Е.В. Дзюба
МАРКЕРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГРАДУИРОВАННОСТИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Статья посвящена описанию средств вербальной репрезентации феномена «интеллект» как градуированной категории. В работе рассматриваются единицы разных языковых уровней (словообразовательного, лексико-фразеологического, морфологического и синтаксического), репрезентирующие признак интеллектуальной градуированности. Выявленные единицы отражены на представленном в статье графике в виде неких «смысловых узлов», расположенных на шкале интеллекта в соответствии с тремя сферами: сферой собственно ментальных способностей, сферой прагматики и сферой креативности.
Ключевые слова: когнитивная лингвистика; категория; язык; мышление; национальное сознание.
Когнитивная лингвистика традиционно изучает процессы получения и систематизации знаний, помогающие человеку существовать и ориентироваться в упорядоченном силами своего сознания мире. Процесс распределения нового знания по тем или иным рубрикам (категориям), существующим в сознании человека и часто задаваемым категориями языка, носителем которого этот человек является, называют категоризацией.
Данное исследование посвящено изучению средств репрезентации категории интеллект в русском языке. Однако для подобного описания необходимо перечислить некоторые базовые теоретические положения, которые позволят системно представить средства вербализации названной категории.
1. Категории подразделяются на две группы: категории с четкими границами (категории, члены которых равноправны; например, треугольный, четырехугольный и т.п.) и категории с нечеткими (размытыми) границами, т.е. категории, члены которых не являются равноправными, а распределяются в рамках категории как наиболее или наименее типичные ее представители (это касается категорий ума: кто-то более умный, чем другой).
2. Категории с четкими границами могут допускать противоположности и располагаться на полюсах как оппозиции (законно - незаконно, мужчина - женщина, жизнь - смерть), но существуют также категории с четкими границами, в составе которых все члены равноправны, но не допускают противоположности (ср. понятия: треугольный, четырехугольный).
3. Категории с нечеткими (размытыми) границами так же могут иметь оппозиции (ср.: умный - неумный / глупый), что не исключает градуированности таких категорий (ср.: мудрейший (самый мудрый) - мудрый -умнейший (самый умный) - умный - разумный - рассудительный - здравомыслящий - неразумный - глупый -глупейший (самый глупый) - дурак - тупой - тупейший (самый тупой) - бестолочь - дебил и т.д.).
Категория интеллекта среди своих членов имеет противоположности, что реализуется в языке с помощью частицы не или предлога без, часто выступающих в виде приставок отрицательного значения, ср.: умный - неумный / безумный, глупый - неглупый, талантливый - неталантливый / бесталанный, способный - неспособный, сообразительный - несообразительный, дурак - не дурак, сознательный - несознательный / бессознательный, пустой - непустой (о голове), разумный - неразумный, смышленый - несмышленый, думающий - недумающий / бездумный, даровитый - бездарный, рассудительный - безрассудный, мозговитый - безмозглый, головастый - безголовый (аналоги: без головы, без царя в голове), осмысленный - бессмысленный, толковый -бестолковый, начитанный - неначитанный, а также
недублетные в современном языке: нелепый, несуразный, несусветный, недалекий, безбашенный.
При рассмотрении языковых средств выражения интеллектуальной градуированности важно учесть, что градация прослеживается уже на уровне семантики единиц смыслового поля «интеллект», ср. градационный ряд по признаку наличия / отсутствия интеллекта и степени выраженности данного признака: дебил (разг.) -дурак - тупой - глупый - неразумный - разумный - толковый - образованный - способный - умный - мудрый. Однако в русском языке существует немало других средств актуализации признака интеллектуальной гра-дуированности. Эта категория, как было замечено, является «размытой», т.е. не имеющей четких границ и предполагающей градацию своих членов. Доказать это положение не сложно, так как ключевые точки данной градации вербализуются единицами разных уровней: словообразовательного, морфологического, лексикофразеологического и синтаксического. Важно отметить, что если категория интеллекта градуированная, то названные единицы можно распределить как минимум по двум группам в зависимости от степени актуализации признака интеллектуальности: 1) маркеры актуализации признака интеллектуальности в меньшей (легкой) или большей степени; 2) маркеры актуализации признака интеллектуальности в высшей или низшей степени.
1. Языковые средства актуализации признака интеллектуальности в меньшей (легкой) или большей степени.
1.1. Словообразовательные средства. Одним из способов выражения значения ‘проявление признака интеллектуальности в незначительной (легкой) степени’ является присоединение к интересующим нас производящим корням суффикса -оват в значении ‘слабое проявление признака’ (здесь и далее значения указываются в соответствии с «Русской грамматикой» [1]), ср.: дураковатый, глуповатый, туповатый, дубоватый, дурковатый, придурковатый, простоватый. Смысловой компонент ‘слабое проявление признака интеллектуальности’ закономерно свидетельствует о недостатке интеллектуальных способностей, данный суффикс присоединяется к корням лишь отрицательного значения, не используются формы умноватый, мудроватый и под.
Другим способом выражения названного значения является присоединение префикса недо- со значением ‘ недостаток чего-либо, неполная степень проявления признака’, ср.: недоумок, недоделанный, недоструган-ный. Необходимо заметить, что данные единицы носят исключительно разговорный характер, ср. контексты из современной прессы: ... кризис с Запада к нам заявился! Вопрос, зачем же мы тогда в этот проклятый Запад встраивались с упорством недоумка и продолжаем
яростно ломиться туда и сегодня, когда западные перспективы не вызывают сомнений, остается без ответа (http://www.pf.ru/message); В Польше... немного смягчили антироссийскую риторику. В украинском направлении ничего не поменялось - они как презирали Украину и считали каким-то недоделанным украинский народ, тупым быдлом - так и считают, ничего не поменялось (http://vasilishin.from-ua.com).
1.2. Морфологические средства. Очевидным способом реализации градуированности категории интеллект являются компаративные формы прилагательных - простые и сложные. Показателями простой формы сравнительной степени являются суффиксы -ее / -ей (ср.: мудрее, умнее, разумнее, рассудительнее, глупее, тупее и др.), показателями сложной формы является наличие частиц более / менее (ср.: более /менее умный, более / менее разумный, более / менее глупый).
Примечательно, что срединные члены категории, которые составляют так называемый «базовый уровень» категории (базовый уровень представляет наиболее типичные и репрезентативные члены категории (см. об этом подробнее у Дж. Лакофф [2], Т.Г. Скребцовой [3. С. 100106])), могут легко образовывать степени сравнения, а члены «нижестоящего» (специализированного, более детального) уровня реже имеют показатели компаративно-сти: не частотно употребление форм менее мудрый, более тупой, самый тупой; не встретился в собранном материале вариант тупейший, хотя с определенной частотностью употребляется единица мудрейший. Последние лексемы выражают скорее коннотативно-оценочное значение, чем просто имеют семантику интенсивности проявления признака интеллектуальности.
Другим способом реализации градуированности категории интеллект является присоединение наречий степени, которые означают характер интенсивности признака. В данном случае используются такие наречия, которые актуализируют значение недостаточности проявления признака (не очень, не слишком, недостаточно, сравнительно, относительно, не совсем, не настолько, едва, чуть-чуть, немного, несколько, много (более), гораздо (менее/более), вдвое, впятеро и под., капельку (разг.), крошечку (разг.) и др., ср.: В то время пока власти продолжают делать вид, что участие в пирамиде Сергея Мавроди личное дело самих не слишком умных граждан, сами МММутанты (новое народное прозвище активистов МММ-2011) наращивают свою незаконную предпринимательскую активность (http://baikal24.ru); Хотя книга сама по себе и странновата, именно ее стоит прочитать каждому и, может, после этого люди станут чуть-чуть добрее и умнее (http://kiev.vgorode.ua); Люди, говорящие слишком быстро, не внушают доверия, вызывая подозрительные мысли о «вешаньи на уши лапши». Те же, кто говорит слишком медленно, воспринимаются, как не слишком умные (http://zdravoe.com). При этом, как видно из контекстов, некоторые наречия используются только с прилагательными в положительной степени (не очень умный, не слишком умный и т.д.), некоторые только с прилагательными в сравнительной степени (неверно: чуть-чуть умный, но возможно: чуть-чуть умнее). В некоторых случаях наречие может присоединяться к прилагательному, образуя сложное слово, ср.: малообразованный.
1.3. Лексико-фразеологические средства. Среди фразем смыслового поля интеллект, актуализирующих признак интеллектуальности в меньшей (легкой) или большей степени, следует отметить выражения с семантикой недостаточности чего-либо или наличия каких-либо ограничений (как правило, внутренних) для осуществления умственной деятельности, ср.: шариков (клепок / винтиков / извилин) не хватает, выше своего носа (своей головы) не прыгнешь и под. В целом количество фразеологизмов (в том чсисле паремий) с указанным значением невелико: вероятно, в русской традиции ум, глупость или мудрость воспринимаются уже как предельные, неградуированные понятия (ср.: Если дурак, уж неважно, пожалуй, большой или малый).
1.4. Синтаксические средства. К собственно синтаксическим средствам актуализации признака интеллектуальности в меньшей или большей степени следует отнести сравнительные обороты с союзами как, будто и под., конструкции со значением сравнения: быть похожим на кого-либо, быть подобным кому-либо, конструкции со сравнительно-сопоставительными предлогами: вроде бы, типа, наподобие и др., имеющими условно-предположительное значение, ср.: И притом вроде бы умный политик, а такую глупость говорит... Глупость заключается в том, что Беларусь и Лукашенко не имеют таких ресурсов; Я горжусь тем, что похож на умного, великого человека. Возможно, я не совсем тот, кто должен о нем говорить. Но, по моему мнению, будущее Соединенных Штатов в руках Барака Обамы (http://news.yandex.ru).
2. Языковые средства актуализации признака интеллектуальности в наибольшей (наивысшей) или наименьшей степени.
2.1. Словообразовательные средства. Одним из способов актуализации признака в наивысшей степени является присоединение к прилагательному префикса пре- в значении ‘очень, в крайней степени’ (ср.: преум-ный, преглупый, премудрый). Следует отметить специфику употребления данных единиц, которые носят устаревающий характер. Если прилагательные преумный и преглупый являются частотными, то это объясняется их участием в структуре устойчивых выражений умный-преумный и глупый-преглупый (ср.: И мы, такие «ум-ные-преумные», искали ошибки: не так написали, не так сверстали, не здесь разместили (http://www. pressball.by); Почему из одних детей получаются Нобелевские лауреаты, а другие растут глупыми-преглупыми и становятся бандитами, чье единственное достижение - рекордная перезарядка обоймы АКМ? (http://www.utro.ru/articles). Показательно, что некоторые журналисты, используя выражение умный-преумный, стилизуют текст под древнерусский, ср.: ...это очевидная реакция на сиквел «Иронии», спродюсированный Константином Эрнстом и срежиссированный Тимуром Бекмамбетовым... И, конечно, умный-преумный Константин Эрнст со товарищи знали, чем обернется их затея замахнуться на едва ли не главный национальный символ Нового года, но... ввязались в эту авантюру (http://www.gazetachel.ru). Важно уточнить, что, помимо значения префикса пре-, сам лексический повтор (ум-ный-преумный, глупый-преглупый и под.) служит усилению, интенсификации признака интеллектуальности.
Реже данные единицы используются самостоятельно (ср.: Мы так часто об этом говорим, что начинает казаться, будто благовоспитанные и преумные чада, интеллигентные жители здесь появляются сами собой. Как подснежники весной или шампиньоны осенью. (http://orbita-znamensk.ru); Власти нужны потребители и электорат. То есть самая преглупая публика, а не разумные граждане, помнящие и отстаивающие свои права. Что для этого нужно делать? Сменить приоритеты (http://mkkprf.ru).
Прилагательное премудрый используется главным образом в речах служителей церкви и в устойчивых выражениях - именах собственных (ср.: .. .Премудрым смотрением Божиим в течение многих лет Вам довелось созидать и благоукрашать храмы Новосибирской и Владимирской епархий (http://orthodox-newspaper.ru); Вторая часть книги «Слово и память Ростова Великого» представляет собой литературные портреты знаменитых ростовцев. Среди них Епифаний Премудрый из Григорьевского затвора и архиепископ Вассиан Рыло, митрополит Дмитрий Ростовский и Авраамий Палицын (http://www.goldring.ru); Буратино и Колобок, Василиса Премудрая и герои пушкинских сказок - все они на свой манер пытались доказать: вредные привычки - плохо, здоровый образ жизни - хорошо (http://news.yandex.ru).
Еще одной словообразовательной единицей, актуальной в данном контексте, является суффикс -ан в значении ‘название кого-либо по выдающемуся признаку’, ср.: мозган, голован. Так в разговорной речи называют человека, который особенно отличается интеллектуальными способностями.
2.2. Морфологические средства. Простые и сложные формы превосходной степени также являются средством актуализации признака в наибольшей степени, простые формы образуются с помощью суффиксов -айш- /-ейш- (ср.: умнейший, мудрейший, разумнейший, глупейший), но не тупейший (из 550 контекстов с использованием форм слова тупой не встретилось ни одного, в котором употреблялась бы форма тупейший).
Показатели сложной формы превосходной степени - частицы самый, наиболее, наименее (ср.: самый / наиболее / наименее умный, самый / наиболее / наименее разумный, самый / наиболее / наименее рассудительный). Форма превосходной степени с частицей самый возможна у слов тупой, мудрый (ср.: самый тупой, самый мудрый), однако варианты с частицами наиболее / наименее не частотны.
Другим способом выражения значения максимальной реализации признака интеллектуальности является присоединение наречий очень, страшно, удивительно, исключительно, слишком, прямо, абсолютно, совершенно, чересчур, крайне, необычно, весьма, совсем, настолько, ср.: Многие запомнили ее еще со времен «расцвета» реа-лити-шоу, когда Бузова блистала на площадке в образе сексуальной и длинноногой, но абсолютно тупой блондинки, которая и двух слов связать не может (http://news.yandex.ru); Марк Адоманис: «Я скептически относился к зимним протестам оппозиции, но одна вещь была, по правде, достойна восхищения, и я считал это крайне мудрым решением организаторов и участников: я имею в виду последовательный ненасильственный ха-
рактер этих протестов (http://slon.ru/fast/russia/inopres-sa). Для выражения указанного значения также может использоваться сложение основ - опорного слова и основы наречия / прилагательного со значением интенсивности проявления признака, ср.: многоумный, многомудрый, многодумный, большелобый (широколобый), большеголовый, быстроум и др.
Интересно, что крайняя степень проявления признака интеллектуальности или его отсутствия в русской линг-вокультуре оценивается одинаково негативно: и к предельной глупости, и к чрезмерному мудрствованию (умничанью, зауми и под.) русские относятся одинаково настороженно и часто даже пренебрежительно, ср.: Боюсь только, что излишние мудрствования на тему «вне игры» запутывают не только простых болельщиков, но даже представителей футбольной Фемиды (http://news.yandex.ru); То же самое должно быть в министерстве. Они (члены общественного совета) что-то говорят - министр должен слышать, а не просто отбиваться от них, как от назойливых мух, говорить, что для этого не созрели предпосылки, у нас нет денег, у нас другая страна, неповоротливая, вы здесь не умничайте, вы не в Европе находитесь, а в Российской Федерации (Д.А. Медведев) (http://www. kommersant.ru).
Иными словами, члены базового уровня категории интеллект, выражаемые глагольной и отглагольной лексикой (думать, мыслить, рассуждать, размышлять и под.), не носят негативной оценочной окраски, как члены категории, находящиеся вне базового уровня (умничать, мудрствовать).
2.3. Лексико-фразеологические средства. Значение максимальной интенсивности проявления признака интеллектуальности может быть выражено как лексическими средствами с семантикой предельности (ср.: Там дебилы живут. От Перми до Екатеринбурга -это население дебильное. Оно, может быть, здоровое, но если взять его по интеллекту - он тупой, до упора (http://www.e1.ru), так и фразеологическими средствами, ср.: ума не занимать; быть мудрым не по годам; человек большого ума; семи пядей во лбу; ума палата -с одной стороны; иметь одну извилину, и та - пунктиром; глуп совсем, кто не знается ни с кем и под. - с другой. Предельная степень мудрости или глупости часто реализуется с помощью метафорических сравнений: мудрый яко змий; мудр, как сама жизнь и др. (ср.: Смешны эти оправдания мудрой, как змий, Европы -ее незнанием, наивностью и легковерием, будто об институтке дело идет (http://www.sto-letie.ru); Стихи и песни Ю. Шевчука многое вобрали в себя в нашем земном и небесном мире... Исступленные, пронзительные, иногда озорные строки. И мудрые - как сама жизнь (http://portamur.ru). Для выражения предельной глупости в русском языке часто используются сравнения с домашними животными, не отличающимися сообразительностью (ср.: глуп, как пара купеческих лошадей; глуп, как сивый мерин; глуп, как осел; осел на осле - дурак на дураке), или с деревом (глуп, как пробка; дубинноголовый; дубина стоеросовая и под., ср.: Мы видим самоуверенных, ограниченных и неумных господ, записных интеллектуалов, которые не считают нужным хоть сколько-нибудь разбираться в теме, за которую они подписываются. Текст их заявления
написан «немножко по-дыбильному», и неясно, то ли подписанты глупы, как пробка, то ли нас таковыми считают (http://obozrevatel.com)).
2.4. Синтаксические средства. Высшая или низшая степень проявления признака интеллектуальности на синтаксическом уровне реализуется речевыми оборотами со значением наибольшего проявления признака (ср.: . дядя Вова Ухин, как мы его называли, заменил детдомовцам Юре Шатунову и Сергею Серкову отца. В перерывах между концертами помогал разобраться в литературе, давал советы по жизни. Более мудрого и душевного человека я не знаю (http://sobesednik.ru); При этом для достижения видимости равенства численности митингов бьло принято заведомо непрофессиональное решение обеспечивать максимальную численность искусственных пропутинских митингов самыми что ни на есть тупыми командно-административными, принудительными методами (http://www.rosbalt.ru).
Указанное значение актуализируется также в сравнительных оборотах - конструкциях, в которых при опорном слове употребляются усилительные элементы - интенсификаторы такой, так, до того, до такой степени; ср.: Медведь был до того умен, что нам иногда было непонятно, кто кого выслеживает (http://www.sakhalin.info); Евреи так умны и очень талантливы, как никто другой в мире (http://news.yan-dex.ru).
Восклицательные предложения с частицами какой, что за, вот так также могут выражать значение пре-
Когда речь заходит о градуированных категориях, исследователи указывают на наличие шкалы, на которой располагаются входящие в структуру категории члены. Таким образом, для описания интересующей
дельной степени, ср.: . Ельцин, находясь в добром расположении духа, простодушно брякал: «Посмотрите, какой у нас умный премьер-министр!» - о Егоре Гайдаре (http://pro-vincia.com.ua); Какая глупость говорить о конфликте между Литвой и Россией, каким нужно быть глупым, чтобы говорить, как как-то сказал один деятель, что Ивана к трубе не пустим! (http://www.obzor.lt); «Положи свое сердце у чтения... », - эти строки были написаны в одном египетском папирусе почти 6 тысяч лет тому назад, еще при зарождении письменности. Какие удивительные и мудрые слова!; Почему митинг не разрешили? Что за дурь? Что за глупость? Не собирался же никто выходить с пистолетами (http://news.yandex.ru). Интересно, что в русском языке конструкции, выражающие крайнюю степень проявления интеллекта, с аксиологической точки зрения могут выражать прямо противоположные коннотации в зависимости от ситуации общения и интонации говорящего, при этом степень интенсивности признака будет одинаково высока (ср., например: выражение Какой ты умный, используемое в прямом смысле, произносится с интонацией восхищения, а в переносном (противоположном) смысле будет иметь ироническую окраску).
Итак, языковые маркеры градуированности категории интеллект обнаруживаются на всех уровнях: словообразовательном, морфологическом, лексико-фразеологическом, синтаксическом, что можно наглядно представить в виде таблицы (таблица).
нас категории необходимо определить набор составляющих и расположить их на данной шкале.
Любую шкалу, как известно, можно представить в горизонтальной или вертикальной плоскости. Катего-
Языковые средства репрезентации интеллектуальной градуированности
Языковой уровень Единицы языка Актуализация признака интеллектуальности в меньшей (легкой) или большей степени Актуализация признака интеллектуальности в наибольшей (наивысшей) или наименьшей степени
Словообразовательные средства Префиксы недо- пре-
Суффиксы -оват- -ан (разг.)
Морфологические средства Степени сравнения Простые Основа + суффикс -ее / -ей Основа + суффикс -ейш-
Сложные Частицы более / менее + форма положительной степени (полная форма прилагательного) Частицы самый / наиболее / наименее + форма положительной степени прилагательного (полная)
Наречия со значением степени проявления признака Наречия со значением недостаточности проявления признака: не очень, не слишком, недостаточно, сравнительно, относительно, не совсем, не настолько, едва, чуть-чуть, немного, несколько, много (более), гораздо (менее/более), вдвое, впятеро Наречия со значением предельной интенсивности проявления признака: очень, страшно, удивительно, исключительно, слишком, прямо, абсолютно, совершенно, чересчур, крайне, необычно, весьма, совсем, настолько
Лексико- фразеологические средства Лексемы / фраземы / метафорические (в широком смысле) выражения со значением степени проявления признака Выражения с семантикой недостаточности чего-либо или наличия каких-либо ограничений для осуществления умственной деятельности, ср.: шариков (клепок / винтиков / извилин) не хватает, выше своего носа (своей головы) не прыгнешь Лексические и фразеологические средства с семантикой предельности (тупой, до упора, быть мудрым не по годам, ума палата и др.), метафорические сравнения (мудрый, яко змий; мудр, как сама жизнь)
Синтаксические средства Специфические речевые обороты со значением степени проявления признака Сравнительные обороты Конструкции со сравнительносопоставительными предлогами Восклицательные конструкции с усилительными частицами Сравнительные обороты с союзами как, будто и под., конструкции со значением сравнения быть похожим на кого-либо, быть подобным кому-либо, конструкции со сравнительно-сопоставительными предлогами: вроде бы, типа, наподобие и др., имеющими условнопредположительное значение Речевые обороты со значением наибольшего проявления признака (не знать более мудрого человека, чем...; самый что ни на есть тупой и под.); сравнительные обороты с интенсификаторами такой, так, до того, до такой степени; восклицательные предложения с частицами какой, что за, вот так (не в ироническом значении) и под.
рию интеллекта в русском языке можно представить в обеих плоскостях. Горизонтальную шкалу представляют следующие синонимические слову умный единицы: недалекий, недалекого ума, дальновидный, широколобый, дальнего ума, прозорливый (вперед о времени), семи пядей во лбу, узколобый, предусмотрительный (т.е. глядящий вперед) и фраземы (ср.: волос длинен, да ум короток; дальше своего носа не видит и под.).
Однако вертикальную шкалу в русском языке представляет значительно большее число синонимов к слову умный (ср.: высокоумный, высокомудрый, высоколобый, высокоинтеллектуальный, высококвалифицированный, высокоразвитый, высокообразованный), к слову голова в значении ‘вместилище ума’ (ср.: вершина, башня, скворечник) и большее число фразеологизмов (ср.: с неба звезд не хватает, чердак протекает, чердак слабо меблирован, крыша поехала, башню сшибло, что-то наверху неладно, выше своей головы не прыгнет и
мн. др.). К перечисленным выше языковым единицам можно также прибавить некоторые устоявшиеся речевые обороты, актуализирующие идею вертикальной градации категории интеллект (ср.: повышение квалификации, карьерный рост, карьерная лестница, подняться (в значении ‘быть успешным в жизни и бизнесе’), ученая степень, ступени образования или, например, изучения иностранного языка и т.п.). Естественно, вертикаль намечается, с одной стороны, прямохождением человека (голова, вместилище ума, - верхняя часть тела). С другой стороны, для русского сознания характерно рассматривать многие категории именно через оппозицию «верх - низ», при этом «верх» часто оценивается положительно, а «низ» - отрицательно. Это архетипические закономерности русского национального сознания. Таким образом, можно утверждать, что интеллект как градуированная категория должен быть представлен в виде вертикальной шкалы (рис. 1).
Рис. 1
Вертикальная шкала, которая включает смысловые «узлы», представляющие степени проявления / отсутствия признака интеллектуальности, является главной в смысловом поле интеллект, осью, остовом, на котором держится данная категория (см. Шкала интеллекта на рис. 1). Точкой отсчета, срединной точкой, от которой шкалы располагаются вверх по вектору умнее и вниз по вектору глупее, вероятно, является смысловой компонент здравомыслящий (ср.: быть / находиться в здравом уме). В определении данной единицы как точки отсчета играет роль то, что у данного слова в русском языке нет оппозиции нездравомыслящий. От срединной точки компоненты располагаются вверх и вниз по векторам без градации (зеркально отображаются компоненты разумный, рассудительный - неразумный, нерассудительный; толковый, сообразительный, понятливый - бестолковый, несообразительный, непо-
нятливый; образованный, ученый - необразованный, неуч; умный - неумный, недалекий, глупый). Далее от них располагаются элементы, отражающие градацию: умнее - глупее; умнейший, преумный (умный-преумный) - глупейший, преглупый (глупый-преглупый), мудрый, мудрее - тупой, тупее.
Однако важно заметить, что интеллектуальные способности могут быть тесно связаны с двумя другими сферами человеческого бытия - прагматической и творческой, поэтому целесообразно выделить, с одной стороны, прагматическую сферу приложения интеллектуальных способностей (слева от центральной шкалы интеллекта), с другой - сферу креативности, которая определяет наличие или отсутствие творческого начала в интеллекте человека (справа от центральной шкалы). При этом точки отсчета (наличие / отсутствие практического ума, наличие / отсутствие творческого потенциа-
ла) обозначены условно произвольным отступом влево и вправо (отмечены черными заштрихованными точками). Усиление степени проявления признака практического ума или креативности определяется соответствующими горизонтальными векторами - вектором прагматики и вектором креативности, а также вертикальной шкалой -умный / умнее, мудрый / мудрее и глупый / глупее, тупой / тупее. Таким образом, в сфере прагматики отмечены смысловые «узлы» практичный - непрактичный; дальновидный, прозорливый, осмотрительный, предусмотрительный - недальновидный, непрозорливый, неосмотрительный; расчетливый, предприимчивый - нерасчетливый (бескорыстный); увертливый, изворотливый, ловкий, хитроумный, хваткий, ушлый - простодушный, простак, простофиля.
В сфере креативности можно выделить следующие смысловые «узлы»: способный - неспособный; одаренный - неодаренный, заурядный; талантливый - бесталанный; гениальный - бездарный. Интересно, что шкала интеллекта имеет значительно больше степеней градации (или деградации), что позволяет отметить даже незначительный прирост знаний, образованности, способности мыслить и т.д. Напротив, сфера креативности имеет незначительное число смысловых «узлов», что позволяет сделать вывод о наличии в наивном сознании представления о том, что способности и талант у человека либо есть, либо нет. Эта сторона интеллекта наименее градуированная, тем более, что для таланта важны не столько степени проявления, сколько именно его специфические качественные характеристики. Средняя степень градуирован-ности у вектора прагматики: здесь отмечается меньше нюансов в развитии соответствующих способностей, чем на шкале интеллекта, но больше, чем на шкале креативности, что свидетельствует о возможности оценить степень наличия или отсутствия предприимчивости у человека.
Важной составляющей представлений о категории интеллект является оценка. На графике аксиологическая характеристика того или иного феномена маркирована специальными знаками: заштрихованной темной точкой обозначены точки отсчета, актуальные при оформлении векторов градации вверх и вниз (они имеют нейтральную оценку); положительная оценка феномена обозначена светлой точкой, отрицательная оценка - перечеркнутой заштрихованной точкой.
Следует заметить, что не всегда оценка прямо пропорциональна степени интенсивности признака (положительная - степеням градации; отрицательная - степеням деградации). Так, например, в наивном сознании русского народа крайняя степень проявления ума оценивается негативно и предстает как неясность мысли и речи, вызванные чрезмерным мудрствованием, заумью, как намеренное запутывание собеседника часто с целью демонстрации интеллектуального превосходства. Крайняя степень практичности, предприимчивости в русском национальном сознании также воспринимается негативно, поскольку свидетельствует о наличии
некоторой угрозы для окружающих, нередко становящихся объектом манипулирования со стороны хитроумных, ловких и предприимчивых людей. С другой стороны, отсутствие расчетливости и предприимчивости, которые, несомненно, имеют практическую ценность в жизни конкретного человека, русскими воспринимается позитивно и называется бескорыстием, что подтверждается многочисленными сказками об Иване-дураке - простодушном и отзывчивом парне, который всем бескорыстно помогает, не рассчитывая на ответную помощь или материальные ценности, а в итоге оказывается одаренным судьбой всеми благами жизни: и умницей-красавицей-женой, и богатством.
Итак, категория интеллекта является «размытой» и градуированной (т.е. не имеющей четких границ и предполагающей градацию своих членов). В русском языке признак интеллектуальной градуированности прослеживается на всех языковых уровнях: словообразовательном, морфологическом, лексико-фразеологическом и синтаксическом. Единицы, репрезентирующие признак интеллектуальной градуированности, распределяются по двум группам в зависимости от степени интенсивности проявления данного признака: 1-я группа - маркеры актуализации признака интеллектуальности в меньшей (легкой) или большей степени, 2-я группа - маркеры актуализации признака интеллектуальности в высшей или низшей степени (вербальные маркеры занесены в таблицу).
Градуированные категории обычно изображаются в виде шкалы, на которой размещаются члены категории в зависимости от степени интенсивности проявления типичных признаков. Категорию интеллекта следует изобразить в виде вертикальной шкалы (не горизонтальной). Подтверждением тому являются многочисленные языковые единицы и речевые обороты, которые актуализируют признак «вертикальности» и являются отражением одной из особенностей русской ментальности - рассматривать многие категории именно через оппозицию «верх - низ», где «верх» оценивается положительно, а «низ» - отрицательно.
Интеллектуальные способности тесно связаны с двумя другими сферами человеческого бытия - прагматической и творческой, поэтому, наряду со шкалой интеллекта, представляющей возможности человека осуществлять ментальные процедуры, выделяются прагматическая сфера (сфера приложения интеллектуальных способностей) и сфера креативности (сфера творческих способностей). Компоненты трех сфер проявления признака интеллектуальности имеют аксиологические характеристики, при этом оценка не всегда прямо соответствует степеням градации и деградации (положительная - степеням градации; отрицательная -степеням деградации). В этой оценочной специфике проявляются особенности национального сознания, мировидения, особенности восприятия явлений окружающего мира и отношения к ним.
ЛИТЕРАТУРА
1. Русская грамматика. М. : АН СССР, Институт русского языка, 1980. ИЯЬ: http://rusgram.narod.ru/ (дата обращения: 18.05.2012).
2. Лакофф Дж. Когнитивное моделирование. ИЯЬ: http://www.metodolog.ru/01480/01480.html (дата обращения: 18.11.2011).
3. Скребцова Т.Г. Когнитивная лингвистика : курс лекций. СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2011. 256 с.
Статья представлена научной редакцией «Филология» 6 сентября 2012 г.