Научная статья на тему 'Макроструктура концепта «Әйел» («Женщина») в казахском языковом сознании'

Макроструктура концепта «Әйел» («Женщина») в казахском языковом сознании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
198
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / КОНЦЕПТ "ЖЕНЩИНА" / МАКРОКОМПОНЕНТНАЯ СТРУКТУРА / НАПРАВЛЕННЫЙ АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Досимова Марта Саиновна

Статья посвящена описанию макроструктуры концепта «әйел» («женщина») в актуальном языковом сознании казахов, проживающих на территории Астраханской области. В макрокомпонентной структуре данного концепта выявлены образный компонент, энциклопедическое содержание и интерпретационное поле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Макроструктура концепта «Әйел» («Женщина») в казахском языковом сознании»

УДК 81-2

МАКРОСТРУКТУРА КОНЦЕПТА «дЙЕЛ» («ЖЕНЩИНА») В КАЗАХСКОМЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ

М. С. Досимова

Статья посвящена описанию макроструктуры концепта «эйел» («женщина») в актуальном языковом сознании казахов, проживающих на территории Астраханской области. В макрокомпонентной структуре данного концепта выявлены образный компонент, энциклопедическое содержание и интерпретационное поле.

Ключевые слова: языковое сознание, концепт «женщина», ма-крокомпонентная структура, направленный ассоциативный эксперимент.

Исследование выполнено в русле семантико-когнитивного подхода к языку, разрабатываемого научной школой Воронежского госуниверситета (3. Д. Попова, И. А. Стернин), который подразумевает исследование семантики языковых средств, объективирующих концепт, как средства доступа к его содержанию и как средства теоретического моделирования структуры и содержания концепта [2. С. 12].

Материалом исследования послужили результаты направленного ассоциативного эксперимента [1. С. 43-46], который проводился среди жителей г. Астрахани и Астраханской области. В эксперименте приняло участие 112 носителей казахского языка разного пола, возраста, социального положения, гражданского состояния. Эксперимент проводился в двух формах: «X - какая?» («Эйел - кандай?») и «X - что делает?» («Эйел - не 1стейд1?»), в результате было получено 635 ассоциатов (реакций), которые подверглись обработке методом когнитивной интерпретации. В результате было выявлено 90 когнитивных признаков (КП), для каждого из которых устанавливался индекс яркости (ИЯ) (указан в скобках после КП и представляет собой округленное до сотых отношение суммарного количества ассоциатов, объективировавших данный признак, к общему числу испытуемых (112).

Макроструктура концепта описывается как перечисление выявленных когнитивных признаков, принадлежащих каждому из ком-

понентов: образному компоненту, энциклопедическому содержанию и интерпретационному полю [2. С. 80].

В образном компоненте концепта «эйел» (28 КП) (31%) выявлен перцептивный образ (28 КП) (31%), который, в свою очередь, отражает результаты восприятия данного концепта органами чувств (зрение, слух, вкус).

К числу зрительных (26 КП) (29%) относятся признаки, экспонирующие внешние характеристики (красивая (0,65); женственная (0,03); неухоженная, неопрятная (0,01)). Признаки высокая (0,04); невысокого роста (0,04); полная (0,03); худая (0,02); крупная (0,01) характеризуют рост и фигуру эйел. Возрастные характеристики выражены с помощью признака молодая (0,06). Цвет волос репрезентативен в признаке светловолосая (0,01). В казахском когнитивном сознании закреплены образы, характеризующие поведение «эйел»: жеманная (0,03); плачет (0,02); ругается (0,01). Следующие признаки также отражают зафиксированное в национальном сознании визуальное восприятие данного явления: танцует (0,05); пишет письмо (0,04); читает (0,04); шьет (0,04); вяжет (0,03); ест (0,02); отдыхает (0,02); поет (2) (0,02); смотрит телевизор (0,02); торгует (0,02); разговаривает по телефону (0,01); рисует (0,01); рукодельничает (0,01).

Звуковой образ (1 КП) (1%) состоит из неяркого признака поет (0,02).

Вкусовой образ (1 КП) (1%) представлен признаком сладкая (0,01).

Энциклопедическое содержание (80 КП) (89%) концепта «эйел». Дифференциальная зона (7 КП) (8%) включает следующие признаки: ведет домашнее хозяйство (0,74); занимается семьей (0,60); заботится о мужчине (0,07);рожает детей (0,04); распоряжается семейным бюджетом (0,02); не работает (0,01); состоит в браке (0,01), которые экспонируют типично «женские» функции, связанные с выполнением обязанностей по хозяйству и в семье, а также во взаимоотношениях с противоположным полом.

Наиболее обширной зоной является описательная зона (70 КП) (78%). Здесь присутствуют признаки, описывающие возрастные отличия и особенности внешности: молодая (0,06); женственная (0,03); неухоженная, неопрятная (0,01). Описательными являются признаки, определяющие особенности социального, коммуникативного поведения рассматриваемого явления: культурно себя ведет

(0,32); жеманная (0,03); любит поговорить (0,03); плачет (0,02); сплетничает (0,02); не ругается (0,01); не сплетничает (0,01); ругается (0,01); честная (0,01). Личностные качества, черты характера, а также эмоциональное состояние отражены в следующих описательных признаках: добрая (0,15); заботливая, чуткая (0,13); спокойная (0,08); обладает твердостью духа (0,07); серьезная, порядочная (0,07); гостеприимная (0,06); деловая (0,06); жизнерадостная (0,06); уважительная (0,04); бойкая (0,04); покорная (0,04); злая (0,02); надежная (0,02); благодарная (0,01); восприимчивая (0,01); жадная (0,01); жестокая (0,01); зануда (0,01); любящая (0,01); немногословная (0,01); верная (0,01); простодушная (0,01); хваткая (0,01).

Признаки, объединенные в группу по классификационному признаку «профессия», воспроизводят ситуации, которые для отдельных представителей народа оказывались существенными:работа-ет учителем(0,04); торгует(0,02); работает в государственном учреждении(0,04); работает врачом (0,03); помогает при ро-дах(0,02); выполняет общественную работу (0,01); занимает руководящую должность (0,01); певица (0,01);работает в банке (0,01).

В процессе приобретения общественного и личного опыта в сознании испытуемых были зафиксированы следующие энциклопедические сведения о концепте «эйел»: занимается сельским хозяйством (0,05); танцует (0,05); пишет письмо (0,04); читает (0,04); шьет (0,04); вяжет (0,03); ест (0,02);отдыхает (0,02); поет (0,02); смотрит телевизор (0,02); рисует (0,01); рукодельничает (0,01); разговаривает по телефону (0,01).

В описательную зону концепта «эйел» вошли также когнитивные признаки: много работает (0,53); производит положительное эмоциональное впечатление (0,04); заботится о привлекательной внешности (0,06); следует моде (0,04); музыкальная (0,01); одинокая (0,01); талантливая (0,01); религиозная (0,02); хранит казахские традиции (0,01).

Интеллектуальные особенности, уровень образованности, наличие жизненного опыта отражены в признаках умная (0,21); образованная (0,08);учится (0,08) и мудрая (0,04).

Идентификационная зона (2 КП) (2%) объединяет признаки, отражающие отождествление его с конкретными физическими репрезентантами (идентификационные признаки: любимая (0,04); моя мама (0,01)).

Мифологическая зона включает когнитивные признаки, сформировавшиеся под влиянием мифологических представлений о женщине: 1 КП (1%) - имеетравные права смужским полом (0,01).

Интерпретационное поле (12 КП) (14%) концепта «эйел» включает оценочную и утилитарную зоны.

Оценочная зона (6 КП) (7%) объединяет когнитивные признаки, выражающие общую оценку: красивая (0,65); умная (0,21); добрая (0,15); хорошая (0,15); злая (0,02); плохая (0,01).

Утилитарная зона (6 КП) (7%) представлена признаками, выражающими прагматическое отношение людей к денотату концепта, знания, связанные с возможностью и особенностями его использования для каких-либо практических целей, т.е. роль хозяйки дома, матери, спутницы мужчины: ведет домашнее хозяйство (0,74); занимается семьей (0,60); заботится о мужчине (0,07); распоряжается семейным бюджетом (0,02). Утилитарное отношение к женщине также выражено в признаках выполняет общественную работу (0,01) и хранит казахские традиции (0,01).

В структуре концепта, кроме макрокомпонентов, вычленяются когнитивные слои, которые определяются как совокупность признаков, отражающих сквозное членение содержания концепта по определенному когнитивному классификационному признаку.

Исторический когнитивный слой концепта «эйел» (2 КПа) составляет устаревший признак помогает природах (0,02). Этот признак с течением времени потерял свою актуальность, поскольку в наши дни нет необходимости каждой женщине уметь принимать роды и помогать при родах, так как этими навыками сейчас обладают врачи-специалисты, и роды принимают в больнице, а не дома. Второй некогда бывший актуальным для национального казахского сознания, а теперь устаревший признак - покорная (0,04). Суммарный ИЯ исторического слоя - 0,06.

Все остальные признаки, соответственно, составляют современный когнитивный слой, т.е. являются элементами актуального казахского языкового сознания (ИЯ - 5,65).

Неоценочный когнитивный слой концепта «эйел» (47 КП) образован неоценочными когнитивными признаками: ведет домашнее хозяйство (0,74); занимается семьей (0,60); много работает (0,53); учится (0,08); заботится о мужчине (0,07); заботится о привлекательной внешности (0,06); молодая (0,06); занимается сельским хозяйством (0,05); танцует (0,05); пишет письмо (0,04); работает

учителем (0,04); рожает детей (0,04); читает (0,04); шьет (0,04); высокая (0,04); невысокого роста (0,04); работает в государственном учреждении (0,04); следует моде (0,04); вяжет (0,03); полная (0,03); работает врачом (0,03); ест (0,02); отдыхает (0,02); плачет (0,02); поет (0,02); помогает природах (0,02); распоряжается семейным бюджетом (0,02); религиозная (0,02); смотрит телевизор (0,02); торгует (0,02); худая (0,02); выполняет общественную работу (0,01); занимает руководящую должность (0,01); имеет равные права с мужским полом (0,01); крупная (0,01); моя мама (0,01); музыкальная (0,01); не работает (0,01); одинокая (0,01); певица (0,01); работает в банке (0,01); разговаривает по телефону (0,01); рисует (0,01);рукодельничает (0,01); светловолосая (0,01); состоит в браке (0,01); хранит казахские традиции (0,01). Суммарный ИЯ - 3,05.

Оценочный когнитивный слой включает в себя 43 КП. Суммарный ИЯ - 2,66. В нем вычленяются позитивно-, негативно- и амбивалентно-оценочные когнитивные признаки.

Позитивно-оценочные когнитивные признаки (28 КП): красивая (0,65); культурно себя ведет (0,32); умная (0,21); добрая (0,15); хорошая (0,15); заботливая, чуткая (0,13); образованная (0,08); спокойная (0,08); обладает твердостью духа (0,07); серьезная, порядочная (0,07); гостеприимная (0,06); деловая (0,06); жизнерадостная (0,06); мудрая (0,04); производит положительное эмоциональное впечатление (0,04); уважительная (0,04); любимая (0,04); женственная (0,03); надежная (0,02); благодарная (0,01); любящая (0,01); не ругается (0,01); не сплетничает (0,01); немногословная (0,01); верная (0,01); сладкая (0,01); талантливая (0,01); честная (0,01). Суммарный ИЯ - 2,39.

Негативно-оценочные когнитивные признаки (10 КП): жеманная (0,03); любит поговорить (0,03); злая (0,02); сплетница (0,02); жадная (0,01); жестокая (0,01); зануда (0,01); неухоженная, неопрятная (0,01); плохая (0,01);ругается (0,01). Суммарный ИЯ - 0,16.

Амбивалентно-оценочные когнитивные признаки (5КП): бойкая (0,04); покорная (0,04); восприимчивая (0,01); простодушная (0,01); хваткая (0,01). Суммарный ИЯ -0,11.

Таким образом, макрокомпоненты концепта частично пересекаются. Согласно исследованиям И. А. Стернина, «процентная характеристика объема образного, энциклопедического содержания и интерпретационного поля дает сведения об относительной яркости в структуре тех или иных аспектов концепта, и не является механи-

ческой суммой признаков», которые в сумме всегда будут больше 100% [3. С. 9-14]. Таким образом, макрокомпонентная структура концепта «эйел» выглядит следующим образом: образный компонент - 31%, энциклопедическое содержание - 89% и интерпретационное поле - 14%.

В структуре исследуемого концепта довольно ярок образный компонент, сформированный в когнитивном сознании казахов только на основе восприятия данного явления посредством органов чувств, главным образом, зрения. По своему содержанию перцептивный образ неоднороден, в нем также присутствуют звуковой и вкусовой образы.

Значительное преобладание энциклопедического содержания свидетельствует о высокой степени познания рассматриваемого концептуализируемого явления общественным или индивидуальным сознанием, поскольку эти сведения приобретаются носителями языка в ходе получения индивидуального жизненного опыта, в процессе обучения, практического взаимодействия с концептуализируемым явлением. В данном компоненте отчетливо вычленяются дифференциальная, описательная, идентификационная и мифологическая зоны. При этом наиболее существенны сведения описательного характера.

Интерпретационное поле необширно и представлено только оценочной и утилитарной зонами.

Анализ когнитивных слоев в структуре концепта «эйел» позволяет отнести данное явление к числу релевантных для современного языкового сознания казахов, поскольку исторический слой концепта незначителен.

Сопоставление суммарных индексов яркости неоценочного и оценочного слоев (3,05 : 2,66) свидетельствует о том, что концепт «эйел» является неоценочным, но при этом обладает заметной оценочной составляющей. При этом соотношение оценочных признаков указывает на положительную акцентуацию оценочного слоя концепта «эйел» в сознании носителей казахского языка.

Список литературы

1. Досимова, М. С. Национальная специфика языковой объективации концепта «женщина» (на материале русского и казах-

List of literature

1. Dosimova, M. S. Nacional'naja specifika jazykovoj ob#ektivacii koncepta «zhenshhina» (na materiale russkogo i kazahskogo

ского языков): дис. ... канд. фи-лол. наук. Воронеж, 2008. 206 с.

2. Попова, З. Д. Семантико-ког-нитивный анализ языка / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2006. 226 с.

3. Стернин, И. А. Основные компоненты структуры концепта и проблема сопоставления концептов // Язык и национальное сознание: Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж : Истоки, 2008. Вып. 10. С. 4-23.

jazykov): dis. ... kand. filol. nauk. Voronezh, 2008. 206 s.

2. Popova, Z. D. Semantiko-kognitivnyj analiz jazyka / Z. D. Popova, I. A. Sternin. Voronezh: Istoki, 2006. 226 s.

3. Sternin, I. A. Osnovnye komponenty struktury koncepta i problema sopostavlenija konceptov // Jazyk i nacional'noe soznanie: Mezhvuz. sb. nauch. tr. Voronezh : Istoki, 2008. Vyp. 10. S. 4-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.