Научная статья на тему 'МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ'

МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
малый бизнес / предпринимательство / рыночная экономика

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багненко Екатерина Валерьевна, Шульга Антонина Константиновна

В данной статье рассмотрено современное состояние, проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России. Дается определение предпринимательства, а также раскрывается его ценность и сущность как экономического явления. В целом, работа посвящена вопросам развития малого бизнеса в условиях экономической нестабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Багненко Екатерина Валерьевна, Шульга Антонина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ»

Щ SCIENCE TIME Щ

(jj II < 5л ' 1-1Ф -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ Багненко Екатерина Валерьевна, Шулъга Антонина Константиновна, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар E-mail: ebagnenko@mail.ru E-mail: antonina.bolshakova@inbox.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрено современное состояние, проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России. Дается определение предпринимательства, а также раскрывается его ценность и сущность как экономического явления. В целом, работа посвящена вопросам развития малого бизнеса в условиях экономической нестабильности.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, рыночная экономика.

Малые формы бизнеса - неотъемлемый компонент развитой экономики. Именно малые формы бизнеса должны являться основными проводниками новых технологий и методов в сферу массового производства. За счет небольших объемов производства и относительно небольшого количества оборудования малые предприятия обладают гибкостью в вопросах корректировки технологического процесса, и благодаря этому происходит выявление наиболее эффективных инноваций.

Нельзя недооценивать значение малого предпринимательства, а также его роль в развитии и становлении экономики, в обеспечении и удовлетворении населения нужными услугами и товарами, в контексте условий рыночных методов хозяйствования. В целом деятельность малого предпринимательства для экономики это важнейший фактор подъема гибкости. По степени развития малого предпринимательства ученые и специалисты делают выводы о возможности страны приспосабливаться к изменившейся обстановке в экономике. Для РФ, как впрочем, и для других стран мира, захваченных волна экономического кризиса, это достаточно актуально.

Развитие и создание сектора малого предпринимательства дает

I

SCIENCE TIME

I

возможность решить проблему безработицы, обеспечить здоровую конкуренцию и оказывать содействие в переходе к рыночной экономике хозяйства страны. Невзирая на немалые проблемы, малый бизнес набирает темпы роста и развивается, решая научно-технические, социальные и экономические проблемы. Нынешней экономике развитие малого предпринимательство поможет выйти из кризиса и совершить прогресс.

Из этого следует, что при росте малого бизнеса, государственной поддержке и совершенствовании инфраструктуры, малое предпринимательство это важный фактор в решении социальных, экономических и иных задач.

Начиная рассматривать вопрос малого бизнеса, необходимо конкретно представлять его сущность. Понятие «предпринимательства» в современной трактовке отражено в части 1 Гражданского кодекса РФ, такая трактовка образует юридическую базу предпринимательства РФ. Согласно с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ к предпринимательской деятельности относят самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой риск, которая направлена на регулярное получение прибыли от выполнения работ, продажи товаров, оказания услуг или пользования имуществом лицами, которые зарегистрированы в данном порядке

В различного плана научных работах малый бизнес (предпринимательство) определяется как предприятия, которые находятся под руководством собственника и деятельность, которая осуществляется немногочисленной группой лиц.

С экономической точки зрения значение и роль малого бизнеса определяются с помощью конкретных показателей:

- доли ВВП (валового внутреннего продукта), который создается в малом предпринимательстве;

- доли национального дохода, который создается в малом предпринимательстве;

- доли маленьких предприятий в общей массе коммерческих предприятий;

- доли населения трудоспособного возраста, занятого в малом предпринимательстве;

- доли малого предпринимательства в экспорте продукции;

- доли налогов, которые поступают от малого предпринимательства, в общей величине;

- доли основного капитала, который функционирует в малом предпринимательстве;

- доли некоторых видов услуг или продукции, которые производятся малым предпринимательстве, в общем объеме и другие.

Малый бизнес в РФ стал развиваться с 1988 года, однако особенно динамично, начиная лишь с 1990 года. В начале 2003 года насчитывалось около

[1].

| SCIENCE TIME |

880 тысяч субъектов малого бизнеса. В тот период среднегодовой темп прироста малых предприятий составил почти 9%. Сейчас малые предприятия в РФ создают 10% ВВП, занято на них более 7 миллионов человек, а учитывая индивидуальных предпринимателей их более 10 миллионов человек, это около 17% от общего количества людей занятых в экономике. Данные показатели ниже, чем у развитых зарубежных стран в 6 раз, и поэтому, в России не использован весь имеющийся потенциал для развития малого бизнеса. Реализация такого потенциала вероятна лишь в случае, если в РФ появятся благоприятные условия для развития такого бизнеса, включая оказание государственной поддержки развитию малого бизнеса.

Развитие малого бизнеса в РФ несет в себе крупное хозяйственное значение в силу определенных обстоятельств:

- малый бизнес дает возможность заполнить все рынки и достаточно полно удовлетворять потребность населения в потребительских услугах и товарах;

- для создания малого бизнеса не нужны большие инвестиции и долгий срок их создания;

- развитие малого бизнеса, является одним из результативных направлений обеспечения конкурентной среды и антимонопольной политики;

- малый бизнес примитивнее в управлении, ему не требуется создание сложных управленческих структур;

- малый бизнес может дешевле и быстрее перевооружиться, апробировать и внедрять новую технологию, проводить полную или частичную автоматизацию на производстве, достигать наилучшего сочетания ручного и автоматизированного труда;

- развитие малого бизнеса в значительной степени дает возможность смягчить или решить проблему безработицы;

- с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;

- малый бизнес отличается от крупного и среднего, прежде всего восприимчивостью и гибкостью к конъюнктуре рынка, своевременно реагирует на потребительский спрос;

- в современных условиях России, когда становление малого предпринимательства в нашем государстве находится на начальном этапе, дальнейшее его развитие в качественном и количественном плане это важнейший фактор подъема национальной экономики.

Говоря о перспективах развития малого предпринимательства в условиях кризиса, нужно отметить, что у него очень хороший потенциал для будущего совершенствования, невзирая на то, что условия по-прежнему остаются достаточно тяжёлыми. Растерянность и смятение в связи с изменениями в

| SCIENCE TIME |

экономической ситуации страны у собственников маленьких предприятий и фирм уже прошли, и наблюдается оживление экономической деятельности в малом предпринимательстве [9].

На сегодня состояние малого предпринимательства в России отличается сложным характером. По данным Госкомстата России, на 1 января 2015 года действовало более 2 млн. малых предприятий. В среднем в год количество малых предприятий по данным того же Госкомстата увеличивается на 5-7%. Средняя численность занятых в малом бизнесе по итогам 2015 года также увеличивается [11]. Данные по состоянию малого предпринимательства в России на 2016 год отражены в табл.1 [2].

Таблица 1

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по

состоянию на 01.08.2016г.

из них

Юридических лиц Индивидуальных предпринимателей

Всего из них из них

Микро предприятие Малое пред-тие Среднее пред-тие Микро пред-тие Малое пред- тие Среднее пред-тие

Рос-

сийская

Феде-

рация 5 523 765 2 335 579 238 796 19 980 2 900 085 28 953 372

Цен-

тральн

ый

ФО 1 636 987 803 309 87 431 8 431 731 213 6 511 92

Несмотря на некоторые успехи, которые достигнуты в современной России в развитии малого предпринимательства, этот важнейший сектор экономики существенного влияния на экономическое и социальное развитие пока не оказывает, как в развитых промышленно странах Америки, Западной Европы и Юго-Восточной Азии [3].

Большая часть малых предприятий функционирует в области общественного питания и торговли. Торгово-посредническими операциями при этом часто занимаются предприятия неторговой отрасли. Можно сделать вывод, что на сегодняшний день общественное питание и торговля это определяющие отрасли интереса малого предпринимательства.

| SCIENCE TIME |

Малые предприятия области общественного питания и торговли мельче остальных предприятий, в расчете на одно предприятие их социальный и экономический эффект ниже, чем в общем по малому предпринимательству. В немалой степени такое положение обусловливается большим количеством предприятий данного профиля, наиболее высокой степенью конкуренции, вынуждающей строго контролировать количество занятых и цены. Помимо этого, предприятия, которые специализируются на торговле импортным товаром, испытывают большую зависимость от динамики курса иностранной валюты относительно рубля.

Выделение как отраслевого ядра малого предпринимательства общественного питания и торговли, промышленности и строительства не обозначает, что другие области несут второстепенный характер с точки зрения его развития перспектив. Примерно 40 процентов от числа предприятий в оставшейся части малого предпринимательства находится в таких перспективных областях, как научное обслуживание, наука и коммерческая деятельность обеспечения функционирования рынка.

Именно консалтинговые и инновационные фирмы могут динамично развиваться и подавать импульс всему малому предпринимательству. Такие фирмы необходимо рассматривать как центр роста данного сектора хозяйства. На данный момент он уступает по численным показателям «ядру», но имеет значительное качественное значение: передавать и генерировать методы управления и новейшие технологии в коммерческое использование, составляющие стратегическое основание развития малого, среднего и крупного предпринимательства.

Перспектива малого предпринимательства в инновационной и научной области является противоречивым и острым предметом. В нашей стране имеется значительный научный и технический потенциал, который заключается в кадровом составе разных научно-исследовательских центров, в хорошем уровне технического образования. Однако долгое время данный потенциал не был востребован ни частным бизнесом, ни государством. Поэтому пока инновационный бизнес для российского рынка является новинкой.

На сегодняшний день малый бизнес превратился в довольно таки существенный фактор развития регионов. Накапливается положительный опыт функционирования малого бизнеса в некоторых регионах России, который выражается в весомой отдаче от данного сегмента экономики. К примеру, в МО малый бизнес обеспечивают около 40% от налоговых поступлений в бюджет.

Однако на сегодняшний день в России области малого бизнеса проблем больше, чем достижений. Вклад в ВВП малого предпринимательства на сегодняшний день находится на отметке 20%, а часть инновационного бизнеса лишь 1%. Больше всего малому предпринимательству препятствуют в развитии

I SCIENCE TIME I

бюрократы. Что бы открыть собственное дело, необходимо собрать огромное количество документов. К примеру, муниципалитеты зачастую требуют от малых предпринимателей прохождения жесткой экспертизы. Регистрацию малого предпринимательства планируется упрощать. По закону сейчас на нее отводится пять дней, однако по факту она занимает около одного месяца. Уже сейчас регистрировать организация можно с помощью интернета, что, безусловно, упростило данный процесс [6].

Литература:

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016)

2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ -Федеральная налоговая служба.

3. Постановление Правительства РФ от 30.12.2014 N 1605 (ред. от 25.05.2016) «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году»

4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016)

5. Плотникова О.А. Монография Малое предпринимательство и его роль в обеспечении развития национальной экономики Российской Федерации. - М.: Моск. гуманит. ун-т, 2006

6. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.,

2006. С. 302

7. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Под общей ред. проф. Г.Л. Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ,

2007.

8. Буров В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. -Чита, 2011. - 441 с.

9. Кредитный портал // МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ // Развитие малого бизнеса в условиях кризиса [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.kreditbusiness.ru/russianbusiness/281-razvitie-malogo-biznesa-v-uslovijakh-krizisa.html (Дата обращения: 8.03.2017 г.)

10. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/ (Дата обращения: 08.03.2017 г.)

11. Статистический сборник. М., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.