Научная статья на тему 'Маркетинг как неотъемлемый элемент рыночной экономики'

Маркетинг как неотъемлемый элемент рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1051
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нежидова Г. В.

В данной статье рассмотрены экономическая сущность и функции маркетинга, изучены цели и инструменты маркетинга, предпринята попытка выявить его роль в современных рыночных конкурентных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг как неотъемлемый элемент рыночной экономики»

Переход на третью ступень и превращение компании в «центр обслуживания клиентов» - для многих так и останется несбыточной мечтой. Для построения компании как «центра обслуживания клиентов» требуется создание организации, ее структур, стандартов, команды и даже зданий и помещений «с нуля».

В таком «центре обслуживания» абсолютно все усилия всех служб и сотрудников направлены на достижения идеальных форм сервиса, которые не позволяют даже малейшего неудовольствия клиентов.

Основной критерий идеального сервиса - сочетание быстроты и удобства для клиентов. Ритм жизни современных людей стал очень быстрым, а экономия времени дает людям больше возможностей для достижения личных целей.

И, в заключение, необходимо отметить один главный фактор, ради которого компании сегодня начинают задумываться о клиенте, его потребностях, его интересе. Сегодня при увеличившейся конкуренции, если ваш бизнес не думает о лояльности своих клиентов, клиенты начинают думать о конкурентах. Только высокий сервис и дополнительная прибыль, получаемая благодаря сервису, позволяют повысить конкурентоспособность вашего бизнеса.

Список литературы:

1. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. - СПб.: Питер, 2005.

2. Грейвс Ф. Клиентология. Чего на самом деле хотят ваши покупатели. -М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013.

3. www.harsky.ru.

4. www.victorluchkov.ru/qa/q8.

МАРКЕТИНГ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

© Нежидова Г.В.*

Омский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Омск

В данной статье рассмотрены экономическая сущность и функции маркетинга, изучены цели и инструменты маркетинга, предпринята попытка выявить его роль в современных рыночных конкурентных условиях.

В условиях рыночных отношений одной из важнейших экономических дисциплин является маркетинг, от правильности и рациональности построе-

* Студент.

ния маркетинговой системы зависит эффективность функционирования всего народного хозяйства, т.к. маркетинговые исследования позволяют разработать инструменты для смягчения кризисов перепроизводства, а также установить соответствие между спросом и предложением.

Усиление потребности в маркетинге обусловлено обострившейся в последнее время конкурентной борьбой стран с рыночной экономикой. Результаты исследований в области маркетинга являются обоснованием принятия конкретных решений в производственной и научно-производственной, финансовой и сбытовой деятельности и находят своё отражение в рационализации прогнозирования и процессов товародвижения во внутрифирменном планировании.

Именно этим обуславливается актуальность темы данного исследования. В данной работе будет предпринята попытка раскрыть сущность маркетинга, обозначить его цели, задачи и функции, а также определить его роль в экономике.

Маркетинг (от англ. marketing - торговля на рынке) - процесс выявления, предугадывания потребностей клиентов, организации соответствующей ожиданиям рекламы и производства с целью повышения количества продаж и максимизации прибыли [5]. Под данным термином принято понимать философию хозяйствования в рыночных условиях, согласно которой, производство ориентировано на удовлетворение потребностей конкретных покупателей [2, с. 13].

Основными предпосылками возникновения маркетинга являются:

- рост спроса, вызванный ростом уровня жизни населения;

- превышение спроса над предложением;

- стремление предприятий к расширению рынков сбыта для увеличения прибыли;

- развитость конкуренции товаропроизводителей и инфраструктуры рынка.

Многие ошибочно подразумевают под маркетингом рекламу и сбыт, которые не являются важнейшими его элементами. Котлер Ф. считает сбыт «лишь верхушкой маркетингового айсберга» [3, с. 45], т.к. сбыт является лишь одной из функций маркетинга.

К задачам маркетинга относят: выявление нужд потребителя; разработку товаров, способных удовлетворить данные потребности; расчёт и установление цены; оптимизацию системы распределения данного товара, а также создание эффективного стимулирования.

По мнению известного теоретика П. Друкера, «цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить клиенту и продавать себя сами» [1, с. 9]. К социальным основам маркетинга относятся понятия: нужда, потребность, запросы, рынок, товар, обмен и сделка.

Нужда - ощущаемая человеком нехватка чего-либо [3, с. 47]. Все нужды можно классифицировать на физиологические (пища, одежда); социальные (духовность, влияние); личные (знания, самовыражение). Человек чувствует себя несчастным, если нужда не удовлетворена. Неудовлетворенный человек будет производить поиски объекта, способного удовлетворить нужду.

Потребность - это нужда в специфической форме в зависимости от личности индивида [3, с. 47]. Потребности индивида растут с развитием общества, членом которого он является. Он сталкивается с ещё большим числом объектов, пробуждающих его интерес и желание. Производитель же предпринимает конкретные действия для того, чтобы данное желание усилилось.

В противовес безграничным человеческим потребностям существует ограниченность ресурсов, необходимых для их удовлетворения [4, с. 12]. Следовательно, человек будет выбирать те товары, которые смогут доставить ему наибольшее удовлетворение (в рамках финансовых возможностей). Запрос -это потребность, подкреплённая покупательной способностью [3, с. 48].

Под рынком в маркетинге принято понимать совокупность потенциальных или уже существующих продавцов и покупателей определённых продуктов, место сделки. В современных условиях рынок не обязательно имеет физическое месторасположение - для демонстрации товара и получения заказов используются средства коммуникаций.

Товар - всё, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку в целях приобретения, потребления [3, с. 49]. Производитель добьётся большего успеха в случае, когда товар более полно соответствует желаниям потребителя; именно поэтому производители должны находить потенциального потребителя, выяснить его потребности, а затем создавать соответствующий товар. Научно-технический прогресс позволяет создавать новые товары, способные удовлетворять ранее не известные потребности, которые должны быть сформированы путём реализации комплекса маркетинга.

Обмен - акт получения желаемого объекта от кого-либо с предложением чего-либо взамен [3, с. 51]. Для его осуществления необходимо выполнение следующих условий:

1. Количество сторон - минимум две.

2. Каждая из них должна располагать чем-то особо ценимым другой стороной.

3. Желание сторон совершить обмен. Свобода выбора сторон вступать в обмен или нет.

4. Возможность осуществления коммуникации и доставки продукта каждой стороной.

Сделка - коммерческий обмен ценностями между сторонами [3, с. 52]. Сделка является основной единицей измерения в маркетинге и предполагает наличие, по меньшей мере, двух ценностно-значимых объектов и согласование условий, места и времени её совершения.

Таким образом, потребности трансформируются в спрос на определённые товары. Это означает, что маркетинг направляет экономику на удовлетворение большого множества различных и постоянно меняющихся потребностей потребителей.

Маркетинг представляет собой комплексное применение определённых научных методов и практических приёмов решения проблем формирования взаимовыгодных отношений между субъектами обменных процессов, способствующих достижению целей всех участников данного процесса [2, с. 16]. Маркетинг имеет двойственную природу:

Во-первых, это теоретическая и прикладная область научных знаний, использующая точные (математика) и гуманитарные (экономика, социология) науки.

Во-вторых, искусство, основанное на опыте применения маркетинга на практике.

Как показывает практика, термин «маркетинг» используется в трёх основных значениях [2, с. 17]:

- Как функция управления производственно-сбытовой деятельности.

- Как философия, направленная на установление взаимовыгодных отношений между производителями и потребителями.

- Как академическая дисциплина.

К основополагающим принципам маркетинга относят [2, с. 18]:

1. Тщательный учёт потребностей, состояния и динамики спроса, а также рыночной конъюнктуры при принятии решений. Данный принцип предполагает достаточную информированность о рыночной ситуации относительно спроса, функционировании на рынке конкурентов, поведении на рынке потребителей. Главная задача -понять, чего желают потребители.

2. Создание необходимых условий для приспособления производства к рыночным требованиям на долгосрочную перспективу. Следование данному принципу заключается в том, что вся деятельность предприятия основывается на знании потребительского спроса, его динамики и тенденций. Достижения службы маркетинга являются источником информации и рекомендаций научно-технической, производственной, финансовой и рыночной политики организации. Маркетинг ориентирует производство на то, что действительно представляет высшую ценность для потребителя.

3. Информирование потенциальных потребителей о товарах или услугах организации и воздействие на них с целью склонить к приобретению данных продуктов.

4. Осуществление деятельности не только по удовлетворению потребностей потребителя, но и по их созданию.

5. Обязательность конечной оценки результативности маркетинговой деятельности.

Маркетинг затрагивает интересы каждого: производителя, продавца, покупателя, - их цели разнообразны, а зачастую и противоречивы. Исходя из этого, можно выделить альтернативные цели маркетинга [1, с. 17]: максимальное расширение ассортимента товара (услуг); максимизация удовлетворённости потребителя; максимизация потребления и повышение качества жизни.

Итак, маркетинг является одной из основных дисциплин профессиональных участников рынка: продавцов, работников рекламы и т.п., - которые обязаны знать, как разбить рынок на сегменты и описать их; как оценить запросы и предпочтения потребителей; как разработать товар с необходимыми потребительскими свойствами; как установить оптимальную цену на данный товар; как правильно рекламировать и продавать товар, чтобы потребители знали его и хотели его приобрести.

Сегодня, в условиях рыночных отношений, перед маркетингом ставятся следующие задачи:

- детально и всенаправленно исследовать спрос, вкусы и желания потребителей, рынок соответствующих товаров (услуг);

- адаптировать производство под данные требования - производить товары, отвечающие спросу;

- воздействовать на рынок и спрос в интересах организации.

Выявление неудовлетворённых потребностей

Рост спроса и появление новых групп покупателей

Создание соответствующих товаров

N

Привлечение инвестиций

Рис. 1. Цикл воздействия маркетинга на экономическое развитие

Таким образом, постановка данных задач обуславливает основные функции маркетинга: комплексное исследование рынка и перспективных направлений деятельности; планирование оптимального ассортимента товаров (услуг); рационализация ценообразования; разработка и внедрение эффективного комплекса сбытовых мероприятий; формирование и стимулирование спроса; координирование товародвижения; организация обслуживания покупателей. В условиях рыночных отношений функция маркетинга заключается в организации свободного и конкурентного обмена для обеспечения эффективного соответствия предложения спросу, в связи с чем возникают потребности: - в обеспечении физического товарного потока от производителей потребителям;

- в обеспечении информационного потока на предпродажной, продажной и постпродажной стадиях для обеспечения максимального соответствия предложения спросу.

Отсюда следует, что маркетинг играет особо важную роль в рыночном хозяйстве, т.к. данный вид деятельности способствует благоприятному экономическому развитию (рис. 1).

Стоит отметить тот факт, что маркетинговая деятельность стимулирует инновационную и предпринимательскую деятельность. Интерес к данной области усиливается с увеличением количества организаций в предпринимательской среде, осознающих, как маркетинг способствует их более успешному выступлению на рынке.

Список литературы:

1. Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 219 с.

2. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник. - М.: Финпресс, 2008. -704 с.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга: краткий курс / Пер. с англ. - М.: Виль-ямс, 2007. - 646 с.

4. Орлянский Е.А. Теория и практика переходной экономики (Трансформационные направления развития экономики России): учеб. пособие. -Омск: Издательство «Наследие. Диалог-Сибирь», 2004. - 124 с.

5. Свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.wi-ЫреШа.ощ.

РЕКЛАМА КАК ГЛАВНОЕ ОРУЖИЕ В ВОЙНАХ БРЕНДОВ

© Никулина Г.А.*, Калинина К.С.*, Ананьева Н.В.*

Торгово-экономический институт Сибирского федерального университета,

г. Красноярск

Статья посвящена вопросам использования недобросовестной рекламы как за рубежом, так и в России. Авторы рассмотрели данный вид информирования покупателей с точки зрения производителей, а также использование его компаниями как главного оружия в конкуренции. На основе анализа и сравнения на примере рекламы некоторых фирм, выявлены достоинства и недостатки недобросовестной рекламы, запрещенной в России.

* Научный руководитель: Ананьева Н.В.,

* Научный руководитель: Ананьева Н.В., " Доцент, кандидат экономических наук.

доцент, кандидат экономических наук. доцент, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.