ МИн Банк

□ Иронбанк

□ Диг-банк

■ Флора-Москва

□ Гамид

□ Сбербанк

□ Банк Развития Региона

□ Банк Москвы

Рисунок 2 - Оценка респондентами частоты выхода рекламы банков

№ 2 (18) - 2013

69

Проблемы экономики и менеджмента

По результатам опроса выявлены 3 лидера, рекламные стратегии которых наиболее эффективны. Более половины опрошенных (194 человека) чаще всего встречают рекламу Банка Москвы, Банка развития региона (143 человека) и Сбербанка (116 человек). Очевидно, что данные банки ведут более активную рекламную политику и реклама этих банков наиболее запоминаема. Проблема активизации пользования банковскими услугами выяснялась через ответы на вопрос: «Вы бы прибегали к услугам банков чаще, если бы не:

140п

120

100

80

60

40

20

0

36%

^—71

25%

22%

71

11%

3%

□ 1) сомнение в надежности вложений

□ 2) недовольство низкими процентными ставками

□ 3) недостаток информации о возможностях по вложению денежных средств

□ 4) недостаток свободных денежных средств

■ 5) привычка (хранить деньги «в стеклянной банке», брать в долг у друзей и т.д.)

□ 6) высокие ставки кредитов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ 7) много формальностей

Рисунок 3 - Факторы, препятствующие активному использованию банковских услуг

Основной причиной, препятствующей более активному пользованию респондентов банковскими услугами, является недостаток свободных денежных средств, следствием которой являются недовольство низкими процентными ставками по вкладам и высокими по кредитам (22 и 2% соответственно).

Положительным фактом является то, что нежелание людей пользоваться банковскими услугами из-за того, что привыкли хранить деньги «в стеклянной банке», брать в долг у друзей и т. д., постепенно уменьшается и на сегодняшний день всего лишь присутствует у 3% респондентов (12 человек из 311). То есть, несмотря на то, что сомневаются в надежности вложений 25% респондентов (98 человек), доверие к банкам все же возросло.

Согласно оценке уровня предоставляемых услуг банки распределились следующим образом:

Рисунок 4 демонстрирует такое же распределение лидеров, как и в вопросе о рекламе, однако здесь Банк Москвы лидирует с явным отрывом - 128 человек, что составляет 46%.

Наконец, самым важным фактором выбора того или иного банка, по мнению респондентов, является его надежность (87 человек), а предоставление более качественных услуг уступает место удобному расположению банка (рис. 5).

70

№ 2 (18) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

Дальнейшие опросы показали, что конкурентным преимуществом Банка Москвы перед другими банками является предоставление услуг на более высоком уровне. Сбербанк является наиболее надежным банком, 1% респондентов уточнил, что выбирает именно этот банк из-за того, что он государственный. Преимуществом Банка Развития Региона является его удобное местоположение, т.е. филиальная сеть (12 отделений).

□ никакой

□ Россельхозбанк

□ Классик Эконом Банк

□ Арт-банк

■ Адамон-банк

□ Диг-банк

□ МИн Банк

□ Гамид

■ Флора-Москва

□ Иронбанк

□ Банк Развития Региона

□ Сбербанк

□ Банк Москвы

Рисунок 4 - Рейтинг банков по уровню предоставляемых услуг

2: 23%

1: 35%

□ 1.наиболее надежный

D 2.предоставляет более качественные услуги

□ З.удобное местоположение

□ 4.качественный сервис ■ 5.Другое:

□ 6)быстрое обслуживание D 7)выгодные условия

□ 8)другие банки не предоставляют

необходимые услуги

□ 9)беспроцентный перевод

□ 10)более высокие проценты

□ 11)государственный

□ 12)при кредитовании не нужен

поручитель - Банк Москвы

□ 13)направили с торгового центра

Рисунок 5 - Факторы, предопределяющие выбор банка клиентами

Общероссийская практика показывает, что наиболее эффективным средством передачи информации является коммуникация людей друг с другом. Результаты опроса наглядно это подтверждают: 59% респондентов (130 человек) узнали о существовании своего банка от друзей или знакомых. Вторым по популярности источником информации является реклама - 23% (51 человек).

№ 2 (18) - 2013

71

Проблемы экономики и менеджмента

По мнению руководителей банков, открытие и ведение банковских счетов и кредитование являются наиболее востребованными банковскими услугами.

Учитывая эти особенности, можно выделить основные направления маркетинговой деятельности региональных банков. Это, прежде всего, общие принципы банковского маркетинга, включающие анализ:

- социально-экономического положения региона, отдельных отраслей, предприятий, а также прогноз их развития;

- конкурирующих местных и филиалов центральных банков с целью изучения комплекса их услуг;

- потребностей клиентов банка в различных банковских услугах;

- внутреннего состояния банка для корректировки проводимой инновационной политики.

Список литературы:

1. Владиславлев Д.Н.Энциклопедия банковского маркетинга. - М.: Ось-89,

2005.

2. Кинг Б. Банк 2.0. Как потребительское поведение и технологии изменят будущее финансовых услуг. - М.: Олимп-Бизнес, 2012.

List of references:

1. Vladislavlev D.N. Entsiklopediya bank marketing. - Moscow: Os-89, 2005.

2. King B. Bank 2.0. As consumer behavior and technology will change the future of financial services. - Moscow: Olimp-Business, 2012.

72

№ 2 (18) - 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.