Научная статья на тему 'Маркетинг сельского муниципального образования'

Маркетинг сельского муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД / ПОВЫШЕНИЕ УРОВНИ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / СЕЛЬСКАЯ ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тетерин Ю.Н.

Рассматривается внедрение методов маркетинга в управление сельским муниципальным образованием, способствующее повышению эффективности управления территорией. Предлагаемая модель и механизм маркетингового управления сельским муниципальным образованием нацелены на решения главной задачи повышение уровня жизни населения территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг сельского муниципального образования»

МАРКЕТИНГ СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю. Н. ТЕТЕРИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации и менеджмента экономического факультета E-mail: Olga125.85@mail. ru Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, г. Княгинино

Рассматривается внедрение методов маркетинга в управление сельским муниципальным образованием, способствующее повышению эффективности управления территорией. Предлагаемая модель и механизм маркетингового управления сельским муниципальным образованием нацелены на решение главной задачи - повышение уровня жизни населения территории.

Ключевые слова: инновационное развитие экономики, маркетинговый подход, повышение уровни жизни населения, сельская экономика, эффективность управления.

Реализация задач инновационного развития экономики требует повышения эффективности функционирования территорий. Важным фактором повышения эффективности функционирования и развития аграрного сектора экономики региона является внедрение методов маркетинга не только на уровне различных предприятий — производителей продукции, но и сельского муниципального образования. При этом муниципальный маркетинг не подменяет собой маркетинговых усилий конкретного производителя, а создает определенные условия для эффективной работы предприятий на его территории, решая главную задачу — повышение уровня жизни населения. Эта задача может решаться различными методами (рис. 1).

На муниципальном уровне происходит непосредственная реализация тех или иных решений, регулиру-

ющих социально-экономическую сферу общества. Происходит непосредственный контакт населения с органами управления, решаются повседневные вопросы, затрагивающие интересы как отдельных граждан, так и всего населения. Для принятия эффективных решений необходимо знать нужды населения, организаций, предприятий. Для выявления этих нужд и интересов могут быть использованы инструменты маркетинга, в частности муниципального маркетинга, одним из объектов которого является агробизнес.

Рис. 1. Некоторые методы повышения уровня жизни населения муниципального образования

Рис. 2. Механизм реализации маркетингового подхода к управлению муниципальным образованием

Агробизнес сельского муниципального района — это совокупность социально-экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления ресурсов и произведенной продукции и услуг между хозяйствующими субъектами территории, реализуемых через определенные организационные структуры и направленных на достижение максимальной экономической эффективности в отрасли и социального эффекта на территории района [3, с. 16]. Одним из эффективных инструментов решения задач агробизнеса является муниципальный маркетинг, который предлагает рыночный подход к решению проблем субъектов экономики. Атаких проблем в сельском муниципальном образовании довольно много. Во-первых, некоторые сельские муниципальные образования являются дотационными. Но это не значит, что у образования нет возможностей для развития. Наоборот, это сильный стимул для

повышения эффективности функционирования и развития. Во-вторых, необходимо обратить внимание на сбыт продукции сельского хозяйства. Низкий уровень конкуренции среди покупателей сельскохозяйственной продукции как на потребительском рынке, так и на рынке перерабатывающих предприятий приводит к таким ценам на сельскохозяйственную продукцию, которые делают ее производство нерентабельным.

Цены на зерно продолжают падать. В июле 2009 г. ООО «Экспонент» закупало пшеницу с содержанием клейковины от 18 до 30 % по 4 000-5 400 руб. В августе за нее предлагали уже 3 800-5 200 руб. И все это при неумолимо растущих затратах на производство зерна, на удобрения, гербициды, средства защиты растений. Доказательство тому — те же цифры. Аммиачная селитра 25.11.2008 стоила 4 500 руб. за тонну. 19.08.2009 - более 6 000 руб. За этот же период цена сложных удобрений подскочила с 13 000 до 14 300 руб. за тонну [4, с. 2]. В-третьих, организационная структура муниципального образования соответствует низовому уровню государственной власти, а возможности местного самоуправления используются слабо.

Решению этих и других проблем сельского муниципального образования мог бы способствовать маркетинговый подход к функционированию и развитию сельской экономики. Определенные элементы этого подхода имеются и в настоящее время. Например, областной сельскохозяйственный рынок открыт на Комсомольском шоссе Нижнего Новгорода. Более 60 % реализуемых сейчас на рынке товаров — нижегородского производства. Торговая наценка на рынке не будет превышать 15 % от цен производителей в отличие от торговых сетей, которые устанавливают надбавки до 300 % [1, с. 3]. Реализовать свою продукцию сельским производителям на этом рынке, конечно, выгоднее, чем в торговых сетях.

Другой пример. В Сосновском районе (Нижегородская область) разработаны два положения об оказании помощи личным подсобным хозяйствам. Первое предусматривает выплату компенсаций из районного бюджета владельцам подворий, которые держат коров, в размере 1 500 руб. за каждую голову. Это делается для стабилизации и увеличения маточного поголовья крупного рогатого скота (КРС). Второе положение касается сельчан, стоящих на учете в центре занятости. В этом случае жителям района выдается денежная компенсация на приобретение молодняка свиней и КРС — не менее двух голов — в размере 50 % от затраченной суммы [2, с. 2].

В данном случае администрация муниципального района стимулирует занятие населения сельскохозяйственной деятельностью, что может принести дополнительный доход сельчанину.

Для реализации модели повышения уровня жизни населения муниципального образования предлагается следующий механизм (рис. 2).

Внедрение маркетингового подхода к управлению сельским муниципальным образованием совместно с изменением некоторых административных функций может способствовать повышению эффективности развития сельского муниципального образования и тем самым повысить уровень развития аграрного сектора экономики региона.

Список литературы

1. Бренева А. Рыночная экономика // Биржа. 2009. №43.

2. Гундорова С. Зеленый свет — для подворий // Земля нижегородская. № 44 (995). 2009.

3. Закшевский В., Меренкова И., Перелетов А. Взаимодействие местных органов власти и агробизнеса // АПК: экономика и управление. 2009. № 7.

4. Крылов А. И опять в убыток себе // Земля нижегородская. 2009. № 36 (977).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.