Научная статья на тему 'Функции маркетинга в деятельности предприятия'

Функции маркетинга в деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3279
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ / ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА / НУЖДА / ПОТРЕБНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ТОВАР / РЫНОК / MARKETING / MARKETING ACTIVITY / MANAGEMENT / MARKETING FUNCTIONS / NECESSITY / DEMAND / CONTROL / MARKET / PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кормишина В. В., Романович В. К.

В статье авторами рассмотрены понятия «Маркетинг» и разобраны описанные функции в деятельности предприятия. Актуальность темы обусловлена проблемой, что не все руководители принимают решение в пользу внедрения функций маркетинга в деятельность предприятия, так как считают их неэффективными и время затратными. В разработке, использовании и внедрении функций маркетинга на предприятии должен быть заинтересован каждый руководитель, ведь при их грамотном использовании они становятся инструментом, который дает четкое представление о состоянии предприятия в целом, привлекательности для поставщиков и потребителей, а также возможной максимизации прибыли. Статья позволяет рассмотреть результативность функций маркетинга в деятельности предприятия, а именно, как посредством внедрения функциональных методов будет выполнена главная задача маркетинга повышение качества жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING FUNCTIONS IN ENTERPRISE ACTIVITY

In this article, the authors consider the concept of «Marketing» and analyzed described functions in enterprise activity. Relevance of the article contributed to the problem that not all head managers make decisions in favor of implementation marketing functions in enterprise activity, because of thinking that they will be not effective and only spent time. Each head manager has to be interested in development, use and introduction of functions of marketing at the enterprise at their competent use they become the tool which gives a clear idea of a condition of he enterprise in general, appeal to suppliers, consumers, and possible maximization of profit. Materials of this article allow to consider effectiveness of marketing functions in activity of the enterprise, namely as by means of introduction of these functional methods the main task of marketing improvement of quality of human life will be carried out.

Текст научной работы на тему «Функции маркетинга в деятельности предприятия»

УДК 33

В. В. Кормишина

магистр 1 курса направления подготовки «Менеджмент»,

программа «Бизнес - маркетинг», Российского университета кооперации. E-mail: Kormishina2014@yadex.ru В. К. Романович доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и торгового дела Российского университета кооперации.

E-mail: r.vk@mail.ru

ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В статье авторами рассмотрены понятия «Маркетинг» и разобраны описанные функции в деятельности предприятия. Актуальность темы обусловлена проблемой, что не все руководители принимают решение в пользу внедрения функций маркетинга в деятельность предприятия, так как считают их неэффективными и время затратными. В разработке, использовании и внедрении функций маркетинга на предприятии должен быть заинтересован каждый руководитель, ведь при их грамотном использовании они становятся инструментом, который дает четкое представление о состоянии предприятия в целом, привлекательности для поставщиков и потребителей, а также возможной максимизации прибыли. Статья позволяет рассмотреть результативность функций маркетинга в деятельности предприятия, а именно, как посредством внедрения функциональных методов будет выполнена главная задача маркетинга -повышение качества жизни человека.

Ключевые слова

Маркетинг, маркетинговая деятельность, менеджмент, функции маркетинга, нужда, потребность, управление, товар, рынок.

V. V. Kormishina

master 1 course, areas of training «Management»,

«Business-marketing», Russian University of cooperation. E-mail: Kormishina2014@yadex.ru V. K. Romanovich doctor of economic Sciences, Professor of the Department of management and trade of the Russian University of cooperation.

E-mail: r.vk@mail.ru

MARKETING FUNCTIONS IN ENTERPRISE ACTIVITY

Summary

In this article, the authors consider the concept of «Marketing» and analyzed described functions in enterprise activity. Relevance of the article contributed to the problem that not all head managers make decisions in favor of implementation marketing functions in enterprise activity, because of thinking that they will be not effective and only spent time. Each head manager has to be interested in development, use and introduction of functions of marketing at the enterprise - at their competent use they become the tool which gives a clear idea of a condition of

the enterprise in general, appeal to suppliers, consumere, and possible maximization of profit. Materials of this article allow to consider effectiveness of marketing functions in activity of the enterprise, namely as by means of introduction of these fUnctional methods the main task of marketing - improvement of quality of human life will be carried out.

Key words:

Marketing, marketing activity, management, marketing functions, necessity, demand, control, market, product.

В наше время, мы встречаемся с маркетинговой сферой при совершенно разных условиях: при продаже автомобиля, находясь в поиске работы, собирая ресурсы на благотворительные нужды или пропагандируя идею. Нам необходимо подразумевать, что рынок подразумевает собой тех, кто на нем действует и как он функционирует.

Маркетинг - одна из основных дисциплин для высококлассной деятельности предприятий, в которой участвуют розничные торговцы, сотрудники рекламы, управляющие производством и прочие деятели рынка. В маркетинге следует понимать как описать рынок и разделить его на сегменты; дать оценку потребности, запросы и предпочтения покупателя в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать продукт с необходимыми для этого потребительскими качествами; как с помощью цены донести до потребителя идею ценности товара; как подобрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным и хорошо представленным; как правильно рекламировать и продвигать товар, чтобы потребители были проинформированы о нем и желали приобрести. [1]

Предприятию весьма предпочтительно обладать как можно более развитой сетью розничных торговых точек либо посреднических учреждений, в случае если она занимается весьма большим и дорогостоящим производством.

Подобная сеть должна обладать высоким уровнем сервиса, так как сегодняшний потребитель привык не только к высококачественному сервису, но и к широкому перечню предлагаемых услуг. И только выполнив данные условия, фирма может полагаться на то, что ей удастся завоевать место в душе потребителя. Не стоит забывать при этом об особенностях рыночного поведения и эффективном развитии политики фирмы. Наиболее важное в удовлетворении нужд потребителя - это исследовать его мнение о продукции фирмы, услуг конкурентов, проблемах и перспективах существования и работы покупателей. Только лишь владея такими познаниями можно в абсолютной мере удовлетворить запросы потребителей. Именно на основе результатов маркетинговой деятельности ведется большая часть коммерческих операций на рынке.

Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Филип Котлер. [2]

В основе маркетинга проанализируем следующие определения:

Нужда - если нужда никак не удовлетворена, индивид ощущает себя несчастным. Неудовлетворенный индивид увлечется поисками объекта, способного удовлетворить его нужду, или попытается подавить ее. Разновидности нужд: физические (еда, одежда, тепло и защищенность); общественные (духовная, близость, любовь); индивидуальные (знания и самовыражение).

Потребность - проголодавшемуся обитателю острова Бали необходимы плоды манго, молодой свин и фасоль, а жителю Соединенных Штатов - «плюшка» с рубленным бифштексом, поджаренная в масле картофельная стружка и стакан кока-колы. Потребности выражаются в объектах, способных, удовлетворить потребности тем, способом, который присущ культурному укладу данного общества.

Запрос - потребности людей бесконечны, а вот средства для их удовлетворения урезаны. Человек станет подбирать товары, которые принесут ему максимальное удовольствие в рамках его экономических возможностей. В завершении 70-х годов двести миллионов американцев купили 67 миллиардов яиц и 250 миллионов цыплят. Общество могло бы составлять план производства на следующий год, отталкиваясь из запросов предыдущего. Непосредственно, таким образом рассчитывают производство в странах с централизованно-планируемой экономикой. Однако запросы - коэффициент ненадежный. Людям докучают

вещи, которые в настоящее время в ходу, и они ищут разнообразия. Смена выбора может оказаться и результатом изменения цен или уровня прибыли.

Товар - человек подбирает опираясь на свойства, которые гарантируют ему максимальное удовлетворение за данную цену с учетом собственных потребностей и ресурсов.

Обмен - маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить собственные потребности и запросы с помощью обмена. Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение 5 условий:

Сторон обязательно должно быть минимум две:

1. Каждая сторона обязана владеть чем-то, что могло бы представить значимость для другой стороны.

2. Каждая сторона должна быть способна реализовывать доставку собственного товара.

3. Каждая сторона должна быть абсолютно независимой в принятии либо отклонении предложения другой стороны.

4. Каждая сторона обязана быть убеждена в целесообразности иметь дело с другой стороной.

Данные пять условий формирует потенциальную возможность обмена. А вот осуществится ли он, это

зависит от договора между сторонами о его условиях.

Сделка - коммерческий обмен ценностями среди двумя сторонами.

Сделка подразумевает присутствие условий:

1. По меньшей мере двух ценностно-значимых объектов.

2. Согласованных: условий ее реализации, периода совершения, места проведения.

Условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством.

Рынок - комплекс имеющихся и возможных потребителей товара. Может сформироваться рынок на какой-то товар, услугу или иной объект, обладающий ценностной значимостью.

Маркетинговая деятельность на предприятии обязана гарантировать:

1. Достоверную и актуальные сведенья о рынке, структуре и динамике определенного спроса, вкусах и предпочтениях потребителей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы.

2. Создание подобного товара, который удовлетворяет требования рынка.

3. Максимальный надзор сферы реализации.

Маркетинговые функции основываются на принципах: [3]

1. Производить то, что необходимо потребителю.

2. Выходить на рынок не с предложением товаров и услуг, а со средствами решения проблем потребителей.

3. Организовывать производство товаров после изучения нужды и спроса.

4. Концентрировать усилия на достижении окончательного результата работы фирмы.

5. Приспосабливать изготовление товаров к требованиям рынка.

6. Ориентировать работу предприятия не на мгновенный результат, а на долговременную перспективу.

Проанализируем следующие аспекты маркетинга, которые помогут выявить функции маркетинга в работе предприятия:

- маркетинговые исследования;

- составление плана выпуска и перечня продукции;

- ценообразование;

- развитие товара;

- товародвижение и сбыт;

- маркетинг, менеджмент.

Опираясь на выше приведенные принципы и аспекты можно отметить следующие функции маркетинга необходимые для деятельности предприятия: [4]

1. Аналитическая функция (изучение рынка) - это 1-ое, чем обязан заниматься эксперт по маркетингу (географическое положение, емкость, классификация, число конкурентов, состояние спроса-предложения на продукт, который предприятие собирается производить, либо ранее изготавливает и предлагает к продаже).

Любое предприятие изучает:

1. Структуры потребителей - по количеству, если это единичные покупатели, и величине, если это фирмы, по возрасту, общественному положению;

2. Запросы потребителей - размер закупок, реакция на возникновение новейших товаров и смены цены; товарную структуру, чтобы определить имеющийся перечень товаров и выявить, есть ли продукт, подобный тому, который предприятие собирается представить; функционирующие на рынке стандарты, нормы, требования к качеству товаров. Одновременно исследуются «компании-соперники»: товарное предложение и спрос на их продукцию, система сбыта, прогноз на перспективу.

2. Производственная функция содержит три подфункции:

2.1. Организацию материально-технического обеспечения - предприятие гарантирует необходимость собственного производства посредством закупки необходимых материально-технических средств по прямым договорам купли-продажи, а также применяя возможности оптового рынка.

Перед предприятием стоят достаточно непростые задачи:

1. Скоординировать с планом производства по срокам также размерам поставки элементов материально-технического обеспечения.

2. Наличие альтернативных источников обеспечения.

3. Регулярность и размеренность поставок во избежание затоваривания складского хозяйства.

4. Удовлетворительное качество поставляемого сырья.

5. Долговременный и стабильный вид связей с поставщиками.

2.2. Руководство качеством и конкурентоспособностью товаров.

Товар может стать конкурентоспособным, в том случае, если он будет отвечать этому суждению, как качество, то есть: недостаток явных дефектов, союза и соответствие государственным стандартам. Качество товара в маркетинге - уровень удовлетворения потребности, решения проблемы потребителя.

С помощью рассмотрения оценки конкурентоспособности, полученные итоги применяются с целью формирования вывода о ней и для подбора путей оптимального увеличения конкурентоспособности продукции.

2.3. Организацию изготовления новейших товаров - если общими усилиями абсолютно всех производственных и многофункциональных служб удается получить уникальный новый товар, то предприятие ожидает успех на рынке.

Изготовление товаров рыночной новизны - должно отталкиваться от определенных желаний и потребностей реальных пользователей, это даст возможность предприятию захватить на рынке монопольное положение и получать максимальную, по сравнению со средней по отрасли, прибыль.

Перед запуском нового товара в производство его подвергают рыночному тестированию, то есть образуют пробные продажи на подобранных рынках. В первую очередь принадлежит к товару единичного потребления. Итоги тестирований предоставляют сведенья для предприятия-изготовителя, которая дает возможность привести новое изделие по техническому уровню и качеству до условий рынка.

3. Распределительно-сбытовые функции включают все без исключений, что совершается с продуктом после его производства, то есть речь идет о продвижении его на рынок. Для этого необходимо организовать комплекс физических и юридических лиц, получающих право собственности над товаром в стадии продвижения от изготовителя к покупателю.

При осуществлении сбытовых функций маркетинга внимание уделяется транспортировке. Перевозка продуктов может реализовываться автотранспортом, принадлежащими изготовителю либо через

автотранспортные учреждения. Также имеют место быть случаи кражи, поскольку товары передаются от одного агентства к другому, то довольно трудно определить, на каком именно транспортировочной стадии это случилось. В связи с этим должна гарантироваться безопасность системы.

Для своевременного удовлетворения запросов потребителя продукт обязан находиться в таком месте, где он доступен и заявка на его поставку может быть оперативно выполнена незамедлительно.

В сбытовые функции маркетинга вступают также сортировка товаров и формирование стандартов. Многочисленные продукты закупаются просто по стандартной или по общепринятой системе их идентификации. Разработка обязано опираться на доскональном знании рынка и оптимальном учете способностей самого предприятия.

На рынке, непосредственно цена является одним из характеризующих факторов операций потребителя. При создании ценовой политики, управление предприятия обязано устанавливать на собственный продукт такие цены, чтобы обеспечить выживаемость и приобрести намеченную прибыль.

Рекламная кампания и имидж предприятия формирует у потребителя понимание о собственных товарах (качество, цена). При этом производитель старается стимулировать спрос на конкретный товар (применение средств массового вещания; обзоры в прессе и интернет-изданиях; печатная и наружная реклама - объявления)

4. Функции управления и контроля - подразумевают систему планирования хозяйственной работы предприятия и руководство производством. В процессе деятельности обуславливается политика предприятия и задачи.

Составление плана маркетинга - создание закономерной череды событий, установление целей компании и создание планов с целью их достижения, что является снижение предпринимательского риска. Разновидность функционального маркетингового контроля:

1. Стратегический - повысить сильные стороны предприятия и снижать воздействие слабых сторон.

2. Тактический - постоянный контроль достижения намеченных целей (размеры продаж).

3. Контроль прибыльности - ведется на основе равновесия дохода и потерь. Значимую роль может играть информативное обеспечение маркетинга:

1. Внутренняя - бухгалтерская, статистика и оперативная отчетность предприятия (перемещение товара, доход, убыток).

2. Внешняя - возможность исследования положения рынка (поведение потребителей).

3. Исследовательская - дает возможность наиболее основательно выявить состояние единичных элементов рынка.

Функции маркетинга в работе предприятия касаются жизнедеятельности любого из нас, так как они ориентированы на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Управление маркетингом - это исследование, составление плана и надзор за проведением событий, рассчитанных на формирование, укрепление и сохранение выгодных обменов для совершенствования целей организации.

Целью маркетинговых функций в работе предприятия является непосредственно увеличение качества жизни человека.

Список использованной литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Баззел, Р.Д. Информация и риск в маркетинге / Р.Д. Баззел, Д.Ф. Кокс, Р.В. Браун. - М.: Финстатинформ, 2016. - 909 с.

2. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг менеджмент, - СПб, Питер, 2018, - 848 с.

3. Умавов Ю. Д. Основы маркетинга: учебное пособие / Ю. Д. Умавов, Т. А. Камалова, - М.: КНОРУС, 2016. - 236 с.

4. Шонесси, Дж. Конкурентный маркетинг. Стратегический подход / Дж. Шонесси. - М.: Питер, 2017. - 864 с.

© Кормишина В.В., Романович В.К., 2019

УДК 336

Д. З. Нагучева

Магистрант 2 курса КубГУ Г. Краснодар, РФ Dianka.nagucheva@mail.ru А. З. Толстова Канд. Эк. наук, доцент КубГУ, Г. Краснодар, РФ Alisatolstova@yandex.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ИННОВАЦИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА (НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК» И ПАО «ВТБ»)

Аннотация

В настоящей статье представлены основные особенности финансовых инноваций в банковском секторе Российской Федерации, а также проведен анализ стимулирования таких инноваций на примере банков ПАО «Сбербанк» и ПАО «ВТБ». Рассмотрены возможные аспекты положительного воздействия на банк в рамках предложений по улучшению стимулирования финансовых инноваций на примере двух крупнейших банков страны.

Ключевые слова:

Инновации, банковский сектор, финансовые рынки, технологии, стратегии, экономическое развитие,

финансовая глобализация.

Инновации, как известно, это такое явление, которое определяет экономический рост, развитие, структурные сдвиги и пр. Также, инновации модернизируются в платформу современного экономического развития, и финансовый сектор отдельных государств не является исключением. В настоящий период развития Российской Федерации существует стремление к развитию и совершенствованию финансовых показателей, и банковская сфера в данном случае не исключение, так как эта сфера играет особую роль для обеспечения инновационного развития страны. Стимулирование финансовых инноваций в таких крупных банках как ПАО «Сбербанк» и ПАО «ВТБ» занимает одно из лидирующих мест, потому что данные банковские структуры являются крупнейшими в стране. Вместе с тем, существует высокий уровень конкуренции между банками в силу нестабильность экономической обстановки, часто те или иные финансовые инновации один банк заимствует у другого, улучшая и преобразовывая их пр. Также, отдельные граждане и предприятия неохотно доверяют свои финансы неизвестным технологиям и методам, что является огромным препятствием на пути развития инноваций. В рамках этого актуально говорить о направлениях совершенствования системы стимулирования финансовых инноваций как фактора повышения эффективности функционирования коммерческих банков Российской Федерации [2].

Инновации в настоящий период времени имеются практически в каждой отрасли. В сфере финансирования их называют «финансовые инновации». Подавляющее большинство экономистов дают свои определения данному понятию в силу того, что по-разному его трактуют. Например, А.Н. Рудакова и О.Е. Пирогова определяют финансовые инновации как некий инструмент развития банков, или как нововведения, которые способствуют улучшению работы финансовой системы.

Большинство внедряемых коммерческими банками инновации создавались на базе передовых достижений в технике и технологиях. Здесь можно выделить:

- инфоматы телеприсутствия,

- универсальные электронные карты,

- SMS банкинг,

- мобильные приложения для оплаты счетов и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.