Научная статья на тему 'МАКРОЛОГИСТИКА И МИКРОЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В СУДОСТРОЕНИИ'

МАКРОЛОГИСТИКА И МИКРОЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В СУДОСТРОЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулик Ю. Г.

Рассмотрен вопрос использования методологии логистики производственных процессов в судостроении. Материальные и информационные потоки судостроительного производства принято различать на двух уровнях: в системе макрологистики и в системе микрологистики. Предложен путь разработки оптимальных проектов микрологистической системы "Сборочно-сварочное производство" на основе моделирования и прогнозирования развития технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MACROLOGISTICS AND MICROLOGISTICS OF PRODUCTION PROCESSES IN SHIPBUILDING

The question of utilizying the methodology of logistics of production processes in shipbuilding has been considered. It is common practice to distinguish material and informational flows at two levels: in the system "Assembly and welding production" on the basis of modelling and prediction of technology development has been suggested.

Текст научной работы на тему «МАКРОЛОГИСТИКА И МИКРОЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В СУДОСТРОЕНИИ»

THE ANALYSIS OF FEATURES OF ARRANGEMENT PASSENGER HIGH-SPEED VESSELS

V.J. Ljubimov, O.A. Paushkinu

The purpose of the paper is to analyse the features of architectural and structural type and arrangement of passenger high-speed vessels. Characteristics are to be used in substantiating the arrangement and the choice of main dimensions of advanced high-speed vessels.

УДК 629.12.002

Ю.Г. Кулик, д.т.н., профессор, ВГАВТ. 603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

МАКРОЛОГИСТИКА И МИКРОЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В СУДОСТРОЕНИИ

Рассмотрен вопрос использования методологии логистики производственных процессов в судостроении. Материальные и информационные потоки судостроительного производства принято различать на двух уровнях: в системе макрологистики и в системе микрологистики Предложен путь разработки оптимальных проектов микрологистической системы "Сборочно-сварочное производство" на основе моделирования и прогнозирования развития технологии.

Строительство судов, как и изготовление любого другого изделия, осуществляется в результате выполнения производственного процесса. При создании такой сложной продукции, как современное судно, производственный процесс строительства судна разделяют на частные производственные процессы, которые образуют классификационные категории - виды производства, выделяемые по принципу применяемых методов изготовления составляющих частей судна. Таких видов производства в судостроении насчитывают более десяти.

Все эти виды производства расположены в цехах, на производственных участках и на рабочих местах. Их функционирование взаимосвязано во времени. С точки зрения логистики, как "науки о планировании, организации, управлении, контроле и "регулировании материальными и информационными потоками в пространстве и времени" [1], судостроение представляет собой логистическую систему, к организации которой могут быть применимы логистические подходы, базирующиеся на законах организации производственных процессов: упорядочения движения предметов труда, непрерывности хода производства, ритма и календарной синхронизации производственных циклов. Эти законы, на наш взгляд, являются и законами логистики производственных процессов.

Материальный поток в корпусостроительных производствах - это продукция в виде предметов труда - деталей, сборочных единиц (узлов, секций, блоков), рассматриваемых в процессе приложения к ним логистических операций (транспортировка, складирование) или технологических операций (обработка, сборка, сварка и др.) и отнесенных к определенному временному интервалу.

Информационный поток - совокупность сообщений, используемых логистической системой и обработанных для выполнения логистических операций.

Логистическая операция (операция логистики) - это совокупность действий по преобразованию того или иного материального либо информационного потоков.

Таким образом, логистической системой можно считать систему, состоящую из взаимосвязанных элементов - материальных или информационных потоков, над ко-

торыми выполняются логистические операции, исходя из общих целей и критериев эффективности производства. В качестве логистических систем можно рассматривать судостроительное предприятие в целом, так и его отдельные виды производства.

Законы логистики необходимо соблюдать при создании механизированных поточных линий (МПЛ). а также при разработке технологических планировок расстановки оборудования и размещения участков в сборочно-сварочном производстве [2] рассматриваемых в данной статье в качестве примера.

В целом логистическое управление в ходе производства должно обеспечить решение следующих вопросов:

- что и в каком объеме следует изготовлять для обеспечения комплектной подачи сборочных единиц для корпусостроительного производства;

- как осуществлять производственно-календарное планирование;

как осуществлять выбор структуры внутри производственной транспортной и промежуточной складской системы;

как осуществлять контроль за ходом частных производственных процессов.

Следует заметить, что концепция логистического управления, рассматривающая все материальные и информационные потоки в судостроительном производстве как единое целое, является новой, однако применительно к каждой составляющей этих потоков имеются проверенные практикой методы и модели.

Логистика позволяет с единым концептуальным подходом рассматривать материальные и информационные потоки различного уровня в зависимости от степени детализации логистических операций и масштаба объединения предприятий, их специализации и территориального размещения. Принято различать макрологистику и микрологистику [3]. Система макрологистики охватывает функционирование нескольких предприятий, микрологистика - внутри одного предприятия.

По аналогии с этими принципами и с учетом сложности продукции судостроения материальные и информационные потоки можно рассматривать тоже на двух уровнях: производственный процесс строительства судна в целом как систему макрологи-стическую, частные производственные процессы - как системы микрологистические.

Схема микрологистической системы сборочно-сварочного производства (СПП) показана на рисунке

Корпусо- Корпусо-

обрабатывающее Сборочно-сварочное производство строительное

производство производство

Рис. Структура микрологистической системы ССП В рамках, обведенных сплошными линиями, показаны потоки подсистем сборочно-сварочного производства, пунктирными линиями - другие микрологистическне системы из обшей макрологнстической системы судостроительного производства

Для дальнейшего развития ССП важнейшим путем является создание гибких производственных систем (ГПС), в которых осуществляется интенсификация и автоматизация технологических операций, высокий уровень автоматизации управления технологическими процессами и координация выполнения технологических операций с транспортными и складскими системами.

Оптимальный проект ССП как высокоорганизованной и гибкой производственной системы можно создать при применении моделирования и прогнозирования в логистике производственных процессов. Моделирование - особый прием системного изучения состояния технологии в производственных системах. Прогнозирование по существу является специфичным видом моделирования, когда модель опережает свой оригинал.

Исследования, проводимые на моделях, выполненных с учетом поведения, структуры и функционирования моделируемой логистической системы в целом или ее составляющих подсистем, предоставляют качественно новые возможности:

- провести исследования на этапе проектирования логистической системы и определения целесообразности ее создания;

- ставить на ЭВМ эксперименты по определению допустимых объемов материальных потоков;

- разработать структурно-технологичесие схемы МПЛ и снабдить разработчиков методологическим аппаратом получения необходимых количественных оценок.

Поскольку структура и состав технологических процессов в ССП определяются многономенклатурным характером, то возникает необходимость воспроизводить модели в "чистом" (идеальном) виде, а затем их преобразовывать в конкретно-прикладные модели. Такими идеальными (абстрактными) являются типовые обобщенные модели технологии (ТОМТ): типовые - значит пригодные для многих предприятий, обобщенные - отражающие все возможные ситуации производства [4]. ТОМТ представляет технологическую систему, состоящую из структурно-технологической схемы процессов, перечня средств технологического оснащения и основных расчетных показателей их технического уровня.

Рассматривая механизированную поточную линию изготовления сборочных единиц как одну из подсистем микрологистической системы "ССП", разработана методика выбора структурно-технологической схемы МПЛ. В ней заложено использование законов логистики производственных процессов. Проявление этих законов сводится к следующему.

Закон упорядочения движения предметов труда служит для организации рациональных материальных потоков по предметным и маршрутным характеристикам.

Закон непрерывности хода производственного процесса для соблюдения прямо-точности и однонаправленности.

Закон ритма производственных циклов определяет связь параметров годовой программы строительства судов и тактом выпуска судов из постройки.

Закон календарной синхронизации производственных циклов для минимизации затрат на производство и сокращения потерь рабочего времени.

Выводы: 1. Использование логистических законов организации производственных процессов в судостроении позволяет осуществить повышение организованности и эффективности сложных производственных систем, как на уровне макро, - так и на уровне микрологистики.

2. Методология логистики, основанная на применении принципов синхронизации, оптимизации и интеграции потоковых процессов, при размещении рабочих мест и компоновке позиций МПЛ может способствовать достижению оптимального варианта организационно-технологической перестройки любого вида производства в судостроении.

Список литературы

[1] Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина: 2-е изд., псрераб. и доп. - М.: ИНФРА-М 2001.

[2] Кулик Ю.Г. Логистика процессов сборочно-сварочного производства в судостроении / материалы НТК, выи. 292, ч. 4-Н. Новгород: ВГАВТ, 2000.

[3] Чудаков А.Д. Логистика: Учебник - М.: Изд. РДЛ, 2001.

[4] Кулик Ю.Г. Механизация и автоматизация судостроительно-судоремонтного производства. Моделирование и прогнозирование развития технологии. - Н Новгород: ВГАВТ. 1996.

MACROLOGISTICS AND MICROLOGISTICS OF PRODUCTION PROCESSES IN SHIPBUILDING

Y.G.Kulik

The question of utilizying the methodology of logistics of production processes in shipbuilding has been considered. It is common practice to distinguish material and informational flows at two levels: in the system "Assembly and welding production" on the basis of modelling and prediction of technology development has been suggested.

УДК 629.12.001.2

Д.А. Данилин, аспирант, ВГАВТ.

Россия, 603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

К ВОПРОСУ О НАЗНАЧЕНИИ МИНИМАЛЬНОЙ ВЫСОТЫ НАДВОДНОГО БОРТА СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ

Приведены рекомендации по усовершенствованию способа назначения минимального надводного борта судов внутреннего плавания

Высота надводного борта, а следовательно, и полная высота борта играют роль в обеспечении не только требуемых грузоподъемности и грузовместимости, но и запаса плавучести и непотопляемости судна, его незаливаемости и незабрызгиваемости открытых палуб, мостиков и в конечном счете безопасности передвижения по палубе судовой команды. Важность величины надводного борта очевидна, так как во всех случаях, когда поврежденные корабли не тонули при поступлении внутрь их воды, они были обязаны только наличию достаточного надводного борта и, как следствие, достаточного запаса плавучести. При этом надводный борт играет роль в обеспечении обшей прочности и остойчивости судна. Учитывая важность сохранения кораблем плавучести ,к ней предъявляются определенные требования, которые сводятся к тому, что корабль, неся на себе все положенные по роду службы грузы, должен плавать по определенную ватерлинию и иметь при этом некоторый запас плавучести, измеряемый его надводным непроницаемым объемом. В конечном итоге это сводится к нормированию минимальной высоты водонепроницаемого надводного борта корабля. Величина минимального надводного борта судов внутреннего плавания регламентируется Правилами Российского Речного Регистра[1]. Величина минимального надводного борта в соответствии с Правилами[1] назначается в зависимости от типа, класса и длины, которая учитывается только для судов закрытого типа. При назначении минимального надводного борта по Международной Конвенции используется иной подход[2]. Величина надводного борта в этом случае складывается из базого надводного борта и поправок, которые могут иметь как положительные значения, так

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.