Научная статья на тему 'Маркетинг как фактор устойчивого развития предприятия'

Маркетинг как фактор устойчивого развития предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг как фактор устойчивого развития предприятия»

Г.Махачкала в состоянии оказывать бизнесу следующую помощь:

• телекоммуникационные услуги, позволяющие успешно развиваться фирмам в регионе;

• необходимые помещения для офисов с перспективой расширения площадей для развития фирмы;

• услуги в сфере лизинга и банковской деятельности;

• Интернет-услуги и услуги малой полиграфии.

Литература:

1. Амиров С.Д. Доклад о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2010 год и их планируемых значениях на 3-летний период.

2. Идеальное сочетание государства и бизнеса. Муртузали Муртузалиев, Сергей Исрапилов Газета "Дагестанская правда" от 10.11.2010г.

3. Маркетинг города Экскурс в историю. По материалам журнала «Профессия — директор», № 11 за 2008 год . Дата публикации: 29.06.2009

4. Маркетинг территорий: маркетинг города. А. П. Панкрухин, http://www.koism.rags.ru/ .Из материалов Гильдии маркетологов, http://www.marketologi.ru/

5. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. СПб.: Питер, 2006.

6. Приоритетный городской проект "Город нашей общей заботы". Лицо города - привлекательное, красивое. 19.01.2011

V. Программа социально-экономического развития городского округа «Город

Махачкала» на 2011-2015гг. S. Постановление №573 от 14.03.2011г. главы г. Махачкала «Об утверждении Плана мероприятий по развитию конкуренции в г. Махачкале на 2011-2012 годы».

Гамидова М.С. МАРКЕТИНГ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Переход от старых административно-командных форм хозяйствования к новым рыночным требовал новых форм взаимоотношений между участниками производства. В связи с этим встают проблемы, от решения которых во многом зависит эффективность деятельности отечественных предприятий. Как представляется, на сегодняшний день маркетинг в области формирования производственных программ оказался более эффективным, чем разрабатывавшиеся в центральных ведомствах директивные планы, которые полностью исключали ориентацию производителя на индивидуальные запросы и вынуждали его снижать качество продукции в пользу количественных показателей.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, национальная продукция, конкурентный успех.

Gamidova M.S. MARKETING AS A FACTOR OF SUSTAINABLE ENTERPRISE DEVELOPMENT

Transition from old command forms of managing to new market ones demanded new forms of mutual relations among manufacture participants. In this sence there are problems which decisions influence on efficiency of domestic enterprises activity in many respects. As it is represented, for nowadays marketing in the field of production programs formation has appeared more effective, than directive plans developed in the central departments which completely excluded orientation of the manufacturer to individual inquiries and made it to reduce quality of production in favor of quantity indicators.

Keywords: small and medium-sized enterprises, national production, competitive success.

Для российской экономики начало 90-х гг. стало переломным моментом, поскольку этот период тесно связан с отказом от старых административно-командных форм хозяйствования и переходом к новым, рыночным формам. В связи с этим перед отечественными предприятиями встали проблемы, от решения которых во многом зависит эффективность как их непосредственной деятельности, так и всей экономики страны.

Изменение форм собственности, перестройка системы управления промышленностью требовало новых форм взаимоотношений между участниками производства. Одной из них стал маркетинг, позволивший в кратчайший срок заменить жесткую плановую систему, наладить эффективные связи между производителями и потребителями, получать важную информацию о покупательских запросах и формировать на ее основе производственные программы, доводить продукцию до потребителя, избегая потерь, связанных с незаинтересованностью покупателей в предлагаемом товаре, выявить сильные и слабые стороны предприятий и фирм, чтобы развивать одни и исключить другие.

Можно отметить, что маркетинг в области формирования производственных программ оказался более эффективным, чем разрабатывавшиеся в центральных ведомствах директивные планы, которые полностью исключали ориентацию производителя на индивидуальные запросы и вынуждали его снижать качество продукции в пользу количественных показателей.

Движение России к рыночной экономике и выход товаропроизводителей на международные рынки потребовали тщательного изучения зарубежного опыта и использования наиболее приемлемых для нашей страны его элементов.

Как показывает мировая практика, для сферы маркетинга характерны различные направления деятельности:

— исследование потребностей и спроса покупателей;

— изучение возможностей использования той или иной товарной марки и упаковки на определенном рынке;

— разработка и осуществление мероприятий, направленных на удовлетворение выявленных потребностей;

— установление приемлемых как для фирмы, так и для потребителей цен с учетом вида рынка (региональный, национальный, внешний), а также категории покупателей;

— информирование потребителей об особенностях новых товаров или усовершенствованных старых;

— убеждение потребителей в том, что предлагаемая им продукция фирмы является качественной, модной и престижной, выявление и предложение требуемого перечня услуг в послепродажный период;

— поддерживание постоянной связи с потребителями с целью своевременного выявления желательных усовершенствований или доработки используемой продукции.

Как видно из приведенного перечня, маркетинг охватывает практически весь цикл движения товара: от начала его разработки и до момента потребления.

Необходимо отметить, что роль маркетинга в российской экономике возрастает по мере развития научно-технического прогресса. Несмотря на то, что отечественный рынок остается еще неразвитым и ему присущи такие негативные черты, как невысокий уровень инфраструктуры, низкое качество продукции и высокие цены, отсутствие развитого конкурентного пространства, определенные сдвиги в этой области, несомненно, есть. Следует принять во внимание и общий уровень развития промышленности России. В этих условиях не представляется возможным слепое копирование зарубежного опыта и простой перенос его на российскую почву. Маркетинговая деятельность в нашей стране имеет свои характерные особенности.

Как, например, попытки отечественных предприятий использовать маркетинг исключительно в целях стимулирования неоправданного роста цен на продукцию, которая обладает низким качеством и покупается только лишь в силу слабой насыщенности рынка, явно обречены на провал.

В настоящее время российским специалистам следует усиленно развивать маркетинг в сфере технологий, изучать цикл их развития, выявляя тот период времени, когда необходимо переходить к более совершенным технологиям. Данный тип маркетинговой деятельности требует серьезных усилий как в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (выявление и отбор коммерчески выгодных и перспективных изобретений, внедрение их в производство, поиск потенциальных потребителей и формирование спроса), так и в области сравнительного анализа иностранных технологий и научных идей, способных составить конкуренцию отечественным.

Следовательно, только более высокий уровень национальной продукции может выступать надежным гарантом успешной коммерческой деятельности, как на внутреннем российском рынке, так и на мировом.

Довольно распространено мнение, что маркетинг полезен в основном крупным компаниям, а малым и средним это не по карману, да и не нужно.

Маркетинг особенно важен для предприятий малого и среднего бизнеса по следующим причинам. Как правило, они проигрывают крупным компаниям по издержкам (так как последние пользуются эффектом «экономии на масштабах»), и по объемам имеющихся финансовых ресурсов. Следовательно, зачастую основные конкурентные преимущества, имеющееся у предприятий малого и среднего бизнеса — это его гибкость и близость к покупателю, возможность уделять внимание каждому клиенту, изменяться, подстраиваясь под его требования. Это выражается в том, что:

- предприятия малого и среднего бизнеса могут быстро отреагировать на глобальное изменение спроса. Малое предприятие способно постоянно изменяться и приспосабливаться к новым рыночным условиям. Постоянная конкурентная борьба за выживание, близость и зависимость от покупателей и поставщиков, необходимость непрерывно думать о снижении расходов и др. не оставляют возможности для малого предприятия застыть в своем развитии. Это в значительной мере отличает малый бизнес от многих крупных предприятий,

где проведение в жизнь любой инновации почти всегда превращается в проблему;

- преимуществом малого бизнеса является использование привлекательных «ниш», где деятельность более крупных компаний будет неэффективна;

- предприятия малого и среднего бизнеса могут выпустить небольшую партию товара, измененного в соответствии с пожеланиями конкретного потребителя. Такой схемы работы придерживается большинство небольших фирм — производителей мебели. Они всегда готовы изменить стандартную модель в соответствии с пожеланиями покупателя, и благодаря этому очень успешно конкурируют с крупными предприятиями, предлагающими качественную, но большей частью типовую мебель.

Таким образом, тесное взаимодействие с покупателем и оперативное реагирование на его пожелания является основным конкурентным преимуществом малых и средних предприятий. А для того, чтобы в полной мере воспользоваться данным преимуществом, необходимо постоянно отслеживать изменения в предпочтениях потребителей (с помощью маркетинговых исследований) и разрабатывать модификации товаров в соответствии с выявленными пожеланиями покупателей (с помощью реализации функций маркетинга).

Следовательно, для малых и средних предприятий внедрение маркетинга как основной функции предприятия необходимо, так как оно обеспечивает им преимущество в конкурентной борьбе за потребителя с крупными предприятиями.

Предприятиям следует перейти от создания специальных маркетинговых подразделений в рамках собственных структур к широким обязанностям по изучению спроса населения и по его прогнозированию. Здесь вполне можно использовать некоторый опыт зарубежных компаний. В первую очередь это так называемый «телефонный маркетинг». Суть его сводится к созданию системы телефонного интервьюирования, когда у потребителей целенаправленно выясняются их пожелания по улучшению старых товаров или созданию новых.

То есть имеется возможность быстро выявить все слабые места собственных товаров, охватив значительную долю пользователей, а также наметить пути модернизации продукции. Соблюдая интересы потребителей, производственные объединения обеспечат себе гарантию от провала на рынках сбыта.

Предприятие, следовательно, может достигнуть положительных результатов, лишь предлагая покупателям высококачественный товар, при производстве которого в той или иной степени учитываются индивидуальные склонности и особенности потребителя. Этого невозможно достичь, если не проводить постоянную, целенаправленную работу по выяснению всех слабых сторон производства и их скорейшему устранению. Все крупнейшие фирмы экономически развитых стран вводят в стратегию маркетинга модернизацию производства. Успех, например, японских компаний во многом заключается в их повышенном внимании к производству, его улучшению. Они, как правило, располагают собственными подразделениями, главными функциями которых являются разра-

ботка собственного оборудования и совершенствование закупленного с учетом своих особенностей.

Основной возможностью противостояния конкурентам и методологией, обеспечивающей развитие, становятся маркетинг и инновационный подход к предлагаемым товарам и услугам. Основной методологией маркетинга для малых предприятий становится концентрация маркетинга на преимуществах малых предприятий.

В заключении следует отметить, что в целом ситуация с организацией маркетинга на малых предприятиях находится в сложном положении. Так, по некоторым данным только 25% малых предприятий имеют в своем штате маркетологов. Обычно маркетингом на малых предприятиях занимаются от одного до 3 - 4 специалистов, а не отдел или департамент, как на крупных предприятиях. В силу универсальности менеджмента малого предприятия функцию руководства маркетингом выполняет руководитель. Все это повышает требования к образованию, квалификации и универсальности знаний руководителя и маркетологов малых предприятий. Однако, несмотря на интерес, проявляемый многими руководителями малых предприятий к маркетингу, на большинстве малых предприятий преобладает «стихийный» или «интуитивный» маркетинг. Внедрение в практику малых предприятий методологии научного маркетинга, на мой взгляд, наиболее верный путь к повышению конкурентоспособности малого бизнеса.

Гасангусейнова Ю.М., Газалиева Н.И.

ГОТОВ ЛИ МАЛЫЙ БИЗНЕС К ВТО?

Развитие малого и среднего предпринимательства - основная предпосылка экономического и социального возрождения Дагестана. Малый и средний бизнес играют важную роль в развитии экономики республики. Целью работы - определить с достаточной степенью уверенности, как на региональных рынках скажется присоединение к ВТО. В статье показано, насколько дагестанские предприниматели готовы к ведению своего бизнеса в рамках ВТО и какие последствия вступления России в эту организацию будут нести для них наибольшую угрозу и наибольшие выгоды.

Ключевые слова: экономика, предпринимательство, малый и средний бизнес, Всемирная Торговая Организация, исследование, агропромышленный сектор, промышленный сектор, услуги.

Gasanguseynova YU.M., Gazalieva N.I.

READY OR SMALL BUSINESS TO THE GTO?

The development of small and medium-sized business - basic premise of the economic and social revival of Dagestan. Small and medium-sized businesses play an important role in the development of the economy of the republic. The purpose of this study was to determine with a sufficient degree of certainty as to the regional markets will be accession to the WTO. In this article it is shown, how the Dagestan businessmen are ready to conduct its business in the framework of the WTO and what the consequences of Russia's accession to this organization will be for them the greatest threat and the greatest benefits.

Keywords: economy, business, small and average business, the World Trade Organization, research, agro-industrial sector, industrial sector, services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.