Научная статья на тему 'Маркетинг персонала как инструмент совершенствования кадрового менеджмента на морском транспорте'

Маркетинг персонала как инструмент совершенствования кадрового менеджмента на морском транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА / PERSONNEL MARKETING / СУДОХОДНАЯ КОМПАНИЯ / SHIPPING COMPANY / АВАРИЙНОСТЬ / ACCIDENT RATE / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / HUMAN FACTOR / РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА / WORK AND REST REGIME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрофанова Надежда Владимировна,

В представленном исследовании автор предпринял попытку рассмотреть развитие морской транспортной отрасли через ее ключевой ресурс кадры. Для этих целей в качестве инструмента совершенствования кадровой работы предложен маркетинг персонала, как современный подход в управленческой деятельности. Анализ состояния отрасли показал следующие проблемы: большую долю судов под иностранными флагами, большой средний возраст судов и рост аварийности на морском транспорте в период 2014-2017 гг. Причиной аварийности в 90% случаев выступает человеческий фактор. Тема исследования является актуальной как с позиции необходимости развития отрасли, так и в связи с рекомендованным Президентом РФ курсом на повышение производительности труда персонала компаний. Через призму маркетингового подхода автором проанализированы основные кадровые проблемы, мешающие развитию морской отрасли: дефицит кадров, в частности, судовых токарей и сварщиков, нарушения при нормировании режима труда и отдыха моряков, приводящие к хронической усталости, чрезмерная работа с документацией, мешающая восстановлению трудовых сил, нарушение требований о минимальном составе экипажей судов, текучесть персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing of Personnel as a Tool for Improvement of Personnel Management on Maritime Transport

In the presented study, the author has made an attempt to consider the development of the marine transport industry through its key resource personnel. For these purposes, as a tool for improving personnel work, staff marketing is proposed. Analysis of the state of the industry showed the following problems: a large share of ships under foreign flags, a large average age of ships and an increase in accidents in maritime transport in the period from 2014 to 2017. The reason for the accident rate is in 90% of cases the human factor. The research topic is relevant both from the standpoint of the need for the development of the industry and because of the course recommended by the President of the Russian Federation for increasing the productivity of the personnel of the companies. Through the prism of the marketing approach, the author analyzed the main personnel problems that hamper the development of the maritime industry: a shortage of personnel, in particular ship turners and welders, violations in rationing seamen’s work and rest, leading to chronic fatigue, excessive work with documentation, interfering with the restoration of labor forces, violation of the requirements for the minimum composition of crews of ships, turnover of personnel.

Текст научной работы на тему «Маркетинг персонала как инструмент совершенствования кадрового менеджмента на морском транспорте»

МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ

Митрофанова Надежда Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф.Ушакова; 353918, г. Новороссийск, пр-т Ленина 93 vovnad7@mail.ru

В представленном исследовании автор предпринял попытку рассмотреть развитие морской транспортной отрасли через ее ключевой ресурс - кадры. Для этих целей в качестве инструмента совершенствования кадровой работы предложен маркетинг персонала, как современный подход в управленческой деятельности. Анализ состояния отрасли показал следующие проблемы: большую долю судов под иностранными флагами, большой средний возраст судов и рост аварийности на морском транспорте в период 2014-2017 гг. Причиной аварийности в 90% случаев выступает человеческий фактор.

Тема исследования является актуальной как с позиции необходимости развития отрасли, так и в связи с рекомендованным Президентом РФ курсом на повышение производительности труда персонала компаний. Через призму маркетингового подхода автором проанализированы основные кадровые проблемы, мешающие развитию морской отрасли: дефицит кадров, в частности, судовых токарей и сварщиков, нарушения при нормировании режима труда и отдыха моряков, приводящие к хронической усталости, чрезмерная работа с документацией, мешающая восстановлению трудовых сил, нарушение требований о минимальном составе экипажей судов, текучесть персонала.

Ключевые слова: маркетинг персонала; судоходная компания; аварийность; человеческий фактор; режим труда и отдыха.

Морской транспорт занимает важное место в транспортной системе РФ, обеспечивая как отечественные, так и международные перевозки. Поставленные перед отраслью морского транспорта стратегические цели подчеркивают важность ее развития для эффективной реализации внешнеторговой деятельности страны, а также повышения ее конкурентоспособности на международном рынке транспортных услуг при перевозках, как российских грузов, так и грузов иностранных фрахтователей.

Важное место в стратегии развития отрасли занимает увеличение перевозок в Арктике и на Дальнем Востоке. 27 июля 2018 года вице-премьер РФ Юрий Борисов объявил о том, что флот под флагом РФ может получить исключительное право перспективных перевозок нефтепродуктов по Северному морскому пути.

Актуальность темы исследования заключается в необходимости развития морской транспортной отрасли России, при этом важным стратегическим ресурсом любой отрасли и предприятия являются кадры. Современным подходом в кадровом менеджменте является маркетинг персонала.

Маркетинг персонала — это вид управленческой деятельности, направленный на определение и удовлетворение потребности организации в персонале [1].

В настоящее время состояние морского транспорта требует принятия необходимых мер, среди которых важное место занимает сокращение среднего возраста судов и совершенствование их технического оснащения, отдельного внимания заслуживает кадровая составляющая, как катализатор развития любой отрасли.

Для оценки перспектив развития морской транспортной отрас-

ли автор обратился к «Стратегии развития морской деятельности РФ до 2030 года». Согласно запланированным мероприятиям, доля перевозок грузов, как иностранных фрахтователей, так и российских, на судах под отечественным флагом должна вырасти к 2020 году вдвое — до 20%, суммарный тоннаж судов при этом должен вырасти на 33% (в основном связано с перспективой роста перевозок шельфовой нефти, сжиженного природного газа, арктического угля и контейнерных грузов), а средний возраст судов сократиться почти на 40% - до 15 лет.

Текущее состояние морского транспорта, характеризующееся прежде всего запредельно большим средним возрастом судов, является причиной большого числа аварий. В настоящее время аварийность на судах РФ растет год от года, и, как утверждают эксперты транспортной отрасли, в 90%

случаев причиной выступает человеческий фактор1.

По данным Госморречнадзора2 наблюдается критический рост аварийных случаев на море: в период 2014—2017 гг. почти вдвое — с 45 до 84 случаев, — в частности, с судами торгового мореплавания количество выросло с 36 до 49 случаев. Растет количество и очень серьезных аварий — с 1 до 8 в конце исследуемого периода, по судам торгового мореплавания в 2014 году они отсутствовали, а к 2017 году их количество выросло до 5. Наиболее тяжелая ситуация наблюдается по рыболовному флоту, количество аварийных случаев за исследуемый период выросло с 9 до 35. Причем в 2016-2017 гг. значение сохраняется на одинаково высоком уровне.

По мнению автора, одной из важных причин проявления человеческого фактора, лежащего в основе 90% аварий, является тот факт, что судоходные компании, владеющие судами запредельно старого возраста и предлагающие зарплаты в разы ниже иностранных судовладельцев, малопривлекательны для серьезного моряка, обладающего всеми необходимыми знаниями, навыками и профессионально значимыми качествами. Вот и получается, что лучшие кадры уходят под флаги других государств, как и новые суда, вместе с налогами, которые могли бы пополнять российский бюджет.

Изученная статистика выявляет, помимо прямой опасности жизни и здоровью моряков, судам, гру-

зу и окружающей среде, еще и косвенную опасность того, что основная масса внешнеторговых контрактов заключается на тех базисах поставки, которые использует иностранный флот, позволяя уходить из страны огромным суммам фрахта. Фрахтователи предпочитают не связываться со старыми судами, риск для груза слишком велик. А если фрахтуется российский флот, то чаще всего это относится к судам под иностранным флагом. Но флаг чужого государства, по международным законам, не позволяет России защитить своих граждан на таких судах3. Поэтому говорить о полноценной кадровой работе в сложившейся ситуации довольно затруднительно.

Примером является ПАО «Сов-комфлот» — 100% акций компании в настоящее время принадлежит государству. По мнению руководства компании, одним из важнейших активов этой компании является персонал.

По информации официального сайта компании, по состоянию на 31 декабря 2017 года в состав флота группы компаний «Совком-флот» входило 150 судов суммарным дедвейтом 13 136 тыс. тонн. Общая численность персонала группы компаний Совкомфлот составляет свыше 7 800 человек в море и на берегу. Средний возраст флота группы компании «Совком-флот» на конец 2017 года составил 10 лет, что на 15% ниже уровня возрастных характеристик судов в составе флотов ведущих судо-

ходных компаний (по данным агентства Clarkson Research Services). В настоящее время большая часть ее флота в рамках долгосрочных проектов работает под флагом РФ4.

К сожалению, по материалам другого источника, из всего флота судов компании «Совкомфлот» под российским флагом ходит только 21 судно, остальные зарегистрированы под так называемыми «удобными флагами»: Либерии — 115, Кипра — 11 и Сингапура — 2, что снова обозначает упомянутые выше проблемы для кадрового ресурса отрасли5.

Тем не менее, в ежегодном отчете важным аспектом деятельности компании заявляется ее кадровая политика. Совершенствование кадровой политики рекомендовано Положением о Системе управления рисками, где в операционных рисках указана зависимость компании от привлечения и удержания квалифицированного персонала.

Таким образом, можно подвести неутешительный промежуточный итог. В настоящее время в отрасли морского транспорта сло-жиласьдовольно противоречивая кадровая ситуация, когда даже главная государственная судоходная компания России, понимая и декларируя важность для успешной деятельности фирмы трудового ресурса, отправляет последнего под флаг чужого государства, отказывая ему в помощи при возникновении проблем в процессе трудовой деятельности.

1 Причиной аварийности на водном транспорте в 90% случаев является человеческий фактор - Ространснадзор [Электронный pecypc].URL:

http:// portnews.ru/news/196967/(дата обращения 29.07.2018).

2 Официальный сайт Госморречнадзор[Электронный ресурс].URL: http:// гоз^апзпс^ог.г^дата обращения 29.07.2018).

3 Российские корабли продолжают ходить под иностранными флагами [Электронный ресурс].URL: https://www.rbc.ru/economics/21/

06/2010/5703db499a79470ab5021f23https://www.rbc.ru/economics/2l/06/2010/5703db499a79470ab5021f23(дата обращения 21.07.2018).

4 Арктическую нефть прикроют флагом [Электронный ресурс].URL:https://www.kommersant.ru/doc/3468853 (дата обращения

27.07.2018).

5 Судоходная компания Совкомфлот [Электронный ресурс].URL: http://balt-lloyd.ru/sudohodstvo/sudohodnaia-kompaniia-sovkomflot.htmal

(дата обращения 25.07.2018).

Что же далее? Реализация стратегии развития морского транспорта осуществляется через предприятия отрасли, которые, как и предприятия других отраслей, в настоящее время решают поставленную Президентом РФ задачу повышения производительности труда. В конце августа 2017 года утвержден паспорт приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка заня-тости»6.

Указанные меры повышения эффективности хозяйственной деятельности через производительность труда и его организацию предполагают наличие глубоких знаний, умений и навыков в области кадрового менеджмента, который на предприятии реализуется через инструментарий маркетинга персонала. Эффективность маркетинга персонала оценивается через производительность труда, которая в свою очередь определяется как отношение доходов предприятия к среднесписочной численности его работников. Важным является то, что маркетинг персонала отражает современный подход управления кадрами на предприятии и для его реализации необходимы менеджеры, обладающие новыми знаниями и навыками в области управления трудовыми ресурсами, актуальными в 21-м веке.

Но сложность для морского транспорта автор исследования видит в нехватке современных кадровых менеджеров, как в целом — по причине недостатка данного образовательного профиля в вузах в последние десятилетия,

так и конкретно кадровых специалистов для отрасли.

Анализ образовательных программ, реализуемых отраслевыми вузами, показал, что направление подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» представлено только в двух отраслевых учебных заведениях: ФГБОУ ВО «МГУ имени адмирала Г.И.Невельского»7 и ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф.Ушакова»8.

При этом последнее учебное заведение прекратило набор на очное обучение по данному направлению подготовки в 2017 году. А в 2018 и вовсе закрыло направление подготовки, якобы за ненадобностью для отрасли и вообще в связи с отсутствием популярности среди абитуриентов. Автор исследования вместе со своими коллегами по кафедре разрабатывал необходимые материалы, учебно-методические комплексы к дисциплинам для открытия нового направления обучения. Всего удалось сделать три выпуска на очном и заочном факультете. Выпускные квалификационные работы согласно требованиям вуза выполнялись на базе предприятий морского транспорта, что усиливало морскую составляющую в подготовке выпускников — бакалавров управления персоналом. Как можно было принять решение о закрытии направления подготовки, такого нужного для отрасли, особенно в настоящий момент? Сказать: очень жаль — просто ничего не сказать.

Таким образом, ФГБОУ ВО «МГУ имени адмирала Г.И.Невельского» является единственным в России отраслевым вузом,

осуществляющим подготовку специалистов по управлению персоналом по очной форме обучения. Но из данных официального сайта вуза не ясно, проводится ли обучение с использованием отраслевой специфики. Автору удалось только определить, что на ноябрь 2017 года по данной образовательной программе обучалось 38 человек.

Все изученные факты явно свидетельствуют о недостаточной подготовке современных специалистов по управлению персоналом в морской транспортной отрасли для ее эффективного развития. А ведь именно эти специалисты так необходимы отрасли для решения задач маркетинга персонала.

Нехватка кадровых специалистов нового образца, со знаниями маркетинговой составляющей кадрового менеджмента не позволит качественно решать стоящие перед отраслью задачи: определение потребности количества моряков по должностям, создание и эффективное управление кадровым резервом плавсостава, оценка качественной потребности (уровень профессиональных знаний и навыков, личностные характеристики, здоровье моряков и пр.)

Помимо этого, персонал-маркетинг начинается прежде всего с анализа внешних и внутренних факторов отрасли и предприятия. В нашем случае — специфических, которые ясны только специалисту, погруженному в проблемы и условия, складывающиеся на морском транспорте. Это и ситуация на рынке труда (а изначально на

6 Утверждён паспорт приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости» [Электронный ресурс].

URL: http://government.ru/news/29354/(дата обращения 25..07.2018).

7 Официальный сайт Морского государственного университета им. адм. Г. И.Невельского [Электронный ресурс]. URL:http://msun.ru/(дата

обращения 15.11.2017).

8 Официальный сайт Государственного морского университета им. адм. Ф.Ф.Ушакова [Электронный ресурс]. URL: http://www.aumsu.ru/

(дата обращения 11.11.2017).

Н. Митрофанова. Маркетинг персонала как инструмент совершенствования кадрового менеджмента на морском

фрахтовом рынке), и развитие технологий, требующих от моряков новых компетенций (перспективы развития Северного морского пути и новых арктических портов, перевозки сжиженного природного газа), и изменение национального и международного морского законодательства, и пр.

Приведем только некоторые аспекты, без знания которых эффективная реализация маркетинга персонала в отрасли невозможна.

Маркетинг персонала начинается с анализа внешней среды. А рынок труда моряков начинается с подготовки специалистов в учебных заведениях, которая включает в частности плавпракти-ку. В советское время она организовывалась и контролировалась государством. Теперь это довольно болезненный для отрасли вопрос. Проблема нехватки молодых специалистов сегодня стоит остро перед каждым судовладельцем. Однако в большинстве случаев бизнес предпочитает не взращивать своего, а получать уже готового специалиста со стороны9, не желая нести расходы по подготовке молодежи. Но каждый, даже начинающий кадровый специалист знает, что именно выращенные на предприятии кадры и составляют необходимый сплоченный коллектив, основанный на патриотизме каждого, готовый к труду даже в сложных условиях, что как раз касается морской отрасли.

Дополнительной особенностью рынка труда моряков является дешевая рабочая сила из Азии, которая приводит к социальному демпингу и создает нездоровую конкуренцию. Такую серьезную,

что Россия может потерять рынок рядового состава10.

В целом же, нехватка моряков в отрасли и усугубление этой ситуации в перспективе приводит к необходимости привлекать в отрасль женщин, для которых имеются известные ограничения в профессии.

Высокая аварийность на российском флоте, о чем говорилось выше, вскрывает и внутренние проблемы отрасли (факторы внутренней среды персонал-маркетинга):

♦ необходимость повышения требований при оценке профессионально важных качеств моряков, а также совершенствование самой процедуры оценки для снижения аварийности по причине человеческого фактора. Ситуация особенно осложняется нехваткой кандидатур по некоторым категориям должностей, например дефицит профессиональных токарей и сварщиков, а также нехваткой профессиональных специалистов по современным оценкам персонала (ведь отрасли как оказалось фактически не нужны специалисты по управлению персоналом). При дефиците кадров важно внедрять не только эффективные системы оценки и отбора кадров, но скорее мотивации и эффективной подготовки имеющихся кадров;

♦ высокая текучесть кадров отрицательно сказывается на качестве труда и производимой продукции (в нашем случае - транспортных услуг). В судоходных компаниях только начинают задумываться о постоянных экипажах. В 2015 году, как о мере по-

вышения безопасности мореплавания, об этом упомянул ПАО «Совкомфлот»11; ♦ определение количественной потребности в персонале как функция маркетинга персонала заслуживает отдельного внимания на судах отрасли, поскольку, по мнению автора, это одна из самых болезненных тем. По материалам различных источников — резко занижено количество членов экипажей судов, что уже в настоящее время негативно отражается на безопасности мореплавания. По свидетельствам моряков и профсоюзных организаций — рядом судовладельцев не выполняются требования законодательства о минимальном составе экипажей судов, что приводит к запредельной усталости плавсостава по причине нарушения режима труда и отдыха и, как следствие, аварийности. В основном это имеет место на судах с экипажами менее 15 человек, особенно — с экипажами менее 8 человек, когда на судне всего два или три судоводителя, включая капитана. На судах, где два судоводителя, капитан и его помощник несут вахту 6 часов через 6. Такой график несения вахт не позволяет моряку реализовать положенное морским законодательством право на непрерывный 8-часовой отдых в каждые сутки.

Но самое немыслимое, что вместе с сокращением количества членов экипажей судов (законным и незаконным), увеличилось и продолжает увеличиваться количество бумажной работы, не оставляя даже шанса ответственным работникам на отдых и восстановление сил. Как же бороться с проблемами,

9 Толковый курсант ищет наставника // Морской профсоюзный вестник. - № 5 (116). - 2017. - С. 26.

10 Толковый курсант ищет наставника. Указ. Соч.

11 «Совкомфлот» разрабатывает новые меры по повышению безопасности мореплавания [Электронный ресурс]. икЬИ^рУ/тогЬгапз.тк/

аnаlytics/sovkomflot-rаzrаbаtyvаet-novye-mery-po-povysheniyu-bezopаsnosti-moreplаvаniyа/(дата обращения 26.07.2018).

связанными с человеческим фактором, в таких условиях, когда моряки находятся в постоянно, мягко говоря, усталом состоянии?

Научная организация труда, а в нашем случае это профессиональное планирование всех элементов морского рейса и условий труда моряка, в настоящее время настолько далека от здорового нормирования труда, что судоводители просто засыпают на вахте.

Например, при работе между европейскими портами контейнеровоз малой вместимости может делать ежедневные заходы в порты, а это не только швартовки и проходы узкостей и каналов, но и общение с властями, и грузовые операции, и пополнение запасов топлива и провизии. И так каждый или почти каждый день. Весь этот перечень никем не изучается с позиций нормирования труда и отдыха, а, соответ-

ственно, никем не регулируется и не контролируется. А если точнее, сами моряки признаются что ведется двойной учет рабочего времени на судах: реальный и для контролирующих органов12.

С начала 2000 года и до настоящего времени13 явно прослеживается тенденция увеличения числа аварий по причине катастрофической усталости судоводителей. Ухудшилась ситуация после введения в действие Международной конвенции по безопасной эксплуатации судов (International Safety Management code - ISM Code). Для грузовых судов кодекс вступил в силу 1 июля 2002 года, в 2004 году вступил в силу Международный кодекс по охране судов и портовых сооружений (International Ship and Port Facility Security Code - ISPS Code), а в 2015 году вступила в силу Международная Конвенция о труде в морском судоходстве (Maritime Labor

Convention — MLC)14, парадокс заключается в том, что все эти меры должны были повысить безопасность мореплавания, но, увеличив в разы бумажную работу моряка, они поставили безопасность под удар.

Эти и многие другие факты автор исследования привел для оценки текущей ситуации в отрасли морского транспорта, которая, безусловно, помимо других направлений корректирующих мер, остро нуждается в грамотной кадровой работе на базе маркетинга персонала. Именно системные принципы ведения кадровой деятельности позволят сбалансировать потребности и возможности привлечения необходимых кадров в судоходную компанию, что будет способствовать наращиванию трудового потенциала, его развитию и преумножению не только в отдельно взятой фирме, но и всей отрасли в целом.

12 Режим труда и отдыха у моряков: на бумаге и в реальности [Электронный ресурс]. URL:http://crew-man.com/news/ rezhim_truda_i_otdyha_u_moryakov_na_bumage_i_v_realnosti.html(дата обращения 26.07.2018).

13 Посадка судов на мель по причине сна судоводителей [Электронный ресурс]. URL: http://balt-lloyd.ru/morskaja-praktika/posadka-sudov-na-mel-po-prichine-sna-sudovoditele¡(дата обращения 27.07.2018)

14 Там же.

ИСТОЧНИК

1. Маркетинг персонала [Электронный ресурс].URL: http://www/cfin.ru (дата обращения 02.07.2018).

Marketing of Personnel as a Tool for Improvement of Personnel Management on Maritime Transport Mitrofanova Nadezhda Vladimirovna,

Candidate of economic sciences, docent of department of economics and management, Admiral Ushakov Maritime State University; Lenina av. 93, Novorossiysk, 353918, Russian Federation (vovnad7@mail.ru)

In the presented study, the author has made an attempt to consider the development of the marine transport industry through its key resource - personnel. For these purposes, as a tool for improving personnel work, staff marketing is proposed. Analysis of the state of the industry showed the following problems: a large share of ships under foreign flags, a large average age of ships and an increase in accidents in maritime transport in the period from 2014 to 2017. The reason for the accident rate is in 90% of cases the human factor.

The research topic is relevant both from the standpoint of the need for the development of the industry and because of the course recommended by the President of the Russian Federation for increasing the productivity of the personnel of the companies. Through the prism of the marketing approach, the author analyzed the main personnel problems that hamper the development of the maritime industry: a shortage of personnel, in particular ship turners and welders, violations in rationing seamen's work and rest, leading to chronic fatigue, excessive work with documentation , interfering with the restoration of labor forces, violation of the requirements for the minimum composition of crews of ships, turnover of personnel.

Keywords: personnel marketing; shipping company; accident rate; human factor; work and rest regime. REFERENCE

1. Marketing of the personnel [Electronic resource] .URL: http: //www/cfin.ru (reference date 02.07.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.