Научная статья на тему 'Актуальные проблемы феномена маргинальности. Культурологический анализ'

Актуальные проблемы феномена маргинальности. Культурологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1443
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МАРГИНАЛЬНОСТЬ / МАРГИНАЛИЗАЦИЯ / МАРГИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / МАРГИНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / IDENTITY CRISIS / MARGINALITY / MARGINALIZATION / MARGINAL GROUPS / MARGINAL PERSONALITY / MARGINAL MIND

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Широченко Александр Игоревич

В статье выявляются актуальные проблемы, связанные с феноменом маргинальности, анализируется литература, посвященная данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URRENT PROBLEMS OF MARGINALITY PHENOMENON. CULTURE STUDY ANALYSIS

The article reveals current problems associated with the phenomenon of marginality and gives analysis of the literature on the subject.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы феномена маргинальности. Культурологический анализ»

УДК 008+316.7

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФЕНОМЕНА МАРГИНАЛЬНОСТИ. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

© 2014 А.И.Широченко

Самарская государственная академия культуры и искусств

Статья поступила в редакцию 15.03.2014

В статье выявляются актуальные проблемы, связанные с феноменом маргинальности, анализируется литература, посвященная данному вопросу.

Ключевые слова: кризис идентичности, культурологический подход, маргинальность, маргинализация, маргинальные группы, маргинальная личность, маргинальное сознание.

В настоящем исследовании, в частности, нас интересует феномен маргинальности в контексте культурологического подхода и современных культурологических исследований в целом. Культурологический подход, в данном случае, совокупность теоретико-методологических положений, обеспечивающих анализ любой сферы человеческой жизни (социальной, профессиональной, семейной, психической и др.) через призму системообразующих культурологических понятий. Сравнительно-исторический подход, как один из элементов и методов культурологического исследования, позволяет проследить развитие феномена маргинальности с момента возникновения до настоящего времени и тем самым выявить основные критерии маргинальной личности в поликультурном пространстве. Некоторые аспекты феномена маргиналь-ности в контексте транскультурализма были изучены нами в предыдущей публикациии1. Кроме того, феномен маргинальности рассматривался в целом, с позиций современного обще-ства2.

Обратимся к истории понятия маргинально-сти, проследим этапы его развития и трансформаций, а так же рассмотрим прочтения и специфику в различных областях знания, присущие данному термину. Изучив литературу, посвященную проблемам маргинальности, мы сделали попытку систематизировать и соотнести данный феномен с теми ситуациями, в которых он себя проявляет. Такое разграничение феномена маргинальности на подвиды наиболее ярко отображает многообразие смыслов, которыми

Широченко Александр Игоревич, аспирант кафедры теории и истории культуры. E-mail: ash 1488@mail. ru

1 Широченко А.И. Феномен маргинальности в контексте транскультурализма // Культура и стресс: психическое здоровье в эпоху социальной турбулентности. - Самара: 2013. - С. 120 - 123.

2 Широченко А.И. Феномен маргинальности в услови-

ях современного общества // Научный поиск. -

Шуя: 2013. - №2.2. - С. 69 - 71.

наделен этот термин, а также полинаправленность исследований в русле данной проблематики.

Условно, маргинальность можно поделить на следующие виды: маргинальность структурная (социальная), ролевая, экономическая, религиозная, биологическая (гендерная), культурная, этническая, политическая. В данной статье, мы рассмотрим работы, освещающие феномен культурной и структурной (социальной) марги-нальности.

Культурная маргинальность. Американский социолог Р.Э.Парк в 1928 году впервые использовал данный термин в эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек». Р.Э.Парк рассматривал маргинального человека как следствие миграционных процессов и межкультурного взаимодействия. «Маргинальный человек — это тип личности, который появляется в то время и том месте, где из конфликта рас и культур начинают появляться новые сообщества, народы, культуры. Судьба обрекает этих людей на существование в двух мирах одновременно; вынуждает их принять в отношении обоих миров роль космополита и чужака. Такой человек неизбежно становится (в сравнении с непосредственно окружающей его культурной средой) индивидом с более широким горизонтом, более утонченным интеллектом, более независимыми и рациональными взглядами. Маргинальный человек всегда более цивилизованное существо»3. Предтечей сформированному термину «маргинальность» являлся социальный тип чужака, которого представил Г.Зиммель в 1927 г. при рассмотрении основных форм социальной жизни. В монографии 1937 г. другого американского социолога Э.Стоунквиста «Маргинальный человек» описывается в положении участника культурного конфликта, рассматривается набор его качеств и проблемы связанные

3 Баньковская С.П. Роберт Парк // Современная американская социология / под ред. В.И.Доб-ренькова. - М.: 1994. - С. 11.

с низким уровнем интеграции в общество. Э.Стоунквист сформулировал основные негативные характеристики маргинального человека и вместе с тем считал маргинала «ключевой личностью», которая играет роль моста между культурами, заключая в себе качества будущего лидера4. Следует отметить, что Э.Стоунквист первым увидел в проблеме маргинальности позитивную направленность, указывая на то, что положение маргинала сформирует в нем новые качества в период его адаптации. Таким образом, на первом этапе становления понятия маргинальности, данный термин употребляется в контексте культурного конфликта и связан с маргинальной личностью.

А.Б.Мулдашева в исследованиях маргиналь-ности выделяет творческий тип личности в контексте межэтнического общения, который, по ее мнению, имеет высокий уровень личной ответственности, активное и творческое отношение к разрешению противоречий и сложностей реальной практики межэтнического взаимодействия и способам разрешения внутреннего конфликта. Самоопределением для этого маргинала становится творческая деятельность, направленная на мир5.

Структурная (социальная) маргиналь-ность. А.И.Атоян стоял у истоков изучения проблем маргинальности в России и выделял все накопленные знания о маргинальности в отдельную область - социальную маргинали-стику. Такой подход обусловлен междисциплинарной значимостью маргинальности, её универсальностью и применением в социологии, лингвистике, культурологии и т.д6.

Л.М.Банникова сделала попытку типологи-зации маргинальных групп современной России. Автор выделяет в качестве катализатора маргинальности молодежи слабую систему социализации, а так же блокирование каналов самореализации, что ведет к дезориентации и искаженным формам самовыражения. Как наиболее незащищенная группа маргиналов рассматриваются пенсионеры и инвалиды. Причинами маргинализации данной группы являются низкий уровень жизни, одиночество и изоляция. Автор указывает на еще один вид марги-нальности - маргинальность сознательная и ис-

4 StonequistE.V. The Marginal Man.A Study in personality and culture conflict. NewJork: Russel&Russel, 1961. - 218 p.

5 Мулдашева А.Б. Психологические особенности этнокультурной маргинальности // Социально-психологические исследования межнациональных отношений.

- М.: 1993. - С. 219 - 231.

6 Атоян А.И. Социальная маргиналистика // Полис.

- 1993. - № 6. - С. 29 - 38.

следователь дифференцирует ее по социально-психологическим типам7.

Е.Н.Стариков считал, что главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей8. В первую очередь рвутся экономические, социальные и духовные связи. При этом следует отметить, что экономические восстанавливаются быстрее остальных, медленнее и сложнее всего налаживаются духовные связи, потому как требуется трансформация старых, а порой и формирование новых ценностей, жизненных приоритетов, норм поведения и морали.

Л.А.Беляева говорит о том, что потеря социальных связей грозит деформацией социальной структуры общества, но ненадолго, так как первостепенным принципом бесперебойности системы является принцип взаимозаменяемости. Дезорганизация социальных процессов, деформация образа жизни маргинальной личности, в свою очередь, ведет к деформации личности в нравственном и правовом разрезах9.

И.П.Попова понимает маргинальность, как состояние групп и индивидов в ситуации влияния внешних факторов, связанных с резким социально-экономическим и социально-культурным переструктурированием общества, что заставляет изменять свое социальное положение. А также приводит к существенному изменению или утрате прежнего социального статуса, социальных связей, социальной среды, а также системы ценностных ориентации10.

О.Н.Галсанамджилова говорит о том, что структурная маргинальность в социологическом смысле означает исключение из социальных структур; она порождает неопределенность социальных позиций, хотя и дает пространство для определенных альтернативных решений «парадоксальных ситуаций». Маргиналы — это социально избыточный материал, результат институционального кризиса, цена социального изменения, «лишние люди». Идет рост маргинальных групп беженцев, социальных аутсайдеров, представителей «социального дна». Именно маргиналы переживают наиболее глубокие, принципиальные изменения в социальном статусе, характеризующиеся неопределен-

7 Банникова Л.М. Маргинальность как социально-патологическая форма адаптации населения к меняющимся условиям жизни (к постановке проблемы) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: / / elib. altstu.ru/elib/books/Files/pa2000 2/pages/19/pap

19.html (Дата обращения 14.02.2014).

8 Стариков Е.Н. Маргиналы // В человеческом измерении. - М.: 1989. - С. 180 - 203. - С. 133.

9 Беляева Л.А. Российское общество в преддверии рынка: тревоги, ожидания, надежды // Мир России. - 1992. - №1.- С. 39 - 65

10 Попова И.П. Маргинальность. Социологический анализ: учеб. пособ. - М.: 1996.- С. 77.

ностью, неустойчивостью положения, его внутренней и внешней противоречивостью, потенциальной поливекторностью социальной траектории, вызванной статусной несовместимостью и социокультурной переориентацией11.

Авторы (З.Т.Голенкова, Е.Д.Игитханян, И.В.Казаринова) статьи «Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации» пришли к выводу, что социальные различия в современном развитии структурных отношений порождают различные виды социальной дифференциации. Феномены группового и индивидуального сознания проявляются в качестве структурообразующих признаков, в которых отражаются занимаемые социальными общностями позиции в структурных отношениях12.

Д.Головенский рассматривал внутрилично-стное столкновение как результат сложной американской культуры, состоящей из большого количества противоречивых элементов и ценностей. Важную роль в его исследованиях играют социальные факторы и именно в них автор видит корень всех конфликтов и столкновений13.

Автор указывает на то что неравенство и социальные конфликты следует выделить в самостоятельный фактор, порождающий маргинальную ситуацию и как следствие маргинальную личность - личность, которая принадлежит двум разным социальным группам, имеет разные ценности, цели, уровни жизни14.

А.С.Керкхофф и Т.С.Мак-Кормик видели различие между положением индивида в социальной структуре и психологическими характеристиками, которые могут проявляться в личности в контексте маргинального состояния15.

Хьюз рассматривал проблемы женщин и негров в процессе овладения профессиями, традиционно ассоциирующимися с мужчинами и / или белым и (например, профессией врача). Его исследования и выводы наглядно показали, что маргинальность это конечный пункт не

11 Галсанамжилова О.Н. К вопросу о структурной маргинальное™ в российском обществе // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2006. - Том IX. - № 4. - С. 160 - 169.

12 Голенкова З.Т., Ичитханян Е.Д., Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной идентификации // Социологические исследования. - 1998. -№8.- С. 3 - 12.

13 GolovenskyD.The Marginal Man Concept: an Analysis and Critique. SocialForces.- 1952, Vol. 30. - № 3. -P. 333 - 339.

14 GolovenskyD. The Marginal Man Concept: an Analysis and Critique.....- P. 333 - 339.

15 Kerckhoff A.C., McCormick T.C. Marginal status and

marginal personality // Social forces. Vol. 34. -

1955.- № 1. - P. 55.

только культурных смешений, но и результат социальной мобильности16.

Л.И.Кемалова отмечает односторонний подход, который превалирует в современных концепциях маргинальности и является результатом кризиса социума. Основание данного подхода - рассмотрение маргинальности в негативном ракурсе, которое не отражает реальной ситуации и сужает диапазон значений термина. Автор полагает, что маргинальность может быть фактором влияния становление нового общества, скреплять общество и является инструментом осознания человеком своего места в мире17.

Рассмотрев существующие виды маргиналь-ности и подходы к её изучению, можно сделать несколько выводов. Основанием проблем, порождаемых феноменом маргинальности, является кризис идентичности, который может быть как персональным, так и групповым, охватывать большое количество индивидуумов. Групповой кризис идентичности характеризуется чувством неполноценности, разрывом нитей по которым передаются традиции из поколения в поколение у целой группы (коллектива, диаспоры, социальных слоев). В современном обществе чрезвычайно быстрые перемены социальных реалий ведут к частой смене кризисов идентичности. Эти кризисы могут как маргина-лизировать группу или личность, так и вывести их из этого состояния, трансформировав и направив в область новых перемен. Стабильность и идентичность стали непостоянными величинами. Кризис идентичности затрагивает сознание личности, маргинализует его. Таким образом, маргинальное сознание является стержнем маргинальности, а кризис идентичности и маргинальные ситуации способствуют формированию этого сознания. Без маргинального сознания человек, попавший в маргинальную ситуацию (миграция, потеря имущества, лишение избирательных прав, давление со стороны массовой или традиционной культуры на индивидуальные культурные проявления), попавший под пресс маргинализации (потеря социальных связей) не может классифицироваться как маргинал в полной мере. Именно маргинальное сознание формирует отношение индивида к реальности и создает все условия для развития как негативных так и положительных качеств. Между тем, стоит отметить, что влияние маргинализации, давление социума и традиционных

16 Hughes E.C. Social change and status protest: An essay on the marginal man // Phylon-Atlanta. - 1945. Vol. 10. - № 1. - Р. 63.

17 Кемалова Л.И. Влияние маргинальное™ на обустройство нового общества // Таврийские студии.-Симферополь: 2012. - № 2. - С. 31 - 38.

устоев может стать катализатором, для зарождения маргинального сознания. Таким образом, все элементы совокупности данных процессов в

структуре маргинальности обладают взаимопроникновением и взаимодополнением.

CURRENT PROBLEMS OF MARGINALITY PHENOMENON. CULTURE STUDY ANALYSIS

© 2014 A.I.Shirochenko"

Samara Academy of Culture and Arts

The article reveals current problems associated with the phenomenon of marginality and gives analysis of the literature on the subject.

Key words: Identity crisis, marginality, marginalization, marginal groups, marginal personality, marginal mind.

Alexander Igorevich Shirochenko, Postgraduate student of department of theory and history of culture. E-mail: ash 1488@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.