МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ: УРОВНИ И ТЕХНОЛОГИИ
Погорелов Д.А.
магистратнт Социологического факультета Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова pogorelovdan@bk. ги
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ В ИНФОРМАЦИОННОМ
ОБЩЕСТВЕ
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема зависимости общественного мнения от СМИ в контексте капиталистического общества. Обсуждается роль манипуляции в формировании общественного мнения и его влияние на социальные процессы. Автор анализирует структуру процесса манипулирования, освещает исторические изменения в обществе и роль СМИ в этих процессах.
Ключевые слова: манипулирование, общественное мнение, социальная реальность, информационное общество
В XXI в., в связи с массовым внедрением интернет технологий во все сферы жизни людей, проблема зависимости общественного мнения от СМИ приобретает особую значимость. Общественное мнение претерпевает большие изменения в условиях глобализации, технологизации и других социальных процессов, в то время как СМИ подстраиваются под новые потребности общества и государства. И чтобы не стать жертвой, необходимо иметь чёткое понимание о причинах этих манипуляций, а также её устройстве.
Для дальнейшего рассмотрения данной темы дадим определение основному понятию. Манипулирование представляет собой вид социально неодобряемого, деструктивного, неэтичного воздействия на личность, социальные группы, общество, осуществляемый вовсе не в интересах их успешной социализации, развития и благополучия, а в интересах частных, приносящих вред процессам социализации, социальному развитию личности, социальных групп и благополучному развитию общества в целом [5, с. 130].
Структуру процесса манипулирования принято разделять на 4 составляющие: 1) субъект; 2) объект; 3) средства и методы; 4) манипулятивное поведение.
По своей сути, манипуляция представляет собой определённый тип взаимодействия индивидов, что делает её одной из разновидностей коммуникации как таковой. Сам феномен манипуляций в процессах коммуникации не новый, он существует с времён первобытного племенного строя. Однако тысячелетия спустя, с появлением СМИ масштабы манипулирования сильно увеличились.
Связано это, в первую очередь, с крупными изменениями в жизни общества: появление печатного станка, английская буржуазная революция, великая французская революция, изобретение парового двигателя. Это одни из важнейших вех в истории человечества, которые важны для понимания нашей темы. Все эти изменения привели к появлению такого феномена, как нация, гражданское общество, и, самое главное, общественное мнение.
С этого момента средства массовой коммуникации стали находится в руках крупной буржуазии или государства. Осознание роли общественного мнения в жизни общества, его места в функционировании государств не могли не сделать его важной целью манипуляций.
Общество стало рассматриваться как отдельный объект для изучения. Однако синонимами общества стали понятия толпы, массы. По мнению целого ряда социологов, среди которых Г. Лебон, Г. Тард, Х. Ортега-и-Гаасет и т.д., именно толпы и массы являются теми образованиями, которые выступают в качестве наиболее оптимального объекта для манипулятивного воздействия.
По мнению Г. Лебона, толпа обладает импульсивностью, изменчивостью, раздражительностью, легковерием [3, с. 168]. Г. Тард сравнивал толпу с женщинами и детьми, полными противоречий.
Таким образом, элиты, осознавая важную роль общественного мнения в функционировании государства, также осознавали его податливость к воздействиям извне. Дадим же определение понятию общественное мнение. Американский социолог Г. Блумер трактовал это понятие, как социальный каркас общества, который выполняет определённый ряд функций, зависящих от социальных процессов данного общества» [1, с. 17].
Американский журналист У. Липпман даёт ещё одну трактовку понятия общественное мнение: «...это картины в головах людей, образы их самих, других людей, их потребностей, целей, взаимоотношений.» [4, с. 112]. Объединив эти два определения, выделим, что общественное мнение, выступающее в качестве массового представления людей об окружающем их социальном мире, навязанного им извне, выполняет важнейшую задачу по поддержанию порядка и стабильности всей социальной сферы общества. Объектом общественного мнения является отношение индивидов и групп их объединения к актуальным проблемам действительности.
Особенность общественного мнения в информационном обществе заключается в сложности при его идентификации, в полной незащищённости от манипуляций СМИ, а также скоротечностью происходящих в нем процессов.
Проблема зависимости общественного мнения от СМИ подробно изучена французским социологом П. Бурдье. Он писал, что в информационном обществе общественное мнение представляет из себя «выбор людей среди уже сформулированных мнений путем простого суммирования этих самых выбранных мнений, что приводит к искусственно сделанному выводу. Общественное мнение не существует, по крайней мере, в том виде, в каком его представляют все, кто заинтересован в утверждении его существования» [2, с. 76]. Иными словами, французский социолог подтверждает указанную выше мысль о том, что феномен общественного мнения имеет сугубо искусственное происхождение, он создан и существует лишь по воле людей, которые, в силу определённых обстоятельств, перенимают уже существующие до них установки и воззрения.
Социальная реальность, под которой мы привыкли воспринимать окружающий нас мир с происходящими в нём процессами и преобразованиями, согласно Ж. Бодрийяру, в обществе эпохи Постмодерна представляет собой гиперреальность. Под этим понятием французский социолог понимает симуляцию чего-либо. Также он замечает, что для простых людей картина гиперреальности более правдива.
Начиная с эпохи Модерна общество находится под постоянными потоками воздействия различных заинтересованных сил: политическая борьба как внутри государства, так и между государствами, а также интересны крупной буржуазии в увеличении капитала. СМИ же являются лишь посредником, тем инструментом, посредством которого происходит воздействие на массы.
Последнее подробно рассматривалось представителями Франкфуртской школы. Общество эпохи потребления, товарный фетишизм - всё это тенденции современного общества, направленные на бесконтрольное потребление товаров и услуг, а также безмерное использование природных ресурсов.
В основе любой частной организации лежит одно - стремление к увеличению капитала. Это происходит как за счёт прибавочной стоимости, которую создают наёмные работники (чем меньше стоит их труд, тем больше прибыль капиталиста), так и за счёт продажи товаров и услуг. Общество рассматривается лишь как потребитель, средство заработка, и для того, чтобы оно дальше выполняло эту функцию, необходимо его убедить в том, что так и должно быть. Для этого, как было сказано выше, используются любые
средства манипуляции. Более того, в XXI в., в эпоху массового развития интернет технологий, темпы и масштабы манипулирования сознанием кратно увеличились.
Интернет представляет собой бескрайную площадку, в которой каждый её участник имеет как доступ к любой информации, так и возможность эту информацию создавать и распространять. Одна из основных опасностей интернета - анонимность его пользователей. Огромное количество различных источников информации в интернете, темпы её распространения делают почти невозможным проверку на истинность, достоверность и объективность.
Такие условия функционирования интернета делают его крайне удобной площадкой для манипулирования общественным мнением. Существуют целые институты, изучающие интернет пространство, обучающие медиа-деятельности, фонды, спонсирующие различных интернет участников и т.д.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что данная тема носит актуальный характер, она заслуживает ознакомления с ней всех, кто не желает находиться в постоянном заблуждении, кто не желает стать бессознательной жертвой бесконечных манипуляций, рассчитанных на изменение мировоззрения тех, кто ей подвержен. И будучи просвещённым в данной тематике, индивид станет различать и выявлять попытки воздействии на его сознание, и то, когда и в каких случаях им манипулируют.
Литература:
1. Блумер Г. Общественное мнение и опросы общественного мнения. - М.: Социология, 1998. - 17 с.
2. Бурдье П. Социология политики. - М.: Socio-Logos, 1993. - 336 с.
3. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб.: «Макет», 1995. С. 168.
4. Липпман У. Общественное мнение. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.
5. Современная социология: Учебное пособие для Вузов (для направления подготовки 39.04.01 «СОЦИОЛОГИЯ», уровень высшего образования: Магистратура) / Под общей редакцией доктора социологических наук, профессора Н.Г. Осиповой. - М.: АНО ЦЭМИ, 2023. - 293 с.
References:
1. Blumer G. Obshhestvennoe mnenie i oprosy obshhestvennogo mnenija. - M.: Sociologija, 1998. - 17 s.
2. Burd'eP. Sociologija politiki. - M.: Socio-Logos, 1993. - 336 s.
3. Lebon G. Psihologija narodov i mass. - SPb.: «Maket», 1995. S. 168.
4. Lippman U. Obshhestvennoe mnenie. - M.: Institut Fonda «Obshhestvennoe mnenie», 2004. - 384 s.
5. Sovremennaja sociologija: Uchebnoe posobie dlja Vuzov (dlja napravlenija podgotovki 39.04.01 «SOCIOLOGIJa», uroven' vysshego obrazovanija: Magistratura) / Pod obshhej redakciej doktora sociologicheskih nauk, professora N.G. Osipovoj. - M.: ANO CJeMI, 2023. - 293 s.
THE MANIPULATION OF PUBLIC OPINION IN THE CONTEXT OF INFORMATION
SOCIETY
Pogorelov D.A.
Undergraduate student of the Faculty of Sociology of Lomonosov Moscow State University
Abstract: This article examines the problem of dependence of public opinion on the mass-media in the context of the capitalist society. This article also discusses the role of manipulation in formation of public opinion and how it influents on social processes. The article analyzes the structure of the manipulation, highlights historical changes in society and the role of the media in these social processes.
Key words: manipulation, public opinion, social reality, information society
Для цитирования: Погорелов Д.А. Манипулирование общественным сознанием в информационном обществе// Архонт, 2024. № 2(41). С. 49-52.