МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ РЕГИОНОВ РОССИИ
Ю.С. Пиньковецкая
Анализируются итоги реализации государственного заказа в регионах страны по данным за 2012 год по контрактам, выполненным малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями. Анализ основывался на разработанных экономико-математических моделях, представляющих собой функции плотности нормального распределения. Приведены средние по регионам значения основных показателей, а также диапазоны изменения этих показателей. Рассмотрены положительные стороны и недостатки действующей с 2014 года федеральной контрактной системы.
Ключевые слова: государственный заказ, малые предприятия, индивидуальные предприниматели, функции распределения, субъекты страны.
Одним из направлений поддержки малого предпринимательства в настоящее время является его участие в закупках и осуществлении контрактов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд регионов Российской Федерации. Важность участия субъектов малого предпринимательства в обеспечении государственных закупок отражена в федеральных законах от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [1] и от 5 апреля 2013 г. №2 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2].
Теоретические и прикладные аспекты государственных закупок, особенно правовые и организационные, достаточно хорошо рассмотрены в литературе [3, 4, 5]. Вместе с тем, экономические проблемы, связанные с оценкой роли субъектов малого предпринимательства в государственной контрактной системе по регионам страны не нашли должного отражения, хотя на наш взгляд представляются актуальными.
Основное внимание в статье уделено анализу достигнутого уровня участия субъектов малого предпринимательства (называемых также малые предпринимательские структуры или кратко МП) в государственных закупках для региональных нужд. Указанный анализ представляется насущным, поскольку позволяет обосновать пути дальнейшего развития этой деятельности малых предпринимательских структур, осуществлять ее мониторинг, определять необходимые изменения стратегии формирования контрактной системы и организацию ее функционирования.
Целью исследования являлась разработка методики и проведение анализа закономерностей характеризующих достигнутый уровень участия МП в контрактах по государственным региональным закупкам. При этом
были решены следующие задачи: обоснован методический подход и алгоритм исследования, разработаны экономико-математические модели, описывающие такие показатели, как количество и стоимость контрактов в расчете на 1000 малых предпринимательских структур, удельный вес количества и стоимости контрактов в общем количестве и общей стоимости контрактов, заключенных по результатам проведенных торгов (лотов) и запросов котировок, а также средняя стоимость одного контракта, заключенного с субъектами малого предпринимательства органами государственной власти регионов Российской Федерации. Проведен анализ полученных моделей и определены закономерности, характеризующие сложившиеся значения рассматриваемых показателей.
Отметим, что критерии отнесения к МП и методический подход к построению экономико-математических моделей приведены в статье автора [6].
При построении моделей в качестве исходной информации были использованы массивы данных, характеризующие контракты, заключенные с МП для государственных нужд органов государственной власти по всем субъектам Российской Федерации, за исключением республики Ингушетия и Чеченской республики. При разработке моделей использовались массивы информации за 2012 год, приведенные на сайте Федеральной службы государственной статистики [7].
В процессе исследования использовались методы логического, экономико-математического анализа, статистики. Для решения поставленных задач и обработки информации применены компьютерные программы Statistica, Microsoft Excel. Проверка полученных функций производилась по критериям Пирсона [8], Колмогорова-Смирнова, Шапиро-Вилка [9].
В процессе исследований был разработан ряд экономико-математические моделей (все формулы и таблицы, приведенные в статье, разработаны автором), отражающих уровень участия малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в региональных государственных закупках. Было разработано пять моделей, отражающих различные аспекты участия МП в системе контрактных отношений. Соответствующие функции приведены ниже.
Первая функция описывает распределение количества контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства для органов государственной власти регионов Российской Федерации в расчете на 1000 малых предпринимательских структур (xi, единиц)
- (xi - 26,81)2
^=1287^'е 2165'м (1)
Вторая функция показывает распределение удельного веса контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства в общем количестве контрактов, заключенных по результатам проведенных торгов (лотов) и запросов котировок (х2. %)
-(х2 -15.32)2 304 ~ 2-29.05
У2(х2)"539^72Ге (2)
Третья функция отражает распределение стоимости контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства для органов государственной власти регионов Российской Федерации в расчете на 1000 малых предпринимательских структур (х3, млн. руб.)
-(хз -ода2
уз(хз) - 287,1* - е 2-38.69
6.22 (3)
Четвертая функция показывает распределение удельного веса стоимости контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства в общей стоимости контрактов, заключенных по результатам проведенных торгов (лотов) и запросов котировок (х4. %)
01 ^ -(х4 -5,18)2
^-2^'е 2467 , (4)
Пятая функция описывает распределение средней стоимости одного контракта, заключенного с субъектами малого предпринимательства для органов государственной власти регионов Российской Федерации (х5, тыс. руб.)
-(х5 -607.55)2
, ч 20266.67 2 83 8510з
у5(х5) -------'-=■ е 2-83.85-10
289,57-Лж (5)
Разработанные модели позволяют оценить средние по регионам страны значения рассмотренных показателей и диапазоны изменения этих значений, характерные для большинства регионов Российской Федерации.
Логический и статистический анализ показал, что все разработанные модели хорошо аппроксимируют исходные данные на всем диапазоне их изменения. В таблице 1 приведены расчетные значения основных статистик
по трем критериям качества. Сравнение этих расчетных значений показало, что статистики по критерию Пирсона меньше табличного значения критерия [10]. Аналогично, расчетные значения по критерию Колмогорова-Смирнова меньше табличной величины [8]. Статистики по критерию Ша-пиро-Вилка близки к единице. Таким образом, по всем рассмотренным критериям разработанные модели обладают высоким качеством и могут быть использованы для описания исследуемых закономерностей.
Таблица 1
Расчетные значения статистик по критериям качества
Номер функции Расчетное значение по критерию качества
Колмогорова-Смир- нова Пирсона Шапиро- Вилка
(1) 0.05 1.53 0.97
(2) 0.02 0.38 0.98
(3) 0.06 2.76 0.96
(4) 0.03 1.81 0.96
(5) 0.08 2.64 0.97
Поскольку все разработанные экономико-математические модели хорошо аппроксимируют исходные данные и обладают высоким качеством по принятым критериям, можно сделать вывод о целесообразности использования функций плотности нормального распределения для описания закономерностей и анализа всех рассматриваемых в настоящей статье показателей.
Особенностью функций плотности нормального распределения [10] является то, что по ним без сложных расчетов могут быть определены средние значения и интервалы изменения рассматриваемых показателей. Эти интервалы для большинства (68%) субъектов страны рассчитываются исходя из значений средних квадратических отклонений показателей. При этом для расчета границ интервала к среднему значению показателя соответственно прибавляется и вычитается указанное отклонение.
Средние значения и интервалы изменения всех рассмотренных выше показателей представлены в таблице 2. Они основаны на разработанных моделях (1)-(5).
Таблица 2
Характеристика контрактов, заключенных с МП для государственных
нужд субъектов страны в 2012 году
Показатель Средние значения Интервалы изменения
Количество контрактов в расчете на 1000 МП, ед. 26.81 13.94-39.68
Удельный вес контрактов с МП в общем количестве контрактов, % 15.32 9.93-20.71
Стоимость контрактов в расчете на 1000 МП, млн. руб. 13.82 7.60-20.04
Удельный вес стоимости контрактов с МП в общей стоимости контрактов, % 5.18 3.02-7.34
Средняя стоимость одного контракта с МП, тыс. руб. 607.55 317.98-897.12
Данные таблицы 2 свидетельствуют, что участие в контрактной системе закупок для региональных нужд принимает порядка 2,7 процентов всех субъектов малого предпринимательства. При этом в большинстве регионов эта величина варьируется в пределах от 1,4 до 4,0 процентов МП. Можно сделать вывод о том, что контрактная система затрагивает интересы небольшой доли малых предприятий и предпринимателей.
Вместе с тем в общем количестве контрактов удельный вес контрактов, заключенных с МП достаточно значителен. Каждый шестой из них выполняется силами субъектов малого предпринимательства. Дифференциация этого показателя по регионам относительно не велика.
Совсем мал объем региональных государственных закупок в расчете на одну функционирующую в экономике регионов малую предпринимательскую структуру. По большинству регионов этот показатель находится в диапазоне от 7 до 20 тыс. руб. в год.
Удельный вес стоимости контрактов с МП в общей стоимости контрактов значительно (почти в 3 раза) меньше удельного веса количества контрактов. Это говорит о большой разнице в стоимости контрактов с МП и контрактов с остальными предприятиями и организациями. Отметим, что доля контрактов с МП в совокупном годовом объеме закупок по половине регионов в 2 раза меньше, чем минимальная величина, установленная действовавшим в 2012 году законодательством (10%). При чем даже в регионах со значительным участием субъектов малого предпринимательства в государственных закупках соответствующее значение не превышает 7,5%.
Средняя стоимость одного контракта, заключенного в 2012 году, составляет немногим более полумиллиона рублей. Отметим, что объем производства продукции (услуг), приходящийся на одного работника МП в этом же году составлял в среднем 2 млн. руб. в год, что более чем в два раза превышает верхнюю границу интервала изменения средней стоимости контракта. Этот феномен может быть обусловлен тем, что в большинстве предпринимательских структур выполнявших контракты, соответствующая деятельность была эпизодической, то есть выполнялась в течение ограниченного времени.
Рассматривая приведенные в таблице 2 величины интервалов изменения показателей, то есть их дифференциацию по большинству регионов, можно сделать вывод, что она не превышает 50 процентов. То есть, нет существенных флуктуаций показателей, обусловленных субъективными или объективными причинами.
В целом, формируемая в стране система государственных закупок в последние годы начала адаптироваться к особенностям функционирования малого предпринимательства. Дальнейшее развитие федеральной контрактной системы связано с введением в действие с 2014 года федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В нем решен ряд проблем законодательного и организационного обеспечения выделения определенной доли государственных закупок малым предпринимательским структурам.
Так предусмотрено, что закупки у субъектов малого предпринимательства должны составлять не менее чем 15% совокупного объема закупок. Более того, в Правительстве России рассматриваются предложения по установлению к началу 2018 года обязательной минимальной доли государственного заказа для малого и среднего бизнеса в размере 25%. МП разрешено участвовать в конкурсах и аукционах, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также с осуществлением работ в области использования атомной энергии.
При проведении открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений может устанавливаться ограничение, направленное на участие в них только субъектов малого предпринимательства. В этом случае участники закупок обязаны предоставлять подтверждение своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства. Интересным является принципиально новый подход, основанный на формировании обязательных требований к поставщику товаров и услуг о привлечении к выполнению заключенного контракта субподрядчиков или соисполнителей из числа МП. Такие требования должны включаться в договора, которыми также устанавливается ответственность за нарушение указанного выше условия.
Начальная цена одного контракта установлена на уровне 20 миллионов рублей. То есть, для обеспечения участия МП, более крупные контракты должны быть разделены на несколько лотов. Отметим, что величина 20 миллионов рублей почти в два раза превышает сложившийся к настоящему времени средний годовой объем производства товаров и услуг, приходящийся на одно малое предприятие. Таким образом, будут созданы предпосылки для того, чтобы для МП, участвующих в государственных закупках, доля соответствующих работ была достаточно значительной.
Важную роль в развитии участия МП в федеральной контрактной системе должно сыграть заблаговременное информирование их о предстоящих государственных закупках на перспективу. Планирование закупок предполагается выполнять в два этапа. На первом этапе планируются закупки на три года, а на втором этапе по каждому наступающему году составляется соответствующий план-график. Такой подход способен стимулировать оснащение малых предпринимательских структур инновационными технологиями и современными техническими средствами.
Сравнивая поставленные в федеральном законе задачи с достигнутыми в 2012 году показателями, представленными в таблице 2, можно сделать вывод о необходимости перехода контрактной системы в части, касающейся субъектов малого предпринимательства на качественно новый уровень. Однако, на наш взгляд, этому могут помешать ряд имеющихся в рассматриваемом федеральном законе недостатков.
Они касаются финансовых гарантий для обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов, а также исполнения контрактов. Как уже отмечалось, предполагается, что стоимость контрактов с МП в ближайшее время существенно возрастет. Соответственно увеличится и размер обеспечения заявок. При этом, например, участие в электронных аукционах возможно только путем внесения денежных средств.
Еще более сложная ситуация связана с обеспечением исполнения контрактов, которое для конкурентных способов закупок является обязательным. Предусмотрены две формы обеспечения: внесение денежных средств и банковская гарантия. При этом предполагается ограниченный перечень банков, выдающих такую гарантию. Размер обеспечения исполнения контракта является для МП весьма существенным, поскольку он составляет от 5% до 30% начальной цены контракта. Существенно, что если предложенная в заявке цена ниже начальной на 25%, то требования к величине обеспечения исполнения контракта возрастают в полтора раза.
Наряду с недостатками новой контрактной системы в ней не нашли отражение следующие важные для малых предпринимательских структур аспекты:
- нет законодательно установленной гарантии включения в контракты авансовых платежей, без которых выпуск продукции или оказание
услуг субъектами малого предпринимательства представляется затрудненным. Безусловно, заказчик не хочет платить за еще не полученные товары и услуги. Однако МП, особенно в случаях выполнения длительного контракта (который может осуществляться, например 12 месяцев), вынуждено по действующему законодательству, своевременно выплачивать заработную плату работникам, оплачивать аренду и коммунальные услуги, проводить обязательные платежи, закупать материалы и полуфабрикаты. Соответствующих значительных оборотных средств у малых предпринимательских структур, как правило, нет, а кредитные ресурсы весьма дороги;
- стандартная формулировка в большинстве контрактов предусматривает оплату только после поступления средств заказчику из соответствующих бюджетов. Такой подход зачастую приводит к существенной задержке оплаты выполненных государственных заказов. Рано или поздно оплата, безусловно, поступает, но для субъектов малого предпринимательства позднее поступление средств может иметь катастрофические последствия;
- до настоящего времени законодательно не предусмотрено участие одновременно нескольких субъектов малого предпринимательства в конкурсе по одному лоту. Это представляется логичным, особенно для МП, входящих в кластеры, которые в последние годы получили в России широкое развитие;
- представляется логичным упрощение требований к представляемым документам. У субъектов малого предпринимательства, как правило, нет высококвалифицированных специалистов в области государственных закупок и, соответственно возникают сложности, связанные с подготовкой и подачей заявок на участие в конкурсах, а также с доработкой и подписанием контрактов в случае победы в конкурсе. Поэтому представляется целесообразным по закупкам, в которых предусматривается участие только субъектов малого предпринимательства, разрешать использовать упрощенные процедуры оформления соответствующих документов.
Дальнейшее развитие контрактной системы, направленное на привлечение субъектов малого предпринимательства к торгам по закупке товаров, работ и услуг для государственных региональных нужд, позволит повысить эффективность заключения государственных заказов, уровень конкуренции при проведении конкурсов, в том числе с точки зрения существенной экономии необходимых средств.
В целом проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:
- показана возможность использования функций плотности нормального распределения в качестве экономико-математических моделей для характеристики закономерностей современного уровня участия субъектов малого предпринимательства в региональных государственных закупках;
- предложен алгоритм и разработаны модели, описывающие количество и стоимость контрактов в расчете на 1000 малых предпринимательских структур, удельный вес количества и стоимости контрактов в общем количестве и общей стоимости контрактов, заключенных по результатам проведенных торгов (лотов) и запросов котировок, а также средняя стоимость одного контракта, заключенного с субъектами малого предпринимательства органами государственной власти регионов Российской Федерации;
- все построенные функции плотности распределения хорошо аппроксимируют исходные данные и обладают высоким качеством по принятым критериям;
- определены средние по субъектам страны значения рассмотренных показателей, а также интервалы изменения этих показателей, характерные для большинства (68%) субъектов страны;
- показано наличие дифференциации по всем рассматриваемым показателям в различных субъектах страны;
- проведен анализ достигнутых показателей, характеризующих контракты, заключенные на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг с субъектами малого предпринимательства;
- рассмотрены основные положительные стороны и недостатки введенной с 2014 года новой контрактной системы;
- сформулированы предложения и рекомендации по развитию участия субъектов малого предпринимательства в государственных региональных закупках.
Полученные результаты имеют определенное теоретическое и прикладное значение, в частности, для обоснования предложений по развитию государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Разработанные модели и вытекающие из них закономерности могут быть использованы при решении широкого круга задач мониторинга участия МП в закупках для государственных нужд, проектирования его развития и прогнозирования этого направления системы государственного управления.
Список литературы
1. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.08.2005 г.
2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон № 44-ФЗ от 5.04.2013 г.
3. Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения. М.: Юстицин-форм, 2012. 260 с.
4. Трефилова Т.Н. Порядок оценки и сопоставления заявок. Руководство по применению. М.: Международная бизнес корпорация, 2010. 287 с.
5. Галанов В.А., Гришина О.А., Шибаев С.Р. Рынок товаров и услуг для государственных нужд (государственный товарный рынок). М.: ИНФРА-М, 2010. 476 с.
6. Пиньковецкая Ю.С. Некоторые закономерности развития малых и средних предприятий в 2011 году // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. Вып. 4. Ч. 1. С. 29-37.
7. Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publica-tions/catalog/doc_1139841601359 (дата обращения: 10.01.2014).
8. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 311 с.
9. Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1983. 416 с.
10. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М.: Высшая школа, 2001. 575 с.
Пиньковецкая Юлия Семеновна, канд. экон. наук, доцент, [email protected], Россия, Ульяновск, Ульяновский государственный университет
ANALYSIS OF PARTICIPATION SMALL ENTREPRENEURSHIP IN PUBLIC PURCHASING IN THE REGIONS OF RUSSIA
J.S. Pinkovetskaya
The paper analysis the results of realization public contractual work in the regions of country on the data of 2012 year on the contracts, made by the small enterprises and individual entrepreneurs. Analysis based on the created economic-mathematical models, present by themselves functions of density normal distribution. Present medium among the regions values of basic indicators, and also diapason of change this indicators. Discuss the positive sides and defects of acting from the 2014 year public contractual system.
Key words: public contractual work, small enterprises, individual entrepreneurs, functions of distribution, subjects of country.
Pinkovetskaya Julia Semenovna, candidate of economic science, docent, [email protected], Russia, Ulyanovsk, Ulyanovsk State University