Научная статья на тему 'Маркетинг событий в России: новый «Мейнстрим»?'

Маркетинг событий в России: новый «Мейнстрим»? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
197
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕVENT MARKETING / EVENT'S CONSUMERS / EVENT'S BUYERS / МАРКЕТИНГ СОБЫТИЙ / КЛАССИФИКАЦИЯ СОБЫТИЙ / ПОТРЕБИТЕЛИ СОБЫТИЙ / ЗАКАЗЧИКИ СОБЫТИЙ / ОРГАНИЗАЦИЯ СОБЫТИЙ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ИВЕНТ-СФЕРЫ / CLASSIFICATION OF EVENTS / ORGANIZATION OF EVENTS / TERRITORIAL EVENTS / INSTITUTIONALIZATION OF RUSSIAN EVENT SPHERE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Панкрухин Александр Павлович

В статье предложено окончательно определиться с тем, в каких случаях в русском языке логично говорить о событийном маркетинге, а в каких о маркетинге событий. Представлены схема структуры и данные об объемах российского рынка событий. Зафиксированы варианты классификации потребителей и самих событий. Охарактеризованы преимущества маркетинга событий, дана последовательность организационных шагов, представлен бюджет события как компонент цены и ценовой политики. Продемонстрированы первые российские примеры ко-маркетинга событий и территорий. Выявлена тенденция социализации российской ивент-сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Event Marketing in Russia - New Mainstream?

In this article author offers the final decision when it is logical to talk about eventual marketing and event marketing in russian language. This article contains the structure and data of volume of russian event's market. Also you can see versions of classifications of consumer's groups and events. Author describes the benefits of marketing events and gives a sequence of organizational steps. The article presents the budget of events as a component of their prices and price policy. Moreover you can see the first Russian examples of cooperation between event marketing and place marketing as well as a trend of socialization of the Russian event sphere.

Текст научной работы на тему «Маркетинг событий в России: новый «Мейнстрим»?»

МАРКЕТИНГ СОБЫТИИ В РОССИИ: НОВЫЙ «МЕЙНСТРИМ»?

Панкрухин Александр Павлович,

д. э. н., профессор, зам. зав. кафедрой общего и специального менеджмента, Российская академия госслужбы при Президенте РФ a009pank@yandex.ru

j А

.г/.

d

Прошедший 2011 год из всех «маркетингов в отраслях и сферах деятельности» выбрал в качестве мейнстрима «маркетинг территорий». Наблюдался буквально бум востребованности этой проблематики, осуществлено немало исследований и бренд-разработок. Обилие проведенных за год круглых столов, конференций и форумов говорит само за себя, а сколько блуждающих популяризаторов темы «прошерстило» города и регионы России! Создана Российская ассоциация маркетинга территорий.

Рискну предположить, что 2012 год станет в России годом маркетинга событий (event marketing). Тесная связь двух этих разновидностей маркетинга очевидна, а значит, и логика их преемственности не нуждается в изощренных обоснованиях. Ведь, с одной стороны, любое событие территориально и впечатление о нем всегда будет связано с впечатлением о месте, где

оно состоялось. С другой стороны, каждая территория в мировой рейтинговой практике оценивается во многом по критерию ритма жизни, по показателям частоты, масштаба и притягательности происходящих здесь событий.

ЧТО ЗА ЗВЕРЬ ТАКОЙ?

Разберемся для начала в терминах. Существует «традиционное» понимание маркетинга событий как маркетинговой технологии благотворительности, фандрайзинга и пиар-активности для раскрутки фирмы и ее продукции. С точки зрения РР и спонсорства, главное здесь — создание информационно-новостного повода, для чего при более-менее системном подходе может быть создана программа специальных событий в целях продвижения. При этом заинтересованная организация выступает заказчиком или создает стратегический альянс компании с организацией, профессио-

нально работающей в сфере ивентов, или создает социальное явление сама, но всегда в тесном контакте со средствами массовой информации. Цели имеют репутационный характер, продвигается «кредо», или «система ценностей» торговой марки, результатом считается паблисити фирмы, значительное улучшение ее восприятия и создание намерения потребителей совершить покупку «брендиро-ванного» таким образом товара. При этом используется сэмп-линг — бесплатная раздача товара «на пробу».

Маркетинг событий при этом понимается как проявление социального сознания организации или просто как эффективный маркетинговый инструмент: пожертвование денег и других средств, ресурсов в пользу какого-либо события, под воздействием таких мотиваторов, как желание быть и/или выглядеть хорошим и добрым в собственных глазах и в глазах местного сообщества.

Подсчет экономической эффективности такого рода действий достаточно затруднен, а то и считается аморальным.

Но в этом отношении в английском языке существует словосочетание Marketing during Social Events. Другое, более современ-

ное понимание термина получило условное название «коммерческого». В этом случае речь идет о так называемых «специальных событиях». В частности, это вполне целенаправленные мероприятия: ознакомительные и учебные семинары, корпоративные приемы, вечеринки; профессиональные конгрессы, форумы, конференции; проведение выставок и участие в них; показы мод; road shows; праздники, торжества, направленные на различные целевые аудитории бренда. Из общезначимых социальных мероприятий чаще всего спонсируются спортивные мероприятия и городские праздники, с получением взамен права демонстрации и продаж своей продукции. Но не стоит забывать и о простых событиях типа: презентации продуктов/услуг; открытие новых заводов, магазинов, офисов; их юбилеи.

Современное понимание маркетинга событий не просто стремится объединить оба этих подхода, коммерческую выгоду и социальную значимость, но представляет маркетинг событий как новую клиентоориентирован-ную маркетинговую стратегию, которая создает у потребителя ощущение праздничности и свободы выбора. Технологически это достигается тем, что идеи о необходимости приобретения

продукции доводятся до потенциальных клиентов при помощи ярких, запоминающихся действий, из которых наиболее кратковременными являются флеш-мобы1.

А.В. Малыгин, говоря о терминологии, предлагает различать «маркетинг собственно событий» и «маркетинг через события». На наш взгляд, в первом случае можно говорить о маркетинге событий, как самостоятельных товаров, а во втором — об использовании событийного маркетинга как технологии или как инструмента маркетинга фирменных или товарных брендов, чаще всего никак не связанных с самими событиями. Русский язык позволяет, в отличие от английского event marketing, использовать два понятия «маркетинг событий» и «событийный маркетинг брендов» (т. е. маркетинг фирм или товарных категорий)2. В этом понимании маркетинг событий — это маркетинг конференций и выставок, городских, корпоративных и семейных праздников и др. Об этом мы и будем говорить. Но применительно к маркетингу событий нужно всегда помнить о следующей его специфике: спонсору события важно не само событие, а продвижение его товаров и фирмы, а для потребителя событий главное — не товары, ко-

торые там можно увидеть или приобрести, а само событие, его содержание, ритм, возможность коммуникаций и соучастия, связанные со всем этим эмоции. Организаторам же событий приходится ориентироваться одновременно на обе точки зрения и соответствующие ожидания.

Сегодня маркетинг событий ориентирован на искушенного потребителя, которого все больше интересует не сам товар, а опыт эмоционального переживания и возможность соучастия. Доминирует ориентация на активное создание, конструирование тех событий, происшествий, которые провоцируют возникновение и развитие новых потребностей даже у тех целевых аудиторий, чьи представители ранее были равнодушны к продукции фирмы.

Дело в том, что всем известные праздники используют все, в том числе и конкуренты, так что особых преимуществ это не дает. Гораздо эффективнее в эмоциональном плане, в силу своей неожиданности и экзотичности могут оказаться другие мероприятия, содержащие оригинальные ритуалы и мистерии — придуманные или извлеченные из забытой истории человечества, страны или местного сообщества. Суть событийной инженерии состоит в том, что, фор-

' При этом надо иметь в виду, что БТ! в целом, и флеш-мобы в частности, обычно ориентированы на краткосрочные цели увеличения продаж, а конструируемые события - на долгосрочные стратегические цели создания нового спроса, новых ценностей, на обретение новых потребительских аудиторий и др.

2 Если договориться о таком использовании русских слов более широко, то уже не придется гадать, например, что такое «инновационный маркетинг»: это словосочетание будет означать инновационный инструментарий, новую технологию маркетинга. А термин «маркетинг инноваций» будет содержать в себе указание на «маркетинг новых товаров».

мируя события с определенной целью и смыслом, мы формируем жизненный мир человека — потребителя, сотрудника компании, представителя целевой аудитории3.

Но каким бы современным ни было понимание маркетинга событий, он с неизбежностью включает все традиционные функциональные элементы маркетинга:

♦ продукт — специальное событие, его программа;

♦ цена — расходы ресурсов на проведение специального события, а также прибыль организаторов (если ивент носит коммерческий характер);

♦ продвижение события, включающее рекламу, директ-маркетинг, кросс-промоушн, уличный промоушн, «фишки» (stunts) и PR;

♦ место, атмосфера и организация проведения события, что часто выступает важнейшими компонентами и факторами его устойчивого конкурентного преимущества и уникального торгового предложения.

КЛАССИФИКАЦИЯ СОБЫТИЙ

1. Индивидуальные (частные) праздники — дни рождения, свадьбы и юбилеи, выездная регистрация брака, ситуации-сюрпризы, розыгрыши, и т. п. Это наиболее массовый, но все чаще индивидуализированный тип услуг, причем в большинстве своем — низкоприбыльный для организаторов.

2. Торговые события (trade events): представление товара-новинки, открытие сезона скидок, награждение миллионного покупателя. Особая категория — деловые мероприятия, которые проводятся для партнеров компании, дилеров, дистрибьюто-ров,ретейлеров, а также производителей (вендоров), — разумеется, если это не прямые конкуренты. Прибыльность их проведения для исполнителя может напрямую зависеть от эффективности для заказчика.

3. Рабочие информационные мероприятия, на которых происходит обмен информацией — конгрессы, выставки, конференции, обучающие семинары. В любом случае бизнес-часть программы, целесообразно разделить на несколько составляющих. Первая, ознакомительная — по приезде, в первый день, после расселения и небольшого перерыва. Вторая — на следующий день, с утра до обеда. В это время проходят презентации, круглые столы, обсуждения в перерывах. И третья часть — индивидуальные встречи в свободное время, где можно договориться обо всем, что не успели обсудить с партнерами. Важен принцип «здесь и сейчас». Коммерческие результаты часто отсрочены.

4. Информационно-развлекательные мероприятия, где передача информации происходит в развлекательной форме — празднование дня рождения компании, открытие нового

предприятия, производства или офиса, нового транспортного маршрута, другие корпоративные праздники. Здесь же — праздники типа «сбойка» тоннелей/участков дороги, укладка «золотого звена», открытие для заселения нового дома или квартала, ввод в строй нового объекта спорта или культуры и т. д.

5. Специальные досуговые мероприятия, ориентированные на организацию свободного времени путем общения и развлечения целевой аудитории, что предполагает сильное, в т. ч. массовое эмоциональное воздействие: соревнования, шоу, концерты, фестивали, ралли и др. Кстати, проведение мероприятий в связи, например, с солнечным затмением — тоже здесь. Но доминируют все-таки не подаренные природой явления, а конструируемые человеком события. Коммерческий эффект достигается в основном за счет услуг по проживанию, питанию, продажи сопутствующих тематике события товаров, сувенирной продукции и т. п.

6. Комплексные территориальные события: 1000-летие города, День города, День семьи, День физкультурника и т. п.; проходят при участии структур и высокопоставленных лиц государственной власти и органов местного самоуправления; широко отражаются в СМИ; проводятся чаще всего на регулярной основе, имеют длительные сроки подготовки и множество

3 Хашковский А. События, которые мы создаем // www.thechief.ru.

партнеров-соучастников организации события. Довольно часто заказчика при этом представляют PR-служба и один из функциональных департаментов (экономики, туризма, спорта и молодежной политики, культуры), а плательщиками являются аффилированные структуры (агентства территориального развития и привлечения инвестиций, регионального маркетинга, выставочные агентства). Налицо ярко выраженная социальная ориентация событий.

В любом случае термин «маркетинг событий» тесно взаимодействует с понятиями «MICE-туризм» и «MICE-маркетинг», в аббревиатуре которых обозначены:

♦ Meetings — деловые встречи, в т. ч. за рубежом, проведение бизнес-семинаров;

♦ Incentives — поощрительные корпоративные мероприятия, инструмент внутреннего и партнерского маркетинга, часто сочетающиеся с тим-билдинговыми мероприятиями. До сотрудников и приглашенных гостей доводятся видение, миссия и другие идеи компании, демонстрируется забота компании о своих сотрудниках. Это призвано создавать доверительную атмосферу, способствует уменьшению текучести кадров, поднятию корпоративного духа.

♦ Conferences — научно-практические форумы, конференции и т. п. (в т. ч. торговые).

♦ Exhibitions — проведение (программы, участники, выбор места и времени и др.), организация участия и посещения разнообразных специализированных выставок, в т. ч. международных.

По данным мониторингового обследования 70 крупных российских праздничных агентств, проведенного в июне 2010 года ABARUS Market Research, выяснилось, что наиболее активно агентства предоставляют услуги корпоративных праздников — их предлагали все 70 обследованных компаний. На втором месте — 48 компаний — оказалась организация мероприятий, связанных с обучением и командными играми. Частные праздники — дни рождения, свадьбы, выездная регистрация брака, розыгрыши и т. п. организуют 44 агентства из 70. Чуть меньше — 42 агентства — готовы проводить крупные рабочие мероприятия, такие как конференции, конгрессы, слеты; при этом услуги делового туризма предоставляют всего 15 из 70 участников рынка. Мероприятия информационного характера имеют в своем ассортименте 37 компаний. 29 компаний располагают возможностями организации выставок. О предоставлении услуг полиграфии и рекламы заявляют 13 агентств, однако никто не чурается

и внешнего размещения подобных заказов.

Что и в каких объемах реально проводится в России, которую некоторые зарубежные эксперты сферы выставочного и конгрессного бизнеса называют terra incognital По ориентировочным и несколько скорректированным подсчетам А.В. Малыгина, совокупный объем российского рынка событий приблизился к 3 млрд долларов. На первых позициях здесь шоу-бизнес (800 млн долл.), выставки (700 млн долл.) и конгрессы/конференции (650 млн долл.). За ними следуют спортивные события (280 млн долл.от продажи билетов и атрибутики), тренинги и семинары (200 млн долл.), маркетинговые и рекламные события (150 млн долл.), а также собственно праздники (140 млн долл.). И здесь не учтены трудно оцениваемые политические события, а также многие составляющие делового туризма4.

КТО - ПОТРЕБИТЕЛЬ?

Любой ивент в первую очередь характеризуется такими аспектами, как профиль и цель, место, время действия и участники.

В ретейле знают: если строить ассортимент сугубо по классическим критериям классификации возраста, рода занятий, социального положения (молодежь, рабочий, интеллигент, домохозяйка, студент, успешный

4 Малыгин А. Ивент маркетинг и ивент менеджмент: Определимся с понятиями. Карта ивент индустрии: структура, границы, объем, тенденции. Материалы выступления на Event-Expo, Москва, 7 февраля 2012 г.

бизнесмен и т. п.), то этот «статистический» подход часто обречен на неудачу. Клиент все чаще принимает решения не в соответствии с этими классическими ожиданиями, а «по настроению», сиюминутным изменениям личности, что все чаще задает соответствующие «условия покупки». Кто-то может быть в депрессии, кто-то — озабочен приобретением подарка малознакомому человеку, а у кого-то наступает личностно-значимый юбилей. Один рассчитывает произвести впечатление на других, другой — порадовать себя. Такому «интра-индивиду-альному» маркетингу нужна иная, нетрадиционная статистика: психосостояний покупателя, частоты их проявлений в точке продажи. И только тогда можно прогнозировать эффект торговой акции. А чтобы от фиксации «расклада состояний клиентов» перейти к более активным действиям, и нужны события, которые эти состояния формируют. Понятно, что магазины бижутерии и ювелирных изделий в этом подходе стоят в начале очереди, но и универсамам тоже пора обратить на него внимание.

Индивидуальные участники события почти всегда являются единственными конечными потребителями событий в той мере, в какой участие в событии (зрелище) является их единственной целью и никаких других целей они не исповедуют. Основная масса индивидуальных заказов представляют собой традиционную часть ассортимента: свадьбы и юбилеи. Од-

нако в последнее время стали встречаться и такие заказы, как индивидуальные розыгрыши, необычные поздравления с днем рождения, и креативные предложения руки и сердца. Такая тенденция радует организаторов, так как еще совсем недавно подобных заказов было на 60% меньше.

Для всех остальных «потребителей» событий, которые, как правило, выступают их главными заказчиками, участие в событии является лишь промежуточным результатом, а цель связана с иными перспективами.

Корпоративные заказчики событий могут быть поделены на пять сегментов:

♦ VIP — компании, которые тратят на мероприятие от 100 тыс. долл.;

♦ бизнес-класс — компании, которые тратят порядка 50—100 тыс. долл. на мероприятие;

♦ топ-эконом — компании, готовые потратить 20 — 50 тыс. долл. на мероприятие;

♦ эконом — компании, готовые потратить до 10—15 тыс. долл.;

♦ госсектор — траты собственно государственных структур сложно предсказуемы, мероприятия часто спонсируются бизнесом; существенный рост активности предсказуем в предвыборные периоды. Работа в каждом из этих сегментов имеет свои преимущества и недостатки, а спрос на услуги ивент-агентств пока не слишком велик. Поэтому, как правило, агентства не выбирают один из этих сегментов в каче-

стве основных клиентов, а работают со всеми.

В отличие от частных заказчиков, корпоративные клиенты еуег^-агентств в кризис существенно сократили свои бюджеты на проведение праздничных мероприятий. Теперь они делают акцент на мероприятия, непосредственно продвигающие их продукцию, а в лучшем случае — также бизнес-процессы; существенно уменьшился аппетит на праздники-феерии.

ПРЕИМУЩЕСТВА МАРКЕТИНГА

СОБЫТИЙ

Традиционно речь идет о комплексе преимуществ маркетинга событий перед другими маркетинговыми технологиями. Вот основные из этих преимуществ.

♦ Маркетинговое приращение. Приобретение базы данных актива и участников события, возможности проведения фокус-групп с экспертами, накопление знаний о потребителях, их мнений, оценок предложений со стороны компании.

♦ Высокая креативность, оригинальность и гибкость сценария, позволяющая экспериментировать, одновременно реализовы-вать разнообразные варианты продвижения продукции, и что особенно важно — с вовлечением потребителей.

♦ Возможность прямых продаж товара и получения немедленной обратной связи.

♦ Развитие бренда, укрепление репутации, связей со СМИ и общественностью. Событие становится не просто новостным по-

водом, но и само может стать брендом, стратегически важным для представления компании.

♦ Налаживание и использование бизнес-связей с потенциальными партнерами и конкурентами на основе консолидации усилий в ходе события. Объединение усилий и ресурсов позволяет существенно снизить себестоимость проведения событий.

♦ Результативность.

♦ Пролонгированный эффект: воздействие на аудиторию начинается задолго до начала события и продолжается после его завершения — от анонсов и телеафиш до пост-релизов, фотоальбомов и т.п.

♦ Воздействие характеризуется как мультимодальное (одновременно на несколько органов чувств), полиинструментальное (средствами рекламы, ВТ1_, РР), эмоционально переживаемое и интерактивное.

♦ Важно, что человек приходит не на рекламное мероприятие, а на зрелище, обретает праздничное настроение,лучше запоминает и позитивнее начинает относиться к брендам. Срабатывает утонченность подхода: в отличие от собственно рекламы и РР, МС обеспечивает прямой контакт потребителей с продуктом, причем — не в демонстрационном помещении или магазине, а в реальной жизни. Он становится более человечным, вписываясь в быт потребителя.

ОРГАНИЗАЦИЯ И БЮДЖЕТ

СОБЫТИЙ

После того как определены цели и зафиксированы показа-

тели и способы оценки эффективности их достижения, наступает период планирования пакета творческих и организационных предложений, которые обеспечат необходимый маркетинговый результат. Такой пакет или программа участия компании в событии может включать концептуальное обоснование (включая выбор места и сроков проведения события), план и сценарий события, характеристику презентаций, конкурсов, развлекательных мероприятий, идеи по организации промоушн-кампа-нии, перечень средств рекламной поддержки и т. д.

Важно также заранее определиться с критериями и показателями оценки эффективности события. Это могут быть такие показатели, как объемы продаж продукции и заключенных в ходе события договоров, количество участников проведенных лотерей, конкурсов и розыгрышей призов, количество распространенных купонов со скидками на будущие покупки, количество клиентов, занесенных в базы данных с помощью полученных в ходе события визитных карточек и других носителей информации, количество публикаций в прессе, данные анкетных опросов удовлетворенности участников и их готовности стать постоянными лояльными участниками будущих событий и клиентами фирмы.

Далее определяется, сколько и каких профессионалов, известных людей, «звезд» необходимо привлечь к проведению события.

Неизбежный этап — проработка бюджета на организацию и проведение ивента, других необходимых ресурсов. Сюда входят:

♦ необходимое время, средства и усилия по подготовке и проведению события, а также «зачистке места» после его завершения,

♦ поиск кадров и оплата труда профессиональных организаторов, подготовка волонтеров, аренда помещений, открытых площадок и технических средств;

♦ гонорары привлеченных экспертов и «звезд», подарки участникам;

♦ прием и обслуживание У1Р-го-стей и участников категории «эконом-класс», включая трансфер, гостеприимство, кейтеринг и т. п.;

♦ дизайн,флористика;

♦ коммуникационные информационные, рекламные и другие раздаточные и стендовые материалы и связанные с ними дизайнерские и полиграфические работы, подарки, другие расходные материалы;

♦ затраты по организации рабочих мест журналистов и про-моутеров для проведения сэм-плингов, конкурсов и лотерей, рабочих мест представителей СМИ;

♦ затраты по обеспечению безопасности и др.

Нетрудно заметить, что многие из этих статей расходов могут быть минимизированы благодаря продуманному партнерству с местными властями, партнерами и т. п., а также благодаря

интернет-активности и крауд-сорсингу — вовлечению будущих участников события в его планирование, продвижение, проведение и организацию. Это позволит четко и наиболее рационально спланировать специфические статьи затрат и соотнести их с общим маркетинговым или рекламным бюджетом компании.

ПРАКТИКА РОССИЙСКИХ

ИВЕНТОВ: ПРОДВИЖЕНИЕ

ТЕРРИТОРИЙ

Среди многочисленных тематик событий выберем это направление, поскольку потенциал «интересности» маркетинга территорий еще явно не исчерпан.

Пример 1. Арбат и его

«родственники»

В истории российских мест у Арбата — место особое. Заслуг маркетологов тут не было, но именно эта московская улица обрела очень уверенный бренд с явным акцентом на стиль и ритм бытия ее «публики», так что открывавшиеся затем в других городах пешеходные улицы так и называли: наш местный «Арбат». Слоганы бренда уже давно укоренились во всероссийском сознании благодаря словам песни Б. Окуджавы: «мой Арбат — ты мое призвание», «ты — мое отечество» и вообще «никогда до конца не пройти тебя».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если раскладывать это явление «по полочкам», уже здесь заметны все компоненты «колеса бренда» и все ступени мотивации по А. Маслоу. Что такое

Арбат? Это место свободного, безопасного (по крайней мере, в транспортном отношении) гуляния, фланирования. Это место зрелищ и лицезрения. Это место контактов и общения с такими, как ты, и с не такими, как ты. Это место самовыражения художников, артистов, музыкантов, бардов, мастеров-ремесленников. Это место признания. Событием, праздником становилось не столько конкретное действо, сколько сам факт: «мы ходили по Арбату».

Не случайно «сам собой возникший» бренд немедленно постарались «освоить» прежде всего субъекты ретейла, особенно «праздничной», событийной продукции: торговые сети (вспомним парфюмерный «Арбат-Престиж») и магазины, в том числе и так, казалось бы, вполне брендированные (магазин спорттоваров «Adidas на Арбате»). Его подхватили туристические компании («Ар-бат-Тревэл»), кофейни-бары («DJ cafe bar Арбат»), и пошло-поехало.

Пример 2. Яркое затмение

Новосибирска

Город-миллионник, административный центр великого российского геобренда «Сибирь» до сих пор не может собрать воедино свою многоликую идентичность. Но выпавшей на его долю «манной небесной» он распорядился очень уверенно, превратив природное явление в хорошо организованное международное событие, в городской праздник и в инструмент

продвижения города и его возможностей.

Здесь впервые в России 1 августа 2008 года масштабно и продуманно встретили полное солнечное затмение. План события мэрия начала готовить за полгода. План включил в себя далеко не только подготовку площадок, оборудованных телескопами для наблюдения (бесплатного!) за затмением. В нем — организация международной конференции астрономов в Новосибирском госуниверситете с приглашением известных деятелей научной и популярной астрономии и проведение международного медицинского эксперимента «ЭКЛИПС-2008» по исследованию влияния солнечного затмения на жизнедеятельность человека, организатором которого выступил Международный научно-исследовательский институт космической антропоэкологии, его участниками смогли стать обычные люди — жители и гости города. Были предусмотрены набор в «астрономические» студотряды и специальная подготовка волонтеров из местных вузов для того, чтобы познакомить простых новосибирцев с премудростями обращения с телескопом и безопасных для глаз и оптики способов фотографирования почерневшего солнца. Для трехсот юных любителей астрономии из России и Германии был организован детский оздоровительный лагерь в пригороде Новосибирска. В программе молодежного лагеря не только наблюдения, в про-

грамму которого включили экскурсии, знакомство с достопримечательностями сибирской столицы.

Не остался в стороне и бизнес. Новосибирский приборостроительный завод получил специальный заказ на телескопы со светофильтрами — не только для наблюдательных площадок, но и для продажи и сдачи в аренду иностранным туристам. Заказали за рубежом специальные очки. А в магазинах стал расти спрос на маски и очки для сварщиков.

Впервые Новосибирск стал центром массового внимания туристов со всех концов земли. Все места размещения на конец июля — начало августа были забронированы и частью выкуплены туристическими фирмами, работающими по организации приема. Для гостей предусмотрели культурно-экскурсионную программу с сибирским колоритом. Именинником стал находящийся как раз в Новосибирске единственный в мире Музей Солнца, где собрано более 1 500 изображений нашего светила из многих стран мира.

И конечно, общепит и торговля местными сувенирами тоже вовсю использовали небесный дар к общему удовольствию. Отчеты об этом «ивенте» до сих пор доступны и популярны в Интернете.

Разумеется, на видеоматериалах с затмением везде красуется герб Новосибирска. С тех пор Новосибирск стал заметным для астрономии городом и продол-

жает выращивать этот свой бренд. А местные турфирмы теперь через Интернет организуют поездки уже новосибирцев в другие страны, где в ближайшие годы пройдут затмения. Не иначе, потребность в их наблюдении оказалась все-таки сформированной!

Пример 3. Практика малых

городов

Малые города, в отличие от миллионников не озабочены «мультибрендингом». Для них часто достаточно и одного регулярного события, чтобы стать известным. Правда, потом начинаются проблемы коммерциализации брендов-новоделов и не каждый из них выбирается из проблем с успехом.

У всех на слуху успех Мышки-на, и туристский поток туда в пересчете на одного жителя достиг рекордных значений, — но понятно, что турист в Мышкине тратит денег многократно меньше, сколько в безнадежно уступающем ему по показателю «туристы/жители» Париже. Пока еще в росте находится идея «столицы российской провинции», реализовать которую пытается Урюпинск.

Часть малых городов делает акцент на событиях. Многие в курсе «праздника огурца» в Суздале; правда, представить себе великую притягательную силу этого события довольно трудно. Есть проблемы у «новогодней столицы России» — Великого Устюга, «родины Деда Мороза. Да и кратковременный рост турпотока беспощадно об-

нажает неготовность инфраструктуры малого города к наплыву гостей, если эти гости — не любители палаточного быта, или рядом с городом не находится инфраструктурно более мощный собрат. А в Пермском крае небольшой город Кунгур вот уже несколько лет, вслед за рядом американских и европейских малых городов, организует фестиваль воздушных шаров — «Небесную ярмарку». И организует на вполне высоком уровне.

С 1994 года в Кунгуре началось возрождение традиционных торговых ярмарок. А символом малоизвестного доселе городка и неотъемлемой частью местных современных ярмарочных традиций стал воздушный шар. Купить в 1996 году первый шар главу города убедил местный активист воздухоплавания — директор дома детского туризма и скаутинга, военный летчик в отставке. Название шару дали соответствующее — «Ярмарка», украсили купол изображением герба города и фигурой «ярмарочного мужика». С тех пор аэростат «Ярмарка» стал одной из визитных карточек Кунгура, участником многих российских соревнований. А с 2002 года город сам начал создавать и проводить фестивали воздушных шаров, которые логично получили название «Небесной ярмарки Урала».

Летом 2011 года состоялась уже X Небесная ярмарка. На неделю небольшой городок превратился в столицу воздухоплавания. Более 30 воздушных ша-

ров разыгрывали первенства, участвовали в воздушных баталиях, а вечерами демонстрировали показательные «танцы слонов» и поднимали в небо гостей фестиваля. Эмоции новичков воздухоплавания — воспарение, единение с воздушной стихией и природой, ощущение цельности мира и восторг бытия — уникальны и неповторимы. Потребитель, возвышенный вами, становится вашим самым лояльным потребителем.

Одно обидно: никак Кунгур не почувствует коммерческой выгоды от своего проекта, как впрочем, это происходит и со многими другими нашими, российскими проектами. Зато уж социальная направленность — на высоте!

Есть и другие позитивные примеры создания событий городами, в т. ч. небольшими. Некоторые российские города активно преобразуют и продвигают себя как перспективные центры MICE-туризма, места проведения конгрессов, симпозиумов, форумов и других встреч деятелей политики, науки, культуры и т. д. И речь не только о традиционных «столичных городах», вроде Москвы и Санкт-Петербурга. Многие города пытаются (вероятно, по примеру швейцарского Давоса) «застолбить» за собой статус места проведения экономических форумов. Известными стали Санкт-Петербургский, Байкальский форум; некоторые другие города уже подбираются к ним, в т. ч. — в Сибири и на Дальнем Востоке. Омск, например, усилиями

областной администрации провел в 2010 и 2011 годах уже два экономических форума со стержневой темой «Маркетинг и брендинг территорий» и планирует продолжать эту активность.

Современные информационные технологии сделали проведение встреч и коммуникаций доступными даже для малых городов. Неслучайно все больше именно в эту сторону мигрирует в своей активности менее чем 70-тысячный центр Югры город Ханты-Мансийск, расположенный на слиянии двух могучих российских рек Оби и Иртыша. Наряду со статусом столицы зимних видов спорта и отчасти шахмат, одного из важных кинематографических и в целом культурно-фестивальных центров, Ханты-Мансийску удалось летом 2008 года впервые в практике городов такого ранга в России стать местом проведения саммита Россия-Евросоюз.

EVENT-СФЕРА

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРУЕТСЯ

На Западе сфера ивент-мар-кетинга уже давно характеризуется как активно развивающаяся. Существует немало профессиональных ивент-парт-нерств и M/CE-ассоциаций.

Устоялись и даже вошли в российский профессиональный речевой оборот такие англоязычные аббревиатуры, как PCO (Professional Conferencies Organizers) — профессиональные организаторы конференций и DMC (Destination Management

Companies) — профессиональные локальные сервисные компании, обладающие местными связями, компетенциями и ресурсами для организации и проведения событий.

Есть мнение, что в США ивент-технологии в индустрии маркетинга уже преобладают над массмедиа. За последние 20 лет курсы ивент-менеджмента начали входить в программы обучения многих зарубежных университетов и бизнес-школ, и маркетинговая проблематика занимает в них очень серьезные позиции. Растет понимание, что профессиональная организация мероприятий, при всей, казалось бы, внешней простоте, требует наличия широкого круга компетенций и знаний. Более того, международное ивент-сообще-ство в течение значительного времени работает над созданием и развитием международных стандартов, обеспечивающих единое понимание профессии, суммы знаний и навыков ее составляющих.

В России эти тенденции пока только формируются. Первые ивент-агентства (или агентства праздников)возникают в Москве примерно 10 лет назад. В 2008 году только в столице их было зарегистрировано уже около 400; в 2010 году речь шла уже о 1 500 агентствах. Появились прецеденты ивент-образования в авторских школах, вводятся отдельные спецкурсы в высших учебных заведениях, но о системном подходе говорить пока, безусловно, рано.

Развитие рынка идет пока довольно противоречиво, — как в силу внешних причин, так и в связи с незрелостью самого рынка. На законодательном уровне еуег^-бизнес как самостоятельный не рассматривается, саморегулирование его тоже фактически отсутствует. По некоторым оценкам, большинство еуег^-компаний находится в тени. Среди особенностей и тенденций (кстати, тоже противоречивых) на современном российском рынке event-услуг выделяются следующие:

♦ наибольшая доходность корпоративных заказов, в сравнении с индивидуальными;

♦ существенно меньшая подверженность кризису со стороны индивидуального спроса в сравнении с корпоративным;

♦ рост спроса на оригинальные события от индивидуальных заказчиков и прагматизация требований корпоративных заказчиков;

♦ увеличение числа универсальных независимых event-агентств, создание сетей;

♦ появление западных операторов, заинтересованных в выходе на российский рынок;

♦ быстрый отсев «слабых игроков» этого рынка;

♦ повышение качества предлагаемых услуг;

♦ расширение спектра услуг, оказываемых агентствами (от массовых зрелищных мероприятий до бизнес-конференций);

♦ рост специализации ивент-агентств, что может рассматриваться как доказательство его профессионализации и соответственно развития (если в 2005 г. только 20% агентств не относили себя к «универсальным», то в 2010 таких было уже немногим меньше половины);

♦ централизованность: все лидеры ивент-рынка находятся в Москве, а креативная и программно-событийная часть ивента в регионах часто является простым исполнением созданной из центра концепции и им же поставленных задач;

♦ бОльшая размытость, «туманность» схем ценообразования в регионах, чем на столичном рынке;

♦ возникновение еуег^-агентств, использующих в своей деятельности ценовой демпинг;

♦ создание программ обучения evenf-бизнесу, организация семинаров и мастер-классов; этот бизнес привлекателен, поскольку на рынке существует явный дефицит таких специалистов;

♦ обучение проводится в основном силами отдельных, преимущественно столичных тренеров, специалистов с режиссерским образованием или самих ивент-агентств, но доминирует «подготовка» через участие в реальной практике проведения ивентов; система образования пока находится в стороне от решения задач

подготовки ивент-профессио-

налов.

В 2005 году начал отмечаться профессиональный праздник — День ивент-менеджера, проводимый во второй половине сентября. Была организована конференция «Event Management. Опыт российских профессионалов» и подведены итоги конкурса «Лучший Event» с награждением дипломами и денежными премиями. Организатором профессионального праздника стала «Лаборатория современного креатива» — сообщество event-менеджеров и специалистов event-индустрии, созданное в ноябре 2004 года с целью поддержки инициатив, помогающих формированию цивилизованного event-рынка. По оценкам организаторов, в 2006 году праздник посетили более 500 event-менеджеров, а онлайн-трансляция праздника в сети привлекла аудиторию размером около 20 000 человек5.

Вместе с тем реальная инсти-туционализация сферы событий как системное явление в России началась в десятые годы XXI века, по мере восстановления «рынка праздников». Появилась Национальная ассоциация организаторов мероприятий (НАОМ). Эта некоммерческая организация создана, чтобы объединять компании по организации мероприятий: event-агент-ства; продюсерские центры; концертные агентства; компании, специализирующиеся на организации выставок, конфе-

5 http://www.sostav.ru/news/2006/09/12/obu/.

ренций и семинаров; компании, предоставляющие специализированные услуги в event-отрас-ли. НАОМ объявила своей миссией формирование российского event-рынка и позиционирование отрасли специальных событий как самостоятельной сферы современного бизнеса в России.

Расширяется интернет-активность организаторов событий. В частности, появился первый портал, посвященный организации специальных мероприятий (special events) и маркетингу событий, рассказывающий о планировании и проведении ивен-тов, о теории и практике event-менеджмента, о значимых изменениях на ивент-рын-ке — eventmarket.ru. Работает российский отраслевой портал event-forum.ru. Благодаря сайту EventCatalog.ru набирает силу «энциклопедия» ивент-активно-сти, формируется своеобразная «ивентотека».

А 7 декабря 2011 года в Москве чествовали лучших ивенто-ров — в театре «Et Cetera» прошла первая национальная премия в области event-инду-стрии «Событие». Экспертный совет составил шорт-лист для 16 номинаций, а победителей выбирали посетители сайта www.eventpremia.ru: проголосовать за понравившееся событие мог любой желающий.

За последний год усилилась активность регионов и их материальная ивент-база, примером чего стало введение в строй ряда крупных инфраструктурных объектов на Урале (Екатеринбург) и в Сибири (в частности, Омского Конгресс-холла и Новосибирского Экспоцентра). Начал оформляться весьма масштабный выставочно-конгрес-сный проект под Москвой — новый Экспоцентр в районе аэропорта «Внуково».

Уже в самом начале 2012 года сначала в Санкт-Петербурге,

а двумя неделями позже в Москве прошли два масштабных ивент-форума. Первый из них был весьма масштабен и претенциозен, дал немало цифр международной статистики и азов управления ивентами, особенно в выставочной сфере, но оказался слишком формальным. Второй, хотя и проходил в столице, выглядел гораздо менее напыщенно и, более того, смотрелся живо и весело, невзирая на явно ограниченный бюджет. Здесь удалось вскрыть немало реальных проблем и путей их решения; особое внимание было уделено маркетингу спортивных событий, не забыли и о маркетинге российских территорий как дестинаций делового туризма.

Если набранный темп будет поддержан, то 2012 год действительно может стать для России прорывным в сфере ивент-инду-стрии, а значит — и в сфере ивент-маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.