Научная статья на тему 'Малый бизнес в сфере АПК: проблемы развития на современном этапе'

Малый бизнес в сфере АПК: проблемы развития на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1068
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / АПК / ENTREPRENEURSHIP / SMALL-SCALE BUSINESS / AGRICULTURAL SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышев О. М.

В статье рассмотрены основные проблемы развития малого бизнеса в национальной экономике. Кроме того обоснована необходимость формирования государственной политики направленной на поддержание и развитие малого бизнеса, которое может обеспечить мультипликативное развитие смежных отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малышев О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL-SCALE BUSINESS IN SPHERE OF AGRICULTURAL SECTOR: PROBLEMS OF DEVELOPMENT AT THE MODERN STAGE

In this article, the main problems of development of smallscale business in the national economy are described. In addition, the necessity of forming of the state policy directed at support and development of small-scale business is determined. It is makes possible the development of related sectors.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес в сфере АПК: проблемы развития на современном этапе»

МАЛЫЙ БИЗНЕС В СФЕРЕ АПК: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

О. М. МАЛЫШЕВ

В статье рассмотрены основные проблемы развития малого бизнеса в национальной экономике. Кроме того обоснована необходимость формирования государственной политики направленной на поддержание и развитие малого бизнеса, которое может обеспечить мультипликативное развитие смежных отраслей.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, АПК.

Малые предприятия являются неотъемлемой частью эффективной экономики. Во всех развитых странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия используют пустующие рыночные ниши и стимулируют деятельность крупных корпораций.

Вследствие перехода к товарному производству, основной сферой деятельности предпринимательства становится материальное производство.

Современной стадии экономического развития присущ высокий динамизм и интенсивность производства, быстрое обновление ассортимента производимых товаров с одновременным снижением численности занятых, а также переносом акцента с производства на различные виды деятельности, связанные с поиском и обработкой информации.

Малый бизнес (малое предпринимательство) -это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия [2].

На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие предприятия играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Эта функция малых предприятий предотвращает явление так называемой «лоскутной экономики», при которой изобилие одних товаров имеет место наряду с дефицитом других. Другая важнейшая функция малых предприятий - поддержание конкуренции, что обеспечивается их

многочисленностью, гибкостью, большей свободой ценовой политики. Малые предприятия ускоряют заполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение несложных научно-технических достижений.

Следует отметить, что в России малым предприятиям присущ ряд особенностей:

- высокая степень диверсификации бизнеса, отсутствие возможности ориентироваться на однопродуктовую модель развития;

- стремление к максимальной самостоятельности, неразвитость форм ассимиляции малого бизнеса с созданием конгломератных структур со средним и крупным капиталом, недостаточно развитые механизмы его кооперации со средним и крупным бизнесом на условиях субподряда и франчайзинга;

- высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса при низком уровне менеджмента, недостатке знаний, опыта и культуры рыночных отношений;

- высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке в условиях дезорганизации в системе государственного управления и большой криминализации общества;

- неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого бизнеса;

- недостаточно сформированная система информационных, консультационных и обучающих услуг.

В настоящее время, тенденции развития малого бизнеса в России характеризуются возрастанием численности малых предприятий, численности занятых на них.

Ожидаемый рост сектора малого бизнеса в современной российской экономике и реализация его социально-экономических функций воз-

можны при наличии благоприятных факторов предпринимательской среды, состояние которой в настоящий момент не способствует увеличению темпов прироста малых предприятий и требует разработки комплекса мероприятий, способствующих их развитию.

На сегодняшний день существует ряд проблем, которые сдерживают развитие малого бизнеса в России.

Кризисное положение дел в сфере российского предпринимательства прежде всего обусловлено силой отрицательных процессов, происходящих во внешней среде. Оценка влияния факторов внешней среды на развитие малого бизнеса связана с существованием трансакционных издержек, обусловленных необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде, что определяет возможность малым предприятиями преодоления барьеров при входе на рынок. Основными из них являются: издержки поиска информации, издержки ведения переговоров, издержки измерения, издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки оппортунистического поведения. Все они имеют четкую отраслевую дифференциацию в зависимости от легальных и нелегальных барьеров. В целом, трансакционные издержки входа на рынок увеличились по сравнению с ситуацией пяти-семи летней давности, при этом наибольшие трудности, и, следовательно, издержки возникают при взаимодействии с органами власти и криминальными структурами. Отмечается также явное преобладание неформальной практики преодоления барьеров, что не может способствовать легальному поведению начинающих предпринимателей.

Можно выделить три группы внешних факторов деструктивного развития малого бизнеса.

Первая группа факторов связана с состоянием важнейших ресурсных рынков. Можно выделить характерные черты общей ситуации на ресурсных рынках:

- отсутствие информации о наличии ресурсов, порядке и условиях доступа к ним, что ограничивает конкуренцию и создает условия для «теневых» соглашений между предпринимателями и служащими соответствующих органов управления;

- недостаточная степень конкурсности и открытости в предоставлении ресурсов, ведущая к созданию неравных условий доступа к ним участников малого бизнеса;

- усложненность процедуры доступа к ресурсам, обуславливающая существенные потери времени и финансовых средств;

- нежелание органов исполнительной власти вовлекать ресурсы в хозяйственный оборот, представление недвижимости и оборудования на началах преимущественно лишь краткосрочной аренды [3].

Все это проявляется в монополизации рынка недвижимости и развитии преимущественно краткосрочных арендных отношений на невыгодных условиях: финансовые проблемы, удорожание средств производства, невозможность получения кредита; недостаточная квалификация трудовых ресурсов; трудность получения информации, снижение платежеспособного спроса. Кроме того, нынешнее государство, его естественные монополии, а также связанные с ним финансовопромышленные корпорации склонны реально помогать малому предпринимательству. Отношения между малыми и крупными предприятиями больше похожи на усиление эксплуатации малого бизнеса со стороны старших и влиятельных партнеров [4].

Так, налоги, стоимость коммунальных услуг, арендная плата и колебания курса валют определяют в среднем 40 % конечной стоимости товаров и услуг. Цены конкурентов (навязываемые, принудительные цены), оптовые цены поставщиков и колебания спроса - 46 %. В результате внешних влияний собственные реальные затраты на производство и реализацию товаров и услуг составляют в цене реализации всего 15,3 %. Это означает, что по сравнению с себестоимостью товара цена его доставки потребителю возрастает в 6,5 раз. Поэтому встает необходимость ослабить влияние на формирование уровня цен побочных факторов.

Решающий для выживания малого бизнеса момент - изменение уровня цен реализации товаров и услуг, процесс формирования, которого минимально зависит от самых малых предприятий (вследствие сохранения высокого уровня монополизации отечественной экономики в основных отраслях реального сектора) [5].

Вторая группа негативных факторов порождена характером взаимоотношений важнейших рыночных институтов и агентов малого бизнеса.

- отсутствие протекционизма;

- наличие административных барьеров -сложность регистрации, ее дороговизна, отсутствие порядка лицензирования, очень жесткий контроль со стороны государственных органов (табл.). С одной стороны, самими законодательными и особенно подзащитными актами предусматривается множество положений и правил, которые существенно затрудняют образование новых предприятий. С другой стороны, серьезные

административные барьеры возникают в связи с субъективным пониманием и толкованием правовых актов со стороны местных властей, что ведет к произволу и установлению своих правил вхождения в предпринимательство. Особенно жесткими условиями и требованиями обставлена проце-

дура получения лицензии на предпринимательскую деятельность, когда необходимо предоставить не только многочисленные справки, сведения и другие документы, но и оплачивать по завышенным расценкам услуги по оформлению учредительных документов.

Таблица

Перечень административных барьеров в сфере сельского хозяйства [1]

№ Административный барьер Характеристика административного барьера, его влияние на отрасль

Зообизнес

1. Регистрация кормовых добавок Регистрация кормовых добавок является дорогостоящей и необоснованной процедурой. В настоящее время регистрации подлежат не только добавки, содержащие лекарственные средства, но и простые добавки, не содержащие потенциально опасных ингредиентов (известь и т. д.). Снятие указанного барьера позволит решить проблемы, имеющиеся в животноводстве. Например, для крупного рогатого скота быстрая реализация 5-6 кормовых добавок, составляющих основу новой технологии кормления дойных коров, позволит: снизить выбраковку коров на 20-30 %; увеличить молочную продуктивность на 5-10 %; повысить оплодотворяемость коров; снизить затраты концентратов на 30 %; улучшить параметры качества молока. Кроме того, оборот кормовых добавок контролируется на рыночной стадии. Так, в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О ветеринарии» кормовые добавки подлежат обязательной сертификации. Регистрация всех кормовых добавок также противоречит полномочиям Минсельхоза России и Россельхознадзора, так как Положением о Минсельхозе России (п. 5.5.8), как и Положением о Россельхознадзоре (п. 5.1.4) предусмотрены регистрация и контроль не всех кормовых добавок и кормов, а только изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов

2. Отсутствие четкого определения «лекарственные средства для животных» Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. № 455 были внесены изменения в действующее Положение о лицензировании производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности, касающиеся производства и оборота лекарственных средств для животных, в рамках которого лицензирование было поручено Россельхознадзору. После внесения изменений в указанное Положение объектами лицензирования также стали зоомагазины и прилавки в сельских магазинах, реализующие средства для защиты кошек и собак (ошейники, спреи, шампуни) и другие профилактические средства бытового назначения, включенные Минсельхозом России в реестр лекарственных средств для животных. При реализации подобных профилактических средств, предназначенных для человека (от тараканов, клещей, комаров), не требуется лицензия на фармацевтическую деятельность

3. Отсутствие требований к помещениям осуществляющих фармацевтическую деятельность при обороте лекарственных средств для животных Отсутствие нормативно-закрепленных требований к помещениям и оборудованию ветеринарных аптек, киосков и отделов в зоомагазинах, а также выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на лицензируемый вид деятельности затрудняет процедуру получения лицензий на осуществление фармацевтической деятельности в сфере оборота лекарственных средств для животных в Россельхознадзоре и Роспотребнадзоре

Использование селекционных достижений

1. Предъявление требований о подтверждении соблюдения прав патентообладателей В настоящее время вывоз семян из Российской Федерации может осуществляться только на основании справки, полученной в Минсельхозе России. Кроме того, Государственный реестр охраняемых селекционных достижений официально опубликован на сайте Госкомиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений

2. Предъявление требований о подтверждении «допуска селекционных достижений к использованию» для таможенных целей Несмотря на то, что Федеральный закон «О селекционных достижениях» утратил силу с 1 января 2008 г., а действующий Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит упоминаний о «допуске селекционных достижений к использованию», выписка из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, до настоящего времени признается необходимой как для получения импортного карантинного разрешения, так и непосредственно для ввоза на территорию Российской Федерации. Порядок выдачи указанной выписки в настоящее время не регламентируется, в связи с чем, по информации участников рынка, получение данной выписки в Минсельхозе России занимает больше времени, чем соблюдение всех таможенных процедур

3. Продолжение исполнения Россельхознадзором функции по «надзору за использованием селекционных достижений» Несмотря на упразднение функции Россельхознадзора «по надзору за использованием селекционных достижений», ведомство продолжает осуществлять данную функцию. Для включения семян в Г осударственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, необходимо пройти проверку на хозяйственную полезность («урожайность»)

№ Административный барьер Характеристика административного барьера, его влияние на отрасль

Племенное животноводство

1. Обязательная регистрация деятельности в области племенного животноводства Федеральный закон «О племенном животноводстве» определяет, что лица, желающие осуществлять деятельность в области племенного животноводства, должны проходить государственную регистрацию. Закон определяет «основные требования для признания» и предполагает, что в ряде случаев ведомственными актами могут устанавливаться «дополнительные требования». Вместе с тем такая деятельность в отношении животных - компаньонов (кошек, собак и т. д.) уже давно и достаточно успешно осуществляется самими участниками рынка и их ассоциациями. Кроме того, регистрация предусмотрена не только для лиц, осуществляющих деятельность, но и самих животных. При этом такие животные без регистрации могут являться предметом сделок, но уже как товарный скот

Зерно

1. Осуществление деятельности по переработке зерна Так как предприятия, осуществляющие хранение и переработку зерна, в определенных случаях являются пожароопасными и взрывоопасными объектами, при начале осуществления предпринимательской деятельности по переработке зерна необходимо получение лицензии на эксплуатацию предприятий в Ростехнадзоре и МЧС России

2. Отмена требований наличия (предъявления) фитосанитарного сертификата при перемещении зерна по территории Российской Федерации При перемещении партии товара (зерна) по территории Российской Федерации сотрудники дорожно-патрульной службы МВД России, при осмотре автотранспорта, требуют предъявления фитосанитарного сертификата на груз, что усложняет своевременную доставку товара до места назначения. Данный порядок распространяется также на случаи транспортировки зерна от места сбора до элеватора, когда получение сертификата невозможно технически. Срок действия фитосанитарных и карантинных сертификатов составляет не более 15 дней, решение о его выдаче принимается в течение 30 календарных дней со дня поступления и регистрации заявки

Третья группа факторов сопряжена с состоянием правовых, политических и социокультурных отношений:

- факторы правовой среды - нестабильность законодательства, невыполнение имеющихся законов, незащищенность малого бизнеса от произвола, несовершенство налогового законодательства;

- социальное расслоение исключает создание в Росси и среднего класса как основного потребителя продукции малых предприятий.

При этом, в особом положении находятся предприятия малого бизнеса агропромышленной сферы. Так, к неопределенности рыночной экономики добавляется зависимость этой отрасли от непостоянных погодно-климатических условий. А, кроме того, - ее зависимость от промышленности, которая обеспечивает сельское хозяйство техникой и другими материальными средствами, и на которую также влияет нестабильная конъюнктура рынка.

Сельскохозяйственные малые предприятия особенно пострадали в результате ошибок, допущенных в процессе реформ, которые проводились в этой отрасли далеко не всегда корректными методами.

Кроме того, развитие предприятий малого бизнеса в АПК ограничивается специфическими особенностями отрасли в целом (природноклиматические условия). В этой связи устойчивость сельскохозяйственного производства ниже, чем в других отраслях, что определяет наличие высокого уровня предпринимательских рисков в от-

расли. Продолжительный производственный цикл определяет инерционность предложения сельскохозяйственной продукции при изменении цен.

Существенным ограничителем является неопределенность ситуации в связи с сезонностью производства. Это приводит к неравномерному уровню предложения продовольственной продукции в течение года и трудностью в прогнозировании долгосрочной рыночной конъюнктуры. Значительная доля продукции (овощи, молоко) является скоропортящейся, требует специальных условий хранения и срочной реализации, что существенно изменяет конкурентную ситуацию в период ее массового поступления на рынок.

Развитие конкуренции в сельском хозяйстве ограничивает такие факторы, как низкий уровень развития кооперации, излишние административные барьеры, а также отсутствие развитой инфраструктуры (недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной переработки продукции, средств связи, неудовлетворительное состояние дорожной сети).

Самой большой проблемой для российских малых предприятий в сфере АПК является практически полное отсутствие ценового регулирования аграрного рынка, в результате чего диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию продолжает увеличиваться, о чем свидетельствуют условия приобретения отечественными крестьянами новой техники. В Российской Федерации не только не обеспечивается приоритет аграрной отрасли, но с позиций вос-

производства происходит дальнейший перелив капитала из сельского хозяйства в другие сферы экономики страны. Государственная поддержка практически не оказывает стимулирующего влияния на увеличение производства продукции и повышение его рентабельности. Например, объемы вложений в сельское хозяйство за 1995-2008 гг. уменьшились более чем в 30 раз. В расходах федерального бюджета доля сельского хозяйства за последние 13 лет не поднималась выше 2 %. Удельный вес всех субсидий в выручке от продажи продукции, работ, услуг в 2009 г. составил лишь 6,3 %.

Значительно снижен производственный потенциал продовольственного сектора АПК, ухудшилось фитосанитарное состояние десятков миллионов гектаров сельскохозяйственных посевов и многолетних насаждений.

Кроме того, крайне низким остается уровень жизни сельского населения. В целом по РФ у 56 % жителей села располагаемые доходы ниже прожиточного минимума. Уровень сельской бедности в стране превышает пороговое значение, составляющее по международным оценкам, 7-10 %, в 5-7 раз. В результате «вымирают» российские села, что приводит к усилению несоответствия между численностью населения и огромными размерами сельских территорий. Село не просто деградирует, оно в демографическом отношении уже прошло некую «точку возврата» к стабильному состоянию. На сегодняшний день, обострилась ситуация с обеспеченностью сельскохозяйственного производства высококвалифицированными кадрами, руководителями высокого профессионального уровня.

Восстановление и обеспечение устойчивого развития предприятий малого бизнеса в сфере АПК в современных условиях является приоритетной общенациональной задачей. Государст-

венная поддержка создает условия для развития очень незначительной группы сельхозпроизводителей. Очевидна необходимость принятия государством безотлагательных мер, направленных на стабилизацию и устойчивый рост сельской экономики, повышение уровня и качества жизни населения, снижение масштабов бедности, социально-психологическое и нравственное оздоровление деревни.

Литература

1. Доклад «О развитии конкуренции на агропро-довольственных рынках».

2. Лапуста М. Г. Предпринимательство. М., 2005.

3. Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие // Российский экономический журнал. 2002. № 2.

4. Радюкова Я.Ю. Проблемы и направления государственного регулирования деятельности монополистических образований в современной России // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 2.

5. Естественные монополии: специфика функционирования в России на современном этапе // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 1-2.

* * *

SMALL-SCALE BUSINESS IN SPHERE OF AGRICULTURAL SECTOR: PROBLEMS OF DEVELOPMENT AT THE MODERN STAGE

O. M. Malyshev

In this article, the main problems of development of small-scale business in the national economy are described. In addition, the necessity of forming of the state policy directed at support and development of small-scale business is determined. It is makes possible the development of related sectors.

Key words: entrepreneurship, small-scale business, agricultural sector.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.