Научная статья на тему 'Анализ возможностей маркетинга как инструмента ведения бизнеса нового поколения'

Анализ возможностей маркетинга как инструмента ведения бизнеса нового поколения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
77
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федорова Н.В., Марьина Ю.М.

Представлено краткое исследование метаморфоз сфер деятельности маркетинга в рамках развития космического пространства и методов коммерциализации данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ возможностей маркетинга как инструмента ведения бизнеса нового поколения»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 339.133.024

Н. В. Федорова, Ю. М. Марьина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярска

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МАРКЕТИНГА КАК ИНСТРУМЕНТА ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА

НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Представлено краткое исследование метаморфоз сфер деятельности маркетинга в рамках развития космического пространства и методов коммерциализации данного процесса.

На сегодняшний день широко распространено мнение о том, что одним из ключевых двигателей экономики является маркетинговая деятельность, что подтверждается и подкрепляется значительным финансированием как в рамках запланированных расходов коммерческих организаций, составляющих хозяйствующую базу Российской Федерации, так и государства в целом. Общество, взявшее в определенной мере под контроль всю ноосферу и научившееся «делать деньги» буквально из воздуха и воды (источники энергетики) теперь трудно чем-либо удивить, и зачастую революционно новое оказывается давно проработанным старым. Такая тенденция диктует необходимость сверхновых решений и подходов, которые смогли бы подогревать к себе интерес в долгосрочной перспективе. Таким решением является космический маркетинг, который, наконец, в век высоких технологий, нашел свою нишу на рынке услуг.

Анализ изученного материала позволяет сказать, что в разрезе перспективности и прибыльности инвестиций наибольшей популярностью пользуется рекреационная сфера освоения космоса - туризм - к изучению которой автор и обращается в статье. Как и все гениальное, идея проста - космически туризм представляет собой вид эксклюзивных «внеземных» экскурсий в космическое пространство за определенную плату. Здесь, с точки зрения организации, и придумывать ничего не нужно: отсутствие необходимости обмена валюты, изучения иностранного языка, наличия виз. Ставка, несомненно, сделана на природное любопытство человека. Однако за хорошо завуалированной средствами массовой культуры «новинки» и всеобщего эпатажа скрыт источник невероятных сверхприбылей квазимонопольного характера, будущность которого - лишь вопрос времени.

К слову сказать, поражает воображение также стремительность развития космического бизнеса. В частности, хронология свидетельствует, что с момента первых публикаций научных работ Бароном Хилтоном и Крафтом Эрике, в числе которых работа - «Отели в космосе» в 1967 г., до объявления имения первого «платного» гостя орбитальной станции Мир в 2000 г., коим стал американец Деннис Тито, финансовый аналитик, основатель Wilshire Associates, прошло всего 37 лет. За эти годы разработка схемы и дизайна создания летательного аппарата для туристических полетов в космос -«Phoenix», анализ экономических последствий развития космоса в рамках Международного Конгресса Астронавтики, представление проекта орбитального отеля "Feasibility of Space Tourism - Cost Study for

Space Tour, основание компании Virgin Galactic Airways кардинально изменили отношение общественности, став одной из самых горячо обсуждаемых тем. К 2007 г. были разработаны и реализованы проекты многоразовых летательных аппаратов SpaceShipOne, пятеро туристов опробовали на себе возможности космического туризма, а испанская компания Galactic Suite и Bigelow Aerospace сообщила о намерениях построить отель для космических туристов до 2012 г. [1].

Пожалуй, теперь развеяны все сомнения относительно того, что космический туризм - это в первую очередь сфера предпринимательской деятельности -бизнеса, который может быть и прибыльным, и убыточным. По мнению Сергея Костенко, совладельца компании Space Adventures, организация полетов в космос на коммерческой основе - полноценный, и, что самое главное, рентабельный бизнес. Здесь действуют те же законы рынка, имеются потребители, готовые заплатить достаточно денег за яркое приключение. Чтобы заработать свои деньги, необходимо привлечь потенциального клиента. Сегодня Space Adventures предлагает побывать в космосе за 25 млн долл. Более того, уже несколько компаний (Constellation Services и Space Adventures) заявили о намерениях в ближайшие несколько лет организовать путешествия к Луне.

Кроме того, в «меню» агентств, работающих в сфере космического туризма, могут входить следующие «околокосмические» сервисы или услуги:

- Возможность ощутить все преимущества и недостатки невесомости - стоимостью немного больше $3500.

- Полеты на самолете на экстремальной высоте. Один из примеров - за 24 тысячи долларов посмотреть на мир с высоты 36 км из кабины МиГ-25 или МиГ-31 FoxHound [2].

- Проведение церемонии бракосочетания на борту космического корабля в условиях нулевой гравитации стоимостью 2,5 млн долл., воспользовавшись услугами японской компании First Advantage [3].

Проведенный аналитический экскурс позволяет судить о появлении невероятных ресурсов для специалистов, занимающихся продвижением нового, будь то продукт, услуга или товар. Поставленный на коммерческую основу, космический бизнес дает поле развития смежным с ним дисциплинам, в первую очередь - маркетингу. От того, насколько грамотно и оперативно будут разработаны и претворены в жизнь маркетинговые меры - сделаны акценты на новизне предоставляемой услуги, отведено вни-

Секция « Современные проблемы маркетинга и коммерциализации космоса »

мание от стоимости удовольствия, предложены отличные от уже существующих варианты провождения времени в космическом пространстве и пр. -зависит прибыльность кампании.

В заключении хотелось бы резюмировать следующее: на космосе может заработать каждый, кто может и хочет этого. Задача же маркетинга в этом случае - заставить идею, пусть даже самую сумасшедшую, работать и приносить прибыль.

Библиографические ссылки

1. URL: http://www.3dnews.ru/editorial/space-ships.

2. URL: http://www.milkywaygalaxy.ru/kosmiches-kijj-turizm/cuborbitalnye-polety-za-95-tysyach-dollarov/

3. URL: http://lenta.ru/news/2008/12/31/mks/

© Федорова Н. В., Марьина Ю. М., 2010

УДК 339.9

А. А. Чучуркина Научный руководитель - А. К. Владыко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИННОВАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С КНР КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ НАУКИ В СИБИРИ

В последние годы возникли объективные экономические предпосылки для успешного развития науки в Сибири, которая могла бы стать одной из самых перспективных сфер сотрудничества с Китаем. Для развития научно-исследовательского сотрудничества необходимо совершенствование нормативно правовой базы, а также информационная поддержка инновационной области, так как она позволит оценить потенциальный спрос китайской стороны.

В последние годы возникли объективные экономические предпосылки для успешного развития науки в Сибири, которая могла бы стать одной из самых перспективных сфер сотрудничества с Китаем. «У сибирских ученых имеется достаточно много разработок, которые при соответствующих инвестициях могли бы стать инвестиционным продуктом» [1]. «Россия имеет хорошую научную школу, знания, специалистов, а китайцы умеют быстро и дешево внедрять эти знания в производство», отмечает президент группы компании «Техноконсалт» Сергей Симаранов. «Наши технологии дешевле американских и европейских, и, конечно, китайцы очень заинтересованы в том, чтобы покупать их у нас» [2].

Так в частности, в Красноярске, на базе НИФТИ и НТЦ «Магнитогидродинамика» при недавно созданном Сибирского Федерального Университета, а так же других научно-исследовательских центрах, таких как, ФГУП ЦБК «Геофизика» уже сейчас существует много уникальных инновационных разработок. Специалисты НТЦ «Магнитогидродинамики», например, разработали инновационный проект по изготовлению высококачественных сплавов из цветного металла, НИФТИ разработал такую инновационную технологию, как пеностекло, являющимся абсолютно инертным материалом, не подверженным влиянию времени. Помимо этого, пеностекло примечательно тем, что при его производстве возможна утилизация битого стекла. И таких уникальных проектов существует множество.

«Однако наше слабое место - это маркетинг. Мы не знаем, что и в каком объеме нужно Китаю» - сообщил президент группы компании Техноконсалт Сергей Симаранов [2]. А по самым консервативным оценкам Сергея Симаранова, экспорт интеллекту-

альной собственности в КНР к 2010 г. мог бы достичь нескольких миллиардов долларов в год.

Но пока нет правовой и договорной базы, говорить о разного рода научно-исследовательском сотрудничестве рано. К тому же отсутствие координации между заказчиком и исполнителем не позволяет приступить к осуществлению сотрудничества в данной области.

Для осуществления сотрудничества в инновационной сфере Администрации Красноярского края необходимо решить, что можно вывозить, а что нет. Кроме того, необходимо отделить инновационную сферу от научного сотрудничества. А также создать сеть партнеров в Китае, на которых можно было бы опираться при осуществлении программ. Сотрудничество Красноярского края с партнерами из Китая в области науки и техники, «... совместная коммерциализация инновационной продукции и ее продвижение на рынки Китая, создание совместных предприятий для реализации конкретных инновационных проектов позволило бы отечественным предприятиям реализовать свой научно-технический потенциал и получить реальную отдачу от средств, ранее вложенных в создание наукоемкой продукции; использовать опыт Китая в области коммерциализации наукоемкой продукции, а также его ресурсы для промышленного внедрения своих разработок и освоить специфичный рынок Китая» [3].

Библиографические ссылки

1. Евдокимов М. Экспорт региона // Континент Сибирь. 14.12.2007. № 45(324). С. 4-5.

2. URL: http://www.recipe.ru.

3. URL: http://www.sbras.nsc.ru/np/vyp2004/pr02. htm.

© Чучуркина А. А., Владыко А. К., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.