Научная статья на тему 'Максим Горький и современный издательский процесс'

Максим Горький и современный издательский процесс Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Максим Горький / творческое наследие / литературная репутация / современный издательский процесс / книжный рынок. / Maxim Gorky / artistic heritage / modern editorial process / literary reputation / book market.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Степанова Алла Сергеевна

Статья посвящена издательской судьбе творческого наследия М. Горького в постсоветскую эпоху. Этот вопрос рассматривается на примере трех произведений писателя: пьесы «На дне», цикла «Несвоевременные мысли» и романа «Мать». Речь идет об изменении стратегии издателей по отношению к сочинениям М. Горького в течение трех последних десятилетий: эти изменения связаны не только со спецификой писательской репутации М. Горького, но и с общими закономерностями развития книжного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maxim Gorky and the Modern Editorial Process

The article is devoted to the editorial destiny of Maxim Gorky’s artistic heritage in post-Soviet epoch, on the material of three of his works “The Lower Depths”, “Untimely Thoughts” and “The Mother”. The author is discussing the editors’ change of attitude towards Gorky’s writings during the last 30 years. This change is determined not only by the specifics of Gorky’s reputation as a writer, but by the general laws of the book market development.

Текст научной работы на тему «Максим Горький и современный издательский процесс»

УДК 82.09

А. с. степанова

Максим Горький и современный издательский процесс

Статья посвящена издательской судьбе творческого наследия М. Горького в постсоветскую эпоху. Этот вопрос рассматривается на примере трех произведений писателя: пьесы «На дне», цикла «Несвоевременные мысли» и романа «Мать». Речь идет об изменении стратегии издателей по отношению к сочинениям М. Горького в течение трех последних десятилетий: эти изменения связаны не только со спецификой писательской репутации М. Горького, но и с общими закономерностями развития книжного рынка. Ключевые слова: Максим Горький; творческое наследие; литературная репутация; современный издательский процесс, книжный рынок.

Alla Stepanova

Maxim Gorky and the Modern Editorial Process

The article is devoted to the editorial destiny of Maxim Gorky's artistic heritage in post-Soviet epoch, on the material of three of his works "The Lower Depths", "Untimely Thoughts" and "The Mothef'. The author is discussing the editors' change of attitude towards Gorky's writings during the last 30 years. This change is determined not only by the specifics of Gorky's reputation as a writer, but by the general laws of the book market development. Keywords: Maxim Gorky; artistic heritage; modern editorial process; literary reputation; book market.

Проблема востребованности творчества М. Горького на современном книжном рынке, с одной стороны, как зеркало, отража-

ет смену идеологических приоритетов, которая началась в конце 1980-х гг. и до сих пор остается предметом дискуссий. С другой стороны - издание произведений М. Горького зависит от различных факторов, и в течение постсоветского периода (который не был однородным ни в идеологическом, ни в экономическом отношении) ситуация пусть и не кардинально, но менялась.

Безусловно, если сравнивать популярность сочинений М. Горького в советский и постсоветский период, то в первую очередь обращает на себя внимание чисто внешний показатель -резкое снижение тиражей.

Хорошо известно, что М. Горький был самым издаваемым в СССР советским писателем и занимал третье место в общем рейтинге русских авторов, уступая только Л. Н. Толстому и А. С. Пушкину. За советское время (1918-1986) общий тираж 3556 изданий составил 242,621 млн экземпляров [2, с. 292, 308].

Можно указать на регулярность выхода в СССр и отдельных произведений, и авторских сборников, и всевозможных собраний сочинений М. Горького. Из этого многообразия нужно выделить Собрание сочинений в 30 томах (М.: ГИХЛ, 1949-1955) - включающее, помимо художественных текстов, статьи и письма писателя, хотя и избранные. Тиражи изданий Горького по нынешним меркам были гигантскими: так, тираж Собрания сочинений в 16 томах, выпущенного в 1979 г. издательством «Правда» в серии «Библиотека „Огонек"» и адресованного широкому кругу читателей, насчитывал 600 000 экземпляров.

Важным событием в изучении и популяризации сочинений М. Горького в советское время стала работа по подготовке его академического Полного собрания сочинений. Была издана серия художественных произведений (25 томов; 1968-1976), потом серия вариантов (10 томов; 1974-1982). А затем этот процесс надолго приостановился: с 1998 г. на сегодняшний день изданы 19 томов писем (из запланированных 24 томов); серию литературно-критических и публицистических статей М. Горького так и не начали выпускать. Таким образом, с выхода первого тома прошло уже 50 лет, но работа все еще продолжается.

Если первые тома Полного собрания сочинений Горького выходили тиражом 300 000 экземпляров, то тома писем достигают тиража всего в 500 экземпляров. Но можно ли на этом основании считать, что к началу 2000-х гг. читательский интерес к Горькому снизился в сотни раз? Думается, нет. Для сравнения укажем, что новое академическое Полное собрание сочинений А. С. Пушкина в 20 томах (СПб.: Наука, 1999—) выходит тиражом 5000 экземпляров: цифра скромная для советских лет, но вполне достойная для настоящего времени. Иначе говоря, цифры тиражей служат важным и наглядным, но довольно относительным показателем читательского спроса на произведения классиков: важно учитывать и целевую аудиторию (читательская аудитория писем М. Горького заведомо меньше аудитории, которая читает его художественные произведения), и ситуацию на книжном рынке (статистика книго-оборота1, периоды сформировавшегося дефицита на те или иные издания), и юбилейные годы, которые способствуют повышению читательского интереса, и др.

Резкое снижение тиражей коснулось всей литературной классики, а не только произведений советских писателей, поскольку стремительно менялась вся система книгоиздания и книжной торговли. Начало этому процессу было положено решением коллегии Госкомиздата СССР «О расширении прав и самостоятельности издательств и совершенствовании тематического планирования» от 20 ноября 1986 г., которое привело к изменению издательского репертуара, появлению частных издательств и коммерциализация книжного рынка.

Так, «в 1990 году, в канун распада СССР, его издательская система насчитывала около 280 издательств... что было меньше дореволюционного уровня» [1]. По данным Российской книжной палаты (полученным на основании действия «Закона об обязательном экземпляре»), уже в 1995 г. в России работали 4945 издательств, в 1998 г. - 6352, в 2000 г. - 5110, в 2016 г. - 5800.

Коммерческие издательства не столько занимаются просветительской и популяризаторской деятельностью, сколько сами ориентируются на потребности и вкусы читательской аудитории.

С одной стороны, классиков XIX в. и многих писателей начала ХХ в., в том числе Горького, выпускать выгодно, потому что их произведения уже не охраняются законом об авторском праве (не нужно платить гонорары). но с другой стороны, поскольку классику издают все, это повышает издательскую конкуренцию, при постоянном росте цен на книги.

В новых условиях развития книжного рынка литературная классика (признаваемая таковой в советское время) снова проходит испытание временем: именно читательский спрос, отчасти обусловленный программами среднего и высшего образования, определяет, насколько действительно востребованы произведения того или иного писателя.

К сказанному нужно добавить, что с наступлением эры Интернета (то есть с начала 2000-х гг.) практически любое произведение русской классики можно скачивать и читать в свободном доступе, не тратя денег на покупку книги.

В этом смысле рейтинг Горького действительно заметно снизился - об этом я могу судить по собственному опыту работы в издательстве. Сопоставление данных выпуска книг в рамках серии «Азбука-классика» (серия выпускается петербургским издательством «Азбука» с 1996 г., более 20 лет, что позволяет сделать некоторые выводы) свидетельствует о том, что Горький не входит не только в первую тройку, но даже в первые три десятка самых читаемых русских классиков. Продажи его книг уступают уже не только сочинениям Пушкина и Толстого, но и Гоголя, Достоевского, Чехова, Бунина, Булгакова, Пастернака, Ильфа и Петрова, набокова и др.

Самым издаваемым произведением М. Горького в постсоветский период можно назвать пьесу «на дне» - оставшуюся в обязательной программе для старших классов. «На дне» издавали и в 1990-е гг., и довольно регулярно с начала 2000-х гг. Из-за небольшого объема текста пьесу обычно включают в сборники Горького. Например, она выходила в 1996 и 1997 г. в составе авторского сборника «Проза. Драматургия. Публицистика» (издательство «АСТ, Олимп», серия «Школа классики. Книга для ученика

и учителя»), подготовленного П. В. Басинским. Вместе с пьесой «На дне» в сборниках произведений Горького обычно печатают либо его произведения малой прозы - «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» и др., либо пьесы (как, например, в сборнике пьес М. Горького «На дне» 2009 г., выпущенном в серии «Русская классика» издательством «Эксмо»).

Зачастую название пьесы выносится в заглавие книги. Так, в серии «Азбука-классика» пьеса «На дне» впервые была выпущена в одноименном издании в 2006 г., под одной обложкой с пьесой «Мещане» и эссе В. Ходасевича «Горький»; с тех пор книга не раз допечатывалась небольшими тиражами, от 2000 до 5000 экземпляров. В издательской аннотации, написанной в 2006 г., говорится: «Пьеса „На дне", несомненно, одна из вершин горьковского творчества. Основная тема пьесы „На дне" - правда и ложь. В пьесе противопоставлены старец лука со своими тихими и вечными истинами и громогласный резонер Сатин, который, согласно марксистской критике, олицетворяет собой пробуждение пролетарского сознания. Всю свою творческую биографию, подобно „лукавому Луке", сам Горький пытался „навеять человечеству сон золотой" - „мечту о социалистической революции как панацее от всех человеческих страданий" (В. Ходасевич). И даже собственные „Несвоевременные мысли", казалось, не отрезвили его».

Приведем для сравнения аннотацию издания пьесы «На дне» 2012 г. (издательство «Дрофа-Плюс», серия «Школьное чтение»), где градус оценочности заметно ниже: «Пьеса М. Горького „На дне" была создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. В центре пьесы не только человеческие судьбы, но и столкновение идей, спор о смысле жизни, ядром которого является проблема правды и лжи, восприятие жизни во всех ее разнообразных и причудливых формах».

По данным каталогов РГБ и РНБ, в последние годы пьеса часто выпускается в сериях, адресованных непосредственно школьникам. Например, «Библиотека школьника» издательства «АСТ, Астрель», «Классика для школы» издательства «Стрекоза-Пресс»,

«Школьная программа. Русская классика» издательства «Дрофа», «Школьная библиотека» издательства «Детская литература».

Спад читательского интереса к творчеству Горького в начале 1990-х гг. не был связан с вопросами его писательского мастерства, а объяснялся устойчивой репутацией идеолога советской литературы и соответствующим культом. Как писал в 1992 г. И. Н. Сухих, «маятник оценок резко качнулся в обратную сторону: основоположника советской литературы превращают в одного из основных виновников духовного закабаления страны, „первосвященника сталинизма"» [3, с. 11].

Однако интересно, насколько по-разному в постсоветский период сложилась издательская судьба двух произведений М. Горького, выразивших едва ли не взаимоисключающие оценки революционных перемен. Я имею в виду роман «Мать» и книгу «Несвоевременные мысли».

«Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре» - цикл статей М. Горького, печатавшихся в газете «Новая жизнь» в 1917-1918 гг., и затем опубликованный отдельным изданием в 1918 г. (Пг.: Культура и свобода). Не смотря на намерение Горького переиздать книгу, дополнив ее статьями из сборника «Революция и культура», в Советском Союзе «Несвоевременные мысли» больше не публиковались, а единственное издание 1918 г. попало в закрытый библиотечный фонд. И вот в 1990-1991 гг. «Несвоевременные мысли» М. Горького выпустили сразу три московских издательства, и все три значительными тиражами: 200 000 экземпляров (издание Союза журналистов СССР, Ассоциация «Ротация» при участии МСП «Интерконтакт», 1990); 82 000 экземпляров («Советский писатель», 1990) и 140 000 экземпляров («Современник», 1991). В аннотациях подчеркивалась уникальная издательская судьба книги и то, что Горький в ней отстаивал «идеалы гуманизма» («Советский писатель»), «вел борьбу за новую, демократическую Россию, за развитие культуры, просвещения, науки; с необыкновенной искренностью и мучительной болью выступал с критикой „издержек" и „теневых" сторон революции» («Современник»).

Новый этап интереса издателей к «Несвоевременным мыслям» возник уже в начале 2000-х гг., когда этот цикл стали публиковать не только в виде брошюры (М.: Художественная литература, 2000), но и в сборниках произведений М. Горького. Например, в издании «Книга о русских людях», составленном П. Басинским (М.: Вагриус, 2000), куда вошли и «Заметки из дневника», и литературные портреты Чехова, Толстого, Л. Андреева, Короленко, Есенина, а также С. Т. Морозова, В. И. Ленина). В 2004 г. «Несвоевременные мысли» появились под одной обложкой с «Окаянными днями» И. А. Бунина (М.: Айрис-пресс, 2004) - еще одним произведением «возвращенной литературы», где так же остро ставится проблема революции и культуры; издание открывала статья О. Н. Михайлова.

В аннотациях к изданиям «Несвоевременных мыслей» (когда название цикла вынесено в название книги) по-прежнему обращалось внимание на неоднозначность личности Горького и его отношения к революционным процессам. Так, в аннотации книги, выпущенной издательством «Азбука» (серия «Азбука-классика») читаем: «...Существует сформированный советскими идеологами расхожий взгляд на Горького как на „глашатая революции". Действительно, Горький в раннем своем творчестве был склонен романтизировать „революционные порывы", но сама революция резко изменила его взгляд на вещи, о чем свидетельствуют 58 статей М. Горького, опубликованных в газете „Новая жизнь" в 1917-1918 годах.».

На сегодняшний день можно сказать, что цикл «Несвоевременные мысли» вошел в постоянный репертуар произведений М. Горького и регулярно публикуется в авторских сборниках.

Иначе обстоит дело с изданиями романа «Мать». Включенный в обязательную школьную программу, в советское время этот роман был едва ли не самым тиражируемым произведением Горького. Его публиковали с комментариями, вступительными статьями, иллюстрациями - и без них, в составе авторских сборников - и отдельно. В советское время последний раз он был издан отдельной книгой в 1988 г. (М.: Художественная литература), тиражом 270 000 экземпляров. А затем наступил длительный перерыв, за время которого

роман «Мать» был исключен из обязательной школьной программы, и во многом по этой причине издатели не спешили обращаться к нему - это с одной стороны. С другой стороны - сложилась ситуация, когда бумажные издания романа стали редкостью.

Я хорошо помню, как в самом начале 2000-х гг. руководство «Азбуки» категорически отвергло предложение редакции издать этот роман и другие произведения советских писателей (Гайдара, Шолохова, Н. Островского и др.) хотя бы ради эксперимента или как проект-китч, адресованный тем, кто ощутил ностальгию по советской эпохе, и тем, кого эта эпоха интересует.

Ситуация начала меняться в середине 2000-х. Кстати, в это время вышла в свет биография М. Горького в серии «ЖЗЛ», написанная Павлом Басинским (М.: Молодая гвардия, 2006), а следом за ней биографический очерк Дмитрия Быкова «А был ли Горький?» (М.: АСТ, 2008): аннотации обеих книг обещали читателям увлекательное повествование, в котором факты отделены от мифов.

В постсоветское время роман «Мать» впервые вышел в 2005 г. в двухтомном издании «Избранных произведений» М. Горького (М.: Издательский дом Родионова; Литература).

В 2012 г. роман «Мать» напечатан отдельной брошюрой в «лениздате» (серия «лениздат-классика»), примечателен ее тираж - всего 2000 экземпляров: очевидно, что руководители издательства не были уверены в читательском спросе. В 2014 г. роман отдельным изданием выпустила «Азбука» (серия «Азбука-классика»), тираж 4000 экземпляров; в 2017 г. допечатаны еще 2000 экземпляров, что говорит о некотором пробуждении читательского интереса (оставляю в стороне вопросы, связанные с эволюцией государственной идеологии).

С течением времени отношение к роману, в начале 1990-х гг. воспринимавшемуся как одно из самых одиозных произведений советской литературы, несколько изменилось. Это чувствуется и в аннотациях, и в читательских отзывах. Редакторы решаются давать сочинению Горького позитивные оценки.

Вот, например, какой аннотацией сопровождалось издание романа «Мать» в 1970 г. («Лениздат», серия «Школьная библиотека»,

тираж 200 000 экземпляров): «„Мать" М. Горького - первое художественное произведение, показавшее превращение пролетариата в класс борющийся, осознавший свое великое назначение освободить себя и все человечество от рабства». А вот аннотация 2012 г. («Лениздат»): «В настоящее издание вошла повесть Максима Горького „Мать" (1906), герои которой приходят в революцию и к вере в социалистическую идею, способную изменить мир к лучшему. В последние годы это произведение практически не переиздавалось, и теперь мы имеем возможность по-новому прочесть одну из самых знаменитых книг XX века».

Если «Лениздат» предлагает возможность нового прочтения романа, то «Азбука» пытается привлечь внимание читателей захватывающим сюжетом и гуманистическим пафосом произведения: «В основу романа „Мать", одного из самых популярных произведений Горького, легла массовая демонстрация 1902 года в городе Сормове. Отсюда основанный на реальных событиях волнующий сюжет, с острой политической борьбой, тайными сходками, обысками, арестами, самоотверженным героизмом главного героя-революционера Павла Власова. Однако центральный образ в романе - Пелагея Ниловна Власова, мать героя, один из самых ярких и волнующих персонажей российской литературы, символизирующая собой вечный образ Матери, наделенной даром безграничной любви и терпения».

Сдержанное, спокойное отношение к этому роману и творчеству Горького в целом демонстрируют и отзывы читателей. Вот примеры некоторых из них, выбранные мною навскидку на сайте интернет-магазина «Лабиринт»:

«Я бы посоветовал этот роман тем, кто любит историю и не любит власть. Он весь пропитан революционным духом»2.

«Несмотря ни на что, с удовольствием перечитала этот роман. Конечно, он наполнен советской идеологией, но подвиг и самоотверженность матери ради сына не теряет своей актуальности даже спустя несколько десятилетий. Трудно представить, как темную непросвещенную женщину поначалу напугали идеи и деятельность сына, но ради любви к нему Ниловна старалась все это по-

нять и принять, чтобы быть нужной и полезной, в первую очередь, конечно, ему - своему единственному ребенку. И современным матерям есть чему поучиться у героини романа. К Горькому можно относиться по-разному, но с тем, что это мастер слова и признанный классик, не поспоришь»3.

«Произведение очень достойное. Советую всем любителям русской классики»4.

Можно сказать, что ситуация с наследием Горького становится более сбалансированной: и «Несвоевременные мысли», и роман «Мать» входят в горьковский «канон», и их издания присутствуют на книжном рынке.

На современном этапе издатели пытаются открыть новые возможности для коммерческого использования сочинений Горького за счет расширения читательской аудитории. Приведем два примера, явно относящихся к подобным издательским поискам.

Первый пример - сборник произведений Горького под названием «Сказки», выпущенный в 2017 г. издательством «Эксмо» в серии «Книги - мои друзья» и адресованный детям младшего школьного возраста. (Нужно сказать, что в последнее время Горького начали активно издавать в иллюстрированных сериях книг для детей (издательства «АСТ», «Махаон», «Стрекоза», «Дрофа-Плюс» и др.).) Этот сборник лучше всего характеризует отзыв покупательницы: «Недавно заказала в Лабиринте эту книгу, прочитала ее ребенку. Что могу сказать? Мне кажется, составлена книга не совсем удачно. Первые четыре рассказа написаны были Горьким именно для детей. их хорошо читать детям дошкольного возраста. Они просты, понятны, в меру веселые. Тут и самовар-хвастун, и подводные приключения Евсейки, и забавный Иванушка-дурачок, и прекрасная ода солнцу и доброму дню. К ним хочется добавить в книгу чудесный рассказ „Воробьишко". А вот два последних произведения к сказкам никак не относятся, отрывок из „Старухи Изергиль" („Горящее сердце") и „Песня о буревестнике", к которым опять-таки хочется добавить и „Песню о соколе" - прекрасные песни-притчи Горького, которые детям вряд ли будут понятны, они на значительно старший возраст, когда уже начинаешь задумываться о смысле жизни, о своем пути»5.

Второй пример - подарочное, роскошно изданное (с иллюстрациями, на мелованной бумаге, отпечатанное в Италии) Собрание сочинений М. Горького в семи томах, выпущенное в издательстве «СЛОВО/SLOVO» в 2017 г., куда, помимо трех произведений, о которых шла речь выше, а также «Сказок об Италии», трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты» и некоторых других сочинений, вошел еще и роман «Жизнь Клима Самгина» (роман занял три тома из семи). Стоит это издание в интернет-магазине Ozon 29 790 рублей. Довольно любопытна издательская аннотация: «Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) родился 16 (28) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде. В общественном сознании почему-то укоренилась устойчивая легенда о „босяцком" происхождении писателя, причем она успешно пережила дореволюционную и советскую эпохи и не изжита окончательно и в постсоветский период». Вряд ли этот текст нужно понимать как попытку причислить Горького к писателям-аристократам: скорее, это попытка заинтересовать его творчеством «небосяков». Не исключено, что эксперименты, как и более традиционные проекты по изданию произведений Горького будут продолжены.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что отношение к личности и творчеству Горького еще корректируется. Свою роль в этом процессе, на наш взгляд, должна сыграть и полная публикация писем писателя, и завершение работы над его Полным собранием сочинений. По крайней мере, сейчас сложно говорить о его литературной репутации как об окончательно сформировавшейся. Поэтому изменения в издательских стратегиях также возможны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 О постепенном, но неуклонном снижении показателей выпуска книг в последнее время (наименований, тиражей, объемов печатных изданий в листах) свидетельствуют ежегодные отраслевые доклады Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Книжный рынок России».

2 Отзыв на книгу «Мать» на сайте книжного интернет-магазина «Лабиринт» (17.12.2012). URL: https://www.labirint.ru/books/359064/ (дата обращения: 01.12.2018).

3 Отзыв написан 03.06.2016 г. URL: https://www.labirint.ru/reviews/ goods/454742/ (дата обращения: 01.12.2018).

4 Отзыв написан 01.07.2016 г. URL: https://www.labirint.ru/reviews/ goods/454742/ (дата обращения: 01.12.2018).

5 Отзыв написан 18.11.2011 г. URL: https://www.labirint.ru/ books/307622/?utm_content=topadvert_2_block-name_h-list_click-id_200_ pin_7709435300202701840 (дата обращения: 01.12.2018).

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ленский Б. В. Книгоиздательская система современной России. М. : Наука, 2001 // Центр дистанционного образования МГУП. [Сайт]. URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook429/01/part-004.htm (дата обращения: 01.12.2018).

2. Немировский Е. Л. Книгоиздание СССР : Цифры и факты, 1917— 1987. М. : Книга, 1987.

3. Сухих И. Н. Заблуждение и прозрение Максима Горького. Н. Новгород : изд-во «Нижний Новгород», 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.