Научная статья на тему 'Малое и среднее предпринимательство в сфере государственно-частного партнёрства'

Малое и среднее предпринимательство в сфере государственно-частного партнёрства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ECONOMIC ASPECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Растегаева Ф.С.

В статье автором проведён анализ теоретических и практических аспектов участия малого и среднего предпринимательства в государственно-частном партнёрстве, при этом, автором рассматривается как юридический, так и экономический подход в определении дефиниции «государственно-частное партнёрство» в сфере современного предпринимательства. Также, объективно подтверждено, что государственно-частное партнёрство предполагает объединения деятельности как непосредственно государства, так и субъектов предпринимательства. Методологией служит анализ динамики развития субъектов предпринимательства, базирующийся на статистических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

The article presents the results of conducted analysis of theoretical and practical aspects of the participation of small and medium-sized businesses in public-private partnership, the author considered both legal and economic approaches in determining the definition of "public-private partnership" in the field of modern business. It was also objectively confirmed that the public-private partnership involves the association of state and businesses activities. The methodology used for the analysis of business growth dynamics is based on statistical data.

Текст научной работы на тему «Малое и среднее предпринимательство в сфере государственно-частного партнёрства»

DOI: 10.23670/IRJ.2017.55.036 Растегаева Ф.С.

ORCID: 0000-0002-5608-1618, Доктор экономических наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (филиал) в г. Уфа МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО

ПАРТНЁРСТВА

Аннотация

В статье автором проведён анализ теоретических и практических аспектов участия малого и среднего предпринимательства в государственно-частном партнёрстве, при этом, автором рассматривается как юридический, так и экономический подход в определении дефиниции «государственно-частное партнёрство» в сфере современного предпринимательства. Также, объективно подтверждено, что государственно-частное партнёрство предполагает объединения деятельности как непосредственно государства, так и субъектов предпринимательства. Методологией служит анализ динамики развития субъектов предпринимательства, базирующийся на статистических данных.

Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, предпринимательство, эффективность, экономический аспект.

Rastegaeva F.S.

ORCID: 0000-0002-5608-1618, PhD in Economics, Financial University under the Government of the Russian Federation (branch) in Ufa SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Abstract

The article presents the results of conducted analysis of theoretical and practical aspects of the participation of small and medium-sized businesses in public-private partnership, the author considered both legal and economic approaches in determining the definition of "public-private partnership" in the field of modern business. It was also objectively confirmed that the public-private partnership involves the association of state and businesses activities. The methodology used for the analysis of business growth dynamics is based on statistical data.

Keywords: public-private partnerships, entrepreneurship, efficiency, economic aspects.

Формирование концепции современного государственно-частного партнёрства как важной системы взаимоотношений между элементами субъектов предпринимательства и государством произошло посредством переосмысления экономистами необходимости в потребности выявления и развития тесного взаимодействия субъектов отечественного предпринимательства и власти в условиях современной геополитической обстановки и перехода основных стран мира на инновационный путь развития.

Прежде, чем перейти к рассмотрению малого и среднего предпринимательства в аспекте государственно-частного партнёрства, разберём, что же представляют собой дефиниции «предпринимательство», «государственно-частное партнёрство» и в чём заключатся их взаимодействие.

Государственно-частное партнёрство (далее - ГЧП) регламентировано Федеральным законом № 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] (далее - Закон) и по своей сущности является юридически оформленным на определённый срок и основанном на консолидации ресурсов, распределении рисков сотрудничеством публичного и частного партнёра, реализуемого в рамках соглашения о государственно -частном партнёрстве, соглашением о заключённых согласно с законодательством с целью привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения государственными органами доступности товаров, работ и услуг, а также улучшения их качества.

В свою очередь, государственно-частное партнёрство, с экономической точки зрения, представляет собой итог формирования и диверсификации классических механизмов сотрудничества государственной власти и предпринимательства в целях финансирования, планирования, разработки, строительства, модернизации, реконструкции и эксплуатации всевозможных объектов социальной инфраструктуры основанных на разделение рисков между предпринимательством и государством.

Автор считает, что коннотат «предпринимательство» в данной работе следует определять в контексте его задействования в государственно-частном партнёрстве [4, С. 183]. Следует обратить внимание на наиболее характерные, для данного подхода, определения предпринимательства.

С экономической точки зрения, предпринимательство олицетворяет один из ключевых компонентов современной рыночной системы хозяйствования, при отсутствии которого невозможно рациональное существование и развитие, как экономики, так и общества в целом [3, С. 124].

С юридической точки зрения, в соответствии со статьёй 2 ГК РФ, предпринимательская деятельность предполагает самостоятельную, осуществляемую на свой риск, деятельность, направленную на регулярное получение прибыли, от использования имущества, продажи товара, выполнения работ либо оказания услуг лицами, зарегистрированными в данном качестве и порядке, регламентированном законом. С целью формирования стратегически приоритетных направлений в сфере развития предпринимательства, за минувший год усилилась поддержка предпринимательства со стороны государства посредством создания правовых условий для привлечения инвестиций в экономику страны, что, безусловно, будет способствовать укреплению его конкурентоспособности на мировой арене [5, С. 148]. Подобные меры позволяют дать толчок экономике и обеспечить социальную стабильность в обществе. Наряду с этим, главным критерием стабилизации российской экономики должен стать опыт, полученный после кризиса 2008 года, с поправками на текущие геополитические реалии.

Если говорить о месте малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в государственно-частном партнёрстве, то Законом № 224-ФЗ преференции для МСП не регламентированы. Наряду с тем, следует отметить, что количество зарегистрированных субъектов предпринимательства, включая малое и средние предпринимательство, за 2010-2013 гг. претерпело значительные изменения. Так, согласно данным, размещенным на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 01.01.2014 года в Российской Федерации было зарегистрировано 2063,1 тыс. малых предприятий, что на 60,1 тыс. предприятий больше чем на 01.01.2013 года. В тоже время, количество средних предприятий на 01.01.2014 года сократилось и составило 13,7 тыс. предприятий, что на 0,1 тыс. предприятий меньше чем на 01.01.2013 года. Общая численность занятых в субъектах МСП превышает 12 млн. человек. Наглядная динамика развития МСП представлена на рис. 1. и рис. 2.

Средние предприятия

2010 2011 2012 2013

Число предприятий (на конец года), тыс. 25.2 15,9 13,S 13,7

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек 2426,7 1964,4 1719,5 1630,7

Средняя численность внешних совместителей, тыс. человек 33,4 29,9 2S.5

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. человек 53,7 46,3 46,3

Среднемесячная начисленная заработная плата работников. руб. 17246 19S24 21537 23961

О борот предприятии, млрд. руб. 7416,2 5150.4 4710,6 4717,5

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 209,3 262.2 209.1 274.3

Внеоборотные активы, млрд. руб. 1232,5 1394,2 1657,2 163-9,7

Оборотные активы, млрд. руб. ;IEÍ:6 2579,3 3443,9 3679,1

Капитал и резервы, млрд. руб. а 50,4 956,1 1267,4 12S3,7

Рис. 1 - Экономические показатели развития средних предприятий

Малые предприятия

всего в том числе мнкропредприятия

2010 2011 2012 2013 2010 2011 2012 2013

Число предприятий (на конец года), гыс. 1644.3 1S36.4 2003.0 2063.1 1415.2 1593.8 1760.0 1S2S.6

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек 9790,2 10421,9 10755,7 10775,2 3320,0 3364.4 424S.9 4322,9

Средняя численность внешних совместителей, тыс. человек 745,5 639,6 627,7 400,0 363,S 357,0

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. человек 313,0 2§S,6 292,9 90,1 86,9 S9,6

Ср еднемесячная начисленная заработная плата работников, руб. 12367 15 743 16711 1794В 10612 12S55 1389В 15039

Оборот предприятий, млрд. р\"б. 1В933,В 22610,2 23463,7 247S1,6 5609,2 702S.3 §347.4 9101,3

Инвестиции в основной капитал, млрд. р\гс. 520,3 431,6 521,5 574,9 199,0 149,6 157,1 1S5,5

Внеоборотные активы, млрд. руб. 1652-,2 1-190,2 19 62а ,5 63 724,1 14523,0 1506а,2 1-163,1 60247,7

Оборотные активы, млрд. р\"5_ 13010,2 14927,6 18121,1 6135В,В SS62.7 10295,0 12392,В 53174,В

Капитал н резервы, млрд. 14631,1 15211,5 17501,4 13591,1 13234,6 13751,9 15697,0 15639,6

Рис. 2 - Экономические показатели развития малых предприятий

Только около 40% от общего числа зарегистрированных МСП имеют возможность участвовать в государственно-частном партнёрстве, хотя именно участие МСП в ГЧП может способствовать развитию данного сегмента предпринимательства в России на ряду с мероприятиями государственной поддержки, что поможет ликвидировать отрицательные тенденции в развитии данных субъектов экономики в Российской Федерации.

Иным вопросом применения государственно-частного партнёрства является аспект соотношения роли государства и предпринимательства, который в свою очередь, обусловлен выбором формы государственно-частного партнёрства, отличающихся друг от друга по применяемым методам и по правовому режиму. В иных случаях государство формирует совместную деятельность с субъектами предпринимательства либо заключает с частной компанией контракт на реализацию проекта. В энных случаях, для проектов государственно-частного партнёрство, они учреждают особые фискальные режимы и механизмы администрирования, что обусловлено внесением корректив в законодательные и нормативно-правовые акты.

Все формы государственно-частного партнёрства ориентированы на форсирование воплощения первоочередных планов, обеспечение компетентного управления объектами отвечающего долгосрочным программам развития, содействия в передаче инновационных технологий, аккумулирования ресурсов и выстраивание схем финансирования, задействование и поощрение частнопредпринимательских способов хозяйствования, что всецело находит отражение в экономической сущности МСП.

Центром развития государственно-частного партнёрства опубликовано исследование «Развитие государственно-частного партнёрства в России в 2015-2016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП» [2, С 11], согласно которому рынок проектов ГЧП в отраслевом разрезе имеет следующую тенденцию (см рис. 3).

Отрасль реализации проекта Уровень реализации проекта 115-ФЗ РГЧП Иные фирмы Общий итог

Транспортная инфраструктура

Автомобильные дороги и элементы обустройства автомобильных дорог - Федеральный - Региональный - Муниципальный 3 8 2 1 7 1 10 10 7

Аэродромы и сопутствующая инфраструктура аэропортов - Региональный 1 1 А 4

Железнодорожный транспорт - Региональный - 2 - £

Общественный транспорт обшего пользования - Региональный 1 - 2 3

Системы контроля безопасности ПДД. вессгаоаригного контроля и общественного порядка - Федеральный - Региональный - Муниципальный 1 4 1 3 ^ А 1 9 1

Социальная инфраструктура

Здравоохранение - Федеральный - Региональный - Муниципальный 1 22 3 6 3 17 Т А 1 4: Б

Образование - Региональный - Муниципальный 6 14 7 28 2 1 15 4.3

Социальное обслуживание населения - Региональный - Муниципальный 1 16 1 6 22

Физическая культура и спорт - Региональный - Муниципальный 6 5 1 1 9 7

Культура и культурное наследие - Региональный - Муниципальный 1 - £ 4 7

Туризм - Региональный - Муниципальный 1 в - 1 В

Коммунальная инфраструктура

Централизованные системы водоснабжения и водоотведения - Муниципальный 310 - 310

Производство н передача тепловой энергии - Муниципальный 280 - 280

Обращение с ТКО - Региональный - Муниципальный 9 22 2 1 11 23

Городское благоустройство - Муниципальный -

Энергетическая инфраструктура

Производство и распределение электрической энергии - Муниципальный - 25

Освещение городских и сельских поселений - Муниципальный л £ - 1 3

Общий итог Тйб 61 46 873

Рис. 3 - Статистика реализации проектов ГЧП, прошедших стадию коммерческого закрытия в разрезе по формам

и отраслям инфраструктуры

Подводя итог статьи, автор отмечает, что, если следовать аналогии организации госзакупок товаров, работ и услуг среди МСП вполне рациональным является осуществление некоторых проектов по ГЧП исключительно среди МСП. Кроме того, следует наращивать экономическую грамотность сотрудников государственных структур, реализующих мониторинг проектов ГЧП, и с целью выполнения мониторинга привлекать представителей предпринимательства. Рациональное применение ГЧП с участием МСП станет стимулом развития указанных субъектов экономики, и, как следствие, создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы, и наращивание фискальных поступлений.

Список литературы / References

1. Российская Федерация. Законы. О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер.закон: [принят Гос. Думой 1 июля 2015 г.: одобр. Советом Федерации 8 июля 2015 г.].

2. Исследование «Развитие государственно-частного партнерства в России в 2015-2016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП» / Министерство экономического развития Российской Федерации. - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - 36 с.

3. Ламанский М.Г. Инфраструктурное обеспечение предпринимательства / М.Г. Ламанский // Известия Байкальского государственного университета. - 2009. - № 5. - С. 124 - 126.

4. Мудунов А.С. Место и роль частного предпринимательства в государственно-частном партнёрстве / А.С. Мудунов, Н.М. Волкова // Бизнес в экономике. Экономико-юридический журнал. - 2012. - №6. - С. 183-185.

5. Растегаева Ф.С. Особенности институциональной структуры экономики и ее влияние на инвестиционные процессы в России / Ф.С. Растегаева // Экономические науки. - 2007. - № 36. - С. 148-150

6. Растегаева Ф.С. К вопросу о сущности государственно-частного инвестиционного партнёрства/ Ф.С. Растегаева // Экономические науки. - 2007. - № 35. - С. 262-264.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Rossijskaja Federacija. Zakony. O gosydarstvenno-chastnom partnerstve, mynitsipalno-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenie izmenenij v otdelnye zakonodatelnye akty Rossijskoj Federacii [Russian Federation. Laws. On public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation]: federal law: [accepted by State Duma on July 1, 2015: approved by the Federation Council on July 8, 2015].

2. Issledovanie «Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii v 2015-2016 godah. Rejting regionov po urovnju razvitija GChP» [The study «Development of state-private partnership in Russia in 2015-2016. Rating of regions by PPP development level»] / Ministry of economic development of the Russian Federation. - M.: Association «PPP development Center», 2016. - 36 p. [in Russian]

3. Lamansky M. G. Infrastryktyrnoe obespechenie predprinimatelstva [Infrastructure support of business] / M. G. Lemanski // Izvestiya Baikalskogo gosydarstennogo universiteta [News of the Baikal State University]. - 2009. - № 5. -P. 124 - 126. [in Russian]

4. Mudunov A. S. Mesto i pol chastnogo predprinimatelstva v gosydarstvenno-chastnom partnerstve [Place and role of private enterprise in public-private partnership] / A. S. Mudunov, N. M. Volkova // Biznes v ekonomike. Ekonomiko-uridicheski zhyrnal [Business in the economy. Economic-legal journal]. - 2012. - №. 6. - P. 183-185. [in Russian]

5. Rastegaeva F. S. Osobennosti institytsionalnoi strykyri ekonomiki i ee vliyanie na investtsionnie protsessi v Rossii [The peculiarities of the institutional structure of the economy and its impact on investment processes in Russia] / F. S. Rastegaeva // Ekonomitseskie nayki [Economic science] - 2007. - №. 36. - P. 148-150 [in Russian]

6. Rastegaeva, F. S. K voprosy o sytschnosti gosydarstvenno-chastnogo investitsionnogo partnerstva [To the question about the essence of public-private investment partnership] / F. S. Rastegaeva // Ekonomitseskie nayki [The Economic science]. - 2007. - №. 35. - P. 262-264. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.