Научная статья на тему 'Феномен общественного мнения в анализе социальных явлений'

Феномен общественного мнения в анализе социальных явлений Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2513
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественное мнение / методологические подходы / социум / социальный строй. / public opinion / methodological approaches / society / social structure

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Е. В. Мартищенкова

В данной статье рассматривается история возникновения и развития знаний ученых-гуманитариев о феномене «общественное мнение». Проведенный теоретико-методологический анализ позволил сделать вывод: общественное мнение – это многогранное социальное явление, которое зависит от типа общества, в котором оно формируется и развивается, от его ценностей и совокупного общественного строя. Существуя в среде других социальных институтов, институт общественного мнения тесно переплетается с ними, обладает своей структурой и функциями. Без всестороннего изучения общественного мнения невозможно развитие эффективных форм принятий решений и управления в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF PUBLIC OPINION IN THE ANALYSIS OF SOCIAL PHENOMENA

The article considers the history of the emergence and development of scholars of the humanities knowledge about the phenomenon of “public opinion”. Theoretical and methodological analysis made it possible to conclude that public opinion is a multifaceted social phenomenon that depends on the type of society in which it is formed and develops, on its values and the overall social system. Existing within other social institutions, the institution of public opinion is closely connected with them and it has its own structure and functions. Without a comprehensive study of public opinion, it is impossible to develop effective forms of decision-making and management in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Феномен общественного мнения в анализе социальных явлений»

УДК 316.653

Е. В. МАРТИЩЕНКОВА,

Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск, e-mail: marti.74@mail.ru

ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В АНАЛИЗЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ

В данной статье рассматривается история возникновения и развития знаний ученых-гуманитариев о феномене «общественное мнение». Проведенный теоретико-методологический анализ позволил сделать вывод: общественное мнение - это многогранное социальное явление, которое зависит от типа общества, в котором оно формируется и развивается, от его ценностей и совокупного общественного строя. Существуя в среде других социальных институтов, институт общественного мнения тесно переплетается с ними, обладает своей структурой и функциями. Без всестороннего изучения общественного мнения невозможно развитие эффективных форм принятий решений и управления в современных условиях.

Ключевые слова: общественное мнение, методологические подходы, социум, социальный строй.

E. V. MARTISCHENKOVA,

Institute of Sociology of the National Academy of Sciences of Belarus, Minsk, e-mail: marti.74@mail.ru

PHENOMENON OF PUBLIC OPINION IN THE ANALYSIS OF SOCIAL PHENOMENA

The article considers the history of the emergence and development of scholars of the humanities knowledge about the phenomenon of "public opinion". Theoretical and methodological analysis made it possible to conclude that public opinion is a multifaceted social phenomenon that depends on the type of society in which it is formed and develops, on its values and the overall social system. Existing within other social institutions, the institution of public opinion is closely connected with them and it has its own structure and functions. Without a comprehensive study of public opinion, it is impossible to develop effective forms of decision-making and management in modern conditions.

Keywords: public opinion, methodological approaches, society, social structure.

В современной Беларуси, как и во всем мире, существенно возрастают требования общества к качеству государственного управления. Тем самым еще большую социальную ценность приобретает наука «Социология», которая призвана решать конкретные теоретические и практические проблемы совершенствования управленческой практики. В сложившейся ситуации необходим поворот в сторону большего учета общественного мнения, которое должно стать для управленца действенным механизмом улучшения своей работы. Общественное мнение является первичной социальной информацией; сообщает управленцу необходимые сведения о коллективных потребностях, интересах, суждениях, ценностных ориентациях и поведенческой мотивации

членов подведомственного социума. Вся эта информация имеет принципиальное значение для государственного управления и должна систематически изучаться кадрами государственного управления. Знание общественных потребностей и интересов позволяет разрабатывать управленцу адекватное им управленческое решение.

Необходимость изучения общественного мнения обусловливается возрастанием его роли в условиях дебюрократизации системы управления, становления и развития государства для народа. Увеличивается потребность в знаниях и принципах его формирования, чтобы, во-первых, направлять данный процесс и правильно выражать то, что народ сознает; во-вторых, умело пользоваться мнением как орудием регулирования отношений между людьми. Постоянное знание взглядов и настроений людей позволяет учесть их требования при решении многих вопросов как государственного, так и местного значения, и опереться на людей в реализации мер по управлению социально-экономическими процессами.

На протяжении истории развития социального знания феномен общественного мнения постоянно привлекал внимание мыслителей и ученых. Уже в трудах Платона, Сократа, Протагора, Аристотеля мы находим интерпретации понятия общественного мнения, первые попытки осознания его роли и значения в общественной жизни [1, с. 105].

В эпоху Ренессанса происходило переосмысление идей древнегреческих мыслителей в работах представителей итальянского гуманизма XV в. (Л. Бруни, М. Пальмиери, А. Ринуччини), которые выступали за последовательное осуществление демократических начал в политической жизни Флорентийской республики, равенство всех полноправных граждан перед законом и одинаковые возможности их участия в государственном управлении [2, с. 160].

В эпоху Нового времени наиболее яркой работой, связанной с изучением феномена общественного мнения в его политической интерпретации, является трактат «Государь» Н. Макиавелли. По его мнению, правителю государства необходимо изучать мнения и изменения настроений своего народа, так как народ обладает «большой силой» и является мощной опорой для своего государя: «...тем государям, которые больше боятся народа, нежели внешних врагов, крепости полезны; а тем из них, кто больше боится внешних врагов, чем народа, крепости не нужны. Лучшая из всех крепостей - не быть ненавистным народу.» [3, с. 364].

Также феномен общественного мнения рассматривался в трудах английских философов Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка. Ф. Бэкон обратил особое внимание на возможность возникновения среди людей устойчивых массовых заблуждений. В общественном мнении присутствует множество недостоверных представлений, которые являются следствием прирожденной склонности людей некритически воспринимать общепринятые идеи и мнения, опираясь скорее на спонтанные чувства и предрассудки, чем на рациональное рассуждение и познание [2, с. 163].

В эволюции взглядов на роль общественного мнения важнейшее место занимают ученые эпохи Просвещения: французские просветители Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескьё, К. А. Гельвеций, Д. Дидро и П. Гольбах, а также немецкие мыслители - Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер и И. В. Гёте. Представители эпохи Просвещения боролись за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве» людей, за политическую свободу и всеобщее гражданское равенство [4, с. 670].

Вплоть до конца XIX в. общественное мнение выступало предметом философской дискуссии. Одну из первых целостных теоретических концепций общественного мнения представил Г. В. Ф. Гегель [5, с. 56]. Он выделил субъект и объект общественного мнения в их диалектической взаимосвязи, а также условия и факторы становления и проявления общественного мнения. В общественное мнение входят «принципы справедливости, подлинное содержание и результат всего государственного строя, законодательства и вообще общего состояния дел в форме человеческого здравого смысла». Гегель выявил, что «во все времена общественное мнение было большой силой» [6, с. 336-337], потому что считал субъектом общественного мнения народ, а не монарха, который может быть только выразителем народного мнения.

В работах К. Маркса и Ф. Энгельса общественное мнение рассматривалось через призму понятий «идеология», как «ложное сознание, предрассудки, стереотипы, иллюзии» [7, с. 271]. В современных толковых словарях русского языка идеология трактуется как система идей, представлений, лозунгов, взглядов, характеризующая воззрения на социально-политическую или иную жизнь какой-либо социальной группы, класса, политической партии, государства, общества [8, с. 826; 9, с. 227]. Приведенные определения фиксируют общее значение данного термина, социально-гуманитарные науки же пытаются дать более конкретные определения, выделяя характерные особенности идеологии, ее онтологический и функциональный аспекты. В социологических исследованиях преобладают трактовки идеологии как совокупности (системы) теорий, идей и представлений, выражающих интересы социальных групп, классов, всего общества, объясняющих через призму этих интересов социальную реальность и содержащих директивы (программы) практического действия [10, с. 340].

Французский социолог Гюстав Лебон также рассматривал общественное мнение сквозь призму групповой психологии, акцентируя наступление «эры масс», «бессознательной деятельности толпы», которая и выступает субъектом общественного мнения. В работе «Психология народов и масс» он указывает на некомпетентность мнения толпы («ничто не может быть изменчивей мыслей толпы, и нередко можно наблюдать, как толпа подвергает проклятьям то, что она превозносила накануне»), выражая озабоченность тем, зачастую негативным, влиянием, которое общественное мнение оказывает на прессу и правительство [11].

Значимой вехой в развитии социологии общественного мнения стали работы Эмиля Дюркгейма. Общественное мнение начинает играть особую роль

в современном обществе, которое, в отличие от традиционного, основано на формальном юридическом праве, органической социальной базой для функционирования которого и выступает общественное мнение. Общественное мнение как элемент общесоциальных, коллективных представлений и знаний передается индивиду, члену общества, посредством обучения. Эти знания уже содержат в себе определенный взгляд на мир и вытекающую из него систему ценностей и убеждений, которые в дальнейшем будут руководить поступками человека как внешняя, объективная и принудительная социальная сила.

Следуя выдвинутому им принципу социологизма, Э. Дюркгейм утверждает, что «представления, индивидуальные или коллективные, могут исследоваться научно только при условии, что они исследуются объективно» [12, с. 396], и что «нужно систематически устранять предпонятия» [12, с. 435], чтобы преодолеть обыденное мышление и сформировать научный взгляд на вещи. Таким образом, Э. Дюркгейм одним из первых осознает, что общественное мнение является специфичным предметом исследования, который должен быть мысленно изолирован и объективирован исследователем, в том числе и в отношении самого себя, своего собственного «здравого смысла».

Фердинанд Тённис, один из основоположников немецкой социологии, посвятил значительное внимание анализу общественного мнения. В своей работе «Община и общество», проводя анализ двух типов общественных связей (общинных, или традиционных, и общественных, или современных), он отмечал, что общественное мнение выступает инструментом выработки и закрепления социальных норм, играя тем самым схожую с религией роль [13, с. 354]. Тённис был одним из первых критиков зарождающейся индустрии опросов общественного мнения: в 1922 г. вышла его работа «Критика общественного мнения». На взгляд Ф. Тённиса, такие опросы неизбежно упрощают реально существующую действительность [14], в понимании которой значительную роль должна играть свободная пресса.

Свой вклад в развитие социологии общественного мнения внес и М. Ве-бер. Уже в 1910 г. он планировал провести исследование прессы, опередив тем самым на тридцать лет знаменитые коммуникационные исследования П. Ла-зарсфельда (см.: [15, с. 78-91]). Предметом исследования выступило взаимовлияние медиа и общества. Как пишет сам М. Вебер: «Исследование прессы должно быть направлено на значимые проблемы современной культуры: 1) кон-ституирование средств психического воздействия, с помощью которых современное общество непрерывно пытается адаптировать и ассимилировать индивида (пресса - средство придания определенной формы субъективной индивидуальности человека); 2) влияние общественного мнения (в значительной мере формируемого прессой) на развитие, сохранение и разрушение художественных, научных, этических, религиозных, политических, социальных и экономических элементов культуры (пресса - элемент объективной индивидуальности современной культуры)» (цит. по: [16, с. 40-41]. Таким образом, Вебер осознавал сложную, диалектическую связь индивидуального и коллективного, социума и общественного мнения.

В американской социологии одним из первых проблематику общественного мнения затронул Чарльз Хортон Кули. В своем труде «Человеческая природа и социальный порядок» он указывал, что общественное мнение является результатом межличностного взаимодействия и коммуникации, особо подчеркивая возникающий в них эффект синергии. «Общественное мнение - это не просто агрегация отдельных индивидуальных суждений; это - организация, совместный продукт коммуникации и взаимного влияния. Оно может быть столь же отличным от суммы всего того, что каждый индивид в состоянии получать в отдельности, сколь корабль, сооружаемый сотней человек, отличается от сотни лодок, которые они построили бы каждый в одиночку», -отмечал американский социолог [17, 8. 121]. Поэтому Чарльз Кули, признавая неизбежную ограниченность общественного мнения по сложным и специфическим вопросам, полагал правильным привлекать к их решению и экспертов.

Большую роль в закладывании основ эмпирического социологического анализа общественного мнения сыграли работы американского социолога Уолтера Липпмана. В работе «Общественное мнение» он актуализировал вопрос о социальной сущности общественного мнения, за основание выделения которого «взял способ его функционирования и формирования как кристаллизацию представлений, знаний и мнений, существующих в виде эмоционально окрашенных стереотипов, представляющих своего рода механизм "селективного восприятия"» [18, с. 59]. Стереотипы, по У. Липпману, упрощают с целью «экономии усилий» сложную картину окружающего мира, помогая людям воспринимать и интерпретировать информацию: «Мы допускаем, что человеческие поступки основываются не на прямом и очевидном знании, а на картинах, которые индивид рисует сам или получает от кого-то другого» [18, с. 46]. Поэтому результаты проводимых опросов по изучению общественного мнения, на взгляд У. Липпмана, отражают не реальные мнения людей, а существующие в конкретном обществе стереотипы. Соответственно власть не должна всегда опираться на общественное мнение, поскольку оно может быть некомпетентным, но может учитывать его и влиять на его с помощью системного информационного обеспечения населения.

Представитель символического интеракционизма Герберт Блумер считал, что общественное мнение относится к сфере коллективного поведения, где согласуются линии индивидуального поведения. «Будучи коллективным продуктом, - писал он, - общественное мнение представляет всю общественность в ее готовности к действию по решению проблемы и как таковое делает возможным согласованное действие, которое не обязательно основано на консенсусе, контакте или случайном совпадении индивидуальных выборов. Общественное мнение всегда движется по направлению к какому-то решению, пусть даже оно и не бывает иногда единодушным» [19, с. 88-89].

С 30-х годов ХХ в. интенсифицируется проведение эмпирических исследований общественного мнения Дж. Гэллапом, А. Кроссли, Х. Кэнтрилом, Э. Роупером, Ж. Стетцелем [4, с. 672-673]. Общественное мнение отождест-

вляется с результатами массовых опросов населения, сводясь к простой совокупности разрозненных индивидуальных мнений. Значимой вехой в развитии прикладной социологии общественного мнения стали электоральные измерения Дж. Гэллапа, впервые давшего точный научный прогноз итогов выборов президента США в 1936 г. Опросы общественного мнения начинают активно внедряться в исследовательскую практику политических, коммерческих и гражданских организаций по всему миру.

Изменяется и направленность рефлексии феномена общественного мнения: осознается возможность изменения общественного мнения в результате определенного информационного воздействия на людей. Сами опросы общественного мнения постепенно также начинают рассматриваться не только как инструмент изучения, но и как инструмент влияния на общественное мнение людей, как средство манипулирования и политического воздействия. Позднейшая теоретическая база под эту идею была подведена Робертом Мертоном в его концепции «самоисполняющегося пророчества», которая, в свою очередь, восходит к сформулированной им же «теореме Томаса» («Если человек определяет ситуацию как реальную, она - реальна по своим последствиям») [20, с. 168].

Огромный вклад в исследование общественного мнения внес П. Лазар-сфельд, который возглавлял Бюро прикладных социальных исследований в Нью-Йорке, являющееся одним из крупнейших в мире исследовательских учреждений середины XX столетия. Круг научных интересов коллектива этого Бюро был достаточно широк: ими изучались социальные функции популярной и серьезной музыки (Э. Зухман и Т. Адорно), газеты (Б. Берельсон), а Л. Левенталь проводил контент-анализ биографий современников в популярных журналах. Работы П. Лазарсфельда касались изучения воздействия радио и прессы на их аудиторию [4, с. 674].

Сложную природу общественного мнения продолжают изучать исследователи современной западной социологии. Следуя марксистски ориентированным концепциям общественного мнения, где оно признается продуктом манипуляции и представляется как «ложное сознание» (Ч. Р. Миллс, Д. Рис-мен), свои провокативно-критические взгляды на сущность общественного мнения в работе «Общественное мнение не существует» высказал Пьер Бур-дьё [21, с. 159-177]. Автор демонстрирует производность, «искусственность» общественного мнения, поскольку, во-первых, не все люди могут иметь собственное мнение по различным проблемам; во-вторых, не все мнения одинаково значимы (а простое суммирование индивидуальных мнений приводит к конструированию псевдореальности); в-третьих, в обществе чаще отсутствует консенсус по восприятию тех или иных проблем, что лишает исследователя возможности применять одинаковые вопросы и индикаторы в своих опросах. Таким образом, в действительности не отрицая существования общественного мнения как такового, П. Бурдьё призывает критически и рефлексивно относится к этому социальному феномену.

Проблема общественного мнения рассматривается и в работах современного немецкого социолога Никласа Лумана [22, с. 114-125]. Следуя собственной теории коммуникации, Н. Луман фокусируется на процедурной и тематической стороне коммуникации, лежащей в основе феномена общественного мнения. Учитывая невозможность одновременного обсуждения всех актуальных проблем, необходимо иметь процедуру определения приоритетных тем в условиях высокой конкуренции «повесток дня», самих медиа и неизбежной неопределенности происходящих процессов. В этом и состоит один из ключевых вызовов для всей системы общества: формирование, удержание и обсуждение действительно актуальной «повестки дня», а не только ведение «коммуникации ради коммуникации». При этом важно понимать, что коммуникативный процесс распределен, «рассеян» по всему социуму, охватывает в той или иной степени его многочисленные разнородные сообщества и группы, которые, однако, в значительной мере подчиняются общим «законам» коммуникации.

Особое место среди работ советских социологов, посвященных феномену общественного мнения, принадлежит трудам Б. А. Грушина, впервые предложившего комплексный подход к изучению массовых мнений [23, с. 67]. Критикуя монистическую позицию А. К. Уледова, он утверждает, что общественное мнение - это плюралистическое образование. «Тезис о том, что субъектом общественного мнения является "общество в целом", оказывается удовлетворительным и вполне достаточным лишь до тех пор, пока речь идет о единодушном мнении всех членов общества, т. е. пока общество выступает действительно как нечто монолитное - случай довольно частный в практике функционирования общественного мнения. Когда же мнение "общества в целом" раскалывается, когда по тому или иному вопросу появляется несколько различных мнений, мнение большинства и мнение меньшинства и т. д., тогда отождествление субъекта мнений исключительно с "обществом в целом" уже не "срабатывает"», - отмечает Б. А. Грушин [23, с. 171].

Большое внимание советских исследователей было обращено на изучение структуры общественного мнения. Так, М. К. Горшков говорит о сущностной структуре феномена, выделяя рациональный, эмоциональный и волевой компоненты [24, с. 147]. Он предлагает динамическую концепцию общественного мнения, сочетая монистический и плюралистический подходы А. К. Уледова и Б. А. Грушина и выявляя нелинейную связь общественного мнения и социального поведения.

Особо значимым аспектом исследования общественного мнения является изучение связи между процессом его формирования и выражения и уровнем социальной напряженности в обществе, векторе социальных настроений и социального самочувствия. Среди работ, посвященных анализу подобных тем, следует назвать труды российских социологов В. Б. Житенева, В. Н. Иванова, С. П. Парамоновой, Ж. Т. Тощенко, С. В. Харченко [25]. Применение институционального подхода к исследованию общественного мнения можно найти

в работах А. М. Демидова, М. С. Ошерова, Л. Г. Судас [26]. Особо следует отметить труды Д. П. Гавры, в которых определены институциональная природа общественного мнения, выделены его многообразные функции [27].

В белорусской социологии общественное мнение становилось предметом изучения в работах Е. М. Бабосова, А. Н. Елсукова, С. А. Шавеля [28], А. Н. Данилова, Д. Г. Ротмана, В. О. Беспалого [29] и др. Так, С. А. Шавель общественное мнение понимает как «полный набор возможных альтернатив, кем бы они ни выдвигались, и выбор тех из них, против которых никто не выступает. Это важно: не тех, которые поддерживает большинство, а тех, против которых не возражают» [28, с. 40].

Первое белорусское учебное пособие «Социология общественного мнения: курс лекций» подготовила Л. Г. Титаренко. В данном учебном пособии представлены классические и современные теории общественного мнения, проанализированы объект и предмет общественного мнения, рассмотрены методология и методы его изучения.

Таким образом, на протяжении многих веков и вплоть до настоящего времени философы, социологи, историки и юристы проявляли большой интерес к феномену общественного мнения. Ими было высказано много глубоких идей о его значимой роли в государственной и общественной жизни любого социума. Сегодня общераспространенным является положение, что общественное мнение выступает важнейшим фактором развития всех демократических социумов [30, с. 66].

Список использованных источников

1. Аристотель. Политика : пер. с древнегреч. - М. : АСТ, 2002. - 393 [2] с.

2. Горшков, М. К. Общественное мнение: история и современность / М. К. Горшков. -М. : Политиздат, 1988. - 383 с.

3. Макиавелли, Н. Избранные сочинения / Н. Макиавелли. - М. : Худож. лит., 1982. - 503 с.

4. Добреньков, В. И. Фундаментальная социология : в 15 т. / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2005. - Т. 7 : Человек. Индивид. Личность.

5. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. - М. : Мысль, 1990. - 524 [2] с.

6. Гегель, Г. В. Ф. Сочинения : в 14 т. / Г. В. Ф. Гегель. - М. ; Л. : Соцэкгиз, 1934. - Т. 7. - 380 с.

7. Идеология (Противоположность марксистско-ленинской и буржуазных концепций). -М. : Мысль, 1979. - 271 с.

8. Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка : в 3 т. / Т. Ф. Ефремова. - М. : АСТ : Астрель, 2006. - Т. 1 : А - Л. - 1165 с.

9. Современный толковый словарь русского языка / авт.-сост. А. Н. Чемохоненко. - Минск : Харвест, 2007. - 784 с.

10. Социологическая энциклопедия : в 2 т. / Нац. обществ. науч. фонд ; рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин ; гл. ред. В. Н. Иванов. - М. : Мысль, 2003. - Т. 1. - 694 с.

11. Лебон, Г. Психология народов и масс / Гюстав Лебон. - СПб. : Макет, 1995. - 311 с.

12. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. -М., 1991. - 575 с.

13. Тённис, Ф. Община и общество / Ф. Тённис // В. Чеснокова. Язык социологии. - М. : ОГИ, 2010. - 544 с.

14. Tönnies, F. Kritik der öffentlichen Meinung / F. Tönnies. - Berlin : Julius Springer, 1922.

15. Мануильская, К. М. Становление и развитие эмпирических исследований в немецкой социологии / К. М. Мануильская // Социол. журн. - 2010. - № 1. - С. 78-91.

16. Сокулер, З. А. Размышления над проблемами теоретического наследия Макса Вебера в современной западной социологии (сводный реферат) / З. А. Сокулер // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. - 1999. - № 4. - С. 22-43.

17. Cooley, Ch. Social Organization. Human Nature and the Social Order. Glencoe, Illinois: Freadress, 2002. - 413 p. (Кули, Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. - М. : Идея-Пресс : Дом интеллектуальной книги, 2000.)

18. Липпман, У Общественное мнение : пер. с англ. / У. Липпман. - М. : Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.

19. Блумер, Г. Американская социологическая мысль / Г. Блумер ; под ред. В. И. Добрень-кова. - М. : Изд-во МГУ, 1994. - 496 с.

20. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. - М. : Хранитель, 2006. - 880 с.

21. Бурдьё, П. Общественное мнение не существует / П. Бурдьё //Бурдьё П. Социология политики / пер. с фр. Г. А. Чередниченко ; сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. - М. : Socio-Logos, 1993. - С. 159-177.

22. Луман, Н. Что такое коммуникация? / Н. Луман ; пер. с нем. Д. В. Озирченко // Социол. журн. - 1995. - № 3. - С. 114-125.

23. Грушин, Б. А. Мнения о мире и мир мнений: проблемы методологии исследования общественного мнения / Б. А. Грушин. - М. : Политиздат, 1967. - 400 с.

24. Горшков, М. К. Партийные организации и общественное мнение / М. К. Горшков. -М. : Политиздат, 1981.

25. Тощенко, Ж. Т. Социальное настроение / Ж. Т. Тощенко, С. В. Харченко. - М. : Academia, 1996. - 196 с.

26. Судас, Л. Г. Общественное мнение: российский дискурс / Л. Г. Судас // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - № 6. - С. 24-31.

27. Гавра, Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт / Д. П. Гавра. - СПб. : ИСЭП РАН, 1995. - 350 с.

28. Шавель, С. А. Общественная миссия социологии / С. А. Шавель. - Минск : Беларус. навука, 2010. - 404 с.

29. Беспалый, В. О. Общественное мнение в современном обществе: институционализация и безопасность функционирования / В. О. Беспалый // Труды Ин-та нац. безопасности Респ. Беларусь. - 1997. - № 4. - С. 131-140.

30. Урбан, М. Социальные отношения и политические практики в посткоммунистической России / М. Урбан // Полис. - 2002. - № 4. - С. 66-85.

Поступила 15.09.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.