Научная статья на тему 'Мария Шимановская – «королева звуков» в пушкинском Петербурге'

Мария Шимановская – «королева звуков» в пушкинском Петербурге Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
492
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мария Шимановская – «королева звуков» в пушкинском Петербурге»

ский-Корсаков Н.А. Полное собр. соч. Т. 8а. М., 1981. С. 118). Вероятно, Балакирев считал, что для создания духовной музыки нужно не только профессиональное умение, но особый молитвенный, даже подвижнический образ жизни. И едва ли он был не прав. Хочется отметить здесь особый подход, подготовку к написанию иконописцем иконы. Сложно представить, что к этому делу приступит человек, находящийся далеко от церкви. Это всегда люди церковные. Перед написанием иконы и во время ее создания необходима молитва, особый настрой. Ведь икона должна будет служить молящемуся образом, помогать погрузиться в молитвенное состояние. Разве к другому призвана церковная музыка? Очевидно, нет. Именно в композиторах «Нового направления», на наш взгляд, состоялся этот долго ожидаемый синтез безграничного таланта и глубокой веры в Бога, что позволило им создать подлинные шедевры духовной музыки.

Таким образом, П.И. Чайковский и Н.А. Римский-Корсаков, в силу своего безграничного таланта, чувствовали необходимость возрождения, переосмысления и преображения духовной музыки. Их творческие начинания стали прочным фундаментом, на котором сформировались определенные представления о том, какой должна быть духовная музыка и были созданы замечательные образцы церковно-певческого искусства композиторами «Нового направления» в начале XX в. Имена выдающихся композиторов - С.В. Смоленского, А.Д. Кастальского, П.Г. Чеснокова, А.Т. Гречанинова, С.В. Рахманинова тесным образом связаны с их замечательными предшественниками - П.И. Чайковским и Н.А. Римским-Корсаковым.

Т. П. Самсонова

Мария Шимановская - «королева звуков» в пушкинском Петербурге

В середине XIX в. Петербург был признанной столицей мира, посетить которую стремились многие выдающиеся музыканты. Петербург, принимая европейских «звёзд», открывал для публики новые этапы концертного исполнительства в России, невиданные в прошлом веке. Первые пианисты, прибывшие в Петербург показали новую исполнительскую эстетику, концертную игру наизусть. Впервые в России звучало фортепиано как солирующий инструмент в сольном концерте. И уж совсем непривычно было появление женщины в качестве солистки. Такой первой исполнительницей в Петербурге оказалась замечательная польская пианистка Мария Шимановская (1789-1831). Весьма интересна история её жизни и

243

творчества. Родители Марии были представителями состоятельного варшавского общества - пан и пани Воловские. В их доме в Варшаве постоянно звучала музыка, где собирались видные представители шляхетского общества и художественной элиты. С детства у девочки обнаружился музыкальный дар. Свои первые публичные концерты Мария дала в музыкальных салонах в Варшаве и Париже в 1810 г. В этом же году она вышла замуж за богатого помещика Юзефа Шимановского, от которого имела двоих детей. Как известно, состояние морали дворянского общества той поры было таково, что публичная музыкальная концертная деятельность для лиц дворянского сословия считалась предосудительной и унизительной, особенно для женщин. Надо было иметь мужество, сильный характер и горячую любовь к музыке, что бы выйти из плена сословных традиций. Мария Шимановская сделала свой выбор: она развелась мужем, дети остались на её попечении, но зато перед ней открылась дорога концертирующей пианистки. После первых концертов в Варшаве в 1822 г. очень важной для артистической карьеры Шимановской стала концертная поездка в Петербург. Здесь она давала открытые публичные концерты и играла во дворце перед императорской четой. Её игра восхитила русских императриц -Елизавету Алексеевну и Марию Фёдоровну. Указом Александра I Шимановской было присвоено звание «первой пианистки их величеств русских императриц». В последствие это звание открыло для Марии Шимановской двери многих европейских дворов. Мария Шимановская была первой пианисткой, исполнявшей свои сочинения наизусть. В России Шимановская посетила с концертами многие города: Москву, Киев, Житомир, Львов, Кременец, Винницу. В этот первый приезд в Россию Шимановская встречалась в Петербурге и Москве с Вяземским, Карамзиным, Жуковским, Крыловым, Бортнян-ским, Дмитриевым и многими другими деятелями русской культуры. В 1823-1827 гг. она объездила всю Европу и концертировала в Германии, Англии, Франции, Швейцарии и Италии. В Берлине и Лондоне выступала для королевских особ, в Мариенбаде её талантом восхищался И.В. Гёте, который называл её «чародейкой», «богиней музыки» и посвятил ей стихотворение « «Примирение»:

Страданье - отзвук страсти! Кто же сможет Утишить сердце, средь утрат бессчётных?

Где лучший час, что был столь скоро прожит?

И след простыл мгновений мимолётных!

Души своей истоков мы не знаем,

И мир былой уже неосязаем!

Тут музыка восходит перед нами И, вечной красотою сердце тронув,

Парит, дрожа воздушными крылами,

Сплетая вместе мириады тонов.

244

И, в тяге ввысь, к глазам подступит влага -Подобно звукам, эти слёзы - благо!

И, ношу сбросив, легче сердце бьётся,

И дальше жить и биться хочет снова,

От радости, что вновь ему живётся,

В ответ - всего себя отдать готово!

Душа моя, приняв, благослови Двойное счастье - звуков и любви

Й.В. Гёте, «Примирение» (1829)

Во второй раз в Петербург М.Шимановская прибыла в 1828 г. по приглашению императорского двора в качестве придворной пианистки и преподавательницы игры на фортепиано для великих князей. В этот приезд Шимановская решила навсегда остаться в России со своими детьми. Вскоре дом в Петербурге на Итальянской улице, где она поселилась, превратился в модный музыкальный салон, который посещали многие польские и русские люди искусства, поэты, художники, аристократы, там бывали Пушкин, Глинка, Вяземский, Грибоедов, Жуковский, Михаил и Матвей Виельгорские. Мицкевич, часто посещавший салон Шимановской, называл её «королевой звуков». Позже Мицкевич женился на дочери Шимановской. По традиции того времени Шимановская вела альбом, своеобразный дневник, где видные деятели культуры оставляли свои восторженные записи по поводу исполнительского искусства знаменитой пианистки. В журнале «Московский телеграф» за 1837 г. № 23 Вяземский в статье «Об альбоме госпожи Шимановской» приводит несколько стихотворений вписанный в этот альбом Д. Давыдовым, Н. Гнедичем, И. Дмитриевым. Приведем эти посвящения:

Напрасно думаете вы,

Чтобы гусар, питомец славы,

Любил лишь только бой кровавы И был отступником любви.

Ах, часто и гусар вздыхает И в кивере его весной Голубка гнёздышко свивает...

Д. Давыдов, «Гусар» (1822)

Как в громе звонких арф цевницы тихий стон И одинокий и унылый,

Как между гробовых сияющих колонн

Простая урна над могилой

Склоняют в тихую задумчивость сердца, -

Так неизвестного тебе певца

Здесь, между песнями Камены вдохновенной,

Быть может, взор твой привлечет И хоть задумчивость на сердце наведет Сей стих уединенный.

Н. Гнедич, «Посвящение Марии Шимановской» (1822)

245

Пушкин в альбом пианистки вписал строки, которые вошли затем во вторую сцену « Каменного гостя»:

Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает Но и любовь - мелодия.

А.С. Пушкин (1828)

Известный поэт Иван Дмитриев в своём посвящении Шимановской в её альбоме запечатлел мысль о высокой роли искусства в сближении народов:

Таланты все в родстве: источник их один Для них повсюду мир; нет ни войны ни грани;

От Вислы до Невы, чрез гордый Аппенин -Они взаимно шлют приязни братской дани.

Эти вдохновенные поэтические строки говорят об адресате, о неординарной, талантливой личности и женском обаянии. Многие источники и живописные портреты оставили внешний облик пианистки: Мария Шимановская была очень хороша собой. Её намерение никогда не связывать себя узами брака объясняется, конечно, не отсутствием достойных претендентов на руку Шимановской, а её твёрдым решением не оставлять профессиональной музыкальной деятельности, которой пытался помешать её муж.

Пресса давала восторженные отзывы об игре Шимановской. Петербургский обозреватель, давая серьёзную оценку исполнительской манеры Шимановской, отмечал: «Она заставляла петь свой неблагодарный инструмент. Большую пользу в этом отношении ей принесла возможность изучить методу первых певиц Европы, в особенности близкое общение с госпожой Пастой...Её техника подчинена выразительности и никогда не является самоцелью. Поразительные переходы от мощного fortissimo к pianissimo, от pianissimo к crescendo от crescendo к decrescendo поражают знатоков. Её исполнение приближается к пению человеческого голоса - особенно в адажио. И это едва ли не самая характерная черта её исполнительства» (Гозенпуд А.А. Дом Энгельгардта. СПб., 1992.

С. 80). Нельзя не отметить ещё одну сторону творческого портрета Марии Шимановской - её композиторский талант. Она оставила значительное количество произведений для фортепиано: этюды, прелюдии, мазурки, ноктюрны, полонезы; камерноинструментальные произведения для фортепиано скрипки, виолончели, флейты, валторны и трубы; большое количество романсов, среди которых вокальные произведения на тексты У. Шекспира, М. Сервантеса, Ю. Немцевича, А. Мицкевича, вокальные обработки народных польских и литовских песен. Крупнейшее лейпцигское издательство «Брейткопф и Гертель» публиковало в XIX в. собрание

246

её сочинений в шести выпусках: это было серьёзное свидетельство международного признания Шимановской не только как концертирующей пианистки, но и как композитора. Шимановская оставила глубокий след в культуре многих стран и в России, в частности. Её исполнительское искусство по праву относят к предтече Шопеновского мастерства владения фортепиано. Искусством «пения» на фортепиано славится до сегодняшнего дня русская школа. Эта культура складывалась в России на протяжении нескольких столетий. Свой вклад внесла в это здание и Мария Шимановская как исполнительница и как педагог.

Мария Шимановская умерла в возрасте 41 года в 1831 г. от холеры, которая свирепствовала тогда в Петербурге. Как сообщала «Северная пчела» от 18/30 июля 1831 г. похоронили её «на холерном кладбище, расположенном при царскосельской дороге в трёх верстах за заставой» (Бэлза И. Царица звуков. Жизнь и творчество Марии Шимановской. М., 1989. С. 144). В 2010 г. в Александро-Невской лавре был открыт памятный камень (кенотаф) Марии Шимановской, выполненный по проекту архитектора В. Бухаева. Можно выразить надежду, что культурные связи польского и русского народов, имеющие давние корни, будут в дальнейшем развиваться, и зазвучит музыка Марии Шимановской.

И. В. Уварова

Станислав Монюшко и русская музыкальная культура

В творчестве Станислава Монюшко (1819-1872) переплетены музыкальные истоки нескольких славянских культур: белорусской (родился близ Минска и учился в гимназии в Минске), литовской (работал в 1840-1858 гг. в Вильнюсе), польской (работал в Варшаве с 1858-1872 гг. главным дирижёром «Театра Вельки», где, располагая лучшими в Польше солистами, хором и оркестром, поставил ряд своих опер). Оперой «Галька» С. Монюшко заложил основы польской оперы и по праву считается выдающимся польским композитором. Его творческое наследие огромно. Помимо многочисленных музыкально-сценических произведений (15 опер), кантат и крупных инструментальных произведений, Монюшко заложил основы польского симфонизма; композитор создал около 400 романсов, песен, дуэтов и других вокальных ансамблей, отличающихся не только высокой поэтичностью и мастерством, но и неповторимым национальным своеобразием, мелодичностью, лирической насыщенностью, демократичностью музыкального языка. Монюшко по справедливости считается творцом польской вокальной лирики.

247

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.