Научная статья на тему 'Маркетинг паевых фондов: особенности, подходы к сегментации и выбору целевого сегмента'

Маркетинг паевых фондов: особенности, подходы к сегментации и выбору целевого сегмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ИНВЕСТОРЫ / ИНСТРУМЕНТЫ / ПАЕВЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ / GLOBAL FINANCIAL SYSTEM / INVESTORS / INSTRUMENTS / MUTUAL FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клинков А. А.

Мировая финансовая система в процессе своего развития создает различные инструменты для удовлетворения разнообразных потребностей инвесторов. В западной экономике существуют mutual trust funds, hedge funds инструменты, созданные для коллективного инвестирования средств, с целью сохранения и приумножения их стоимости. Российским аналогом являются паевые инвестиционные фонды (ПИФы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING MUTUAL FUNDS: CHARACTERISTICS, APPROACHES TO THE SEGMENTATION AND THE CHOICE OF TARGET SEGMENT

The world financial system in the process of development creates a variety of tools to meet the diverse needs of investors. In western economies exist mutual trust funds, hedge funds the tools created for the collective investment funds, with a view to preserving and increasing their value. Russia is analogous to mutual funds (mutual funds).

Текст научной работы на тему «Маркетинг паевых фондов: особенности, подходы к сегментации и выбору целевого сегмента»

Анализ сложившихся подходов к оценке эффективности исполнения проектов

создания МТК

Анализ ресурсного обеспечения проектов создания МТК

Анализ социально-

экономической

эффективности

исполнения проектов

Анализ геополитических изменений, сопровождающих исполнение проектов

Разработка критерия интегральной оценки А Корректировка

исполнения проектов создания МТК / ч

N

J..L 1 Г

Разработка методических рекомендаций по использованию критериев интегральных оценок исполнения проектов создания МТК

Рис.2. Алгоритм формирования технологии интегральных оценок исполнения проектов создания международных транспортных коридоров.

ров ограничиваются функциональными оценками либо конкретных проектов, либо оценкой эффективности отдельных видов транспортных систем.

Предложенный алгоритм формирования технологии интегральных оценок исполнения проектов создания международных транспортных коридоров (МТК) представлен на рис.2.

Таким образом, представленный алгоритм позволяет сформировать технологию интегральных оценок исполнения проектов создания международных транспортных коридоров.

Литература:

1. Щербанин Ю.А. Транспортная система России: конкурентоспособность в международном измерении. М.: Научная книга, 2007.

2. Николаев А. С. Единая транспортная система / А. С. Николаев.

- М.: Лицей, 2001.

3. Лившиц В. Н. Транспорт за 100 лет//Россия в окружающем мире.

- М.: 2002.

4. Тархов С. А. Транспорт и связь. — М.: Просвещение, 2004.

5. Комаров К. Л., Максимов С. А. Проблемы и задачи формирования системы мультимодальных транспортных узлов (транспортно-логистических центров) в Российской Федерации (на примере Новосибирского мультимодального транспортного узла).—Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2003.

6. Григорьев М. Н., Долгов А. П., Уваров С. А. Логистика. — М.: ГАРДАРИКИ, 2006.

7. Шишкина Л. Н. Транспортная система России — М.: 2003.

МАРКЕТИНГ ПАЕВЫХ ФОНДОВ: ОСОБЕННОСТИ, ПОДХОДЫ К СЕГМЕНТАЦИИ И ВЫБОРУ ЦЕЛЕВОГО СЕГМЕНТА

Клинков А.А., аспирант кафедры маркетинга РЭА им. Г.В. Плеханова.

Мировая финансовая система в процессе своего развития создает различные инструменты для удовлетворения разнообразных потребностей инвесторов. В западной экономике существуют mutual trust funds, hedge funds - инструменты, созданные для коллективного инвестирования средств, с целью сохранения и приумножения их стоимости. Российским аналогом являются паевые инвестиционные фонды (ПИФы).

Ключевые слова: мировая финансовая система, инвесторы, инструменты, паевые инвестиционные фонды.

MARKETING MUTUAL FUNDS: CHARACTERISTICS, APPROACHES TO THE SEGMENTATION AND THE CHOICE OF TARGET SEGMENT

Klinkov A. the post graduate student, marketing chair, Plekhanov Russian Academy of Economics

The world financial system in the process of development creates a variety of tools to meet the diverse needs of investors. In western economies exist mutual trust funds, hedge funds - the tools created for the collective investment funds, with a view to preserving and increasing their value. Russia is analogous to mutual funds (mutual funds).

Keywords: global financial system, investors, instruments, mutual funds.

Аскеты деятельности ПИФов в области управления финансами, инвестирования являются предметом изучения финансовой науки. Однако деятельность ПИФов связанная с привлечением, удержанием клиентов, процессом коммуникаций и связей с обще-

ственностью, брендингом, необходимо рассматривать с рыночной или другими словами с маркетинговой точки зрения.

Как было сказано выше, паевые инвестиционные фонды предоставляют потребителю услуги по сохранению и приумножению

сбережений. Таким образом, при использовании маркетингового подхода, можно руководствоваться принципами финансового маркетинга, банковского маркетинга, маркетинга финансовых услуг.

В первую очередь для рассмотрения особенностей ПИФов необходимо выделить несколько ключевых отличий по сравнению с другими продуктами рынка финансовых услуг.

Во-первых, например, в отличие от банковских депозитов или вложений в долговые обязательства, концепция паевых инвестиционных фондов предполагает долевое участие. В этом случае потребитель не просто приобретает продукт, а становится полноправным участником фонда, что предполагает использование концепции партнерских отношений, при реализации программы маркетинга.

Во-вторых, паевые фонды это производный продукт. Фонд инвестирует средства в биржевые и небиржевые активы, являясь своего рода посредником между инвестором и инвестируемым.

Заключительным отличием можно назвать доступность. Как доступность в приобретении продукта ПИФа, так и информационная доступность. В отличие от приобретения биржевых акций, облигации, паи фонда могут приобретать более широкие круги лиц. В тоже время информация о состоянии стоимости чистых активов фондов полностью открыта, и своевременная (СЧА открытые фонды обязаны публиковать каждый день).

Началом деятельности на рынке паевых инвестиций в России можно считать 1996 год, когда была выдана первая лицензия для осуществления деятельности по доверительному управлению средствами (08.08.1996 Закрытое акционерное общество «Паллада Эс-сет Менеджмент» получило лицензию).

Однако серьезное развитие данной сферы деятельности началось в 21 веке. С 2003 года начинается значительный рост числа фондов - если на первое января 2003 года было зарегистрировано 72 ПИФа, то на первое января 2004 года их число выросло почти в два раза до 155 ПИФов, согласно данным Национальной лиги управляющих (НЛУ). На данный момент зарегистрировано 1205 фондов из них насчитывается 1049 рабочих. Таким образом, количество фондов выросло за 5 лет почти в 10 раз.

Бурный рост рынка паевых инвестиций продолжался до 20072008 годов, когда мировой финансовый кризис обрушил фондовые рынки большинства стран, потянув за собой другие сектора экономики. Инвесторы начали спешно покидать фонды, теряющие свои активы, однако избежать потери части своих накоплений не удалось в большинстве случаев. В результате доверие инвесторов к большинству финансовых организаций (в том числе и к паевым фондам) было подорвано.

В настоящее время перед паевыми фондами стоит не простая задача: вернуть доверие инвесторов, увеличить уровень привлекаемых средств, восстановить утраченный имидж. Использование новых методов и принципов в вопросах привлечения и удержания потребителей, благоприятно способствовало бы развитию ПИФов и рынка коллективного инвестирования в целом.

Одной из первостепенных целей является сегментирование рынка и выбор целевого сегмента инвесторов. Первое на что необходимо обратить внимание: клиентами данного рынка могут быть как физические, так и юридические лица. Таким образом, необходимо выделять разные критерии для корпоративного сектора рынка и потребительского.

Наиболее востребованными на рынке ПИФов могут стать следующие критерии сегментации: для корпоративных клиентов: экономические критерии; поведенческие критерии; географические

критерии. Для потребительского рынка: социально-экономические критерии; географические критерии; демографические критерии; поведенческие критерии.

Основной группой критериев сегментации являются экономические критерии. Уровень доходов населения, склонность к сбережению, наличие средств для финансовых вложений у предприятий структурируют рынок определенным образом. Основой данного критерия является объем потенциальных инвестиций от потребителей. В качестве примера можно привести следующую таблицу (таб. 1).

Таким образом, управляющая компания, создавая фонд или проводя ребрендинг существующих фондов должна первоначально определиться с теми объемами инвестирования, которые необходимы и сможет ли она получить их от выбранного сегмента. Данный критерий должен учитываться каждый раз при создании ПИФа, остальные критерии можно отнести к вторичным.

Под географическими критериями понимаются как расположение потенциальных потребителей внутри страны, так и за рубежом. В случае с расположением внутри страны, необходимо производить оценку уровней дохода регионов.

В случае, если планируется привлечение инвестиций из других стран, то необходимо разрабатывать совершенно другие экономические критерии. Это обусловлено несколькими факторами: фискальной и кредитной политикой других государств, уровнем дохода населения, традициями ведения бизнеса.

Демографический критерий актуален только для физ. лиц. В разные периоды своей жизни у человека меняется соотношения уровня потребления и уровня сбережений. Например, в старческом возрасте люди склонны инвестировать средства на более значительные периоды времени (от 2-3 лет) и с меньшим риском (соответственно и уровнем доходности), в тоже время молодые люди склонны к коротким срокам инвестирования с высокой доходностью (соответственно и более рисковым).

Стоит обратить внимание на поведенческие критерии сегментации. Мотивы, которые побуждают потребителей инвестировать средства, могут иметь разные источники, хотя и преследуют одну цель - увеличение (или сохранение) сбережений. Например, говорилось выше, что люди разных возрастных категорий имеют разные потребности в инвестиционных продуктах. В общем, их можно характеризовать с помощью главного правила инвестирования: «чем выше риск, тем выше доход и наоборот», причем этот принцип можно рассматривать независимо от возрастного критерия.

Для паевых фондов существуют критерии, которые определяют сегмент рынка законодательным образом. К таким критериям относят понятие квалифицированный и не квалифицированный инвестор. Существует разновидность паевых инвестиционных фондов, инвесторами которых могут быть только так называемые «квалифицированные инвесторы». Это физические и юридические лица, которые экономически состоятельны и имеют значительный опыт в инвестировании.

Основной причиной подобного разделения является желание государства оградить инвесторов от потерь при вложениях в высоко рисковые активы. Таким образом, при сегментации рынка необходимо учитывать этот критерий, например, выбрав сегмент неквалифицированных инвесторов, компания не может этому сегменту предложить Девелоперские закрытые паевые фонды, потому что подобные фонды могут быть созданы только для квалифицированных инвесторов.

После проведения сегментации компании необходимо опреде-

Таб. 1. Примерная сегментация рынка инвесторов по экономическому критерию

Объем инвестирования Корпоративный сектор Потребительский сектор.

Высокий Специализированные фонды, инвестиционные компании, крупный бизнес. Крупные капиталисты, собственники бизнеса, клубы инвесторов.

Средний Венчурные фонды, бизнес среднего звена. Бизнес ангелы, опытные частные инвесторы

Низкий Малый бизнес. Частные потребители, ищущие альтернативные способы для сбережения средств.

литься с выбором целевого сегмента рынка. Для определения вида предложения необходимо в первую очередь руководствоваться следующими параметрами:

- конкуренцию внутри сегмента.

- соответствие компании выбранному сегменту.

- репутация компании.

- возможности компании по достижению целевого сегмента.

Данный рынок отличает высокая информативность. Практически в полном объеме доступна информация о всех действующих паевых фондах, включая все основные показатели: доходность, уровень волатильности, различные коэффициенты.

Соответственно любой желающий способен оценить деятельность управляющей компании. В связи любой управляющей компании можно достоверно оценить уровень конкуренции на различных сегментах рынка. Например, определив стоимость чистых активов (далее СЧА) фондов конкурентов.

Деятельность компании управляющей компании доступна для анализа любому желающему. Существует ряд организаций (например, Национальная лига управляющих), которые систематизируют информацию по всем фондам и управляющим компаниям.

В таких условиях действия компании, ее стратегия и тактика по управлению активами, становятся достоянием общественности. Следовательно, компания, которая склонна к рисковому управлению бизнесом с высоким доходом, при создании новых фондов, должна выбирать сегмент потребителей желающих получить «быстрые деньги».

В тоже время крупные и достаточно известные игроки на рынке, которые способны держать разнородный портфель активов, могут предложить потребителям различные типы для максимального покрытия рынка.

Не малую роль в таких информационных условиях играет и репутация компании. Примером, может служить ситуация с компанией Максвелл Капитал. В прессу просочилась информация о том, что управляющий активами компании не имеет профильного образования, и долгое время работал простым курьером в компании. Естественно, когда компания показала резкое снижение доходности в период кризиса (причем, не намного хуже рынка), этот факт был афиширован в СМИ, причем не без поддержки конкурентов.

Как уже говорилось выше, данный сектор имеет очень высокую степень информированности, таким образом, компания не может просто выпустить новую линию продуктов, чтобы выйти на ранее занимаемые сегменты рынка. Необходимо либо полностью диверсифицировать направление деятельности (например, перейти на сегмент профессиональных инвесторов), либо менять коммуникационную политику компании с целью восстановления репутации и доверии клиентов.

Последним значительным фактором при выборе целевого сегмента компании является возможности компании по достижению этого сегмента.

В зависимости от уровня доходов целевых потребителей, их статуса в обществе и от географического положения, необходима определенная инфраструктура, при отсутствии которой, компания просто не сможет донести свой продукт до целевого сегмента.

Если компания нацеливается на мелкого инвестора, то необходима наличие агентской сети, или других способов дистрибуции продукции. Можно использовать банковские сети, или создавать свою собственную сеть (как поступили Максвелл Капитал, организовав офисы продаж в торговых центрах). В наиболее выгодном положении оказываются управляющие компании, которые являются дочерними по отношению существующим банковским группам (Райфазен Капитал, Альфа Капитал, УК Росбанка, УК УралСиб), они могут использовать банковскую инфраструктуру для реализации своих продуктов.

Сегменты профессиональных участников рынка, доступны через средства биржевой торговли. Различные торговые площадки предоставляют возможности для торговли паями, хотя и имеет ряд требований. Данный канал для доступа к сегменту проф. участников наиболее удобен, но он затратный (требования бирж к допуску к торгам довольно жесткие) и в тоже время рисковый - нет уверенности, что компания сможет оттеснить конкурентов с этого рынка.

Литература:

1. Данные «Национальной лиги управляющих»

2. Дэвид Янг, Хермаван Картаджайя, Филип Котлер. Привлечение инвесторов. Маркетинговый подход к поиску источников финансирования

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Ильин И.В., Орловский государственный технический университет

В статье рассмотрены основные направления совершенствования действующей в настоящее время налоговой системы России

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговая нагрузка, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц.

WAYS TO OPTIMIZE THE MODERN TAX SYSTEM

Ilin I., Orel State Technical University In the article the main directions of improvement of its present tax system in Russia.

Keywords: taxes, tax system, value-added tax, profit tax, income tax from natural persons.

В современных кризисных условиях необходимо ускорить совершенствование действующей в России налоговой системы, отчасти учтенного в действующем в настоящее время Налоговом Кодексе Российской Федерации [1].

Цель, поставленная Правительством РФ по совершенствованию налоговой системы, реализуется в следующих направлениях.

1. Достижение стабильности и определенности налоговой системы посредством принятия следующих мер:

• устранения противоречий налогового и иных видов законодательства;

• установления исчерпывающего перечня налогов и сборов на всех уровнях бюджетной системы;

• установления предельных ставок региональных и местных налогов;

• отказа от применения в качестве объекта налогообложения выручки от реализации;

• выравнивание условий налогообложения за счет совершенствования системы налоговых льгот и усиления ответственности

за налоговые правонарушения.

2. Использование фискальных стимулов, предусматривающих следующие меры:

• снижение налогового бремени на предприятия путем переноса части налоговой нагрузки со сферы производства в сферу обращения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• применение агрегированного налогообложения субъектов малого бизнеса;

• введение дифференциации акцизов на продукцию добывающих отраслей.

3. Повышение собираемости налогов:

• переход к порядку исчисления налогов по отгрузке продукции;

• налогообложение у источника выплаты средств, подлежащих налогообложению;

• создание реального механизма контроля за доходами физических лиц;

• совершенствование методов банковского контроля при исполнении поручений и решений о взыскании налогов и сборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.