Научная статья на тему 'Необходимость улучшения инвестиционного климата в судостроительном комплексе РФ в современных условиях'

Необходимость улучшения инвестиционного климата в судостроительном комплексе РФ в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
155
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДОСТРОЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОИЗВОДСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ / SHIPBUILDING / ECONOMY / INVESTMENT / TECHNOLOGY / MANUFACTURING / COMPETITION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Вознесенский Александр Александрович

В данной статье рассматривается необходимость улучшения инвестиционного климата в судостроительном комплексе РФ. Дается описание основным производственным процессам, протекающим при строительстве судов. Выявляются основные проблемы, связанные с производственным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Вознесенский Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED TO IMPROVE THE INVESTMENT CLIMATE IN THE SHIPBUILDING INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS

The article discusses the need to improve the investment climate in the Russian shipbuilding industry. A description of the main production processes occurring in the construction of ships. Identifies the main problems associated with the production process.

Текст научной работы на тему «Необходимость улучшения инвестиционного климата в судостроительном комплексе РФ в современных условиях»

75

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Вознесенский А.А.

НЕОБХОДИМОСТЬ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В данной статье рассматривается необходимость улучшения инвестиционного климата в судостроительном комплексе РФ. Дается описание основным производственным процессам, протекающим при строительстве судов. Выявляются основные проблемы, связанные с производственным процессом.

Ключевые слова. Судостроение, экономика, инвестиции, технология, производство, конкуренция.

Voznesenskiy A.A.

THE NEED TO IMPROVE THE INVESTMENT CLIMATE IN THE SHIPBUILDING INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS

Abstract. The article discusses the need to improve the investment climate in the Russian shipbuilding industry. A description of the main production processes occurring in the construction of ships. Identifies the main problems associated with the production process.

Key words. Shipbuilding, economy, investment, technology, manufacturing, competition.

У У У

Инвестиционная привлекательность судостроительного комплекса напрямую зависит от уровня технологической базы производства. Отечественное судостроение сегодня базируется на технологических решениях и нормах, принятых ещё в 70-80-е годы ХХ века. Средний процент изношенности основных средств составляет около 70%, изношенность машин и оборудования - около 85%.

Большинство предприятий отрасли - предприятия полного цикла. При этом, как правило, индивидуально каждый из цехов, входящих в производственную цепочку, имеет собственные ограниченные производственные мощности, в некоторых случаях не коррелирующие друг с другом. В качестве подобного примера можно привести следующую ситуацию: пропускная мощность сварочно-заготовительного цеха - 10 тысяч тонн в год, что в 3 раза ниже пропускной способности корпусообрабатывающего цеха - 30 тысяч тонн в год. В связи с этим постоянно возникает риск недозагрузки части производственных мощностей с высокой пропускной способностью и повышенной нагрузки производств с низкой пропускной способностью, что может повлечь срывы сроков сдачи работ заказчикам.

ГРНТИ 06.81.12 © Вознесенский А.А., 2015

Александр Александрович Вознесенский — аспирант кафедры экономики и управления предприятиями Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191187, Санкт-Петербург, Гангутская ул., д. 14. кв. 7 (Russia, St. Petersburg, Gangutskaya str., 14, ap. 7). Тел. 8 (921) 355-89-69. E-mail: a.voznesenskiy@gmail.com.

Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.Е. Карлика.

Статья поступила в редакцию 20.05.2015 г.

Для ссылок: Вознесенский А.А. Необходимость улучшения инвестиционного климата в судостроительном комплексе РФ в современных условиях // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 4 (94). С. 75-78.

76

Вознесенский А. А.

Современное отечественное судостроение состоит из нескольких основных производственных этапов: корпусообрабатывающее производство; сборочно-сварочное производство; корпусостроительное производство; окрасочное производство; достроечное производство. Рассмотрим их особенности более детально.

1. Корпусообрабатывающее производство.

В 2000-е годы на ряде судостроительных предприятий РФ были введены новые корпусообрабатывающие цеха. Производство было оснащено современными системами транспортировки металла, линиями очистки и грунтовки металлопроката фирмы Gutmann (Германия), кранами производства фирм Famak (Польша) и IMG (Германия); линиями резки профиля производства фирмы IMG, машинами тепловой резки листового проката производства фирм Messer Cutting & Wutting (Германия) и ESAB. В целом, существующее корпусообрабатывающее производство оснащено современным оборудованием, поточными линиями и специализированными участками и модернизации не подлежит. Необходима организация только участков гибки деталей из листов и профиля, отвечающих современным требованиям.

2. Сборочно-сварочное производство.

Основная задача сборочно-сварочного производства - изготовление секций. Крановое оборудование, используемое при данном типе производства, позволяет изготавливать секции массой около 75-80 т. В настоящее время освоена технология механизированной сварки в среде углекислого газа и газовых смесях всех марок корпусных сталей, включая стали марок Е500, F500 и плакированные E-500Z-R

Сварочное оборудование цехов включает в себя: автоматы для сварки под флюсом, как стыковых, так и угловых швов, автоматы для сварки в среде СО2 (для угловой сварки), полуавтоматы для сварки в среде СО2 и газовых смесях типа М21 (Foton 20 и др.), установки аргонно-дуговой сварки, как отечественного производства, так и импортные (фирм KEMPI, ESAB и др.), а также оборудование для ручной дуговой сварки. Сварка осуществляется с использованием современных сварочных материалов: порошковых проволок и керамических подкладок.

В целом по сборочно-сварочному производству технологическое и подъемно-транспортное оборудование характеризуется низким техническим уровнем, значительным моральным и физическим износом. Технологические процессы, кроме электросварки, устарели. К основным направлениям модернизации сборочно-сварочного производства относятся: повышение производительности труда; механизация тяжелого ручного труда; улучшение условий и повышение привлекательности труда; внедрение современных технологий и оборудования; снижение трудозатрат и себестоимости продукции.

3. Корпусостроительное производство.

Для формирования корпусов судов и спуска их на воду предприятия судостроительного комплекса РФ имеют наклонные стапеля и эллинги. Крупнейшими действующими стапелями являются стапель «А» и «Б», расположенные на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Стапель «А» позволяет осуществлять спуск на воду судов дедвейтом до 100 тыс. т (см. табл.).

Таблица

Характеристики наклонных стапелей

Показатель Стапель А Стапель Б

Длина, м 343 245

Длина надводной части, м 263 192

Длина подводной части, м 80,4 52,3

Расстояние до противоположенного берега, м 460 450

Г рузоподъёмность, т 40 000 12 500

Сварочное оборудование стапельных цехов, как правило, включает в себя автоматы для сварки под флюсом, полуавтоматы для сварки в среде СО2 и установки для аргонно-дуговой сварки. Также имеется достаточное количество оборудования для ручной дуговой сварки. Основной объём сварочных работ осуществляется на полуавтоматическом оборудовании зарубежных фирм («Kempi» и др.) при широком использовании сварки в газовых смесях с использованием порошковой сварочной про-

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

77

волоки, керамических подкладок, позволяющих исключить непроизводительную потолочную сварку и дополнительную выборку корня шва. Для обрезки припусков цех использует наряду с ручной резкой и переносные газорезательные машины. Для сборки стыков и пазов секций широко применяется система «быстрый монтаж» с применением алюминиевых мостиков.

Стоит отметить, что большинство сварочных операций, проводимых на базе стапельных цехов, являются весьма трудоёмкими. На качество производимых работ значительно влияет природный фактор. Большинство судостроительных предприятий РФ расположены в таких климатических условиях, где круглогодичная работа на открытом воздухе является трудновыполнимой. Частичным решением данной проблемы мог бы стать переход от трудоёмкого секционного формирования корпуса судна к блочному. При блочном методе формирования корпуса судна готовность отдельных блоков, подаваемых на стапель, доходит до 90%. Такой метод постройки судна сокращает время, необходимое для формирования корпуса на стапельном месте, увеличивает пропускную способность стапелей. Кроме того, изготовление корпусных конструкций, образующих блоки судна, происходит в закрытых помещениях, при максимальной механизации работ, что улучшает качество работ, облегчает труд рабочих и резко увеличивает производительность труда. Данный метод получил широкое распространение в странах Азии.

4. Окрасочное производство.

Существующее окрасочное производство выполняет следующие работы: очистку металлоконструкций абразивным и механическим способом перед выполнением окрасочных работ до требуемой чистоты поверхности; окраску металлоконструкций с использованием ручного и механизированного способа нанесения лакокрасочных материалов (ЛКМ) (кисти, валики, установки БР, пульверизаторы). На предприятиях применяются следующие эпоксидные, полиуретановые, цинксиликатные, алкидные, фенолформальдегидные, поливинилбутиральные, битумные и другие виды ЛКМ. Основной проблемой в данном направлении является малый размер окрасочных камер, мощности которых не позволяют выполнять крупные заказы.

5. Достроечное производство.

В достроечных цехах изготавливаются трапы (в т.ч. забортные), поручни, детали леерного ограждения, тентовые устройства, настилы полов и площадок, детали стеллажей, трубы системы вентиляции, детали электрослесарного насыщения и т.п. Изготавливаются элементы модульной зашивки судовых помещений.

В достроечных цехах, как правило, расположено следующее основное оборудование: гильотины для резки металла; установка плазменной резки сталей и цветных металлов; вальцы и прессы для гибки деталей из листа; прессы для вырубки мелких деталей; станок для резки труб; трубогибочный станок для гибки труб; токарные, фрезерные, сверлильные станки. В цехе имеется сварочное оборудование для полуавтоматической сварки в среде СО2, аргонодуговой сварки и электродуговой сварки, машина контактной сварки.

Основными проблемами достроечного производства являются: отсутствие современных технологий; низкая производительность труда. В современном мировом достроечном производстве наиболее прогрессивным методом является блочно-модульный метод изготовления и монтажа, предусматривающий максимальное сокращение сборочно-монтажных работ, выполняемых на судне за счет переноса изготовления судового помещения в цеховые условия, с максимально возможным объемом установки штатного оборудования и насыщения. Предварительное формирование помещения не зависит от степени готовности корпусных конструкций судна.

В условиях жесткой конкуренции на мировом рынке, одним из решающих факторов получения заказов являются цена и срок выполнения работы. На этом фоне преимущество блочно-модульного метода формирования судовых помещений становится особенно очевидным, т.к. данная технология позволяет значительно сократить трудоемкость достроечных работ, а - главное - уменьшить цикл строительства судна. Данный метод получил широкое распространение в зарубежном гражданском судостроении (Финляндия, Южная Корея), особенно при строительстве крупнотоннажных пассажирских судов и буровых платформ. Отечественный опыт применения данной технологии ограничивается применением санитарных блоков иностранного изготовления при строительстве грузовых судов и формированием, с применением блок-модулей кают жилого блока, платформы «Приразломная» на Выборгском судостроительном заводе фирмой R&M Tec. GmbH (Германия).

78

Вознесенский А. А.

Организация специализированного производства блок-модулей судовых помещений, внедрение блочно-модульного метода в проектирование и строительство позволит: внедрить принципиально новую для отечественного судостроения технологию формирования судовых помещений; повысить конкурентоспособность продукции; улучшить условия труда; повысить производительность труда при формировании судовых помещений.

Проанализировав основные производственные процессы, протекающие на судостроительных предприятиях РФ, можно выделить следующие системные проблемы: низкая производительность труда основных производственных процессов; низкая степень автоматизации производства; отсутствие современных технологий производства. Таким образом, для повышения инвестиционной привлекательности отечественного судостроительного комплекса необходимо проводить глубокую модернизацию технологического уклада отрасли. Однако, в условиях глобального экономического кризиса и нестабильной политической ситуации, проведение такого крупномасштабного проекта силами РФ выглядит малореальным ввиду целого ряда политических и экономических причин: нестабильная политическая и экономическая ситуация; отсутствие внятных стратегий развития; слабое развитие предприятий из смежных отраслей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуревич И.М., Зеличенко А.Я., КуликЮ.Г. Технология судостроения и судоремонта. М.: Транспорт, 1976.

2. Желтобрюх Н.Д. Технология судостроения и ремонта судов. М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.