Научная статья на тему 'МАНИПУЛЯТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ: КАК ЗАПАДНАЯ ПРОПАГАНДА ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА СОЗНАНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

МАНИПУЛЯТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ: КАК ЗАПАДНАЯ ПРОПАГАНДА ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА СОЗНАНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
пропаганда / молодежь / влияние пропаганды / механизмы пропаганды / каналы пропаганды / пропаганда в интернете / Propaganda / youth / the influence of propaganda / propaganda mechanisms / propaganda channels / propaganda on the Internet

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Соколов М.Д.

статья посвящена пропагандеглавному оружию современной политики, нацеленного на самую уязвимую категорию населения страны на молодежь. Для предотвращения пагубного влияния иностранной пропаганды на молодое поколение страны, автор выявил наиболее действенные и эффективные «каналы», через которые пропагандисты воздействуют на сознании молодежи. Автором было представлено несколько основных «инструментов» пропаганды, влияющих на ценностные ориентиры, точку зрения российской молодежи: опора на «кумиров» молодежи и поп-культуру, лишение «привычного образа жизни», оспитание «пессимизма» оппозиционными лидерами, намеренное умалчивание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIPULATIVE MECHANISMS: HOW WESTERN PROPAGANDA AFFECTS THE CONSCIOUSNESS OF RUSSIAN YOUTH

The article is devoted to the promotion of the main weapon of modern politics aimed at the most vulnerable category of the country's population young people. To prevent the harmful impact of foreign propaganda on the younger generation of the country, the author has identified the most effective and effective "channels" through which propagandists affect the minds of young people. The author presented several main "tools" of propaganda that affect value guidelines, the point of view of Russian youth: Reliance on "idols" of youth and pop culture, Deprivation of "habitual lifestyle", Education of "pessimism" by opposition leaders, deliberate silence.

Текст научной работы на тему «МАНИПУЛЯТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ: КАК ЗАПАДНАЯ ПРОПАГАНДА ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА СОЗНАНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Соколов М.Д.

студент Социологического Факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, член Либерально-Демократической Партии России

sokolovmikhailldpr@gmail. сот

МАНИПУЛЯТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ: КАК ЗАПАДНАЯ ПРОПАГАНДА ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА СОЗНАНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация: статья посвящена пропаганде- главному оружию современной политики, нацеленного на самую уязвимую категорию населения страны - на молодежь. Для предотвращения пагубного влияния иностранной пропаганды на молодое поколение страны, автор выявил наиболее действенные и эффективные «каналы», через которые пропагандисты воздействуют на сознании молодежи. Автором было представлено несколько основных «инструментов» пропаганды, влияющих на ценностные ориентиры, точку зрения российской молодежи: опора на «кумиров» молодежи и поп-культуру, лишение «привычного образа жизни», оспитание «пессимизма» оппозиционными лидерами, намеренное умалчивание.

Ключевые слова: пропаганда, молодежь, влияние пропаганды, механизмы пропаганды, каналы пропаганды, пропаганда в интернете

Главным политическим оружием в XXI в. стала пропаганда. Сейчас чрезвычайно трудно обычным людям фильтровать поступающую из всевозможных источников к ним информацию. Особенно остро эта проблема встает у молодежи, поскольку она является самой уязвимой и нестабильной прослойкой населения любого государства и именно молодежь, чаще всего, является целью пропагандистов. По таким же «правилам» сейчас строится западная пропаганда, которая нацелена на российскую молодежь, на то, чтобы лишить Российскую Федерацию будущего и перспектив и уничтожить государственность и суверенитет изнутри. Для осуществления поставленных западными государствами задач, ими были разработаны различные способы и каналы вовлечения российской молодежи в движения оппозиционных сил.

21 марта 2023 г., секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев на совещании в Ульяновске вынес на обсуждение вопрос о защите российской молодежи от западной пропаганды [5]. Он заявил: «Интернет становится все более мощным инструментом манипуляций сознанием и поведением. Первыми под удар этой информационной агрессии попадают молодые люди. В этих условиях важно не только оградить население страны, в первую очередь молодежь, от влияния деструктивных течений и организаций, но и создавать условия, способствующие всестороннему развитию личности, воспитанию патриотизма, гражданственности, укреплению духовности».

Действительно, по данным «СберСтрахования» и аналитики медиахолдинга «RamЫer&Co» [2], более 39% россиян ежедневно проводят больше 5 часов в интернете, 28% россиян - 4 часа. По данным «Mediascope» [3] на апрель 2022 г., в возрастной группе от 12 до 17 лет время, проведенное в интернете, в среднем, достигает 6 часов.

Телевидение же уходит у молодежи на второй план. По данным ВЦИОМ [4] на 3 марта 2021 г., 69% россиян в возрасте 18-24 лет отказались от телевизора в пользу интернета. С каждым годом это число увеличивается.

На основе этих данных можно сделать вывод, что пропаганда, с большей вероятностью, дойдет до российской молодежи через интернет, а, следовательно, именно интернет должен стать каналом западной пропаганды и каналом манипулирования молодежью.

Какие инструменты использует западная пропаганда для влияния на российскую молодежь?

1) Опора на «кумиров» молодежи и поп-культуру. Всем известно, что в начале 2000-х гг. Россию стала массово поглощать западная поп-культура. Голливудские фильмы набирали высокую популярность среди молодежи. Европейский и Американский образ жизни и «дух свободы» сильно закрепились в умах молодых россиян, они пытались подражать западному миру. Очевидно, что, с появлением новой поп-культуры, стали появляться и новые кумиры. Различные певцы, актеры, политики, владельцы и директора крупных компаний своими громкими и смелыми высказываниями будоражили подрастающее поколение. И темпы роста популярности западной культуры постоянно росли, особенно, с появлением глобальной сети Интернет.

Очевидно, что, постепенно, западные «кумиры» российской молодежи стали внедрять чуждые России ценности и идеи.

2) Лишение «привычного образа жизни».

В 1990-е гг. крупные американские и европейские компании, вошедшие на российский рынок, стали формировать вкусы и предпочтение российской молодежи. В 1990 г. в СССР появляется всеми известный «McDonald's», который стремительно набрал широкую популярность и пользовался спросом среди молодежи. К 2022 г. насчитывалось более 750 точек этой компании. За «Макдональдсом» последовали и другие транснациональные компании: IKEA, Apple, H&M, Nestle, Johnson&Johnson, LVMH и многие другие.

С появлением этих «гигантов» в российском потребителе начинает формироваться предвзятость.

В 2020 г. Центр развития компетенций в маркетинге Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ выпускает статью «Психология брендинга: что может повлиять на потребителя?» [6], в которой подробно описывается задача любого бренда: бороться за восприятие и за эмоциональное воздействие на людей.

Российскую молодежь «побороли» красивые логотипы, вывески, навязчивая реклама. В голове потребителя поначалу появляются ассоциации. Любой планшет стали называть «Айпадом», любой подгузник- «Памперс», любой копировальный аппарат- «Ксероксом», любой внедорожник- «Джипом», хотя все это не названия как таковых товаров, а названия брендов, которые эти товары выпускают. После того как потребитель начал ассоциировать товар с брендом, он, подсознательно, начинает подчиняться бренду и отвергает любые альтернативы.

Российская молодежь больше всего была подвержена влиянию брендов, которые стали частью ее жизни, стали ассоциироваться с определенными товарами и заменяли любую альтернативу. Поскольку молодежь является самым психологически уязвимым слоем населения, бренды использовались не только как «ориентир» для молодежи при выборе товара или услуги, но и как инструмент для влияния на ее поведение.

Так, например, компания Apple, товары которой пользуются у молодежи большим спросом [1], в 2015 г., после референдума о присоединении Крыма в состав РФ, закрыла доступ в онлайн-магазин приложений App Store на территории Крыма, с формулировкой «согласно регламенту №1351/2014 Европейского совета и Исполнительному приказу № 13658 президента США». Крупные компании McDonalds, VISA, MasterCard также прекратили работу в Крыму. А в период с 2022-2023 гг., после начало Специальной военной операции большинство западных брендов покинули российский рынок. Эти решения определенно не приносили доходы компаниям, а, наоборот, приносили лишь убытки. Соответственно, они были приняты лишь с целью влияния на основных потребителей бренда, чтобы лишить их привычного образа жизни.

Молодежь привыкает к еде от определенного заведения, кофе от определенной кофейни, хочет автомобиль определенной марки и к одежде от определенного бренда.

Как только привычный образ жизни человека нарушается, он начинает жаловаться и протестовать, что приводит к волнениям и к неуверенности подрастающего поколения в своем государстве.

Был проведен опрос среди 50 случайных студентов разных курсов и университетов, который показал, что 32 из 50 студентов (63%) хотели бы возвращения компании «McDonald's» в РФ, и 18 из 50 студентов (37%) хотели бы оставить российский аналог- «Вкусно- и точка».

Несмотря на то, что продукция не изменилась, большинство проголосовало за возвращение американского названия сети. С чем это связано?

Студент четвертого курса Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26, проголосовавший за возвращение «Макдональдс» пояснил свой выбор:

«Прошлый логотип был роднее и приятнее».

Приблизительно идентичное объяснение своего положительного выбора дал студент первого курса НИУ МГСУ:

«Это воспоминание из детства, когда с родителями, после кино, идешь на фудкорт и тебе покупают «БигМак».

Исходя из опроса и развернутых ответов, можно сделать вывод, что западные бренды сумели формировать культуру у российской молодежи, что, даже несмотря на имеющиеся аналоги, большинство хочет возвращение привычного логотипа и отказываются принимать новые реалии.

3) Воспитание «пессимизма» оппозиционными лидерами, намеренное умалчивание. Российские оппозиционные лидеры, финансируемые западными странами, используют социальные сети, которыми пользуется молодежь, для транслирования своей позиции. Чаще всего оппозиционные лидеры заостряют внимание молодежи на «высоком уровне коррупции в РФ», на «маленьких зарплатах и пенсиях» и на «низком уровне жизни в РФ», специально не затрагивая преимущества РФ перед другими государствами, такими как: бесплатная медицина, бесплатное образование (РФ заняла 22-е место по критерию образования в мировом рейтинге Legatum Prosperity Index), крупнейшая в мире энергосистема, РФ занимает первое место в мире по доле лиц с высшим образованием среди населения страны, первое место по количеству женщин на руководящих должностях и т.д.

Оппозиционным лидерам невыгодно признавать, что наравне с проблемами в РФ есть и преимущества. Цель западной пропаганды- создать пессимистичную картину мира перед российской молодежью, заставить забыть обо всех плюсах жизни в РФ и сконцентрироваться только на минусах, которые имеются у всех стран, без исключения.

Стоит подчеркнуть, что в современном российском обществе у молодых людей есть потенциал не только для активного гражданского участия, но и для поиска путей участия в принятии решений и изменении общественной среды. За последние десятилетия мы видели, как молодежь становится сильным движущим фактором в социальных и политических изменениях по всему миру. Вовлечение молодежи в оппозиционные движения и активную политическую деятельность очень важны для развития государства. Однако, российскому государству необходимо защищать свою молодежь от информационного влияния со стороны других стран и оппозиции, спонсируемой другими странами, чтобы избежать внутренних конфликтов, противоречий и не допустить уничтожения ценностей государства.

Литература:

1. Исследование: iPhone наиболее популярен среди российской молодежи»//ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/6851899 (дата обращения: 02.03.2024).

2. Исследование Rambler&Co и СберСтрахования// Rambler&Co. URL: https://news.rambler.ru/tech/50056766-issledovanie-rambler-co-i-sberstrahovaniya-bolee-treti-rossiyan-provodyat-v-internete-5-chasov-v-den/ (дата обращения: 02.03.2024).

3. Медиапотребление// Mediascope. URL: https://mediascope.net/upload/iblock/fd8/RIF_mediapotreblenie.pdf (дата обращения: 02.03.2024).

4. Медиапотребление россиян: мониторинг// Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-rossijan-monitoring (дата обращения: 03.03.2024).

5. Николай Патрушев, совещание Совета Безопасности РФ. URL: https://www.interfax.ru/russia/892120 (дата обращения: 02.03.2024).

6. Психология брендинга: что может повлиять на потребителя?// Центр Развития Компетенций в Маркетинге, Высшая Школа Экономики. URL: https://marketing.hse.ru/blog/psihologiya-brendinga-chto-mozhet-povliyat-na-potrebitelya/ (дата обращения: 02.03.2024).

References:

1. Issledovanie: iPhone naibolee populjaren sredi rossijskoj molodezhi»//TASS. URL: https://tass.ru/obschestvo/6851899 (data obrashhenija: 02.03.2024).

2. Issledovanie Rambler&Co i SberStrahovanija// Rambler&Co. URL: https://news.rambler.ru/tech/50056766-issledovanie-rambler-co-i-sberstrahovaniya-bolee-treti-rossiyan-provodyat-v-internete-5-chasov-v-den/ (data obrashhenija: 02.03.2024).

3. Mediapotreblenie// Mediascope. URL: https://mediascope.net/upload/iblock/fd8/RIF_mediapotreblenie.pdf (data obrashhenija: 02.03.2024).

4. Mediapotreblenie rossijan: monitoring// Vserossijskij centr izuchenija obshhestvennogo mnenija. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-rossijan-monitoring (data obrashhenija: 03.03.2024).

5. Nikolaj Patrushev, soveshhanie Soveta Bezopasnosti RF. URL: https://www.interfax.ru/russia/892120 (data obrashhenija: 02.03.2024).

6. Psihologija brendinga: chto mozhet povlijat' na potrebitelja?// Centr Razvitija Kompetencij v Marketinge, Vysshaja Shkola Jekonomiki. URL: https://marketing.hse.ru/blog/psihologiya-brendinga-chto-mozhet-povliyat-na-potrebitelya/ (data obrashhenija: 02.03.2024).

MANIPULATIVE MECHANISMS: HOW WESTERN PROPAGANDA AFFECTS THE

CONSCIOUSNESS OF RUSSIAN YOUTH

Sokolov M.D.

Student of the Faculty of Sociology of Lomonosov Moscow State University Member of the Liberal

Democratic Party of Russia

sokolovmikhailldpr@gmail.com

Abstract: The article is devoted to the promotion of the main weapon of modern politics aimed at the most vulnerable category of the country's population - young people. To prevent the harmful impact of foreign propaganda on the younger generation of the country, the author has identified the most effective and effective "channels" through which propagandists affect the minds of young people. The author presented several main "tools" of propaganda that affect value guidelines, the point of view of Russian youth: Reliance on "idols" of youth and pop culture, Deprivation of "habitual lifestyle", Education of "pessimism" by opposition leaders, deliberate silence. Keywords: Propaganda, youth, the influence of propaganda, propaganda mechanisms, propaganda channels, propaganda on the Internet

Для цитирования: Соколов М.Д. Манипулятивные механизмы: как западная пропаганда воздействует на сознание российской молодежи// Архонт, 2024. № 1(40). С. 135-138.

138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.