Научная статья на тему 'Интеллект как психолого-педагогическая и языковая категория'

Интеллект как психолого-педагогическая и языковая категория Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
581
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТ / ЯЗЫКОВАЯ КАТЕГОРИЗАЦИЯ / НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / ГРАДУИРОВАННЫЕ КАТЕГОРИИ / THE CATEGORY INTELLIGENCE / LINGUISTIC CATEGORIZATION / SCIENTIFIC WORLDVIEW / GRADED CATEGORIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дзюба Елена Вячеславовна

Рассматривается категория ИНТЕЛЛЕКТ в психолого-педагогическом и лингвокогнитивном аспектах с целью выявления и аналитического описания ее содержательной специфики, структурной организации и сущностных характеристик (дискретность, детерминированность, градуированность, направленность, оценочность и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллект как психолого-педагогическая и языковая категория»

УДК 159.922.72+81 '37

ББК Ш100.3+Ч402.41 ГСНТИ 14.01.07; 16.21.29 Код ВАК 13.00.01; 10.02.19

Дзюба Елена Вячеславовна,

кандидат филологических наук, доцент, докторант кафедры риторики и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 285; е-mail: [email protected].

ИНТЕЛЛЕКТ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ЯЗЫКОВАЯ КАТЕГОРИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: категория ИНТЕЛЛЕКТ; языковая категоризация; научная картина мира; градуированные категории.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается категория ИНТЕЛЛЕКТ в психолого-педагогическом и лингвоког-нитивном аспектах с целью выявления и аналитического описания ее содержательной специфики, структурной организации и сущностных характеристик (дискретность, детерминированность, гра-дуированность, направленность, оценочность и др.).

Dziuba Elena Vyacheslavovna,

Candidate of Philology, Associate Professor, Doctor Degree Applicant of Department of Rhetoric and Intercultural Communication, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

INTELLIGENCE AS A PSYCHO-PEDAGOGICAL AND LINGUISTIC CATEGORY

KEYWORDS: the category INTELLIGENCE; linguistic categorization; scientific worldview; graded categories.

ABSTRACT. The article deals with the category INTELLIGENCE in psycho-pedagogical and linguistic aspects with the purpose of figuring out and analytical description of its content, structural organization and essential characteristics (discreteness, determinacy, gradation, orientation, evaluative potential, etc.).

Изучением процессов мышления, механизмов получения знания (переработки полученной из окружающего мира информации, ее фиксации в виде ментальных единиц в сознании человека, способов ее репродуцирования и т. п.) активно занимаются отечественные и зарубежные ученые - психологи, философы, лингвисты и др. Следует уточнить, что в науке, в том числе отечественной, используется не термин ум: психологи предпочитают термин интеллект, философы - термины разум, рациональность.

Остановимся на исследованиях отечественных психологов. Существуют разные подходы к изучению интеллекта человека, чем обусловлено множество определений данного феномена. Слово интеллект восходит к латинскому глаголу ЬИеИедеге -«1) ощущать, воспринимать, подмечать, замечать; 2) познавать, узнавать; з) мыслить; 4) знать толк, разбираться» [5]. Таким образом, понятие интеллект связано с процессами восприятия информации из внешнего мира или о себе самом, процессами познания, мышления, способами фиксации знания в той или иной области, что обеспечивает осведомленность человека в какой-либо сфере (ср.: знать толк, разбираться в чём-л.). Такая интерпретация в целом не противоречит данным современных психологических исследований, однако специалисты различают целый ряд направлений в изучении интеллекта человека. Отечественные психологи Б. Мещеряков и В. Зин-ченко отмечают современные направления исследования интеллектуального потен-

циала человека: изучение психофизиологических задатков общих умственных способностей (В. Д. Небылицын, Э. А. Голубева, В. М. Русалов и др.); изучение эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности (О. К. Тихомиров); изучение когнитивных стилей (М. А. Холодная) и др. [7].

Попытку обобщить исследования отечественных и зарубежных психологов предпринимает И. Кондаков: «Существует ряд принципиальных трактовок интеллекта. В структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Тестоун, Г. Ай-зенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной)» [6].

С. Ю. Головин отмечает, что «это понятие (интеллект. - Е. Д.) определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего - мышлению, памяти, восприятию, вниманию и др.» [3]. «Подразумевается, -продолжает свои рассуждения исследователь, - определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, - способность к осуществлению процесса позна-

© Дзюба Е. В., 2015

ния и к эффективному решению проблем, в частности - при овладении новым кругом жизненных задач. Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций он отождествляется: 1) с системой операций умственных; 2) со стилем и стратегией решения проблем; з) с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего активности познавательной; 4) со стилем когнитивным» [3].

Исследователь также ставит проблему единства и дискретности интеллекта. С. Ю. Головин подчеркивает, что интеллект предполагает определенный набор ментальных операций и способностей человека, которые складываются в единую интеллектуальную систему. Так, ученый замечает: «Особая роль принадлежит наблюдательности, операциям абстракции, обобщения и сравнения, создающим внутренние условия для объединения разной информации о мире вещей и явлений в единую систему взглядов, определяющих нравственную позицию личности, способствующих формированию ее направленности, способностей и характера»[3].

Идею дискретности интеллекта поддерживает Л. Г. Гуслякова, которая отмечает в содержании дефиниции термина интеллект зависимость его развития от набора познавательных способностей индивида. В этот набор, по мнению исследователя, включаются «ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение» [4]. При этом интеллект признается как «общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей» [4].

Психологов интересует также вопрос о наличии социальных, экономических, демографических и иных факторов, обусловливающих развитие интеллекта. Так, С. Ю. Головин утверждает: «Следует считать несостоятельными утверждения о врожденной обусловленности различий в уровне развития интеллектуального у представителей разных наций и социальных групп. При этом признается зависимость интеллектуальных способностей человека от социально-экономических условий жизни» [3].

Для определения интеллектуального потенциала отдельного индивида, т. е. уровня интеллекта, наибольшее распространение получил метод тестирования, разрабатываемый зарубежными и отечественными исследователями. Так, английский психолог, профессор Лондонского университета Ганс Айзенк разработал тестовые задания для измерения интеллекта

человека, определения коэффициента интеллекта индивидуума (1(2). При этом исследователь указывал, что при выполнении тестовых заданий важна не только успешность выполнения, но также скорость ментальных процессов.

В своих теоретических работах Г. Айзенк подчеркивает: «...первые психологи сделали физиологическое предположение о том, что относительная скорость нервных импульсов в центральной нервной системе может быть причиной различий в интеллектуальных способностях... Сейчас представляется очевидным, что... умственные способности и функции должны измеряться при помощи тестов ума, в явном виде учитывающих эти способности и функции» [1]. Исследователь настаивает на том, что с помощью специфических тестов (словесных, пространственных или числовых) можно отдельно измерить «речевой интеллект, числовой интеллект, пространственное воображение» [1]. Анализ некоторых тестовых заданий, предложенных данным психологом, позволит определить, какие ментальные операции предполагают наличие интеллектуальных способностей человека, определить уровень его интеллекта в целом. Рассмотрим некоторые простейшие задания, направленные:

— на измерение речевого интеллекта:

1. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе: СТ(...)ЬЕР.

2. Подчеркните слово, которое не является маркой автомобиля: ГОЛАВ УГЛИИЖ ЧИВСМОК АНРУЛС КАЙАЧ.

3. Вставьте пропущенную букву: ДЖК НС_;

— измерение числового интеллекта:

1. Найдите пропущенные числа: 7 ю 9 12 11__

2. Вставьте пропущенное число: 16 15 1714—2—

32 33 31 34-2-1 — измерение пространственного интеллекта:

1. Какая из фигур подходит для свободного места в квадрате (в третьем горизонтальном ряду)?

О

о

Решение подобных задач позволяет выявить сущность мыслительных операций, определяющих уровень развития интеллекта человека. К таким ментальным процедурам относятся следующие интеллектуальные действия: сопоставление фактов разной природы (числовых, пространственных, языковых/речевых), выявление общего и различного, определение закономерностей в той или иной последовательности единиц, формулирование выводов, принятие решения (выбор варианта ответа) и т. п.

Перечисленные выше процедуры представляют процесс познания, т. е. самостоятельного получения знания путем проведения определенных интеллектуальных действий на основе имеющихся, полученных ранее знаний, умений, способностей и определенных (заложенных генетически и/или развитых в процессе обучения) функций (специфики ощущений, восприятия, представлений, особенностей памяти и воображения). Психологи также указывают на такие важные характеристики интеллекта человека, как устойчивость интеллектуальных способностей; цельность и одновременно дискретность интеллекта; прагматическая полезность интеллекта (при наличии умения использовать полученные знания в разных/новых жизненных обстоятельствах); подверженность критерию эффективности, успешности в решении разного рода проблем; способность умственной деятельности обеспечивать успешность иных видов деятельности; зависимость уровня развития интеллекта от скорости протекания мыслительных процессов; отсутствие зависимости уровня интеллектуального развития у людей разных социальных слоев, этнических и иных групп и т. д.; зависимость уровня развития интеллекта от социально-экономических условий существования.

Однако данные характеристики, вероятно, более касаются рационального мыш-

ления. 1(2, как подчеркивают многие специалисты, может свидетельствовать о развитии логики, о скорости мыслительных процессов и т. п., но не всегда свидетельствует об уме и творческом потенциале. Многие исследователи указывают на серьезные недостатки тестов, определяющих коэффициент интеллекта: 1) при проверке 1(2 не выявляется весь спектр интеллектуальных способностей; 2) определяются главным образом характеристики рассудка, нежели ума; з) в основе методики, определяющей коэффициент интеллекта, лежит опора на скорость думания, быстродействие, кратковременную проверку знаний; не учитывается тот факт, что многие люди думают медленно, но основательно и продуктивно); 4) не выявляется эрудиция, начитанность и компетентность; 5) не выявляется способность к творчеству и созидательной активности. Тем не менее приверженцы метода тестирования при определении уровня интеллекта не останавливаются на достигнутом, они стремятся совершенствовать методики по оценке 1(2. Кроме того, в настоящее время отечественные и зарубежные исследователи вводят в научный обиход понятие эмоционального интеллекта, определяющего творческий потенциал человека, и разрабатывают методики определения уровня креативных возможностей и способностей мышления (см. об этом подробнее работу Р. Глебова [2]).

При рассмотрении категории ИНТЕЛЛЕКТ как лингвоментального феномена необходимо учитывать, что это категория внутренне градуированная, что во многом обусловлено ее онтологической природой. То есть эта категория предполагают градацию по качественному признаку. В русском языке признак интеллектуальной градуированное™ прослеживается на всех языковых уровнях: семантическом (градация прослеживается на уровне значений: тупой — глупый - неразумный - 'разумный - толковый - образованный - способный - умный - мудрый); словообразовательном (ср.: туповатый, глуповатый, недоумок, умный-преумный и др.); морфологическом (ср.: более/менее умный, более/менее разумный, более/менее глупый; мудрейший, глупейший и под.); лексико-фразеологиче-ском (ср.: шариков не хватает, выше своей головы не прыгнешь, мудрый яко змий); синтаксическом (ср.: Более мудрого человека я не знаю...; Что за дурь (чушь)?!; ..:до того умен, что...).

Когда речь заходит о градуированных категориях, исследователи указывают на наличие шкалы, на которой располагаются входящие в структуру категории члены. Таким образом, для описания интересующей

нас категории необходимо определить набор составляющих и расположить их на данной шкале.

Любую шкалу, как известно, можно представить в горизонтальной или вертикальной плоскости. Категорию интеллекта в русском языке можно представить в обеих плоскостях. Горизонтальную шкалу представляют следующие синонимические слову умный единицы: недалекий, недалекого ума, дальновидный, широколобый, дальнего ума, прозорливый (вперед о времени), семи пядей во лбу, узколобый, предусмотрительный (то есть глядящий вперед) и фраземы (ср.: волос длинен, да ум короток; дальше своего носа не видит и под.).

Однако вертикальную шкалу в русском языке представляет значительно большее число синонимов к слову умный (ср.: высокоумный, высокомудрый, высоколобый, высокоинтеллектуальный, высококвалифицированный, высокоразвитый, высокообразованный), к слову голова в значении 'вместилище ума' (ср.: вершина, башня, скворечник) и большее число фразеологизмов (ср.: с неба звёзд не хватает, чердак протекает, чердак слабо меблирован, крыша поехала, башню сшибло, что-то наверху неладно, выше своей головы не прыгнет и мн. др.). К перечисленным выше языковым единицам можно также прибавить некоторые устоявшиеся речевые обороты, актуализирующие идею вертикальной градации категории интеллект (ср.: повышение квалификации, карьерный рост, карьерная лестница, подняться (в значении 'быть успешным в жизни и бизнесе'), ученая степень, ступени образования или, например, изучения иностранного языка ит. п.). Естественно, вертикаль намечается, с одной стороны, прямохождением человека (голова, вместилище ума, - верхняя часть тела). С другой стороны, для русского сознания характерно рассматривать многие категории именно через оппозицию «верх -низ», при этом «верх» часто оценивается положительно, а «низ» отрицательно. Это - ар-хетипические закономерности русского национального сознания. Таким образом, можно утверждать, что интеллект как градуированная категория должен быть представлен в виде вертикальной шкалы (см. схему).

Вертикальная шкала, которая включает смысловые «узлы», представляющие степени проявления/отсутствия признака интеллектуальности, является главной в смысловом поле интеллект, осью, остовом, на котором держится данная категория (см.

Шкала интеллекта на приведенной схеме). Точкой отсчета, срединной точкой, от которой шкалы располагаются вверх по вектору умнее и вниз по вектору глупее, вероятно, является смысловой компонент здравомыслящий (ср.: быть/находиться в здравом уме). В определении данной единицы как точки отсчета играет роль то, что у этого слова в русском языке нет оппозиции *нездравомыслящий. От срединной точки компоненты располагаются вверх и вниз по векторам без градации (зеркально отображаются компоненты разумный, рассудительный - неразумный, нерассудительный-, толковый, сообразительный, понятливый - бестолковый, несообразительный, непонятливый; образованный, ученый - необразованный, неуч; умный -неумный, недалекий, глупый). Далее от них располагаются элементы, отражающие градацию: умнее - глупее; умнейший, преум-ный (умный-преумный) - глупейший, преглупый (глупый-преглупый), мудрый, мудрее - тупой, тупее.

Важно заметить, что интеллектуальные способности могут быть тесно связаны с двумя другими сферами человеческого бытия - прагматической и творческой, поэтому целесообразно выделить, с одной стороны, прагматическую сферу приложения интеллектуальных способностей (слева от центральной шкалы интеллекта), с другой -сферу креативности, которая определяет наличие или отсутствие творческого начала в интеллекте человека (справа от центральной шкалы). При этом точки отсчета (наличие/отсутствие практического ума, наличие/отсутствие творческого потенциала) обозначены условно произвольным отступом влево и вправо (отмечены черными заштрихованными точками). Усиление степени проявления признака практического ума или креативности определяется соответствующими горизонтальными векторами - вектором прагматики и вектором креативности, а также вертикальной шкалой - умный/умнее, мудрый/мудрее и глупый/глупее, тупой/тупее. Таким образом, в сфере прагматики отмечены смысловые «узлы» практичный - непрактичный; дальновидный, прозорливый, осмотрительный, предусмотрительный - недальновидный, непрозорливый, неосмотрительный; расчетливый, предприимчивый -нерасчетливый (бескорыстный); увертливый, изворотливый, ловкий, хитроумный, хваткий, ушлый - простодушный, простак, простофиля.

Вектор прагматики

Вектор креативности

заумь мудрствование мудрый

умнейший преумный умный

едприимчиеый расчетливый П образованный

гениальный

взткий ушлый (разг.\

,'вертпивый изворолтливый ловкий

хитроумный

талантливых

одаренный

а. с

х

®

с а к о а. с л х <ь

дальновидный, прозорливым, осмотрительный предусмотрительный

практичный

наличие/отсутствие практического ума

непрактичный

недальновидный непрозорливый ф неосмотрительный, -

непредприимчивый

нерасчетливый (бескорыстный)

сообразительный понятливый толковый

способный разумный рассудительный

Iздравомыслящи^ наличие/отсутствие творческого потенциала

I

неразумный нерассудительный

неспособный несообразительный непонятливый бестолковый

простодушный прстак простофиля (разг)

необразованный неуч неумный недалекий глупый (глупейший преглупы»

неодаренныи заурядный

бесталанный

1= >

г> О

гп

О ОТ

0

СП >

1

О п г>

тупой дебил и под (разг.)

бездарный

Схема. ИНТЕЛЛЕКТ как градуированная и «векторная» категория

В сфере креативности можно выделить следующие смысловые «узлы»: способный — неспособный, одаренный - неодаренный, заурядный; талантливый / бесталанный; гениальный - бездарный. Интересно, что шкала интеллекта имеет значительно больше степеней градации (или деградации), что позволяет отметить даже незначительный прирост знаний, образованности, способности мыслить и т. д. Напротив, сфера креативности имеет незначительное число смысловых «узлов», что позволяет сделать вывод о наличии в наивном сознании представления о том, что способности и талант у человека либо есть, либо нет. Эта сторона интеллекта наименее градуированная, тем более что для таланта важны не столько степени проявления, сколько именно его специфические качественные характеристики. Средняя степень градуированное™ у вектора прагматики: здесь отмечается меньше нюансов в развитии соответствующих способностей, чем на шкале интеллекта, но больше, чем на шкале креативности, что свидетельствует о возможности оценить степени наличия или отсутствия предприимчивости у человека.

Важной составляющей представлений о категории интеллект является оценка. На графике аксиологическая характеристика того или иного феномена маркирована специальными знаками: заштрихованной темной точкой обозначены точки отсчета, актуальные при оформлении векторов градации вверх и вниз (они имеют нейтральную оценку); положительная оценка феномена обозначена светлой точкой, отрицательная оценка - перечеркнутой заштрихованной точкой.

Следует заметить, что не всегда оценка прямо пропорциональна степени интенсивности признака (положительная - степеням градации; отрицательная - степеням деградации). Так, например, в наивном сознании русского народа крайняя степень проявления ума оценивается негативно и предстает как неясность мысли и речи, вызванная чрезмерным мудрствованием, заумью, как намеренное запутывание собеседника часто с целью демонстрации интеллектуального превосходства. Крайняя степень практичности, предприимчивости в русском национальном сознании также воспринимается негативно, поскольку свидетельствует о наличии некоторой угрозы для окружающих, нередко становящихся объектом манипулирования со стороны хитроумных, ловких и предприимчивых людей. С другой стороны, отсутствие расчетливости и предприимчивости, которые, несомненно, имеют практическую ценность в жизни конкретного человека, русскими воспринимается позитив-

но и называется бескорыстием, что подтверждается многочисленными сказками об Иване-дураке - простодушном и отзывчивом парне, который всем бескорыстно помогает, не рассчитывая на ответную помощь или материальные ценности, а в итоге оказывается одаренным судьбой всеми благами жизни: и умницей-красавицей женой, и богатством.

Итак, в научной (психолого-педагогической) картине мира интеллектуальные способности представляются как возможность осуществления познания, т. е. самостоятельного получения знания путем проведения определенных интеллектуальных действий на основе имеющихся, полученных ранее знаний, умений, способностей и определенных (заложенных генетически и/или развитых в процессе обучения) функций (специфики ощущений, восприятия, представлений, особенностей памяти и воображения). Именно эти способности и умения лежат в основе обучения на всех уровнях: от дошкольного до высшего образования. Не менее важными характеристиками интеллекта, по мнению психологов, является такие, как устойчивость интеллектуальных способностей; цельность и одновременно дискретность интеллекта; прагматическая полезность интеллекта (применение полученных знаний в новых жизненных обстоятельствах); способность умственной деятельности обеспечивать успешность иных видов деятельности; зависимость уровня развития интеллекта от скорости протекания мыслительных процессов; отсутствие зависимости уровня интеллектуального развития у людей разных этнических и иных групп и т. д.; относительная зависимость уровня развития интеллекта от социально-экономических условий существования.

С лингвокогнитивной точки зрения категория интеллекта является «размытой» и градуированной (т. е. не имеющей четких границ и предполагающей градацию своих членов). В русском языке признак интеллектуальной градуированное™ прослеживается на всех языковых уровнях: словообразовательном, морфологическом, лекси-ко-фразеологическом и синтаксическом. Единицы, репрезентирующие признак интеллектуальной градуированное™, распределяются по двум группам в зависимости от степени интенсивности проявления данного признака: 1 группа - маркеры актуализации признака интеллектуальности в меньшей (легкой) или большей степени, 2 группа - маркеры актуализации признака интеллектуальности в высшей или низшей степени (вербальные маркеры занесены в таблицу).

Градуированные категории обычно изображаются в виде шкалы, на которой размещаются члены категории в зависимости от степени интенсивности проявления типичных признаков. Категорию интеллекта следует изобразить в виде вертикальной шкалы (не горизонтальной). Подтверждением тому являются многочисленные языковые единицы и речевые обороты, актуализирующие признак «вертикальности», которые являются отражением одной из особенностей русской ментальности - рассматривать многие категории именно через оппозицию «верх - низ», где «верх» оценивается положительно, а «низ» отрицательно.

Интеллектуальные способности тесно связаны с двумя другими сферами челове-

ческого бытия - прагматической и творческой, поэтому, наряду со шкалой интеллекта, представляющей возможности человека осуществлять ментальные процедуры, выделяются прагматическая сфера (сфера приложения интеллектуальных способностей) и сфера креативности (сфера творческих способностей). Компоненты трех сфер проявления признака интеллектуальности имеют аксиологические характеристики, при этом оценка не всегда прямо соответствует степеням градации и деградации (положительная - степеням градации; отрицательная - степеням деградации). В этой оценочной специфике проявляются особенности национального сознания, миро-видения, особенности восприятия явлений окружающего мира и отношения к ним.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзенк Г. Новые тесты Кч). М., 2001.

2. Глебов Р. Я. Интеллект: роль природных и социальных факторов // Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня : хрестоматия. Минск, 2004.

3. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск : Харвест, 1998.

4. Гуслякова Л. Г. Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Барнаул, 19975. Дворецкий И. X. Латинско-русский словарь. М.: Рус. яз. - Медиа, 2006.

6. Кондаков И. М. Иллюстрированный психологический словарь. СПб., 2000.

7. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. М.: Олма-пресс, 2004.

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. А. П. Чудинов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.