_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
производителей, по нашему мнению, является кооперация. Кооперация позволяет мобилизовать усилия сельскохозяйственных предприятии, крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения по эффективному использованию всех факторов развития аграрного производства: организационно -экономических, технико-технологических, социально-экономических, биологических.
Для успешной работы хозяйств населения нами предложен вариант передачи земельных паев хозяйств населения Кутарбитской и Дегтяревской сельских администраций Тобольского района в аренду фермерскому хозяйству «Данилова», в виде арендной платы хозяйства населения будут получать зерно для корма скота и птицы (по данным социологического опроса выявлено, что 69,5% хозяйств населения не использовали свои земельные паи, а 57,5% опрошенных респондентов указали высокую стоимость кормов, как один из факторов сдерживающих развитие их хозяйства). По предложенному нами варианту глава крестьянского хозяйства «Данилова» выплачивает хозяйствам населения 6 ц. зерна за 15 га. земельного пая. В снабженческо-сбытовой кооператив «Молочный» хозяйства населения сдают молоко, но по предложенному нами варианту кооперации часть денежных средств, а при необходимости и полный объем хозяйства могут получать в виде кормов для домашнего скота (например, заготовленного сена, соломы и др.) с доставкой в подворья хозяйств населения техникой кооператива.
Такой вариант кооперации, при определенном стечении обстоятельств, может спрогнозировать весомый синергетический эффект. Кроме того, мы считаем, что хозяйства населения и К(Ф)Х благодаря кооперации смогут получить элемент мотивации для ведения расширенного производства и обеспечения области собственным агропродовольствием. Список использованной литературы:
1. Большая экономическая энциклопедия. -М.: Эксмо, 2007.-816 с.
2. Большой экономический словарь/Под ред. А.Н. Азриляна. -7-е изд.,доп.-М.: Институт новой экономики, 2008.-1472 с.
3. Михайлюк О.Н., Вахитова З.Т. Экономический механизм государственной поддержки форм малого бизнеса аграрного сектора экономики// Научное обозрение. Издательство: Издательский дом «Наука образования» (Москва).- 2015. - № 19. - С. 222-225.- п.л.
4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. -6-еизд.,перераб.и доп.-М.:ИНФРА-М,2008.-512с.
5. Семин А.Н. Концепция: принципы формирования и алгоритм разработки. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2008.-252 с.
6. Стукач В.Ф., Якубенко М.Н. Инфраструктура малых форм хозяйствования в региональном АПК./В.Ф. Стукач, М.Н. Якубенко. - Омск : Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008. - 196 с.
© Михайлюк О.Н., Вахитова З.Т., 2015
УДК 330
Морозова Ирина Михайловна
Старший преподаватель, кафедра бухгалтерского учета, финансов и аудита, ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень E-mail: [email protected]
МАЛЫЙ БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКАЗЫ
Аннотация
Государственные закупки у малых предприятий в настоящее время выступают как одна из важнейших составляющих развития рыночных отношений по всей территории России, которая способствует созданию
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
новых рабочих мест, поддерживает занятость и снижает социальную напряженность. В статье рассмотрены разновидности госзакупок и проблемы проведения закупок малым бизнесом.
Ключевые слова
Малые предприятия, государственные закупки, квоты, мониторинг, тендер, электронные торги.
Размещение государственных и муниципальных заказов на малых предприятиях не только политически выгодный лозунг. Государственные закупки у малых предприятий являются элементом национальной политики и значительным источником материального обеспечения нужд социально-экономического развития регионов и местных органов власти Российской Федерации. В то же время это одна из важнейших составляющих развития рыночных отношений по всей территории России, которая способна обеспечить как создание новых рабочих мест, так и поддержание занятости, снижение социальной напряженности и многое другое.
С наступлением кризисных явлений в стране самым уязвимым сегментом экономики является малое предпринимательство. Несмотря на способность приспосабливаться к быстро меняющимся условиям, именно оно исчезает с рынка первым. Единственное, что может не допустить ликвидации таких предприятий - это госзаказы для малого бизнеса.
Сам термин «госзакупки» означает заказы государственных или муниципальных структур на промышленные и продовольственные товары, вооружение, технику, услуги у предприятий, их производящих. Как правило, проводится отбор таких компаний на основе конкурса или так называемого тендера. В России же большее распространение получил термин «размещение заказа». В данный момент выделяют пять разновидностей государственных закупок:
• электронные аукционы. Проводятся в рамках специальных электронных площадок посредством размещения на них лотов. Вся документация также готовится в электронном виде;
• открытые конкурсы. Проводятся, когда главным критерием отбора является лучшая цена, а потом уже сроки, качество и прочие составляющие. Зачастую применяются, когда речь идет о сделке на сумму от 500 тысяч рублей;
• запросы котировок. Проводятся по предыдущему принципу, с той лишь разницей, что речь идет о менее дорогостоящих контрактах;
• закупка у одного поставщика. Данный вид даже нельзя назвать торгами, поскольку закупка осуществляется у единственного подрядчика;
• открытые аукционы. От электронных отличаются тем, что заказы печатаются в СМИ. В последнее время такой вид размещения заказов практически утратил свою актуальность.
Стоит отметить, что сама процедура проведения торгов, подписания документов и заключения сделки строго регулируется законом. Контролирующие органы - Счетная Палата и Казначейство. В особых случаях подключается ФСБ, если речь идет о вооружении. Выглядит процедура так: подрядчики отправляют заявку для участия, в которой обозначена приемлемая для них цена, а специальная комиссия, в свою очередь, рассматривает каждую из них и выбирает оптимальный вариант.
Особенности проведения закупок малым бизнесом прописаны в специальном законе РФ «О закупках». В нем говорится, что заказчики должны производить закупки у малых и средних компаний в таком объеме: С 01.01.2015 по 31.12.2016 - не меньше 18% от общего числа договоров. С 01.01.2017 - не меньше 25% от годового количества заказов. При этом предполагается, что участие в торгах зачастую проходит совершенно бесплатно. Но в некоторых случаях все же предусмотрены некоторые денежные и временные затраты. Минимальные средства придется вложить в электронные торги. Как правило, речь идет об условном взносе, который не возвращается независимо от результатов торгов. [3 ]
Невыполнение условий конкурса также контролируется государством. Для этого разработана целая система штрафов, как для заказчика, так и для поставщика услуг или товаров.
В декабре 2014 года премьер-министром России Димитрием Медведевым было подписано постановление относительно введения квот на участие предприятий малого бизнеса в закупках. С 1 июля текущего года в закупках будут принимать участие госкомпании с выручкой больше 10 миллиардов рублей.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
Доля поставок от малого бизнеса должна быть не менее 18% с учетом субподряда и 10% в форме прямых договоров. Данная мера была рассмотрена правительством в качестве способа поддержки малого бизнеса на фоне экономического кризиса.
В первом полугодии 2015 года государственными заказчиками было заключено огромное количество договоров на поставки товаров и услуг для государственных нужд с большими и средними предприятиями. На сегодняшний день исполнение квоты в 18% для государственных компаний и органов исполнительной власти стало затруднительно. При этом за невыполнение квоты не была предусмотрена доля ответственности госзаказчиков. По данным мониторинга выполнения постановления правительства, который был проведен предпринимательским объединением «Клуб лидеров», сообщили, что большинство предпринимателей назвали основными препятствиями для малого бизнеса такие факторы, как затратность размещения заявки и низкие шансы получить заказ. [4 ]
Также одной из проблем является то, что большая часть заявок формирует под своего поставщика, включая дополнительные требования, такие как дорогостоящая добровольная сертификация.
Специалисты рынка госзаказов считают, что большая часть нарушений в проведении конкурсов связана со слабым знанием заказчиком и исполнителем законодательства в сфере госзакупок, неосведомленностью о последних принятых нововведениях. Также нарушения в закупках совершаются из -за небрежного оформления контрактов. Именно достаточно простые ошибки, считают эксперты, зачастую ведут к аннулированию конкурса.
Частные организации лишены дешевого кредитования, в том числе и западного, госпредприятия сужены в рамках бюджетных возможностей. В данных ограничительных условиях важно эффективно работать с госзаказом. Так как законодательство в данном сегменте постоянно меняется, необходимо знать обо всех новшествах, чтобы избежать возможных конфликтов между заказчиками и участниками тендеров.
В августе 2015 года вступили в силу поправки в 223-ФЗ, запрещающие офшорным компаниям доступ к госзакупкам. Проверять, не является ли участник закупок «чужим», будут профильные комиссии, а также сам госзаказчик. Сведения об учредителях компании, пожелавшей принять участие в конкурсе, будут черпаться из выписок ЕГРЮЛ и других документов. Стоит обратить внимание, что раньше выписки ЕГРЮЛ в ФНС выдавались бесплатно. Однако с середины августа стали платными, если предоставляются на бумаге. Поскольку законом не урегулирован способ получения данной справки, то можно затребовать ее электронную версию, которая остается бесплатной. Такая выписка должна иметь электронную подпись. [1 ] В 2016 году ожидается полный переход проведения госзакупок в электронную форму. Предполагается, что за счет полного погружения в интернет будет упрощена процедура участия в конкурсах организаций и повысится конкуренция на торгах. [3 ]
Согласно нововведениям, если их утвердят, теперь первую часть заявки заказчик будет рассматривать на предмет соответствия анонимности. В настоящее время анонимность необязательна, и поставщик о себе может заявить в первой части заявки. За счет новшеств улучшится прозрачность проведения торгов и снизятся расходы заказчика на госзакупки, если механизм электронных торгов будет работать отлаженно. Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ.
2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5.04.2013 № 44- ФЗ (в ред. от 28.12.13 г.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс: [Сайт информационно-правовой компании]. — Режим доступа:http://www.consultant.ru.
3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] //Минэкономразвития России.-2013.- Режим доступа: http://www.economy.gov.ru
4. http://www.kommersant.ru/doc/2849734
© Морозова И М., 2015