Серия «Экономика и управление»
автосалон; автосервис; автозаправку; магазины и объекты общественного питания; гостиницу; медицинский пункт; пункт технического обслуживания транспортных средств; таможенные структуры; брокерские структуры; структуры связи; компании, занимающиеся переработкой грузов; предприятия, осуществляющие ремонт транспортных средств, погрузочной техники и другого оборудования; службы охраны; службу пожарной безопасности; оборудованные остановки общественного транспорта; филиалы компаний, осуществляющих международные перевозки и оформление транспортных документов; филиалы страховых компаний; рекламные, юридические и консультационные фирмы; автомобильную площадку; парковку; помещения для отдыха водителей. По предварительным расчетам, совокупная площадь, занимаемая логистическим центром, будет составлять примерно 40 га, объем инвестиций - 6 млрд. руб.
Предполагается, что основным источником финансирования на этапе создания комплекса явится кредит, а на этапе функционирования - платные услуги. В числе дополнительных источников финансирования можно отметить арендную плату за помещения и офисы, плату за информацию о товарах, предлагаемых компаниями, плату за рекламу и т.д.
Прямой экономический эффект проекта связан с созданием постоянных и временных рабочих мест. Дополнительные эффекты возникают в результате: более полной реализации транзитного и экспортно-импортного потенциалов регионов и расширения их торгово-экономических связей с другими территориями; внедрения инновационных технологий в логистическую составляющую проекта; разработки промышленного технопарка в составе проекта; привлечения отечественных и иностранных инвестиций в регион; стимулирования предпринимательской деятельности; увеличения доходов бюджетов регионов в целом.
Выводы
Важнейшими структурными элементами межрегионального мультимодального логистического комплекса центральной части южно-российского приграничья являются: производственная зона, транспортно-логистический кластер, деловая и инженерная инфраструктура, а перечень подразделений и услуг варьируется в зависимости от конкретных условий его создания.
Литература
1. Организационно-правовые формы бизнеса в США. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.openbusiness.ru.
2. Гурвич В. России нужны кластеры для развития малых компаний. Сайт: «Центр поддержки малого бизнеса». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.dmin.irbp.ru.
Участие субъектов малого предпринимательства в муниципальном заказе
к.э.н. Пиньковецкая Ю.С.
Ульяновский государственный университет 8 (8422) 955584, [email protected]
Аннотация. В статье приведен анализ уровня участия малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в обеспечении муниципальных нужд. Приведен методический подход и разработанные функции плотности нормального распределения, характеризующие пять основных показателей деятельности предпринимательских структур при выполнении муниципального заказа в регионах России. Рассмотрены основные аспекты введенной с 2014 года федеральной контрактной системы.
Ключевые слова: муниципальный заказ, экономико-математические модели, малые предприятия, индивидуальные предприниматели, муниципальные образования, федеральная контрактная система.
В таблице 1 приведен фрагмент исходных данных (по 6 регионам страны), характеризующих контракты, заключенные с МП для муниципальных нужд.
Таблица 1
Фрагмент исходных данных (2012 год)
Регион Российской Федерации Количество контрактов с МП, ед. Стоимость контрактов с МП, млн. руб. Процент контрактов с ЫП в общем количестве контрактов, % Процент контрактов с МП в общей стоимости контрактов, %
Белгородская область 1662 902,9 18,3 9,0
Брянская область 571 124,2 13,8 3,0
Владимирская область 2298 396,1 21,7 6,7
Воронежская область 2161 865,0 13,9 5,8
Ивановская область 1378 367,3 22,7 7,1
Калужская область 576 340,4 13,1 3,9
Исследования основывались на использовании методов статистического анализа и экономико-математического моделирования. Для решения поставленных задач и обработки информации применены компьютерные программы Statistica, Microsoft Excel. Проверка полученных функций производилась по критериям Пирсона [5], Колмогорова-Смирнова, Шапиро-Вилка [1].
Первая функция описывает распределение количества контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства для муниципальных органов власти по регионам Российской Федерации в расчете на 1000 малых предпринимательских структур ( , единиц):
950 -(x,-29,82)2
= V • е 2219,04 (1)
1 1 14,80-V2p .
Вторая функция показывает распределение удельного веса контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства в общем количестве контрактов, заключенных по результатам проведенных торгов (лотов) и запросов котировок ( x2 , %):
304
-(*2 -17,61)
2-28,30
2
y2(x2) е 2-28,30 (2)
2 5,32-42Р
Третья функция отражает распределение стоимости контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства для муниципальных органов власти по регионам Российской Федерации в расчете на 1000 малых предпринимательских структур (Х3 , млн. руб.):
347,43
-( x3-11,05)
2
y3(x3) е 2'27'56 (3)
3 5,25-42Р
Четвертая функция показывает распределение удельного веса стоимости контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства в общей стоимости контрактов, заключенных по результатам проведенных торгов (лотов) и запросов котировок ( Х4 , %):
У 4 ( Х4)
106,4
2,36
-(x4 -6,24)2 2-5,57
(4)
Пятая функция описывает распределение средней стоимости одного контракта, заключенного с субъектами малого предпринимательства для муниципальных органов власти по регионам Российской Федерации ( Х5 , тыс. руб.):
у 5 ( ^
10450
-( x5 -434,97)2
184,02
2-33,86-10'
(5)
Разработанные модели позволяют оценить средние по регионам страны значения рассмотренных показателей и диапазоны изменения этих значений, характерные для большинства регионов Российской Федерации.
Логический и статистический анализ показал, что все разработанные модели хорошо аппроксимируют исходные данные на всем диапазоне их изменения. В таблице 2 приведены расчетные значения основных статистик по трем критериям качества. Сравнение этих расчетных значений показало, что статистики по критерию Пирсона меньше табличного значения критерия [5]. Аналогично, расчетные значения по критерию Колмогорова-Смирнова меньше табличной величины. Статистики по критерию Шапиро-Вилка близки к единице [1]. Таким образом, по всем рассмотренным критериям модели обладают высоким качеством и могут быть использованы для описания исследуемых закономерностей.
Таблица 2
Расчетные значения статистик по критериям качества
Номер функции Расчетное значение по критерию качества
К олмогор об а-Смирн об а Пирсона Шапиро-Вилка
(1) 0,06 3,52 0,98
(2) 0,06 3,55 0,96
(3) 0,06 2,91 0,97
(4) 0,05 2,14 0,97
(5) 0,05 3,22 0,96
Поскольку все разработанные экономико-математические модели хорошо аппроксимируют исходные данные и обладают высоким качеством по принятым критериям, можно сделать вывод о целесообразности использования функций плотности нормального распределения для описания закономерностей и анализа всех рассматриваемых в настоящей статье показателей.
Разработанные модели (1)-(5) позволяют установить ряд важных закономерностей, отражающих уровень участия МП в муниципальном заказе по регионам страны.
Особенностью функций плотности нормального распределения [2] является то, что по ним без сложных расчетов могут быть определены средние значения и интервалы изменения рассматриваемых показателей для большинства (68%) регионов страны. Эти интервалы рассчитываются исходя из значений средних квадратических отклонений показателей. При этом для расчета границ интервала к среднему значению показателя соответственно прибавляется и вычитается указанное отклонение.
Средние значения и интервалы изменения значений количества и стоимости контрактов в расчете на 1000 малых предпринимательских структур, удельного веса количества и стоимости контрактов в общем количестве и общей стоимости контрактов, заключенных по
Серия «Экономика и управление» результатам проведенных торгов (лотов) и запросов котировок, а также средней стоимости одного контракта, заключенного с субъектами малого предпринимательства муниципальными образованиями по данным за 2012 год, представлены в таблице 3. Они основаны на разработанных моделях (1)-(5).
Таблица 3
Характеристика контрактов, заключенных с МП для муниципальных нужд в 2012 году
Показатель Средние значения Интервалы изменения
Количество контрактов на 1000 МП, ед. 29,82 15,02-44,62
Удельный вес контрактов с МП в общем количестве контрактов, % 17,61 12,29-22,93
Стоимость контрактов на 1000 МП, млн. руб. 11,05 5,80-16,30
Удельный вес стоимости контрактов с МП в общей стоимости контрактов, % 6,24 3,88-8,60
Средняя стоимость контракта с МП, тыс. руб. 434,97 250,95-618,99
Данные таблицы 3 свидетельствуют, что в контрактной системе закупок для муниципальных нужд принимают участие в среднем менее 3% всех субъектов малого предпринимательства. При этом в большинстве регионов эта величина варьируется в пределах от 1,5 % до 4,5% МП. Это позволяет сделать вывод, что контрактная система затрагивает интересы небольшой доли малых предприятий и предпринимателей.
Вместе с тем, в общем количестве контрактов, удельный вес контрактов, заключенных с МП достаточно значителен. Почти 18% из них выполняется силами субъектов малого предпринимательства. Дифференциация этого показателя по регионам относительно не велика и не превышает одной трети значения показателя.
Совсем мал объем муниципального заказа в расчете на одну функционирующую в экономике малую предпринимательскую структуру. По большинству регионов этот показатель находится в диапазоне от 6 до 17 тыс. руб. в год.
Удельный вес стоимости контрактов с МП в общей стоимости контрактов значительно (почти в 3 раза) меньше удельного веса количества контрактов. Это говорит о большой разнице в стоимости контрактов с МП и контрактов с остальными предприятиями и организациями. Отметим, что доля контрактов с МП в совокупном годовом объеме закупок по половине регионов составляет менее 6,3%, что существенно меньше, чем установленная действовавшим в 2012 году законодательством минимальная величина, равная 10%. При этом даже в регионах со значительным участием субъектов малого предпринимательства в муниципальных закупках соответствующее значение не превышало 8,5%.
Средняя стоимость одного контракта, заключенного в 2012 году, составляет 435 тысяч рублей. Отметим, что объем производства продукции (услуг), приходящийся на одного работника МП, в этом же году составлял в среднем 2 млн. руб. в год, что более чем в три раза превышает верхнюю границу интервала изменения средней стоимости контракта. Это означает, что для большинства предпринимательских структур, выполнявших контракты, соответствующая деятельность была эпизодической, то есть выполнялась в течение ограниченного времени.
Представленные в таблице 3 интервалы изменения показателей для большинства регионов позволяют определить регионы, для которых характерен более высокий и более низкий уровни участия МП в муниципальных контрактах. Для этого достаточно сформировать группы регионов, для которых значения показателей соответственно больше или меньше значений границ интервалов. Исходя из свойств функций нормального распределения, в каждую из этих двух групп будут входить 16% от общего количества регионов. Рассмотрим, в качестве примера, интервал значений удельного веса стоимости контрактов с МП в общей стоимости контрактов. В соответствии с четвертой строкой таблицы 2, он находится в границах от 3,88% до 8,60%. В первую группу регионов, по которым эта величина больше 8,60% вхо-
дят Пермский, Камчатский, Ставропольский края, Белгородская, Саратовская, Амурская, Самарская, Псковская, Липецкая области, город Санкт-Петербург, Кабардино-Балкарская и Удмуртская республики. Во вторую группу регионов, по которым эта величина менее 3,88%, входят Костромская, Брянская, Калининградская, Калужская, Сахалинская, Курганская области, республики Тыва, Алтай, Мордовия, Калмыкия, Чувашия и Алтайский край. Полученные результаты могут быть использованы при проведении мониторинга активности МП в муниципальных закупках и подготовке предложений по развитию поддержки предпринимательства в регионах, отнесенных ко второй группе.
Дальнейшее развитие федеральной контрактной системы связано с введением в действие с 1 января 2014 года федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [6]. В нем предусмотрено, что закупки у субъектов малого предпринимательства должны составлять не менее чем 15% совокупного объема муниципального заказа.
При проведении конкурсов и аукционов может устанавливаться ограничение, направленное на участие в них только МП. Кроме того, предусмотрено формирование обязательных требований к поставщику товаров и услуг о привлечении к выполнению заключенного контракта субподрядчиков или соисполнителей из числа МП.
Начальная цена одного контракта установлена на уровне 20 миллионов рублей, что почти в два раза превышает сложившийся к настоящему времени средний годовой объем производства товаров и услуг, приходящийся на одно малое предприятие. Таким образом, будут созданы предпосылки для того, чтобы для МП, участвующих в муниципальных закупках, доля соответствующих работ была достаточно значительной.
Важную роль в развитии участия МП в контрактной системе должно сыграть заблаговременное информирование их о предстоящих муниципальных закупках на перспективу. Планирование закупок предполагается выполнять в 2 этапа. На первом этапе планируются закупки на 3 года, а на втором этапе по каждому наступающему году составляется соответствующий план-график.
Предусматривается требование к заказчикам составлять отчеты об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и размещать их в единой информационной системе до 1 апреля года, следующего за отчетным годом. Этот отчет должен содержать информацию о заключенных контрактах и о несостоявшемся определении поставщиков.
Важно, что предусмотрено выполнение функций заказчиков на профессиональной основе, с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в области закупок.
Вместе с тем, планируемому переходу контрактной системы в части, касающейся субъектов малого предпринимательства на качественно новый уровень, может помешать ряд имеющихся в рассматриваемом федеральном законе недостатков. Они касаются финансовых гарантий для обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов, а также исполнения контрактов. Предполагается, что стоимость контрактов с МП в ближайшее время существенно возрастет. Увеличится и размер обеспечения заявок. При этом, например, участие в электронных аукционах возможно только путем внесения денежных средств. Аналогичная ситуация связана с обеспечением исполнения контрактов. Предусмотрены две формы обеспечения: внесение денежных средств и банковская гарантия. Размер обеспечения исполнения контракта является для МП весьма существенным, поскольку он составляет от 5% до 30% начальной цены контракта.
Дальнейшее развитие контрактной системы, направленное на привлечение субъектов малого предпринимательства к торгам по закупке товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, позволит повысить эффективность заключения муниципальных заказов, уровень конкуренции при проведении конкурсов, в том числе с точки зрения существенной экономии необходимых средств.
Выводы
Полученные результаты имеют определенное теоретическое и прикладное значение, в частности, для обоснования предложений по развитию государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Разработанные модели и вытекающие из них закономерности могут быть использованы при решении широкого круга задач мониторинга участия МП в закупках для муниципальных нужд, проектирования развития и прогнозирования этого направления системы муниципального управления.
Литература
1. Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1983. - 416 с.
2. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. - М.: Высшая школа, 2001. - 575 с.
3. Галанов В.А., Гришина О.А., Шибаев С.Р. Рынок товаров и услуг для государственных нужд (государственный товарный рынок). - М.: ИНФРА-М, 2010. - 476 с.
4. Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения. - М.: Юстицинформ, 2012. - 260 с.
5. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 311 с.
6. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон № 44-ФЗ от 5.04.2013.
7. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007.
8. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.08.2005.
9. Пиньковецкая Ю.С. Закономерности развития предпринимательских структур в регионах // Экономика региона. 2012. № 4. С. 157-165.
10. Стенограмма заседания Правительства Российской Федерации от 3.10.2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/6634 (дата обращения 30.12.2013).
11. Трефилова Т.Н. Порядок оценки и сопоставления заявок. Руководство по применению. -М.: Международная бизнес корпорация, 2010. - 287 с.
12. Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_ 1139841601359 (дата обращения: 10.01.2014).
Тенденции развития теневой экономики в условиях глобализации
Собянина С.В.
ГБОУВПО «Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова»
Аннотация. Автором обозначена проблема криминальной глобализации и развития теневой экономики. Проведён анализ современных тенденций развития теневой экономики в мире и в России, дана характеристика возможных негативных последствий. Предложены меры по созданию международных институтов противодействия криминальной глобализации и роста теневой экономики.
Ключевые слова: глобализация, рост теневой экономики, межгосударственные институты регулирования.
Учитывая сложность процесса глобализации, сочетание в нём объективных и субъективных тенденций, необходимо оценить этот процесс с точки зрения международной и национальной безопасности.
Сама категория «криминальная глобализация» появилась относительно недавно, чаще рассматривались отдельные проявления данного явления. Традиционно криминальная гло-