Научная статья на тему 'Маргарет Тэтчер и Джон Мейджор: битва за власть'

Маргарет Тэтчер и Джон Мейджор: битва за власть Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3404
581
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА / ДЖОН МЕЙДЖОР / КОНСЕРВАТИВНАЯ ПАРТИЯ / МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Порецкова Елена Алексеевна

В статье анализируется политика премьер-министров Великобритании от консервативной партии Маргарет Тэтчер и Джона Мейджора. Особое внимание уделяется различиям в стратегии премьер-министров, а также внутрипартийным и межпартийным отношениям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маргарет Тэтчер и Джон Мейджор: битва за власть»

УДК 94(420).086+929 Тэтчер+929 Мейджор

маргарет тэтчер и джон мейджор:

БИТВА ЗА власть

Е. А. Порецкова

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье анализируется политика премьер-министров Великобритании от консервативной партии Маргарет Тэтчер и Джона Мейджора. Особое внимание уделяется различиям в стратегии премьер-министров, а также внутрипартийным и межпартийным отношениям.

Ключевые слова: Великобритания, внутренняя политика, Джон Мейджор, консервативная партия, Маргарет Тэтчер.

Margaret Thatcher and John Major: The struggle for Power Е. А. Poretskova

The article describes the policy of British Prime Minister from the Conservative Party Margaret Thatcher and John Major. Particular attention is paid to differences in strategy of Prime Ministers, and also to the intraparty and interparty relations.

Key words: Britain, domestic policy, Conservative party, John Major, Margaret Thatcher.

Консервативная партия Великобритании - старейшая в мире политическая партия, обладающая огромным политическим влиянием. Её представители управляли страной большую часть XIX и XX столетий. Период 1979-1997 гг. в истории партии занимает особое место. Именно в это время благодаря рекордному сроку пребыванием на посту премьер-министров Маргарет Тэтчер и Джона Мейджора была нарушена устоявшаяся в стране традиция поочерёдной смены лейбористов и консерваторов в правительстве. Столь длительное нахождение консервативной партии у власти способствовало крупным сдвигам в области внешней и внутренней политики. Наиболее значимые изменения произошли в экономике. С приходом к власти Тэтчер, первого политика «неоконсервативной волны», начался качественно новый этап промышленных и социальных реформ, названный историками тэтчеризмом. Он продолжился и после прихода во власть Мейджора, однако претерпел серьёзные изменения, которые привели к печальному для тори финалу. Как известно, 1 мая 1997 г. они потерпели сокрушительное поражение на парламентских выборах, а к власти вернулась лейбористская партия.

При оценке столь динамичного этапа деятельности консервативной партии отечественные специалисты предпочитают уделять особое внимание личностным характеристикам её лидеров1. Именно с этих позиций внутренняя политика консервативной партии Великобритании была исследована С. П. Перегудовым2. Автор не только

проанализировал основные этапы политического роста Маргарет Тэтчер, но и уделил большое внимание реформаторской деятельности «железной леди» и её преемника. В фундаментальных монографиях А. А. Громыко внимание сосредоточено на политической эволюции консервативной партии, а также на вопросах обновления партийной идеологии и политики3. При этом оба автора сходятся во мнении, что Джон Мейджор был продолжателем политики «тэтчеризма», но по-разному оценивают результаты его деятельности. Многочисленные пробелы в изучении процессов, происходящих внутри консервативной партии, восполняют работы Н. К. Капитоновой4. Важно отметить, что данный автор останавливается на ключевых моментах, связанных с исследованием непростых взаимоотношений, сложившихся между партийными лидерами и рядовыми членами консервативной партии.

Зарубежные специалисты, в частности англоязычные, в значительной степени сосредоточились на изучении перипетий внутрипартийных отношений в рассматриваемую эпоху5. Наиболее подробно они останавливаются на раскрытии содержания политических программ Тэтчер и Мейджора, реализованных в годы их премьерства. Не менее тщательно иностранные исследователи анализируют факторы, определяющие масштабы влияния партийных лидеров в рядах правящей партии. В этой связи представляется неслучайным появление в новейшей британской историографии научных сочинений и биографического характера6. Впрочем, их существенным недостатком является то, что они вышли в свет в период нахождения Тэтчер и Мейджора у власти и, следовательно, не лишены конъюнктурных оценок. По этой причине особое значение и ценность представляют работы, вышедшие в новом столетии. Наиболее яркими среди них являются монографии американского политолога Дэвида Сирайта7 и британского историка Николса Кроусона8. Не менее обстоятельным трудом в области изучения новейшей истории консервативной партии Великобритании стала книга британца Тима Бейля «Консервативная партия: от Тэтчер до Кэмерона»9. Уже спустя год после публикации состоялось её переиздание, что подчёркивает злободневность осмысления вопросов, связанных с особенностями функционирования современных политических партий.

© Порецкова Е. А., 2012

В целом, несмотря на то что отдельные аспекты деятельности консервативной партии Великобритании нашли своё отражение во многих работах как отечественных, так и зарубежных авторов, крайне актуальная тема борьбы за партийное лидерство между Маргарет Тэтчер и Джоном Мейджором в качестве самостоятельной исследовательской проблемы специалистами не рассматривалась.

Приход Маргарет Тэтчер к власти в мае 1979 г. продемонстрировал, насколько сильно были востребованы в Великобритании её политические взгляды. Неслучайно намеченный ею план выведения страны из многолетней стагнации начал реализовываться немедленно. Преобразования оказались настолько удачными, что впоследствии были продолжены пришедшими к власти «новыми лейбористами» во главе с Тони Блэром. Экономика страны стала постепенно выздоравливать, демонстрируя мировому сообществу возрастающую роль Великобритании в области международных финансов и политики. Впрочем, в более отдаленной перспективе столь крупномасштабные социально-экономические реформы ознаменовались для Великобритании ростом безработицы и обострением внутренних противоречий.

Тэтчер продолжила свой жёсткий курс и во внешнеполитических отношениях. Стали укрепляться трансатлантические отношения, наладился интенсивный диалог с Москвой, открылись новые возможности для инвестиций в ЕЭС10. Упорство и политическая воля М. Тэтчер восстановили военное присутствие Великобритании в Персидском заливе, в акватории которого на постоянной основе стали находиться британские военные корабли. В 1982 г. военные действия против Аргентины на Фолклендских (Мальвинских) островах закончились безусловной британской победой, что не только упрочило положение Лондона на мировой арене, но и подняло на новые высоты национальное самосознание британцев. В предисловии к предвыборному партийному манифесту 1987 г. Тэтчер утверждала, что за последние десятилетия положение дел в Великобритании кардинально изменилось к лучшему. «Мы достойно ответили на вызовы внутри страны и за рубежом»11. Успехи курса Тэтчер обеспечивали ей поддержку и голоса избирателей, одновременно ухудшая ее положение в качестве лидера консервативной партии.

Отличительной чертой политической стратегии М. Тэтчер стало то, что сформулированная линия проводилась в жизнь без промедления. За счёт своей напористости и твёрдости характера Тэтчер стала самым авторитарным из британских премьер-министров. Её называли «тигрицей, окружённой хомяками»12, поскольку она была не первой среди равных, а лидером среди всех. Отсюда волевой стиль руководства и настрой на «единственно верное мнение». В этом, пожа-

луй, главное различие между Маргарет Тэтчер и пришедшим ей на смену Джоном Мейджором, который всегда был нацелен на диалог и компромисс. Однако столь жесткие правила игры требовали постоянных «зачисток» в ближайшем окружении Тэтчер. Она стремилась избавиться от оппонентов и оставить рядом только тех, кто разделял её политические взгляды. Уже в первом кабинете министров Тэтчер отдала единомышленникам экономический блок, назначив министром финансов Джеффри Хау, министром промышленности Кита Джозефа, а министром торговли - Джона Нотта13. Заручившись поддержкой влиятельного экономического сектора, Тэтчер не сомневалась в том, что её решения в других сферах будут столь же легко исполнены. Однако такая тактика премьера вскоре привела к отходу от традиционной для любого кабинета министров практики обсуждения вопросов всем составом.

Помимо доверенных высокопоставленных лиц в кабинете у М. Тэтчер был свой узкий круг личных секретарей и политических советников. Одним из них был Чарльз Пауэлл. Он лично консультировал будущую баронессу по вопросам внешней политики. Никто не понимал «железную леди» так хорошо, как Пауэлл. Только этот человек мог написать такую речь, которую хотела она. Вот слова одного из советников по внешней политике Перси Кредока: «Порой было невозможно определить, где кончается госпожа Тэтчер и начинается Чарльз Пауэлл»14. Элан Уолтерс и Бернард Ингем были также наделены широкими полномочиями в разработке политики консервативного правительства15. Стоит ли говорить, насколько огромно было влияние этих людей на персону крайне неуступчивого для всех прочих британского премьер-министра. При этом глава кабинета нередко предпочитала не считаться с мнением таких традиционно влиятельных в правительстве фигур, какими являлись министр иностранных дел и глава Казначейства. Разумеется, последние предпринимали многочисленные, но безуспешные попытки заменить Пауэлла, поскольку Маргарет Тэтчер не желала расставаться со своим секретарём. Сам Пауэлл признавался, что он никогда не принадлежал ни к какой политической партии, но испытывал глубокую личную симпатию к Маргарет Тэтчер и по этой причине его взгляды обрели консервативную окраску16.

За годы своего пребывания на посту премьера Тэтчер заменила около сотни членов кабинета. Однако как и её предшественники, Тэтчер остерегалась громких отставок, хотя не смогла их избежать. В 1986 г. правительство покинул министр обороны Майкл Хезелтайн - влиятельный консерватор был недоволен авторитарным стилем правления Тэтчер. В 1987 г., после третьей победы на парламентских выборах, в рядах консервативной партии стала складываться открытая оппозиция премьеру, поскольку многие политики и члены кабинета устали от авторитарного стиля

правления Тэтчер. Но сама премьер-министр продолжала пренебрегать точкой зрения коллег и совсем перестала слышать советы любого рода. Это порождало всё новые и новые конфликты. Так, не согласившись с резко отрицательной позицией в отношении европейской валютной системы, в отставку ушёл министр финансов Найджел Лоусон. Пожалуй, именно с этого момента недовольство внутри партии стали вызывать практически все действия Тэтчер. Особо стоит выделить европейское направление её внешнеполитического курса, бескомпромиссность и жёсткость которого стала противоречить взглядам большинства коллег17. В 1990 г. произошла новая отставка, на сей раз сопровождаемая грозным обличительным выступлением в адрес политики «железной леди». Свой пост покинул заместитель премьер-министра, многолетний глава Форин Оффис Джеффри Хау. С его уходом был запущен механизм отставки и самой Маргарет Тэтчер18, поскольку М. Хезелтайн объявил о своём намерении бросить ей политический вызов, что стало критическим поворотом во внутриполитической жизни.

К обострившейся внутренней борьбе в стане консерваторов добавился экономический спад. Как следствие, в стране усилилась социальная напряжённость, подстёгиваемая ростом инфляции. Из-за сокращения государственных ассигнований в сферы здравоохранения и образования население перестало получать качественный и быстрый доступ к столь важным социальным услугам. Ситуацией немедленно воспользовались лейбористы, перехватившие у консерваторов первенство в опросах общественного мнения19. «Железная леди» воспринимала происходящее не иначе как всего лишь очередную временную трудность, с какими ей во множестве приходилось сталкиваться на всём протяжении политической карьеры. Однако другие члены руководства консервативной партии расценивали подобное положение дел как прямую угрозу собственным позициям, чреватую неминуемым поражением на очередных парламентских выборах. К тому же не прекращающийся рост инфляции, достигшей отметки в 9%, уже полностью «съел» главное достижение М. Тэтчер в экономике - её постоянный и устойчивый рост. В этой ситуации лидеры правящей партии, а также представители оппозиции поспешили переложить весь груз ответственности на плечи премьер-министра, имевшего, к тому же, неосторожность в условиях явно ухудшающейся конъюнктуры настаивать на введении подушного налога взамен существовавшего налога на собственность20. Чтобы избежать унизительной отставки под прямым давлением однопартийцев, М. Тэтчер была вынуждена покинуть свой высокий государственный пост. Она подчинилась обстоятельствам и ушла в интересах сохранения единства партии, хотя прежде утверждала, что оставит политику только тогда, когда не найдёт людей, которым будет полностью доверять. По-

добный исход событий стал для неё настоящим «ударом в спину»21.

Сменившее кабинет Маргарет Тэтчер обновленное правительство во главе с Джоном Мейджором было лишь «переходным мостом» от «тэтчеризма» к политике «новых лейбористов».

Об этом свидетельствовало положение Мейджора в идеологическом поле консервативной партии, которое изначально не было прочным и однозначным. Не только правое, но и левое крыло консерваторов утверждало, что Мейджор был одним из них. И всё же этот переменчивый политик был выбран в преемники «железной леди» с тем, чтобы сыграть весьма непростую роль защитника её «наследия». Накануне отставки Тэтчер публично объявила, что министр финансов Джон Мейджор стал её выбором в качестве лидера партии. Почему? Ответ прост: в руководстве консервативной партии отсутствовала альтернатива. Тэтчер не могла остановить свой выбор на Хезелтайне из-за его враждебного настроя по отношению к «тэтчеризму» или на Хёрде из-за его давних связей с Тедом Хитом - главным и безжалостным критиком её политической стратегии. Таким образом, Мейджор был единственным «вариантом» для минимизации разрушения политического наследства, оставленного Тэтчер.

Джон Мейджор родился в простой небогатой семье, однако это обстоятельство не помешало ему сделать поистине блестящую карьеру. Головокружительные перипетии его политического взлёта не имеют аналогов в английской истории. Путь от рядового члена парламента до премьер-министра занял всего десять лет, в то время как М. Тэтчер потребовалось для этого более двадцати лет22. Его политическая карьера была не только стремительной, но и связанной с чередой случайностей. В 1987 г. по причине серьёзных расхождений с министром финансов Н. Лоусоном Тэтчер назначила на эту должность Мейджора. Зарекомендовав себя сторонником «тэтчеризма» и хорошо разбираясь в финансовых проблемах, он как никто другой подходил на это министерское место. В 1989 г. в ходе очередных перестановок в кабинете Тэтчер предложила Мейджору портфель министра иностранных дел, что удивило многих, в том числе и самого Джона Мейджора, не имевшего никакого дипломатического опыта23. Таким образом, именно Тэтчер вывела Мейджора в первые ряды английской политики, обеспечила ему быструю карьеру и видела в нём преемника, считая вторым лицом в кабинете. Однако тревожной для консерваторов осенью 1990 г. бразды правления попали в руки отнюдь не преемника Тэтчер, а во многом карьерного и конъюнктурного политика. Слишком разным был также и их стиль руководства. После авторитарной Тэтчер Джон Мейджор выглядел как безвольный политик, который не в состоянии не только принять собственное решение, но и призвать коллег по партии к порядку. В результате вместо единства партии, ради которого ушла Тэт-

74

Научный отдел

чер, началось медленное брожение и разложение консервативного руководства.

В изменившейся ситуации Мейджора никоим образом не устраивал имидж выдвиженца Тэтчер. И ранее, занимая пост министра финансов, Мейджор не скрывал собственных политических взглядов, поэтому неудивительно, что с первых же дней собственного премьерства новый лидер тори стал целенаправленно разрушать созданную Тэтчер партийную систему. Его действия попытались окрестить «тэтчеризмом с человеческим лицом», хотя от «тэтчеризма» в новом курсе не осталось ничего. Мейджор не только не принял стиля и манеры руководства «железной леди», но и избавился от преданных ей кадров. Так, Хезелтайн, сыгравший едва ли не главную роль в отставке Тэтчер, сразу же занял министерский пост, а позже стал заместителем премьера. Коалиция членов тори во главе с Хезелтайном первоначально была очень влиятельной и сделала всё, чтобы занять как можно больше влиятельных должностей и использовать Мейджора для достижения собственных целей.

В ответ на подобные действия Тэтчер создала и возглавила две политические группы, выступившие против Джона Мейджора. Речь идёт об антиевропейской Брюггской группе и «Консервативном пути вперёд». В 1995 г. Мейджор соперничал за право лидерства в консервативной партии с Джоном Рэдвудом, одним из выдающихся представителей правого крыла партии24. Хотя Мейджор и выиграл очередные внутрипартийные выборы, он, вне всяких сомнений, получил строгое предупреждение от сторонников Тэтчер, рекомендовавших не отклоняться от её «наследия» слишком далеко.

В целом, оказавшись на вершине политической пирамиды, Джон Мейджор попытался позиционировать себя в качестве социал-либерала, стремящегося объединить британское общество. Его примирительный подход при решении целого ряда принципиальных вопросов расценивался как типичный стиль сторонника левого крыла консервативной партии. Наиболее серьёзные расхождения Мейджора со сторонниками курса Тэтчер наблюдались в области приоритетов по проблемам дальнейшего развития европейской интеграции. В период правления Мейджора этот вопрос стал центральным для консерваторов, поскольку в 1992 г. был подписан договор о Европейском союзе. Особое негодование у баронессы вызвало ничем не обоснованное, как она утверждала, стремление ее преемника превратить Великобританию в «сердце Европы»25.

Несмотря на обострившееся внутрипартийное противостояние, британское общество с удовлетворением приняло смену руководства тори26. Немаловажную роль в этом сыграл имидж Джона Мейджора. Молодой, обаятельный, доброжелательный, спокойный, с тихим голосом - такой политик импонировал избирателям, уставшим от стиля

«железной леди». Пресса постоянно подчёркивала, что новый лидер был выходцем из самых низов английского общества, человеком, сделавшим карьеру самостоятельно. Избирателями были оценены и политическая воля и твёрдость Мейджора, проявленные в период конфликта в Персидском заливе. Решение об отмене подушного налога вызвало дополнительную поддержку избирателей. Парламентские выборы, состоявшиеся 9 апреля 1992 г., принесли новую победу консервативной партии. Она получила 41,9% голосов избирателей (лейбористы набрали 34,4%, либеральные демократы - 17,8%)27. Несмотря на очевидный политический успех, Мейджору пришлось в течение ещё трёх лет бороться за укрепление своих позиций в партии и парламенте. В период переговоров о создании Европейского союза евроскептики из рядов консервативной партии подняли настоящий бунт, голосуя против правительственных биллей. Болезненным ударом для Мейджора стал уход в отставку в мае 1993 г. министра финансов Н. Ламонта28, не поддержавшего бюджетной политики своего премьер-министра. Очередной раскол в руководстве правящей партии привёл к быстрому снижению её популярности среди избирателей. В 1994 г. консерваторы потерпели чувствительное поражение на выборах в Европарламент и на местных выборах.

Для преодоления внутрипартийной оппозиции Мейджору пришлось использовать самые жёсткие методы. В ноябре 1994 г. голосованию в парламенте по биллю о британском взносе в бюджет ЕС была придана форма вотума доверия правительству. Перед угрозой роспуска парламента евроскептики-тори были вынуждены голосовать в поддержку правительственной позиции. Весной 1995 г. Мейджор объявил о намерении сложить с себя полномочия партийного лидера и настоял на процедуре перевыборов. Они состоялись 4 июля 1995 г., обеспечив ему безусловную победу: за кандидатуру Джона Мейджора было подано 218 голосов, а его соперник Джон Рэдвуд получил всего лишь 8929. Очередная, и весьма убедительная политическая победа позволила Мейджору существенно снизить накал политической борьбы вокруг правительства. Однако обретенное спокойствие оказалось временным. Партийный раскол был настолько глубок, что создать даже видимость единства в кабинете оказалось невозможно. Неудивительно, что на разных полюсах политики оказались ключевые персоны кабинета: европеист министр финансов Кеннет Кларк и евроскептики министр внутренних дел Майкл Говард и министр обороны Майкл Портило30. Стремясь избежать окончательного раскола, Мейджор изменил своё отношение ко многим спорным вопросам внешней и внутренней политики. В итоге он окончательно утратил лидерство как в партии, так и в правительстве. На парламентских выборах 1997 г. интересы консерваторов представляли две группировки, но ни одна из них не контролировалась Джоном Мейджором. Окончательный раскол в стане кон-

серваторов, безусловно, сыграл на руку лидеру лейбористов Тони Блэру, ставшему очередным премьер-министром Великобритании.

Внутрипартийные противоречия, обострившиеся на закате политической карьеры М. Тэтчер, сыграли роковую роль в истории консервативного движения Великобритании. Столкновение амбиций, политических мнений и стиля руководства нарушило успешность функционирования партии тори. Рецидивом фракционной борьбы за власть явилась отставка М. Тэтчер. Итогом же внутрипартийного противостояния стало сокрушительное поражение консервативного кабинета Дж. Мейджора на парламентских выборах 1997 г.

Примечания

1 См.: Медведев Д. Неизвестная Мэгги. М., 2009 ; Капитонова Н. К. Маргарет Тэтчер : человек и политик // Новая и новейшая история. 2007. № 2, 3.

2 См.: Перегудов С. П. Современный консерватизм. М., 1992 ; Он же. Тэтчэр и тэтчеризм. М., 1996 ; Он же. Отставка Маргарет Тэтчер // Вопросы истории. 1991. № 11.

3 См.: Громыко А. А. Политический реформизм в Великобритании. 1970-90-е годы. М., 2001 ; Он же. Модернизация партийной системы Великобритании. М., 2007 ; Он же. Великобритания. Эпоха реформ. М., 2007.

4 См.: Капитонова Н. К. Великобритания в конце XIX - начале XX века : от консерваторов к лейбористам. М., 2003 ; Её же. Внешняя политика Великобритании, 1979-1990 гг. М., 1996.

5 См.: Hennessy P. The Prime Minister. The Office and it’s Holders Since 1945. N. Y., 1996.

6 См.: Anderson B. John Major : the making of the Prime Minister. L., 1991 ; Clark A. Mrs. Thatcher’s Minister : The Private Diaries of Alan Clark. N. Y., 1994 ; Beckett C. Thatcher. L., 2006.

7 См.: SeawrightD. The British Conservative Party and one nation politics. N. Y., 2010.

8 См.: CrowsonN. J. The Conservative Party and European integration since 1945 : at the heart of Europe? N. Y., 2007.

9 См.: Bale T. The Conservative Party : From Thatcher to Cameron. Cambridge, 2011.

10 См.: Громыко А. А. Великобритания. Эпоха реформ. С. 313.

11 The Next Move Forward. The Conservative Manifesto. 1987. URL: http://www.conservative-party.net (дата обращения: 08.09.2011).

12 Hennessy P. Op. cit. P. 403.

13 См.: Капитонова Н. К. Маргарет Тэтчер : человек и политик. С. 177.

14 См.: Цит. по: HennessyP Op. cit. P. 406.

15 См.: EvansE. Thatcher and Thatcherism. L., 1997. P. 81.

16 См.: Hennessy P. Op. cit. P. 405.

17 См.: Moore Ch. Margaret Thatcher’s resignation : A career that did not die in vain // The Telegraph. 2010. Nov. 22. URL: http://www.telegraph.co.uk (дата обращения: 08.09.2011).

18 См.: Перегудов С. П. Отставка Маргарет Тэтчер. С. 13.

19 См.: Pearce M., Stewart G. British political history, 1867-2001 : democracy and decline. L., 2001. P. 533.

20 См.: EvansE. Op.cit. P. 63.

21 Перегудов С. П. Отставка Маргарет Тэтчер. С. 16.

22 См.: Попов В. И. Джон Мейджор // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 7. С. 109.

23 См.: Попов В. И. Указ. соч. С. 111.

24 См.: Crowson N. J. The Conservative Party and European integration. P. 158.

25 Mr. Major’s speech to the Conservative Group for Europe. 1993. Apr. 22. URL: http://www.johnmajor.co.uk (дата обращения: 08.09.2011).

26 См.: Bale T. Op. cit. P. 36.

27 См.: Summary of April 1992 General Election. URL: http:// www.ukelect.com/ (дата обращения: 08.09.2011).

28 См.: PearceM., Stewart G. Op. cit. P. 560.

29 См.: Bale T. Op. cit. P. 61.

30 См.: КапитоноваН. К. Внешняя политика Великобритании. С. 77.

УДК [94+327] (73+581) |1993/1996|+929 Клинтон

АДМИНИСТРАЦИЯ Б. КЛИНТОНА И ФОРМИРОВАНИЕ РЕЖИМА ТАЛИБАН В АФГАНИСТАНЕ (1993-1996 ГОДЫ)

с. Ю. Шенин

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема участия администрации Б. Клинтона в процессе прихода к власти движения Талибан в Афганистане. Анализируются геополитические и экономические причины заинтересованности США в формировании сильного режима в этой стране, а также влияние на этот процесс других правительств и энергетических корпораций. В статье делается вывод о том, что американское участие в этом процессе стало одной из причин дальнейшей эскалации трагических событий вокруг этой страны.

Ключевые слова: администрация Б. Клинтона, Афганистан, «Талибан», исламизм, трансафганский трубопровод, энергетические корпорации, Северный альянс.

The Clinton Administration and the Formation of the Taliban Regime in Afghanistan (1993-1996)

S. Yu. Shenin

The article is devoted to the study of the problem of the Clinton administration participation in the process of the Taliban movement

© Шенин С. Ю., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.