Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОМ МЕДИАДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ ЖУРНАЛИСТСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «МЁДЪ»)'

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОМ МЕДИАДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ ЖУРНАЛИСТСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «МЁДЪ») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
128
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ / МЕДИАДИСКУРС / МОЛОДЕЖНАЯ АУДИТОРИЯ / СТУДЕНЧЕСКИЕ МЕДИА / СТУДЕНЧЕСКИЕ МЕДИАПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Землянский Александр Валентинович, Игнатова Ирина Борисовна

В статье рассматривается концепт исторической памяти как важной составляющей самоидентификации человека. Она анализируется с нескольких сторон: как память поколений одной семьи и шире - как память народа, нации, страны. Авторы предлагают пути решения проблемы, связанной с сохранением исторической памяти в молодежной среде. В работе дан анализ студенческих медиапроектов, которые решают не только профессиональные, то ессть журналистские задачи, но и выполняют воспитательные функции, создавая фундамент для формирования у молодежи этических норм и взглядов на мир. В итоге авторы приходят к выводу, что в связи с тем, что традиционные СМИ потеряли контроль над молодыми россиянами, основным каналом для пропаганды общечеловеческих ценностей, в частности для формирования исторической памяти, могут и должны стать студенческие медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF HISTORICAL MEMORY AND WAYS OF ADDRESSING IT IN THE YOUTH MEDIA DISCOURSE (BASED ON THE EXAMPLE OF THE JOURNALIST WORKSHOP “MED” PROJECTS)

The article deals with the concept of historical memory as an important component of a person’s self-identification. It is analyzed from several perspectives: as the memory of several generations from one family as well as, more broadly, as the memory of the entire people, nation and country. The authors suggest potential ways of solving the problem related to the preservation of historical memory among the youth. The work analyses student media projects that not only fulfil professional journalistic tasks, but are also designed for educational purposes, creating a basis for the formation of ethical norms and moral worldviews among young people. As a result, the authors conclude that due to the fact that traditional media have lost control over young Russians, student media can and should become the main channel for the promotion of universal values, in particular the formation of historical memory.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОМ МЕДИАДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ ЖУРНАЛИСТСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «МЁДЪ»)»

УДК 316.77:001.12/.18 ББК 76.00

DOI: 10.31862/1819-463X-2022-5-20-27

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОМ МЕДИАДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ ЖУРНАЛИСТСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «МЁДЪ»)

А. В. Землянский, И. Б. Игнатова

Аннотация. В статье рассматривается концепт исторической памяти как важной составляющей самоидентификации человека. Она анализируется с нескольких сторон: как память поколений одной семьи и шире - как память народа, нации, страны. Авторы предлагают пути решения проблемы, связанной с сохранением исторической памяти в молодежной среде. В работе дан анализ студенческих медиапроектов, которые решают не только профессиональные, то ессть журналистские задачи, но и выполняют воспитательные функции, создавая фундамент для формирования у молодежи этических норм и взглядов на мир. В итоге авторы приходят к выводу, что в связи с тем, что традиционные СМИ потеряли контроль над молодыми россиянами, основным каналом для пропаганды общечеловеческих ценностей, в частности для формирования исторической памяти, могут и должны стать студенческие медиа.

Ключевые слова: историческая память, проблема воспитания, медиадискурс, молодежная аудитория, студенческие медиа, студенческие медиапроекты.

Для цитирования: Землянский А. В., Игнатова И. Б. Проблема исторической памяти и пути ее решения в молодежном медиадискурсе (на примере проектов журналистской мастерской «МЁДъ») // Наука и школа. 2022. № 5. С. 20-27. DOI: 10.31862/1819-463Х-2022-5-20-27.

© Землянский А. В., Игнатова И. Б., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

THE PROBLEM OF HISTORICAL MEMORY AND WAYS OF ADDRESSING IT IN THE YOUTH MEDIA DISCOURSE (BASED ON THE EXAMPLE OF THE JOURNALIST WORKSHOP "MED" PROJECTS)

A. V. Zemlyanskiy, I. B. Ignatova

Abstract. The article deals with the concept of historical memory as an important component of a person's self-identification. It is analyzed from several perspectives: as the memory of several generations from one family as well as, more broadly, as the memory of the entire people, nation and country. The authors suggest potential ways of solving the problem related to the preservation of historical memory among the youth. The work analyses student media projects that not only fulfil professional journalistic tasks, but are also designed for educational purposes, creating a basis for the formation of ethical norms and moral worldviews among young people. As a result, the authors conclude that due to the fact that traditional media have lost control over young Russians, student media can and should become the main channel for the promotion of universal values, in particular the formation of historical memory.

Keywords: historical memory, educational problem, media discourse, youth audience, student media, student media projects.

Cite as: Zemlyanskiy A. V., Ignatova I. B. The problem of historical memory and ways of addressing it in the youth media discourse (based on the example of the journalist workshop "Med" projects). Nauka i shkola. 2022, No. 5, pp. 20-27. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-5-20-27.

Прежде чем говорить о том, каким образом решается сегодня проблема сохранения исторической памяти в молодежном сегменте аудитории, необходимо дать представление о самом явлении.

Историческая память, будучи по природе своей коллективным феноменом, может пониматься по-разному: память нескольких поколений одной семьи, локальных территориальных групп (город, деревня) и наконец в глобальном смысле - как коллективная память нации, страны и еще шире - человечества. При этом не только сохраняется некий исторический опыт, но и происходит осмысление его, что делает понятным этот опыт для следующих поколений. По мнению К. С. Романовой, «память - это не абстрактные знания каких-либо событий. Память - это

жизненный опыт, знание событий, пережитых и прочувствованных, отражающихся эмоционально» [1, с. 32]. Согласно концепции М. Хальбвакса, историческая память - «важнейшая составляющая самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом» [2, с. 22].

Таким образом, важно понимать, что историческая память - «не сами события прошлого с их причинно-следственными связями, а их переосмысление и трактовка потомками и наследниками этого прошлого» [3, с. 240].

Исследователи концепта «историческая память» рассматривают его в разных формах:

• «коммуникативная память» (охватывает воспоминания трех-четырех живущих ныне поколений);

• «культурная память», в которой происходящее сегодня каким-то образом соотносится с давним прошлым [4, с. 50];

• «мягкая» память (субъективная память, отраженная в личных дневниках и воспоминаниях, ее также определяют как мнемоисторию);

• «жесткая» память (зафиксирована, например, в формате памятных дат, мемориалов, музейных экспозиций) [5, с. 46];

• «обыденная память» - обыденные представления о прошлом;

• «историописания» - эволюция профессиональных, научных практик [6].

При этом важно понимать, что коллективный характер исторической памяти можно рассматривать по-разному - с одной стороны, она является основой общности людей, страны или шире - нации. С другой, может стать манипулятивным оружием в борьбе идеологий.

Нельзя отрицать важную роль медиа в сохранении и репрезентации исторической памяти. До появления средств массовой информации историческая память сохранялась и передавалась через привычные социальные институты: религию, политику и пр. Современные медиа, будучи одним из источников сохранения коллективных воспоминаний, как формируют историческую память, так и интерпретируют ее, представляя собой так называемые «агенты памяти». По мнению Л. Мазур, «если в XIX - начале XX в. авторитет науки и образования как агентов формирования исторической памяти был неоспорим, то во второй половине XX в., а особенно в современных условиях возрастает роль медиатехно-логий и массовой культуры, способствуя мифологизации исторического сознания» [7, с. 48].

Решающую роль в этих процессах сыграло телевидение, которое апеллирует к ассоциативному мышлению человека. Цифровая среда возвела это в еще большую степень, реализовывая

концепцию «в любое время и в любом месте». Сегодня гипермедиа, которым является Интернет, стал еще одним «агентом памяти», еще одним средством для фиксации моментов, событий и воспоминаний, которые впоследствии будут официально определены как исторические. Поэтому наряду с понятием «историческая память» говорят о таких явлениях, как медиапамять, постпамять, опосредованная история и пр.

Сегодня остро стоит проблема формирования исторической памяти у молодого поколения. Осознание себя частью целого - семьи, вуза, страны -важная составляющая жизни человека, основа для построения его социальных связей. Здесь мы говорим не столько о знании истории в ее прямом понимании, сколько о том, как исторические события преломляются через призму восприятия ближнего круга молодого человека. В последние годы педагогическое сообщество пытается нащупать правильную траекторию для решения проблемы формирования исторической памяти в молодежной среде. Найти выход можно с помощью воспитательных технологий, которые реализуются на факультетах журналистики. Задача педагога - доступными для молодого поколения средствами сформировать понимание важности передачи накопленного предыдущими поколениями опыта и ценность такого опыта для самих студентов.

Ценность исторической памяти, проблема ее сохранения не актуализирована в молодежной среде именно потому, что нет официальных каналов, при помощи которых можно эти ценности донести до данного сегмента аудитории. Одним из способов решения проблемы являются молодежные университетские СМИ, которые стали бурно развиваться с наступлением эпохи социальных сетей. Практически во всех вузах России появились редакции и медиаплощадки, а в средних учебных заведениях -

медиаклассы. Именно эти каналы, по нашему мнению, можно использовать для трансляции общепризнанных гуманитарных ценностей, в том числе для формирования исторической памяти. По идее, такие же цели могут ставить перед собой и федеральные СМИ, но молодое поколение, как правило, не смотрит телевизор, почти не слушает радио и тем более не читает печатные издания. Это подтверждают и многочисленные опросы и исследования. Так, по результатам опроса ВЦИОМ за 2021 г., почти 70% молодых россиян отказались от телевидения в пользу Интернета [8].

Сегодня уже есть студенческие площадки, реализующие проекты, направленные на сохранение исторической памяти в молодежной среде. И в них крайне важной представляется роль главного редактора (педагога), который будет знать, как правильно говорить на эти темы, чтобы это не превратилось в псевдопатриотизм и не оттолкнуло целевую аудиторию.

Проекты подобного рода реализует Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования (ИЖКМ) Московского педагогического государственного университета. В рамках ИЖКМ работают так называемые журналистские мастерские, создающие медийные проекты различной направленности. Именно здесь формируется молодежный медиа-дискурс, в рамках которого решается проблема исторической памяти.

Так, на площадке журналистской мастерской «МЁДъ» разрабатываются и реализуются медиапроекты, цель которых - не просто освоить навыки будущей профессии, но сформировать представления о базовых гуманитарных ценностях. Одна из них - это здоровая и полноценная семья, отношения в которой основаны на принципах взаимоуважения и преемственности поколений.

Рассмотрим пример такого проекта.

Это цикл работ (аудио-, видео- и текстовых) «Поговори со мною, мама/

папа» . Перед студентами мастерской была поставлена цель - взять интервью у родителей или (в случае, когда это невозможно) с бабушкой или дедушкой. Тему должны были выбрать интервьюер и интервьюируемый совместно, то есть на стыке интересов. При этом следовало учесть целевую аудиторию «МЁДа» -это молодые люди 18-25 лет.

Реализуя данный проект, руководитель мастерской ставил в том числе и педагогическую цель - укрепить (или восстановить) межпоколенческие связи внутри семьи. Исходя из данной цели, были сформулированы следующие задачи:

• провести предварительную беседу и определить тему будущего материала;

• подготовить вопросы и провести интервью;

• расшифровать материал;

• оформить и отредактировать работу.

В итоге за время реализации проекта на платформе «ВКонтакте» было опубликовано 28 медиатекстов: 4 интервью с папами и 23 с мамами, в одной работе студентка (будучи мамой двоих детей) поделилась своим опытом материнства.

Темы, которые были затронуты в работах, самые разнообразные: от семейных ценностей и важности создания здоровых отношений между супругами до внутриполитической ситуации в России в 1990-е гг.

Родители некоторых студентов отказались принимать участие в проекте, так как не нашли темы для разговора или не захотели выходить в публичное пространство. Были проблемы и другого характера. Например, некоторые студенты жаловались на то, что интервьюируемый не мог воспринять в своем сыне (или дочери) журналиста и отвечать серьезно на поставленные вопросы, некоторых родителей смущала сама ситуация, когда они рассказывали о своей жизни откровенно.

В итоге об эксперименте обе стороны (родители и дети) отзывались чрезвычайно положительно. Благодаря проекту многие студенты лучше узнали своих родителей, а родители смогли увидеть в сыне или дочери будущих журналистов, в некоторых случаях обеим сторонам удалось наладить ранее прерванный, в силу разных причин, контакт.

О том, что проект успешен, говорят и цифры. Каждый пост получал около 40 лайков, порядка 30-40 комментариев и около тысячи просмотров. Таким образом, проект на июль 2022 г. в общей сложности имеет более 28 000 просмотров и около 1200 комментариев. Это говорит о том, что целевая аудитория восприняла проект с повышенным интересом. Подтверждают это и комментарии, вот два самых популярных: «Не думал (-а), что будет так интересно читать/слушать/смотреть о жизни родителей» или «Не знал (-а), что у родителей были такие же переживания, как и у меня».

Побочным и не неожиданным эффектом проекта стало (по некоторым комментариям) то, что уже после его реализации в семье продолжились откровенные разговоры на самые различные темы, а в некоторых семьях именно с этого проекта они начались.

Еще один проект, направленный на развитие межпоколенческих и внутрисемейных отношений, называется «Любовь нечаянно нагрянет» . У него две цели: педагогическая и журналистская. Педагогическая - укрепить (или восстановить) внутрисемейные связи. Профессиональная - написать очерк (эссе) о том, как встретились и создали семью родители студентов. Исходя из этого были поставлены следующие задачи:

• провести детальный опрос родителей (так как для художественного текста важно собрать много деталей), а также родителей со стороны отца и со стороны матери, по необходимости привлечь и других близких родственников или

друзей родителей, которые стали свидетелями создания семьи;

• расшифровать полученный материал и продумать план медиатекста;

• написать очерк (эссе) на заданную тему и найти к нему фотоматериалы из семейного альбома;

• оформить в виде поста на площадке «ВКонтакте» и отправить ссылку родителям.

Всего было создано более тридцати медиаматериалов, десять лучших опубликованы в группе «МЁДа» во «ВКон-такте».

Во время работы над проектом около 90 процентов участников отметили, что до этого не знали историю знакомства родителей и создания семьи. Больше половины студентов в итоге на этом не остановились и продолжили собирать материал, но теперь уже о старшем поколении - бабушках и дедушках, а в некоторых случаях - о других родственниках.

Несмотря на то, что художественные тексты целевой аудиторией в целом воспринимаются не столь хорошо, как новостные или развлекательные, эссе и очерки о семье имеют неплохие количественные показатели - у каждого материала порядка 500 просмотров и от 30 до 50 комментариев. Таким образом, в общей сложности всего у проекта порядка 5000 просмотров и более 300 комментариев.

Также у проекта было неожиданное продолжение. Студентка во время работы над своим очерком была впечатлена необычной историей знакомства бабушки и дедушки и решила представить ее в видеоформате. Была создана команда из 10 человек для реализации замысла. Так появился видеоочерк «Вне времени», который набрал более 1500 просмотров и 50 комментариев.

Рассмотрев проекты «Поговори со мною, мама/папа» и «Любовь нечаянно нагрянет», мы склонны согласиться с исследователем М. В. Городилиной,

которая полагает, что «выраженность семейной идентичности не связана лишь с когнитивным аспектом биографической памяти поколений, включающим в себя знание семейной истории и поколений семьи, <...> но с характером эмоционального отношения к прошлому семьи. Чем сильнее выраженность характеристики семейной идентичности современной молодежи, тем более позитивно ими характеризуется хранимая и поддерживаемая биографическая память поколений семьи» [9].

Изучив, каким образом можно решать проблему сохранения исторической памяти, существующую на уровне нескольких поколений одной семьи, мы обратимся к более широкому контексту -исторической памяти страны. В нашем случае она реализуется через историю и традиции вуза - МПГУ. Воспоминания его выпускников дают нам представление об истории страны в целом.

«Фото на память» - именно такой историко-педагогический проект мастерской «МЁДъ». Он реализуется с конца 2021 года и посвящен юбилею МПГУ, который в 2022 г. отмечает свое 150-летие. Его герои - выпускники вуза разных лет (и даже эпох).

Цель проекта: создать видеолетопись МПГУ устами его выпускников. Задачи, которые были поставлены перед студентами, выразившими желание (оказалось, таких больше, чем нужно) осуществлять производство видеоконтента, следующие:

• найти героев - выпускников МПГУ разных лет;

• провести предварительную беседу с каждым героем, собрать материал, написать сценарный план;

• провести съемку;

• смонтировать видеоочерк и выложить на платформе «ВКонтакте» и видеохостинге YouTube.

На момент написания статьи опубликовано 10 материалов и в работе находится еще 7. Целевая аудитория -

студенты и профессорско-преподавательский состав МПГУ - приняла проект с большим вниманием, о чем говорят не только количественные показатели в соцсети «ВКонтакте», но и постоянные упоминания проекта офлайн. Каждый выпуск обсуждается как в преподавательской, так и в студенческой среде. Оказалось, что рассказы о том, как жили выпускники вуза в разные годы, чрезвычайно интересны тем, кто учится в МПГУ сейчас. Это следует из комментариев под каждым подобным видео, например: «Потрясающий проект! Героиня вашего выпуска ' С каждым новым интервью узнаю новое об институте и ваших героях. Если бы не ваш проект, то я бы никогда не узнала, что Елена Станиславовна занималась карате».

Итак, на сегодняшний день (01.07. 2022) каждый выпуск проекта во «ВКон-такте» набирает более 1500 просмотров, от 50 до 100 лайков, до десятка репостов. Всего у проекта уже около 15 000 просмотров и около тысячи комментариев.

Несомненно, что подобного рода проекты формируют у студентов чувство сопричастности к истории не только своей альма матер, но и страны в целом. Сформировать и зафиксировать такое чувство и есть педагогическая задача руководителя проекта. Что касается журналистской задачи - создание положительного медиаобраза как МПГУ так и высшего образования в целом, то и она реализуется в данном случае полноценно.

Как результат - проект решено сделать бессрочным и подключить к его реализации большее число студентов мастерской «МЁДъ» ИЖКМ.

В итоге вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что подобные проекты, реализуемые молодежью для самого широкого круга аудитории, существующие как полноценная часть медиа-дискурса, решают не только профессиональные журналистские задачи, но и педагогические, воспитательные. Через

память поколений - как на семейном, так и на общественном уровне - мы воспитываем у молодого поколения

уважение к традициям своей страны, понимание важности истории, ее наследия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Романова К. С. Дискурсы исторической памяти // Дискурс-Пи. 2016. № 3-4 (24-25). С. 31-36.

2. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3. С. 22.

3. Кузьмин К. Е. Проблема исторической памяти в современных китайско-японских отношениях // Известия лаборатории древних технологий. 2021. Т. 17, № 2. С. 238-247.

4. Ассманн Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 50-59.

5. Эткинд А. Столетняя революция: юбилей начала и начало конца // Отечественные записки. 2004. № 5. С. 46.

6. Лоуэнталь Д. Прошлое - чужая страна / пер. с англ. И. Шебуковой. СПб.: Изд-во Владимир Даль, 2004. URL: http://abuss.narod.ru/Biblio/megill/louental_intro.htm (дата обращения: 16.06.2022).

7. Мазур Л. Н. Образ прошлого: формирование исторической памяти // Изв. Уральского федерального ун-та. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2013. № 3 (117). С. 243-256.

8. Медиапотребление россиян: монтиторинг // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-rossijan-monitoring (дата обращения: 16.06.2022).

9. Городилина М. В. Эмпирическое исследование семейной идентичности современной молодежи в контексте биографической памяти поколений // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5, № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN517.pdf (дата обращения: 16.06.2022).

REFERENCES

1. Romanova K. S. Diskursy istoricheskoy pamyati. Diskurs-Pi. 2016, No. 3-4 (24-25), pp. 31-36.

2. Halbwachs M. Kollektivnaya i istoricheskaya pamyat. Neprikosnovennyy zapas. 2005, No. 2-3, p. 22. (In Russian)

3. Kuzmin K. E. Problema istoricheskoy pamyati v sovremennykh kitaysko-yaponskikh otnosheniyakh. Izvestiya laboratorii drevnikh tekhnologiy. 2021, Vol. 17, No. 2, pp. 238-247.

4. Assmann Ja. Kulturnaya pamyat: Pismo, pamyat o proshlom i politicheskaya identichnost v vysokikh kulturakh drevnosti. Transl. from German. Moscow: Yazyki slavyanskoy kultury, 2004. Pp. 50-59. (In Russian)

5. Etkind A. Stoletnyaya revolyutsiya: yubiley nachala i nachalo kontsa. Otechestvennye zapiski. 2004, No. 5, p. 46.

6. Louental D. Proshloe - chuzhaya strana. Transl from English I. Shebukova. St. Petersburg: Izd-vo Vladimir Dal, 2004. Available at: http://abuss.narod.ru/Biblio/megill/louental_intro.htm (accessed: 16.06.2022).

7. Mazur L. N. Obraz proshlogo: formirovanie istoricheskoy pamyati. Izv. Uralskogo federalnogo unta. Ser. 2: Gumanitarnye nauki. 2013, No. 3 (117), pp. 243-256.

8. Mediapotreblenie rossiyan: montitoring. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-rossijan-monitoring (accessed: 16.06.2022).

9. Gorodilina M. V. Empiricheskoe issledovanie semeynoy identichnosti sovremennoy molodezhi v kontekste biograficheskoy pamyati pokoleniy. Internet-zhurnal "Mir nauki". 2017, Vol. 5, No. 5. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN517.pdf (accessed: 16.06.2022).

Землянский Александр Валентинович, кандидат исторических наук, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций Института журналистики, коммуникаций и медиа-образования, Московский педагогический государственный университет e-mail: av.zemlyanskii@mpgu.su

Zemlyanskiy Alexander V., PhD in Historical Sciences, Assistant Professor, Journalism and Media Communications Department, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University e-mail: av.zemlyanskii@mpgu.su

Игнатова Ирина Борисовна, кандидат филологических наук, доцент Кафедры журналистики и медиакоммуникаций, Московский педагогический государственный университет

e-mail: ib.ignatova@mpgu.su

Ignatova Irina B., PhD in Philology, Assistant Professor, Journalism and media communications Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: ib.ignatova@mpgu.su

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 05.07.2022 The article was received on 05.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.