Научная статья на тему 'Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской в начале 1950-х годов'

Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской в начале 1950-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской / факультет иностранных языков / аспирантура / кандидатские диссертации / учебно-воспитательная и научно-исследовательская деятельность / педагогическая практика / директор / С. А. Коробов / Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya / faculty of foreign languages / postgraduate stud-ies / Ph. D. dissertations / educational and research activities / pedagogical practice / director / S. A. Korobov

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ошаев Алексей Григорьевич

В данной статье рассматриваются вопросы развития первого высшего учебного заведения республики – Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской в начале 1950-х годов. Работа по изучению истории института является важным показателем бережного отношения к богатому историческому наследию становления и развития системы высшего профессионального образования в регионе. Целью статьи является изучение наиболее важных событий в жизни института в начале 1950-х годов, определение вклада руководителя и преподавателей института в подготовку педагогических кадров, выявление достижений в области научно-исследовательской деятельности. В работе использованы вводимые в научный оборот документы Государственного архива Республики Марий Эл и архива Марийского государственного университета, опубликованные материалы и научная литература по истории института. Методологической основой работы послужили принципы диалектики и историзма, объективности и системности научного анализа. Использовались специальные исторические методы: сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, историко-биографический. Статья позволяет расширить представление о деятельности педагогического института в начале 1950-х годов. В этот период директором института был опытный руководитель С. А. Коробов, который вместе с педагогическим коллективом внес большой вклад в поступательное развитие вуза. Рост научной квалификации преподавательских кадров способствовал заметному оживлению научно-исследовательской деятельности института. Крупным событием в жизни института стало открытие факультета иностранных языков. Большое внимание в процессе профессиональной подготовки студентов отводилось педагогической практике. В это время зарождается традиция организации и проведения встреч выпускников, в ходе которых они получили возможность для тесного общения и обмена педагогическим опытом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya in the early 1950s

This article discusses the development of the first higher educational institution of the republic – the Mari State Pedagogical Institute named after N.K. Krupskaya in the early 1950s. The work on studying the history of the institute is an important indicator of respect for the rich historical heritage of the formation and development of the higher professional education system in the region. The purpose of the article is to study the most important events in the life of the Institute in the early 1950s, to determine the contribution of the head and teachers of the Institute to the training of teaching staff, to identify achievements in the field of research activities. The paper uses the documents from the State Archive of the Republic of Mari El and the archive of the Mari State University, published materials and scientific literature on the history of the Institute, introduced into scientific circulation. The methodological basis of the work was the principles of dialectics and historicism, objectivity and consistency of scientific analysis. Special historical methods were used: comparative-historical, problem-chronological, historical-biographical. The article allows us to expand our understanding of the activities of the pedagogical Institute in the early 1950s. During this period, the director of the institute was an experienced leader S. A. Korobov, who, together with the teaching staff, made a great contribution to the progressive development of the Institute. The growth of scientific qualifications of teaching staff contributed to a noticeable revival of the Institute's research activities. The opening of the Faculty of Foreign Languages was a major event in the life of the Institute. Much attention in the process of professional training of students was paid to pedagogical practice. At that time, the tradition of organizing and holding alumni meetings was born, during which they had the opportunity for close communication and exchange of teaching experience.

Текст научной работы на тему «Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской в начале 1950-х годов»

УДК 378/6(470.343)(09)

DOI: 10.30914/2411 -3522-2024-10-1 -63-70

Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской

в начале 1950-х годов

А. Г. Ошаев

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы развития первого высшего учебного заведения республики - Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской в начале 1950-х годов. Работа по изучению истории института является важным показателем бережного отношения к богатому историческому наследию становления и развития системы высшего профессионального образования в регионе. Целью статьи является изучение наиболее важных событий в жизни института в начале 1950-х годов, определение вклада руководителя и преподавателей института в подготовку педагогических кадров, выявление достижений в области научно -исследовательской деятельности. В работе использованы вводимые в научный оборот документы Государственного архива Республики Марий Эл и архива Марийского государственного университета, опубликованные материалы и научная литература по истории института. Методологической основой работы послужили принципы диалектики и историзма, объективности и системности научного анализа. Использовались специальные исторические методы: сравнительно -исторический, проблемно-хронологический, историко-биографический. Статья позволяет расширить представление о деятельности педагогического института в начале 1950-х годов. В этот период директором института был опытный руководитель С. А. Коробов, который вместе с педагогическим коллективом внес большой вклад в поступательное развитие вуза. Рост научной квалификации преподавательских кадров способствовал заметному оживлению научно-исследовательской деятельности института. Крупным событием в жизни института стало открытие факультета иностранных языков. Большое внимание в процессе профессиональной подготовки студентов отводилось педагогической практике. В это время зарождается традиция организации и проведения встреч выпускников, в ходе которых они получили возможность для тесного общения и обмена педагогическим опытом.

Ключевые слова: Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской, факультет иностранных языков, аспирантура, кандидатские диссертации, учебно-воспитательная и научно -исследовательская деятельность, педагогическая практика, директор, С. А. Коробов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ошаев А. Г. Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской в начале 1950-х годов // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2024. Т. 10. № 1. С. 64-70. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2024-10-1-64-70

Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya

in the early 1950s

A. G. Oshaev

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. This article discusses the development of the first higher educational institution of the republic -the Mari State Pedagogical Institute named after N.K. Krupskaya in the early 1950s. The work on studying the history of the institute is an important indicator of respect for the rich historical heritage of the formation and development of the higher professional education system in the region. The purpose of the article is to study the most important events in the life of the Institute in the early 1950s, to determine the contribution of the head and teachers of the Institute to the training of teaching staff, to identify achievements in the field of research activities. The paper uses the documents from the State Archive of the Republic of Mari El and the archive of the Mari State University, published materials and scientific literature on the history of the Institute, introduced into scientific circulation. The methodological basis of

© Ошаев А. Г., 2024

the work was the principles of dialectics and historicism, objectivity and consistency of scientific analysis. Special historical methods were used: comparative-historical, problem-chronological, historical-biographical. The article allows us to expand our understanding of the activities of the pedagogical Institute in the early 1950s. During this period, the director of the institute was an experienced leader S. A. Korobov, who, together with the teaching staff, made a great contribution to the progressive development of the Institute. The growth of scientific qualifications of teaching staff contributed to a noticeable revival of the Institute's research activities. The opening of the Faculty of Foreign Languages was a major event in the life of the Institute. Much attention in the process of professional training of students was paid to pedagogical practice. At that time, the tradition of organizing and holding alumni meetings was born, during which they had the opportunity for close communication and exchange of teaching experience.

Keywords: Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya, faculty of foreign languages, postgraduate studies, Ph. D. dissertations, educational and research activities, pedagogical practice, director, S. A. Korobov

The author declares no conflict of interest.

For citation: Oshaev A. G. Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya in the early 1950s.

Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2024, vol. 10, no. 1, pp. 64-70. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2024-10-1-64-70

Первым высшим учебным заведением Республики стал Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской. Работа по изучению его истории является важным показателем бережного отношения к богатому историческому наследию становления и развития системы высшего профессионального образования в регионе.

За время существования института были выпущены сотни учителей. Неоднократно менялся и руководящий состав института. В начале 1950-х гг. в непростых условиях институт продолжал выполнять свою главную миссию - подготовку учителей. Многие руководители и преподаватели института в первые послевоенные десятилетия были фронтовиками. В Великой Отечественной войне участвовали руководители вуза А. Ф. Ярыгин, С. А. Коробов, А. А. Кожевников, Д. М. Меджитов, М. И. Романов [1, с. 69].

С сентября 1950 г. по сентябрь 1953 г. в должности директора пединститута находился С. А. Коробов1. Осуществляя административную, педагогическую и научную работу, он внес большой вклад в деятельность и развитие пединститута в начале 1950-х гг. Данный период в жизни института не являлся предметом специального изучения. Вместе с тем в очерках

1 Архив Марийского государственного университета (МарГУ). Личное дело С. А. Коробова. Л. 4 об.

по истории института2, монографиях [1; 2] и статьях [3; 4; 5] некоторые страницы развития вуза указанного периода получили освещение.

Жизнь и деятельность директора института была многогранна. С. А. Коробов родился в декабре 1900 г. в крестьянской семье деревне Удерь Буйской волости Нолинского уезда Вятской губернии. В 1914 году он окончил двухклассное училище и в октябре ушел работать на Ижевский оружейный завод3. Осенью 1915 года переехал в г. Вятку и устроился в качестве ученика в сапожные мастерские Солоницына. В 1917 году из Вятки он перехал в г. Челябинск и поступил рабочим в сапожную мастерскую Богатырева. В связи с восстанием казаков под руководством атамана Дутова вынужден был уехать в Нолинск, где работал в сапожной мастерской.

В годы Гражданской войны, в июне 1919 г., его мобилизовали в Красную армию, отправили в Нижний Новгород в Приволжский полк. «В июле был направлен на Северо-Западный фронт против Юденича. С июля по сентябрь находился

2 Марийский педагогический. Исторический очерк создания и деятельности Марийского ордена «Знак Почета» государственного педагогического института им. Н. К. Крупской. 1931-1981. Йошкар-Ола, 1981. 93 с. ; Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской: Очерки истории факультетов и кафедр в лицах и событиях. Йошкар-Ола, 2006. 414 с.

3 Архив МарГУ. Личное дело С. А. Коробова. Л. 6.

на командных курсах при 7-й действующей армии, а с сентября по декабрь в боях. После разгрома Юденича, в январе 1920 г. заболел тифом, а в марте получил по болезни отпуск на 2 меся-ца»1, - отмечается о событиях гражданской войны в его автобиографии. После излечения в мае 1920 г. его снова призвали в армию и направили в караульную роту при артиллерийском складе г. Вятку.

В октябре 1920 года политуправлением губернского военкомата был послан на подготовительные курсы в пединститут. После демобилизации и окончания курсов в 1922 г. поступил на первый курс Вятского пединститута им. В. И. Ленина. В 1926 году С. А. Коробову была присвоена квалификация педагога по обществоведению в трудовых школах 2 ступени. Его трудовая деятельность связывается с просвещением. Свою педагогическую деятельность он начинает еще будучи студентом. Во время учебы в институте в 1922-1923 гг. работал учителем 1 ступени, в 1923-1924 гг. - семилетки, в 1924-1926 гг. - преподавателем истории ветеринарного техникума2. В мае 1928 года молодой человек вступает в коммунистическую партию.

После окончания института был направлен в педучилище в г. Уржум, где работал до марта 1932 г. в качестве преподавателя, завуча, директора. Здесь он получает первый опыт административной работы.

В 1932 году его переводят в Марийский государственный педагогический институт на должность заведующего учебной частью. В 1934 году он прошел курсы по повышению квалификации преподавательского состава при Всесоюзном Коммунистическом Сельско-Хозяйственном Университете им. Сталина3. В соответствии с приказом Народного комиссара просвещения РСФСР № 1140 от 14 июля 1939 г. Степан Алексеевич был назначен заместителем директора по научной и учебной работе пединститута4. Директор института А. Т. Трефилова в характеристике отмечала: «Тов. Коробов, несмотря на то, что не получил еще ученого звания доцента хорошо знает учебно-научный процесс Педагогического института... пользуется авторитетом среди профессорско-преподавательского состава и студентов»5.

1 Архив МарГУ. Личное дело С. А. Коробова. Л. 7.

2 Там же. Л. 8.

3 Там же. Л. 11.

4 Там же. Л. 5.

5 Там же. Л. 10.

А. Т. Трефиловой пришлось руководить вузом в один из самых сложных периодов многолетней истории педагогического института - первые годы Великой Отечественной войны [6, с. 46].

Началась Великая Отечественная война советского народа с немецко-фашистскими захватчиками. 20 ноября 1941 года С. А. Коробов был призван в армию для ведения политической работы и направлен на курсы в Шадринск. В своей автобиографии об этих суровых годах он писал: «С ноября по март 1942 г. учился в Военно-политическом училище им. Ленина, с апреля по сентябрь 1942 г. - 7-й гвардейский пехотный корпус, старший инструктор политотдела корпуса. 3-го сентября под деревней Упо-лозы Темкинского района Смоленской области был тяжело контужен и до середины декабря лежал в госпиталях»6.

С августа 1942 года здесь шло наступление 33 армии. Из района Фатейково и Силенки шли удары в сторону Туманово и в обход Скугурев-ских высот на д. Уполозы7. Эти районы немцы бомбили нещадно, поэтому были существенные потери личного состава в воинских подразделениях. Около бывшей деревни Уполозы находится братская могила.

После трех с половиной месяцев лечения С. А. Коробов был направлен комиссаром госпиталя в г. Тулу8. До марта 1944 года служил инструктором пропаганды в разных госпиталях. Огромной заслугой партийных органов явилось то, что они в сложнейших условиях военного времени сумели обеспечить идейно-политическое единство народа [7, с. 58]. Осуществляя пропагандистскую работу в частях и подразделениях, С. А. Коробов внес весомый вклад в укрепление морального духа и стойкости солдат.

В начале 1944 года заболевает язвой желудка. После продолжительного лечения в июне 1944 г. он был уволен из армии по состоянию здоровья в воинском звании гвардии капитана9. Степан Алексеевич продолжает свой трудовой путь на должности заведующего лекторской группой Марийского обкома ВКП(б). В 1945 году он был награжден государственными наградами -

6 Там же. Л. 8.

7 Воинские захоронения Темкинского района Смоленской области. URL: http://wap.pougorec.forum24.ru/71-n-0-00000014-000-10001-0 (дата обращения: 24.01.2024).

8 Архив МарГУ. Личное дело С. А. Коробова. Л. 7.

9 Там же. Л. 4 об.

медалями «За победу над Германией» и «За трудовое отличие в Отечественной войне»1.

С марта 1946 г. по сентябрь 1950 г. он являлся заведующим кафедрой марксизма-ленинизма в Поволжском лесотехническом институте2. В 1948 году закончил заочно Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б)3, а в 1949 году был прикомандирован к Академии Общественных наук для окончания написания кандидатской диссертации и ее защиты. Решением Совета Академии общественных наук при ЦК ВКП(б) от 16 июня 1950 г. С. А. Коробову была присуждена ученая степень кандидата исторических наук4.

Во второй половине 1940-1950-х гг. по разным причинам происходила частая смена руководства института. В сентябре 1950 года С. А. Коробов был назначен директором Маргоспединститута и заведующим кафедрой марксизма-ленинизма.

В это время, наряду с четырехлетним педагогическим институтом, продолжал действовать двухгодичный учительский институт для подготовки учителей 5-7 классов. По плану на 1950-1951 учебный год было принято всего 350 человек: в педагогический институт 150 человек, из них на физико-математический - 50 человек, на факультет языка и литературы - 50 человек, на факультет естествознания - 25 человек, на исторический факультет -25 человек, в учительский институт - 200 человек (на физико-математическое отделение - 50 человек, на отделение языка и литературы - 100 человек, на естественно-географическое отделение - 50 чело-век)5. План приема был выполнен полностью.

В целях сохранения контингента студентов с начала учебного года были приняты меры по закреплению их в институте. По установившимся в институте традициям была организована встреча первокурсников со студентами старших курсов. Сотрудники кафедры педагогики провели для них несколько бесед, в которых охарактеризовали будущую профессию учителя. Вопросам педагогической профессии были посвящены политзанятия, которые в институте проводились регулярно в каждую среду специально прикрепленными к группам преподавателями6.

1 Архив МарГУ. Личное дело С. А. Коробова. Л. 5 об.

2 Там же. Л. 4 об.

3 Там же. Л. 8.

4 Там же. Л. 11.

5 Государственный архив Республики Марий Эл (ГА РМЭ). Ф. Р-380. Оп. 1. Д. 232. Л. 11.

6 ГА РМЭ. Ф. Р-380. Оп. 1. Д. 232. Л. 12.

В связи с ростом количества школ и намеченным переходом к всеобщему восьмилетнему образованию учительские институты по всей стране в начале 1950-х гг. были закрыты или преобразованы в педагогические. В 1952 году был закрыт и учительский институт в Йошкар-Оле, подготовивший за годы существования более двух тысяч учителей [1, с. 70].

Марийский государственный педагогический институт имени Н. К. Крупской имел в своей структуре четыре факультета: исторический, литературный, физико-математический и естественный. Подготовка учителей для республики велась и на заочных отделениях соответствующих факультетов. В 1952 году был открыт новый факультет - иностранных языков с тремя отделениями - немецким, английским и французским. Первым деканом факультета иностранных языков был А. А. Вайнштейн [1, с. 71]. Преподавателями факультета были выпускники ведущих языковых вузов страны: В. Я. Беневоленская, Л. В. Бобкова, Л. И. Васильева, Л. С. Михайлова. М. И. Кириллова, З. А. Пекунькина и другие.

«Штатным формуляром на 1950-1951 учебный год в институте было предусмотрено 87 человек для станционара и 6 человек для заочного сектора. Из 87 единиц институт имел: профессоров - 2,5 единиц; доцентов, кандидатов наук - 17; доцентов - 3, старших преподавателей - 26, ассистентов - 36. Как и в предыдущий год, старшими преподавателями и ассистентами штат был укомплектован полностью»', - указывалось в годовом отчете института.

Подготовка высококвалифицированных научных кадров для института осуществлялась в аспирантурах Казани, Москвы, Ленинграда. Большую роль в подготовке национальных кадров сыграла аспирантура, созданная в 1953 г. при кафедре марийского языка и литературы под руководством Н. Т. Пенгитова.

В эти годы стали заметны точки соприкосновения сопоставительной грамматики русского и марийского языков со структурной и социальной типологией языков. Новый этап в исследованиях открывается изданием учебного пособия Я. Г. Григорьева «Марийский язык» (1953) для начинающих изучать марийский язык. В подборе и обработке материала для хрестоматийной части пособия принимала участие преподаватель

7 Там же. Л. 4.

кафедры А. Г. Чемекова1. Она является автором первой программы по русскому языку для 14 классов марийской школы и методических рекомендаций по использованию наглядных пособий на уроках марийского и русского языков. Добросовестная, творческая, плодотворная работа А. Г. Чемековой неоднократно поощрялась благодарностями и наградами. Так, в 1951 году ей были вручены медаль «За трудовое отличие» и почетная грамота ЦК Профсоюза [8, с. 39].

Рост научной квалификации преподавательских кадров способствовал повышению качества подготовки будущих учителей, улучшению учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы.

Важной частью подготовки специалистов являлось изучение общественных наук. Кафедра марксизма-ленинизма, которой в те годы руководил С. А. Коробов, проводила большую учебно-воспитательную работу среди студентов. Учили применять теоретические знания к анализу явлений общественно-политической жизни, международного и внутреннего положения страны. 17 марта 1951 года решением Высшей аттестационной комиссии С. А. Коробову было присвоено звание доцента по кафедре марксизма-ленинизма2. В характеристике, подготовленной 16 января 1951 г., указывалось: «...Тов. Коробов С. А. много и систематически работает над повышением своего идейно-политического уровня. С октября 1950 г. утвержден директором Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской и заведующим кафедрой марксизма-ленинизма. За время пребывания в МГПИ тов. Коробов проявил себя способным научным работником, хорошо владеющим педагогическими навыками. Порученный лекционный курс основ марксизма-ленинизма читает на высоком идейно-политическом и методическом уровне. Продолжает вести научно-исследовательскую работу, разрабатывая вопросы, имеющие важное значение для освещения истории марийского народа. Идеологически выдержан. Морально устойчив. Делу партии Ленина-Сталина предан»3.

В ноябре 1951 года Совет института определил основные формы профессиональной направ-

1 Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской: Очерки истории факультетов и кафедр в лицах и событиях. Йошкар-Ола, 2006. С. 46.

2 Архив МарГУ. Личное дело С. А. Коробова. Л. 27.

3 Там же. Л. 26.

ленности учебного процесса, воспитания педагогической культуры студентов4. На Совете обсуждались вопросы улучшения политехнической подготовки студентов, изучения опыта сельских школ республики.

Педагогическая практика осуществлялась под руководством опытных методистов. В 1954 году З. Ф. Барцева успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Методика изучения видов глаголов русского языка в марийской школе» [9, с. 33]. Источниками материалов для ее диссертации стали преподавательская работа, результаты педагогических практик студентов, руководителем которых она была долгие годы.

Встречи с передовыми учителями, ветеранами педагогического труда, диспуты, конференции помогали глубже освоить благородную и ответственную профессию народного учителя. В рассматриваемый период зародилась традиция встреч с выпускниками института: в декабре 1951 г. состоялся первый День молодого учителя [1, с. 81]. Выпускники делились своим педагогическим опытом, рассказывали о первых успехах и трудностях.

Составной и неразрывной частью институтской жизни являлась научно-исследовательская деятельность. Заметным стало усиление научной работы, расширение тематики исследований, повышение их качества. Разрабатывались актуальные проблемы общественных, педагогических, естественных и гуманитарных наук.

С начала 1950-х гг. активизировалась и улучшилась научно-исследовательская работа кафедры педагогики и психологии. В 1951 году кафедру возглавил талантливый ученый З. И. Равкин. Это был человек огромной эрудиции, многогранных интересов и высокой культуры. Его профессиональное амплуа - история педагогики. Блестящий лектор, З. И. Равкин сумел сделать этот предмет любимым для студентов5.

В этот период формировались квалифицированные кадры историков, заметно активизировалось исследование истории Марийской АССР. В 1952 году вышла в свет монография

4 Марийский педагогический. Исторический очерк создания и деятельности Марийского ордена «Знак Почета» государственного педагогического института им. Н. К. Крупской. 1931-1981. Йошкар-Ола, 1981. С. 35.

5 Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской: Очерки истории факультетов и кафедр в лицах и событиях. Йошкар-Ола, 2006. С. 363.

С. А. Коробова «Революционное движение в Марийском крае в период первой буржуазно-демократической революции в России (19051907 гг.)». Автор отмечал, что в годы революции волнениями были охвачены все районы Марийского края, но выступления крестьян происходили разрознено, неорганизованно [10, с. 201]. О его научной деятельности в характеристике от 19 мая 1951 г. записано: «За период работы в Марийской республике им написаны шесть работ, из которых четыре напечатаны. Все написанные им работы посвящены темам участия марийского народа в революционном движении»1. Исследователь внес крупный вклад в разработку проблемы революционного движения в Марийском крае в 1905-1907 годы.

Учебно-воспитательная, научная, общественная, административная работа С. А. Коробова в должности директора института получила признание в обществе. В 1951 году дана высокая оценка его деятельности, он был награжден орденом «Знак Почета»2.

С 1949 года на кафедре истории стал работать В. Ф. Пашуков. После окончания в 1940 году Казанского речного техникума он учился сначала в Казанском, затем в Пермском педагогическом институтах. В октябре 1941 года был призван в ряды Красной армии, участвовал в боях против немецко-фашистских захватчиков. За мужество и героизм, проявленные в боях за Родину, он награжден Орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За взятие Берлина». «За освобождение Праги» [11, с. 268].

В 1947-1949 годы В. Ф. Пашуков учился в Марийском государственном педагогическом институте на историческом факультете, после окончания которого был оставлен в родном вузе в должности ассистента кафедры марксизма-ленинизма. Закаленные в боях за Родину бывшие фронтовики внесли новую струю в учебно-воспитательный процесс.

В науке В. Ф. Пашуков впервые заявил о себе в 1953 г. после успешной защиты кандидатской диссертации на тему «Борьба за укрепление тыла Красной Армии и мобилизация его материальных ресурсов на оборону в период иностранной военной интервенции и гражданской войны. 19181920 гг. По материалам Марийского края» [12, с. 4].

1 Архив МарГУ. Личное дело С. А. Коробова. Л. 32.

2 Там же. Л. 5 об.

В работе впервые на конкретно-историческом материале были изучены события, происходившие в Марийском крае после Октября 1917 года. Он вел плодотворную научно-исследовательскую и научно-организационную работу.

Первокурсники начала 1950-х гг. в большинстве своем уже успели поработать, многие к моменту поступления в вуз имели за плечами диплом педучилища. После завершения Козьмодемьянско-го педагогического училища, в переломный для страны 1953 г., на историко-филологический факультет поступил К. Н. Сануков, был активным общественником [13, с. 4]. В советский период истории страны формирование активной общественной позиции рассматривалось в качестве одной из главных целей образовательной политики. Будучи студентом, он проявил склонность к научной работе, стал известным ученым, доктором исторических наук, профессором, академиком гуманитарных наук.

Среди студентов было немало участников Великой Отечественной войны. После демобилизации из вооруженных сил в 1950 г. на физико-математический факультет был зачислен Н. Д. Паутков. Он родился в 1926 году в д. Большой Яшнур Медведевского района, призван в Красную армию Йошкар-Олинским ГВК в 1943 году [5, с. 63]. В ходе наступательной операции на территории Восточной Пруссии участвовал в боях за овладение городом Кенигсберг. Комсомольско-партийные работники обращались с нами, по выражению Н. Д. Пауткова, «не по партийно-политической работе, а просто так, по-товарищески», стараясь поднять боевой дух солдата [5, с. 69].

Пережившие тяжелые испытания, умудренные жизненным опытом, фронтовики являлись примером для своих более молодых однокурсников. У студентов отношение к учебе было серьезное, они много времени уделяли подготовке к занятиям. Источниками информации служили лекции преподавателей и книги.

Важное место в подготовке будущих учителей занимала научная работа студентов. В институте действовало студенческое научное общество, число членов СНО в 1952 г. составляло 120 человек. Научной работой в кружках занимались 14 % студентов. К руководству НИРС привлекались лучшие преподавательские силы. Систематически стали проводиться научные студенческие конференции. В 1952 году на итоговой

вузовской конференции было заслушано 25 до-кладов1.

Книжный фонд и объем работы библиотеки увеличивался с каждым годом, несмотря на это, структура и штат библиотеки оставался прежним. Основной проблемой в работе библиотеки было то, что она не имела книгохранилища. Основной книжный фонд был сосредоточен на абонементе и в читальном зале. Штат сотрудников библиотеки состоял из четырех человек2. В связи с увеличением объема работы штат библиотеки нуждался в расширении. За 1950-1951 учебный год было приобретено книг на общую сумму 62 748 руб.3.

1 Марийский педагогический. Исторический очерк создания и деятельности Марийского ордена «Знак Почета» государственного педагогического института им. Н. К. Крупской. 1931-1981. Йошкар-Ола, 1981. С. 38.

2 ГА РМЭ. Ф. Р-380. Оп.1. Д. 232. Л. 166.

3 Там же. Л. 167.

В начале 1950-х гг. руководство вуза, преподаватели и сотрудники прилагали значительные усилия для поступательного развития учебного заведения. Директором института был опытный руководитель, участник Гражданской и Великой Отечественной войны С. А. Коробов. Родившись в простой крестьянской семье, он вырос до ученого, стал крупным администратором, внес большой вклад в изучение истории Марийского края. Крупным событием в жизни института стало открытие факультета иностранных языков. Рост научной квалификации преподавательских кадров способствовал заметному оживлению научно-исследовательской деятельности института. Большое внимание в процессе профессиональной подготовки студентов отводилось педагогической практике. В этот период в институте зарождается традиция организации и проведения встреч выпускников, в ходе которых они получили возможность для тесного общения и обмена педагогическим опытом.

1. Развитие высшего профессионального образования в Республике Марий Эл. 80 лет МГПИ - МарГУ. 1931-2011: коллективная монография / Марийский гос. ун-т; авт.-сост.: С. В. Стариков, В. Г. Сушенцова, А. Г. Иванов, Е. А. Хлебников, А. М. Удалов, В. А. Иванов, А. Г. Ошаев. Йошкар-Ола : Стринг, 2011. 312 с.

2. Ештыганова С. С., Иванов А. А. Высшие учебные заведения Республики Марий Эл в XX-XXI вв. : монография. Йошкар-Ола : Марийский гос. ун-т, 2023. 200 с.

3. Егоров В. А. Стратегия развития педагогического вуза // Вестник Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской. 2004. № 1. С. 5-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ештыганова С. С., Иванов А. А. Подготовка научно-педагогических кадров в Марийском государственном педагогическом институте им. Н. К. Крупской в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) // Марийский археографический вестник. 2021. № 31. С.78-83.

5. Нефедова Т. Г. Человек на войне: попытки контент-анализа текстов интервью с участниками Великой Отечественной войны - преподавателями Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской // Страницы истории Марийского пединститута : Материалы VIII Тарасовских чтений. Йошкар-Ола, 2007. С. 61-73.

6. Ошаев А. Г. Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской в 1939-1943 гг. // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. Т. 2. № 3 (7). С. 4651. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=wzvcyp (дата обращения: 23.01.2024).

7. Ошаев А. Г. Ректор Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской М. И. Романов -участник Великой Отечественной // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2023. Т. 9. № 1. С. 57-64. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2023-9-1-57-64

8. Исаева И. А. Путь в профессию (К 110-летию со дня рождения Александры Георгиевны Чемековой) // Музейный вестник Марийского государственного университета. Йошкар-Ола, 2017. Вып. 11-12. С. 35-40.

9. Серебрякова Т. А. Учитель учителей (К 105-летию со дня рождения Барцевой Зинаиды Филипповны) // Музейный вестник Марийского государственного университета. Йошкар-Ола, 2017. Вып.11-12. С. 32-35.

10. Коробов С. А. Революционное движение в Марийском крае в период первой буржуазно-демократической революции в России (1905-1907 гг.). Йошкар-Ола, 1952. 208 с.

11. Ошаев А. Г. Профессор Василий Федорович Пашуков (К 100-летию со дня рождения) // Марийский археографический вестник. 2023. № 33. С. 268-271.

12. Айплатов Г. Н., Сануков К. Н. Профессор В. Ф. Пашуков и его вклад в развитие исторической науки // Марийский археографический вестник. 1998. № 8. С. 4-8.

13. Стариков С. В. К. Н. Санукову - 70 лет // Актуальные проблемы истории народов Среднего Поволжья и Приуралья : Сборник материалов. Йошкар-Ола, 2006. С. 4-11.

Статья поступила в редакцию 11.03.2024; одобрена после рецензирования 16.04.2024; принята к публикации 13.05.2024.

Об авторе

Ошаев Алексей Григорьевич

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры отечественной истории, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1),

oshaev@mail. ги

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

1. Razvitie vysshego professional'nogo obrazovaniya v Respublike Marii El. 80 let MGPI - MarGU. 1931-2011: kollektivnaya monografiya [Development of higher professional education in the Republic of Mari El. 80 years of MSPI - MarSU. 1931-2011: collective monograph]. Authors-compilers: S. V. Starikov, V. G. Sushentsova, A. G. Ivanov, E. A. Khlebnikov, A. M. Udalov, V. A. Ivanov, A. G. Oshaev. Mari State University, Yoshkar-Ola, String Publ., 2011, 312 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21033956 (accessed 22.03.2022). (In Russ.).

2. Eshtyganova S. S., Ivanov A. A. Vysshie uchebnye zavedeniya Respubliki Marii El v XX-XXI vv.: monografiya. [Higher educational institutions of the Republic of Mari El in the XX-XXI centuries: monograph]. Yoshkar-Ola, Mari State University, 2023, 200 p. (In Russ.).

3. Egorov V. A. Strategiya razvitiya pedagogicheskogo vuza [Strategy for the development of a pedagogical university]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta im. N. K. Krupskoi = Vestnik of the Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya, 2004, no. 1, pp. 5-15. (In Russ.).

4. Eshtyganova S. S., Ivanov A. A. Podgotovka nauchno-pedagogicheskikh kadrov v Mariiskom gosudarstvennom pedagogicheskom institute im. N. K. Krupskoi v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (1941-1945) [Training of scientific and pedagogical personnel at the Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya during the Great Patriotic War (19411945)]. Mariiskii arkheograficheskii vestnik = Mari Archeographic Bulletin, 2021, no. 31, pp.78-83. (In Russ.).

5. Nefedova T. G. Chelovek na voine: popytki kontent-analiza tekstov interv'yu s uchastnikami Velikoi Otechestvennoi voiny -prepodavatelyami Mariiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta im. N. K. Krupskoi [A man at war: attempts at content analysis of texts of interviews with participants of the Great Patriotic War - teachers of the Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya]. Stranitsy istorii Mariiskogo pedinstituta: Materialy VIII Tarasovskikh chtenii = Pages of the history of the Mari Pedagogical Institute: Materials of the VIII Tarasov readings. Yoshkar-Ola, 2007, pp. 61-73. (In Russ.).

6. Oshaev A. G. Mariiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut im. N. K. Krupskoi v 1939-1943 gg. [Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya in 1939-1943]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki" = Vestnik of the Mari State University. Chapter: "History. Law", 2016, no. 3 (7), pp. 46-51. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=wzvcyp (accessed 23.01.2024). (In Russ.).

7. Oshaev A. G. Rektor Mariiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta im. N. K. Krupskoi M. I. Romanov - uchastnik Velikoi Otechestvennoi [Rector of the Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya M. I. Romanov - participant of the Great Patriotic War]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki" = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2023, vol. 9, no. 1, pp. 57-64. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2023-9-1-57-64

8. Isaeva I. A. Put' v professiyu (K 110-letiyu so dnya rozhdeniya Aleksandry Georgievny Chemekovoi) [The path to the profession (To the 110th anniversary of the birth of Aleksandra Georgievna Chemekova)]. Muzeinyi vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Museum Vestnik of the Mari State University, Yoshkar-Ola, 2017, no. 11-12, pp. 35-40. (In Russ.).

9. Serebryakova T. A. Uchitel' uchitelei (K 105-letiyu so dnya rozhdeniya Bartsevoi Zinaidy Filippovny) [Teacher of teachers (To the 105th anniversary of the birth of Zinaida Filippovna Bartseva)]. Muzeinyi vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Museum Vestnik of the Mari State University, Yoshkar-Ola, 2017, no. 11-12, pp. 32-35. (In Russ.).

10. Korobov S. A. Revolyutsionnoe dvizhenie v Mariiskom krae v period pervoi burzhuazno-demokraticheskoi revolyutsii v Rossii (1905-1907 gg.) [The revolutionary movement in the Mari Territory during the first bourgeois-democratic revolution in Russia (1905-1907)]. Yoshkar-Ola, 1952, 208 p. (In Russ.).

11. Aiplatov G. N., Sanukov K. N. Professor V. F. Pashukov i ego vklad v razvitie istoricheskoi nauki [Professor V. F. Pashukov and his contribution to the development of historical science]. Mariiskii arkheograficheskii vestnik = Mari Archeographic Bulletin, 1998, no. 8, pp. 4-8. (In Russ.).

12. Oshaev A. G. Professor Vasilii Fedorovich Pashukov (K 100-letiyu so dnya rozhdeniya) [Professor Vasily Fedorovich Pashukov (To the 100th anniversary of his birth)]. Mariiskii arkheograficheskii vestnik = Mari Archeographic Bulletin, 2023, no. 33, pp. 268-271. (In Russ.).

13. Starikov S. V. K. N. Sanukovu - 70 let [Sanukov is 70 years old]. Aktual'nyeproblemy istorii narodov Srednego Povolzh'ya i Priural'ya : sbornik materialov = Actual problems of the history of the peoples of the Middle Volga region and the Urals: a collection of materials, Yoshkar-Ola, 2006, pp. 4-11. (In Russ.).

The article was submitted 11.03.2024; approved after reviewing 16.04.2024; accepted for publication 13.05.2024.

About the author Aleksey G. Oshaev

Ph. D. (History), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Russian History, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), aleksei.oshaev@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.