МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Т.П. Кочнева
МАЛИННИКИ - УСАДЬБА ВУЛЬФОВ. НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ
Прошло 177 лет с той поры, когда А.С. Пушкин впервые гостил в Малинниках1. Усадьба эта, несмотря на усердные изыскания многих ученых, краеведов, работников музея, архивистов, хранила себя бережно и поныне полна нераскрытых тайн. До сих пор не найдено ни одного плана усадьбы, неизвестно, как выглядела она не только в пушкинское, но и в более позднее время. По отдельным фотографиям построек в усадьбе невозможно составить о ней полное представление. Неизвестна дата постройки здания, где жил Пушкин, и даже место, где оно стояло, не определено.
Слово «Малинники» не раз оставила рука поэта в коротких росчерках под рукописями, в его письмах к друзьям. Дорогого стоит пушкинская фраза из письма к Наталье Николаевне в августе 1833 г.: «Ты не угадаешь, мой ангел, откуда я к тебе пишу: из Павловска; между Берно-вом и Малинников, о которых, вероятно, я тебе много рассказывал.. .»2.
Остается только догадываться, о чем рассказывал А.С. Пушкин своей супруге. Наталья же Николаевна, даже после смерти мужа, отвечая на вопросы П.В. Анненкова, первого биографа поэта, об-
1 Малинники. Имение Вульфов в Тверской губернии, которое П.А.Осипова унаследовала по смерти своего мужа Н.П.Вульфа (1814), находится в 8 км от Бер-нова. По приглашению хозяйки Пушкин гостил здесь осенью 1828 г.; заезжал в марте 1830 г.; был проездом в августе 1833 г.
2 Пушкин А.С. Письмо Н.Н.Пушкиной из Павловского, август 1833 г. // Пушкин А.С. Полн. собр. соч. - М.; Л., 1951. - Т.10. - С. 437.
ронила, что в 1829 г. Пушкин по возвращении из Арзерума только проехал по Никитской и «умчался к Вульфовым в Малинники».
Именно П.В.Анненков, блестящий, талантливый мемуарист, впервые обозначил Малинники на биографической карте поэта: «.окончив “Полтаву”, Пушкин тотчас же уехал из Петербурга, и притом в ясном состоянии духа, а 27 октября был уже в Тверской губернии, в деревне Маленники (так у Анненкова), принадлежавшей соседям Пушкина по Михайловскому - владетелям Тригорского»1.
Полвека спустя после смерти поэта тверское краеведение проявило интерес к пушкинским местам в Старицком уезде и в первую очередь к Малинникам. В.И.Колосов2, побывав в усадьбе, указал на существование в Малинниках дома, где жил Пушкин: «Ознакомившись с подробностями пребывания А.С. Пушкина в Тверской губернии, мы решились посетить <те> самые места, где в не особенно давние времена бывал наш великий поэт. Побывали мы при этом в Малинниках, Павловском и Бернове. Но немного нашли мы здесь следов великого человека, - так быстро изглаживает их наша жизнь. В Малинниках цел еще дом, в котором гостил некогда Александр Сергеевич. Теперь это поместье за смертью А.Н.Вульфа принадлежит сыну Евпраксии Николаевны - барону Вревскому. Осмотрели мы этот дом, в одной половине которого живет теперь управляющий Вревского; нам не показали при этом даже комнаты, которую занимал некогда А.С. Пушкин»3.
Новая волна интереса к Малинникам всколыхнулась в связи со 100-летием со дня рождения поэта. Тверской историк Овсяников Н.Н., побывав в Малинниках, подтвердил, что в пушкинском доме все еще проживает управляющий барона Вревского, но дом он называет развалиной, не давая при этом никакого его описания. Первым, как очевидец, подробно описал дом пушкинской поры в Малинниках
1 Анненков П.В. Материалы для биографии Пушкина. - М., 1984. - С. 203.
2 Колосов В.И. - член Тверской ученой архивной комиссии. 18 мая 1888 г. прочел комиссии реферат «Александр Сергеевич Пушкин в Тверской губернии в 1827 г.». (В названии реферата ошибочно указан 1827 г. На самом деле первое посещение А.С. Пушкиным Тверской губернии относится к 1828 году. - прим. Т.К.).
3 Тверской венок Пушкину: Сборник / Сост. Смирнов А.Е. - М., 1989. - С. 65.
Иванов И.А.1: «Теперь Малинники очень скучное место, и думается, что оно всегда таким и было. Там нет ни парка, ни сада. Старый одноэтажный помещичий дом времен Пушкина отлично сохранился; он выстроен из корабельного леса. Посредине широкое открытое крыльцо поддерживается колоннами из толстых сосновых бревен. Комнаты низкие, глубокие и мрачные; кое-где еще остались потолки с матицами; окна небольшие и их мало (не очень давно подъемные рамы заменены обыкновенными створчатыми); мебель старинная, красного дерева, кресла жесткие, неудобные, с закругленными цельными деревянными спинками, на стенах висят 2-3 зеркала в старинных красивых рамах красного дерева да единственный портр2 ет прежнего владельца Малинников, Алексея Николаевича Вульфа» .
Это словесные описания. Первые снимки малинниковского дома пушкинской поры выполнены, скорее всего, М. Л.Гофманом, побывавшим здесь дважды летом 1913 г. По его словам, пушкинские места в Тверской губернии «достаточно хорошо известны всему русскому обществу, несмотря на то, что Малинники, Берно-во, Покровское и проч. мало посещаются даже пушкинистами и пушкинианцами. Эти места были излюблены художником Левитаном, жившим в Затишье3 (рядом с Покровским)4 и часто вдохновлявшимся природой Тверской губернии»5.
В июле 1913 г. М.Гофман в письме к Б.Л.Модзалевскому пишет: «.шлю привет свой, малинниковскими впечатлениями насыщенный. Изъездил порядочно <по> Тверской губернии и собрал жатву, правда,
1 Иванов И.А. - Председатель и почетный член Тверской ученой архивной комиссии. Опубликовал доклад «О пребывании А.С. Пушкина в Тверской губернии» в сборнике Тверского общества любителей истории, археологии и естествознания (Тверь, 1903. - Вып.1).
2 Цит. по: Тверской венок Пушкину. - С. 73.
3 Затишье - в прошлом хутор Курово. Местечко в 1,5 верстах от Курово-Покровского, усадьбы Понафидиных. Первоначально принадлежало А.И.Понафидиной, в девичестве Вульф. В мае 1891 г. здесь поселился И.И. Левитан с С. П.Кувшинниковой.
4 Покровское (Курово-Покровское) - имение Вульфов-Понафидиных, его получила в качестве приданого Анна Ивановна Вульф (1784-1873), выходя замуж за Павла Ивановича Понафидина (1784-1869). В Курово-Покровском останавливался А.С. Пушкин в 1828-1829 гг.
5 Гофман М.Л. Из пушкинских мест // Пушкин и его современники: Материалы и исследования. - Пг., 1914. - Вып.1920. - С. 100.
скромную: несколько автографов (писем Пушкина и П. А.Осиповой)1, альбом2 и кое-какая мелочь3. Доволен этим да и тем, что побывал в любопытных местах, из которых больше всего мне понравились Малин-ники...»4.
«Как следует из воспоминаний Гофмана, он оказался в Пушкинских местах Тверской губернии по приглашению своей ученицы В.М.Сергеевой...»5.
Валентина Михайловна Сергеева (1902-1990) вместе с сестрой обучалась в частной гимназии Э.П.Шаффе, где русский язык и литературу преподавал М. Л.Гофман. Ее бабушка, Юлия Павловна Шрейбер, тоже была преподавателем. У нее учились Понафидины. Она же учила французскому языку Лику Мизинову. Мать Валентины Михайловны - одногодка Лики Мизиновой - Мария Федоровна Шрейбер (в замужестве Сергеева), очень дружила с Ржевскими, а Ржевские и Понафидины близкие родственники6. Отсюда пошли дружба и приглашения погостить в Малинниках, Курово-Покровском, Затишье в 1910-1917 гг. Сюда Валентина Михайловна приезжала на отдых вместе с матерью в указанные годы.
В ту пору хозяевами Малинников и Курово-Покровского были Понафидины - Михаил Николаевич и Инна (Евпраксия) Степановна
1 Речь идет о письмах Пушкина к П.А.Осиповой от 1 августа 1825 г., 4 и 15 сентября 1826 г. Понафидина И.С. пожертвовала их в Пушкинский Дом (ПД).
2 Альбом с двумя собственноручными записями Пушкина принадлежал Анне Вульф. Его подарила ПД Понафидина Е. С.
3 Может быть, в разряд мелочей попало письмо А.А.Дельвига к П.А.Осиповой от 15 сентября 1826 г.
4 Краснобородько Т.И. Письма М.Л.Гофмана к Б.Л.Модзалевскому // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома. - СПб., 2004. - С. 213.
5 Краснобородько Т.И. Письма М.Л.Гофмана к Б.Л.Модзалевскому // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома. - СПб., 2004. - С. 215; Кочнева Т.П. Б.Л.Модзалевский и Тверской край // Рус. лит. - 2003. - № 2. - С. 163.
6 Анна Павловна Понафидина (р. 1820 г. - ) дочь П.И. и А.И .Понафидиных, была замужем за Федором Константиновичем Ржевским. Их сыну, Алексею Федоровичу, принадлежало Затишье. Позднее за Константина Алексеевича Ржевского вышла замуж дочь Понафидиных - Николая Павловича (1819-1895) и Серафимы Александровны, в девичестве Юргеневой (1836-1916). Их дочь Анна (Ася) Ржевская - одногодка В.М.Сергеевой. Девочки были дружны.
(в девичестве Вревская), внучка пушкинской Зизи1. Они принимали в Малинниках в 1913 г. М.Гофмана, переписывались с Б.Л.Модза-левским, и передали в Пушкинский Дом много вещей и документов, имеющих отношение к А.С. Пушкину, фамильные бумаги2.
Михаил Николаевич по собственному проекту построил в усадьбе Малинники новый деревянный двухэтажный дом. Дом был высоким и светлым, в нем всем хватало места: и хозяевам, и гостям. В 1913 г. Михаил Николаевич построил в Курово-Покровском завод, производящий кирпич для внутрихозяйственных нужд. Кирпич выпускался с клеймом «МП». Скорее всего именно этим кирпичом и был обложен дом пушкинской поры (его называли флигелем), который простоял в усадьбе до 1923 г.3. Все это видели В.М.Сергеева и М.Л.Гофман, оказавшиеся в усадьбе в одно и то же время - летом 1913 г.
Наше знакомство с В.М. Сергеевой состоялось в Бернове весной 1976 г., куда Валентина Михайловна приехала «на встречу с прошлым». Завязалась переписка. Мы получили от нее описание и план усадьбы Малинники на 1910-1917 гг. Так в наших руках оказался первый и пока единственный план усадьбы, выполненный очевидцем.
Летом 1990 г. мы пригласили ее в Берново и побывали вместе с гостьей в Малинниках. Вместе с научными сотрудниками музея А.С. Пушкина наша гостья «читала» усадьбу, многое вспоминала, уточняла план, теперь уже на месте. Она привезла и подарила музею много фотографий. Рассматривая имевшиеся в архиве музея фотоснимки семейства Понафидиных-Вревских, называла знакомые ей лица.
1 Понафидин Михаил Николаевич (р. не ранее 1S5S-1S15), владелец Куро-во-Покровского. Сын Николая Павловича и Серафимы Александровны Понафи-диных. Окончил юр. фак-т Московского университета. С 1S91 г. женат на Евнрак-сии Вревской, которой достались в наследство Малинники. Супруги окажутся последними хозяевами Курово-Покровского и Малинников.
2 В ПД. в фонде Б. Л. Модзалевского хранится комплекс материалов Понафидиных, переданных хозяевами Малинников и Курово-Покровского М.Л.Гофману и Б.Л.Модзалевскому в 191З-191б гг. И.С. Понафидина передала принадлежавшую ей часть архива Вревских в ПД в 1920-192б гг. через Б.И.Коплана.
3 Кирпичи с клеймом «МП» были обнаружены во время архитектурно-арехологического изучения усадьбы Малинники в 1997 г. См.: Тверская старина. -Тверь, 199S. - № 1б-17. - С. 19.
Вот что мы от нее узнали. «Малинники в том виде, в каком они достались Михаилу Николаевичу и Инне Степановне Понафи-диным, были мало похожи на старинное имение с парком, аллеями, прудами и лебедями. Там ничего этого не было. Не было ни ограды, ни старинных въездных ворот. Все было открыто всем. Правда, был забор от скота из жердей внизу, за флигелем.
Пушкинский флигель был очень маленький. Во флигеле постоянно жила «домоуправительница» Аннушка. Из какой она была деревни, не знаю, и фамилии ее не помню. Но мы, дети, очень ее боялись, и в дом она нас не пускала, а сама сидела часто на крылечке. Во флигеле я была только один раз. Видела одну комнату, уставленную по стенам старинными шкафами, полными книг. Коричневые кожаные глубокие кресла и диван, и, как будто, стоял письменный стол. Сколько было комнат, не знаю, но флигель был маленький одноэтажный. Крыльцо выходило напротив большого дома. Домик утопал в кустах сирени. Думаю, что и окна выходили в сторону дома. Таким образом, Понафидины жили и принимали гостей в новом двухэтажном доме. А пушкинский домик, так называемый флигель, занимал Ипполит Степанович Вревский, родной брат Инны Степановны. Толстый, маленький, лысый». Таким запомнила его Валентина Михайловна Сергеева.
Можно ли назвать жизнь этого семейства счастливой? Из шестерых детей выжило только трое, и все девочки: Ольга, Татьяна и глухонемая Муля - Мария. Родители потеряли двух сыновей, со смертью которых прекратился старинный род Понафидиных по линии Павла Ивановича. А сам Михаил Николаевич умер летом 1915 г. До заката усадьбы, столь любимой Пушкиным, останется совсем немного.
Революция застала В.М.Сергееву, 15-летнюю девочку, в Малинниках. Приехавшая за нею мать увезла девочку в Москву.
Господа были в растерянности. Гости покидали усадьбу. Тем, кто остался, предстояли нелегкие дни. В Курово-Покровском жили сестры Михаила Николаевича Понафидина - Анна Николаевна и Вера Николаевна. Первой покинула родовое гнездо Вера Николаевна, а затем, в 1923 г., будет выселена и Анна Николаевна Понафидина. Инне Степановне Понафидиной, теперь уже бывшей владелице усадьбы, Академия наук выдала грамоту. Пушкинский Дом поручил ей охранять до вывоза в Петроград библиотеку, архив и личные вещи. Однако охрана не могла спасти старый дом.
1l4
В декабре 1922 г. инструкторы УЗУ1 составили акт обследования и оценки пушкинского дома в Малинниках, указав при этом его размеры. Вот они: «Дом деревянный, 12 на 20 аршин (9м на 15м. - Т.К.), крыт дранью, причем половина дома снаружи облицована кирпичом, крыша совершенно худая и местами обносивши, рам, дверей, пола и потолка почти совершенно нет, так как эти предметы выломлены и растасканы. Имеется 1 печь.
Оценка дома - 20 пудов ржи (320 кг. - Т.К.) При этом упоминаем, что этот домик как домик Пушкина весной сего года как будто по распоряжению УЗУ не должен быть бы продаваем как памятник старины, .но в настоящее время мы находим, .что этот домик необходимо продать с торгов, так как весь он постепенно расхищается местным, вероятно, населением. И если его не продать, то все равно он весь погибнет»2. Так оно и случилось.
В 1923 г. в усадьбе Малинники побывал вместе со студентами профессор Тверского пединститута А.Н.Вершинский. Он увидел дом с обрушившимися крышей, перегородками, потолками, в нем не было рам и дверей. В этом же году дом рухнул. И только двухэтажное здание, построенное М.Н.Понафидиным, еще оставалось целым. Его хозяйку, Инну Степановну, пытались лишить права пользования землей, ссылаясь на дворянское происхождение ее самой и родственников. В 192б г. ее выселили из усадьбы. Она уехала с глухонемой Марией в Ленинград к дочери Татьяне, увозя с собой, как память, оставшиеся документы и мелкие вещи из родительского гнезда, то самое дорогое, что еще напоминало о прежней жизни.
Она помогала воспитывать внуков и зарабатывала шитьем белья и вышиванием. Умерла во время блокады Ленинграда. Прошли годы, и ее дочь и внуки, часто бывавшие в Курово-Покровском, Бер-нове, Малинниках, передадут в музей А.С. Пушкина в Бернове те самые ценные вещи: ломберный столик, дуэльный пистолет А.Н.Вульфа, шкатулку для бумаг Е.Н.Вревской, столовое серебро, предметы для рукоделия из Малинников, серию редких фотографий. Семья трепетно относилась к прошлому. Расставаясь с вещами, они определили им долгую жизнь на родине предков.
1 УЗУ - Уездное земское управление.
2 ГАТО (Гос. арх. Твер. обл.), 1923. - Ф. 1320. Оп.2. Д.17б. - Л.З2.