Научная статья на тему 'Малые формы хозяйствования в истории социально-экономического развития сельских территорий Республики Мордовия (1990-2014 гг. )'

Малые формы хозяйствования в истории социально-экономического развития сельских территорий Республики Мордовия (1990-2014 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ / HISTORY OF DEVELOPMENT / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / RURAL AREAS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ECONOMIC AND SOCIAL CRISIS / УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ / SUSTAINABILITY / SMALL-SCALE FARMING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потапова Лидия Николаевна, Потапов Сергей Валентинович

Рассматривается историческое значение развития малых форм хозяйствования, их влияние на преодоление социально-экономического кризиса сельских территорий Республики Мордовия. Авторы приходят к выводу, что для комплексного решения задач, стоящих перед крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, необходимы качественные изменения их хозяйственной деятельности, что невозможно без системы государственного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small farms in the history of socio-economic development of rural areas in the Republic of Mordovia (1990-2014)

The article studies the historical importance of the development of small farms and their impact on overcoming social and economic crisis in rural areas of the Republic of Mordovia. The authors concludes that in order to address the challenges of farming and private households, it is necessary to introduce qualitative changes in economic activities, which is impossible without the state regulation system.

Текст научной работы на тему «Малые формы хозяйствования в истории социально-экономического развития сельских территорий Республики Мордовия (1990-2014 гг. )»

МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ (1990-2014 гг.)

Л. Н. ПОТАПОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

С. В. ПОТАПОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Реформирование аграрного сектора экономики России привело к коренным изменениям его структуры, формированию разнообразных форм хозяйствующих субъектов, основанных на частной собственности и принципах экономической самостоятельности. К настоящему времени в агропромышленном комплексе России сформировалась многоукладная сельская экономика, которая характеризуется органичным сочетанием крупных и малых форм хозяйствования.

К малым формам хозяйствования в сельской местности относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, малые сельскохозяйственные организации (с численностью работающих до 100 чел. [2].

Особое место в многоукладной аграрной экономике занимают крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства. Эти формы хозяйствования, отличающиеся юридически, близки по своей сути, так как являются семейно-индивидуальными формами. Их институциональными основами выступают реформирование собственности, совершенствование правового режима земель и имущества, определение их места и роли в социально-экономической жизни общества [5, 10].

Исторический отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что семейное крестьянское хозяйствование - это не просто одна из форм организации аграрного производства, а нечто большее: это мировоззрение людей, образ их жизни, способ существования в неразрывной связи с миром живой природы [5, 24].

Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства играют значительную роль в производстве сельскохозяйственной продукции и оказывают существенное влияние на продовольственную ситуацию в стране. В 2013 г. в индивидуально-семейном секторе было произведено 90,0 % картофеля, 84,0 - овощей, 33,0 - скота и птицы на убой, 54,0 - молока, 21,9 - яиц, 68,2 % шерсти. Удельный вес в валовой продукции сельского хозяйства России возрос с 26,3 % в 1990 г. до 51,3 % в 2013 г. [7].

Современная социально-экономическая ситуация в сельских поселениях Республики Мордовия характеризуется накопившимися проблемами, препятствующими переходу к их устойчивому развитию. Обострившиеся с началом реформ кризисные явления не преодолены до сих пор. Ухудшаются демографическая ситуация и экологическая обстановка, разрушается социальная инфраструктура, снижается продолжительность жизни населения.

На протяжении последних лет численность сельского населения Респу-

© Потапова Л. Н., Потапов С. В., 2015

блики Мордовия неуклонно уменьшается; на 1 января 2014 г. она составляла 319,4 тыс. чел., или 39,3 % всего населения региона. По сравнению с 1990 г. произошло сокращение на 97,2 тыс. чел., или на 23,0 %. Характерно, что в опустошении сельских территорий все больший вес приобретает естественная убыль, что усиливает несоответствие между численностью населения и размерами сельских территорий. В настоящее время в сельской местности смертность почти в 2,2 раза превышает рождаемость; рождаемость на 12,0 % ниже, а смертность - в 1,5 раза выше, чем в городе. В 2013 г. в республике коэффициент естественной убыли сельского населения составлял 10,9 на 1 000 чел., городского - 3,0. Растет число населенных пунктов без проживающего населения: на 1 января 2011 г. их насчитывалось 52 (в 2010 г. - 34). Из 1 248 сельских населенных пунктов Мордовии 601 (48,2 %) относится к категории мелких с числом жителей до 100 чел., в том числе 214 (17,2 %) населенных пунктов с численностью до 10 чел. [6].

Ускоренное сокращение сельского населения стало причиной увеличения неиспользуемых земельных ресурсов, что, в свою очередь, привело к несоответствию размещения трудовых ресурсов села и требуемых объемов сельскохозяйственного производства. Усиливающееся из года в год влияние названных выше факторов грозит региону снижением продовольственной безопасности и уровня самообеспечения продуктами питания, что требует особого внимания со стороны государства и местных органов власти к разработке мероприятий по сохранению сельских территорий [1].

На наш взгляд, развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств является важнейшим условием обеспечения устойчивости развития сельских территорий, что подтверждают их определяющие функции:

- экономические: производство, переработка и сбыт аграрной продукции; развитие подсобной деятельности; получение основного и дополнительного доходов для семьи; финансовая независимость; специализа-

ция в трудоемких маломеханизированных процессах; использование производительных сил, недоступных общественному хозяйству; высокая устойчивость в периоды аграрных кризисов; формирование конкурентной среды в многоукладной аграрной экономике;

- социальные: обеспечение работой основной части занятого в сельском хозяйстве населения и создание новых рабочих мест; закрепление кадров на селе; сокращение времени на передвижение к месту работы; формирование и развитие предпринимательских навыков сельских жителей; повышение уровня жизни сельского населения путем увеличения собственных доходов; создание сельского среднего класса; участие трудом и денежными средствами в социальном развитии деревни, района, в котором расположено семейное хозяйство; повышение социальной стабильности;

- экологические: производство экологически чистой продукции; рациональное использование земельных угодий, последовательное повышение и сохранение плодородия; формирование ландшафтов сельских территорий; включение в оборот неиспользуемых земель и повышение их качества; утилизация бытовых и производственных отходов;

- рекреационные: чередование различных видов труда и отдыха; быстрое восстановление и поддержание работоспособности и физического здоровья за счет использования природных ресурсов; активный и здоровый образ жизни; улучшение условий для воспроизводства рабочей силы; повышение качества жизни сельского населения;

- нравственно-воспитательные (эстетические): воспитание детей в традициях трудолюбия, нравственности и общечеловеческих ценностей, бережного отношения к природе; способствование преемственности поколений; заинтересованность в обучении сельскохозяйственным профессиям и выработке навыков сельскохозяйственного труда; гармоничное развитие личности; творческое отношение к работе, повышение культуры сельского быта; общение с природой, животными, близость к земле, восприятие красоты и биосферы; сохра-

нение сельских традиций и образа жизни

[5, 26; 8, 12].

На современном этапе развития аграрной экономики Республики Мордовия преобладающей формой хозяйствования являются сельскохозяйственные организации, на долю которых приходится около 50,0 % производимой сельскохозяйственной продукции (таблица). Тем не менее, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства играют особую роль. За период аграрных преобразований их доля в общем объеме вырабатываемой сельскохозяйственной продукции колебалась в среднем от 32,0 до 63,0 %, а в настоящее время составляет 43,2 %. Здесь наблюдается устойчивая тенденция снижения производства продуктов растениеводства, особенно картофеля (8,5 %) и овощей (16,0 %) - сельскохозяйственных культур, характерных именно для этой категории хозяйств.

За анализируемый период производство продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличилось на 6,6 %. Наметились положительные тенденции в производстве отдельных сельскохозяйственных продуктов: зерна - на 7,4 %, картофеля - на 3,6, молока - на 3,2 % [6].

На наш взгляд, увеличению доли крестьянских (фермерских) хозяйств в структуре сельскохозяйственной продукции спо-

собствовало в первую очередь повышенное внимание со стороны государства к этой форме хозяйствования как одной из перспективных. Государственная поддержка малых форм хозяйствования в рамках реализации действующих ведомственных целевых программ «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» и «Поддержка начинающих фермеров» привела к значительному увеличению и обновлению имеющихся ресурсов, использованию в производстве современной техники и новейших технологий. На поддержку семейных животноводческих ферм было направлено 82,1 млн руб. бюджетных средств, в том числе из федерального бюджета - 55,8 млн руб. Участниками программы стали 13 фермеров. В программе «Поддержка начинающих фермеров» участвуют 57 крестьянских (фермерских) хозяйств. На эти цели выделено 45,3 млн руб. бюджетных средств, из них 38,5 млн руб. - средства федерального бюджета. Также оказывается поддержка по оформлению земельных участков в собственность. В 2013 г. на нее было выделено 3,1 млн руб., в том числе из федерального бюджета - 2,1 млн руб. Благодаря этому крестьянскими (фермерскими) хозяйствами было оформлено в собственность 3,6 тыс. га сельхозугодий. В 2014 г. по про-

Изменение удельного веса малых форм хозяйствования Республики Мордовия в объемах производства основных сельскохозяйственных продуктов в 1998-2012 гг., %

Показатели Сельхозпредприятия Личные подсобные хозяйства Крестьянские (фермерские) хозяйства

1998 г. 2004 г. 2012 г. 1998 г. 2004 г. 2012 г. 1998 г. 2004 г. 2012 г.

Структура всей продукции сельского хозяйства 40,0 41,2 47,9 57,7 56,7 43,2 2,3 2,1 8,9

Зерно (в массе после доработки) 95,3 91,3 87,3 - - 0,6 4,7 8,7 12,1

Сахарная свекла (фабричная) 99,0 94,0 95,7 - 1,1 0,7 1,0 4,9 3,6

Картофель 2,8 2,2 7,7 96,7 97,6 88,2 0,5 0,2 4,1

Овощи 10,6 18,1 26,3 88,7 81,2 72,7 0,7 0,7 1,0

Скот и птица (в убойной массе) 36,6 43,6 78,3 62,5 54,5 20,8 0,9 1,9 0,9

Молоко 45,7 45,9 62,3 52,8 51,9 33,0 1,5 2,2 4,7

Яйца 63,1 70,9 91,2 36,8 29,1 8,4 0,1 0,1 0,4

Шерсть 17,3 2,8 - 82,1 97,2 100 0,6 - -

грамме «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» построено 10 семейных животноводческих ферм; по программе «Поддержка начинающих фермеров» оказана поддержка 38 сельским предпринимателям.

Кроме того, в регионе реализуется Государственная программа устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014-2017 годы и на период до 2020 года. В связи с этим в 2014 г. введено 16 тыс. м2 жилья, в сельских населенных пунктах построено 45 км локальных водопроводов, 6 км газовых сетей, 2 фельдшерско-акушерских пункта, 2 плоскостных спортивных сооружения. Будет продолжена реализация мероприятий по комплексной компактной застройке сельских поселений. На указанные цели планируется направить 706,4 млн руб., в том числе из федерального бюджета - 265 млн руб. [3].

Хотя государственное регулирование субъектов малого агропроизводства характеризуется возрастающей активностью, но до сих пор в аграрной политике в недостаточной степени учитывается дифференциация крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, а традиционная практика распределения ограниченных бюджетных средств не в полной мере отвечает их потребностям [1, 14].

Кроме того, на должном уровне не решаются и вопросы создания сельской инфраструктуры, необходимой для поддержания социального баланса между городом и сельской местностью.

Решению указанных проблем будет способствовать система поддержки малых форм хозяйствования, охватывающая все уровни по вертикали: федеральный, республиканский и местный. Необходимо также учитывать и уровень субъекта хозяйствования, добиваясь не столько передачи малым формам хозяйствования финансовых материально-технических и иных ресурсов, сколько создания благоприятных экономических, правовых, социальных, организационных условий для эффективного их развития.

Поддержка малых хозяйствующих субъектов - это прежде всего создание таких

условий, которые положительно и благотворно влияют на их развитие и хозяйственную деятельность. По нашему мнению, к ним относятся:

- сохранение и развитие человеческого потенциала, что предполагает, с одной стороны, улучшение условий жизни на селе и качества социальной среды, обеспечение возможностей для развития способностей каждого человека, а с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики;

- формирование современной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала и позволяющей малым формам хозяйствования оставаться неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики;

- всесторонняя кооперация и интеграция малых форм хозяйствования друг с другом и с сельскохозяйственными и промышленными предприятиями и организациями, осуществляющими заготовку, хранение, промышленную переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, а также в сферах приобретения и совместного использования сельскохозяйственной техники, сервисного обслуживания, оказания маркетинговых и консалтинговых услуг;

- совершенствование и развитие инженерной инфраструктуры: развитие телекоммуникаций, строительство и реконструкция дорог, обеспечение населенных пунктов газо- и водоснабжением и др.;

- совершенствование и развитие социальной инфраструктуры: улучшение качества торгового, бытового и культурного обслуживания сельского населения, строительство новых школ, детских садов, современных медицинских пунктов, предоставление жилья молодым специалистам, улучшение качества образовательных услуг в сельской местности, благоустроенность жилищного фонда и т. д.;

- формирование информационно-консультационной базы для обеспечения потребностей сельских предпринимателей, переработчиков сельскохозяйственной продукции и других партнеров по агробизнесу;

- содействие инновационно-инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий региона и оказание им помощи по планированию хозяйственной деятельности, разработке бизнес-планов, поиску инновационных технологий и инвесторов;

- создание специализированного оптово-распределительного центра современного формата, осуществляющего посреднические функции между хозяйствующими субъектами в аграрной экономике, с одной стороны, и торговыми сетями - с другой. Он позволит осуществлять закупку и переработку сельскохозяйственной продукции,

формирование товарных партий для реализации через торговые сети, что будет способствовать решению ряда проблем, существующих сегодня в отношениях между сельскохозяйственными организациями и крупными торговыми сетями.

Таким образом, перспективное развитие малых форм хозяйствования как свободного предпринимательства является важнейшим условием преодоления социально-экономического кризиса на селе, служит залогом выживаемости сельского населения и ведет к стабилизации сельской экономики, формированию ее рациональной структуры и конкурентной среды.

Поступила 15.03.2015

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК BIBLIOGRAPHY

1. Волобуева, Т. А. Развитие малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Т. А. Волобуева. - Орел, 2013. - 24 с.

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы / Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия [Электронный ресурс]. - Официальный интернет-портал. - Режим доступа: http://agш.e-mordo-via.ru.

3. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия [Электронный ресурс]. - Официальный интернет-портал. - Режим доступа: http://agro.e-mordo-via.ru.

4. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Официальный интернет-портал. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/.

5. Потапова, Л. Н. Повышение экономической эффективности малого агропроизводства : дис. ... канд. экон. наук / Л. Н. Потапова. -Йошкар-Ола, 2005 - 249 с.

6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия [Электронный ресурс]. -Официальный сайт. - Режим доступа: Ы1р:// mrd.gks.ru.

7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://www. gks.ru.

8. Юров, Е. В. Устойчивость развития малых форм хозяйствования на сельских территориях : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Е. В. Юров. -Воронеж, 2013. - 23 с.

1. Volobueva, T. (2013) Development of small enterprises in the agricultural sector, Abstract of the dissertation (Candidate of Economic Sciences), Orel.

2. State program of agricultural development and

regulation of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020, Ministry of Agriculture and Food of the Republic of Mordovia, available: http://agro.e-mordovia.ru.

3. The Ministry of Agriculture and Food Supplies

of the Republic of Mordovia, available: http:// agro.e-mordovia.ru.

4. The Ministry of Agriculture of the Russian Fe-

deration, available: http://www.mcx.ru/.

5. Potapovа, L. (2005) The increase of economic

efficiency of small agricultural production, abstract of the dissertation (Candidate of Economic Sciences), Yoshkar-Ola.

6. The territorial body of the Federal State Statistics Service of the Republic of Mordovia, available: http://mrd.gks.ru.

7. Federal State Statistics Service, available: http://www.gks.ru.

8. Yurov, E. (2013) Sustainability of small farms in

rural areas, abstract of the dissertation (Candidate of Economic Sciences), Voronezh.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.