Научная статья на тему 'МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОБЪЕКТ ВНИМАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ'

МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОБЪЕКТ ВНИМАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
152
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СЕТЕВОЙ РЕСУРС / ПРИРОДНЫЙ ПАМЯТНИК / АРХИТЕКТУРНЫЙ ПАМЯТНИК / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ / SIGHTS / TOURISTIC OBJECT / LOCAL TOURISM / MASS MEDIA / INTERNET RESOURCE / NATURAL PLACE OF INTEREST / ARCHITECTURAL MONUMENT / ETHNOGRAPHIC TOURISM / VORONEZH REGION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Воронова Т.А., Меренкова О.В.

На территории Воронежской области расположено немало местных музеев, архитектурных достопримечательностей и природных комплексов, которые в большинстве своем мало известны массовому туристу, но способны привлечь его либо своей историей, либо живописными видами. Развитие внутреннего туризма может стать одним из перспективных направлений развития региона в целом - как с культурной, так и с экономической точки зрения. Значительная роль в привлечении внимания туристов и инвесторов к местным малоизвестным достопримечательностям и туристическим маршрутам принадлежит средствам массовой информации и сетевым медиа-ресурсам. Целью данной статьи является анализ материалов, размещенных в местных информационных ресурсах и посвященных малоизвестным достопримечательностям Воронежской области. Авторы статьи рассматривают публикации в сетевых и печатных изданиях, содержащие информацию о памятниках природного и историко-архитектурного характера, а также об объектах этнографического туризма. В статье проводится анализ контента и выстраивания текста в материалах на указанную тему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Воронова Т.А., Меренкова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITTLE-KNOWN SIGHTS OF VORONEZH REGION AS THE OBJECT OF ATTENTION OF INFORMATION RESOURCES

On the territory of Voronezh region there are a lot of local museums, architectural sights and nature complexes which are at major little known to mass tourists but are able to attract them either by interesting history or by spectacular views. The development of local tourism can become one of the profitable directions of regional development in general, from both cultural and economic positions. Great part in attraction tourists’ and investors’ attention to little-known sights and touristic routes is played by mass media and Internet resources. This article is aimed at analysis of the materials published by local information resources and devoted to little-known sights of Voronezh region. The authors of the article consider publications in the Internet and printed mass media which contain the information about natural places of interest, historical and architectural sights and the objects of ethnographic tourism as well. The article contains analysis of the content and text structure of the chosen publications.

Текст научной работы на тему «МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОБЪЕКТ ВНИМАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ»

УДК 070

Воронежский государственный технический университет канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Воронова Т.А.

Россия, г. Воронеж, тел. +7(910)347-38-37 e-mail: invisible2editor@gmail.com

магистрант 1 курса направления «Журналистика» Меренкова О.В.

Россия, г. Воронеж, тел. +7(903)420-68-98 e-mail: olgavladimirovna25101997@mail.ru

Voronezh State Technical University The chair of Russian language and cross-cultural communication PhD, associate professor Voronova T.A. Russia, Voronezh, tel. +7(910)347-38-37 e-mail: invisible2editor@gmail.com

Master student of the 1st-year (qualification «Journalism») Merenkova O.V.

Russia, Voronezh, tel. +7(903)420-68-98 e-mail:olgavladimirovna25101997@mail.ru

Т.А. Воронова, О.В. Меренкова

МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОБЪЕКТ ВНИМАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

На территории Воронежской области расположено немало местных музеев, архитектурных достопримечательностей и природных комплексов, которые в большинстве своем мало известны массовому туристу, но способны привлечь его либо своей историей, либо живописными видами. Развитие внутреннего туризма может стать одним из перспективных направлений развития региона в целом - как с культурной, так и с экономической точки зрения. Значительная роль в привлечении внимания туристов и инвесторов к местным малоизвестным достопримечательностям и туристическим маршрутам принадлежит средствам массовой информации и сетевым медиа-ресурсам. Целью данной статьи является анализ материалов, размещенных в местных информационных ресурсах и посвященных малоизвестным достопримечательностям Воронежской области. Авторы статьи рассматривают публикации в сетевых и печатных изданиях, содержащие информацию о памятниках природного и историко-архитектурного характера, а также об объектах этнографического туризма. В статье проводится анализ контента и выстраивания текста в материалах на указанную тему.

Ключевые слова: достопримечательности, туристический объект, внутренний туризм, средства массовой информации, сетевой ресурс, природный памятник, архитектурный памятник, этнографический туризм, Воронежская область.

T.A. Voronova, O.V. Merenkova

LITTLE-KNOWN SIGHTS OF VORONEZH REGION AS THE OBJECT OF ATTENTION OF INFORMATION RESOURCES

On the territory of Voronezh region there are a lot of local museums, architectural sights and nature complexes which are at major little known to mass tourists but are able to attract them either by interesting history or by spectacular views. The development of local tourism can become one of the profitable directions of regional development in general, from both cultural and economic positions. Great part in attraction tourists' and investors' attention to little-

© Воронова Т.А., Меренкова О.В., 2020

known sights and touristic routes is played by mass media and Internet resources. This article is aimed at analysis of the materials published by local information resources and devoted to little-known sights of Voronezh region. The authors of the article consider publications in the Internet and printed mass media which contain the information about natural places of interest, historical and architectural sights and the objects of ethnographic tourism as well. The article contains analysis of the content and text structure of the chosen publications.

Key words: sights, touristic object, local tourism, mass media, Internet resource, natural place of interest, architectural monument, ethnographic tourism, Voronezh region.

На территории Воронежской области расположено немало архитектурных достопримечательностей и природных комплексов, которые активно посещаются туристами (в том числе и из других регионов), хотя далеко не все из них имеют достаточно удобное территориальное расположение. Некоторые из достопримечательностей и туристических объектов региона стали своего рода брендами и символами Воронежской области, ее природы и культуры.

Так, одним из самых посещаемых туристических объектов Воронежской области по праву считается Дворцовый комплекс Ольденбургских, расположенный в поселке Рамонь и построенный в конце XIX века. Дворец выполнен в неоготическом стиле, который был характерен для британской архитектуры XVIII - XIX веков [1]. Аналогичной известностью пользуется и пещерный храмовый комплекс в Дивногорье [1], который является одновременно природным и историко-культурным памятником, а также объектом религиозного паломничества.

Поскольку указанные достопримечательности Воронежского региона являются наиболее популярными у туристов, то неудивительно, что в средствах массовой информации и на медиа-ресурсах можно найти о них немало сведений. Однако туристический потенциал края отнюдь не исчерпывается вышеназванными объектами. На территории Воронежской области, имеющей давнее и богатое прошлое, расположено немало усадеб, музеев, уникальных природных комплексов, многие из которых массовому туристу практически неизвестны, но способны привлечь его либо своей историей, либо живописными видами. Как следствие, развитие внутреннего туризма может считаться одним из перспективных направлений развития региона в целом - как с культурной, так и с экономической точки зрения.

Данное мнение разделяется и многими воронежцами, в частности, известным путешественником и экологом А.Р. Саниевым, создателем Большой воронежской экотропы. В одном из интервью им было сказано следующее о «недооцененных» туристических объектах Воронежской области: «Внутренний туризм в России не развивается вообще. <...> Нам очень повезло: у нас есть заповедники, леса, казачьи городки, купеческий город Павловск, древние церкви и так далее. Есть объекты археологического показа. <...> Всем этим объектам надо «дать ума»: привести в должный вид дороги, продумать логистические пути, построить перехватывающие парковки, выработать дизайн-код для информационного наполнения, сделать указатели, мотивировать приходить туда малый бизнес» [2]. По мнению Алексея Равкатовича, развитие местного туристического бизнеса способно эффективно пополнить бюджет налогами [2].

Немалая роль в привлечении туристов и инвесторов к местным малоизвестным достопримечательностям и «недооцененным» туристическим маршрутам принадлежит средствам массовой информации и различным медиа-ресурсам.

Целью данной статьи является анализ материалов, размещенных в местных информационных ресурсах (нами рассматриваются как печатные, так и электронные ресурсы) и посвященных малоизвестным достопримечательностям Воронежской области.

В список природных достопримечательностей, куда может отправиться любой турист, прибывший на территорию Воронежской области, несомненно, входит село Костенки. Одна

из панорамных особенностей данной местности - великолепные виды на реку Дон, а также меловые выступы на правом берегу реки, которые именно в районе села Костенки превращаются в меловые горы, известные под общим названием «Меловые горы Придонья». Массив меловых гор тянется вдоль реки Дон на несколько километров, «захватывая» такие населенные пункты, как Сторожевое, Шатрище, Селявное, Белогорье и т.д. [3].

Примечательно, что данный туристический объект упоминается в статье «Семь чудес воронежской природы», опубликованной на сайте издания «Комсомольская правда» (воронежский филиал), которое в течение последних пяти лет уделяет немало внимания популяризации региональных достопримечательностей. Отдельно следует отметить, что приведенная нами статья относится к одному из выпусков 2014 года, когда в связи с санкционной политикой западных стран по отношению к Российской Федерации начало приобретать значимость развитие именно внутреннего туризма.

Однако информацию о меловых горах Придонья можно найти не только в официальных СМИ, но и, к примеру, на портале под названием «Команда Кочующих», который представляет собой сайт о туризме, где туристы делятся своими историями, впечатлениями, размещают фотографии посещенных ими мест. При этом каждый желающий может оставить комментарий.

Так, туристы, посетившие меловые горы Придонья, пишут следующее: «Главной целью нашего путешествия были меловые горы вдоль реки Дон. Меловые отложения уходят в толщу земли на 80 метров. Верхний слой мела смешан с землёй, так что деревья и растительность есть. Издревле в этих меловых горах жили монахи-отшельники. В скалах они прорубали себе пещеры и уединялись от мирской жизни. Эти пещеры называются «скиты». В некоторых отшельники живут и в наше время» [3].

В списке природных достопримечательностей, способных вызвать интерес у туристов, достойное место может занять и живописное урочище Кривоборье, расположенное на реке Дон в 40 километрах от Воронежа, в Рамонском районе [3]. Сетевой ресурс под названием «25 лучших памятников природы Воронежской области» также относит Кривоборье к геологическим памятникам природы и отмечает, что изучение этой местности представляет интерес не только для путешественников, но и для ученых-исследователей [1].

В настоящее время некоторыми средствами массовой информации создаются специальные разделы и рубрики, посвященные малоизвестным, но интересным для туристов местах области. В частности, на сайте газеты «Комсомольская правда» (воронежский филиал) имеется рубрика «Тур выходного дня в Воронежской области», существующая с 2014 года. Еще один удачный пример такого «долгоиграющего» проекта - рубрика под названи-

ем «Маршрут месяца» в культурно-просветительском журнале «Слова», выходящем ежемесячно.

Важно отметить, что каждый выпуск данной рубрики посвящен описанию абсолютно разных мест, которые мало кому известны и нередко даже не значатся в путеводителях. Объектом внимания авторов рубрики становятся малоизвестные достопримечательности не только Воронежского края, но и соседних регионов - Липецкой, Белгородской и др. областей Центрального Черноземья.

Построение текста рубрики (включая вербальный и визуальный контент) заслуживает отдельного рассмотрения. Статья обязательно содержит сведения об истории описываемого места; для более полноценного восприятия к каждому тексту добавляются несколько фотографий с подписями. Отдельная боковая врезка включает подробное описание месторасположения данной достопримечательности и информацию о пути к ней.

Рассмотрим более подробно некоторые выпуски рубрики «Маршрут месяца». Так, в майском номере журнала за 2019 год рубрика отведена под описание достопримечательностей Воробьевского района Воронежской области. Один из материалов рубрики посвящен

усадьбе Лисаневичей - достопримечательности, расположенной в селе Березовка и ведущей свою историю с конца XVIII века.

Из текста публикации мы подробно узнаем о прошлом и настоящем усадьбы. В частности, автор статьи сообщает, что «до недавнего времени здесь располагалась участковая больница, которая имеет два крыла, в одном из которых лечили больных, в другом - жили врачи. После того, как в селе построили современный фельдшерско-акушерский пункт, здания бывшей дворянской усадьбы было закрыто на замок и назначили охрану, который бережет здание от вандалов. На территории усадьбы расположен двухэтажный дом с колоннами и деревянной лестницей - это флигель, в котором жили прислуга и приказчик» [5]. Помимо истории самой усадьбы, авторы рубрики предоставляют читателю немало сведений о ее бывших хозяевах - Иване Лисаневиче, «в декабре 1779 года избранного первым предводителем дворянства Острогожского уезда» [5], и его детях, «унаследовавших в Березовке имение отца» [5] и в немалой степени изменивших ее архитектурный и ландшафтный облик. Так, усилиями Василия Ивановича Лисаневича «был посажен парк, построен всем известный конный завод, отреконструировали церковь, сделав ее каменной» [5]. В статье также сообщается, что действующее помещение сельского клуба, оказывается, размещается в здании летнего храма-ротонды, построенного на средства Лисаневичей в 1861 году.

Помимо историко-архитектурных достопримечательностей Черноземного региона, авторы рубрики «Маршрут месяца» уделяют внимание и малоизвестным природным памятникам. Так, в том же выпуске журнала «Слова» опубликована статья, рассказывающая о Ло-мовском природно-ландшафтном парке под названием «Иван да Марья», который также расположен на территории Воробьевского района Воронежской области [6]. Парк является одной из самых необычных достопримечательностей района, однако мало кто из туристов знает об этом месте. В журнале подробно описана история данного туристического объекта и указано его месторасположение. И хотя статья носит скорее информационный, чем рекламный характер, автор публикации явно стремится заинтересовать потенциальных посетителей парка, пытаясь в том числе задействовать и суеверные представления читателей.

Одно из наиболее молодых и одновременно перспективных направлений современной туристической отрасли - это так называемый этнографический туризм. Особенность этноту-ризма заключается в том, что туристу предоставляется возможность полного «погружения» в прошлое, когда участники экскурсии становятся не просто созерцателями, а полноценными участниками происходящего. В отношении развития этнографического туризма Воронежская область также делает определенные шаги. И то, что подобные проекты оказываются в поле зрения сетевых ресурсов и официальных средств массовой информации, является несомненным плюсом для развития данной туристической отрасли.

Примером тому может послужить музей крестьянского быта, носящий название «Гостеприимный дом бабушки Марии» и расположенный в селе Хвощеватка Рамонского района Воронежской области. Это «музейный проект нового поколения, в соответствии с самой актуальной и востребованной методикой, которую берут на вооружение передовые музеи мира, - с погружением в пространство культуры» [7].

Важно отметить, что информацию об этом музее - довольно молодом (открыт в октябре 2010 года) и не пользующемся широкой известностью у туристов - мы находим на сайтах воронежских филиалов двух крупных российских СМИ: «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты». Публикация на сайте газеты «Комсомольская правда», носящая заголовок «Тур выходного дня по усадьбам Семилукского и Рамонского районов», сообщает об этом музее, «часть экспозиции которого посвящена истории усадьбы Чертковых» [8]. В статье мы находим информацию о том, что «Гостеприимный дом» предлагает туристам «совершить экскурсии по достопамятным местам Хвощеватки, побывать в музее крестьянского быта, по-

слушать народных певцов, посетить мастер-классы и выставки» [8]. Однако экскурсионные услуги следует заказывать в музее Д.В. Веневитинова в с. Новоживотинное.

Что касается газеты «Аргументы и факты», то здесь мы уже находим развернутую публикацию, полностью посвященную данному музею и представляющую собой подробное интервью с ее основательницей - Еленой Виноградовой, сумевшей возродить родовое имение собственной семьи и превратить его в «культурно-познавательный маршрут» [9]. Основная концепция музея - это именно прикосновение к «живому» прошлому, к «исконной русской культуре»: «Мы организуем туры выходного выходного дня... Зимой у нас практикуются вечёрки. Мы проводим посиделки с фольклором - поём песни, играем в игры, пьём чай. <.> Сейчас я мечтаю сделать игровую зону - семь русских качелей. Чтобы люди приезжали и окунались в местный колорит и культуру, вспомнили русские забавы. <...> К нам любят приезжать москвичи, в прошлом году приезжали три семейные группы из Швейцарии. Иностранцы хотят видеть не лубочную картинку, а настоящую, подлинную деревню» [9]. В статье также приведены слова Елены Виноградовой о необходимости создания надлежащей инфраструктуры, без которой этнографический музей не сможет «подняться» на должный уровень.

Музейному «детищу» Елены Виноградовой отведены также отдельный аккаунт в социальной сети «ВКонтакте» и страница на сайте Национального туристического портала, процитированная нами выше. Информацию о данном интерактивном музее можно найти по соответствующему поисковому запросу и на некоторых других сетевых ресурсах.

Рассмотренные в данной статье объекты составляют лишь малую часть не реализованного в полной мере туристического потенциала Воронежского региона. Разумеется, нами проанализированы далеко не все медиа-материалы по малоизвестным туристическим объектам области. Однако сам факт того, что средства массовой информации и сетевые ресурсы обращаются к этой теме, уже внушает надежду на благоприятное развитие областного туризма и на привлечение внимания туристов и инвесторов к малоизвестным достопримечательностям Воронежской области.

Библиографический список

1. ТОП-25 достопримечательностей Воронежской области. URL: https://ft-tour.ru/putevoditel/interesnoe-v-voronezhe/top-25-dostoprimechatelnostej-voronezhskoj-oblasti.html (дата обращения - 22.12.2019).

2. Сарма А. «Общались жестами». Воронежский путешественник - об экспедиции на закрытые острова. URL: https://riavrn.ru/news/obshchalis-zhestami-voronezhskiy-puteshestvennik-ob-ekspeditsii-na-zakrytye-ostrova-/ (дата обращения - 12.03.2019).

3. Семь чудес воронежской природы // Комсомольская правда (Воронеж). Вып. от 21.05.2014. URL: http://www.vrn.kp.ru. (дата обращения - 22.12.2019).

4. Меловые горы Придонья. URL: http://komanda-k.m/Россия/меловые-горы-придонья (дата обращения - 22.12.2019).

5. Черноусова Л. Усадьба Лисаневичей в Березовке // Слова. 2019. № 43. С. 65.

6. Миннибаева Е. «Иван да Марья». Ломовский природно-ландшафтный парк // Слова. 2019. № 43. С. 67.

7. Музей-усадьба крестьянского быта «Гостеприимный дом бабушки Марии» // Национальный туристический портал. URL: https://www.russia.travel.ru (дата обращения -07.02.2020).

8. Тур выходного дня по усадьбам Семилукского и Рамонского районов // Комсомольская правда. Вып. от 12.06.2014. URL: http://www.vrn.kp.ru. (дата обращения - 07.02.2020).

9. Вербицкая Д. «За семь верст киселя хлебать». О подлинной жизни крестьянской семьи // Аргументы и факты (Воронеж). Вып. от 18.05.2019. URL: http://www.vrn.aif.ru (дата обращения - 07.02.2020).

References

1. TOP-25 sights of Voronezh region. URL: https://ft-tour.ru/putevoditel/interesnoe-v-voronezhe/top-25-dostoprimechatelnostej-voronezhskoj-oblasti.html (date of application -22.12.2019).

2. Sarma A. "We communicated by gestures". Voronezh traveler tells about expedition to reserved islands. URL: https://riavrn.ru/news/obshchalis-zhestami-voronezhskiy-puteshestvennik-ob-ekspeditsii-na-zakrytye-ostrova-/ (date of application - 12.03.2019).

3. Seven wonders of Voronezh nature // The Komsomolskaya Pravda (Voronezh). 21.05.2014. URL: http://www.vrn.kp.ru. (date of application - 22.12.2019).

4. Chalk mountains of Pridonie. URL: http://komanda-k.ru/Россия/меловые-горы-придонья (date of application - 22.12.2019).

5. Chernousova L. The Lisaneviches' estate in Berezovka // Words (Slova). 2019. Vol. 43. P.

65.

6. Minnibaeva E. "Ivan & Maria". Lomovsky landscape park // Words (Slova). 2019. Vol. 43.

P. 67.

7. Museum-estate of peasant everyday life "Granny Maria's hospitable house" // National touristic website. URL: https://www.russia.travel.ru (date of application - 07.02.2020).

8. Weekend tour to the estates of Semiluki and Ramon districts // The Komsomolskaya Pravda (Voronezh). 12.06.2014. URL: http://www.vrn.kp.ru. (date of application - 22.12.2019).

9. Verbitskaya D. About true life of a peasant family // The Arguments and Facts (Voronezh). 18.05.2019. URL: http://www.vrn.aif.ru (date of application - 07.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.