Научная статья на тему 'Маркетинг технологий мобильной связи применительно к задачам спортивной психологии'

Маркетинг технологий мобильной связи применительно к задачам спортивной психологии Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
190
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ / КОНСАЛТИНГ / МАРКЕТИНГ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тиунова Ольга Владимировна, Злобин А. Е.

В работе рассмотрены возможности использования технологий мобильной связи применительно к различным задачам спортивной психологии. Предложена новая концепция заочной формы работы со спортсменом и тренером. Приведены примеры ее практической реализации на базе Психологической службы по работе со спортсменами высокой квалификации ВНИИФК. Изложена методика технико-экономического обоснования сети колл-центров, включая региональные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing of technologies of mobile communication with reference to problems of sports psychology

In work opportunities of use of technologies of mobile communication with reference to various problems of sports psychology are considered. The new concept of the correspondence form of work with the sportsman and the trainer is offered. Examples of its practical realization are resulted on the basis of Psychological service on work with sportsmen of high qualification in VNIIFK. The technique of the feasibility report on a network of the call-centers, including regional is stated.

Текст научной работы на тему «Маркетинг технологий мобильной связи применительно к задачам спортивной психологии»

МАРКЕТИНГ ТЕХНОЛОГИЙ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЗАДАЧАМ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

О.В. ТИУНОВА, А.Е. ЗЛОБИН, ВНИИФК

Аннотация

В работе рассмотрены возможности использования технологий мобильной связи применительно к различным задачам спортивной психологии. Предложена новая концепция заочной формы работы со спортсменом и тренером. Приведены примеры ее практической реализации на базе Психологической службы по работе со спортсменами высокой квалификации ВНИИФК. Изложена методика технико-экономического обоснования сети колл-центров, включая

региональные.

Abstract

In work opportunities of use of technologies of mobile communication with reference to various problems of sports psychology are considered. The new concept of the correspondence form of work with the sportsman and the trainer is offered. Examples of its practical realization are resulted on the basis of Psychological service on work with sportsmen of high qualification in VNIIFK.

The technique of the feasibility report on a network of the call-centers, including regional is stated.

Ключевые слова: спортивная психология, мобильная связь, консалтинг, маркетинг, математическое моделирование.

Развитие современных информационных технологий оказывает существенное воздействие на процессы, происходящие в сфере физической культуры и спорта. Большинство специалистов по спортивному менеджменту и маркетингу называет целый ряд информационных каналов, посредством которых происходят интенсивные коммуникации между спортсменами и обществом [6, 14, 15,

19, 20]. К этим информационным каналам относятся телевидение, радио, глобальная сеть Интернет, печатные издания, включая книги, журналы, газеты, электронные издания на внешних носителях, каналы мобильной связи, IP-телефония и другие средства коммуникаций. Например, М. Томич [19, 20] отмечает, что важнейшие мировые состязания, транслируемые по телевидению, могут собрать перед экраном до трех миллиардов зрителей. При этом неизбежно формируется «обратная связь», повышающая ответственность спортсменов за спортивный результат в присутствии большой зрительской аудитории. Одновременно возникает опасность влияния mass media в режиме реального времени на психоэмоциональное состояние спортсмена и тренера, во многом определяющая спортивный результат. Появляется необходимость отслеживания этой ситуации спортивными психологами и оперативная коррекция состояния спортсмена с точки зрения информационной безопасности.

Эффективными и доступными средствами для обмена информацией на расстоянии сегодня являются средства мобильной связи (мобильные телефоны, смартфоны, коммуникаторы и др.). Именно поэтому в настоящее время появляются технические разработки для спортсменов, сочетающие в себе одновременно средство мобильной связи и прибор для мониторинга психофизического состояния. Так, на выставке CEATEC Japan 2007 [http://

www.ceatec.com], прошедшей в японском городе Chiba, компании NTT DoCoMo и Mitsubishi Electric представили прототип нового сотового телефона, который способен выполнять определенные функции тренера и психолога.

Подобные устройства пока могут обладать скромным набором функций (контроль пульса, количества шагов, энергозатрат, уровня стресса) и, разумеется, неспособны заменить реального наставника. Однако само направление разработок, сочетающее преимущества мобильной связи и возможность тестирования в режиме on-line, представляет несомненный интерес для специалистов.

Следует отметить, что современная мобильная связь предоставляет спортивному психологу широкий спектр возможностей для обмена информацией со спортсменом и тренером. Можно использовать стандартные сервисы мобильной связи: SMS, MMS, e-mail, мобильный Интернет и другие. Сюда входит передача голосовой, текстовой, графической информации, иллюстраций и фотографий, видеоклипов со звуковым сопровождением, отдельно звуковой информации, числовых данных. Интересной представляется возможность общения между несколькими абонентами (конференция), благодаря которой спортивный психолог может одновременно обсудить определенные вопросы, например, и с тренером, и с врачом команды.

Современные мобильные телефоны включают в себя весь набор технических устройств, обеспечивающих фиксацию, передачу и воспроизведение соответствующих данных, - цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, диктофон, цифровой дисплей, медиаплеер. Особую роль в обеспечении безопасности спортсмена может играть наличие в мобильном телефоне встроенного GPS-модуля, позволяющего с высокой точностью определять его местоположение.

1аа)

Возрастание наукоемкой и высокотехнологичной составляющей в спортивной психологии будет происходить неизбежно, учитывая рост конкуренции во всех сферах спортивной жизни. Несомненно, что уже в ближайшем будущем при подготовке отдельных спортсменов и команд будут использоваться методики, включающие сложные информационные технологии.

Как показало предварительное маркетинговое исследование, в спортивной сфере не представлен спектр услуг, связанных с серьезной психологической поддержкой спортсменов и тренеров в режиме реального времени. Соответственно в этой сфере практически отсутствует конкуренция.

Поскольку в настоящей статье рассматривается, по сути, новый сегмент рынка спортивных услуг, целесообразно более подробно остановиться на особенностях его освоения с точки зрения практики маркетинга. Основой для этого является «маркетинг микс», или маркетинг 4Р, который может быть сведен к определению товара или услуг (product), цены и структуры прибыли (price), каналов и методов сбыта (place), способов продвижения товара на рынок и организации продаж (promotion).

Напряженный график тренировок, сборов, соревнований практически не позволяет спортсменам и тренерам лично общаться с консультантами, проходить регулярные комплексные тестирования. В силу этих обстоятельств такой важнейший фактор, как динамика физического и психологического состояния спортсмена, большинством спортивных психологов отслеживается от случая к случаю.

Лабораторией физической культуры и практической психологии ВНИИФК был разработан проект мобильного колл-центра, способного кардинально изменить уровень психологического консалтинга спортсменов; выполнено его технико-экономическое обоснование, разработаны конкретные методические материалы. Для соблюдения режима конфиденциальности выпущены пластиковые карты с персональным кодом клиента.

В услуги колл-центра включены:

- мониторинг физического и психоэмоционального состояния;

- психологическое тестирование в режиме on-line;

- консультации личного спортивного психолога.

Базовыми on-line сервисами предусмотрены:

- мобильный телефон «горячей линии»;

- система SMS-SOS;

- E-mail-консалтинг;

- WWW/WAP-терминал.

Основные формы такого заочного взаимодействия были апробированы авторами в сотрудничестве с элитными спортсменами сборных команд страны.

Проведение заочного мониторинга психофизического состояния спортсменов в период интенсивных тренировок и соревнований предусматривает регулярную (1-3 раза в день) фиксацию и передачу психологу нескольких простых информативных показателей. При возникновении тревожных симптомов в динамике этих показателей спорт-

смен (тренер) получает соответствующее 8М8/е-таН-сообщение или консультацию специалиста по телефону.

Составной частью заочной психолого-педагогической работы со спортсменом может являться прогнозирование спортивного результата на основе анализа ретроспективы индивидуальных рекордов.

По мобильному телефону колл-центра обратился спортсмен, который интересовался соответствующим оперативным прогнозом, однако в силу занятости на тренировках не имел времени для личного общения со специалистами. Спортсмен полагал, что недостаточно эффективно использует свой психологический ресурс. По электронной почте он сообщил основные данные о динамике своих спортивных результатов. Вся дальнейшая аналитическая работа выполнялась уже без его участия, что позволило не прерывать тренировочный процесс.

Результатом анализа средств массовой информации и расширенной статистики стала объемная картина, включающая: сопоставление собственных результатов спортсмена с результатами ближайшего конкурента на основе анализа динамических рядов данных, определение результирующих трендов, величин стандартного отклонения в результатах обоих соперников и фактическую дельту между запланированным результатом и реальными возможностями спортсмена. Все это позволило сделать вывод о том, что обратившийся за консультацией «спортсмен № 2» подготовлен значительно хуже своего основного конкурента - «спортсмена № 1». В течение последних трех лет, несмотря на его периодические успехи и равный разброс результатов обоих соперников, показатели лидера выглядели все более недостижимыми (рис. 1). Стала очевидной необходимость изменений не только психологической подготовки данного спортсмена, но и тренировочной программы в целом. Последующий прогноз позволил спортсмену и тренеру оценить реальные сроки достижения пика спортивной формы.

Интересные данные были получены в процессе заочной работы с тренером одной из сборных команд страны. Мобильный сигнал имел место перед ответственным мероприятием, которое предполагало подробный отчет тренера о проделанной работе. Психологическое состояние тренера анализировалось на базе нескольких опубликованных подробных интервью с использованием методов психолингвистики [3, 4, 8, 11]. Было убедительно показано, что в прямой речи тренера присутствует значительный элемент негативных эмоций, пессимизма и «пораженческого настроения». Оперативно высланная тренеру информация содержала рекомендации по стилю и содержанию его выступления.

Как показала практика, в процессе заочной работы определенные выводы могут быть сделаны даже на основании нескольких 8М8-сообщений. Несмотря на достаточно скудный фактический материал, использование методов контент-анализа, включая фоносемантику, позволяет выявить первый тревожный сигнал, свидетельствующий

о необходимости срочной психологической помощи.

(шШ)

Порядковый номер соревнований

Рис. 1. Показатели результатов спортсменов на основе анализа ретроспективы индивидуальных рекордов

Полезную информацию о психоэмоциональном состоянии спортсмена может дать анализ динамических спектрограмм его голоса, полученных с помощью соответствующих компьютерных программ, например Sound Forge.

Необходимость системного подхода к психологическому сопровождению спортивной подготовки достаточно очевидна [1, 2, 16, 17, 18 и др.], понятен арсенал методов, апробированы современные формы заочного взаимодействия [13, 23]. Однако спортивным федерациям, ведущим клубам, региональным спортивным центрам, потенциальным инвесторам и спонсорам важно иметь технико-экономическое обоснование каждого нового проекта в сфере спортивных услуг.

В современных экономических условиях принципиально важным является разработка соответствующего бизнес-плана [5, 9, 10]. Проект открытия колл-центра не является исключением и должен отвечать определенным требованиям экономической эффективности. Ниже дается краткое описание методов, с помощью которых проводился анализ эффективности инвестиционного проекта открытия колл-центра (Психологической службы по работе со спортсменами высокой квалификации). Методологические подходы к организации работы колл-центров и разработке формальной модели анализа и управления продукцией предприятия связи изложены в соответствующих публикациях [7, 23].

В зависимости от сегмента и сектора спортивного рынка набор услуг мобильного колл-центра может варьироваться в достаточно широком диапазоне. Для общего случая работы центра в различных сегментах рынка при наличии развитого спектра постоянных и единовремен-

ных услуг денежные поступления от всех абонентов за месяц можно рассчитать следующим образом.

Абонентская плата: Изначально можно принять, что каждый абонент будет посылать одно 8М8-сообщение в день. Поэтому, даже при заметном приросте числа 8М8-сообщений, на начальном этапе представляется целесообразным включить стоимость 8М8-трафика в абонентскую плату (так как стоимость одного 8М8-сообщения крайне мала). В этом случае «услуги по тарифу» в процессе расчетов включаются в месячную абонентскую плату за конкретную услугу. Суммарное число абонентов при этом рассчитывается как

а денежные поступления от всех абонентов

=

(г. j.k) ’

-1 1-1 к-1

где Ы(. к) - число абонентов, использующих (1,],к)-тую услугу;

Р^. к) - абонентская плата для использующих (1,],к)-тую услугу;

I - номер сегмента рынка ( / = 1,1); у - номер сектора данного сегмента рынка (у = 1^); к - номер конкретной услуги ( к = 1,К).

Единовременные услуги:

Ыт - число абонентов, использовавших (1,],1)-тую единовременную услугу (например: приобретение оборудования, подключение и т.п.);

1

Р(. ) - цена (1,],1)-той единовременной услуги, где I - номер конкретной единовременной услуги ( I =

1,1).

Тогда суммарное число абонентов, использовавших единовременные услуги:

I 1 I

1=1 1=1 к=1

Финансовые поступления от всех абонентов по всем единовременным услугам:

I 1 I

Вед ~ Р(г, 1,1) Х ^(г,1,1)'

г-1 1=1 к-1

Все абоненты (абонентская плата, единовременные услуги):

I 1 К III

С С С ^ (г,1,к) и СС £

г=1 1=1 к=1 г=1 1=1 к=1

Суммарные поступления от всех абонентов:

I 1 К III

= Ваб + Вед = Р(1) х Х N(1 •

г=1 1=1 к=1 г=1 1=1 к=1

При разработке ценовой политики колл-центра учитывалась сложившаяся практика персонального психологического консалтинга, а также финансовая составляющая успеха в спорте высших достижений.

При оценке затрат на организацию постоянной психологической поддержки с привлечением услуг колл-центра были получены суммы порядка десятых и сотых долей процента от дохода известных спортсменов. Для более широкого круга абонентов соответствующие затраты будут составлять от одного до несколько процентов.

Финансово-экономическое моделирование было выполнено с использованием автоматизированной системы планирования и анализа эффективности инвестиционных проектов Project Expert (А.Е.Злобин, лицензия и сертификат от 22.10.2004, Expert Systems, 2004). В процессе расчетов базовой модели предполагалось, что через год работы коллектив колл-центра из нескольких сотрудников (спортивные психологи, оператор, аналитик) сможет обслуживать около ста абонентов. При этом абоненты элитной индивидуальной программы «золотая» будут составлять от общего числа примерно 10%, программы «серебряная» - 30%, программы «бронзовая» - 60%.

В ходе работы был выявлен фактор сезонности интереса к информационным Интернет-ресурсам, посвященным спортивной и психологической тематике. Так, например, на рис. 2 представлена статистика посещения за несколько лет официального сайта ВНИИФК (www.vniifk. ru) и сайта Лаборатории физической культуры и практической психологии ВНИИФК (www.self-master-lab.ru).

Эти данные в первом приближении учитывались при расчетах динамики продаж услуг колл-центра, выполненных с помощью компьютерной программы Project Expert.

Вопросы учета рисков [12, 21, 22] для проектов в сфере физической культуры и спорта были рассмотрены авторами ранее [18].

В заключение следует отметить, что развитие нового сегмента рынка спортивных услуг представляется не только необходимым, но и экономически оправданным. Можно прогнозировать дальнейший рост интереса к психологическому консалтингу с использованием современных информационных технологий и технологий мобильной связи, а также создание сети региональных колл-центров.

00 U

О

о

2

0

03

ІЇ

0

О

О

С

d

со

0

Є

0

d

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

о

d

ю

сс

I-

X

0

О

d

ю

и:

£

О

d

ю

о

d

ю

СО

0

Vniifk

-Self-Master-Lab---------Среднее

Рис. 2. Статистика посещения официальных сайтов ВНИИФК и Лаборатории физической культуры и практической психологии

Литература

1. Антохин А.В., Родионов А.В., Уваров Е.А. Проявления психофизиологических свойств в состоянии и деятельности спортсменов-единоборцев // Вестник спортивной науки. - 2005. - № 1. - С. 45-48.

2. Акопян А.О. Технология организации НМО сборных команд // Вестник спортивной науки. - 2003. - № 1. -С. 51-55.

3. Бондаренко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 160 с.

4. Бондарчук ТВ. Моделирование и эффективность текстов ауто- и гетеровоздействия в спортивной практике // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 8. - С. 32-35.

5. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. - М.: Олимп-Бизнес, 1997.

6. Гуськов С.И. Спорт и маркетинг. - М.: Вагриус, 1995. - 304 с.

7. Дадеркин Д.О., ДадеркинаЕ.Н. Формальная модель анализа и управления продукцией предприятия связи // Мобильные системы. - 2001. № 3. - С. 39-42.

8. Журавлев А.П. Символическое значение языкового знака // Речевое воздействие: Проблема прикладной психолингвистики. - М.: Наука, 1972. - С. 81-104.

9. Коссов В.В. Бизнес-план: обоснование решений. -М.: Государственный университет Высшая Школа Экономики, 2002. - 272 с.

10. Коссов В В., Шахназаров А.Г., Лившиц В.Н. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. - М.: Экономика, 2000. - 421 с.

11. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл. - 287 с.

12. Малашихина Н.Н., Белокрыглова O.C. Риск-менеджмент. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 317 с.

13. Моховиков A.H. Телефонное консультирование. -М.: Смысл, 2001. - 494 с.

14. Переверзин И.И. Искусство спортивного менеджмента. - М.: Советский спорт, 2004. - 41б с.

15. Степанова O.H. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта. - М.: Советский спорт, 2005. - 25б с.

16. Tuyнова O.B. Использование психологических методов в спортивной практике. - М.: ФГОУ ГШВСМ, 200б. - 24 с.

17. Tuyнова O.B. Основы индивидуального психологопедагогического консультирования. - М.: Институт социальных инициатив; Комитет физической культуры и спорта города Москвы, 2004. - 34 с.

1B. Tuyнова O.B., Злобин A.E. Aктуальные вопросы психологии и менеджмента в спорте: Методические рекомендации. - М.: ФГОУ ГШВСМ, 2007. - 2B с.

19. Teмич М. Маркетинг в спорте. - М.: MAФCИ, 2002. - 224 с.

20. Tомuч М. Основы менеджмента в спорте. - М.: MAФCИ, 2005. - 352 с.

21. Чов}>шян ЭЮ., Сидоров M.A. Управление риском и устойчивое развитие. - М.: Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, 1999. - 525 с.

22. Энциклопедия финансового риск-менеджмента / Под ред. A.A. Лобанова, A3. Чугунова - М.: Aльпина Бизнес Букс, 2007. - BB0 с.

23. Эпплгарт М., Гаттридж Э., Познер K. Работа с клиентами: Интернет и Call-центры / Пер. с англ. - М.: HIPPO, 2004. - 114 с.

1аа)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.