Научная статья на тему 'Маркетинг персонала и управление неопределенностью внутренней среды предприятия'

Маркетинг персонала и управление неопределенностью внутренней среды предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА / PERSONNEL MARKETING / АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА / PERSONNEL ADAPTATION / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЕ / UNCERTAINTY OF INTERNAL ENVIRONMENT / МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ / MULTICRITERIA OPTIMIZATION / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чащин Владимир Владимирович

Автор высказывает мнение, что не только вновь нанятый персонал адаптируется к внутренней среде предприятия, но и предприятие испытывает воздействие индивидуальных особенностей нанимаемых работников. Этот взаимный процесс адаптации связан с разного рода неопределенностями, инструментом управления которыми, по мнению автора, является маркетинг персонала, способный эффективно влиять на целевые функции и параметры ограничений хозяйственной жизни организации, в том числе при адаптации персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Staff Marketing and Managing the Uncertainty of Enterprises Internal Environment

The author suggests that not only the newly hired staff adapts to the internal environment of the enterprise, but the enterprise is influenced by the individual characteristics of the employees. This mutual process of adaptation is associated with all sorts of uncertainties, and in the author's opinion, a tool for managing them is personnel marketing, which is able to effectively influence the criterion functions and restriction parameters of the economic life of the organization, including the ones at personnel adaptation.

Текст научной работы на тему «Маркетинг персонала и управление неопределенностью внутренней среды предприятия»

Чащин Владимир Владимирович

канд. экон. наук, доцент, кафедра менеджмента организации, соискатель степени д-ра экон. наук, Уральский институт фондового рынка, г. Екатеринбург rector@uifr.ru

маркетинг персонала

и управление неопределенностью внутренней

среды предприятия

_Аннотация

Автор высказывает мнение, что не только вновь нанятый персонал адаптируется к внутренней среде предприятия, но и предприятие испытывает воздействие индивидуальных особенностей нанимаемых работников. Этот взаимный процесс адаптации связан с разного рода неопределенностями, инструментом управления которыми, по мнению автора, является маркетинг персонала, способный эффективно влиять на целевые функции и параметры ограничений хозяйственной жизни организации, в том числе при адаптации персонала.

Ключевые слова: маркетинг персонала, адаптация персонала, неопределенность внутренней среды, предприятие, многокритериальная оптимизация

Катастрофа случается не тогда, когда мы знаем, что чего-то не знаем, а тогда, когда мы этого не знаем Д. Рамсфилд

Адаптация персонала сегодня по праву считается одним из основных элементов как системы управления персоналом, так и системы управления развитием предприятия в целом.

В то же время сложившийся в российской теории управления организаци-

ей подход к исследованию методологических основ адаптации персонала и разработке механизмов осуществления адаптации новых работников не всегда отвечает реалиям постиндустриальной, информационной экономики и общим принципам так называемой «организации будущего»: организации как бизнес-системы, отличающейся слабой формализацией внутренней среды, децентрализацией, инновационностью, слабой иерархичностью.

.. .зачастую закрепление

сотрудников на предприятии связано со снижением их социальной мобильности, творческой, профессиональной активности

Приведем демонстративный пример. «Трудовая адаптация персонала - это взаимное приспособление работника и организации», - указано в работе Кибанова А.Я., Дураковой И.Б. (1). В данном источнике также выделяются следующие цели адаптации: уменьшение издержек инкорпорирования нового сотрудника, сокращение текучести рабочей силы, увеличение удовлетворенности персонала работой. На основе данных положений представляется целесообразным уточнить телеоло-гию1 процесса адаптации персонала. Например, снижение текучести кадров не может являться одной из главных, выделенных задач адаптации персонала, поскольку зачастую закрепление сотрудников на предприятии связано со снижением их социальной мобильности, творческой, профессиональной активности. То же самое можно сказать и об удовлетворенности трудом. При высочайшем уровне мотивации сотрудников

1 Телеология - подход с позиции цели и целесообразности чего-либо. - Прим. ред.

эффективность их деятельности может быть недостаточной. Снижение издержек инкорпорирования новых сотрудников (определяемое лишь качественно) также не может служить самостоятельным ориентиром без сравнения с величиной издержек на саму адаптацию. Наконец, наиболее существенное замечание: декларируемый в приведенном выше определении взаимный характер адаптации (работника и предприятия) никак не учитывается при рассмотрении конкретных этапов и механизмов адаптации. Более того, часто de facto здесь рассматривается лишь адаптация работника, а предприятие выступает в роли своеобразного лапласового2 субъекта -всезнающего и неизменного.

Адаптация нанятого работника как системное свойство

Таким образом, традиционно предлагаемые механизмы адаптации персонала не снимают неопределенности при принятии решений субъектами трудовых отношений. Именно поэтому руководители предприятий зачастую избегают значительных усилий, направленных на развитие системы адаптации персонала. Поскольку при адаптации речь идет о многокритериальной оптимизации, велик риск при улучшении показателей производительности нового сотрудника или коллектива в целом ухудшить другие, не менее важные характеристики - например, рентабельность производства.

2 Лапласовый - обычно подразумевается лапласовый детерминизм - учение или подход с позиции однозначных причинно-следственных связей. - Прим. ред.

Распространенность такого подхода заставляет подойти к интерпретации понятия адаптации более широко. Дело в том, что сам наем работника и его последующая адаптация являются следствиями адаптационных действий предприятия. Адаптация, таким образом, выступает здесь не только как свойство индивида, но, прежде всего, - как системное свойство. Суперпозиция адаптаций предприятия и работника существенным образом определяет и дискурсивность этого процесса: успешность организационной адаптации поверяется успешностью индивидуальной адаптации, и наоборот.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что цель эффективной адаптации нового персонала может и должна быть связанной с более общей, но и более точной целью -повышением эффективности адаптационной деятельности фирмы, инкорпорирующей нового сотрудника, при чем вновь открывающееся поле отношений является для акторов, по существу, началом «новых операций» (термин теории исследования операций), что так же, как и принципиальная сложность организационной системы, предопределяет появление информационной «недостаточности» управления. При адаптации, цель которой отвечает требованиям указанных тезисов, в основном необходимо учитывать три фактора, влияющих на поведение участников процесса:

- специфические неопределенности (в том числе, неопределенности автоинформированности);

- стоимость стратегий преодоления данных неопределенностей;

- устойчивость решений адаптации.

Неопределенности, влияющие на взаимную адаптацию сотрудника и компании

В целом, с учетом изложенного выше, можно выделить три типа указанных неопределенностей:

1) декларативно-информационные (согласно (6));

2) операционно-информационные;

3) структурно-семиотические. Декларативно-информационные неопределенности. Их разрешение зависит от количества информации (например, по К. Шеннону), которой обмениваются организация и новый сотрудник, а также от адекватности представления этой информации (формирование знания как предпосылки к действию).

Операционные неопределенности. Успех их преодоления зависит от количества организационно-производственных действий акторов (формирование знания как целенаправленного действия).

Структурно-семиотические неопределенности возникают при обмене специфическими инвестиционными структурами в сфере человеческих ресурсов (3). Этот вид неопределенностей связан и с общими проблемами организационной социализации и социальной карьеры работников. Преодоление структурно-семиотических неопределенностей зависит

при высочайшем уровне мотивации сотрудников эффективность их деятельности может быть недостаточной

от качества маркетинговой политики организации в сфере управления персоналом.

Концентрация внимания на управлении каким-либо одним видом неопределенностей не эффективна. Так, например,как показано выше,при традиционном понимании адаптации одной из основных стратегий устранения неопределенностей является повышение информированности нового персонала. Однако любое познание связано с появлением новых неопределенностей, то есть повышение информированности напрямую не влияет на адаптацию.

Управление неопределенностями

Управление операционными неопределенностями базируется на том факте, что адаптация - процессное явление. При этом априорная информация в процессе деятельности при адаптации регулярно сопровождается апостериорным анализом и коррекцией, то есть превращается в знание, как «целенаправленное координированное действие» (5). Дело, однако, заключается в том, что реализация итеративных байесовских механизмов часто требует значительного времени, а достигнутая таким образом рутини-зация может быть не устойчивой.

.сам наем работника и его последующая адаптация являются следствиями адаптационных действий предприятия

Наконец, концентрация только на структурно-семиотических неопределенностях повышает эффективность организационной социализации в целом (в том числе неформальной), однако оставляет в стороне многие конкретные вопросы профессиональной и социальной деятельности работника.

Необходимо учитывать также следующее. Предлагаемые в современной литературе организационные модели осуществления адаптации персонала на предприятиях (например, в (1)) зачастую имеют существенный недостаток: усложняют функционирование организационной системы, повышают бюрократизацию, ориентируют персонал на выполнение формальных показателей деятельности (производительность в ущерб эффективности). Однако, как указано в (2), «идеальность (эффективность) системы обеспечивается тем, что ее функцию начинает выполнять другая система». В аспекте рассматриваемых вопросов речь здесь идет об упреждающей социализации и профориента-ционном проектировании, то есть фактически о сотрудничестве с ключевыми партнерами, например, учебными заведениями, нацеленном на обеспечение стратегической потребности в персонале и пре-адаптацию будущего сотрудника (практики, стажировки).

В то же время существуют два обстоятельства, игнорирование которых может поставить указанное сотрудничество под вопрос. Речь идет, во-первых, о возможных изменениях рыночной конъюнктуры, технологической базы, обесценивающих долговременные инвестиции в персонал, и, во-вторых, о снижении в процессе пре-адаптации инновационного

потенциала будущих сотрудников, поскольку еще до полноценного включения в деятельность организации новички оказываются «нагруженными» традициями и обычаями «текущего состояния», предприятия.

Маркетинг персонала

Представляется, что помочь в решении вышеуказанных управленческих проблем может маркетинг персонала (как внутренний, так и внешний), поскольку адаптация, или процесс доопределения трудового контракта, связаны с созданием уникальной конфигурации сотрудничества. Но уникальное взаимодействие как раз и формируется маркетинговой деятельностью.

Рассмотрим архитектуру модели устойчивого предприятия, ориентированного на маркетинг, по Ф. Котлеру (4), включающую в себя стратегию (картирование, нацеливание, позиционирование), тактику (дифференциация, комплекс маркетинга) и реализацию стоимости.

Соответственно, первый этап системы мероприятий маркетинга персонала в адаптационном смысле подразумевает необходимость осуществления (стимулирования) познавательной активности акторов (в том числе в отношении автоинформированности), что соответствует устранению структурно-семиотических неопределенностей.

На втором этапе наиболее важной становится экспликация контента и контекста взаимодействия акторов, выявление инфраструктуры возможностей (структуры ограничений). Именно здесь происходит интеграция предложения и доступа, взаимная «продажа» или, по Котлеру - закладывается основа для долгосрочных

...цель эффективной адаптации нового персонала может и должна быть связанной

с более общей, но и более точной целью -повышением эффективности адаптационной деятельности фирмы

отношений, кооперации акторов, что соответствует снятию информационных неопределенностей. Наконец третий этап не только посвящен формированию конкретных рутин взаимодействия - выявлению в процессе производственных коммуникаций активаторов стоимости, осуществлению процесса реализации стоимости как технологии потребления, но и во многом имеет критериальный смысл и подразумевает конструирование индикаторов, триггеров стоимости.

Заключение

В заключение целесообразно подчеркнуть, что маркетинг персонала является эффективным механизмом дополнения неявного, отношенчес-кого контракта, которое реализуется в различных формах и процедурах согласования. Адаптация при этом становится не только процессом, имеющим конкретные цели и временные границы, но и общим принципом деятельности организации. Пользуясь сравнением процесса

адаптации с конфликтом, можно заметить, что адаптация, как и конфликт - необходимая и неизбежная часть жизни предприятия, и целесообразно говорить не только о локальных адаптациях, но и о маркетинговой инфраструктуре, обеспечивающей последовательное развитие адаптационных механизмов.

Литература

1. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации. / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова - М.: Кнорус, 2010.

2. Альтшуллер Г. Найти идею. Введение в ТРИЗ / Г. Альтшуллер - М., 2008.

3. Чащин В.В. Структурно-семиотические аспекты маркетинга персонала с точки зрения инвестиционной парадигмы // Вестник Уральского института фондового рынка. - 2010. - № 4.

4. Котлер Ф., Картаджайя Х., Янг Д. Привлечение инвесторов: маркетинговый подход к поиску источников финансирования / Ф. Котлер, Х. Картаджайя, Д. Янг - М., 2009.

5. Желены М. Знание против информации // Информационные технологии в бизнесе. - 2002.

6. Татаренко В.Н. Информационная политика предприятия / В.Н. Татаренко - СПб, 2006.

Vladimir V. Chaschin

Cand.of Econ.Sci, Associate Professor, Chair of Organization Management, Applicant for the Degree of Dr. of Econ. Sci., Ural Stock-Market Institute, Ekaterinburg

Staff Marketing and Managing the Uncertainty of Enterprise's Internal Environment

_Abstract

The author suggests that not only the newly hired staff adapts to the internal environment of the enterprise, but the enterprise is influenced by the individual characteristics of the employees. This mutual process of adaptation is associated with all sorts of uncertainties, and in the author's opinion, a tool for managing them is personnel marketing, which is able to effectively influence the criterion functions and restriction parameters of the economic life of the organization, including the ones at personnel adaptation.

Keywords: personnel marketing, personnel adaptation, uncertainty of Internal environment, enterprise, multicriteria optimization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.