Научная статья на тему 'Маркетинг как комплексный инструмент формирования нового типа общества'

Маркетинг как комплексный инструмент формирования нового типа общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
84
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кравцова Д.И., Рыбчук А.А.

Описано представление о маркетинге как об области деятельности построения будущего, его новые задачи; представлены основания к появлению новых адекватных продуктов, удовлетворяющих высшие потребности человека и создания нового аппарата маркетинг, способного эти продукты продвинуть, тем самым расширяя горизонт развития общества, глубину его потребностей и формирования новых ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг как комплексный инструмент формирования нового типа общества»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 339.138

Д. И. Кравцова Научный руководитель - А. А. Рыбчук Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МАРКЕТИНГ КАК КОМПЛЕКСНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ТИПА ОБЩЕСТВА

Описано представление о маркетинге как об области деятельности построения будущего, его новые задачи; представлены основания к появлению новых адекватных продуктов, удовлетворяющих высшие потребности человека и создания нового аппарата маркетинг, способного эти продукты продвинуть, тем самым расширяя горизонт развития общества, глубину его потребностей и формирования новых ценностей.

Под маркетингом, прежде всего, я понимаю некоторую область деятельности, находящуюся на пересечение практик исследования, проектирования, менеджмента и коммуникации, целью которой является удовлетворение человеческих потребностей.

Многие ученые-исследователи пытались определить потребности человека, и классической на сегодняшний день является всеми известная пирамида потребностей А. Маслоу (Маслоу А. Дальнейшие рубежи развития человека). И в разные годы ученые сходились в содержании потребностей, предлагая только их новые структуры и дополнительные аспекты изучения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что потребности во все времена будут одинаковы, но не одинаковыми будут продукты, удовлетворяющие их. Тогда основной задачей маркетинга будет проектирование продукта, адекватного современности, удовлетворяющего потребность человека в полной мере и адекватное продвижение созданного продукта.

Говоря о проектировании продукта, надо заметить, что необходимо выработать ряд критериев, по которым будет исследована удовлетворенность человека созданным продуктом. Это важно потому, что большинство продуктов, изначально созданных с одной целью, удовлетворяют совершенно другие потребности. Так сегодня, например, образование не работает на потребность человека в самореализации, а работает на потребность в безопасности (уверенности в своем будущем, уменьшения вероятности быть «неуспешным») и потребности в общении, когда человек приходит в школу/вуз встретиться с друзьями и обсудить проблемы, новые впечатления, тогда как сам процесс обучения становится вторичным. Происходит это по разным причинам, но к основной можно отнести «неповоротливость» продукта и нежелание меняться в связи с существующим постоянным спросом.

При реализации второй задачи, задачи продвижения продуктов необходимо соблюдать этику, заключающуюся в донесении до потребителя реального предназначения продукта. Существует неописанная тенденция, когда один продукт, позиционируется как нечто, способное решить множество проблем и сделать человека в результате счастливее. Например, пиво - продукт, удовлетворяющий базовую потребность в пище, насыщении, утолении жажды,

позиционируется как инструмент, способствующий общению, сближающий и объединяющий людей, дающий радость и счастье. Есть мнение, что увеличение алкоголизации население связано именно с появление такой рекламы, якобы демонстрирующей позитивные ценности. Создается иллюзия, что высшие потребности (в принадлежности и любви, достижения успеха и признания) могут быть удовлетворены более низшими (потребностями в еде, питье) и по факту, внутренняя потребность остается.

Сейчас нужно реально признать, что мало продуктов, удовлетворяющих высшие потребности такие как потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности (Маслоу А. Дальнейшие рубежи развития человека). Очевидно, что удовлетворение данной потребности приведет общество к новому уровню развития. И сейчас это особенно важно, ведь одной из причин кризиса был назван «кризис сознания общества потребления», а на вопрос: «Какой тип общества будет следующим?» - ответа пока никто не дает. Мне верится, что следующий тип - «общество самореализации», где будут созданы все условия для этого процесса.

Необходимость в удовлетворении данной потребности в России была осознана Московским методологическим кружком в 60-х гг. XX века (А. А. Попов, И. Д. Проскуровская. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения), и на сегодня ясно, что решение ее лежит на плечах методологов и маркетологов. Задача методолога разработать сам продукт, а маркетолога в этой проблеме - актуализировать данную потребность, «приготовить почву».

Почему важно «приготовить почву»? По Мэррею потребности существуют в трех состояниях: рефракторном, когда никакой стимул не способствует пробуждению потребности; внушаемом, когда потребность пассивна, но может быть возбуждена; активном, при котором потребность определяет поведение организма (Мюррей Г. Исследование личности). У меня был опыт общения примерно с одной тысячью ребят. И опыт показывает, что данная потребность в самореализации сейчас находится в рефракторном состоянии у 66 % ребят, у 28 % - она пассивна и только у 6 % активна. Таким образом, необходимо понять, как грамотно донести необходимость удовлетворения данной потребности до разных групп.

Секция « Современные проблемы маркетинга и коммерциализации космоса »

Современные СМИ транслируют ценности красоты, успеха и интеллектуального блеска, однако все это видимая престижность, при которой жизнь человека проходит в облаке позора и презрения к себе, постоянно сравнивая себя с созданными образами и картинками (Пелевин В. Ампир-В). Мало кто говорит о том, как он пришел к успеху и славе. А если и говорится, люди акцентируют свое внимание именно на результате. Среди представленных образов даже нет альтернативы. Почему бы не рассказывать о людях, реализовавших себя в профессии, семье, в творчестве?

Эмпирически я могу выделить содержание необходимых информационных сообщений. Нужно по-

казать, что престижность заключается не в стоимости потребляемого блага, не в его количестве, а в его сущности, идее и смысле. Оно должно быть направлено на капитализацию себя, совершенствование, обозначение себя как личности. А личность, прежде всего - это есть субъект своей жизни, создатель и деятель.

В заключении хотелось бы сказать, что те, кто выбрали своей профессией маркетинг, должны понимать всю ответственность своих действий, ведь и в наших руках умы людей!

© Кравцова Д. И., Рыбчук А. А., 2010

УДК 796.5

И. В. Лепехина Научный руководитель - Е. Г. Корепанова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

Исследуются новейшие разработки в сфере космического туризма, а также рассмотрены проблемы, которые могут так или иначе повлиять на развитие этого вида коммерциализации космоса.

Космический туризм - оплачивающиеся из частных средств полёты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях. После распада СССР произошел резкий рост внешнеэкономической активности в космической деятельности Российской Федерации. Главных причин тому две. Первой явилась кризисная ситуация в экономике, приведшая к значительному спаду в промышленности. Такой спад наиболее трудно переживают отрасли, которые используют наукоемкие технологии, в том числе космическая. Поддержать ее на плаву без коммерческих операций невозможно. Второй причиной стала российская специфика. Ряд производств, обеспечивающих эту деятельность, находится за пределами РФ -на территориях бывших советских республик. Без этих производств космическая активность России затруднена. Эти обстоятельства также подталкивают организации, осуществляющие работу в космосе, к внешнеэкономическому сотрудничеству.

В ближайшие 20 лет ожидается бурное развитие космического туризма. История полетов туристов в космос ведет свое начало с 2001 г., когда к звездам отправился американский миллионер Деннис Тито. За свой полет Тито заплатил 20 млн долл. Полет был осуществлен на российском корабле «Союз». Кроме Тито в нем находилось еще два космонавта - Юрий Батурин из России и Талгат Мусабаев из Казахстана.

В настоящее время единственной используемой целью космического туризма является Международная космическая станция (МКС). Полеты осуществляются при помощи российских космических кораблей Союз на Российский сегмент МКС.

Проблемы:

Главной проблемой таких полетов является, конечно же, их цена. Платить от 20 до 40 миллионов долларов за полет в космическое пространство -прерогатива избранных.

Хотя стоимость тура на орбиту составляет 20-23 млн долл., число желающих увидеть космос неуклонно растет. С июля 2007 года стоимость космического тура выросла с 20 до 30-40 млн долл. Кроме того, была обнародована цена новой услуги - выхода космического туриста в открытый космос -15 млн долл.

Однако занятия коммерцией в столь специфической отрасли требуют особой осторожности и четкости. Именно здесь находится наибольшее количество научных открытий и технологических разработок, представляющих интерес для зарубежных контрагентов.

Меры воздействия и пути решение проблем:

В ближайшее время ожидается появление бюджетных полетов в космос. Правда, не совсем в космос, полеты будут осуществляться на высоту 110 километров (нижняя граница космоса - 100 километров). Получается суборбитальный полет без обхода орбиты Земли.

Согласно оценкам, опросам и исследованиям общественного мнения, у многих людей есть сильное желание полететь в космос. По мнению специалистов, это желание может в среднесрочной перспективе стать важным источником дальнейшего развития космонавтики, то есть по мере вложения денег в эту отрасль она будет развиваться, и будут появляться новые пути коммерциализации космоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.