Научная статья на тему 'Маргинальность как педагогический феномен в современной России'

Маргинальность как педагогический феномен в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1337
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРГИНАЛЬНОСТЬ / НОРМА / МАРГИНАЛИЗАЦИЯ / ДЕТИ-МАРГИНАЛЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИ И СОЦИАЛЬНО ЗАПУЩЕННЫЕ ДЕТИ / МАРГИНАЛЬНЫЙ СТАТУС / ПРЕДКРИМИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / MARGINALITY / NORM / MARGINALIZATION / CHILDREN MARGINALS / PEDAGOGICALLY AND SOCIALLY NEGLECTED CHILDREN / MARGINAL STATUS / PRECRIMINAL GROUPS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дёгтева Дина Викторовна

В данной статье автор анализирует маргинальность как педагогическое, правовое и социальное явление, делая акцент на воспитательно-образовательной парадигме. В статье рассмотрены механизмы маргинальности, а также факторы, способствующие их превенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marginality as a pedagogical phenomenon in contemporary Russia

In this article, the author analyzes the marginality as pedagogical, legal and social phenomenon, emphasizing the educational paradigm. The article describes the mechanisms of marginalization, as well as factors that contribute to their prevention.

Текст научной работы на тему «Маргинальность как педагогический феномен в современной России»

УДК 37.03 ББК 45.02

Дёгтева Дина Викторовна

преподаватель кафедра государственно-правовых дисциплин Владимирский юридический институт ФСИН России

г. Владимир Djogteva DinaViktorovna Lecturer in public law disciplines Of the Law Institute of the Federal Penal Correction Service Vladimir [email protected] Маргинальность как педагогический феномен в современной России Marginality as a pedagogical phenomenon in contemporary Russia В данной статье автор анализирует маргинальность как педагогическое, правовое и социальное явление, делая акцент на воспитательнообразовательной парадигме. В статье рассмотрены механизмы маргинальности, а также факторы, способствующие их превенции.

In this article, the author analyzes the marginality as pedagogical, legal and social phenomenon, emphasizing the educational paradigm. The article describes the mechanisms of marginalization, as well as factors that contribute to their prevention.

Ключевые слова: маргинальность, норма, маргинализация, дети-маргиналы, педагогически и социально запущенные дети, маргинальный статус, предкриминальные группы

Key words: marginality, norm, marginalization, children marginals, pedagogically and socially neglected children, marginal status, precriminal groups.

На современном этапе развития общества бытует точка зрения, что

маргинальность- это состояние, в котором оказываются отдельные индивиды,

социальные группы, этнокультурные общности, в результате их перемещения в

новую ценностную среду. В данное время поведение этих страт населения

является аморальным, социально опасным и несоответствующим

общественным стандартам поведения[1,с.24]. Маргинальность подчеркивает

особый социальный статус (обычно - низкий или отрицательный),

принадлежность к меньшинству, которое находится на границе или вне

социальной структуры, ведет образ жизни и исповедует ценности,

отличающиеся от общепринятой нормы (например - контркультура). Вообще

любой человек - существо многогранное, имеющее много свойств и качеств, функций и ролей, поэтому по одним критериям и параметрам он принадлежит к большинству, но по другим попадает в меньшинство - он молодой или старый, бедный или богатый, здоровый или больной, мужчина или женщина, был когда-то жертвой преступления или сам преступил закон. Поэтому каждый индивид может считаться маргиналом - в силу неопределенности его социального статуса и необеспеченности завтрашнего дня, специфических качеств личности, неустойчивости здоровья и психики, случайностей в повороте судьбы; любая черта характера, профессия или хобби на фоне всех остальных вместе взятых составляет явное меньшинство и может считаться отклонением от нормы поведения, а следовательно, поводом для репрессий. И в самом деле, не может быть абсолютно здоровых и нормальных людей, благополучных во всех отношениях, соответствующих абстрактным представлениям о человеке в классической философии и педагогике способных к бескорыстному философствованию и беспредпосылочному мышлению. За абсолютный эталон принимается нечто, обусловленное конкретными социально-историческими и психологическими причинами, интересами власти и национальными традициями. Поэтому неизбежно норма и патология смешиваются, путаются и меняются местами, оставляя место для

и ч_/ "Г/* V-/ 1

произвола врачей, воспитателей и политиков. Каждый ребенок может чувствовать себя ущербным, обделенным природой и обществом и испытывать на себе дискриминацию по одному из неустранимых личностных признаков. Именно этот аспект маргинальности привлек внимание ученых, исследующих социально-культурную обусловленность форм мышления и разнообразие способов и форм человеческого существования (В.Тэрнер, М.Элиаде и др.). Понятие нормы формулируется в рамках некоторой идеологической системы, задается как некая аксиома, привнесенная в мышление извне, определяемая культурно-исторически, привязываемая к конкретной традиции. Но в таком случае логическая категория нормы не может быть основанием для

определения маргинальности, они равновесны, в одинаковой мере исторически изменчивы. В современной социальной реальности можно говорить о всеобщей маргинализации. Чем выше дифференциация общества, чем больше отграниченные друг от друга "группы" создают свои условия жизни, свои особые "социальные логики", чем больше замкнуты и обособлены друг от друга индивиды, тем больше возможность попадания индивида в "двойной зажим". Это дало основание К.Г.Юнгу говорить о "проклятии" расщепления личности современного человека, который "напоминает психически больного"[4.С.27,44]. Многоуровневость маргинальности выражается прежде всего в следующем:

1. Маргинальность как педагогический феномен свойственен российским условиям «переходного периода». Этот уровень определяется пограничным состоянием общества на рубеже двух социальных систем в условиях кризиса в экономике, политике, образования, медицине, социально-политических образованиях, в результате чего происходит разрушение различных структур общества и формирование новых, обладающих определенной нестабильностью. Маргинальность этого уровня, обусловленная комплексом факторов внешнего, общего для всей страны характера, детерминирует маргинальность более низкого уровня, характеризующую состояние социальных субъектов, оказавшихся в промежуточном состоянии и определяемую факторами не только объективного, но и субъективного характера. Порожденные указанными противоречиями социального устройства, такого рода маргиналы еще не представляют криминогенной опасности.

Дети- маргиналы в школе- это мигранты, плохо говорящие на языке этнического большинства; нездоровые физически, психически и социально. Не похожие на других детей, плохо и немодно одетые, страдающие логоневрозом (заикание), а во время тревог и волнений -энурезом и энкопрезом (недержание мочеиспускания и дефекации).

К детям-маргиналам мы относим педагогически и социально запущенных детей, склонных к прогуливанию школы, употребляющих психоактивные

вещества, никотин, спиртные напитки, наркотики, токсические (дихлофос, карбофос) и лекарственные препараты (снотворные, обезболивающие и т.д.).

Маргинал -учитель характеризует несчастного человека, дурно и безвкусно одетого, замороченного бытовыми проблемами.

Homo sapiens забывает, что из вполне благополучного человека он может легко модифицироваться в виктимноОмаргинальную жертву неблагоприятных условий социализации.

2. Маргинальный статус может являться источником невротических симптомов, тяжелых депрессий и непродуманных действий. 1акие группы выступают в принципе объектом социального контроля институтов социальной поддержки.

3. Для некоторых слоев маргиналов характерно то, что у них постепенно вырабатывается особая система ценностей, которой нередко присущи глубокая враждебность к существующим общественным институтам, крайние формы социальной неприспособленности и неприятие всего существующего. Они, как правило, склонны к упрощенным максималистским решениям, проявляют крайний индивидуализм и эгоизм, отрицают любые виды организованности и близки к анархизму в своих ориентациях и поступках. Такие группы маргиналов еще нельзя отнести к криминальным, хотя некоторые предпосылки этого уже зарождаются.

4. Предкриминальные группы маргиналов характеризуются неустойчивостью поведения и поступков, а также нигилистическим отношением к закону и правопорядку. Они, как правило, совершают мелкие аморальные поступки и отличаются дерзостью поведения. По существу эти группы образуют тот «материал», из которого могут формироваться лица и объединения с криминальной направленностью. Это относиться, прежде всего, к социально-запущенным детям.

5. Лица с устойчивой криминальной направленностью. У такого рода маргиналов уже полностью сформировались стереотипы противоправного по-

ведения, и они часто совершают правонарушения, крайней формой которых являются различного рода преступления. В их речи заметное место занимает уголовный жаргон, действия сопровождаются особым цинизмом. Они выкладывают фотографии в интернет, как происходит издевательство и унижения более слабой личности и, как истинный негодяй, утверждается через кровь и боль поверженного.

6. На нижней ступени приведенной классификации маргиналов стоят лица, отбывшие уголовное наказание, утратившие социально-полезные связи среди родственников, знакомых, сослуживцев и т.д. Они встречают трудности при устройстве на работу и в благожелательном отношении к ним семьи и близких людей. Их можно с полным основанием отнести к разряду «изгоев». Оказание реальной социальной защиты в этом случае весьма затруднено, хотя при определенных условиях весьма возможно. Ведь немало примеров исправления даже «закоренелых» преступников и здесь нужен четкий правовой механизм, который бы позволил бывшему преступнику реабилитировать свое гражданское лицо и статус в обществе [2, с. 45-46]. Особого внимания заслуживают несовершеннолетние, наказание, не связанные с лишением свободы. Для превенции рецидива с ними необходима кропотливая, систематическая работа изо дня в день.

Радикальная деконструкция общественных основ, государственноправовой идеологии современной России, и как следствие, распространение социальной аномии, рассогласование, противоречивость ценностных стандартов коррелируют с понятием маргинальности, маргинального состояния личности. Современные социологические исследования процесса трансформации российского общества фиксируют крайнюю неустойчивость структуры, аморфность, неопределенность и преобладание дезинтеграционных тенденций, что позволяет подчеркнуть стихийный, непоследовательный и даже иррациональный характер социальной деформации [2, с. 24]. Особую группу маргиналов составляют социальные группы молод ежи/подростков

(несовершеннолетние) и пенсионеров/инвалидов, находящиеся на периферии производственного процесса. Маргинализации молодежи способствует не только ущербная система социализации, блокирование каналов самореализации, но и отсутствие в ее сознании социокультурных механизмов этой самореализации, а также недостаточная правовая информированность, что приводит к уродливым формам самовыражения, к различным видам девиантного поведения, (наркотики, воровство, вандализм, проституция, алкоголизм, национальная нетерпимость и др.). Незнание правовых норм приводит к формированию у молодежи негативных привычек нарушать законодательство, к общему снижению детерминирующей роли авторитета правоохранительных органов и государства в целом.

Не все люди, оказавшиеся в маргинальном положении, становятся пассивными, и, конечно же, не все болезненно переживают процесс адаптации. Те маргинальные типы, которые быстрее проходят этапы психологической подготовки, с легкостью преодолевают прежние стереотипы, прекрасно пользуются сложившейся ситуацией. Трансформационные процессы в современной России повлекли смешение психологических, политических, экономических, религиозных мотивировок маргинализации, что позволяет говорить о зыбкости, подвижности социальных статусов и характеризовать всю социальную систему как динамическую и качественно новую. Дифференциация общества создает сложную конфигурацию социума, способствует росту представителей маргинальных групп. В результате маргинализации в обществе растет напряженность, аномия, экстремизм. Общая черта этих процессов состоит в том, что окружение травмирует личность, которая пытается адаптироваться в меняющемся обществе, но эти попытки являются в различной степени патологическими. Подход к решению проблемы маргинальности в обществе должен основываться на том, что маргинальность рассматривается, прежде всего, как объект контроля и управления на общегосударственном уровне. Ее полное решение связано с выходом страны из кризиса и стабилизацией общественной жизни, формировани-

ем устойчивых, нормально функционирующих структур, преодолением право-

m

вого нигилизма, что реально делает эту перспективу отдаленной. Тем не менее, общественные интересы диктуют необходимость приемлемого разрешения проблемы маргинальности с помощью целенаправленного управленческого воздействия на различные группы факторов, детерминирующих это явление на конкретных, локальных уровнях[3, с. 71].

Библиографический список

1. Попов В.А. Отклоняющееся поведение молодежи: словарь-справочник [Текст] / В.А. Попов - Владимир,1996, С.24

2.Садков В.Е. Маргинальность и преступность^ Социология права. Девиантное поведение [Текст] / В.Е.Садков.- М.,2000,С.45-46

3.Фортова Л.К. Маргинализация в педагоке [Текст] / Л.К. Фортова.-Владимир,2001.-С.71

4. Юнг К.-Г. Архетип и символ [Текст] / К.-Г. Юнг.- М., 1991, С.27, 44.

Bibliography

1. Popov V.A. Deviant behavior among youth: Glossary of [Text] / V.A .Popov. - Vladimir.- 1996.- P.24

2. Cages V.E. Marginality and crime \ \ Sociology of Law. Deviant behavior [Text] / V.E.Sadkov. - M.,- 2000.- P.45-46

3. Fortova L.K. Marginalization pedagoke [Text] / L.K. Fortova. - Vladimir.- 2001.-P.71

4. Dr Jung Archetype and [Text] / Dr Jung. - Moscow.- 1991.- P.27, 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.