Научная статья на тему 'МАЛОИЗУЧЕННЫЙ СПИСОК ЛЕТОПИСЦА СОЛИГАЛИЧСКОГО ВОСКРЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ'

МАЛОИЗУЧЕННЫЙ СПИСОК ЛЕТОПИСЦА СОЛИГАЛИЧСКОГО ВОСКРЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
150
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЛИГАЛИЧСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ / СОЛИГАЛИЧ / ЛЕТО ПИСЕЦ / ЧЕРЕВИНСКИЙ СПИСОК / АРХЕОГРАФИЯ / РУКОПИСНАЯ ТРАДИЦИЯ / XVII ВЕК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Носов Артём Владимирович

В работе изучается Черевинский список Летописца Солигаличского Воскресенского монастыря, который был описан и изучен автором в 2019 г. в ходе работы экспедиции Археографической лаборатории МГУ в Костроме. Предлагается первое научное издание этого литературного памятника. Исследователи неоднократно обращались к рассмотрению Летописца как исторического источника, а также к истории создания памятника и его рукописной традиции, однако данный список оказался за пределами исследовательского поля. В историографии выделяется пять вариантов Летописца. Черевинский список является третьим по старшинству после известных списков второго варианта Летописца. Изучаемая рукопись - это небольшой конволют, состоящий из двух частей: одна тетрадь (л. 1-8) и приплетенные к ней три листа (л. 9-11). Текст Летописца написан двумя писцами. Первая часть датируется автором до 1662/63 г., а вторая - не позднее последней четверти XVII в. Во вступительной статье высказывается предположение, что текст списка занимает промежуточное положение в существующей классификации рукописной традиции памятника, предложенной С. А. Семячко. В первой части Черевинского списка повествуется об основании Воскресенского монастыря и об отношениях костромских и галицких князей в XIV в. Он восходит к протографу или к несохранившемуся варианту памятника. Статьи XV в., из второй части рукописи, сообщают о династической войне второй четверти XV в. и совпадают со вторым вариантом Летописца, известного по наиболее ранним спискам (второй четверти XVII в. и конца 1650-х - 1660-х гг.). Дополнительные статьи XVII в. (7162, 7167, 7171- 7172) о строительстве каменного храма в монастыре и обретении мощей иноков соответствуют варианту памятника начала XIX в. Однако среди них отсутствует последняя статья из этого блока об освящении храма. Вероятно, данные статьи могли быть впервые написаны в Черевинском списке. Сравнение летописных известий данного списка позволяет заключить, что его текст восходит к про тографу и второму варианту Летописца. С осторожностью можно полагать, что этот список повлиял на складывание вариантов Летописца последней четверти XVII и начала XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTUDIED COPY OF THE CHRONICLE OF SOLIGALICH RESURRECTION MONASTERY

The article is devoted to the Chervinsky copy of the Chronicle of Soligalichs Resurrection Monastery, which was described and explored by the author in 2019 during the work of the expedition of the Archeographic Laboratory of Moscow State University in Kostroma. It offers the fi rst scientific publication of this literary monument. The Cherevinsky copy is the third oldest copy after the known ones of the second version of the Chronicle. The manuscript consists of two parts written by different scribes. The first dates back to 1662-63, the second to no later than the last quarter of the 17th century. The introductory article argues that the text of the copy occupies an intermediate position in the classification of the manuscript tradition of the monument formulated by S.A. Semyachko. The text of the first part can go back to the protograph or to the non-preserved version of the monument. The articles of the 15th century coincide with the second version of the Chronicle. Additional articles of XVII century (7162, 7167, 7171-7172) can probably be first written in the Chervinsky copy. A comparison of the chronicles of this manuscript allows one to conclude that it goes back to the protograph and the second version of the Chronicle. Probably, this copy influenced the developing of the Chronicle’s variants of the last quarter of the XVII and early XIX centuries.

Текст научной работы на тему «МАЛОИЗУЧЕННЫЙ СПИСОК ЛЕТОПИСЦА СОЛИГАЛИЧСКОГО ВОСКРЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Носов Артём Владимирович, соискатель,

специалист по учебно-методической работе кафедры истории России до начала XIX века Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4 js32r@yandex.ru ОИСГО: 0000-0001-5158-5537

2021. Вып. 100. С. 165-184

БО1: 10.15382Миг112021100.165-184

Малоизученный список Летописца Солигаличского Воскресенского монастыря

А. В. Носов

Аннотация: В работе изучается Черевинский список Летописца Солигаличского Воскресенского монастыря, который был описан и изучен автором в 2019 г. в ходе работы экспедиции Археографической лаборатории МГУ в Костроме. Предлагается первое научное издание этого литературного памятника. Исследователи неоднократно обращались к рассмотрению Летописца как исторического источника, а также к истории создания памятника и его рукописной традиции, однако данный список оказался за пределами исследовательского поля. В историографии выделяется пять вариантов Летописца. Черевинский список является третьим по старшинству после известных списков второго варианта Летописца. Изучаемая рукопись — это небольшой конволют, состоящий из двух частей: одна тетрадь (л. 1—8) и приплетенные к ней три листа (л. 9—11). Текст Летописца написан двумя писцами. Первая часть датируется автором до 1662/63 г., а вторая — не позднее последней четверти XVII в. Во вступительной статье высказывается предположение, что текст списка занимает промежуточное положение в существующей классификации рукописной традиции памятника, предложенной С. А. Семячко. В первой части Черевинского списка повествуется об основании Воскресенского монастыря и об отношениях костромских и галицких князей в XIV в. Он восходит к протографу или к несохранивше-муся варианту памятника. Статьи XV в., из второй части рукописи, сообщают о династической войне второй четверти XV в. и совпадают со вторым вариантом Летописца, известного по наиболее ранним спискам (второй четверти XVII в. и конца 1650-х — 1660-х гг.). Дополнительные статьи XVII в. (7162, 7167, 7171— 7172) о строительстве каменного храма в монастыре и обретении мощей иноков соответствуют варианту памятника начала XIX в. Однако среди них отсутствует последняя статья из этого блока об освящении храма. Вероятно, данные статьи могли быть впервые написаны в Черевинском списке. Сравнение летописных известий данного списка позволяет заключить, что его текст восходит к про-

© Носов А. В., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 100.

С. 165-184.

тографу и второму варианту Летописца. С осторожностью можно полагать, что

этот список повлиял на складывание вариантов Летописца последней четверти

XVII и начала XIX в.

Ключевые слова: Солигаличский Воскресенский монастырь, Солигалич, Летописец, Черевинский список, археография, рукописная традиция, XVII век.

В ходе работы экспедиции Археографической лаборатории МГУ в Костроме (2019 г.) мной был описан малоизученный Черевинский список Летописца Со-лигаличского Воскресенского монастыря из собрания филиала Костромского музея-заповедника в Солигаличе (КМЗ СКМ ОФ-884. Инв. Д. 1—183). В статье предполагается наметить возможные пути дальнейшего изучения этого уникального списка. Последующее изучение Летописца позволит существенно уточнить историю редактирования памятника и его рукописную традицию.

Попытку исследования Черевинского списка в 1970—80-е гг. предпринял химик и краевед, солигаличанин Н. А. Фигуровский1. Он не имел должной источниковедческой подготовки и возможности работать с известными рукописями и публикациями памятника, поэтому его вариант истории данного списка не может быть принят исследователями. Работа Фигуровского содержит публикацию Черевинского списка2. Сравнение этого текста с оригиналом рукописи выявило многочисленные неточности и ошибки. Иные исследования списка неизвестны, поэтому приходится констатировать, что список практически не изучен.

Другие списки Летописца Солигаличского Воскресенского монастыря давно стали предметом изучения историков, филологов и краеведов3. Начиная с Н. М. Карамзина интерес к памятнику то угасал, то разгорался вновь, вплоть до настоящего времени. Значительным вкладом в изучение Летописца стали последние посвященные ему работы — статьи С. А. Семячко и А. Г. Авдеева4. Различные варианты памятника неоднократно издавались5, однако содержательные

1 Фигуровский Н. А. Очерки средневековой истории города Солигалича. Кострома, 2010. С. 25-27.

2 Там же. С. 255-261.

3 Наиболее полный историографический обзор см.: Преображенский А. А. Летопись Воскресенского монастыря, что у Соли Галичской: историографические и источниковедческие заметки // Восточная Европа в древности и Средневековье: сб. статей. М., 1978. С. 232-243.

4 Семячко С. А. Из комментария к тексту «Летописца Воскресенского Солигалицкого монастыря» (К характеристике вымышленной летописи) // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 48. С. 284290; Она же. К вопросу об использовании письменных и устных источников при создании повестей об основании монастырей и монастырских летописцев («Повесть о Тверском Отроче монастыре» и «Летописец Воскресенского Солигалицкого монастыря») // Книжные центры Древней Руси. XVII в.: Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 245-265; Авдеев А. Г. Еще раз об истории Троицкой Варнавиной пустыни // Приглашение к истории: сб. статей. М., 2003. С. 92, 102-103; Семячко С. А. Летописец Солигалицкого Воскресенского монастыря // СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 4. СПб., 2004. С. 471-474.

5 Апушкин В. Рукописный сборник первой четверти XIX в. Ф. И. Нащокина // Костромская старина. Вып. 5. Кострома, 1901; Дунаев Б. И. Воскресенский летописец и его продолжение за 18-й и 19-й вв. солигаличским служилым человеком Ф. И. Нащокиным // Древности. Труды Археографической комиссии Императорского Московского археологического общества. М., 1913. Т. 3; Титов А. А. Летописец Воскресенского монастыря, что у Соли Галичской //

противоречия текстов и датировок рукописей не позволяли исследователям составить полную картину истории Летописца.

С. А. Семячко попыталась систематизировать уже накопленные в науке и вновь выявленные сведения о литературной истории и рукописной традиции памятника. Согласно ее изысканиям, Летописец сохранился в 15 списках XVII— XIX вв. По составу текстов они были поделены на пять вариантов6:

1. Вариант без дополнений, содержит легендарное повествование об основании Воскресенского монастыря и об отношениях костромских и галицких князей в XIV в. (1331/32—1371/72 гг.). Один список: НБ МГУ. № 293 — 1715—1716 годы7.

2. Вариант с дополнительными статьями о династической войне второй четверти XV в. Текст первого варианта памятника был дополнен статьями за 6866, 6868, 6869, 6870, 6871—6874 гг. (1357/58—1365/66). В них повествуется о начале усобицы между костромскими князьями8. Наиболее ранние списки: БАН. № 4.7.16 (дефектный) — вторая четверть XVII в., РНБ. Погод. № 1612 — конец 1650-х — 1660-е гг.9 Известны четыре списка.

3. Вариант списка ГИМ. Забел. № 463/551 (посл. четверть XVII в.). Он был составлен священником Солигаличского Рождественского монастыря Симеоном Иоанновым. Данный вариант текста примечателен уникальными записями о Галиче, Солигаличе, Воскресенском и Рождественском монастырях.

4. «Уваровский вариант», дополненный рассказом об Иване Овине из Жития Паисия Галичского. Наиболее ранний список: ГИМ. Увар. № 553 — 1740— 1750-е годы. Сохранились пять списков.

5. Вариант начала XIX в. с дополнительными статьями за XVII в. (некоторые списки продолжены статьями XVIII — начала XIX в.). Два списка: РНБ. Q.I.418 — нач. XIX в., список Ф. И. Нащокина, известный по публикациям Б. И. Дунаева и В. Апушкина. С осторожностью к этому варианту можно отнести еще два списка, упомянутые в работах С. А. Семячко: ГАКК. Колл. Юдина. Оп. 100. Д. 42 (последняя статья — 1663 г.); РГБ. ОИДР. № 226 (последняя статья — 1787 г.)10.

А. Г. Авдеев, изучавший Житие прп. Варнавы Ветлужского, существенно уточнил сведения об истории Летописца. Историк заключил, что «пролог» к первой редакции Жития представляет собой обширный фрагмент старейшего пласта Летописца Воскресенского Солигаличского монастыря (1-й вариант по классификации С. А. Семячко), который в свою очередь восходит к Галичско-му летописцу11. А. Г. Авдеев полагает, что Галичский летописец уже существовал

Труды IV областного историко-археологического съезда в гор. Костроме, в июне 1909 г. Кострома, 1914; Авдеев А. Г. Указ. соч.

6 Семячко С. А. Летописец Солигалицкого Воскресенского монастыря... С. 471—472.

7 Поздеева И. В. Вновь найденный сборник Симеона Моховикова с гравюрами Г. П. Теп-чегорского // Народная гравюра и фольклор в России XVII—XIX вв. (к 150-летию со дня рождения Д. А. Ровинского). М., 1976. С. 175—198; Авдеев А. Г. Указ. соч. С. 90.

8 Титов А. А. Указ. соч. С. 45—46.

9 Семячко С. А. Из комментария к тексту. С. 285.

10 Преображенский А. А. Указ. соч. С. 236—237; Семячко С. А. К вопросу об использовании. С. 257, примеч. 44.

11 Авдеев А. Г. Указ. соч. С. 92, 102—103.

в конце XVI в. — это время может быть принято за нижнюю хронологическую границу создания Летописца Солигаличского монастыря12.

До 1639 г. было составлено Житие прп. Варнавы — именно в этом году текст памятника, начинающийся с древнейшего пласта Летописца, был представлен патриарху Иоасафу. По мнению А. Г. Авдеева, первая редакция Жития в списке НБ МГУ. № 293 — это копия с патриаршей рукописи13. Поэтому допустимо рассматривать 1639 г. в качестве нижней хронологической границы создания Летописца Воскресенского Солигаличского монастыря.

Черевинский список не вписан в предложенную классификацию рукописной традиции Летописца. Для решения этой задачи необходимо привести описание и датировку рукописи.

Черевинский список — это небольшой конволют, состоящий из одной тетради (л. 1-8) и приплетенных к ней трех листов (л. 9-11). Листы первой тетради без водяных знаков, здесь полууставом с элементами скорописи XVII в. написан Летописец (первый почерк). На л. 9-11 вторым почерком также полууставом с элементами скорописи XVII в. написаны дополнительные статьи. Этим почерком в нижней части л. 8 об., сразу после текста Летописца, приведены две краткие летописные статьи за 7162 (1653/54) и 7167 (1658/59) гг. с упоминанием 7171 г. (1662/63). На л. 11 об. последняя и наиболее поздняя дата — 6 октября 7172 г. (1663). Листы второй части шире первой на 3 мм. Водяной знак сильно обрезан: «Голова шута» семизубная14, с тремя крупными шарами под шутом и литерой «С» (л. 9-11): аналогичен Хивуд, 2015 — 1668 г.

Приведенные данные позволяют датировать л. 9-11 последней третью XVII в. и, вероятно, сместить хронологическую границу ближе к 1660-м гг. (в Летописце отсутствуют известные по более поздним спискам статьи об освящении каменного и теплого храма в Солигаличском Воскресенском монастыре в 1669 и 1681 гг.15). Л. 1-8 предлагается датировать до 1662/63 гг. по наиболее поздней дате приписки второго писца на л. 8 об. Следовательно, Черевинский список — третий по старшинству после известных списков второго варианта памятника (БАН. № 4.7.16, РНБ. Погод. № 1612).

К какому варианту Летописца принадлежит Черевинский список? Для ответа на этот вопрос обратимся к содержанию текста списка.

1. Л. 1-8 об.: повествование о событиях XIV в. в статьях за 6840-6880 гг. (1331/32—1371/72)16. Эта часть Черевинского списка полностью совпадает с текстом первого варианта памятника, но в ней отсутствуют дополнительные статьи за 6866-6874 гг. (1357/58-1364/63), включенные во второй вариант Летописца.

2. В нижней части л. 8 об. вторым писцом написаны две краткие статьи середины XVII в.: «Л%то 7162-м (1653/54) году мнози челов%цы изомроша моровым

12 Авдеев А. Г. Указ. соч. С. 102-103.

13 Там же. С. 92.

14 На водяном знаке отчетливо видны три боковых зубца и фрагмент центрального. Подобная композиция рисунка схожа только с семизубными знаками «Голова шута». На колпаке шута имеются два больших бубенца, на верхней части лица виднеется только надбровная дуга.

15 Дунаев Б. И. Указ. соч. Стб. 303.

16 КМЗ СКМ ОФ-884. Инв. Д. 1-183. Л. 1-8 об.

поветрием. А служба зачалась пред мором того же году. Во 167-м (1658/59) году были м%дные деньги и ходили до ста 71-го (1662/63)»17.

3. На л. 9—10 об. другой писец привел дополнения второго хронологического пласта, соответствующие второму варианту текста Летописца. В сравнении с Погодинским списком эта часть характеризуется наличием незначительных пропусков отдельных слов и букв, изменений формы слов. Статья за 6945 г. (1437) в Черевинском списке не окончена — в ней отсутствуют сведения о смерти Юрия Дмитриевича и возвращении на великое княжение Василия Васильевича18.

4. Следом той же рукой (вторым почерком) записано краткое свидетельство об основании Москвы Юрием Долгоруким в 1457/58 г. (sic!). Там же помещена и краткая статья про голод 1360/61 года19. Она принадлежит первому хронологическому пласту Летописца, согласующемуся со вторым вариантом текста памятника20. В летописях нет упоминаний о голоде в этом году. Все внимание летописцев было приковано к получению великого княжения Владимирского Дмитрием Константиновичем Суздальским (1360) и к мятежу темника Мамая в Орде (1361)21.

5. Пропустив строчку, тот же писец приводит три статьи за 7171—7172 гг. (1663): «Лета 7171-го месяца июня в 1 день на память святаго мученика Иустина Философа. Соли Галицкие в Воскресенском монастыре зачали под каменную церковь ров копати, и в том рову обрели двои мощи иноков нетленных, и ризы на них целы лежали, в земли много лет гробы у них згнили, лише исподние доски целы. Месяца того же в 3 день на память святаго мученика Лукияна в том же рову обрели двои же мощи святых иноков целы и плате на них нетленно, гробы у них згнили, лише исподние доски подними целы. Лета 7172-го месяца октября в 6 день на память святаго и всехвальнаго апостола Фомы погребли иноков у Воскресения Христова. И на погребении многих людеи недуги различными исцелили Божиим изволением и преподобных отецъ молением»22.

Учитывая, что первый писец завершил текст Летописца в рамках первого хронологического пласта (6840—6880 гг.), стоит полагать, что изначально он был написан в качестве окончательно завершенного произведения (к тому же текст заканчивается колофоном, более половины оборота листа было оставлено пустым, в то время как списки второго варианта продолжают повествование сразу после статьи за 6880 г.). Две краткие статьи за 7162, 7167 гг. выглядят первой попыткой второго писца продолжить монастырскую летопись. Любопытно, что в варианте Летописца начала XIX в. присутствует известие о море за 7162 г., но в измененном виде.

Далее второй писец воспользовался уже созданным несколько ранее текстом второго варианта Летописца для дополнения Черевинского списка на л. 9—11, приплетенных к первой тетради. Причину включения в рукопись двух статей

17 КМЗ СКМ ОФ-884. Инв. Д. 1-183. Л. 8 об.

18 Титов А. А. Указ. соч. С. 47-48.

19 КМЗ СКМ ОФ-884. Инв. Д. 1-183. Л. 10 об. — 11.

20 Титов А. А. Указ. соч. С. 45.

21 ПСРЛ. М., 2000. Т. 15. Стб. 68-72, 428; ПСРЛ. М., 1949. Т. 25. С. 181; ПСРЛ. М., 2004. Т. 26. С. 117-118.

22 КМЗ СКМ ОФ-884. Инв. Д. 1-183. Л. 11 об.

из четвертого содержательного блока в настоящий момент трудно объяснить. Статьи за 7171-7172 гг. посвящены закладке каменного Воскресенского собора, которая сопровождалась обретением мощей неизвестных иноков. Эти сюжеты известны по варианту Летописца начала XIX в., однако в дополненном и искаженном виде, поскольку тогда текст Летописца был обработан Ф. И. Нащокиным. Он упоминает обретение шести мощей, в то время как в Черевинском списке речь идет о мощах четырех иноков. В позднейших списках под 7172 г. кратко говорится о выздоровлении людей вместо относительно подробного описания погребения останков иноков и исцелений приходящих в обитель людей23.

В отличие от Черевинского списка, обрывающего повествование на известиях 1663 г., текст варианта начала XIX в. содержит также статьи за 7177 г. (1669) (об освящении Воскресенского собора монастыря) и за 7189 г. (1681) (о построении теплой каменной церкви). Как отмечалось выше, их отсутствие в Черевин-ском списке свидетельствует о том, что он был создан не ранее 1663 г. и не позднее освящения Воскресенского собора в 1669 г.

Приведенные выше признаки постепенного составления текста Летописца в Черевинском списке на основе разных источников позволяют сделать заключение о его промежуточном положении в классификации рукописной традиции памятника. Первоначальный вариант текста (статьи за 6840-6880 гг.), очевидно, восходит либо к протографу, либо близкому к нему несохранившемуся варианту текста. Статьи о династической войне второй четверти XV в. (л. 9-10 об.), написанные вторым писцом, восходят ко второму варианту Летописца. С. А. Семяч-ко предполагала наличие не дошедшего до нас варианта памятника последней четверти XVII в., наиболее близкого к третьему варианту Летописца (список из собрания И. Е. Забелина)24. Однако кроме статей за 7177 и 7189 гг. этот вариант содержит ряд дополнений, что ставит его вместе с поздним вариантом начала XIX в. в зависимость от Черевинского списка. С осторожностью можно допустить, что статьи за 7162, 7167, 7171-7172 гг. впервые были написаны именно в Черевинском списке.

Таким образом, Черевинский список Летописца Солигаличского Воскресенского монастыря, вероятно, с одинаковой степенью восходит к протографу и ко второму варианту памятника. Также он мог оказать ключевое влияние на формирование вариантов Летописца последней четверти XVII и начала XIX в.

Далее публикуется Черевинский список Летописца. Текст рукописи передан с сохранением букв «%» и «ъ», выносные буквы и титла раскрыты, пунктуация поставлена согласно современным правилам. Разночтения приведены по публикациям списков первых двух вариантов памятника: НБ МГУ. № 293 (далее — МГУ) и РНБ. Погод. № 1612 (далее — Погод.)25.

23 Дунаев Б. И. Указ. соч. Стб. 302-303.

24 Семячко С. А. Летописец Солигалицкого Воскресенского монастыря... С. 473.

25 Авдеев А. Г. Указ соч.; Титов А. А. Указ. соч.

Летописец Солигаличского Воскресенского монастыря (Черевинский список)

(Л. 1) Летописец Соли Галицкой Воскресеньскаго монастыря

Л%та 6840-го (1331/32) приехаша26 из Орды вси рустии князи, и досталося в удЪлех князю Симеону Ивановичю Кострома да Галич27. Княжил год, престави-ся. И осталися у него два сына: князь Федор да князь Андр%28. И князю Федору Семеновичю достался29 Галич, а князю Андрею досталася30 Кострома. И князь Андреи женился у Ветлуского31 и Хлыновского32 города у князя Никиты Ивановича Баи Бороды. И меж собою33 братия враждовали. Князь Андреи с34 Федором к киевскому35 и московскому36 %здили миритися и помирилися со князем Никитою Ивановичем и з братом Андреем. И московскои37 велми жаловал князя Федора Семеновича. И в то время пришел Печерскои38 игумен 39Данил с40 своими ученики, а был во Святои гор%, во Иерусалим^41 и во мноз%х святых м%стех. И князь (л. 1 об.) Федор Семенович ходил к Данилю42 игумену и благословился у него_и просил у него от43 ученик в свою отчину старца44 на игуменство. И игумен Данил, видЬв в%ру и желание, благословил его, дал ему ученика своего именем Афонасия45, постриженика Печерского монастыря, а с ним два старца46: Романа да Тихона. И князь Федор Семенович к митрополиту ходил, Афонасия на игуменство прошал, и митрополит благословил его. И по%хал князь Федор Семенович с великою честию. Князь же47 Федор Семенович приехал в Галич, посадил на игуменство Афонасия у Святаго Спаса и устрой48 монастырь у своего двора, и братии наполнися до 8049, а жил игумен Афонасии у Спаса 3 годы.

26 Погод.: приЬхали.

27 МГУ: Галичь.

28 Так вркп.

29 МГУ: достася; Погод.: досталося.

30 Нет в МГУ; Погод.: досталося.

31 МГУ: Ветлужскаго.

32 Погод.: ис Хеленова

33 МГУ: себя.

34 МГУ: да князь.

35 МГУ: киевскому митрополиту (доб. А. Г. Авдеевым по смыслу).

36 МГУ: московскому князю (доб. А. Г. Авдеевым по смыслу).

37 МГУ: московской князь (доб. А. Г. Авдеевым по смыслу).

38 МГУ: Печерский.

39 Погод.: своими ученики.

40 МГУ: со.

41 Погод.: Еросалиме.

42 Так в ркп.

43 Нет в МГУ.

44 Нет в МГУ.

45 Так в ркп.

46 Погод.: два старца именем.

47 Нет в МГУ.

48 МГУ: устроил.

49 Погод.: смидесят.

КМЗ СКМ ОФ-884. Инв. Д. 1-183. Л. 1

В лЪто 684350 (1334/35) бысть явление против Велика дни князю Федору Се-меновичю да игумену Афонасию. Князь Федор Семенович у Святаго Спаса внут-(л. 2)ри города Галича ДЪяния слушает, а отець51 его духовный Афонасии в тои же церкви. И князь Федор Семенович, отслушав ДЪяния, пошел во свои хоромы, а игумен Афонасии прииде с ним же в паперть. И внезапу свЪт явися велик, сияющ на западней странЪ52 аки заря и приклоняшеся от небеси и53 земли. И подивися князь Федор Семенович неизреченому сиянию тому и глагола отцу своему духовному игумену Афонасию54: «Отче мой духовныи, что се есть знамение, сияющее от небеси?». 55«О, княже, дерзай, Богъ вЪдыи желане твое». И обыде страх всЪх, и быша яко мертвы, и князь бысть во страсЪ и трепетЪ велицЪ. И глагола56 князю Федору Семеновичю: «На том мЪстЪ хощет Богъ возсияти благодатию Божиею». Се же не бысть знамения, и разыдошася, и князь Федор Семенович поиде во свою полату (л. 2 об.), а игумен пойде в церковь. На Святой же недЪли в чеверток в 5 час дни, идущу же князю Федору Семеновичю в монастырь Святаго Спаса, гром бысть велми страшен, и бысть столпъ от небеси на той же странЪ. И подивися князь неизреченому тому чюдеси, се же не бысть знамения. Приде в церковь плакася и моляся предо образом Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, гла-гола57: «Даи же ми, о Владыко Царю, исполнити Твою заповЪдь, еже обЪщахся ТибЪ58 милосердому». И отслушав божественаго пЪния, повЪда отцу духовному, како видЪ столпъ и гром слыша. И глагола игумен князю Федору Семеновичю: «Еже годе Господеви, тако и будет». СовЪтовав же князь Федор Семенович59 со отцем своим духовным и съ своими князи и боляры, чтобы на ту (л. 3) страну Ъхати60, на ней же свЪт видЪ. И повелЪ князь окрестъ тоя обители живущих людей призывати к себЪ. Християне же повЪдаху ту страну пусту и неживущу, се же Бо-жиим промыслом. ПоЪха князь Федор Семенович на ту страну на великой лЪсъ и наЪхалъ Чюдское езеро, около езера того живет чюдь. Князь же повелЪ61 Ъхать съ собою. Идущу же князю, обрЪтоша на том лЪсу великом человека нЪкоего именем Гаврила Давыдова сына изо Твери града. Того же человЪка62 приведоша ко князю, и князь Федор Семенович спросил человека того: «От коея страны еси?» Онъ же повЪда ему: «Изо Твери града». И спросил63 князь: «От чего ты пошел изо Твери?» И той человЪк рек: «Хотел мя убити князь Тверскои64, дом мои разграбил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50 На поле помета «зри» рукой писца.

51 МГУ: отец.

52 Погод.: и на западно странЪ.

53 МГУ: и до.

54 Нет в МГУ: игумену Афонасию.

55 МГУ: игумен же рече ко князю.

56 МГУ: глаголу игумену (доб. А. Г. Авдеевым по смыслу).

57 Нет в МГУ: глагола.

58 Так в ркп.

59 Нет в МГУ, Погод.: Семенович.

60 МГУ: ехать.

61 МГУ: ехать чуди (доб. А. Г. Авдеевым по смыслу).

62 Нет в МГУ: того же человЪка.

63 МГУ: и спроси.

64 МГУ: хотел меня князь Тверской убити; Погод.: хотЪл меня князь убити Тверскои.

Изыдох на сеи лЬс дикои 17 лЬт, а имЬю у себе 865 сыновъ и66 667 дшереи». И повода (л. 3 об.) князь ему: «Како видЬ столпъ светел и гром слышал?». И человЬкъ той сказал князю Федору Семеновичю: «А живу я, господине, от того мЬста 4 поприща». И глагола князь: «Живи ты, человече, на сем мЬсте и до вЬка». И князь Федор Семенович приЬха на мЬсто то, на реку, имени той рецЬ неувЬдеща. И посла вскорЬ в лодийце вниз по рекЬ и приЬхаша ко граду КостромЬ, и возвратишася посланники ко князю, и увЬдалъ князь имя рекЬ той — Кострома. МЬсто же бяше велми лесно. И совЬтовав же князь Федор Семенович со отцем своим игуменомъ Афонасием и съ своими князи и боляры, чтобы на том мЬсте воздвигнути церковь Воскресение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, понеже въ воскресение свет видЬ. И устрой монастырь и по благословению игумена Афонасия сам нача68 лЬс сЬчи и вси князи и боляры69 его. И распространися мЬсто и основаша церковь Воскресение Господа Бога и Спаса (л. 4) нашего Исуса Христа на Вознесение въ день на память святаго и праведнаго Иова. И совершиша церковь на Илин день велми чюдну, отсюду70 бяше видЬти ея, а высота ея 33 сажени. И украсив ю велми чюдну71 и честными иконами, и посади тут игумена Афонасия, и устрои монастырь, и келаря постави именем Романа. И повелелъ князь Федор Семенович из своих отчин на тот лЬс крестьянъ наводити и из иных вотчин, из Ветлуских72. И жил князь Федор Семенович 573 месяцъ74 и десять днеи. Князь Федор Семенович учал Ьздити к СвЬтлому Воскресению Христову и вЬру держати велию75, и князи и боляра76, и от иных от многих стран прихождаху во обитель Воскресения Христова. И окрестъ монастыря того давал князь села своя любимыя и волости и в ыных вотчинах и удЬлов покупал. Дал князь Федор Семенович Чюдескова езера двЬ (л. 4 об.) трети да Галицкого езера четверть, и во всЬх реках рыбная ловля77 и грамо78 подавал тархалные79. И братии множество всЬм изобилствова.

В лЬто 6849-го80 (1341) году князь Федоръ Семенович разболЬся. Привезоша его в монастырь больнаго месяца маия 10 день. Пострижеся князь Федор Семенович во обители Воскресения Христова, нарекоша имя ему Феодосии, тоя же нощи и преставися. И остался у него сынъ именем АндрЬй 12 лЬт. Повезо-ша 81князя Федора Семеновича в Володимер, положиша его у Пречистыя Бого-

65 МГУ: осмь; Погод.: восмъ.

66 МГУ: да.

67 Погод.: шесть.

68 МГУ: начал.

69 Погод.: бояре.

70 МГУ; Погод. : отвсюду.

71 Нет в МГУ: велми чюдну.

72 МГУ: Ветлужских.

73 Погод.: пять.

74 МГУ: 10 месяц.

75 МГУ: велию держати.

76 МГУ: боляре.

77 МГУ: ловли.

78 МГУ; Погод. : грамоты.

79 МГУ: тарханные.

80 Исправлено по МГУ, Погод., в ркп. 6840.

81 МГУ; Погод.: его.

родицы. И82 после живота своего князь Федор Семенович велЪл сыну своему к СвЪтлому Воскресению Христову волости и села свои любимыя и деревни дава-ти. Дал князь АндрЪй Федорович к Воскресению Христову пол 3000 сребра, да двЪсти золотых, да шесть (л. 5) стоп сребряных, да двЪ золоченых, да пятеры ризы камчатыя, да потир золотой, да три блюдца сребряные и золоченые, да звЪзда золотая, да кадило сребряное, да пятнатцеть конев83 больших, да 40 лошадей, да двенатцеть сот хлЪба, да 3000 овса. И велЪл велию вЪру держати сыну своему, князю АнъдрЪю. И князь АндрЪй Федорович часто Ъздил в монастырь молитися и милостыну доволну давати.

В лЪто 6858-го (1350) марта в 4 день84 родися князю85 Андрею Федоровичю сынъ Иван, и нарекоша имя ему Василий.

В лЪто 6859-го (1350/51) пришел князь Никита Иванович безвЪстно на Га-лицкого князя АндрЪя, и Богъ пособил князю Андрею, князя Никиту прогонилъ на дикие леса за реку за Унжю.

Въ лЪто 686086-го (1351/52) (л. 5 об.) послал послы князь АндрЪй Федорович на Ветлугу ко князю Никите Ивановичю да на Кострому87 дяде своему князю АндрЪю Семеновичю, чтобы его вотчины отдал. И князь Никита и князя АндрЪя послов его грабили, а ему приказали: «Не видать-де тебЪ тЪх вотчин и до вЪка». И князь АндрЪй Федорович88 ходил с великою силою да тЪ вотчины выжег промежи89 ими.

В лЪто 6862-го (1353/54) приходил князь Никита Иванович с луговою че-ремисою на Галицкого князя АндрЪя Федоровича. И князь АндрЪй Федорович Никиту прогнал, а черемисских людеи побил на голову90.

В лЪто 6863-го (1354/55) приЪзжал91 князь АндрЪй Федорович к Воскресению Христову молитися да совЪтовал со отцем своим духовным игуменом Афо-насием и своими князи и з92 боляры93 поставити около монастыря того острог для воинских людей и снаряду подал огненной бой и всякую воинскую и голо(л. 6)-ву поставил94 боярина95 Ивана Васильевича Золотарева. И в тои обители благо-дателию96 Христовою обитель Воскресения Христова всЪем97 исполнися, и братии исполнися числом 32498, а вотчины того монастыря полодиннатцеть99 сохи,

82 МГУ: а.

83 МГУ: коней.

84 Погод.: месяца марта.

85 МГУ: князь.

86 Погод.: 6850.

87 МГУ: да ко старому.

88 МГУ: Семеновичь.

89 МГУ, Погод.: промеж.

90 Погод.: вьсЪх побил на голову.

91 МГУ: приехал.

92 Нет в МГУ, Погод.

93 Погод.: бояры.

94 Погод.: приставил.

95 МГУ: болярина.

96 МГУ: благодатию.

97 Нет в МГУ.

98 Погод.: 324 брата.

99 МГУ: полодиннатцаты.

присудных волостеи 30 сох, на КостромЬ рецЬ 3 мельнцы, на речкЬ на СелемкЬ мельница, на100 Вексице мельница, на Сухоне сельцо Басинское и з деревнями купленное, а под ним два Ьза да оток, да озерцо. И приезжаху от иных стран, из101 градов, из дальных мЬестъ и прилагаху к Святому Воскресению Христову, постригахуся в купЬ со отъятием власов. И слава поиде102 отвсуду о святои лаврЬ и о житии иноческом. Не терпя враг искони завистию и прелестию103 дЬяволею вложи в сердце мысль князю Никите да князю АндрЬю: «Разорим обитель сию и обрящем богатство безчисленное».

В лЬто 68 8 0104-го (1372) пришли105 на Галицкого князя АндрЬя Федоровича (л. 6 об.) многие уЬзды106. Князь Никита Иванович с Ветлуги, да князь АндрЬи з двема сыны, да Суздальской князь Юреи107 Васильевич с великою силою, да казанские воеводы Аиберда ЗермозЬевич, да ЕлгидЬи108, да Каян АрмазЬевич, да луговая черемиса. А пришли надвое: князя АндрЬя Семеновича да князь Юре, да казанскои Айберда пришли под Галич под город со многими людьми, а князь Никита с нагаискими людьми и воеводами и с луговою109 пришли на рубеж да пошел Унжею вверхъ, из Унжи Вигою вверхъ, да под Воскресенской монастырь безвЬстно, и билися по три дни. И за умножение грЬх стали поганые одолевати. И увЬдали того монастыря слуги и крестьяня, что быти острогу их взяту, а им побитым, и посла им великия110 дары. И князь Никита и нагайския воеводы дары приях111, а велели им з женами и з дЬтьми из града112 выти. И увЬ(л. 7)дал113 тои совЬт игумен и братия и повелЬ их призвати в церковь, и начаша увЬщати от Божественаго писания: «Братия114, послушаите. Господь наш, Иисус115 Христос Своею волею нас ради грЬшных изволи116 смерть вкусити от117 Своих раб поругание приятии, 118да нас избавит119 от первыя клятвы120 и грЬхи наши121 на крестЬ122

100 Погод.: да на речкЬ.

101 МГУ: и.

102 МГУ: пройдет.

103 Нет в МГУ: завистию диаволею.

104 Погод.: 6883.

105 Погод.: пошли.

106 МГУ, Погод.: уделы.

107 МГУ: Юрье.

108 МГУ: Елдигей.

109 МГУ: луговою черемисою (доб. А. Г. Авдеевым по смыслу).

110 МГУ: великие.

111 МГУ, Погод.: прияли.

112 МГУ: града.

113 МГУ: уведах.

114 МГУ: братие.

115 Так в ркп.

116 МГУ: изволил.

117 МГУ: и о.

118 Погод.: избавил.

119 Погод.: избавил.

120 Так в ркп., нет в МГУ.

121 МГУ: наша.

122 МГУ: на крест.

пригвоздил, и рукописание разтерза. Постражем123, братие, и мы Бога ради, да нас Господь избавит вЪчныя муки. Аще, братие, мы нынЪ не умрем, 124то смерти нам не минути же, аще нынЪ умрем125, то и мученическою смертию скончаемся. Тако глаголет Господь: "Влас главы вашея не погибнет, въ терпЪнии вашем стяжите душы ваши"126». И поучив их от Евангелия и от иных книг. Они же обещастася страдати Бога ради: «Святче Божии, готови есмы умрети за вЪру». И увЪдав князь Никита и поганые, что поучением игумениим127 слуги и крестьяне совЪт их оставили, обещалися умрети (л. 7об.) за истинною вЪру и за святую обитель, и скрежетаху зубы своими на игумена и на святую обитель. Погании же кликаша, чтобы они из града вышли. Они же выидоша и поби-ша их, и многих огорчиша вельми. И сташа приступати, и подъметы возити, и зажгоша острог. Братия же возлагаху на себя схимы своя, и мирстии людие причащахуся Божественому тЪлу и крови Господни, приготовляхуся на добрЪ подвиги128. Месяца августа во 18 день запалиша обитель и братию изсЪкоша и всЪх людеи от млада даже и до велика, и обрЪтоша великое богатство. И около тоя обители волости и села пожгоша и поплЪниша, и поидоша тЪм же путем. И в то время 129князь АндрЪи под Галичем, а князь АндрЪй Семенович с князем Юрьем АндрЪевичем гналися на Ветлугу под Хлынов. И в то время пришел князь Никита, и его не выдалъ, по (л. 8) ставил дЪло130. И АндрЪвы воины поимали языки, привели в стан ко князю АндрЪю Галицкому и учали их пыта-ти: «Что у вас за прибылые люди появилися». И языки сказали: «Князь Никита Воскресенскои монастырь вывоевалъ и выжег, и братию присЪк». И услыша князь АндрЪй Федорович, пометал всю свою силу и поЪхал не великими людьми. И приЪхал на мЪсто на нагорское, не увидЪл церкви Воскресения Христова и повалися с коня своего, плакася131 и кричати велми. И понесоша132 на носи-лах133 и послаша к Спасу по игумена Илариона, и приЪха игумен со священники и дияконы, и збираху мертвых, и погребаху. И от того времени запустЪ монастырь Воскресенскои. И попусти Богъ князю Никите, (л. 8 об.) приде на его землю болЪзнь коркотная134: 135изомроша вси136, и погибе град Хлыновъ. И после того времени много пролития137 было.

123 МГУ: постраждем.

124 Так в ркп., нет в МГУ.

125 Так в ркп., нет в МГУ.

126 Лк. 21:18-19.

127 МГУ: игуменовым; Погод.: игумением.

128 МГУ: добрыи подвиг.

129 МГУ: стоял (доб. А. Г. Авдеевым по смыслу).

130 МГУ: зело.

131 МГУ, Погод.: нача плакати.

132 МГУ: понесоша его.

133 Погод.: на силах.

134 Погод.: коркочьная.

135 Нет в МГУ.

136 Нет в МГУ.

137 МГУ, Погод.: кровопролития.

ЛЬто 7162-м (1653/54) году мнози человЬцы изомроша моровым повЬтрием. А служба зачалась пред мором того же году.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во 167-м (1658/59) году были мЬдные деньги и ходили до ста 71-го (1662/63).

(Л. 9) В лЬто 6937-го (1429) пришли татарове на Галич безвЬстно138 на князя Юрья139 Дмитриевича140. Стояли того у141 Галеча месяц, на Крещение Христово пришел142, Кострому взяли143 да Плесо и144 да Лух145.

В лЬто 6938-го (1429/30) бысть размерение146 Князю Василию Васильевичю со князем Юрьем Дмитриевичем, оставя князь Юрье Дмитриевич свою вотчину да сЬлъ в Нове граде Нижнемъ147.

В лЬто 6939-го (1430/31) князь великии Василеи Василеи148 Васильевич да князь Юрье Дмитриевич спершися149 о великом княжении. Пошли во Орду ко царю Махмету. И царь пожаловал князя Василя Васильевича великимъ княже-ниемъ, а князь Юрью дал Дмитров.

В лЬто 6941-го (1432/33) пойде князь Юрье Димитриевич к Москве ратью, въстрЬтил его князь Дмитрей150 ратью же на КлязмЬ побил князь Юрье и сЬл (л. 9 об.) на великое княжение. Того же лЬта князь Василеи пришел на Кострому ратью, и то слышав князь Юрье Дмитриевич, приде ратью же на Кострому и ста на сеи странЬ Волги. Смиришася с князем Васильем, дал ему удЬл Коломну.

В лЬто 6945-го (1437) князь151 Василей Васильевич собрал152 многую рать, хо-дил153 на князя Юрья Дмитриевича ко граду Галичю. И князь Юрье Дмитриевич убежал154 на Белоезеро155, и князь Василей град зжег156 и пленил. Тое же весны прииде князь Юрье Дмитриевич157 ратью к Москве на вербной неделе, а с ним два158 сына его. То159 же слышав князь велики Василей, и пойде противу его ра-тию, и бысть им бой велик. Поможе Богъ князю Юрью, и князь велики Василии

138 Погод.: безвестнои и.

139 Погод.: Юрея.

140 Погод.: Димитриевича.

141 Нет в Погод.

142 Погод.: пришед.

143 Погод.: взяли.

144 Погод.: да.

145 Погод. : Луг.

146 Дополнено по Погод.

147 Погод.: В НовЬгородЬ в Нижнем.

148 Выделено по кругу точками.

149 Погод.: спершисъ.

150 Погод. : великии Василеи.

151 Погод.: великии.

152 Погод. : собрал.

153 Погод. : и прииде.

154 Погод.: забежал.

155 Погод.: Бело озеро.

156 Погод.: зажегль.

157 Нет в Погод.

158 Погод. : три.

159 Погод. : тоя.

у

\

=

Ж * г 1 ?

« - * 5 чг.5. 5\2 - 5 ? -г *

1 « ал чч - 4

, "Ч

и г о

ЧЪ - I

5 * Ча — - „

| ? г

I \ ^ 1 X И ц о р ° -5 5- ^ Г§

О ь» о» г*

£

^ I X

I V* «

i < т4

Г/■ Г 2 0

* и ¿2/г^

о. ^ ^

и С* ч 1 ^г 3" ь « _ » ^ ^ * * ш ^

Т с» \ 5 а. ь

хЛ 2 ~ ш 05 Е

* ^ * * £

? г4 v?

-Е (г 5 ^ £ * ^ ч-ч Е й < « Е Е

5Сх

<4ь

с

н н ^ ^

и» н4^

Ч

• /

г ^

^ > о.

Е а чг

ш ^ ч»

! * * 5 с Р

V

'чз Г ~ ^^

^^х ^ 5 иг! с "

Е

" £ у

■•С Е

VI

О.

■ ч Т! ^ - ^П у

с > г-

хОх

- - V ад ^

г *

'■Щц I'

1Г-

Чг

л-

х 2

5 v ^

0

1

Л в

—^

n1

I с ъ*

. \о

•1-4-

с>

■3-

г

а

^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОТ

а \5< о ^

С > . Р

ьМ

збежал в Великии Новград, 160а князь Юрье прии(л. 10)де к Москве161 и сЬлъ на великое княжение.

В лЬто 6946162-го (1438) бысть бой великому князю Василию Васильевичю со князем Василием Юрьевичем генваря 6 день меж града Ростова и Ярославля, и поможе Богъ князю Василью Васильевичю.

В лЬто 6948163-го (1439/40) бысть бой великому князю Василию Васильевичю с князем Василиемъ 164Юрьевичем, и поможе Богъ князю Василю Васильевичю — рать побил, а самого изымал и очи ему выдрал князю Василию Юрье-вичю.

В лЬто 6954-го (1446) февраля въ 12 день князь великии Дмитрей Юрье Дьмитриевич165 Шемяка поймал великого князя Василья Васильевича у Живо-начальныя Троицы в церкви Сергия чюдотворца166 и привезоша его к Москве,167 и послал его на Углеч со княгиею и з детьми.

В лЬто 6955-го (1446/47) збежал князь (л. 10 об.) великий Дмитрей Юрьевич Шемяка с Москвы с великою княгинею, переграбя всЬх, а князь Василей приЬхал168 с Волги и сЬл на великое княжение.

В лЬто 6957 (1449) послал князь великии Василии воевод своих ко граду Га-личю на князя Дмитрея Юрьевича, и бысть им бой 169велик генваря въ 6170 день. И поможе Богъ воеводам великого князя Василия: град Галич взяли, а князь Дмитрей збежал в Новгород Великой, а людей убили на озера 40171 и княгиню Анну поимали, и привезли ея к Москве, и князь велики сослал ея въ Красное172 и в большое сельцо Балыново173. Данные селца подавал, и княгиня Анна после живота своего дала селцо Балыново к Воскресению Христову при игумене Прохоре.

В лЬто 6961 (1452/53) Преставися князь великии Дьмитреи Юрьевич Шемяка. Преставился в Великом НовЬградЬ174.

В лето 6966-го (1457/58) князь велики Юрье Владимирович (л. 11) поставил град на МосквЬ рекЬ и нарече его Москва.

160 Нет в Погод.

161 Нет в Погод.

162 Погод.: 6943.

163 Погод.: 6944.

164 Погод.: Юрьевымъ.

165 Погод.: Юрьевич.

166 Погод.: въ црькви Троицы у Сергия чюдотворца.

167 Погод.: и выдра ему очи.

168 Погод.: приЬхаша.

169 Погод.: под Галичем.

170 Погод.: 26.

171 Погод.: 40 тысяч.

172 Погод.: Крастьное.

173 Погод.: Балыновои.

174 Погод.: въ ликом НовогородЬ.

В лЬто 6869-го (1360/61)175 бысть глад велик, купили большую мЬру въ 60 алтын, стоял176 год.

Лета 7171-го (1663) месяца июня въ 1 день на память святаго мученика Иусти-на Философа. Соли Галицкие в Воскресенском монастырь зачали под каменную церковь ров копати, и в том рову обрЬли двои мощи иноков нетлЬнных, и ризы на них цЬлы лежали, в земли много лЬт гробы у них згнили, лише (sic!) исподние доски целы.

Месяца того же в 3 день на память святаго мученика Лукияна в том же рову обрели двои же мощи святых иноков цЬлы и плате на них нетлЬнно, гробы у них згнили, лише исподние доски под ними цЬлы.

(Л. 11 об.) ЛЬта 7172-го (1663) месяца октября въ 6 день на память святаго и всехвальнаго апостола Фомы погребли иноков у Воскресения Христова. И на погребении многих людеи недуги различными исцЬлили, Божиим изволениемъ и преподобныхъ отецъ молениемъ.

Список литературы

Авдеев А. Г. Еще раз об истории Троицкой Варнавиной пустыни // Приглашение к истории: сб. статей. М., 2003. С. 83-127. Апушкин В. Рукописный сборник первой четверти XIX в. Ф. И. Нащокина // Костромская старина. Вып. 5. Кострома, 1901. С. 477-511. Дунаев Б. И. Воскресенский летописец и его продолжение за 18-й и 19-й вв. солигалич-ским служилым человеком Ф. И. Нащокиным // Древности: Труды Археографической комиссии Императорского Московского археологического общества. М., 1913. Т. 3. Стб. 295-306. КМЗ СКМ ОФ-884. Инв. Д. 1-183. Л. 1-11.

Поздеева И. В. Вновь найденный сборник Симеона Моховикова с гравюрами Г. П. Теп-чегорского // Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв. (к 150-летию со дня рождения Д. А. Ровинского). М., 1976. С. 175-198. Преображенский А. А. Летопись Воскресенского монастыря, что у Соли Галичской: Историографические и источниковедческие заметки // Восточная Европа в древности и средневековье: сб. статей. М., 1978. С. 232-243. ПСРЛ. М., 2000. Т. 15. ПСРЛ. М., 1949. Т. 25. ПСРЛ. М., 2004. Т. 26.

Семячко С. А. Из комментария к тексту «Летописца Воскресенского Солигалицкого монастыря» (К характеристике вымышленной летописи) // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 48. С. 284-290.

Семячко С. А. К вопросу об использовании письменных и устных источников при создании повестей об основании монастырей и монастырских летописцев («Повесть о Тверском Отроче монастыре» и «Летописец Воскресенского Солигалицкого монастыря») // Книжные центры Древней Руси. XVII в.: Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 245-265.

175 Взято из первого хронологического пласта Летописца, согласующегося со вторым вариантом текста памятника.

176 Погод.: а стоял.

Семячко С. А. Летописец Солигалицкого Воскресенского монастыря // СККДР. Вып. 3

(XVII в.). Ч. 4. СПб., 2004. С. 471-474. Титов А. А. Летописец Воскресенского монастыря, что у Соли Галичской // Труды IV областного историко-археологического съезда в гор. Костроме, в июне 1909 г. Кострома, 1914. С. 39-48.

Фигуровский Н. А. Очерки средневековой истории города Солигалича. Кострома, 2010.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2021. Vol. 100. P. 165-184 DOI: 10.15382/sturII2021100.165-184

Artem Nosov, Graduate Student, Department of Russian History before the Begining of the 19th Century, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University 27/4 Lomonosovsky prospekt, Moscow 119991, Russian Federation js32r@yandex.ru ORCID: 0000-0001-5158-5537

Understudied Copy of the Chronicle of Soligalich Resurrection Monastery

A. Nosov

Abstract: The article is devoted to the Chervinsky copy of the Chronicle of Soligalichs Resurrection Monastery, which was described and explored by the author in 2019 during the work of the expedition of the Archeographic Laboratory of Moscow State University in Kostroma. It offers the first scientific publication of this literary monument. The Cherevinsky copy is the third oldest copy after the known ones of the second version of the Chronicle. The manuscript consists of two parts written by different scribes. The first dates back to 1662-63, the second to no later than the last quarter of the 17th century. The introductory article argues that the text of the copy occupies an intermediate position in the classification of the manuscript tradition of the monument formulated by S.A. Semyachko. The text of the first part can go back to the protograph or to the non-preserved version of the monument. The articles of the 15th century coincide with the second version of the Chronicle. Additional articles of XVII century (7162, 7167, 7171-7172) can probably be first written in the Chervinsky copy. A comparison of the chronicles of this manuscript allows one to conclude that it goes back to the protograph and the second version of the Chronicle. Probably, this copy influenced the developing of the Chronicle's variants of the last quarter of the XVII and early XIX centuries.

Keywords: Soligalich Resurrection Monastery, Soligalich, Chronicle, Chervinsky copy, archeography, manuscript tradition, 17th century.

References

Avdeev A.G. (2003). Eshche raz ob istorii Troickoj Varnavinoj pustyni [Once again on the history of the Trinity Barnabas Hermitage] // Priglashenie k istorii. Sbornik statej [An invitation to history. A collection of articles]. M.: PSTBI. P. 83 — 127 (in Russian).

Figurovskij N.A. (2010). Ocherki srednevekovoj istorii goroda Soligalicha [Essays on the mediaeval history of the city of Soligalich]. Kostroma: Avantitul. 268 p. (in Russian).

Pozdeeva I.V. (1976). Vnov' najdennyj sbornik Simeona Mohovikova s gravyurami G. P. Tepchegorskogo [The newly found collection of Simeon Makhovikov with engravings by G. P. Tepchegorsky] // Narodnaya gravyura i fol'klor v Rossii XVII-XIX vv. (k 150-letiyu so dnya rozhdeniya D.A. Rovinskogo) [Folk engraving and folklore in Russia of the 17th — 19th centuries (for the 150th anniversary of D.A. Rovinsky)]. M.: Sovetskij hudozhnik. P. 175— 198 (in Russian).

Preobrazhenskij A.A. (1978). Letopis' Voskresenskogo monastyrya, chto u Soli Galichskoj: (istoriograficheskie i istochnikovedcheskie zametki) [The Chronicle of the Resurrection Monastery, which is near the Salt of Galich: (historiographical and source studies notes)] // Vostochnaya Evropa v drevnosti i srednevekov'e. Sb. statej [Eastern Europe in Antiquity and Middle Ages. A collection of articles]. M.: Nauka. P. 232-243 (in Russian).

PSRL (2000). [Complete Collection of Russian Chronicles]. M.: Yazyki slavyanskih kul'tur. T. 15. 432 p. (in Russian).

PSRL (1949). [Complete Collection of Russian Chronicles]. M.: Izdatel'stvo AN SSSR. T. 25. 464 p. (in Russian).

PSRL. (2004). [Complete Collection of Russian Chronicles]. M.: Rukopisnye pamyatniki Drevnej Rusi. T. 26. 488 p. (in Russian).

Semyachko S.A. (1993). "Iz kommentariya k tekstu «Letopisca Voskresenskogo Soligalickogo monastyrya" (K harakteristike vymyshlennoj letopisi) [From the commentary to the text of the "Chronicle of the Resurrection Soligalitsky Monastery" (On the characteristic of the fictional chronicle)] // TODRL. SPb.: Nauka. T. 48. P. 284 — 290 (in Russian).

Semyachko S.A. (1994). K voprosu ob ispol'zovanii pis'mennyh i ustnyh istochnikov pri sozdanii povestej ob osnovanii monastyrej i monastyrskih letopiscev («Povest' o Tverskom Otroche monastyre» i «Letopisec Voskresenskogo Soligalickogo monastyrya») [On the use of written and oral sources in the creation of stories about the foundation of monasteries and monastic chronicles ("The Story of Tver Otroch Monastery" and "The Chronicle of the Resurrection Soligalitsky Monastery")] // Knizhnye centry Drevnej Rusi. XVII v.: Raznye aspekty issledovaniya [Booklore centres of Ancient Rus'. 17th century. Various aspects of the study]. SPb.: Nauka. P. 245-265 (in Russian).

Semyachko S.A. (2004). Letopisec Soligalickogo Voskresenskogo monastyrya [The chronicler of Soligalich Resurrection Monastery] // SKKDR. Vyp. 3 (XVII v.). CH. 4. SPb.: Dmitrij Bulanin. P. 471-474 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.