Научная статья на тему 'Маргинальный фольклор в песне белорусской рок-группы Dzieciuki «Частуханы»'

Маргинальный фольклор в песне белорусской рок-группы Dzieciuki «Частуханы» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рок-поэзия / белорусский рок / фолк-рок / панк-рок / rock poetry / Belarusian rock / folk rock / punk rock
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маргинальный фольклор в песне белорусской рок-группы Dzieciuki «Частуханы»»

Литературные трансформации

DOI: 10.31168/2619-0869.2022.3.01

Маргинальный фольклор в песне белорусской рок-группы Dzieciuki «Частуханы»

Мария Андреевна Ламм

Независимый исследователь, Москва, Российская Федерация; e-mail: lamm.maria@yandex.ru

Ключевые слова: рок-поэзия, белорусский рок, фолк-рок, панк-рок

Marginal folklore

in the song of the Belarusian rock band Dzieciuki "Chastuhany"

Maria A. Lamm

Independent researcher, Moscow, Russian Federation; e-mail: lamm.maria@yandex.ru

Keywords: rock poetry, Belarusian rock, folk rock, punk rock

Дебютным альбомом белорусской рок-группы Dzieciuki из г. Гродно стал альбом «Гарадзенск гармщар», название которого можно перевести на русский язык как «Гродненский гомон». Сперва, в 2012 г., альбом вышел синглом, однако через два года группа дополнила пластинку новыми композициями. В то время Dzieciuki работали в стиле фолк-панка, что и определило своеобразие альбома. Как это свойственно жанру панк-рока, в альбоме широко используется сниженная лексика и маргинальные образы, однако пафос

пластинки патриотичен, что для белорусского рока вполне характерно. Типичным также является многообразие исторических и культурных аллюзий, что связано с мифообразу-ющим характером белорусского рока, который в некотором смысле занимает нишу отсутствующего в белорусской культуре национального эпоса. Поэтому журналисты, пишущие о белорусском роке, как правило, подчеркивают сознательный переход музыкантов к национальной культуре и самой идее исполнения песен на белорусском языке, обращения к мифологии и событиям древней истории1.

В песнях первого альбома Dzieciuki обращаются к сложным проблемам современной белорусской реальности и национального самосознания, пытаясь осмыслить их в наиболее сниженных фольклорных категориях. Поднимаются вопросы политической корректности, осмысляется белорусская история, быт и повседневность. Хотя альбом «Гарад-зенск гармщар» эстетически слабее следующих пластинок группы, уже в нем закладываются основные направления дальнейшего творчества коллектива и ряда сольных проектов отдельных музыкантов. В альбоме «Гарадзенск гармщар» в категориях народной смеховой культуры поднимаются актуальные проблемы современности, многие болезненные для белорусского самосознания вопросы осмыслены в юмористическом ключе. Выбранное участниками гродненской рок-группы музыкальное направление позволяет минимизировать дистанцию между событиями исторического прошлого, явлениями народной культуры и современностью. Актуализированные сюжеты прошлого, соединенные с настоящим и обыденным, обеспечивают воспроизведение культурного кода.

В альбом вошло 11 песен. «Мужыцкая прауда» (Мужицкая правда), «Хлопцы-балахоуцы» (Хлопцы-балахновцы), «Сумнае рэгп» (Тоскливое рэгги), «Косю» (Коник), «Лясныя браты» (Лесные братья), «Карчма» (Корчма), «Частуханы» (Частуханы), «Забытая магша» (Забытая могила), «Песня га-радзенскага гастрабайтара» (Песня гродненского гастарбай-тера), «Нашыя танш» (Наши танки), «Па гарах» (По горам).

154 = Секция «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ» ==

По тематике тексты песен можно условно разделить на две группы: исторические и современные, композиционно они следуют в хронологическом порядке. Песни альбома написаны в жанре панк-рока с элементами фолк-рока с характерным несколько суматошным звучанием и порой подчеркнуто сниженной лексикой.

В отличие от последующих альбомов группы этот — демонстративно «уличный», отчасти — фольклорный, что подчеркивается музыкантами уже на уровне названия: «Гродненский гомон», а также на уровне жанрового своеобразия отдельных песен: «Коник» (Косю), «Частуханы» (Частуханы). В альбом также вошли песни на исторические сюжеты: «Мужицкая правда» (Мужыцкая прауда), «Хлопцы-Балахнов-цы» (Хлопцы-балахоуцы) и др. Все эти сюжеты актуальны для белорусской культуры, являются значимыми элементами культурного кода. Можно сказать, что в данном альбоме соединяются два представления о пути развития белорусской культуры и, в частности, литературной традиции, которые условно можно обозначить как народно-фольклорное и книжное. Попытка их совмещения, осмысления в едином художественном поле народно-фольклорных и классически-книжных метакодов — одна из наиболее сложных задач современной белорусской литературы. Кроме того, именно в этом поле происходит также осмысление значимых социальных проблем: национальная идея, борьба за независимость, существование и развитие архаичной народной культуры в современном мире.

Одна из наиболее характерных в этом отношении песен альбома — «Частуханы», автор текста — Денис Жига-вец. Название отсылает к жанру частушки, но суффикс «ух» указывает на трансформацию жанра. Текст песни состоит из шести куплетов, каждый из которых представляет собой простой жизненный ответ на вопрос «как жить». Благодаря стилизации под народный жанр возникает юмористический пафос: советы представлены как что-то сакральное, священное, уходящее в глубину веков к истокам народной традиции. Шутливые советы просты и действительно подходят

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ

155

для любой эпохи. Первый куплет посвящен веселой жизни, второй — вольной, третий — богатой, четвертый — гордой, пятый — интересной, шестой — вечной.

Оригинал

Подстрочник

Каб жылося весялей — Чарачку гарэлга, Каб спалося пацяплей — Паблiжэй да дзеут.

Каб жылося вольна — Прэч ланцуш ды краты. Каб было прыстойна — Прэч мацюк i маты.

Каб жылося па-багачай, Не працуй — крадз1 Каб лазня была гарачай, Пракурора запрай.

Каб жылося ганарова — Дык трымайся годна. Каб не згасла наша мова, Балбачы штодзённа.

Каб жылося щкавей, Шукай сам прыгоды. Не шкадуй на то начэй, I цалуй без згоды.

Каб жылося пасля смерщ Была б то выдатна. Каб дарослыя, як дзецi — Але то занадта.

Кабы жилось веселей — Чарочку горилки, Чтобы спалось теплей — Поближе к девке.

Кабы жилось вольно — Прочь оковы и решетки. Чтоб было пристойно — Прочь матюки и маты.

Кабы жилось побогаче, Не работай — кради. Чтоб банька была горячее, Прокурора попроси.

Кабы жилось гордо — Так держись годно. Кабы не угас наш язык, Балакай ежедневно.

Кабы жилось интересней, Ищи сам приключений. Не жалей на то ночей, И целуй без выгоды.

Кабы жилось после смерти — Было б то прекрасно. Кабы взрослые, как дети — Но это уж слишком.

Структурно первые две строки каждой строфы включают в себя номинативное описание жизни, а последние — ее развития. Веселая жизнь, предполагающая чарку горилки, свя-

156 = Секция «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ»

зана в песне с теплым сном — поближе к девке. Вольная, отрицая оковы и решетки, ведет к пристойности, отрицающей нецензурную лексику. Богатая жизнь предполагает кражи и горячую баньку, которую предполагается просить у прокурора. Гордая жизнь требует хорошо держаться и предполагает сохранение национального языка. Интересная — поиск приключений, а жизнь после смерти — недостижимая мечта — отсылает к евангельскому завету «будьте как дети». Реактуализация народного жанра в рок-поэзии в данном случае подчеркивает вневременную связь поколений и преемственность традиций, что в принципе характерно для жанра. Вневременной характер поднимаемых в песне проблем подчеркивается отсутствуем в тексте узнаваемых исторических имен, событий и иных маркеров эпохи. Как отмечает С.А. Достай, рок-поэзия — «"живой" жанр, ориентированный на максимально острое перевыражение наиболее актуальных для представителей своей аудитории реалий с их критической оценкой на основе системы ценностей данной аудитории»2. Таким образом, смешение народного жанра и неформальной субкультуры позволяет переосмыслить значимые архетипы народной культуры в категориях современности.

Примечания

1 См. Ламм М.А. Белорусский рок без границ: в поисках идентичности // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сборник научных трудов / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург; Тверь, 2021. Вып. 21. С. 319-325.

2 Достай С.А. Рок-текст как средство перевыражения национального менталитета // Понимание как усмотрение и построение смыслов. Тверь, 1996. Ч. 1. С. 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.