Научная статья на тему 'МАЛЫЕ ЦИКЛЫ ПЕСНОПЕНИЙ ВО ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ ОР. 37 С.В. РАХМАНИНОВА: ОБРАЗНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ'

МАЛЫЕ ЦИКЛЫ ПЕСНОПЕНИЙ ВО ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ ОР. 37 С.В. РАХМАНИНОВА: ОБРАЗНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.В. Рахманинов / Всенощное бдение / хоровой цикл / малый цикл / роспев / богослужебный жанровый полюс / внебогослужебный жанровый полюс / S.V. Rachmaninov / All-Night Vigil / choral cycle / small cycle / chanting / liturgical genre pole / extra-liturgical genre pole.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ковалев Андрей Борисович

Статья посвящена проблеме организации хорового цикла Всенощного бдения ор. 37 С.В. Рахманинова. Как один из важнейших элементов его композиционного построения здесь рассматривается взаимодействие четырех малых циклов, каждый из которых характеризуется общностью образно-тематического содержания и средств композиции. Это (1) цикл ветхозаветных и новозаветных песнопений Вечерни; (2) цикл богородичных песнопений; (3) цикл хвалитных песнопений; (4) цикл воскресных песнопений. Малые циклы включают в себя как поочередно следующие друг за другом песнопения, так и связанные между собой на расстоянии. Цель статьи — выявление особенностей авторского музыкального прочтения канонического текста службы, расстановки художественных акцентов, подчеркивающих те или иные мотивы Священного Писания. Методология работы основана на междисциплинарном подходе к изучению духовно-музыкального произведения с использованием сведений из литургики, религиозной философии, а также научных категорий отечественного музыковедения. Организация хорового цикла Всенощного бдения ор. 37 С.В. Рахманинова свидетельствует о многоплановости, многогранности этого сочинения, находящегося между богослужебным и внебого-служебным жанровыми полюсами, а его архитектоника характеризуется взаимодействием входящих в него четырех малых циклов. Наряду с общностью образно-тематического содержания, формирование малых циклов обусловлено особенностями композиции на уровне мелодики, формообразования, фактуры, ладогармонического и тонального плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL CYCLES OF CHANTS IN THE ALL-NIGHT VIGIL BY S.V. RACHMANINOFF (OP. 37): IMAGE-RELATED AND THEMATIC CONTENT AND FEATURES OF THE COMPOSITION

The article is devoted to the problem of the organization of the choral cycle of the All-Night Vigil by S.V. Rachmaninov (Op. 37). It describes the interaction of four small cycles as one of the most important elements of its composition. Each of them has shared image-related and thematic content and means of composition. These are: 1) the cycle of Old Testament and New Testament Hymns of Vespers; 2) the cycle of Theotokos Hymns; 3) the cycle of hymns of praise; 4) the cycle of Sunday Hymns. Small cycles include both chants that follow each other, and those interconnected at a distance. The purpose of the article is to identify the features of the author’s musical reading of the canonical text of the church service, the placement of artistic accents emphasising certain motives of the Holy Scripture. The methodology is based on an interdisciplinary approach to the study of spiritual and musical works, using information from liturgics, religious philosophy, as well as scientific categories of Russian musicology. The organization of the choral cycle of the All-Night Vigil by S.V. Rachmaninov demonstrates the multifaceted character of this composition, located between the liturgical and extra-liturgical genre poles; its architectonics is characterised by the interaction of the four small cycles. Along with the shared imagery and thematic content, the formation of the small cycles is due to the peculiarities of the composition at the level of melody, shaping, texture, harmonic and tonal plans.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЕ ЦИКЛЫ ПЕСНОПЕНИЙ ВО ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ ОР. 37 С.В. РАХМАНИНОВА: ОБРАЗНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 52. С. 98-106 БОТ: 10.15382Мш^202352.98-106

Ковалев Андрей Борисович, д-р искусствоведения, профессор кафедры истории и теории музыки Академии хорового искусства им. В. С. Попова Россия, г. Москва andrej-kovalev@yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-5503-3676

Малые циклы песнопений во Всенощном бдении ор. 37 С. В. Рахманинова:

ОБРАЗНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ

Аннотация: Статья посвящена проблеме организации хорового цикла Всенощного бдения ор. 37 С. В. Рахманинова. Как один из важнейших элементов его композиционного построения здесь рассматривается взаимодействие четырех малых циклов, каждый из которых характеризуется общностью образно-тематического содержания и средств композиции. Это (1) цикл ветхозаветных и новозаветных песнопений Вечерни; (2) цикл богородичных песнопений; (3) цикл хвалитных песнопений; (4) цикл воскресных песнопений. Малые циклы включают в себя как поочередно следующие друг за другом песнопения, так и связанные между собой на расстоянии. Цель статьи — выявление особенностей авторского музыкального прочтения канонического текста службы, расстановки художественных акцентов, подчеркивающих те или иные мотивы Священного Писания. Методология работы основана на междисциплинарном подходе к изучению духовно-музыкального произведения с использованием сведений из литургики, религиозной философии, а также научных категорий отечественного музыковедения. Организация хорового цикла Всенощного бдения ор. 37 С. В. Рахманинова свидетельствует о многоплановости, многогранности этого сочинения, находящегося между богослужебным и внебогослужебным жанровыми полюсами, а его архитектоника характеризуется взаимодействием входящих в него четырех малых циклов. Наряду с общностью образно-тематического содержания, формирование малых циклов обусловлено особенностями композиции на уровне мелодики, формообразования, фактуры, ладогармонического и тонального плана.

Ключевые слова: С. В. Рахманинов, Всенощное бдение, хоровой цикл, малый цикл, роспев, богослужебный жанровый полюс, внебогослужебный жанровый полюс.

Всенощное бдение ор. 37 С. В. Рахманинова, безусловно, признанное вершиной

не только Нового направления, но и всего духовно-музыкального творчества

XVIII — начала XX в., представляется многогранным и многоплановым хоро-

А. Б. Ковалев

© Ковалев А. Б., 2023.

вым циклом. В русле богослужебно-певческой традиции его можно рассматривать как закономерный итог многолетних поисков «особого» национального стиля гармонизации церковной монодии, занимавших умы выдающихся музыкантов России со 2-й пол. XIX в. В откликах критики на первый показ Всенощного бдения в исполнении Синодального хора Московского Синодального училища церковного пения отмечалось, что «Рахманинов определенно постиг дух русского церковного песнопения»1, что Всенощная «проникнута тихим светом неугасимой и искренней веры, почему, слушая ее, вы сразу переноситесь под своды храма и душа ваша невольно проникается глубиною смысла священного текста»2.

Во внебогослужебном аспекте хоровой цикл Рахманинова представляется как метафорический образ боголюбивого, златоглавого и целомудренного нашего Отечества. Неслучайно, для многих современников Рахманинова это сочинение явилось воплощением «русского духа» в сложном и тревожном мире первой половины ХХ столетия. Для композиторов рубежа ХХ—ХХ1 вв. Всенощное бдение Рахманинова стало жанрово-стилевым образцом создания богослужебно-хорового цикла, а для исполнителей — не только хоровиков, но и инструменталистов — ярким художественным ориентиром, верным маяком, направляющим их творческую деятельность. Так, например, лауреат I премии Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова, проходившего в Москве в 2022 г., Иван Бессонов, услышав Всенощное бдение Рахманинова, как бы заново осмыслил сам подход к концертно-исполнительской деятельности в плане поиска органичности сочетания эмоциональности, артистизма с глубиной погружения в музыкальную мысль3.

Подытоживая сказанное, заметим, вслед за критиком начала XX в. Леонидом Сабанеевым, что Рахманинову в хоровом цикле Всенощного бдения удалось совместить, казалось бы, несовместимое — яркую индивидуальность авторского музыкального мышления с элементами древнерусской певческой традиции.

Образно-тематическое содержание службы воскресного Всенощного бдения (а именно воскресное бдение чаще всего является объектом внимания авторской духовной музыки) включает в себя ветхозаветные и новозаветные события — Сотворение Мира, Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Иисуса Христа, Его Крестные страдания, Воскресение из мертвых. Одна из важнейших особенностей авторского прочтения канонического текста службы состоит в том, что композитор, внутренне переживая содержание песнопений, расставляет свои художественные акценты, подчеркивая те или иные мотивы Священного Писания.

Естественной границей разделения Всенощной на две части является ее богослужебное последование, состоящее из песнопений Вечерни и Утрени. Хоро-

1 Сабанеев Л. Л. Всенощное бдение Рахманинова Голос Москвы, 1915, № 58 (11 марта). Цит. по: Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 2. Кн. 2: Синодальный хор и училище церковного пения: Концерты. Периодика. Программы. М.: Языки славян. культур, 2004. С.1075.

2 Сахновский Ю. С. Всенощное бдение С. В. Рахманинова. Русское слово, 1915, № 57 (11 марта). Цит. по: : Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 2. Кн. 2. С. 1071.

3 Из переписки с И. Бессоновым в социальной сети «Вконтакте». Июль 2022 г.

вой цикл Рахманинова из 15 номеров включает в себя шесть песнопений Вечерни и девять песнопений Утрени4. Если песнопения Вечерни практически целиком являются неизменной принадлежностью каждого подобного богослужения, то в последовании Утрени есть немало песнопений, характерных только для воскресной Всенощной. Однако в организации хорового цикла Всенощного бдения Рахманинова гораздо больший интерес представляют несколько иные стороны, нежели исключительно связанные с особенностями чинопоследования службы. И в этой связи основное внимание хотелось обратить на объединение групп песнопений в малые циклы согласно не только богослужебному чинопоследованию, но и образно-тематическому содержанию песнопений, а также общности элементов композиции. Назовем четыре таких малых цикла:

1. Цикл ветхозаветных и новозаветных песнопений Вечерни;

2. Цикл богородичных песнопений;

3. Цикл хвалитных песнопений;

4. Цикл воскресных песнопений.

Взаимодействие четырех малых циклов представляется как на уровне поочередного следования песнопений, так и их связи на расстоянии (см. схему 1).

Схема № 1. Малые циклы во Всенощном бдении ор. 37 С. В. Рахманинова

Для цикла 1 характерно поочередное следование друг за другом песнопений Великой вечерни. Связь песнопений цикла 2 осуществляется исключительно на расстоянии. Особенностью цикла 3 является сочетание поочередного следова-

4 Песнопение «Взбранной воеводе» (№ 15) согласно распространенной богослужебной практике поется в конце службы Первого часа, который обычно присоединяется к Утрене.

ния (парность песнопений «Шестопсалмие» — «Хвалите имя Господне») и связи на расстоянии между песнопениями, образующими арку («Шестопсалмие» — «Славословие великое»). И наконец, для цикла 4 также характерно сочетание поочередного следования (между песнопениями, образующими две пары) и связи на расстоянии (между двумя парами песнопений). Рассмотрим особенности композиционного построения этих малых циклов подробнее.

После торжественно-эпического «пролога» № 1 «Приидите, поклонимся» следует малый цикл ветхозаветных и новозаветных песнопений Вечерни в соответствии с ее чинопоследованием. № 1 «Приидите, поклонимся», построенный на основе песнопения, исполняющегося священнослужителями в алтаре, словно дает вектор направленности всего хорового цикла к внебогослужебному полюсу. Но при этом в песнопении сохраняются элементы церковного стиля: близость мелодического материала попевкам знаменного роспева, нерегулярный ритм, октавные удвоения, параллелизмы в голосоведении и др. Таким образом, уже в самом первом песнопении обнаруживается важное стилистическое свойство рахманиновского хорового цикла, содержащего как признаки клиросного, так и концертного произведения.

Цикл ветхозаветных и новозаветных песнопений Вечерни включает в себя № 2 «Благослови, душе моя», в основе которого лежит предначинательный 103-й псалом, повествующий о сотворении мира; № 3 «Блажен муж», составленный из отдельных стихов первой кафисмы (псалмов 1—3); № 4 «Свете тихий» — гимн, обращенный к людям, славящим пришедшего в мир Спасителя; № 5 «Ныне отпущаеши» — песнопение на текст молитвы праведного Симеона Богоприимца, которое символизирует встречу Ветхого и Нового Завета. Все эти песнопения словно возвращают предстоящих на богослужении или слушателей филармонического зала в далекие времена христианства, напоминая о духовных подвигах ревнителей благочестия.

Сам Рахманинов особо выделял № 5 «Ныне отпущаеши» — песнопение, положенное на текст молитвы праведного Симеона Богоприимца: «Я бы хотел, чтобы его исполнили на моих похоронах»5.

Логика построения малого цикла ветхозаветных и новозаветных песнопений наряду с общностью образно-тематического содержания определяется преобладанием мелодики греческого и киевского роспевов, а также тональным планом, для которого характерно движение в сторону бемолей: С-ёиг (№ 2 «Благослови, душе моя»), F-dur/d-moll (№ 3 «Блажен муж»), ЕБ-ёиг/с-шоН (№ 4 «Свете тихий», Ь-то11 (№ 5 «Ныне отпущаеши»). Знаменательно, что последнее песнопение этого малого цикла «Ныне отпущаеши» заканчивается нисходящим гаммоо-бразным соло басовой партии, доходящим до тоники — Ь контроктавы, что, по-видимому, символизирует и прощание с ветхозаветным временем, проникнутым ожиданием Спасителя, и конец заблуждений св. прав. Симеона Богоприимца.

Что касается использования традиционных роспевов, то в отношении «Свете тихий» необходимо сделать следующую оговорку: композитор здесь использует не киевский роспев, а ин роспев согласно наименованию в Обиходе нотного

5 Рахманинов С. В. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном. М.: Классика-XXI, 2010. С. 148.

пения6, на что также в свое время указывал В. В. Протопопов7. Всего в Обиходе приведено пять вариантов роспева «Свете тихий». За исключением первого с указанием на 6-й глас знаменного роспева все остальные варианты с надписа-ниями «киевского роспева», «сокращенного роспева» или «ин роспев» являются внегласовыми, менее протяженными и, главное, интонационно родственными друг другу. Поэтому точно идентифицировать использованный Рахманиновым ин роспев весьма затруднительно.

На грани Вечерни и Утрени, возвещающей наступление новозаветных событий, начинается богородичный цикл, состоящий из трех песнопений, являющихся важнейшими смысловыми точками Всенощного бдения Рахманинова: это № 6 «Богородице Дево, радуйся», № 11 «Величит душа моя Господа» и № 15 «Взбранной воеводе». Молитвенное обращение великого русского композитора к «Заступнице рода христианского» в годы Первой мировой войны возникает не случайно. В том же 1915 г. был опубликован труд Н. А. Бердяева «Душа России», где автор пишет, что для русского народа характерна «женственная, национально-стихийная религиозность», «религия Богородицы» как «матери-земли»8. Богородица всегда пользовалась особым почитанием на Руси, особенно в периоды вражеских нашествий. Характерно, что в этот же период П. Г. Чесноковым был написан ор. 45 «Во дни брани», где особая роль принадлежит именно богородичным песнопениям: «Тебе, необоримую стену», «Мати Божия», «Тя Едину».

Во Всенощном бдении Рахманинова богородичные песнопения являются важным скрепляющим элементом всего богослужебно-хорового цикла, будучи связанными между собой на расстоянии. Общность тематического содержания задают события, связанные с образом Пресвятой Богородицы, — благая весть архангела Гавриила, приветствие праведной Елисаветой Девы Марии как Божией Матери, ответ Пресвятой Богородицы благодарственной Песнью Господу и как итог — всенародное прославление Богородицы как воеводы народа российского.

«Богородице Дево, радуйся» представляет собой яркий пример гармоничного сочетания церковно-певческой традиции и художественной интуиции гениального композитора, с преимущественным тяготением к богослужебному жанровому полюсу. Несмотря на то что это сочинение является свободной авторской композицией, ее мелодическую основу можно рассматривать как тонкую аллюзию на знаменный роспев. Подобно роспеву мелодия развертывается по-ступенно, самый большой скачок в голосоведении — на кварту, и то — в аккомпанирующих голосах и подголосках, а отдельные мелодические обороты напоминают интонационные элементы знаменных попевок. Особо следует отметить ладогармоническую организацию этого сочинения, где на всем его протяжении господствует диатоника при сохранении единой тональности F-dur, а в гармонии преобладают консонансы: трезвучия, секстаккорды разных ступеней лада и практически отсутствуют аккорды с острым тональным тяготением. Подобное

6 Полное название — «Обиход нотного пения употребительных церковных роспевов», изложенный так называемым киевским знаменем.

7 См.: Протопопов В. В. Музыка русской литургии. Проблема цикличности: исследование. М.: Композитор, 1999. С. 163-164.

8 Бердяев Н. А. Душа России. М.: Центрполиграф, 2016. С. 16.

ладогармоническое решение способствует созданию характера бессуетности, возвышенности, покойной степенности.

Благая весть Архангела Гавриила и радостное приветствие праведной Ели-саветой Девы Марии, составляющие текстовую основу исполненного целомудрия и умиротворения песнопения «Богородице Дево, радуйся», соединяются с ответным глубоким чувством благодарности Творцу в Песне Богородицы «Ве-личит душа моя Господа» — одном из самых протяженных песнопений рахмани-новской Всенощной. А «Взбранной воеводе» становится торжественным полнозвучном «эпилогом» всего богослужебно-хорового цикла.

Следующие два малых цикла — хвалитных и воскресных песнопений — принадлежат исключительно службе Утрени.

Цикл хвалитных песнопений представлен тремя номерами — № 7 «Шестоп-салмие», № 8 «Хвалите имя Господне», № 11 «Славословие великое». Открывающий Утреню № 7 «Шестопсалмие» и один из кульминационных разделов Всенощной № 12 «Славословие великое» образуют композиционную арку. Их объединяет общность начального текста ангельского славословия «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» — цитата из Евангелия от Луки, описывающего события Рождества Христова (Лк 3. 14), тональность Es-dur, колокольность как характерная черта стиля Рахманинова. А. И. Кандинским отмечена также родственность следующих друг за другом песнопений — № 7 «Шестопсалмие» как небесной похвалы Богу и № 8 «Хвалите имя Господне» как хвала Господу, «воспеваемая людьми на земле»9.

«Шестопсалмие» Рахманинова является предвестием «Славословия великого» не только в плане общности образного содержания и мелодии роспева, но и особенностей фактуры с одновременным звучанием ритмически и тембрально контрастных хоровых пластов.

В «Шестопсалмии» основной теме, ведомой партией альтов, контрастируют аккордовые звучания, напоминающие перезвон малых (в партии дискантов) и больших колоколов (партия басов).

В «Славословии великом» использование приема контрапункта, на этот раз с одновременным звучанием ритмически и тембрально контрастных хоровых пластов, а также одновременным произнесением разных строк богослужебного текста хором мальчиков и мужским хором, достигает апогея. Видимо, по замыслу композитора, в данном случае это связано с идеей расширения привычного пространства до космических масштабов, и на новой динамической волне происходит подражание гулкому и размеренному звучанию больших и серебристому переливу малых колоколов.

Цикл воскресных песнопений является сердцевиной Всенощного бдения Рахманинова как в плане образно-тематического содержания, так и элементов композиции. В № 9 «Благословен еси, Господи», в основе которого лежит знаменный малый роспев, автор средствами красочных ладотональных сопоставлений, мелодико-гармонических и полифонических приемов живописует при-

9 См.: Кандинский А. И. Хоровые циклы Рахманинова // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: сб. ст., иссл., интервью / ред.-сост. Ю. И. Паисов. М.: Композитор, 1999. Вып. 1. С. 109.

ход ко гробу Спасителя «зело рано» жен-мироносиц, ставших свидетелями Его чудесного Воскресения. Этот раздел, более тяготеющий к внебогослужебному полюсу, соседствует с торжественной пасхальной песнью, прославляющей «разрушившего смерть» Спасителя (№ 10 «Воскресение Христово видевше»), где сочетаются приемы богослужебного и внебогослужебного свойства. Мелодика этого песнопения, не являясь подлинно знаменной, тем не менее ассоциируется с внегласовыми певческими строками, характерными для распевания кратких песнопений, ектений. Завершают цикл воскресных песнопений два тропаря — № 13 «Днесь спасение» и № 14 «Воскрес из гроба», на основе знаменного роспе-ва, исполняемые после Великого славословия.

Подобно циклу хвалитных песнопений, объединяющим элементом композиции здесь является знаменная мелодика подлинного роспева и воспроизведение в песнопении его интонационных контуров («Воскресение Христово видевше»).

Таким образом, организация хорового цикла Всенощного бдения Рахманинова свидетельствует о многоплановости, многогранности этого сочинения, находящегося между богослужебным и внебогослужебным жанровыми полюсами. Его архитектоника характеризуется довольно сложным взаимодействием входящих в него четырех малых циклов. Если цикл ветхозаветных и новозаветных песнопений включает в себя последовательно расположенные песнопения вечерни (№ 2—5), то прочие малые циклы, принадлежащие в основном службе утрени, состоят преимущественно из номеров, связанных на расстоянии.

Наряду с общностью образно-тематического содержания формирование малых циклов обусловлено закономерностями средств композиции, преобладанием знаменного или киевского и греческого роспевов, логикой тонального плана. Так, например, важнейшая смысловая арка между «Шестопсалмием» и «Славословием великим» образуется благодаря сходству словесного текста, единству мелодии роспева, тональности Es-dur. А № 15 «Взбранной воеводе», завершающий хоровой цикл Всенощного бдения, воспринимается как торжественный апофеоз, где в едином ликующем ансамбле соединяется земное с небесным.

Список литературы

Кандинский А. И. Хоровые циклы Рахманинова // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: сб. ст., исследование, интервью / ред.-сост. Ю. И. Паи-сов. М.: Композитор, 1999. Вып. 1. С. 66-117. Ковалев А. Б. Духовная музыка С. В. Рахманинова: монография / ред. И. Н. Вановская.

Тамбов: Музей-заповедник С. В. Рахманинова «Ивановка», 2022. Протопопов В. В. Музыка русской литургии. Проблема цикличности: исследование.

М.: Композитор, 1999. Рахманинов С. В. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном. М.: Классика-XXI, 2010.

Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 2. Кн. 2: Синодальный хор и училище церковного пения: Концерты. Периодика. Программы. М.: Языки славянских культур, 2004.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

Andrey Kovalev, Doctor of Sciences in Art Criticism, Professor,

Department of Music History and Theory, V. S. Popov Academy of Choral Art, Moscow, Russia andrej-kovalev@yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-5503-3676

2023. Vol. 52. P. 98-106

DOI: 10.15382/sturV202352.98-106

Small Cycles of Chants in the All-Night Vigil by S. V. Rachmaninoff (Op. 37): Image-Related and Thematic Content and Features of the Composition

Abstract: The article is devoted to the problem of the organization of the choral cycle of the All-Night Vigil by S. V. Rachmaninov (Op. 37). It describes the interaction of four small cycles as one of the most important elements of its composition. Each of them has shared image-related and thematic content and means of composition. These are: 1) the cycle of Old Testament and New Testament Hymns of Vespers; 2) the cycle of Theotokos Hymns; 3) the cycle of hymns of praise; 4) the cycle of Sunday Hymns. Small cycles include both chants that follow each other, and those interconnected at a distance. The purpose of the article is to identify the features of the author's musical reading of the canonical text of the church service, the placement of artistic accents emphasising certain motives of the Holy Scripture. The methodology is based on an interdisciplinary approach to the study of spiritual and musical works, using information from liturgics, religious philosophy, as well as scientific categories of Russian musicology. The organization of the choral cycle of the All-Night Vigil by S. V. Rachmaninov demonstrates the multifaceted character of this composition, located between the liturgical and extra-liturgical genre poles; its architectonics is characterised by the interaction of the four small cycles. Along with the shared imagery and thematic content, the formation of the small cycles is due to the peculiarities of the composition at the level of melody, shaping, texture, harmonic and tonal plans.

Keywords: S. V. Rachmaninov, All-Night Vigil, choral cycle, small cycle, chanting, liturgical genre pole, extra-liturgical genre pole.

A. Kovalev

References

Kandinskii A. (1999) "Khorovye tsikly Rakhmaninova", in Traditsionnye zhanry russkoi dukhovnoi muzyki i sovremennost'. Moscow, pp. 66—117 (in Russian).

Kovalev A. (2022) Dukhovnaia muzyka S.V. Rakhmaninova. Tambov (in Russian).

Protopopov V. (1999) Muzyka russkoi liturgii. Problema tsiklichnosti. Moscow (in Russian).

Rakhmaninov S. (2010) Vospominaniia, zapisannye Oskarom fon Rizemanom. Moscow (in Russian).

Russkaia dukhovnaia muzyka v dokumentakh i materialakh (2004) Sinodal'nyi khor i uchilishche tserkovnogo peniia: Kontserty. Periodika. Programmy. Moscow (in Russian).

Статья поступила в редакцию 26.07.2023

The article was submitted 26.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.