Научная статья на тему 'Малый бизнес и его роль в российской экономике: потенциал, риски, ограничения развития'

Малый бизнес и его роль в российской экономике: потенциал, риски, ограничения развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА / РЫНОК / BUSINESS / ENTREPRENEURSHIP / ECONOMY / MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каличава Виктория Джемалиевна, Немтинова Елена Андреевна

Статья посвящена характеристике роли и функции предпринимательства как неотъемлемого внутреннего элемента рыночной инфраструктуры современной российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurship and its role in the Russian economy: potential, risks, limitations

The article is devoted to the entrepreneurship is an important part of the Russian market economy, without which there can’t be a harmonious social development. This largely determines the rate of economic growth, structure and quality of the gross national product. This sector is an integral part of the market infrastructure.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес и его роль в российской экономике: потенциал, риски, ограничения развития»

ББК 65.290 УДК 334.7

В.Д. Каличава, Е.А. Немтинова

Малый бизнес и его роль в российской экономике: потенциал, риски, ограничения развития

Статья посвящена характеристике роли и функции предпринимательства как неотъемлемого внутреннего элемента рыночной инфраструктуры современной российской экономики.

Ключевые слова: бизнес, предпринимательство, экономика, рынок

Малый бизнес - это совокупность независимых малых и средних предприятий, действующих в качестве экономических агентов рынка. Эти компании не принадлежат к монополистическим объединениям и занимают подчиненное или зависимое положение в экономических отношениях.

Для успешного развития малого бизнеса необходимо определить краткосрочные и долгосрочные перспективные меры, суть которых заключается в следующем: разработка нормативно-правовой базы; усовершенствование координации деятельности всех государственных и неправительственных организаций, способствующих развитию и формированию эффективной инфраструктуры малого и среднего бизнеса; упрощение процедуры получения разрешений и облегчение доступа предпринимателей к финансовым средствам1.

Роль предпринимательства и малого бизнеса в современной экономике огромна. Этот сектор экономики стимулирует конкуренцию, диверсифицирует экономику на региональном уровне, способствует инновациям и расширяет экспортные возможности страны. Малый бизнес также может стать публичным в будущем. Хотя многие из российских компаний, которые в настоящее время котируются на бирже, возникли из крупных советских структур или крупных активов, некоторые компании вышли на фондовый рынок не так давно.

Будущее малого бизнеса будет зависеть от действий правительства по ограничению бюрократии и упрощению процедур надзора

1 Базаров Т.Ю. Предприни-

--мательство и бизнес: Учеб.

© Каличава В.Д., Немтинова Е.А., 2019 М.: Юрайт, 2012. 189 с.

за малыми предприятиями, от деятельности по финансированию перспективных малых предприятий со стороны частных инвесторов и гибкости кредитных организаций, от инвестиционного климата, который откроет малый бизнес для иностранных инвестиций в российскую экономику.

В настоящее время жизненно важно развивать государственную инфраструктуру, способную оказывать социальную поддержку малым и средним предприятиям в РФ. Главное здесь - правильно выбрать способ самоорганизации предпринимателей и механизм его реализации. Теперь можно сказать, что в российской экономике существует система бизнес-ассоциаций.

Есть две группы причин, которые мешают развитию малого бизнеса. Во-первых, это причины общеэкономического характера, изложенные в экономической политике государства, во-вторых -частные, преимущественно организационные2.

Мировая практика показывает, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или его спонтанное, спекулятивное развитие. Отсутствие четкого понимания этих двух тенденций и ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в российской экономике формирование рыночных отношений реализовывалось по второму сценарию. Одной из причин деформации российского рынка следует считать некритическое понимание опыта зарубежных стран и необдуманный переход к отечественной практике.

По состоянию на 1 августа 2018 г. в России зарегистрировано 5 503 413 малых предприятий. Из них 2 335 579 микропредприятий и 238 796 малых предприятий являются юридическими лицами. 2 900 085 микропредприятий и 28 953 малых предприятий принадлежат индивидуальным предпринимателям3 (табл. 1).

Таблица 1

Количество юридических лиц индивидуальных предпринимателей по регионам, 2018 г.

Экономический район Из них

юридических лиц индивидуальных предпринимателей

микропредприятия малые предприятия микропредприятия малые предприятия

1 2 3 4 5

РФ 2335 579 238 796 2 900 085 28 953

Центральный ФО 308 309 87 431 731 213 6 511

Северо-Западный ФО 323 180 31 875 269 894 2 536

Южный ФО 155 424 15 926 393 304 3 341

Северо-Кавказский ФО 39 478 4 116 143 808 856

2 Базаров Т.Ю. Указ. соч.

3 Пучкова А.М., Ли Г.С. Основные тенденции и проблемы развития малого бизнеса в России [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2019. № 3. С. 199-201. URL: https:// moluch.ru/archive/241/55803/ (дата обращения 07.03.2019).

Малый бизнес и его роль в российской экономике.

21

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5

Приволжский ФО 410 518 44 171 551 158 6 781

Уральский ФО 212 380 19 493 245 914 2 847

Сибирский ФО 272 275 25 246 350 085 4 018

Дальневосточный ФО 94 742 8 875 139 652 1 787

Крымский ФО 24 273 1 663 75 057 276

Наибольшее количество малых предприятий зарегистрировано в Центральном (1 628 464) и Приволжском (1 012 628) федеральных округах. Наименьшее количество малых предприятий расположено в Северо-Кавказском (188 258) и Крымском (101 269) федеральных округах4.

Особенностью регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободных инвестиций в различные сферы, причем роль государственного регулирования влияет не на систему цен, а на формирование оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования потребительского спроса, т. е. формирования увеличенного дохода и, следовательно, более высокой покупательной способности большинства населения, которая является движущей силой производства. Таким образом, второй причиной, препятствующей развитию промышленного предпринимательства, является снижение потребительского спроса и обвал внутреннего потребительского рынка.

Еще одно обстоятельство оказывает негативное влияние на покупательскую способность населения и, следовательно, на развитие малого бизнеса: рост потребительских цен опережает рост заработной платы. В этих условиях спрос в основном сосредоточен на продуктах питания, а промышленные товары не востребованы. Второе связано с разницей в доходах между полярными группами5.

Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства является сужение внутреннего потребительского рынка.

Третья причина кардинального характера, которая препятствует ведению бизнеса, связана с существующей системой налогообложения. Налоговая политика государства в отношении малого бизнеса скорее фискальная, чем стимулирующая. Его основными недостатками являются, во-первых, чрезмерный уровень налогов, который не стимулирует рост производства, необходимый в условиях его спада. Во-вторых, сама налоговая система нестабильна и часто меняется. Кроме того, ряд налоговых законов непосредственно не применяется, но дополняется рядом подзаконных актов, как правило, отстающих и часто меняющих назначение самих законов. В-третьих, при таком количестве налогов предприниматель порой просто теряет ориентацию в них.

Официальный сайт

РосБизнесКонсалтинг

[Электронный ресурс]. URL:

https://www.rbc.ru/economic

s/25/09/2015/560574bf9a7947

d1198f6d29 (дата обращения

07.03.2019).

Базаров Т.Ю. Указ. соч.

4

5

Эти недостатки указывают на то, что РФ нужна согласованная система мер государственной и негосударственной поддержки предпринимательства на всех уровнях государственного управления (федеральном, региональном, местном), разработанная на основе аналитических методов исследования и управления, что связано, конечно, со значительными расходами на стратегические исследования и создание информационно-аналитического программного обеспечения6.

Развитие предпринимательства зависит от бизнес-среды. Малые и средние предприятия имеют первостепенное значение для муниципальной экономики в том смысле, что они первыми снабжают население необходимыми товарами и услугами, а крупные предприятия обеспечивают занятость и формируют основу для инноваций и появления новых крупных предприятий. С другой стороны, недавно созданные малые и средние предприятия часто особенно уязвимы: им нужен капитал; они невыгодны; наблюдаются проблемы с налогами, получением заказов и маркетингом продуктов, характеризующихся повышенными накладными расходами.

Развитие предпринимательства и конкуренции, основанное на реальной реформе отношений собственности, является одним из стратегических направлений рыночных реформ и перестройки любой экономики. Именно разнообразие собственности является предпосылкой для формирования и развития рыночной экономики.

Решение этой проблемы напрямую связано с развитием предпринимательства. Мировой опыт показывает, что в экономике даже самых высокоразвитых стран, где существуют огромные предприятия и корпорации, которые, по-видимому, монополизировали целые сектора общественного производства, основную часть валового продукта создает большое количество малых и средних предприятий. Они являются гарантами гибкости и динамичности экономики, мощным средством постоянного регулирования и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворения потребностей населения в рабочих местах, заработной плате, социальных услугах.

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016).

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.