Научная статья на тему 'Маркеры интеллектуальной градуированности в русском языке'

Маркеры интеллектуальной градуированности в русском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
260
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / КАТЕГОРИЯ / ЯЗЫК / МЫШЛЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / COGNITIVE LINGUISTICS / CATEGORY / LANGUAGE / THOUGHT / NATIONAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дзюба Елена Вячеславовна

Статья посвящена описанию средств вербальной репрезентации феномена «интеллект» как градуированной категории. В работе рассматриваются единицы разных языковых уровней (словообразовательного, лексико-фразеологического, морфологического и синтаксического), репрезентирующие признак интеллектуальной градуированности. Выявленные единицы отражены на представленном в статье графике в виде неких «смысловых узлов», расположенных на шкале интеллекта в соответствии с тремя сферами: сферой собственно ментальных способностей, сферой прагматики и сферой креативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Markers of intellectual calibration in Russian language

The article is devoted to studying of means of representation of category intelligence in the Russian language. Research is based on the following theoretical points: 1) categories are subdivided into two groups: with a clear boundary (the categories whose members are equal; e.g. triangular, quadrangular,etc.) and with indistinct boundary (the categories whose members are not equal and they are distributed within the category as its most or least typical representatives; 2) categories with a clear boundary can allow contrasts and locate on poles as oppositions (legally illegally, a man a woman); 3) categories with indistinct boundary can have oppositions (clever stupid / silly) but it does not exclude the opportunity to grade such categories. The category of intelligence is vague and graded (i.e. not having a clear boundary and assuming gradation of its members), e.g.: the wisest wise the cleverest clever reasonable judicious sane unreasonable silly the most stupid stupid the dullest muddlehead, etc.). In Russian the sign of intellectual gradation is represented at such language levels as word-formative, morphological, lexical, phraseological and syntactical. Units of verbal representation of signs of intellectual gradation are distributed into two groups depending on the degree of intensity of manifestation of this sign: 1markers of actualization of sign of intellectuality in smaller or bigger degree, 2 markers of actualization in the highest or lowest degree (verbal markers are represented in the article). The graded categories are usually represented in the form of scale where members of the category are placed depending on the degree of intensity of manifestation of their typical features. The category of intelligence should be represented in the form of a vertical scale. There are many language units and cliches, which emphasize the property of ''verticality'', thus and reflecting one of the features of Russian mentality to consider many categories through the opposition ''the top the bottom'' where the top is estimated positively and the bottom is estimated negatively. Mental abilities are closely connected with two other spheres of human life: pragmatical and creative. So we mark out the pragmatical sphere (the sphere of application of mental abilities) and the creativity sphere (the sphere of creative abilities) along with the scale of intelligence representing possibilities of the person to carry out mental procedures. The components of three spheres of manifestation of signs of intelligence have axiological characteristics. But assessment does not correspond to gradation and degradation degrees (the positive to gradation degrees; the negative to degradation degrees). Specifics features of national consciousness are shown in this assessment. Semantic components of the specified spheres are reflected in the diagram presented in the article.

Текст научной работы на тему «Маркеры интеллектуальной градуированности в русском языке»

Е.В. Дзюба

МАРКЕРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГРАДУИРОВАННОСТИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Статья посвящена описанию средств вербальной репрезентации феномена «интеллект» как градуированной категории. В работе рассматриваются единицы разных языковых уровней (словообразовательного, лексико-фразеологического, морфологического и синтаксического), репрезентирующие признак интеллектуальной градуированности. Выявленные единицы отражены на представленном в статье графике в виде неких «смысловых узлов», расположенных на шкале интеллекта в соответствии с тремя сферами: сферой собственно ментальных способностей, сферой прагматики и сферой креативности.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика; категория; язык; мышление; национальное сознание.

Когнитивная лингвистика традиционно изучает процессы получения и систематизации знаний, помогающие человеку существовать и ориентироваться в упорядоченном силами своего сознания мире. Процесс распределения нового знания по тем или иным рубрикам (категориям), существующим в сознании человека и часто задаваемым категориями языка, носителем которого этот человек является, называют категоризацией.

Данное исследование посвящено изучению средств репрезентации категории интеллект в русском языке. Однако для подобного описания необходимо перечислить некоторые базовые теоретические положения, которые позволят системно представить средства вербализации названной категории.

1. Категории подразделяются на две группы: категории с четкими границами (категории, члены которых равноправны; например, треугольный, четырехугольный и т.п.) и категории с нечеткими (размытыми) границами, т.е. категории, члены которых не являются равноправными, а распределяются в рамках категории как наиболее или наименее типичные ее представители (это касается категорий ума: кто-то более умный, чем другой).

2. Категории с четкими границами могут допускать противоположности и располагаться на полюсах как оппозиции (законно - незаконно, мужчина - женщина, жизнь - смерть), но существуют также категории с четкими границами, в составе которых все члены равноправны, но не допускают противоположности (ср. понятия: треугольный, четырехугольный).

3. Категории с нечеткими (размытыми) границами так же могут иметь оппозиции (ср.: умный - неумный / глупый), что не исключает градуированности таких категорий (ср.: мудрейший (самый мудрый) - мудрый -умнейший (самый умный) - умный - разумный - рассудительный - здравомыслящий - неразумный - глупый -глупейший (самый глупый) - дурак - тупой - тупейший (самый тупой) - бестолочь - дебил и т.д.).

Категория интеллекта среди своих членов имеет противоположности, что реализуется в языке с помощью частицы не или предлога без, часто выступающих в виде приставок отрицательного значения, ср.: умный - неумный / безумный, глупый - неглупый, талантливый - неталантливый / бесталанный, способный - неспособный, сообразительный - несообразительный, дурак - не дурак, сознательный - несознательный / бессознательный, пустой - непустой (о голове), разумный - неразумный, смышленый - несмышленый, думающий - недумающий / бездумный, даровитый - бездарный, рассудительный - безрассудный, мозговитый - безмозглый, головастый - безголовый (аналоги: без головы, без царя в голове), осмысленный - бессмысленный, толковый -бестолковый, начитанный - неначитанный, а также

недублетные в современном языке: нелепый, несуразный, несусветный, недалекий, безбашенный.

При рассмотрении языковых средств выражения интеллектуальной градуированности важно учесть, что градация прослеживается уже на уровне семантики единиц смыслового поля «интеллект», ср. градационный ряд по признаку наличия / отсутствия интеллекта и степени выраженности данного признака: дебил (разг.) -дурак - тупой - глупый - неразумный - разумный - толковый - образованный - способный - умный - мудрый. Однако в русском языке существует немало других средств актуализации признака интеллектуальной гра-дуированности. Эта категория, как было замечено, является «размытой», т.е. не имеющей четких границ и предполагающей градацию своих членов. Доказать это положение не сложно, так как ключевые точки данной градации вербализуются единицами разных уровней: словообразовательного, морфологического, лексикофразеологического и синтаксического. Важно отметить, что если категория интеллекта градуированная, то названные единицы можно распределить как минимум по двум группам в зависимости от степени актуализации признака интеллектуальности: 1) маркеры актуализации признака интеллектуальности в меньшей (легкой) или большей степени; 2) маркеры актуализации признака интеллектуальности в высшей или низшей степени.

1. Языковые средства актуализации признака интеллектуальности в меньшей (легкой) или большей степени.

1.1. Словообразовательные средства. Одним из способов выражения значения ‘проявление признака интеллектуальности в незначительной (легкой) степени’ является присоединение к интересующим нас производящим корням суффикса -оват в значении ‘слабое проявление признака’ (здесь и далее значения указываются в соответствии с «Русской грамматикой» [1]), ср.: дураковатый, глуповатый, туповатый, дубоватый, дурковатый, придурковатый, простоватый. Смысловой компонент ‘слабое проявление признака интеллектуальности’ закономерно свидетельствует о недостатке интеллектуальных способностей, данный суффикс присоединяется к корням лишь отрицательного значения, не используются формы умноватый, мудроватый и под.

Другим способом выражения названного значения является присоединение префикса недо- со значением ‘ недостаток чего-либо, неполная степень проявления признака’, ср.: недоумок, недоделанный, недоструган-ный. Необходимо заметить, что данные единицы носят исключительно разговорный характер, ср. контексты из современной прессы: ... кризис с Запада к нам заявился! Вопрос, зачем же мы тогда в этот проклятый Запад встраивались с упорством недоумка и продолжаем

яростно ломиться туда и сегодня, когда западные перспективы не вызывают сомнений, остается без ответа (http://www.pf.ru/message); В Польше... немного смягчили антироссийскую риторику. В украинском направлении ничего не поменялось - они как презирали Украину и считали каким-то недоделанным украинский народ, тупым быдлом - так и считают, ничего не поменялось (http://vasilishin.from-ua.com).

1.2. Морфологические средства. Очевидным способом реализации градуированности категории интеллект являются компаративные формы прилагательных - простые и сложные. Показателями простой формы сравнительной степени являются суффиксы -ее / -ей (ср.: мудрее, умнее, разумнее, рассудительнее, глупее, тупее и др.), показателями сложной формы является наличие частиц более / менее (ср.: более /менее умный, более / менее разумный, более / менее глупый).

Примечательно, что срединные члены категории, которые составляют так называемый «базовый уровень» категории (базовый уровень представляет наиболее типичные и репрезентативные члены категории (см. об этом подробнее у Дж. Лакофф [2], Т.Г. Скребцовой [3. С. 100106])), могут легко образовывать степени сравнения, а члены «нижестоящего» (специализированного, более детального) уровня реже имеют показатели компаративно-сти: не частотно употребление форм менее мудрый, более тупой, самый тупой; не встретился в собранном материале вариант тупейший, хотя с определенной частотностью употребляется единица мудрейший. Последние лексемы выражают скорее коннотативно-оценочное значение, чем просто имеют семантику интенсивности проявления признака интеллектуальности.

Другим способом реализации градуированности категории интеллект является присоединение наречий степени, которые означают характер интенсивности признака. В данном случае используются такие наречия, которые актуализируют значение недостаточности проявления признака (не очень, не слишком, недостаточно, сравнительно, относительно, не совсем, не настолько, едва, чуть-чуть, немного, несколько, много (более), гораздо (менее/более), вдвое, впятеро и под., капельку (разг.), крошечку (разг.) и др., ср.: В то время пока власти продолжают делать вид, что участие в пирамиде Сергея Мавроди личное дело самих не слишком умных граждан, сами МММутанты (новое народное прозвище активистов МММ-2011) наращивают свою незаконную предпринимательскую активность (http://baikal24.ru); Хотя книга сама по себе и странновата, именно ее стоит прочитать каждому и, может, после этого люди станут чуть-чуть добрее и умнее (http://kiev.vgorode.ua); Люди, говорящие слишком быстро, не внушают доверия, вызывая подозрительные мысли о «вешаньи на уши лапши». Те же, кто говорит слишком медленно, воспринимаются, как не слишком умные (http://zdravoe.com). При этом, как видно из контекстов, некоторые наречия используются только с прилагательными в положительной степени (не очень умный, не слишком умный и т.д.), некоторые только с прилагательными в сравнительной степени (неверно: чуть-чуть умный, но возможно: чуть-чуть умнее). В некоторых случаях наречие может присоединяться к прилагательному, образуя сложное слово, ср.: малообразованный.

1.3. Лексико-фразеологические средства. Среди фразем смыслового поля интеллект, актуализирующих признак интеллектуальности в меньшей (легкой) или большей степени, следует отметить выражения с семантикой недостаточности чего-либо или наличия каких-либо ограничений (как правило, внутренних) для осуществления умственной деятельности, ср.: шариков (клепок / винтиков / извилин) не хватает, выше своего носа (своей головы) не прыгнешь и под. В целом количество фразеологизмов (в том чсисле паремий) с указанным значением невелико: вероятно, в русской традиции ум, глупость или мудрость воспринимаются уже как предельные, неградуированные понятия (ср.: Если дурак, уж неважно, пожалуй, большой или малый).

1.4. Синтаксические средства. К собственно синтаксическим средствам актуализации признака интеллектуальности в меньшей или большей степени следует отнести сравнительные обороты с союзами как, будто и под., конструкции со значением сравнения: быть похожим на кого-либо, быть подобным кому-либо, конструкции со сравнительно-сопоставительными предлогами: вроде бы, типа, наподобие и др., имеющими условно-предположительное значение, ср.: И притом вроде бы умный политик, а такую глупость говорит... Глупость заключается в том, что Беларусь и Лукашенко не имеют таких ресурсов; Я горжусь тем, что похож на умного, великого человека. Возможно, я не совсем тот, кто должен о нем говорить. Но, по моему мнению, будущее Соединенных Штатов в руках Барака Обамы (http://news.yandex.ru).

2. Языковые средства актуализации признака интеллектуальности в наибольшей (наивысшей) или наименьшей степени.

2.1. Словообразовательные средства. Одним из способов актуализации признака в наивысшей степени является присоединение к прилагательному префикса пре- в значении ‘очень, в крайней степени’ (ср.: преум-ный, преглупый, премудрый). Следует отметить специфику употребления данных единиц, которые носят устаревающий характер. Если прилагательные преумный и преглупый являются частотными, то это объясняется их участием в структуре устойчивых выражений умный-преумный и глупый-преглупый (ср.: И мы, такие «ум-ные-преумные», искали ошибки: не так написали, не так сверстали, не здесь разместили (http://www. pressball.by); Почему из одних детей получаются Нобелевские лауреаты, а другие растут глупыми-преглупыми и становятся бандитами, чье единственное достижение - рекордная перезарядка обоймы АКМ? (http://www.utro.ru/articles). Показательно, что некоторые журналисты, используя выражение умный-преумный, стилизуют текст под древнерусский, ср.: ...это очевидная реакция на сиквел «Иронии», спродюсированный Константином Эрнстом и срежиссированный Тимуром Бекмамбетовым... И, конечно, умный-преумный Константин Эрнст со товарищи знали, чем обернется их затея замахнуться на едва ли не главный национальный символ Нового года, но... ввязались в эту авантюру (http://www.gazetachel.ru). Важно уточнить, что, помимо значения префикса пре-, сам лексический повтор (ум-ный-преумный, глупый-преглупый и под.) служит усилению, интенсификации признака интеллектуальности.

Реже данные единицы используются самостоятельно (ср.: Мы так часто об этом говорим, что начинает казаться, будто благовоспитанные и преумные чада, интеллигентные жители здесь появляются сами собой. Как подснежники весной или шампиньоны осенью. (http://orbita-znamensk.ru); Власти нужны потребители и электорат. То есть самая преглупая публика, а не разумные граждане, помнящие и отстаивающие свои права. Что для этого нужно делать? Сменить приоритеты (http://mkkprf.ru).

Прилагательное премудрый используется главным образом в речах служителей церкви и в устойчивых выражениях - именах собственных (ср.: .. .Премудрым смотрением Божиим в течение многих лет Вам довелось созидать и благоукрашать храмы Новосибирской и Владимирской епархий (http://orthodox-newspaper.ru); Вторая часть книги «Слово и память Ростова Великого» представляет собой литературные портреты знаменитых ростовцев. Среди них Епифаний Премудрый из Григорьевского затвора и архиепископ Вассиан Рыло, митрополит Дмитрий Ростовский и Авраамий Палицын (http://www.goldring.ru); Буратино и Колобок, Василиса Премудрая и герои пушкинских сказок - все они на свой манер пытались доказать: вредные привычки - плохо, здоровый образ жизни - хорошо (http://news.yandex.ru).

Еще одной словообразовательной единицей, актуальной в данном контексте, является суффикс -ан в значении ‘название кого-либо по выдающемуся признаку’, ср.: мозган, голован. Так в разговорной речи называют человека, который особенно отличается интеллектуальными способностями.

2.2. Морфологические средства. Простые и сложные формы превосходной степени также являются средством актуализации признака в наибольшей степени, простые формы образуются с помощью суффиксов -айш- /-ейш- (ср.: умнейший, мудрейший, разумнейший, глупейший), но не тупейший (из 550 контекстов с использованием форм слова тупой не встретилось ни одного, в котором употреблялась бы форма тупейший).

Показатели сложной формы превосходной степени - частицы самый, наиболее, наименее (ср.: самый / наиболее / наименее умный, самый / наиболее / наименее разумный, самый / наиболее / наименее рассудительный). Форма превосходной степени с частицей самый возможна у слов тупой, мудрый (ср.: самый тупой, самый мудрый), однако варианты с частицами наиболее / наименее не частотны.

Другим способом выражения значения максимальной реализации признака интеллектуальности является присоединение наречий очень, страшно, удивительно, исключительно, слишком, прямо, абсолютно, совершенно, чересчур, крайне, необычно, весьма, совсем, настолько, ср.: Многие запомнили ее еще со времен «расцвета» реа-лити-шоу, когда Бузова блистала на площадке в образе сексуальной и длинноногой, но абсолютно тупой блондинки, которая и двух слов связать не может (http://news.yandex.ru); Марк Адоманис: «Я скептически относился к зимним протестам оппозиции, но одна вещь была, по правде, достойна восхищения, и я считал это крайне мудрым решением организаторов и участников: я имею в виду последовательный ненасильственный ха-

рактер этих протестов (http://slon.ru/fast/russia/inopres-sa). Для выражения указанного значения также может использоваться сложение основ - опорного слова и основы наречия / прилагательного со значением интенсивности проявления признака, ср.: многоумный, многомудрый, многодумный, большелобый (широколобый), большеголовый, быстроум и др.

Интересно, что крайняя степень проявления признака интеллектуальности или его отсутствия в русской линг-вокультуре оценивается одинаково негативно: и к предельной глупости, и к чрезмерному мудрствованию (умничанью, зауми и под.) русские относятся одинаково настороженно и часто даже пренебрежительно, ср.: Боюсь только, что излишние мудрствования на тему «вне игры» запутывают не только простых болельщиков, но даже представителей футбольной Фемиды (http://news.yandex.ru); То же самое должно быть в министерстве. Они (члены общественного совета) что-то говорят - министр должен слышать, а не просто отбиваться от них, как от назойливых мух, говорить, что для этого не созрели предпосылки, у нас нет денег, у нас другая страна, неповоротливая, вы здесь не умничайте, вы не в Европе находитесь, а в Российской Федерации (Д.А. Медведев) (http://www. kommersant.ru).

Иными словами, члены базового уровня категории интеллект, выражаемые глагольной и отглагольной лексикой (думать, мыслить, рассуждать, размышлять и под.), не носят негативной оценочной окраски, как члены категории, находящиеся вне базового уровня (умничать, мудрствовать).

2.3. Лексико-фразеологические средства. Значение максимальной интенсивности проявления признака интеллектуальности может быть выражено как лексическими средствами с семантикой предельности (ср.: Там дебилы живут. От Перми до Екатеринбурга -это население дебильное. Оно, может быть, здоровое, но если взять его по интеллекту - он тупой, до упора (http://www.e1.ru), так и фразеологическими средствами, ср.: ума не занимать; быть мудрым не по годам; человек большого ума; семи пядей во лбу; ума палата -с одной стороны; иметь одну извилину, и та - пунктиром; глуп совсем, кто не знается ни с кем и под. - с другой. Предельная степень мудрости или глупости часто реализуется с помощью метафорических сравнений: мудрый яко змий; мудр, как сама жизнь и др. (ср.: Смешны эти оправдания мудрой, как змий, Европы -ее незнанием, наивностью и легковерием, будто об институтке дело идет (http://www.sto-letie.ru); Стихи и песни Ю. Шевчука многое вобрали в себя в нашем земном и небесном мире... Исступленные, пронзительные, иногда озорные строки. И мудрые - как сама жизнь (http://portamur.ru). Для выражения предельной глупости в русском языке часто используются сравнения с домашними животными, не отличающимися сообразительностью (ср.: глуп, как пара купеческих лошадей; глуп, как сивый мерин; глуп, как осел; осел на осле - дурак на дураке), или с деревом (глуп, как пробка; дубинноголовый; дубина стоеросовая и под., ср.: Мы видим самоуверенных, ограниченных и неумных господ, записных интеллектуалов, которые не считают нужным хоть сколько-нибудь разбираться в теме, за которую они подписываются. Текст их заявления

написан «немножко по-дыбильному», и неясно, то ли подписанты глупы, как пробка, то ли нас таковыми считают (http://obozrevatel.com)).

2.4. Синтаксические средства. Высшая или низшая степень проявления признака интеллектуальности на синтаксическом уровне реализуется речевыми оборотами со значением наибольшего проявления признака (ср.: . дядя Вова Ухин, как мы его называли, заменил детдомовцам Юре Шатунову и Сергею Серкову отца. В перерывах между концертами помогал разобраться в литературе, давал советы по жизни. Более мудрого и душевного человека я не знаю (http://sobesednik.ru); При этом для достижения видимости равенства численности митингов бьло принято заведомо непрофессиональное решение обеспечивать максимальную численность искусственных пропутинских митингов самыми что ни на есть тупыми командно-административными, принудительными методами (http://www.rosbalt.ru).

Указанное значение актуализируется также в сравнительных оборотах - конструкциях, в которых при опорном слове употребляются усилительные элементы - интенсификаторы такой, так, до того, до такой степени; ср.: Медведь был до того умен, что нам иногда было непонятно, кто кого выслеживает (http://www.sakhalin.info); Евреи так умны и очень талантливы, как никто другой в мире (http://news.yan-dex.ru).

Восклицательные предложения с частицами какой, что за, вот так также могут выражать значение пре-

Когда речь заходит о градуированных категориях, исследователи указывают на наличие шкалы, на которой располагаются входящие в структуру категории члены. Таким образом, для описания интересующей

дельной степени, ср.: . Ельцин, находясь в добром расположении духа, простодушно брякал: «Посмотрите, какой у нас умный премьер-министр!» - о Егоре Гайдаре (http://pro-vincia.com.ua); Какая глупость говорить о конфликте между Литвой и Россией, каким нужно быть глупым, чтобы говорить, как как-то сказал один деятель, что Ивана к трубе не пустим! (http://www.obzor.lt); «Положи свое сердце у чтения... », - эти строки были написаны в одном египетском папирусе почти 6 тысяч лет тому назад, еще при зарождении письменности. Какие удивительные и мудрые слова!; Почему митинг не разрешили? Что за дурь? Что за глупость? Не собирался же никто выходить с пистолетами (http://news.yandex.ru). Интересно, что в русском языке конструкции, выражающие крайнюю степень проявления интеллекта, с аксиологической точки зрения могут выражать прямо противоположные коннотации в зависимости от ситуации общения и интонации говорящего, при этом степень интенсивности признака будет одинаково высока (ср., например: выражение Какой ты умный, используемое в прямом смысле, произносится с интонацией восхищения, а в переносном (противоположном) смысле будет иметь ироническую окраску).

Итак, языковые маркеры градуированности категории интеллект обнаруживаются на всех уровнях: словообразовательном, морфологическом, лексико-фразеологическом, синтаксическом, что можно наглядно представить в виде таблицы (таблица).

нас категории необходимо определить набор составляющих и расположить их на данной шкале.

Любую шкалу, как известно, можно представить в горизонтальной или вертикальной плоскости. Катего-

Языковые средства репрезентации интеллектуальной градуированности

Языковой уровень Единицы языка Актуализация признака интеллектуальности в меньшей (легкой) или большей степени Актуализация признака интеллектуальности в наибольшей (наивысшей) или наименьшей степени

Словообразовательные средства Префиксы недо- пре-

Суффиксы -оват- -ан (разг.)

Морфологические средства Степени сравнения Простые Основа + суффикс -ее / -ей Основа + суффикс -ейш-

Сложные Частицы более / менее + форма положительной степени (полная форма прилагательного) Частицы самый / наиболее / наименее + форма положительной степени прилагательного (полная)

Наречия со значением степени проявления признака Наречия со значением недостаточности проявления признака: не очень, не слишком, недостаточно, сравнительно, относительно, не совсем, не настолько, едва, чуть-чуть, немного, несколько, много (более), гораздо (менее/более), вдвое, впятеро Наречия со значением предельной интенсивности проявления признака: очень, страшно, удивительно, исключительно, слишком, прямо, абсолютно, совершенно, чересчур, крайне, необычно, весьма, совсем, настолько

Лексико- фразеологические средства Лексемы / фраземы / метафорические (в широком смысле) выражения со значением степени проявления признака Выражения с семантикой недостаточности чего-либо или наличия каких-либо ограничений для осуществления умственной деятельности, ср.: шариков (клепок / винтиков / извилин) не хватает, выше своего носа (своей головы) не прыгнешь Лексические и фразеологические средства с семантикой предельности (тупой, до упора, быть мудрым не по годам, ума палата и др.), метафорические сравнения (мудрый, яко змий; мудр, как сама жизнь)

Синтаксические средства Специфические речевые обороты со значением степени проявления признака Сравнительные обороты Конструкции со сравнительносопоставительными предлогами Восклицательные конструкции с усилительными частицами Сравнительные обороты с союзами как, будто и под., конструкции со значением сравнения быть похожим на кого-либо, быть подобным кому-либо, конструкции со сравнительно-сопоставительными предлогами: вроде бы, типа, наподобие и др., имеющими условнопредположительное значение Речевые обороты со значением наибольшего проявления признака (не знать более мудрого человека, чем...; самый что ни на есть тупой и под.); сравнительные обороты с интенсификаторами такой, так, до того, до такой степени; восклицательные предложения с частицами какой, что за, вот так (не в ироническом значении) и под.

рию интеллекта в русском языке можно представить в обеих плоскостях. Горизонтальную шкалу представляют следующие синонимические слову умный единицы: недалекий, недалекого ума, дальновидный, широколобый, дальнего ума, прозорливый (вперед о времени), семи пядей во лбу, узколобый, предусмотрительный (т.е. глядящий вперед) и фраземы (ср.: волос длинен, да ум короток; дальше своего носа не видит и под.).

Однако вертикальную шкалу в русском языке представляет значительно большее число синонимов к слову умный (ср.: высокоумный, высокомудрый, высоколобый, высокоинтеллектуальный, высококвалифицированный, высокоразвитый, высокообразованный), к слову голова в значении ‘вместилище ума’ (ср.: вершина, башня, скворечник) и большее число фразеологизмов (ср.: с неба звезд не хватает, чердак протекает, чердак слабо меблирован, крыша поехала, башню сшибло, что-то наверху неладно, выше своей головы не прыгнет и

мн. др.). К перечисленным выше языковым единицам можно также прибавить некоторые устоявшиеся речевые обороты, актуализирующие идею вертикальной градации категории интеллект (ср.: повышение квалификации, карьерный рост, карьерная лестница, подняться (в значении ‘быть успешным в жизни и бизнесе’), ученая степень, ступени образования или, например, изучения иностранного языка и т.п.). Естественно, вертикаль намечается, с одной стороны, прямохождением человека (голова, вместилище ума, - верхняя часть тела). С другой стороны, для русского сознания характерно рассматривать многие категории именно через оппозицию «верх - низ», при этом «верх» часто оценивается положительно, а «низ» - отрицательно. Это архетипические закономерности русского национального сознания. Таким образом, можно утверждать, что интеллект как градуированная категория должен быть представлен в виде вертикальной шкалы (рис. 1).

Рис. 1

Вертикальная шкала, которая включает смысловые «узлы», представляющие степени проявления / отсутствия признака интеллектуальности, является главной в смысловом поле интеллект, осью, остовом, на котором держится данная категория (см. Шкала интеллекта на рис. 1). Точкой отсчета, срединной точкой, от которой шкалы располагаются вверх по вектору умнее и вниз по вектору глупее, вероятно, является смысловой компонент здравомыслящий (ср.: быть / находиться в здравом уме). В определении данной единицы как точки отсчета играет роль то, что у данного слова в русском языке нет оппозиции нездравомыслящий. От срединной точки компоненты располагаются вверх и вниз по векторам без градации (зеркально отображаются компоненты разумный, рассудительный - неразумный, нерассудительный; толковый, сообразительный, понятливый - бестолковый, несообразительный, непо-

нятливый; образованный, ученый - необразованный, неуч; умный - неумный, недалекий, глупый). Далее от них располагаются элементы, отражающие градацию: умнее - глупее; умнейший, преумный (умный-преумный) - глупейший, преглупый (глупый-преглупый), мудрый, мудрее - тупой, тупее.

Однако важно заметить, что интеллектуальные способности могут быть тесно связаны с двумя другими сферами человеческого бытия - прагматической и творческой, поэтому целесообразно выделить, с одной стороны, прагматическую сферу приложения интеллектуальных способностей (слева от центральной шкалы интеллекта), с другой - сферу креативности, которая определяет наличие или отсутствие творческого начала в интеллекте человека (справа от центральной шкалы). При этом точки отсчета (наличие / отсутствие практического ума, наличие / отсутствие творческого потенциа-

ла) обозначены условно произвольным отступом влево и вправо (отмечены черными заштрихованными точками). Усиление степени проявления признака практического ума или креативности определяется соответствующими горизонтальными векторами - вектором прагматики и вектором креативности, а также вертикальной шкалой -умный / умнее, мудрый / мудрее и глупый / глупее, тупой / тупее. Таким образом, в сфере прагматики отмечены смысловые «узлы» практичный - непрактичный; дальновидный, прозорливый, осмотрительный, предусмотрительный - недальновидный, непрозорливый, неосмотрительный; расчетливый, предприимчивый - нерасчетливый (бескорыстный); увертливый, изворотливый, ловкий, хитроумный, хваткий, ушлый - простодушный, простак, простофиля.

В сфере креативности можно выделить следующие смысловые «узлы»: способный - неспособный; одаренный - неодаренный, заурядный; талантливый - бесталанный; гениальный - бездарный. Интересно, что шкала интеллекта имеет значительно больше степеней градации (или деградации), что позволяет отметить даже незначительный прирост знаний, образованности, способности мыслить и т.д. Напротив, сфера креативности имеет незначительное число смысловых «узлов», что позволяет сделать вывод о наличии в наивном сознании представления о том, что способности и талант у человека либо есть, либо нет. Эта сторона интеллекта наименее градуированная, тем более, что для таланта важны не столько степени проявления, сколько именно его специфические качественные характеристики. Средняя степень градуирован-ности у вектора прагматики: здесь отмечается меньше нюансов в развитии соответствующих способностей, чем на шкале интеллекта, но больше, чем на шкале креативности, что свидетельствует о возможности оценить степень наличия или отсутствия предприимчивости у человека.

Важной составляющей представлений о категории интеллект является оценка. На графике аксиологическая характеристика того или иного феномена маркирована специальными знаками: заштрихованной темной точкой обозначены точки отсчета, актуальные при оформлении векторов градации вверх и вниз (они имеют нейтральную оценку); положительная оценка феномена обозначена светлой точкой, отрицательная оценка - перечеркнутой заштрихованной точкой.

Следует заметить, что не всегда оценка прямо пропорциональна степени интенсивности признака (положительная - степеням градации; отрицательная - степеням деградации). Так, например, в наивном сознании русского народа крайняя степень проявления ума оценивается негативно и предстает как неясность мысли и речи, вызванные чрезмерным мудрствованием, заумью, как намеренное запутывание собеседника часто с целью демонстрации интеллектуального превосходства. Крайняя степень практичности, предприимчивости в русском национальном сознании также воспринимается негативно, поскольку свидетельствует о наличии

некоторой угрозы для окружающих, нередко становящихся объектом манипулирования со стороны хитроумных, ловких и предприимчивых людей. С другой стороны, отсутствие расчетливости и предприимчивости, которые, несомненно, имеют практическую ценность в жизни конкретного человека, русскими воспринимается позитивно и называется бескорыстием, что подтверждается многочисленными сказками об Иване-дураке - простодушном и отзывчивом парне, который всем бескорыстно помогает, не рассчитывая на ответную помощь или материальные ценности, а в итоге оказывается одаренным судьбой всеми благами жизни: и умницей-красавицей-женой, и богатством.

Итак, категория интеллекта является «размытой» и градуированной (т.е. не имеющей четких границ и предполагающей градацию своих членов). В русском языке признак интеллектуальной градуированности прослеживается на всех языковых уровнях: словообразовательном, морфологическом, лексико-фразеологическом и синтаксическом. Единицы, репрезентирующие признак интеллектуальной градуированности, распределяются по двум группам в зависимости от степени интенсивности проявления данного признака: 1-я группа - маркеры актуализации признака интеллектуальности в меньшей (легкой) или большей степени, 2-я группа - маркеры актуализации признака интеллектуальности в высшей или низшей степени (вербальные маркеры занесены в таблицу).

Градуированные категории обычно изображаются в виде шкалы, на которой размещаются члены категории в зависимости от степени интенсивности проявления типичных признаков. Категорию интеллекта следует изобразить в виде вертикальной шкалы (не горизонтальной). Подтверждением тому являются многочисленные языковые единицы и речевые обороты, которые актуализируют признак «вертикальности» и являются отражением одной из особенностей русской ментальности - рассматривать многие категории именно через оппозицию «верх - низ», где «верх» оценивается положительно, а «низ» - отрицательно.

Интеллектуальные способности тесно связаны с двумя другими сферами человеческого бытия - прагматической и творческой, поэтому, наряду со шкалой интеллекта, представляющей возможности человека осуществлять ментальные процедуры, выделяются прагматическая сфера (сфера приложения интеллектуальных способностей) и сфера креативности (сфера творческих способностей). Компоненты трех сфер проявления признака интеллектуальности имеют аксиологические характеристики, при этом оценка не всегда прямо соответствует степеням градации и деградации (положительная - степеням градации; отрицательная -степеням деградации). В этой оценочной специфике проявляются особенности национального сознания, мировидения, особенности восприятия явлений окружающего мира и отношения к ним.

ЛИТЕРАТУРА

1. Русская грамматика. М. : АН СССР, Институт русского языка, 1980. ИЯЬ: http://rusgram.narod.ru/ (дата обращения: 18.05.2012).

2. Лакофф Дж. Когнитивное моделирование. ИЯЬ: http://www.metodolog.ru/01480/01480.html (дата обращения: 18.11.2011).

3. Скребцова Т.Г. Когнитивная лингвистика : курс лекций. СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2011. 256 с.

Статья представлена научной редакцией «Филология» 6 сентября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.