Научная статья на тему 'Государственно-частное партнёрство в странах брикс: опыт и перспективы реализации'

Государственно-частное партнёрство в странах брикс: опыт и перспективы реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1427
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / БРИКС / BRICS / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT / БАНК РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT BANK / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черемная Татьяна Сергеевна

В статье рассмотрены вопросы применения механизмов государственно-частного партнёрства (ГЧП) для реализации проектов в сфере инфраструктуры в странах БРИКС (BRICS). Анализ проведён на основе сопоставления нормативно-правовой базы в сфере государственно-частного партнёрства и концессионного законодательства, а также накопленного опыта реализации проектов. С использованием данных открытых источников, материалов заседаний органов власти и бизнеса по вопросам реализации проектов государственно-частного партнёрства, высказываний ответственных лиц разработана сравнительная таблица, в которой выявлены и обобщены тенденции развития государственно-частного партнёрства в странах БРИКС. Рассматриваются глобальные тренды сферы использования механизмов ГЧП в пятёрке стран, а также ключевые отрасли, в которых реализуются проекты ГЧП. Выявлены актуальные проблемы реализации проектов на подготовительном этапе, а также в случае изменения технических и финансовых параметров проектов. Практическая значимость результатов данного исследования состоит в целесообразности распространения практики государственно-частного партнёрства в реализации совместных проектов стран БРИКС. Результаты исследования могут быть использованы при формировании общей стратегии развития инфраструктуры стран БРИКС как на внутристрановом, так и на межгосударственном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public-Private Partnership in BRICS Countries: Experience and Prospects of Implementation

Abstract: In the article the questions of application of public-private partnership (PPP) for the implementation of projects in infrastructure in the BRICS countries (BRICS). The analysis is carried out on the basis of a comparison of the legal framework in the field of public-private partnership and concession legislation, as well as the experience gained in the implementation of projects. Using data from open sources, materials of the meetings of the authorities and business on the issues of implementation of publicprivate partnerships, statements of responsible persons developed a comparative table that identified and summarized trends in the development of public-private partnership in the BRICS countries. Examines global trends in the sphere of use of PPP mechanisms in the five countries, as well as key sectors in which PPP projects. Identified current problems in the implementation of projects in the preparatory phase and in case of change of technical and financial parameters of the project. The practical significance of the results of this study is the feasibility of extending public-private partnership in the implementation of joint projects in the BRICS countries. The results of the study can be used in the formation of the General strategy of development of infrastructure of BRICS countries on how in-country and inter-state levels.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнёрство в странах брикс: опыт и перспективы реализации»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО В СТРАНАХ БРИКС: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Т.С. Черемная

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1.

В статье рассмотрены вопросы применения механизмов государственно-частного партнёрства (ГЧП) для реализации проектов в сфере инфраструктуры в странах БРИКС (BRICS). Анализ проведён на основе сопоставления нормативно-правовой базы в сфере государственно-частного партнёрства и концессионного законодательства, а также накопленного опыта реализации проектов. С использованием данных открытых источников, материалов заседаний органов власти и бизнеса по вопросам реализации проектов государственно-частного партнёрства, высказываний ответственных лиц разработана сравнительная таблица, в которой выявлены и обобщены тенденции развития государственно-частного партнёрства в странах БРИКС.

Рассматриваются глобальные тренды сферы использования механизмов ГЧП в пятёрке стран, а также ключевые отрасли, в которых реализуются проекты ГЧП. Выявлены актуальные проблемы реализации проектов на подготовительном этапе, а также в случае изменения технических и финансовых параметров проектов.

Практическая значимость результатов данного исследования состоит в целесообразности распространения практики государственно-частного партнёрства в реализации совместных проектов стран БРИКС. Результаты исследования могут быть использованы при формировании общей стратегии развития инфраструктуры стран БРИКС как на внутристрановом, так и на межгосударственном уровнях.

Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, БРИКС, международное сотрудничество, инфраструктура, социально-экономическое развитие, банк развития, государственное управление, муниципально-частное партнёрство, глобализация, социально-экономическое развитие.

Актуальность развития международного экономического и политического сотрудничества государств в эпоху глобализации постоянно возрастает. На этом фоне всё более мощным инструментом консолидации ресурсов экономического роста и международной безопасности становится деятельность БРИКС.

БРИКС представляет собой объединение крупных быстро развивающихся государств [8] (см. рис. 1), которые способны в масштабах мировой экономики аккумулировать имеющиеся ресурсы на базе сельскохозяйственного потенциала Бразилии, минеральных ресурсов России и Южно-Африканской республики, дешёвых интеллектуальных ресурсов Индии, мощной производственной базы Китая [18]. Очевидно и наращивание политического потенциала объединения.

Рисунок 1. Динамика ВВП в странах БРИКС в 1998-2014 гг.

Объём ВВП по годам, млрд долл. США

Развитие инфраструктуры в странах БРИКС

Наличие инфраструктуры выступает важной предпосылкой экономического развития и повышения конкурентоспособности, роста доли малого и среднего бизнеса в ВВП, стимулом международной торговли. Развитие инфраструктуры - один из компонентов, используемых Всемирным экономическим форумом для оценки международной конкурентоспособности стран. По оценке этого форума, в 2013 г. самое высокое качество инфраструктуры среди стран БРИКС имели Россия и Китая, занимавшие в рейтинге1 45-е и 48-е места. За ними следовали Южно-Африканская Республика, а Бразилия и Индия занимали 71-е и 85-е места соответственно [17, с. 7].

В условиях бюджетных ограничений поиск ресурсов для развития инфраструктуры решается в странах БРИКС в числе прочего через привлечение внебюджетных источников. Наряду с необходимостью инновационно-технологического партнёрства, взаимодействия в сфере энергетической и продовольственной безопасности, партнёрства в области конкурентной политики, формирования благоприятного

инвестиционного климата, поддержки малого бизнеса важной сферой сотрудничества становится обмен успешными практиками в вопросах развития инфраструктуры.

В мировой практике проблема инфраструктурных ограничений активно решается путём использования концессионных механизмов и государственно-частного партнёрства (ГЧП). При этом под государственно-частным партнёрством будем понимать систему взаимодействия бизнеса и власти в вопросах строительства, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры.

Концессионная и другие модели государственно-частного партнёрства среди стран БРИКС наиболее распространены в Индии, КНР и Бразилии (см. рис. 2). Ключевыми сферами их применения выступают производственная и коммунально-бытовая инфраструктура, переработка вторсырья, освоение сырьевых месторождений и сельхозземель.

Рисунок 2.

Доля проектов ГЧП в развитии производственной инфраструктуры стран БРИКС (в % от совокупной потребности в инфраструктуре)

/--N

Ь5 55 55 45

25 40 ■

1 1 ■

Российская Индия Китай Бразилия ЮАР

Федерация

N___

Источник: [8].

По оценкам ЮНКТАД и Экономической комиссии ООН, в вопросах развития инфраструктуры и применения механизмов государственно-частного партнёрства лидирует Китай, где сформирована жёсткая система контроля реализации проектов ГЧП, и имеется опыт участия иностранного капитала в таких парт-нёрствах.

Опыт государственно-частного партнёрства стран БРИКС

Тенденция к привлечению больших объёмов иностранных инвестиций на реализацию проектов ГЧП наметилась в Китае с начала 2000-х гг. [11, с. 2]. Развитие механизмов государственно-частного партнёрства в Китае регулируется двумя основными законами, которые способствовали распространению модели ГЧП. Прежде всего, это закон «О методах управления городскими коммунальными концессиями» 2004 г., который закрепляет правовые основы реализа-

1 Global Competitiveness Index составлен для 148 государств.

ции проектов по улучшению городской инфраструктуры. Тогда же был принят закон, направленный на реформирование инвестиционной схемы, облегчающей процедуру утверждения частных инвестиций.

Другим катализатором развития государственно-частного партнёрства в Китае стало принятое в 2005 г. Заключение Государственного Совета (Opinion of the State Council), способствующее развитию негосударственного сектора экономики. Этот закон впервые допустил частный сектор к участию в проектах в сфере энергетики, связи, железных дорог, авиации и переработки нефтепродуктов.

Большинство проектов государственно-частного партнёрства осуществляется по модели «строить-владеть-передавать» (Build-Own-Transfer, далее ВОТ), которая основана на частной собственности на объект и является наиболее удобной для всех стран-участниц БРИКС. В рамках этой модели государство предоставляет частным компаниям возможность выполнять проекты в течение определённого срока с целью получения прибыли. По окончании данного периода частная компания безвозмездно передаёт проект государству. Известные примеры подобных проектов: 6-я водоочистная установка в Ченгду, Северный объект по очистке сточных вод в Шеньянге и объекты по очистке сточных вод в Пекине; электростанция Laibin B PowerPlant в провинции Гуангчи.

Распространению механизмов ГЧП в Бразилии способствовало принятие следующих законодательных актов: Национальная программа по приватизации (National Privatization Program) и Закон о концессиях (№ 8987/95). Данные документы заложили основу участия частного сектора в бразильской экономике. При этом нормативно-правовая база в Бразилии выстроена в соответствии с принципом предоставления услуг государством в развитии инфраструктуры только тогда, когда существует необходимость и нет других альтернатив, что соответствует фундаментальным изменениям, вносимым в государственную политику.

В 1995 г. в Бразилии были принятые ключевые нормативно-правовые акты, но положение ГЧП было закреплено позже в Законе о государственно-частном партнёрстве № 11079 от 2004 г., который дополнил и закон о концессиях. В Бразилии ГЧП определяется как концессионный договор, однако фактически является формой концессии BOT, которая предназначена для проектов, нуждающихся в дополнительной поддержке государства [11, с. 5].

Практика применения ГЧП в Индии также достаточно обширна, и признана руководством страны в качестве одного из наиболее перспективных механизмов привлечения средств частных инвесторов для решения инфраструктурных задач. Целью применения механизмов государственно-частного партнёрства в Индии является повышение эффективности капитала

при соблюдении баланса интересов государства и частного бизнеса, предусматривающего диверсификацию рисков инвесторов.

Основы концессионного законодательства заложены в индийском законе о контрактах 1872 г. В данном акте законодатель чётко закрепил положения, регулирующие интерпретацию сроков и условий концессионного соглашения. В стране нет единого законодательства, регулирующего проекты ГЧП, а механизмы его внедрения закреплены в различных актах на уровне штата и на центральном уровне.

Конституция Индии разделяет права правительства Индии и правительств штатов. По конституции, каждый штат обязан зарегистрировать муниципальную корпорацию для отдельной сферы: строительство и содержание дорог, строительство мостов, водоснабжение, ликвидация отходов и предоставление бытовых услуг. В зависимости от функций, полномочий и прав, предоставленных правительством штата, муниципальная корпорация может заключать концессионное соглашение с частным третьим лицом [19, p. 3].

Такой подход используется и в России, но он не закреплён в конституции. В России действует специальный институт - Корпорация развития, в чьи задачи входит управление и организация проектов на принципах ГЧП (к примеру, Корпорация развития Калужской области). Чаще всего такие организации создаются на региональном, а не на муниципальном уровне.

Наиболее популярными формами реализации проектов ГЧП в Индии выступают схемы BOT или BOOT [13]. Для финансирования проектов и повышения коммерческой привлекательности крупных инфраструктурных проектов правительство Индии внедрило систему субсидированного финансирования (Viability Gap Funding), по которой недостаточно эффективные проекты получают субсидии в размере до 20% от совокупного объёма капиталовложений [5]. Предусмотрено предоставление дополнительных дотаций (до 20%) министерствами, правительствами штатов или другими ведомствами, к чьей сфере деятельности относится проект. Ссуды на финансирование консультационных услуг выделяет Индийский фонд по разработке инфраструктурных проектов.

Как и в других странах, в Индии есть своя негативная практика. К примеру, строительство автомагистрали Дели-Гургаон было отложено на несколько лет из-за задержек с государственным финансированием, необходимости изменения технической документации и проблем с выкупом земельных участков у частных собственников. Однако наметилась положительная тенденция с проектами в сфере образования и здравоохранения. Планы правительства в данных сферах масштабные, на ближайшее время предусмотрено строительство двух с половиной тысяч школ и полутора тысяч отраслевых учебных институ-

тов, реализация которых будет осуществляться при использовании механизмов ГЧП [5].

Государственно-частное партнёрство в ЮАР появилось в конце 1990-х гг. Оно основано на ст. 217 Конституции и регулируется следующими нормативно-правовыми актами: принятые в 1999 г. Закон об управлении государственными финансами и Нормативный регламент №16 Министерства финансов; Закон о муниципальных образованиях (2000 г.) и Закон об управлении муниципальными финансами (2003 г.). Законодатель пошёл по пути разграничения проектов по уровням государственного управления. Муниципальные проекты структурируются согласно Нормативному регламенту о муниципальном ГЧП от 2003 г.

Кроме требований к проектам ГЧП, предъявляемым на национальном и региональных уровнях, реализация муниципальных и отраслевых проектов требует обязательного соблюдения подзаконных актов муниципальных органов власти и профильных ведомств. Ключевыми критериями соответствия бизнес-проектов целям ГЧП считаются возможность их реализации, экономическая отдача и передача рисков частной стороне.

Одновременно с формированием нормативно-правовой базы появлялись и первые пилотные проекты ГЧП, главным образом в сфере обустройства платных автодорог, строительства тюрем, муниципального водоснабжения и туристической отрасли. В 2001 г. с учётом накопленного опыта и при финансово-техническом содействии государственных фондов международного развития США (ШАГО), Великобритании (Б1БГО) и Германии (БТ7) при Национальном казначействе Министерства финансов ЮАР был образован головной орган, в компетенцию которого были переданы функции общего финансового надзора и технического консультирования в рамках государственно-частного партнёрства [6].

Таким образом, важность решения инфраструктурных задач подталкивает страны БРИКС к развитию механизмов государственно-частного партнёрства, для чего постепенно формируется нормативно-правовая база. Необходимо отметить, что принятие закона о государственно-частном партнёрстве в странах БРИКС является постепенным процессом, зачастую идущим параллельно с реализацией пилотных проектов.

Страна Китай Бразилия Индия ЮАР Россия

Год становления ГЧП 2004 1995 1872 1999 2005

Конституционные изменения для ГЧП Нет Нет Введено положение об обязательной регистрации каждым штатом муниципальной корпорации для отдельной сферы Введена статья 217 Нет

Концессионное законодательство Закон о методе управления городскими коммунальными концессиями (2004 г.) Закон о концессиях № 8987 (1995 г.) Не выделено Не выделено ФЗ «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ (2005 г.)

Законодательство о ГЧП Opinion of the State Council (2005 г.) Национальная программа по приватизации (National Privatiza-tion Program); Закон о ГЧП № 11079 (2004 г.) Индийский закон о контрактах (1872 г.). Нет единого законодательства о ГЧП Закон об управлении государственными финансами; Нормативный регламент №16 Министерства финансов (1999); Нормативный регламент о муниципальном ГЧП (2003 г.) Федеральный закон «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Приоритетные формы ВОТ ВОТ ВОТ и ВООТ ВОТ ВОТ, ВООТ

Ключевые сферы реализации проектов ГЧП Дорожное строительство, экологическая инфраструктура, электростанции Автомобильные дороги, социальная инфраструктура Автомагистрали, образование, здравоохранение Обустройство платных автодорог, строительство тюрем, муниципального водоснабжения и туристической отрасли Коммунальная, социальная, энергетическая и транспортная сферы [9]

Источник: [6].

Таблица 1.

Сравнительная характеристика особенностей реализации проектов ГЧП в странах БРИКС

Сравнительная характеристика особенностей реализации проектов ГЧП в странах БРИКС представлена в таблице 1.

В Индии и ЮАР возможность применения механизмов государственно-частного партнёрства потребовала внесения изменений в конституцию. В России основной закон позволял развивать законодательство в сфере ГЧП и концессий. Некоторые эксперты склоняются к мнению, что в условиях недавно принятого закона о ГЧП необходимо внесение конституционных изменений в части перераспределения полномочий между федерацией и субъектами РФ, что позволит формировать более адаптивную политику ГЧП в регионах, учитывая их специфические особенности и значительную дифференциацию в социально-экономическом развитии субъектов.

Концессионное законодательство отделено от законодательства о ГЧП во всех странах БРИКС, кроме Индии и ЮАР. Как и в России, принятие концессионного законодательства предваряло закон о ГЧП. В России промежуток между принятием закона о концессиях и закона о ГЧП растянулся на десятилетие.

Во всех странах БРИКС с начала 2000-х гг. признано, что государственно-частное партнёрство представляет собой перспективный механизм привлечения средств частных инвесторов. Наиболее распространенной формой реализации проектов можно считать ВОТ.

В целом наметился глобальный тренд к расширению сферы использования механизмов ГЧП в БРИКС. Если первые проекты ГЧП были связаны преимущественно с транспортной инфраструктурой (главным образом, строительство платных магистралей), то постепенно фокус смещается в сферы образования и здравоохранения. Другая тенденция - снижение капиталоёмкости и масштаба проектов от очень крупных федеральных, национальных к региональным и муниципальным. Этот факт подтверждает принятие нормативно-правовых актов для регулирования муниципального ГЧП (к примеру, Нормативный регламент о муниципальном ГЧП в ЮАР в 2003 г., изменение трактовки и названия закона о ГЧП в России как регулятора, в том числе и ГЧП на муниципальном уровне). Всё большую актуальность получают вопросы развития моногородов с учётом налоговых и тарифных преференций, территорий опережающего развития. Остро стоит вопрос привлечения к реализации проектов ГЧП субъектов малого и среднего бизнеса, что требует унификации правовой среды.

Таким образом, постепенно формируется тренд к усилению значимости института муни-ципально-частного партнёрства, необходимости законодательного закрепления отдельных его аспектов, а также глобального межстранового ГЧП, позволяющего решать более капиталоёмкие и важные для нескольких стран задачи (например,

строительство магистрали двух столиц «Москва-Пекин» [14]).

Перспективы межгосударственного партнёрства стран БРИКС в реализации ГЧП-проектов

На национальном уровне в странах БРИКС сформирована институциональная основа ГЧП, постепенно формируются региональные и муниципальные институты. Однако в сфере наднационального взаимодействия такие механизмы пока находятся в стадии становления. В частности, речь идёт о планах реализации крупных инфраструктурных проектов с помощью финансовых инструментов Банка развития БРИКС, соглашение об образовании которого было подписано участниками саммита БРИКС 15 июля 2014 г. в Форталезе (Бразилия) [12].

Роль Банка развития БРИКС состоит в формировании собственного инструмента содействия развитию совместных проектов, отвечающего их интересам, целям и приоритетам. На саммите БРИКС и ШОС у Уфе в июле 2015 г. было завершено создание Нового банка развития БРИКС, который сможет предоставить до 400 млрд долл. долгового и акционерного финансирования, учитывая, что при полном объёме уставного капитала в 100 млрд долл. кредитные средства составят около 200—300 млрд долл., то есть совокупная величина финансирования составит 300—400 млрд долл. [4].

Совместные проекты будут касаться транспортной инфраструктуры, инфраструктуры, связанной с транспортировкой традиционных сегментов российского экспорта, главным образом, в рамках концессионного законодательства. Относительно России и стран, где концессионное законодательство отделено от законодательства о ГЧП, в связи с принятием закона о ГЧП проекты не будут остановлены, поскольку они регулируют правовые отношения разного рода. Основная проблема состоит в необходимости согласования интересов и способов их реализации со всеми партнёрами [1].

Интерес инвесторов стран БРИКС вызывают совместные инвестпроекты, научно-исследовательские разработки в области импорто-замещения с их участием; развитие восточных территорий России с привлечением инвесторов в регионы Дальнего Востока. Всё большую актуальность получают совместные бизнес-проекты в энергетике, горнодобыче, информационных и коммуникационных технологиях, строительстве.

Для реализации этих задач также разработана Стратегия экономического партнёрства. Предоставлены новые перспективные возможности совместных инвестиционных проектов в реальных секторах экономики и увеличения товарооборота [10].

Перспективные направления и инициативы совместных проектов стран-участниц БРИКС представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Перспективные направления и инициативы совместных проектов стран-участниц БРИКС

Страна Направления и инициативы Роль России

ЮАР Сеть проектов по добыче полезных ископаемых с участием специалистов и техники из Китая. Совместный проект ЮАР, России и Индии в сфере услуг телеметрии. Обучение специалистов из ЮАР. Специалисты-учёные в области медицины.

Бразилия Строительство каскада гидроэлектростанций. Единая сеть железных дорог на территории Бразилии. Строительство гидросооружений и поставка оборудования, наладка сервисного обслуживания, обучение персонала. Участие ОАО «Российские железные дороги» в проекте.

Индия Создание агрохолдингов и совместных предприятий по производству продуктов питания, в первую очередь, мясных. Очистные сооружения и добыча воды. Опыт России по созданию сельскохозяйственных предприятий.

Китай Высокоскоростная магистраль «Москва-Пекин» Высокие технологии — авиастроение, космос. Проекты в области здравоохранения и экологии. Продовольствие. Строительство магистрали может быть реализовано в рамках Шёлкового пути.

Источник: [10].

Таким образом, катализатором ускорения внутри- и межгосударственных проектов ГЧП в странах БРИКС может стать обмен опытом законодательном регулировании, а также совместное изучение практики реализации проектов. К примеру, успешно апробированная в Китае практика ГЧП способствует востребованности такого опыта в России и, соответственно, привлечению китайских инвестиций.

По имеющимся данным, в РФ в 2014-2020 гг. совместно с партнёрами из Китая намечена реализация более 100 ГЧП-проектов в различных отраслях. В частности, уже реализуется проект строительства Хуадянь-Тенинской парогазовой ТЭЦ мощностью 450 МВт в Ярославле (партнёры - российская компания ТГК-2 и корпорация «Хуадянь») [16]. Идёт строительство участка ЮАР - Бразилия (9900 км) общего подводного оптоволоконного кабеля протяжённостью 34 000 км между странами БРИКС (проект коммуникационной связи Cable BRICS) [3].

При реализации совместных проектов ГЧП могут возникнуть многочисленные риски: рыночные; снижения выручки; неплатежей; завышения стоимости строительства и эксплуатации;

недооценка размера долгосрочных вложений; кредитные; выхода из проекта одной из сторон; изменений в законодательстве; «сдвигов» в экономике; валютные; налоговые; потери управления активами и другие.

Особого внимания при реализации совместных проектов заслуживает вопрос оценки затрат на подготовительном этапе, эскалации цен в результате возникающих экологических и социальных проблем, изменении технических и финансовых параметров проектов и др. Крайне важным также является реализация внешнего аудита действий государственных организаций в форме защиты общественных интересов в процессе государственных расходов [15].

На сегодняшний день страны БРИКС предприняли немало усилий для того, чтобы привлечь средства частного сектора в инфраструктуру, а также устранению существующих уязвимых мест, которые препятствовали их экономическому развитию. На повестке дня стоит тиражирование успешных практик государственно-частного партнёрства в реализации совместных проектов.

Список литературы

1. Баженов А.В. Кризис - время ГЧП. Федеральный центр проектного финансирования. Режим доступа: http://www.fcpf.ru/media/krizis-vremya-gchp/ (дата обращения: 15 июля 2015 г.)

2. Катырин С.Н. БРИКС выбирает проекты. Режим доступа: http://www.gazeta.ru/ (дата обращения: 15 июля 2015 г.)

3. Кульков В.Н. От Екатеринбурга до Уфы: БРИКС - первый раунд 2009-2013. Экономические опоры, региональные вектора, приоритетные отрасли устойчивого промышленного развития // ЮНИДО в России. Режим доступа: http://www.unido-russia.ru/archive/special_02/ (дата обращения: 15 июля 2015 г.)

4. Кундапур В.К. Новый банк развития БРИКС сможет предоставить финансирование на 400 млрд долларов. Режим доступа: http://www.banki.ru/news/ (дата обращения: 15 июля 2015 г.)

5. О государственно-частном партнёрстве в Индии. Государственно-частное партнёрство в России. Режим доступа: http://www.pppinrussia.ru/ (дата обращения: 15 июля 2015 г.)

6. О государственно-частном партнёрстве в Южно-Африканской республике. Режим доступа: http:// www.pppinrussia.ru/userfiles/ (дата обращения: 15 июля 2015 г.)

7. Официальный сайт «Международный валютный фонд». Режим доступа: http://www.imf.org/external/ data.htm (дата доступа: 15.07.2015)

8. Официальный сайт «Мировая статистика». Режим доступа: http://world-statistics.org/ (дата обращения: 15 июля 2015 г.)

9. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнёрства. 2014-2015 г. Министерство экономического развития РФ. Центр развития государственно-частного партнёрства.

10. Руденский И.Н. Инвесторам БРИКС интересны совместные с РФ бизнес-проекты. Информационное агентство «ТПП-Информ». Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/news/20030 (дата обращения: 15 июля 2015 г.)

11. Садыхов А.П. Модель ГЧП в Китае: две стадии развития. Управление по планированию программ ГЧП и взаимодействию с МФО. Центр государственно-частного партнёрства Внешэкономбанка. 2010 г.

12. Силуанов А.Г. Подписано соглашение о создании Нового банка развития БРИКС. Деловая газета «Взгляд». Июль 2014 г. Режим доступа: http://vz.ru/news/2014/7/15/695710.html (дата обращения: 15 июля 2015 г.)

13. Тайжанова Ж.А. ГЧП в Индии. Казахстанский центр государственно-частного партнёрства. Режим доступа: http://kzppp.kz/ru/gcp/ (дата обращения: 15 июля 2015 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Усов И. Китай готов построить высокоскоростную железнодорожную магистраль из Москвы в Пекин за $242 млрд. Ведомости, январь 2015.

15. Центры развития государственно-частного партнёрства: сравнительный анализ. Центр развития государственно-частного партнёрства. Москва, 2010. Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/ (дата обращения: 15 июля 2015 г.)

16. Шмелёва Е.А. Российская Бизнес-газета: Государственно-частное партнёрство. № 958 от 29 июля 2014 г.

17. Шпильковская Н.М. Развитие инфраструктуры в странах БРИКС. «Мосты» Аналитика и новости о торговле и устойчивом развитии. Издательство ICTSD. Международный центр по торговле и устойчивому развитию. Женева, Швейцария. Выпуск 4 - 2014.

18. Экономическое обозрение: страны БРИКС придают большое значение вопросам продовольственной безопасности, угрожающим устойчивому развитию. Режим доступа: http://russian.cri. cn/841/2011/12/04/1s406703 (дата обращения: 15 июля 2015 г.)

19. Pylee M.V. India's Constitution. S. Chand & Co., 1997.

Об авторе

Татьяна Сергеевна Черемная - кандидат политических наук, руководитель Центра эффективного развития территорий. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1. E-mail: tatiana.cheremnaya@mail.ru.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN BRICS COUNTRIES: EXPERIENCE AND PROSPECTS OF IMPLEMENTATION

T.S. Cheremnaya

Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation, Moscow, Vernadsky prospect, 82.

Abstract: In the article the questions of application of public-private partnership (PPP) for the implementation of projects in infrastructure in the BRICS countries (BRICS). The analysis is carried out on the basis of a comparison of the legal framework in the field of public-private partnership and concession legislation, as well as the experience gained in the implementation of projects. Using data from open sources, materials of the meetings of the authorities and business on the issues of implementation of public-private partnerships, statements of responsible persons developed a comparative table that identified and summarized trends in the development of public-private partnership in the BRICS countries. Examines global trends in the sphere of use of PPP mechanisms in the five countries, as well as key sectors in which PPP projects. Identified current problems in the implementation of projects in the preparatory phase and in case of change of technical and financial parameters of the project. The practical significance of the results of this study is the feasibility of extending public-private partnership in the implementation of joint projects in the BRICS countries. The results of the study can be used in the formation of the General strategy of development of infrastructure of BRICS countries on how in-country and inter-state levels.

T.C. MepeMHaa

Key words: public-private partnership, BRICS, international cooperation, infrastructure, socioeconomic development, development Bank, public administration, municipal-private partnership, globalization, socio-economic development.

References

1. Bazhenov A.V. Krizis - vremja GChP. [The crisis - time PPP] Federal'nyj centr proektnogo finansirovanija. URL: http://www.fcpf.ru/media/krizis-vremya-gchp/ (accessed 15 July 2015).

2. Katyrin S. N. BRIKS vybiraet proekty. [BRICS selects the projects]. URL: http://www.gazeta.ru/ (accessed 15 July 2015).

3. Kulkov V.N. Ot Ekaterinburga doUfy: BRIKS - pervyj raund 2009-2013. Jekonomicheskie opory, regional'nye vektora, prioritetnye otrasli ustojchivogo promyshlennogo razvitija. [From Ekaterinburg to Ufa: BRICS -the first round 2009-2013. Economic support, regional vector, priority sectors for sustainable industrial development]. Zhurnal «JuNIDO v Rossii». URL: http://www.unido-russia.ru/archive/special_02/special_02_ art12/ (accessed 15 July 2015).

4. Kundapur V.K. Novyj bank razvitija BRIKS smozhet predostavit' finansirovanie na 400 mlrd. dollarov. [The new development Bank of the BRICS will be able to provide funding for 400 billion dollars]. URL: http:// www.banki.ru/news/ (accessed 15 July 2015).

5. O gosudarstvenno-chastnom partnerstve v Indii. [On public private partnership in India] Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii. URL: http://www.pppinrussia.ru/ (accessed 15 July 2015).

6. O gosudarstvenno-chastnom partnerstve v Juzhno-Afrikanskoj respublike. [On public-private partnership in the Republic of South Africa]. URL: http://www.pppinrussia.ru/userfiles/ (accessed 15 July 2015).

7. Oficial'nyj sajt «Mezhdunarodnyj valjutnyj fond». [Official website of the international monetary Fund]. URL: http://www.imf.org/external/data.htm (accessed 15 July 2015).

8. Oficial'nyj sajt «Mirovaja statistika». [Official website of «World statistics»]. URL: http://world-statistics.org/ (accessed 15 July 2015).

9. Rejting regionov Rossii po urovnju razvitija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. 2014-2015 g. [The rating of Russian regions by the level of development of public-private partnership. 2014-2015] Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija RF. Centr razvitija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. 2015 g.

10. Rudenskij I. N. Investoram BRIKS interesny sovmestnye s RF biznes-proekty. [Investors BRICS interesting joint with the Russian business projects] Informacionnoe agentstvo «TPP-Inform». URL: http://www.tpp-inform. ru/news/20030.html (accessed 15 July 2015).

11. Sadyhov A.P. Model' GChP v Kitae: dve stadia razvitija. [The PPP model in China: two stages of development] Upravlenie po planirovaniju program GChP i vzaimodejstviju s MFO. Centr gosudarstvenno-chastnogo partnerstvaVneshjekonombanka. Moskva. 2010.

12. Siluanov A.G. Podpisano soglashenie o sozdanii Novogo banka razvitija BRIKS. Delovajagazeta «Vzgljad». Ijul' 2014 g. [The business newspaper «Sight»]. URL: http://vz.ru/news/2014/7/15/695710.html (accessed 15 July 2015).

13. Tajzhanova Zh.A. GChP v Indii [PPP in India] Kazahtanskij centr gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. URL: http://kzppp.kz/ru/gcp/ (accessed 15 July 2015).

14. Usov I. Kitaj gotov postroit' vysokoskorostnuju zheleznodorozhnuju magistral' iz Moskvy v Pekin za $242 mlrd. [China is ready to build high-speed rail line from Moscow to Beijing for $242 billion].Vedomosti, janvar' 2015.

15. Centry razvitija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: sravnitel'nyj analiz. [The centers of development of public-private partnerships: a comparative analysis] Centr razvitija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Moskva, 2010. URL: http://pppcenter.ru/assets/ (accessed 15 July 2015).

16. Shmeleva E.A. Rossijskaja Biznes-gazeta: Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. [Public-private partnership] № 958 ot 29 ijulja 2014 g.

17. Shpil'kovskaja N.M. Razvitie infrastruktury v stranah BRIKS. «Mosty» Analitika i novosti o torgovle i ustojchivom razvitii. Izdatel'stvo ICTSD. Mezhdunarodnyj centr po torgovle i ustojchivomu razvitiju. [Infrastructure development in BRICS countries. "Bridges" Analysis and news on trade and sustainable development]. Zheneva, Shvejcarija. Vypusk 4 - 2014.

18. Jekonomicheskoe obozrenie: strany BRIKS pridajut bol'shoe znachenie voprosam prodovol'stvennoj bezopasnosti, ugrozhajushhim ustojchivomu razvitiju. [Economic review: the BRICS countries attach great importance to the food security issues that threaten sustainable development]. URL: http://russian.cri. cn/841/2011/12/04/1s406703 (accessed 15 July 2015).

19. Pylee M.V. «India's Constitution», S. Chand & Co., 1997, Pg 3 (In Indian).

About the author

Tatiana S. Cheremnaya - PhD, head of the Center for effective development of territories. Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation. E-mail: tatiana. cheremnaya@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.